для чего нужно пользовательское соглашение на сайте
Пользовательское соглашение: лицензионный договор vs договор оказания услуг
Последнее время интернет переполнен различными платформами и сервисами, которые предлагают определенные возможности как юридическим, так и физическим лицам.
Это может быть сервис по созданию сайта, по обработке данных, графический редактор, и много других вариантов.
Напомню, что с юридической точки зрения название документа не играет ключевой роли: “договор”, “соглашение”, “контракт” (для двусторонних документов) или “оферта”, “соглашение”, “договор” (для односторонних) и иное. Такие документы с одинаковым содержанием, но разным названием не будут отличаться по юридической силе.
Что такое “Пользовательское соглашение”?
А вот оферта на заключение какого договора больше подходи сервису мы рассмотрим далее.
Иногда на сайте Пользовательское соглашение и Оферта представлены как разные документы. В таком случае, как правило, Пользовательское соглашение представляет собой представляет собой общие правила использования сайта, сервиса (добросовестно использовать сервис, не нарушать права третьих лиц и иное), может включать включать в себя условия обработки персональных данных.
Это не является неверным или некорректным, т.к. напомню, наименование документа не имеет в данном случае значения. В том числе, такая ситуация может быть абсолютно оправданной, когда сервис предоставляется разным лицам на разных условиях, тогда для каждого лица должна быть своя Оферта, а Пользовательское соглашение является общим документом. Например, это может быть сервис для поиска работы и сотрудников: оферта для соискателей содержит в себе одни условия, оферта для работодателей другие; платформа для занятий иностранным языком: оферта для преподавателей одна, для учеников другая.
Пользовательское соглашение (оферта) как Лицензионный договор.
Для начала вспомним, что такое онлайн-сервис с точки зрения закона. Не вдаваясь в подробности и особенности различных сервисов, все они так или иначе, в разной совокупности представляют собой взаимодействие следующих объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются авторским или патентным правом:
программа для ЭВМ (код программы);
алгоритм (патентное право);
интерфейс (патентное право);
программно-аппаратный комплекс (патентное право);
а также можно добавить сюда контент сайта/сервиса: это различные видео, изображения, тексты и иное.
Правами на все вышеуказанное распоряжается правообладатель. И, если рассматривать сервис как результат интеллектуальной деятельности (РИД), которым правообладатель без каких-либо дополнительных услуг дает попользоваться другим лицам, то, в таком случае, оферта заключается на условиях предоставления правообладателем пользователю неисключительной лицензии (ст. 1235 ГК РФ).
Законодательством (п. 5.1. ст. 1235 ГК РФ) строго предусмотрены условия, при которых не допускается безвозмездный характер предоставления лицензии коммерческим организациям.
Подобная оферта подходит в случае, когда использование сервиса полностью автоматизировано, когда лицо с момента входа на сайт и оплаты сервиса самостоятельно использует сервис. В данном случае правообладатель не оказывает техническую поддержку, не настраивает интеграцию систем, не помогает в регистрации личного кабинета и не выполняет иных действий, которые можно назвать услугами.
Использование Пользовательского соглашения, которое содержит в себе условия лицензионного договора выгодно в том числе плательщикам НДС, ведь согласно п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.
Пользовательское соглашение (оферта) как Договор оказания услуг.
Такая оферта регулируется как обычный договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Это может быть услуга по предоставлению доступа к сервису; услуга по подключению и обеспечению доступа к сервису; услуга по предоставлению права доступа к сервису и его использование в объеме, предусмотренном функциональными возможностями сервиса; услуга по предоставлению во временное пользование, на условиях виртуального доступа, онлайн сервис; услуги, связанные с использованием принадлежащей Исполнителю компьютерной программы. Возможны и иные совершенно разнообразные формулировки, ведь свободу договора (ст. 421 ГК РФ) никто не отменял.
В данном случае РИД используются как средство оказания услуг, при этом доступ к самим РИД не является предметом договора.
Но, даже в такой оферте необходимо указывать на запрет нарушения прав правообладателя сервиса путем использования РИД, из которых состоит сервис и которые размещены на сайте.
Также, необходимо подписывать двухсторонний, или, если это предусмотрено договором, составлять односторонний Акт оказанных услуг. Подобный Акт не является обязательным для лицензионных правоотношений.
От уплаты НДС собственник сервиса в данном случае не освобождается.
Пользовательское соглашение (оферта) как смешанный Договор. Saas-платформа.
Для того, чтобы определить, какой вид договора наиболее подходящий, нужно подробно изучить функционал сервиса.
При рассмотрении споров с пользователями, в которых не оспаривается предмет договора, суды рассматривают споры по заключенным договорам и не квалифицируют верно ли выбран предмет договора или нет.
Большие риски в неправильном определении предмета договора несут плательщики НДС, чтобы не получить штраф за уменьшение налоговой базы и доначисления налога компания должна быть готова аргументировать использование лицензионного договора.
Можно заключать договор смешанного типа, который будет в себе содержать и условия предоставления лицензии и условия оказания услуг. Такой подход иногда применяется для Saas-платформ, при этом до сих пор нет единого мнения касательно Saas-платформ, а судебная практика к тому же показывает, что в зависимости от функционала можно заключать и лицензионный договор, и договор оказания услуг.
Пользовательское соглашение: инструкция по составлению
Управляющий партнер компании «Закошанский и партнеры», председатель Ассоциации юристов цифровой экономики.
специально для ГАРАНТ.РУ
Пользовательское соглашение определяет права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете.
Соглашение имеет два вида целей: заявленные и реальные.
К заявленным целям относятся намерение бизнеса рассказать о возможностях продукта, описать порядок работы с клиентами и дать исчерпывающие представления о средствах юридической защиты. Реальные цели более прагматичны – компаниям необходимо ограничить ответственность и защитить интеллектуальную собственность.
С юридической точки зрения пользовательское соглашение является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в виртуальном пространстве. Содержательно правоотношения между сторонами оформляются известными текущему правопорядку обязательствами. Как правило, в соглашении найдется место купле-продаже (Lamoda), оказанию услуг (Wildberries), агентированию и доставке (Delivery Club), даже лицензированию (все вышеперечисленные). И это далеко не предел.
Какие сайты и приложения должны иметь пользовательские соглашения? Правильный ответ – все, если их владельцы оказывают услуги, собирают данные, предоставляют доступ или что-либо продают. Некоторые юристы скажут, что не стоит тратить время на создание правил пользования: существуют прецеденты, шаблоны и, на худой конец, готовые документы конкурирующих компаний. Но логика работы интернет-сервисов может иметь настолько гибридные, не известные до настоящего момента формы, что разрабатывать юридическую обвязку приходится каждый раз с нуля. Поэтому создание пользовательского соглашения – это всегда творческая задача.
В настоящей колонке разберем процесс структурирования пользовательского соглашения на примере интернет-платформы по удаленному запуску компьютерных игр: определимся с бизнес-моделью, выберем надлежащие юридические инструменты и приступим к написанию текста.
Платформа – стриминговая технологическая онлайн-площадка для геймеров и любителей киберспорта, которая предоставляет возможность зарегистрированным пользователям организовывать и участвовать в компьютерных играх высокого качества. Платформа позволяет пользователю найти владельца производительного персонального компьютера и дистанционно запустить игру с высокими техническими требованиями даже на маломощном ноутбуке. Владелец сдает в аренду не используемые мощности своего компьютера за плату. Монетизация осуществляется за счет взимания комиссии от денежных переводов, которые осуществляют пользователи обладателям компьютеров.
Нулевой этап составления пользовательского соглашения – интервью идеологов проекта. Выбор правильных правовых инструментов возможен исключительно благодаря внимательному опросу владельцев продукта.
Кто ваши клиенты: частные лица или организации? Из каких стран ваши клиенты? Создаются ли учетные записи? Какие возможности получает пользователь с регистрацией и без? Может ли пользователь создавать собственный контент на платформе? Если да, то кому принадлежат права? Существует ли внутренняя коммуникация пользователей? Участвует ли компания в модерации общения? Имеется ли возможность пользователям оценивать действия друг друга? Какие способы монетизации предусмотрены? Могут ли пользователи зарабатывать деньги или баллы лояльности? Участвует ли платформа в расчетах или действует как посредник? Какие действия запрещены на платформе?
В действительности вопросов намного больше. Задача юриста, как и нередко бывает с оффлайн-бизнесом, заключается в компоновке разрозненного потока идей и желаний команды. Ответы на поставленные вопросы, с одной стороны, позволяют юристу выбрать необходимые правовые инструменты, а с другой – помогают предпринимателям собрать все мысли воедино. Одно из неоспоримых преимуществ запуска интернет-проектов заключается в возможности гибко тестировать гипотезы и менять приоритеты и формы по ходу развития проекта. Вместе со сменой ориентира приходит и новая операционная модель, которая подлежит подтверждению юристами.
После проведения серий интервью с командой накапливается критический массив сведений, которые требуется перевести на юридический язык. В нашем проекте изучение ответов позволило самим основателям пересмотреть целиком финансовую модель, потому что до подключения юристов некоторые незначительные вопросы, например налогообложения, не поднимались.
В результате обсуждений мы пришли к выводу, что помимо базовых условий (преамбула, предмет, права и обязанности и прочие) пользовательское соглашение должно содержать следующие разделы:
Главной задачей проекта было подчеркнуть, что и игроки, и владельцы платформы вступают в договорные отношения непосредственно друг с другом. При этом платформа предоставляет пользователям исключительно право пользования базой данных с высокопроизводительными компьютерами, их стоимостью и доступным временем работы. Однако платформа должна была оставить за собой полномочия по разрешению конфликтных ситуаций между пользователями, действуя исключительно в качестве незаинтересованного арбитра.
Для того чтобы обезопасить компанию от возможных претензий о недоступности сервисов или несовместимости программного обеспечения, мы прописали максимально детализированные технические требования для всех компьютеров системы и правила создания и ведения учетных записей. Так как использование платформы предусматривает финансовые операции, мы предусмотрели, что пользователи должны быть старше 16 лет, то есть иметь полномочия на заключение юридически обязывающих сделок.
Иная важная и трудная задача – верификации пользователей в интернете. Мы предусмотрели необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность, а также получили согласие на проверку данных пользователей по сторонним базам данных. Но даже при наличии подобных возможностей, дополнительно прописали, что компания не несет какой-либо ответственности за подтверждение личности. Конечно, ограничение ответственности договором отнюдь не означает отсутствие ответственности по закону, но мы со своей стороны прописали все необходимое. При регистрации мы просим пользователей предоставить заверения об обстоятельствах, что они действуют исключительно от своего имени, а использование платформы осуществляется только личных интересах. Пользователи могут регистрироваться в качестве физических лиц, регистрация для ИП и компаний не доступна.
Платформа имеет элементы социальной сети, и для нас существенным было условие о создании пользовательского контента. Участники платформы могут создавать или загружать тексты, фотографии, аудио и видео, а это означает, что эти объекты подлежат охране законодательством об авторских правах. Более того, сама платформа является продуктом интеллектуальной собственности компании, которая подлежит защите от самих пользователей. Естественно, им запрещается копировать, воспроизводить какие-либо элементы или созданные на их основе производные произведения, либо предоставлять лицензии на них.
Ключевое условие – предоставление доступа к платформе «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, добровольно и на собственный страх и риск.
Существует множество анекдотов про юристов, которые говорят на некоем «птичьем языке», понятном немногим. Действительно, подавляющее большинство доступных нам пользовательских соглашений составлены сухим, тяжелым языком. Допустимо использовать профессиональную терминологию в академических работах и даже, наверное, в сделках между корпорациями. По крайней мере, по сторону стола переговоров документы тоже читает юрист, и он точно должен понять смысл написанного.
Однако в сфере пользовательских соглашений ведущие интернет-компании, зная хорошо свои потребители, задают тренд на ясность, краткость и простоту изложения сложных юридических конструкций. Обратите внимание на степень доступности для понимания документов от Google, Instagram, Tunnel Bear или Survey Monkey. Возможно, если мы возьмем курс на упрощение и краткость, наши следующие договоры будут читать друг другу в гостях.
Для чего нужно пользовательское соглашение и как его составить
В современном мире взаимодействие компаний со своими клиентами в значительной части происходит в Интернете. Для продвижения продуктов используются сайты с удобным интерфейсом и различными сервисами, которые становятся, по сути, витринами с товарами и услугами. На сайтах размещается и другой полезный контент, к которому пользователи проявляют интерес (мультимедиа, литература и др.). Он позволяет администраторам сайтов зарабатывать на рекламе. Отношения, возникающие в процессе взаимодействия владельца сайта и пользователей, можно урегулировать специальным документом – пользовательским соглашением. Оно будет обязательно для всех, кто к нему присоединится.
Пользовательское соглашение обычно применяется в интернет-торговле, в социальных сетях, рекламных сайтах, поисковом продвижении и многих других сегментах. При этом действующим законодательством конструкция такого соглашения прямо не предусмотрена. На практике оно регулирует вопросы использования сервисов сайта, заказа услуг и товаров, устанавливает объем ответственности сторон друг перед другом и перед третьими лицами, регулирует прочие аспекты взаимодействия. В зависимости от характера и профиля работы каждый владелец сайта (администратор) наполняет пользовательское соглашение нужными ему пунктами.
Пользовательское соглашение вступает в силу с момента присоединения к нему. Это происходит после регистрации на сайте или создания личного кабинета (учетной записи). В самом соглашении может быть предусмотрен другой момент вступления в силу, например начало пользования сервисами.
Содержание пользовательского соглашения администратор определяет самостоятельно в одностороннем порядке, не согласовывая его с пользователями.
Соблюдайте рамки
Пользовательское соглашение помимо регулирования вопросов взаимодействия администратора и пользователей определяет также общие параметры работы и условия сотрудничества с конкретизацией условий отдельных сделок. В этом плане его можно охарактеризовать как рамочный договор (ст. 429.1 ГК РФ). Отдельные сделки стороны заключают на согласованных условиях, а отсутствующие в них пункты восполняются общими положениями пользовательского соглашения.
Так, например, в пользовательское соглашение стороны могут заложить такие условия, как признание юридической силы документов, полученных по электронной почте, заранее предусмотренное место рассмотрения споров (как правило, в суде по месту нахождения администратора) и др. Если эти условия включены в пользовательское соглашение, стороны в дальнейшем могут их не оговаривать в других сделках. Вполне достаточно будет сделать ссылку на пользовательское соглашение.
Присоединяйтесь!
У пользователей нет возможности как-то повлиять на содержание пользовательского соглашения. Они могут только присоединиться к его условиям в целом либо отказаться от него, прекратив пользоваться сайтом. Таким образом, пользовательское соглашение по своей правовой природе является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). В Интернете использование такого соглашения является повсеместным, поэтому можно говорить о том, что сложился определенный обычай (ст. 5 ГК РФ).
Администратор вправе в любое время изменить или дополнить соглашение. Об этом он может даже не оповещать пользователей.
Пользовательское соглашение. Кому и когда нужно?
«Расчет», ноябрь 2019
Попадая на любой сайт, мы должны принять пользовательское соглашение, размещенное владельцем ресурса. Почему такие документы получили распространение? Когда соглашение является обязательным условием для работы сайта? На эти и другие вопросы ответила Аделина Мельк, руководитель отдела юридического консалтинга юридической компании «ПРИОРИТЕТ».
Как понимать термин » пользовательское соглашение» с юридической точки зрения?
Развитие технологии привело к общемировой тенденции к переходу на электронные способы коммуникации между людьми. Интернет-магазины, поисковые сервисы по подбору товаров или услуг, обучающие сайты и программы, социальные сети, порталы по взаимодействию с органами государственной власти — каждая такая цифровая площадка стала неотъемлемой частью жизни человека.
Однако в России правовое регулирование гражданских правоотношений в Интернете еще не имеет необходимого уровня развития, да и само понятие «киберправо» сегодня российскому законодательству пока не знакомо. Поэтому в нашей стране контрагенты в основном вынуждены пользоваться общегражданскими нормами, обычаями делового оборота и выводами, которые делаются из судебной практики. Одним из наиболее востребованных инструментов регламентирования отношений между контрагентами или клиентами в сети является пользовательское соглашение. Отмечу, что данный документ может иметь и другие варианты названия, например «условия использования сайта» или «правила использования информации и материалов, размещенных на сайте». По своей сути это один и тот же документ.
Исходя из правоприменительной практики под пользовательским соглашением понимается договор, заключаемый между администрацией веб-ресурса и посетителем, который определяет условия использования материалов и сервисов, размещенных на сайте. Из данного определения можно сделать вывод, что любые пользовательские соглашения являются по своей сути договором присоединения.
Как следует из положений пункта 1 статьи 428 Гражданского кодекса, договором присоединения признается контракт, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. И действительно, на практике условия пользовательского соглашения определяются владельцем сайта в одностороннем порядке, а посетитель с ними полностью соглашается, проставляя галочку в соответствующей форме или выражая свое согласие иным образом.
Почему наличие пользовательского соглашения на сайте необходимо?
С моей точки зрения, пользовательское соглашение — это обязательная составляющая, которая влияет на безопасную работу сайта или электронного сервиса. Такой документ регламентирует правила и порядок использования Интернет-ресурса, а также минимизирует риски его владельца.
Можно ли использовать шаблоны соглашения, которые можно найти в Интернете?
Составление юридически грамотного пользовательского соглашения требует знаний и опыта в различных областях права. В противном случае составленный документ не будет соответствовать своему основному назначению — защите интересов как владельца сайта или сервиса, так и его пользователей.
В Интернете сегодня можно отыскать бессчетное количество ссылок на сайты, где предлагают готовые шаблоны пользовательского соглашения. Однако необходимо помнить, что шаблон — это образец, который составлен для «общих» нужд. Скопировать текст типовой формы и добавить информацию о владельце сайта в преамбулу — этого недостаточно. Реальное пользовательское соглашение должно соответствовать требованиям закона, предъявляемым к конкретным видам деятельности, а также должно в полной мере обеспечивать интересы определенного заказчика. В данном случае, если вы берете такого типа документ из Интернета, вам полезно понять простую формулу: чем меньше нюансов учтено при составлении текста пользовательского соглашения, тем больше рисков берет на себя владелец ресурса.
На какие условия необходимо обратить внимание при самостоятельном составлении пользовательского соглашения?
Невозможно «здесь и сейчас» составить исчерпывающий перечень особо важных условий, которые вам нужно учесть в пользовательском соглашении. Почему? Потому что в любом конкретном случае есть своя специфика отрасли. Но даже самый типовой проект пользовательского соглашения должен содержать в себе ответы на следующие вопросы.
• Для каких целей создан сайт или сервис?
• Кто является его владельцем?
• Какие действия необходимо совершить посетителю для получения доступа к материалам сайта или сервиса?
• Какие условия и/или ограничения предусматривает владелец сайта или сервиса при использовании материалов?
• Каков порядок разрешения споров?
• Какую ответственность будут нести стороны в случае нарушения условий пользовательского соглашения?
• В каком порядке условия использования материалов сайта или сервиса подлежат изменению?
Кроме того, при составлении такого соглашения необходимо помнить, что оно будет опубликовано в общем доступе, а, следовательно, при определенных обстоятельствах может не защитить владельца сайта или сервиса, а наоборот — будет использовано против его интересов.
Есть конкретный и поучительный пример такой «метаморфозы» в судебной практике. Девятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело № А40-197625/17 по заявлению владельца сайта. Он оспаривал решение уполномоченных органов о внесении принадлежащего ему сайта в реестр, позволяющий идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в нашей стране запрещено. Суд отказал в удовлетворении такого заявления и установил, что есть несоответствие информации, указанной в пользовательском соглашении фактически размещенному на сайте контенту.
Для создания итогового документа, который требуется владельцу Интернет-ресурса, вам понадобится хороший перечень вопросов, и умение оценивать ход мысли и ответы с юридической точки зрения. В этом случае вероятность того, что для вас наступят негативные последствия, будет статистически равна или близка к нулю. Если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями и навыками, то к специалисту вам обращаться не нужно. Но вам следует помнить, что профессионал всегда сделает эту работу лучше непрофессионала. Для большинства владельцев Интернет-ресурсов, которые сами составляют такой документ, хорошая юридическая оценка со стороны не помешает. Потому что в случае судебного иска или тяжбы вы не можете знать, какими будут для вас или для вашего бизнеса конкретные негативные последствия.
Какова стоимость услуги по составлению пользовательского соглашения в юридических компаниях?
На практике юристы чаще всего оказывают услугу по составлению текста пользовательского соглашения в рамках подготовки полного комплекта документов для легальной работы сайта. Помимо самого соглашения в пакет документов также входят Положение об обработке персональных данных покупателей, Условия покупки товара и оформления заказа, Условия возврата товара и денежных средств и иные документы согласно конкретному запросу и ситуации клиента. Стоимость такой работы начинается от 50 тыс. рублей и зависит от двух факторов: репутации компании на рынке юридических услуг и трудоемкости работы.