для чего нужно ознакомительное чтение

Для чего нужно ознакомительное чтение

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Источник

Формирование умений ознакомительного чтения

Ключевые слова: ознакомительное чтение

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Направленность внимания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средствами это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли тек­ста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в подтексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени­ем, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый уровень учитывает:

Второй уровень понимания предполагает:

Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции [1; 3].

У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.

Умения, связанные с оперированием языковым материалом: определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логические отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста: определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фактами; давать оценку полученной информации.

Формирование у учащихся этих умений обеспечивается системой заданий к текстам:

Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привле­кать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).

Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна­комые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному материалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам нагляд­ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым условия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулированное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зрительно синтезировать наиболее информативные элементы текста.

Источник

Ознакомительное чтение на уроках иностранного языка

Ключевые слова: английский язык

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции: чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации). Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25–30% избыточной, второстепенной информации.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах. В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Read the title of the text and try to catch its main theme (idea);

2. Read the passage and note the sentences carrying the main information and the sentences carrying the secondary information;

3. Determine the degree of importance of the passages, note the passages conveying the main, and not very important information.

Методика обучения изучающему чтению:

Для этого вида чтения обычно используют небольшие тексты научно-популярного характера. Работа над текстом осуществляется в следующей последовательности:

— Беглый просмотр всего текста;

— Чтение заглавия (с целью определения темы текста);

— Повторное внимательное чтение теста;

— Предложения, где возникают трудности с переводом, подвергаются лексическому и грамматическому анализу;

— Понимание содержания проверяется при помощи вопросов либо заданий.

Для проверки понимания текста могут быть использованы следующие задания:

1) Предтекстовый этап:

Fill in the sentences with the necessary word.

Find in the text the words that are used in a metaphorical meaning and translate them.

Find and replace the unsuitable words.

Find a word with the most common meaning in each group of words.

Find in the text and write down the nouns that are formed…

Fill in the blanks with suitable conjunctions.

Read the text, nodivide it into semantic parts and find the titles for them.

Read the text and find in each paragraph the sentence conveying the main idea.

Read the text and give the summary.

3) Послетекстовый этап:

Complete the sentences using the proposed (given) variants (words).

Answer the questions.

Обучение технике чтения вслух сочетается обычно с постановкой учащимся произношения. Техника чтения- это хорошее произношение написанного, быстрота и точность установления буквенно-звуковых соответствий, чёткость применения правил чтения, умение прогнозировать развёртывание языкового материала, владение синтагматическим членением предложения и правильное его интонирование.

Работа над техникой чтения осуществляется на основе формирования у учащихся графемо-фонемных связей. При этом возникают трудности, связанные с расхождением между системами этих связей в родном и английском языке, между звуковой и графической системами самого английского языка и о которых уже говорилось, также как и способах преодоления этих трудностей.

В целом, обучение технике чтения обеспечивается следующей системой подготовительных и речевых упражнений:

Подготовительные упражнения направлены на овладение техникой чтения вслух на уровне слов, словосочетаний, отдельных предложений, связного текста. Это упражнения на распознавание знакомых речевых образцов в их графическом образе, на установление звуко-буквенных соответствий. По необходимости учитель может увеличить количество подготовительных упражнений. При этом используется принцип постепенного нарастания трудностей- чтение изолированных слов с целью быстрого установления звуко-буквенных соответствий, чтение по синтагмам с целью формирования навыков быстрого и осмысленного чтения с непосредственным пониманием прочитанного, чтение по абзацам, объединённым единой ситуацией (эта работа проводится на диалогических и монологических текстах).

Речевые упражнения направлены на озвучивание и распознавание связного текста, на извлечение из него информации. При этом проверяется понимание текста и предлагаются задания на контроль понимания.

При исправлении ошибки учитель может использовать следующие методики:

1. Учитель записывает слово, в котором была допущена ошибка, на доске. Например, слово black. учитель подчёркивает буквосочетание ck, которое ученик прочитал неверно, и спрашивает этого же ученика какой звук обозначают эти две буквы в сочетании. Если ученик затрудняется ответить, ему помогают другие. Затем ученик ещё раз читает слово.

2. Один из учеников спрашивает «What is the English for «чёрный»?»если допустивший ошибку опять повторяет её, то ученик, задавший вопрос, сам произносит данное слово правильно и объясняет правило чтения данного буквосочетания. Ошибившийся повторяет слово.

3. Учитель говорит “Find the word «чёрный» and read it.” Ученик, найдя слово, читает его. Если он не повторяет свою ошибку, значит первый раз он прочитал слово неправильно из-за своей небрежности. Если же он опять допускает ошибку, ему следует повторить правило чтения вслух и повторно прочитать слово.

4. Учитель сам исправляет ошибку. Ученик, повторяя за ним, читает это слово ещё раз, но уже правильно. Затем он должен объяснить, как читается сочетание ck.

5. Учитель просит ученика записать слово black на доске и подчеркнуть ck. Затем он объясняет ученику как нужно читать это слово.

Ещё одна проблема, связанная с корректировкой ошибок при чтении, заключается в следующем: нужно ли исправлять ошибки в процессе чтения учеником текста или же после прочтения его. Оба пути допустимы. Ошибку следует исправлять сразу же, если ученик неправильно прочитал слово, которое не однажды встречается в данном тексте. Если же слово дальше не встретится, то лучше исправить учащегося после того, как он дочитает абзац (текст) до конца.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать, что обучение чтению оказывает огромное влияние на изучение иностранного языка. С помощью чтения обогащается запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Список литературы

1. Блохина С.А., Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин.язык в школе, 2007.

2. Ларионова И.В. Английский для подготовки к экзаменам, 2012.

3. Клучникова И.З., Психологические особенности изучения иностранного языка, Просвещение, 2013.

Источник

Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Умения, связанные с оперированием языкового материала:

определить значение слов с опорой на языковую догадку;

игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста:

определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

членить текст на смысловые части;

выделять в каждой смысловой части главную информацию;

выделять в тексте ключевые слова;

устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

— проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

— организация как одноразового чтения про себя;

— проверка понимания основной информации;

— исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).

Источник

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение

для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение

для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть фото для чего нужно ознакомительное чтение. Смотреть картинку для чего нужно ознакомительное чтение. Картинка про для чего нужно ознакомительное чтение. Фото для чего нужно ознакомительное чтение

Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).

Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.

Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

При поисковом чтении (reading for specific information)текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:

· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.

Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).

В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:

· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *