для чего нужно облачное хранилище
Что такое облачные хранилища и как используются
Облачное хранилище можно сравнить с «каршерингом СХД». Доступность, экономичность, надежность, — у этого пути множество преимуществ. Рассказываем о плюсах, возможных недостатках, популярных сценариях и типах хранения в облаках в материале Selectel.
Модель облачного хранилища похожа на «каршеринг СХД». Вместо вложений времени в организацию ЦОД, а позже в регулярное обслуживание, мы обращаемся в компании, у которых уже это есть — к поставщикам облачных хранилищ.
В ЦОД компаний-поставщиков услуг стоят бесконечные серверные стойки с оборудованием, за которыми следят системы безопасности и профессиональные администраторы. Арендуя часть серверов, мы перекладываем заботы о безопасности нашей информации на поставщика.
Когда чаще всего используют облачное хранилище, как оно устроено и какие преимущества имеет, — рассказываем в материале.
В модели две стороны: клиент и поставщик услуги (провайдер). Клиент арендует место на серверах провайдера, сохраняет на них документы, приложения, статический контент сайтов, получая доступ к ним удаленно. Поставщик организует хранение, обслуживание, безопасность и доступ к данным. Эта модель имеет несколько преимуществ.
Экономия. Для собственной СХД понадобятся: помещение, стойки, серверы, охлаждение, оборудование для инфраструктуры. Потребуется организовать резервное копирование с покупкой ПО и дополнительных накопителей. А еще все это должны обслуживать администраторы, например, проводить периодические профилактические работы с отключениями и обновлениями.
В случае с облачным хранилищем большинство операционных расходов сокращаются, а капитальные отсутствуют.
Надежность. Облачные хранилища обслуживаются инженерами со специализированным опытом в эксплуатации систем такого типа. Администраторы провайдеров регулярно обновляют железо, улучшают ПО, работают над безопасностью.
При этом данные хранятся «с запасом»: для хранения 1 Гб данных клиента поставщик резервирует 2 Гб. Серверы часто распределены по нескольких городам или странам, что добавляет отказоустойчивости при форс-мажорах.
Безопасность. Здесь два аспекта: физическая и безопасность передачи данных.
Доступность. Данными можно управлять через графические интерфейсы, консоль или API.
Масштабирование. Объем быстро увеличивается за счет подключения дополнительных серверов и СХД. В физическом варианте это также быстро, но только если заранее позаботится о масштабировании. А еще будет дорого и «vendor lock-in». Это значит, что вы будете привязаны к поставщику (вендору) и его платформе, технологиям, ПО. Когда захотите сменить поставщика, придется строить все заново, потому что все железо и ПО завязано на вендоре.
Управление расходами. Платить нужно ровно столько, сколько потреблять ресурсов. В объектных хранилищах есть классы — стандартное, «холодное», «ледяное». Классы помогают управлять стоимостью хранения. Например, когда к данным нужно часто обращаться, можно платить дороже за хранение, но дешевле за трафик (обращения). Для архивов наоборот — можно платить за работу с файлами дороже, но за хранение дешевле, потому что к ним редко обращаются.
Бизнес-процессы упрощаются, когда облачное хранилище доступно для сотрудника, например, из дома на выходных. А еще не забываем о восстановлении данных, когда бизнес-процессы не прерываются форс-мажорами из-за потери документов или репозитория.
Экономия. Надежность. Облако.
Но чаще встречается пять сценариев.
5 сценариев хранения в облаке:
N1. Резервное копирование и восстановление.
N2. Разработка ПО и тестирование.
N3. Совместный доступ.
N4. Миграция данных в облако
Резервное копирование и восстановление. Большинство файловых систем облаков совместимы с базами данных, поэтому хранилища часто используют для резервирования, например, при обновлениях. Резервирование в облаке проще настроить, при этом надежность хранения данных лучше, потому что провайдер услуги распределяет копии по ЦОДам.
Разработка ПО и тестирование. Часто разработка требует дублирования сред, которые потом нужно удалять, и совместной работы. Использование облачных ресурсов для этого — стандартная практика среди разработчиков ПО. Также, облака интегрируются с разными приложениями без дополнительных «костылей».
Совместный доступ. Например, для команд разработки и тестирования из разных офисов или городов. Если данные хранятся на сервере внутри сети предприятия, часто нужен VPN. Но можно обойтись без этого и перенести часть общих файлов, к которым обычно и нужен доступ, в облачное хранилище.
Миграция данных в облако облегчает обслуживание своей инфраструктуры, но это серьезная задача, требующего многолетнего опыта у системного администратора. Однако есть сервисы, облегчающие этот процесс.
Big Data и IoT. Например, для Big Data массив данных в 100 Терабайт не так уж много, но держать на локальных серверах такой объем дорого, поэтому для этого часто используют облака. Хранить в «облаке» массивы удобно: в облачных сервисах обычно высокая пропускная способность, низкие задержки, и возможность настроить запросы не извлекая данные.
Хранить массив данных для Big Data и архив корпоративных документов вместе нецелесообразно. Под каждую задачу требуется свой тип облачного хранения: объектное, блочное или файловое.
Что такое «Облачное хранилище» и какие преимущества оно открывает
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим про облачное хранилище, о том какие они бывают, и какие преимущества отрывают перед нами. Познакомимся с их инструментами, рассмотрим принципы работы и разберёмся с общими вопросами.
Всё чаще и чаще мы стали слышать работа в облаке, облако, или облако для хранения. Все эти термины относятся к облачному хранилищу и его сервисам. Но что такое облако? В основном облако — это виртуальное дисковое пространство, которое вы можете использовать удалённо через интернет для хранения и обмена информацией. То есть вся информация, находящаяся в облаке, хранится на сервере в интернете, вместо того, чтобы храниться на одном компьютере. Это позволяет получить вам доступ к вашим документам, музыке, фотографиями и другой информации, расположенной в облаке, с любого компьютера, имеющего доступ в интернет.
Если вы ещё не совсем поняли, что такое облако, тогда сейчас всё поймёте. Вы наверняка используете электронную почту, и ваша переписка хранится на серверах. Вы имеете доступ к почтовому ящику через интернет. Нужен лишь логин и пароль.
Так вот, используя электронную почту от Mail, Yandex, Google вы дополнительно получаете доступ к облачному хранилищу. И уже можете хранить в нём свою переписку, файлы и многое другое.
Существуют и другие облака, не привязанные к почтовому ящику. Они создаются под учётные записи операционных систем, экшн-камер и в качестве отдельного хранилища данных. Названия у этих сервисов разные, но принцип работы у них схожий.
Примеры наиболее популярных сервисов:
Позволяют хранить и обмениваться файлами с другими людьми, создавать и редактировать документы, электронные таблицы, презентации прямо в облаке, предоставлять доступ к папкам, файлам и совместно работать над ними с другими людьми.
Зачем использовать Облако?
Есть много причин, чтобы использовать облако, но главные причины удобство и надёжность. Приведу такой пример, в прошлом, работая на работе и удалённо дома через интернет, мне постоянно приходилось носить с собой USB флешку (даже не одну), иногда внешний жёсткий диск, или DVD диски. И то, я считал это очень удобно, когда у тебя под рукой вся необходимая информация. Сейчас же я сохраняю на флешку информацию, когда неуверен будет ли доступ к интернету с того компьютера, за которым мне предстоит поработать.
Сохранение файла в облаке гарантирует, что вы сможете получить доступ к нему с любого компьютера, имеющего выход в интернет, так что вам необязательно носить с собой флешки, диск и другие накопители.
Информацией из вашего облака можно воспользоваться, только если есть логин и пароль. Вы можете поделиться ссылкой на скачивание с вашего облака или создать общую папку для работы и предоставить доступ с её содержимому определённым людям, зарегистрированных в системе.
С облаком, вы гораздо меньше рискуете потерять ваши данные, так как они хранится на серверах. Вот почему производители смартфонов и других умных устройств создают свои облачные хранилища, и предлагаю автоматическую синхронизацию с облаком. Это позволяет быстро перенести данные с одного устройства на другое или восстановить их.
Однако всегда есть риск, что кто-то может попытаться получить доступ к вашим личным данным, поэтому важно подбирать надёжный пароль при регистрации. И желательно не использовать один пароль для всех ваших учётных записей.
Что такое Веб-Приложение (Web App)?
Вы уже знаете о компьютерных программах и мобильных приложения, которые необходимы для выполнения тех или иных задач на компьютере и мобильном устройстве. Однако существуют и веб-приложения (или веб-сервисы), которые позволяют выполнять поставленные задачи онлайн, без установки их на компьютер.
Скажем, если у вас уже есть аккаунт в Google, то есть вы зарегистрированы, то у вас есть доступ к облаку GoogleDrive (Гугл диску), где вы с лёгкостью можете создавать документы, таблицы, презентации, формы, рисунки. И если у вас нет MS Office, вы абсолютно легально можете использовать облачный сервис от Google, Яндекс, Mail.
Кстати, социальные сети постоянно развиваются и тоже используют веб-приложения, которые доступны нам. Существуют также игры и другие веб-приложения, которые вы можете добавить в профиль и использовать.
Веб-приложения становятся всё более и более интегрированными с веб-сайтами, и порой бывает трудно, отличить отдельное веб-приложение от общего сайта. Во многих случаях, вы можете использовать веб-приложение, даже не зная об этом!
Как Веб-Приложения работают?
Когда вы используете веб-приложение, вы работаете с вашего компьютера или мобильного устройства, но по большей части фактическая обработка осуществляется с помощью облачного сервиса. Эти серверы обладают огромной мощностью для того, чтобы обрабатывать запросы со всего мира. Они также используют специализированные серверы для хранения данных. Вся работа происходит очень плавно, как будто оно запущено на вашем компьютере. Конечно, если не подводит скорость интернет-подключения.
Например, если вы открываете документ с Google Docs, ваш браузер будет использовать для взаимодействия с сетью серверы для отображения документа. Когда вы редактируете документ, браузер работает в тесном сотрудничестве с серверами. Все изменения автоматически сохраняются в облаке. Вам нестрашна потеря соединения или отключение электричества, всё будет сохранено в облаке.
Это очень удобно, и если вы ещё не используете облако, тогда обязательно должны попробовать. Вы упускаете своё преимущество.
Друзья, поддержите нас! Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Что такое облачное хранилище
Сегодня в рубрике «Разобраться» команда хостинг-провайдера Timeweb рассказывает об облачном хранилище, или облаке.
Облачное хранилище изначально ассоциировалось с виртуальными жёсткими дисками для хранения файлов в интернете, но со временем в облако переехали и другие компоненты компьютера, превратив облачное хранилище в гибкую многофункциональную рабочую среду.
Облако можно использовать как дополнительное пространство для хранения фотографий в сети, а можно расширить возможности и заменить им компьютер для решения корпоративных задач.
Как устроено облачное хранилище
Облако функционирует за счёт так называемых облачных технологий — большого количества мощных компьютеров, которые находятся в разных точках мира и формируют надёжное виртуальное пространство.
В облаке можно хранить документы или создать многофункциональную инфраструктуру, где будут размещены полноценные операционные системы, статичные файлы для запуска сайтов, платформы для совместной работы и множество других решений для бизнеса.
Что и сколько можно хранить в облаке
Например, на Google Диске можно хранить любой легальный контент. Бесплатно получится загрузить в облачное хранилище ограниченный объём данных — до 15 ГБ. Если нужно больше места, следует выбрать платный тариф.
Кто предоставляет доступ к облачным технологиям
Облака для хранения файлов предоставляют сотни компаний, включая Google, Apple, Dropbox, Mail.ru, Яндекс, Box.com. Каждая из них предлагает клиентам небольшой объём для бесплатного хранения контента и ряд платных тарифов по расширению доступного дискового пространства.
В корпоративном сегменте работают такие компании, как Google, Amazon, IBM, Мегафон, МТС, Mail.ru. Они предоставляют не просто виртуальные жёсткие диски, а полноценные рабочие среды для организаций — с операционными системами, программами, базами данных, инфраструктурами для взаимодействия сотрудников или запуска видеоигр без необходимости что-то загружать на своё устройство.
Преимущества облачного хранилища
🟢 Облако во многом выигрывает у жёсткого диска, на котором многие привыкли хранить файлы. Помимо того что виртуальный жёсткий диск может быть куда больше по объёму, он ещё и надёжнее.
Мощные технологии позволяют хранить не только конкретные файлы, но и их копии до внесения изменений. Это позволяет делать резервные копии данных и в любой момент их восстанавливать в любой из сохранённых вариаций. А если повредится жёсткий диск, то шансов на восстановление практически не останется.
🟢 Облачное хранилище децентрализовано: можно получить доступ к файлам с любого гаджета — со смартфона или офисного компьютера. Достаточно знать логин и пароль.
Децентрализация позволяет корпорациям создавать облачные структуры и размещать базы данных, операционные системы, программное обеспечение и статические файлы сайтов в значительных объёмах без потери производительности.
Таким образом, у сотрудников компании появляется доступ к мощным удалённым ПК. Это упрощает совместную работу команд и частично нивелирует необходимость в офисах и собственных дата-центрах.
Недостатки облачного хранилища
🔴 В отличие от физического жёсткого диска, за который один раз вносится плата и время пользования им неограниченно, за виртуальный придётся платить регулярно. Либо раз в месяц, либо раз в год.
🔴 Придётся доверить документы и фотографии «чужим людям».
🔴 Разработка некоторых проектов — для сохранения конфиденциальности — должна проводиться на физических устройствах в офлайн-режиме.
Резюмируем
Облачное хранилище — многофункциональное программное решение для выполнения многих задач. Пользователь сам решает, будет ли облако полноценным удалённым компьютером или только местом хранения фотографий.
Облачное хранилище
Простой, надежный и масштабируемый способ хранения и извлечения данных, а также обмена ими.
Узнайте о преимуществах переноса хранилища данных в облако
Преимущества облачного хранилища
Требования, предъявляемые к облачному хранилищу
Типы облачных хранилищ
Пять примеров использования облачных хранилищ
Что такое облачное хранилище?
Облачное хранилище – это модель облачных вычислений, предусматривающая хранение данных в Интернете с помощью поставщика облачных вычислительных ресурсов, который предоставляет хранилище данных как сервис и обеспечивает управление им. Облачное хранилище предоставляется по требованию в необходимом объеме, оплачивается по факту использования и избавляет от необходимости приобретать собственную инфраструктуру для хранения данных и управлять ею. Это обеспечивает гибкость, глобальную масштабируемость и надежность. Данные доступны в любое время и в любом месте.
Как работает облачное хранилище?
Облачное хранилище приобретается у стороннего поставщика облачных сервисов, который владеет ресурсами хранилища данных, управляет ими и предоставляет доступ к ним через Интернет с оплатой по факту использования. Поставщики облачных хранилищ отвечают за состояние ресурсов, безопасность и надежность, обеспечивая доступность данных для приложений клиентов по всему миру.
Приложения получают доступ к облачному хранилищу через традиционные протоколы хранения данных или напрямую через API. Многие поставщики предлагают дополнительные сервисы, предназначенные для защиты, сбора и анализа данных в огромных масштабах, а также управления ими.
Преимущества облачного хранилища
Хранение данных в облаке позволяет ИТ-отделам принципиально пересмотреть три аспекта своей деятельности.
Требования, предъявляемые к облачному хранилищу
Вопросы обеспечения надежного хранения, безопасности и доступности критически важных корпоративных данных имеют первостепенную важность. При рассмотрении варианта хранения данных в облаке существует несколько фундаментальных требований.
Надежность. Данные должны храниться с избыточностью. В идеале они должны быть распределены между несколькими объектами и несколькими устройствами в рамках каждого из объектов. Стихийные бедствия, человеческий фактор или механические неисправности не должны приводить к потере данных.
Доступность. Все данные должны быть доступными в случае необходимости, но существует разница между производственными данными и архивами. Идеальное облачное хранилище предлагает оптимальное сочетание между временем извлечения данных и стоимостью.
Безопасность. В идеале все данные должны шифроваться – как при хранении, так и при передаче. Разрешения и контроль доступа должны работать в облаке точно так же, как и в локальных хранилищах данных.
Типы облачных хранилищ
Существует три типа облачных хранилищ данных: объектные хранилища, файловые хранилища и блочные хранилища. Каждый из них предлагает свои преимущества, подходящие для определенных примеров использования.
Как вести бизнес через облачные сервисы
Облачные сервисы — это онлайн-программы и другие инструменты, которые помогают удаленно управлять бизнес-процессами. За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу, сэкономить и лучше защитить свои данные
Дарья Кугакова
Руководитель отдела маркетинга RocketSales
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы, или «облака», — это сеть мощных компьютеров — серверов, которые позволяют клиентам пользоваться своими ресурсами через интернет: хранить файлы и обмениваться ими, работать в онлайн-офисах, производить вычисления.
В узком смысле облачные сервисы — это онлайн-программы, которые помогают организовать удаленную работу и решать бизнес-задачи. Сотрудники получают доступ к общей базе данных из любой точки мира и могут управлять проектами. Каждый работник видит результат в реальном времени, может вносить комментарии, правки и выполнять персональные или совместные задачи. Пример облачного сервиса — Google Документы.
Облачные сервисы приходят на смену классическим «коробочным» офлайн-программам, которые устанавливают на отдельные компьютеры. Пример «коробки» — Microsoft Office.
Облачная сеть состоит из узлов хранения информации, которые называются дата-центрами. Это целые здания, заполненные огромными шкафами с серверным оборудованием. Они расположены по всему миру и связаны через интернет. Строят и обслуживают оборудование облачные провайдеры. Они же распределяют ресурсы «железных» серверов на отдельные виртуальные машины и сдают их в аренду.
Пользователи подключаются к облачным серверам через интернет и через них отправляют и получают информацию, используют программы и другие онлайн-инструменты для работы.
Кому полезны облачные сервисы
Облачные сервисы подходят для любого бизнеса — от ИП без сотрудников и стартапов до госструктур и международных корпораций.
Во время пандемии многим компаниям пришлось перейти на удаленный формат работы и использовать для этого облака.
Огромное и сложное производство работало на классических офлайн-программах. Когда началась пандемия, компьютеры остались в офисах. Сотрудники не имели к ним доступа, и работу парализовало на несколько дней. Спасти ситуацию помогло быстрое внедрение облачных программ с удаленным доступом.
Обратный пример — компании, которые уже несколько лет пользуются «облаками». Во время локдауна их сотрудники перешли на удаленку за один день, и рабочий процесс не пострадал.
За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу и получать больше прибыли. Вот примеры того, в чем могут помочь облачные сервисы.
Настройка бизнес-процессов. Через CRM-систему менеджер получает заявку, запрашивает информацию на складе, заказывает в бухгалтерии счет и отправляет его клиенту.
Внутренняя и внешняя отчетность. Руководитель ведет учет времени и показателей работы, юристы хранят и согласовывают документы, бухгалтеры выставляют счета и отправляют налоговые декларации.
Учет товаров. Кладовщики контролируют продукцию на складе и отправляют данные менеджерам.
Коммуникация в команде. Сотрудники общаются через платформу управления проектами, корпоративную почту, мессенджеры и видеосвязь, совместно работают над документами, назначают встречи через корпоративный календарь.
«Облака» дают компаниям возможность сконцентрироваться на бизнес-процессах, а решение технических задач по настройке и поддержке офисных программ передать внешним специалистам и оплачивать по подписке.
Какие бывают облачные сервисы
Есть три типа облачных сервисов:
Частное облако принадлежит одной компании и работает на ее оборудовании. Им пользуются только сотрудники. Вся информация остается внутри, ее проще контролировать и защищать. Но частное облако могут позволить себе только крупные компании, потому что оно дорогое в использовании: нужно покупать или арендовать оборудование, самим обслуживать и администрировать его.
Публичное облако содержит и обслуживает провайдер, который сдает разным клиентам вычислительные мощности в аренду. Бизнес может закупить ровно столько ресурсов, сколько нужно для работы и хранения файлов. Это удобно и выгодно. Когда мы говорим об использовании облачных сервисов, мы чаще всего имеем в виду именно публичные облака.
Гибридное облако — когда часть работы находится в публичном облаке, а другая — в частном облаке или вообще на физических носителях. Такое бывает, например, в процессе постепенного перехода компании от традиционной инфраструктуры к облачной.
Какие задачи могут решать облачные сервисы
Глобально есть три самых популярных вида услуг, которые предоставляют облачные сервисы:
IaaS — инфраструктура как услуга, когда бизнес арендует виртуальные вычислительные ресурсы и хранилища. Например, клиент может пользоваться виртуальным компьютером на MacOS со своего Windows-устройства, чтобы использовать программы, которые есть только для Мака. При этом поддержкой и обслуживанием «железа» занимается провайдер.
PaaS — платформа как услуга. Прежде всего, это продукты для разработчиков, например программы для создания и тестирования приложений, виртуальные базы данных, системы машинного обучения и обработки больших данных.
SaaS — программное обеспечение как услуга — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Примеры: amoCRM, Asana, Google Drive.
Для большинства бизнесов пригодятся именно SaaS — решения, потому что основная аудитория IaaS и PaaS — это системные администраторы и разработчики, а не конечные пользователи вроде менеджеров.
Облачные программы для бизнеса, которые упростят работу
CRM-система amoCRM — помогает выстраивать и контролировать поэтапную работу компании, ставить задачи менеджерам, отслеживать взаимодействия с клиентами, проводить аналитику продаж.
Платформа для управления проектами Asana — помогает распределять задачи и контролировать их выполнение, комментировать и обсуждать действия по проекту.
IP-телефония Sipuni — помогает назначить колл-центру единый многоканальный номер, записывать и анализировать разговоры, вести статистику, связать звонки с общей CRM-системой.
Пакет офисных программ Google Workspace — позволяет совместно использовать документы и другие файлы, объединить почту, календарь и другие сервисы Google в единую систему.
Тайм-трекер Time Doctor — помогает следить за рабочим временем сотрудников на удаленке, если у них оплата по часам.Интеллектуальные карты Miro и MindNode — помогают создавать прототипы, проводить креативные мозговые штурмы, рисовать схемы и шаблоны.
Графические редакторы Figma, Sketch — для дизайна, создания и обработки изображений.
Мессенджеры Skype, Zoom, Slack, Telegram, WhatsApp — для общения и переписки.
Конструкторы Tilda, WebFlow и Readymag — для создания сайтов.
Все эти программы доступны по подписке и не требуют сложного внедрения или разработки.
Зачем переходить на облачные системы
У облачных сервисов по сравнению с «коробочными» тяжело найти недостатки. У них много преимуществ:
Сборка и настройка под задачи клиента. Универсальных облачных решений нет, каждый бизнес может попробовать и сравнить разные сервисы и выбрать те, что ему больше подходят. Подключить нужные услуги и отключить ненужные можно за несколько кликов. Когда компания выберет свой набор инструментов, их можно связать в единую систему и настроить под свои нужды. Раньше интеграция могла стоить несколько миллионов рублей, но сейчас есть сервисы типа Zapier, которые помогают интегрировать что угодно быстро и недорого.
Есть виджет, который интегрирует CRM-систему с Google Диском. Менеджер может за пару кликов создать по шаблону папку клиента, заполнить ее нужными документами и отправить ссылку на нее через мессенджер — все это внутри одного окна CRM.
Постоянные улучшения. Один из главных плюсов облаков в том, что профессиональные и довольно дорогие команды аналитиков, программистов, тестировщиков и менеджеров каждый день работают над улучшением функций и удобства использования своих сервисов. Разработчики платформ думают наперед и собирают обратную связь. Даже если сейчас в наборе функций не хватает, с большой вероятностью это скоро появится.
Компании не хватало некоторых возможностей таск-менеджера Asana, и она попросила своих программистов дописать эти функции. А через пару месяцев разработчики Asana сами добавили их в очередном обновлении.
«Коробочные» сервисы, наоборот, неповоротливые, реже обновляются и хуже интегрируются между собой.
Удаленный доступ. Работать с облачными сервисами можно из любого места, где есть стабильный скоростной интернет. Несколько сотрудников могут одновременно вести задачу и видеть изменения в онлайн-режиме.
«Коробочные» программы доступны только с конкретного устройства — если сотрудник не может приехать в офис, он не сможет выполнить работу.
Экономичность. Может показаться, что пользоваться облачными сервисами дорого — нужно постоянно платить за подписку, когда коробочное решение купил — и пользуешься. Но если сравнить стоимость покупки и обслуживания «коробочных» программ с общей суммой расходов на подписку на облака — разница чаще не в пользу офлайн-решений.
«Коробочные» программы сами по себе стоят дорого, ведь вроде бы они покупаются раз и навсегда. Но в реальности их обычно нужно дорабатывать, и для этого приходится привлекать разработчиков и оплачивать их работу. Часто базовые программы не приспособлены для внедрения виджетов и сторонних обновлений — интеграции требуют много времени, а значит, много расходов на оплату часов работы программистов.
Ну и главное, на чем экономит бизнес. Провайдер покупает дорогостоящее оборудование и обслуживает его, а клиент платит только за фактическое использование виртуальных машин. Бизнесу не нужно покупать лицензии на программы, дополнительно нанимать системных администраторов и разработчиков — он платит только за ресурсы, которыми пользуется. А когда перестает пользоваться — перестает платить.
Безопасность облачных сервисов: а вдруг все удалится?
О безопасности мы решили написать отдельно: с одной стороны, это главное опасение пользователей, а с другой — еще одно преимущество облаков.
Есть мнение, что коробочные сервисы надежнее: в интернете могут украсть базу, а «коробка» установлена в компьютере, и никто туда не доберется. В реальности это не совсем так. Рассмотрим две угрозы безопасности — внешнюю и внутреннюю.
Защита облаков от внешних угроз. Провайдеры вкладывают огромные деньги в безопасность, потому что они не могут рисковать своей репутацией. Когда бизнес подключается к облачному сервису, ему гарантируют защиту и конфиденциальность информации.
Дата-центры и серверы облаков защищены от несанкционированного проникновения, перегрева, пожара и других угроз. Администраторы регулярно тестируют и обновляют оборудование, чтобы оно работало исправно и данные пользователей не пострадали.
Специалисты в области информационной безопасности постоянно проверяют систему на уязвимости и обновляют защиту с использованием эффективных и дорогостоящих технологий шифрования данных.
Небольшие компании не могут тратить столько денег на безопасность, поэтому облачная инфраструктура защищена лучше, чем данные на компьютерах в офисе.
Защита внутри компании. Облачные программы можно настроить так, что сотрудники будут видеть только те сделки и тех клиентов, с которыми они работают. Для этого есть специальные виджеты. Это повысит безопасность клиентской базы и снизит вероятность утечки информации через недобросовестного менеджера.
С помощью CRM-системы можно равномерно распределять самых платежеспособных клиентов между менеджерами, чтобы все випы не попадали к одному сотруднику, который может их увести за собой в случае увольнения.
В наборе программ Google Workspace можно за несколько кликов дать сотруднику все нужные права и доступы, например к гугл-диску и документам, и так же легко разом их закрыть, если сотрудник уволился или вызывает подозрения.
Когда бизнес ведет учет в Excel, Word, Блокноте и других подобных программах, настраивать и ограничивать доступ сотрудников сложно, а заметить кражу данных практически невозможно.
Как перейти на облачные сервисы
Переход к облачным сервисам можно разделить на несколько этапов:
Анализ и аудит. Начинать нужно с аудита и аналитики бизнес-процессов. Можно провести их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам, которые знают, что нужно делать. Бизнес-аналитики и технические специалисты помогут определить, для чего стоит использовать облака, каких целей можно будет достичь, с чего стоит начинать.
Специалисты изучат бизнес-процессы, пообщаются с сотрудниками, которые будут пользоваться программами, выявят недостатки, которые мешают развитию, и на основании этого выстроят архитектуру. Начинать нужно с того, что больше всего болит, от чего компания теряет клиентов и прибыль.
Если компания пока маленькая, можно провести такой аудит самостоятельно: разложить бизнес-процессы на этапы. Для этого разберитесь:
Таких вопросов может быть гораздо больше в зависимости от сложности и специфики вашего бизнеса. Когда вы построите последовательную схему процесса, вы поймете, какие облачные сервисы могут быть вам полезны для автоматизации работы.
Выбор провайдера и специалистов по внедрению. Крупному бизнесу, использующему облачные серверы, нужен провайдер. При выборе провайдера наиболее важны три фактора: хорошая репутация, большой набор услуг и географическая близость дата-центров к целевым рынкам заказчика — это влияет на скорость работы сервисов. Например, если вы ведете бизнес в России, тяжелая база данных будет быстрее перегоняться через российские серверы, чем через американские или индийские.
Чтобы выбрать специалистов по внедрению облачных сервисов, нужно изучить их кейсы, отзывы, цены, провести переговоры и узнать о специализации исполнителя: например, лучше разрабатывает программы и виджеты, а — непосредственно внедряет решения.
Если у вас небольшой бизнес и нужно подключить всего пару облачных программ, это можно сделать своими силами или через службу поддержки самих сервисов. Например, у разработчиков ПО для магазинов цветов «Посифлора» есть отдел внедрения, который помогает клиентам разобраться в программе и правильно ее настроить.
Внедрение и обучение сотрудников. Обычно набор облачных сервисов базируется на CRM-системе, которая помогает вести продажи на всех этапах и строить долгосрочные отношения с клиентами. Она делает работу структурированной и регламентированной, позволяет учитывать все потребности и нюансы.
Клиент оставил заявку — менеджер сразу видит уведомление и берет в работу, связывается с заказчиком и последовательно двигает задачу по этапам воронки продаж. Система сама подсказывает, что делать дальше: например, «Позвоните клиенту и выявите потребность».
Важно показать сотрудникам, как облачные сервисы делают их работу проще и комфортнее. Для этого нужно разобраться в программах и научить всех правильно ими пользоваться. В таком случае сотрудники будут не просто отмечаться ради регламента, а реально пользоваться системой.
Настройка, оптимизация, интеграция. После внедрения программ нужно настроить систему работы облачных сервисов, которая будет учитывать особенности компании. Например, можно интегрировать виджет для учета рабочего времени сотрудников с платформой по управлению проектами. Настроить автоматическую отправку записей разговоров с клиентами в облачное хранилище, подключить рассылку для клиентов о степени готовности заказа через мессенджеры.
Доработка программы под задачи бизнеса. Облачную инфраструктуру нужно постоянно корректировать под текущие задачи. Например, если у компании меняется бизнес-процесс продаж, его нужно перестроить и в CRM-системе. То есть мало один раз внедрить сервис, нужно его сопровождать. Сопровождением систем занимаются те же компании, что и их внедрением.