для чего нужно скорочтение коротко

Зачем нам нужно скорочтение?

Скорочтение — словно суперспособность. Когда кто-то умеет читать по диагонали, обычно окружающие восхищаются… и немного сомневаются. Как можно одним взглядом на страницу уловить смысл, особенно, если текст насыщен деталями? И нужен ли этот навык взрослому человеку в современном digital-мире? Мы ежедневно читаем новости, ленту соцсетей — это умещается на экране смартфона, и скорочтение тут не нужно. А художественную литературу хочется читать с чувством, с толком, с расстановкой. Это удивительно, но скорочтение помогает лучше соображать. Освоив его, вы научитесь не только быстро читать при необходимости, но моментально вникать в новые задачи, адаптироваться к изменениям, схватывать на лету. Это действительно суперспособность, которая доступна каждому.

Причем тут мышление

Скорочтение — это навык быстрого чтения и усвоения информации. Очень важно не просто увидеть, что написано, но и понять. Чтобы обрести этот навык, необходимо выполнять различные упражнения. И самое интересное, что часть из них на первый взгляд никак не связана с сутью вопроса. Например, пальчиковая гимнастика и координация рук-ног. Выполняя разные упражнения левой и правой рукой или руками и ногами, мы выравниваем баланс полушарий головного мозга.

для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть фото для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть картинку для чего нужно скорочтение коротко. Картинка про для чего нужно скорочтение коротко. Фото для чего нужно скорочтение коротко

В нас изначально заложена асимметрия взаимодействия левого и правого полушарий из-за разности их функций. Левое отвечает за аналитику, словесную память, общение и критичность мышления. Правое определяет эмоциональную окраску, восприятие форм, зрительную память. Когда мы развиваемся, обретаем новые навыки, занимаемся какой-то деятельностью, этот дисбаланс выравнивается. Он называется механизмом межполушарного взаимодействия и является основой развития интеллекта. Как следствие, улучшается мышление. Упражнения на выравнивание межполушарного взаимодействия позволяют ускорить этот процесс — а значит, и мыслительную деятельность. Заодно это является отличной тренировкой мелкой моторики и координации движений. Что полезно при сидячем образе жизни, частом пребывании за компьютером или монотонной деятельностью.

Несколько ключевых техник

Разогнав мышление и подготовив свой мозг к ускоренному темпу работы, необходимо освоить несколько техник для быстрого чтения. Они помогают убрать те помехи, которые препятствуют набору скорости.

За 3 недели и на всю жизнь

Многочисленные школы скорочтения предлагают обучение этому навыку за приличную стоимость и немаленький период. Цена очных курсов не всегда оправдана, поскольку нам все равно приходится тратить дополнительные ресурсы — время на дорогу и выполнение домашнего задания. Викиум собрал все самые эффективные техники, подкрепил их теорией и разработал специальные тренажеры, чтобы вы смогли научиться скорочтению самостоятельно. Онлайн-курс «Скорочтение» от Викиум содержит всего 21 урок, но позволяет освоить новый навык раз и навсегда. Купить курс достаточно один раз, а пройти его вы можете в любое удобное время. Кроме того, у вас всегда будет возможность вернуться к каким-то отдельным тренажерам или упражнениям для быстрой подзарядки мозга или физической разминки. Обретите суперспособность всего за 3 недели вместе с Викиум!

Источник

Скорочтение: работает или нет? Часть 1

Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.

Фантастические возможности «быстрого чтения»

Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).

Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.

Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!

Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.

Чтение и скорочтение: в чем разница

Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.

После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.

Как выглядит скорочтение

Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.

Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.

Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].

Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.

Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).

Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:

Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого

– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)

Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:

Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]

Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).

Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:

Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию

Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).

Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.

Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.

Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов

К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).

Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.

Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.

То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».

Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».

Итак, вкратце:

Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.

Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).

Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.

Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.

Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.

Источник

Что такое скорочтение и кому оно будет полезно

Когда мы слышим слово «скорочтение», в сознании сразу всплывает образ человека, владеющего суперспособностью – всего за один вечер он способен прочитать огромные тома самых разных книг. И не просто прочитать, но и пересказать прочитанное, что является безусловным доказательством того, что текст не просто прочитан, но и понят.

На сегодняшний день существует множество различных школ и тренингов, которые предлагают обучить скорочтению всех желающих, за внушительную сумму денег, разумеется. Но что из себя представляет эта суперспособность – скорочтение? Кому и для каких целей она будет полезна?

для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть фото для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть картинку для чего нужно скорочтение коротко. Картинка про для чего нужно скорочтение коротко. Фото для чего нужно скорочтение коротко

Скорочтение – способ быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых приемов чтения. Всех нас в школе учили читать: вначале буквы складывать в слоги, слоги и слова, слова в предложения и т.д. Школу мы закончили уже давно, а большинство из нас продолжают читать все тем же способом, каким нас в школе научили. Скорочтение предлагает иную модель чтения текста. Специалисты в области скорочтения считают, что человеческий мозг способен воспринимать огромные объемы информации с поистине высокой скоростью чтения за счет того, что мы не будем «заставлять» мозг сначала видеть буквы, потом складывать их в слоги, потом в слова и т.д. По их мнению – эта работа, пустая трата времени и ресурсов мозга. Вместо того, что бы воспринимать текст, мы по слогам его прочитываем – каждый со своей скоростью. На деле же, утверждают специалисты, достаточно просто видеть слово целиком для того, что бы его осознать. В доказательство к этому приводится распространенный в интернете тест с перемешанными буквами в словах, который наглядно демонстрирует то, что перепутанные буквы в словах не мешают нам понять смысл прочитанного. Таким образом, считается, что если мозг способен прочитывать слова с перемешанными буквами и самостоятельно «расставить» все на свои места, тогда и уловить смысл текста с переставленными словами будет возможно. Не обязательно видеть все слова последовательно для того чтобы понять суть, главное видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим слово целиком, даже если в нем перестелены буквы. Процент понимания при этом должен составлять не менее 50%. Считается, что если у вас есть 50% понимания текста, то остальные 50% мозг способен «додумать» по логике вещей, и тратить время на усвоение этих 50% незачем. На основе этих утверждений специалисты в области скорочтения убеждают нас в том, что скорость чтения может быть чуть ли не безграничной и надо всего лишь «прокачать» свой мозг различными упражнениями.

Что включает в себя процесс обучения скорочтению:

Но, что бы там ни говорили специалисты по скорочтению, множественные исследования в этой области доказывают, что чем выше скорость восприятия текстового материала, тем меньше процент понимания, независимо от применяемых техник и методик. Тем не менее, многие виды литературы не требуют усвоения всех подробностей – для такой литературы метод скорочтения будет весьма кстати.

Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, скорочтение, это совсем не чтение. Это работа с текстом и информацией, но никак не чтение. Этим методом можно работать с профессиональной литературой, газетами, журналами, и т.д, но как по мне, к художественной литературе такой метод «чтения» абсолютно не применим.

Навык скорочтения будет полезен тем, кто действительно, очень медленно читает, проговаривая про себя каждое слово. Для тех, кто в целом доволен своей скоростью, но просто хочет ее увеличить – советую не тратить деньги на тренинги и знаменитые школы, а заниматься самостоятельно, для этого можно использовать материалы, которых сейчас очень много в интернете, приложения для мобильных телефонов и планшетов и, конечно же, печатная литература: учебники, методические пособия.

Известно что, некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения и без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.

Главное в этом деле – мотивация и упорство, скорочтение не придет сразу. Это, как если вы решили накачать мышцы – придется много-много заниматься, не пропускать тренировки, правильно есть и спать и т.д. и после долгих и упорных лет занятий также реально можно развить скорочтение.

Источник

Почему вам нужно обучиться скорочтению?

для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть фото для чего нужно скорочтение коротко. Смотреть картинку для чего нужно скорочтение коротко. Картинка про для чего нужно скорочтение коротко. Фото для чего нужно скорочтение коротко

Практически каждый человек, интересующийся саморазвитием, приходит к необходимости поглощать как можно больше знаний. Замечали, как, заходя в книжный магазин, у вас возникает мысль: «Боже, как много книг еще хочется прочитать…»? Или после прослушивания какого-то интересного человека, ученого, искусствоведа, артиста, вы начинаете понимать, как немного, в сущности, вы знаете, и как хотелось бы заполнить свои пробелы в эрудированности… В такие моменты обычно хочется найти какое-то магическое средство, способное привести вас к большим результатам.

Если вы смотрели фильм «Области тьмы» (Limitless, 2011), вы наверняка позавидовали главному герою – писателю, принимавшему таблетки, которые в разы повысили активность его головного мозга. Персонаж Брэдли Купера мог учить больше языков, заниматься тем, что ему нравится, более профессионально, быть невероятно продуктивным как физически, так и ментально, и все это с невероятной скоростью. Именно одно такое средство, но не киношное, а более реальное мы с вами обсудим ниже. И речь пойдет о скорочтении.

Призывы к обучению скорочтению можно услышать уже не первые пару лет. Стремление к освоению больших массивов информации становится все более актуальным с каждым годом, т.к. жизнь ускоряется, сфера наших интересов расширяется, а обучение длиною в жизнь становится повседневной концепцией. Соответственно, возникает проблема поиска всевозможных методов максимизации потребляемой информации, среди которых большие перспективы открывает умение быстро обрабатывать много текста.

У нас на сайте вы можете найти бесплатный курс «Скорочтение» и программу «Быстрое чтение», которые могут стать отличными помощниками в обретении такого важного навыка как умение читать быстро и много. Также они помогут улучшить концентрацию и память, подарят вам больше свободного времени, повысят конкурентоспособность на рынке труда и уровень эрудированности.

А мы далее разберемся, как вообще построен процесс чтения, нужно ли учиться скорочтению, и если да (спойлер – да), посмотрим, какие упражнения помогут на этом пути. Поехали!

Что вообще такое «читать»?

Мы часто слышим, «читать нужно много» или «чтение делает нас образованными» или «лучший друг человека – это книга»; цитаты многих исследователей, ученых, популярных людей призывают нас окунаться в невероятные приключения, открывающиеся за дверями книги. Т.е. мы постоянно слышим ответ на вопрос «Зачем читать?» Однако никто и никогда не задает вопрос «А как читать?» Давайте сначала разберемся, как построен механизм чтения, что у нас там по техническому описанию…

Естественно, что основной орган, помогающий нам читать, – это глаза. Конечно, сегодня на рынке чтения значительная доля отводится аудиокнигам и подкастам, но все же популярность бумажных книг не может быть оспорена и подтверждается некоторыми научными исследованиями, демонстрирующими ее выигрыш [M. Heid, 2018].

Процесс чтения заключается в движении глаз, которое подразделяется на три вида:

Казалось бы, наши глаза при чтении используют разные виды указанных движений, но если разбираться в данном процессе структурно, то на самом деле наши глаза совершают непроизвольные быстрые, толчковые движения в определенном ритме, называемые саккадами. Также вы могли заметить, что помимо постоянных движений (саккад) мы еще и останавливаемся, делаем паузу на каком-то слове, и это называется фиксацией. И, наконец, третьей составляющей этого процесса является обработка когнитивных данных, когда вам нужно осознать, что вы только что прочитали. Фактически, эти три мини-процесса составляют более комплексный процесс чтения.

Важно знать, что область нашего взгляда делится также на три области:

При фиксации работает в основном фовеальное зрение, периферическое же в основном отдыхает.

Теперь обратимся к тексту, который мы читаем. Текст – это любая последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию [В. Руднев, 1997]. Он состоит из слов, которые подразделяются на слова содержания, передающие основной смысл, и функциональные слова (предлоги, союзы, артикли и т.д., т.е. грамматические единицы, связывающие слова содержания). Исследование показывает, что наше визуальное внимание в большей степени фиксируется на словах содержания [A. Schmauder, R. Morris, D. Poynor, 2000].

Помимо саккад, фиксации и когнитивной обработки, мы сталкиваемся еще и с регрессиями или возвращением к прочитанному материалу. Это происходит довольно часто, особенно на начальных этапах, когда мы только приступаем к чтению и пытаемся сконцентрироваться на материале. У более продвинутых читателей регрессии занимают не более 15% времени, посвященного чтению. Также регрессии могут быть нашими частыми попутчиками, если мы читаем какую-то научную литературу, что-то, чего до сих пор никогда не знали, т.е. создаем новые нейронные сети.

В целом, как указывает видеоблогер, автор и предприниматель Томас Франк, человек читает от 200 до 400 слов в минуту, что является средним показателем. Все, что идет свыше этой нормы, считается чтением с потерей понимания [Th. Frank, 2015]. И здесь встает вопрос: а что важнее для вас? Что хотите получить вы, прочитав книгу: еще один «трофей» на полке или смысл, извлеченный из прочитанного?

Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал: «Я окончил курсы скорочтения и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию». Из этого высказывания становится понятно, что режиссер не очень положительно настроен по отношению к скорочтению. Но действительно ли можно говорить о проблеме потери смысла и понимания?

Скорочтение – браться или нет?

Наш ответ: однозначно да! Дело в том, что «читать бегло» и научиться скорочтению – это две разные вещи. Скорочтение предполагает освоение материала при потере понимания не более чем на 10%. По сути, если вы вспомните любую из прочитанных книг, вы, конечно, не ответите на все вопросы, касающиеся содержания. При правильном обучении технике скоростного чтения вы рискуете потерять совсем немного, но при этом значительно выигрываете во времени.

Почему же скорочтение для взрослых так важно?

Во-первых, человеку, который сталкивается на работе с большим количеством текстов и которому нет нужды вдаваться в подробности либо анализировать какие-то детали материала, если ему нужно просто оценить то, что написано, то скорочтение для него незаменимый навык. Данное умение называют еще «сканированием текста», что довольно точно передает смысл данного действия.

К примерам таких профессий можно отнести журналиста, писателя, редактора, копирайтера, научного работника и т.д., т.е. всех тех, кому периодически нужно знакомиться с новыми текстовыми данными.

Во-вторых, если взрослый человек решает для себя тратить ежедневно определенное время на чтение, то подходить к этому нужно с умом. Мы думаем, вы согласитесь с нами, что не существует людей, читающих исключительно один вид литературы: только художественную, только научно-популярную или только серьезные научные публикации. Соответственно, приоритетность каждой книги также отличается.

Если вы столкнулись с научно-популярной книгой, не включающей очень много научных объяснений, фактов и сложных концепций, то вы можете воспользоваться скорочтением и прочитать ее быстро и с достаточным уровнем осознанности. Так вы сможете уделить больше времени тому, что считаете более важным для себя.

В-третьих, многие люди, овладевая навыком скорочтения, начинают читать как можно больше литературы из самых разных областей, начиная программированием, заканчивая музыкальной теорией. Да, конечно, чем в больших сферах мы разбираемся, тем более интересной и эрудированной личностью мы становимся. Но в предыдущем предложении ключевое слово все же «разбираемся».

Задача чтения не заключается в том, чтобы читать как можно больше. Чтение – это процесс, который делает нас более глубокой и фундаментальной личностью, поэтому используйте скорочтение с умом – углубляйтесь в тему, которая кажется вам наиболее полезной, увлекательной. Не разбрасывайтесь по разным сферам знания. Держитесь одной генеральной тематики, это однозначно принесет вам больше дивидендов за счет роста интеллектуального капитала.

Кстати, очень интересный ролик о том, как подходить к процессу чтения правильно, вы посмотрите ниже:

В-четвертых, скорочтение позволяет улучшить концентрацию и внимание. Известно, что чтение в общем является отличным инструментом по тренировке внимания, а скорочтение – это процесс, требующий еще большей сфокусированности.

Так, нейропсихолог и специалист в области изучения работы мозга Марк Тигелаар в своей книге «Как читать, запоминать и ничего не забывать» указывает на то, что мозг готов потреблять в минуту примерно 800-1400 слов, в то время как в обычном режиме чтения мы воспринимаем 200-400 слов в минуту, поэтому возникает некая «ментальная пустота», которую мозг сам заполняет посторонними мыслями. Так что специалист советует увеличивать скорость, чтобы минимизировать риск проникновения отвлекающих факторов [М. Тигелаар, 2009].

В-пятых, овладев навыком скорочтения, вы станете более уверенным в себе человеком. Зная, что у вас за плечами гораздо больше книг, чем у тех, кто не владеет скорочтением, вы оказываетесь обладателем конкурентного преимущества. Соответственно, вы можете использовать его, показывая более глубокие знания в разных областях.

Формирование мнения строится на опыте получения информации. Следовательно, чем больше качественной информации вы потребляете, тем больше вероятность того, что ваше мнение окажется компетентным и объективным. А при обсуждении какого-то вопроса это всегда чувствуется.

Таким образом, если вы решили познакомиться со скорочтением, советуем вам незамедлительно приступать. Чуть ниже делимся несколькими техниками и рекомендациями о том, как делать это лучше всего.

Скорочтение: с чего начать?

Если заняться поиском различных тренингов или методик обучения скорочтению для взрослых, вы найдете множество вариантов. Среди наиболее популярных и полезных материалов в данной области предлагаем вам следующие:

При выборе одного из данных форматов фактически вы будете обучаться сами, получая рекомендации и техники от специалистов данной области. При этом нужно учитывать разницу в форматах и выбирать то, что вам по душе. К примеру, если вы хотите узнать как можно больше информации о скорочтении, выбирайте курс, где побольше развернутых уроков, если же вас интересует лишь основное – техники и упражнения – выбирайте более сжатые варианты без лишних отступлений.

Однако самое главное – это понять, что скорочтение для взрослых – это не жизненно необходимый навык. Это скорее усовершенствованный навык чтения, позволяющий вам экономить время и быть более эффективным. Поэтому выбирайте данный путь, только если действительно хотите добиться указанных преимуществ.

Более подробно об опыте освоения скорочтения, проблемах, возникающих на этом пути и способах их решения говорит сооснователь 4brain и преподаватель МГУ Евгений Буянов в следующем видеоролике:

Далее мы поделимся с вами техниками и упражнениями, составляющими сущность скорочтения. Конечно, они не могут заменять целый курс скорочтения для взрослых, однако освоив данный материал, вам будет легче при погружении в тематику быстрого чтения.

Упражнения и рекомендации

Если вы приступаете к освоению скорочтения, это не значит, что вы пытаетесь развить в себе какую-то суперспособность – вы лишь пытаетесь овладеть навыком чтения в его более совершенной форме. К примеру, специалист в области развития когнитивных функций, предприниматель Джордан Харри в своем выступлении TED Talks отмечает, что плохой читатель – это не тот, кто читает мало слов в минуту, а тот, кто имеет плохие привычки, связанные с чтением. И чтобы стать эффективным читателем, необходимо их исправить [J. Harry, 2018]

Ниже отметим эти самые плохие читательские привычки:

Субвокализация

Некоторые люди во время чтения произносят каждое слово вслух (кстати, это называется «вокализация»), потому что им так легче усваивать информацию. Это, конечно, довольно редкий и аномальный случай, зато более часто можно услышать, что человек читает все внутренним голосом, «про себя». Это и называется субвокализацией, которая, как и в случае с вокализацией, используется для большего понимания.

Тем не менее, по сути, эти два процесса практически ничем не отличаются, и, что самое неприятное, они оба тормозят наши читательские навыки, ведь, подумайте, если вы уделяете время на то, чтобы хоть и внутри, но произнести слово, вы затрачиваете на это ресурсы. Задача же скорочтения – минимизировать энергию, затрачиваемую на процесс чтения без потери осмысленности. И это возможно.

Попробуйте читать без проговаривания слов про себя. Сначала у вас будет не получаться, вы будете страдать от непонимания и будет появляться ощущение простого скольжения по буквам. Но со временем придет осознанность, и вы поймете, что, по сути, для понимания текста не обязательно его проговаривать.

Есть еще техника, предполагающая, что мы «настраиваем» окружающую среду. К примеру, многие люди для работы или чтения уходят в парк или в кафе. Казалось бы, в этих местах очень много отвлекающих факторов. Однако на самом деле именно в таких местах мозг чувствует себя наиболее расслабленно, потому что ему не нужно искать, чем себя занять – определенное количество таких факторов уже есть, и нет необходимости пытаться избавиться от шума и сфокусироваться, т.к. эти места не настолько шумные и активные (точнее, следует выбирать именно такие спокойные места).

Как же еще может помочь себе взрослый человек при освоении скорочтения?

Регрессии

Как мы указывали выше, регрессии – это возврат к материалу, который вы только что прочитали, но уже позабыли. Проблема здесь заключается в том, что мы теряем концентрацию во время чтения из-за создания автором контекста, который вводится, чтобы погрузить нас в происходящее. Проблема в том, что часто в этом контексте присутствует большое количество «воды». За время погружения в контекст мы теряем концентрацию и пропускаем даже ключевые моменты, из-за чего вынуждены потом возвращаться.

Как же решить данную проблему? Возвращаемся к привычке из детства. Помните, когда мы читали, поддерживая строку линейкой? Зачем мы это делали? Конечно – чтобы сохранить концентрацию, не «расплываться» по всему тексту, а быть максимально внимательным. Почему бы не применить эту технику и сейчас?

Чтобы избавиться от регрессии, возьмите любой объект (пластиковую карту, ту же линейку, чехол от телефона и др.), чтобы закрыть отвлекающую часть текста и сфокусироваться на том, что вы читаете в данную секунду, и ни в коем случае не позволяйте себе возвращаться к уже прочитанному материалу. Со временем вы заметите, что этой необходимости и вовсе не будет.

Еще одной плохой привычкой также является уже знакомое нам понятие.

Фиксации

Вы уже знаете, что наши глаза останавливаются после каждой саккады, занимающей в среднем от 2 до 5 слов. После этого мы посвящаем время фиксации и когнитивному осознанию. Однако на это также тратится очень много времени. Понимание текста возможно и в режиме непрерывного чтения.

Чтобы читать непрерывно, используйте свой безостановочно движущийся палец либо ручку и водите плавно от слова к слову, не сбавляя скорость ни при каких обстоятельствах. Тогда вы увидите, что ваша скорость возрастет, и вы одновременно не потеряете в осознанности.

Помимо этого, многие учатся скорочтению в мобильных приложениях, которые предлагают автоматическую подсветку слова, заменяющую палец или ручку. Подсветка идет в определенном ритме от одного слова к другому, и у читателя не остается другого пути, как следовать этой подсветке. В результате, фиксации пропадают, а скорость увеличивается.

Еще одним советом по избеганию фиксаций является популярное средство разделения области чтения на несколько секций, в частности, на три. Сущность данной техники заключается в чтении слов в середины первой секции, затем скачке на середину второй секции и на середину третьей секции. Все остальные слова должны быть зафиксированы периферическим зрением, вот почему его важно развивать [T. Ferris, 2017].

Тем не менее, помимо техник и упражнений существует один метод, который должен сопутствовать всему упомянутому – читайте много. Читайте часто, читайте на разную тематику, читайте, борясь с собой. Чем больше опыта чтения вы будете иметь, тем больше словарного запаса и знаний у вас будет в багаже, что позволит читать качественнее и быстрее, ведь некоторые термины будут уже знакомыми и понятными, а использование определенных словарных оборотов не будет неожиданным [Th. Frank, 2015].

Таким образом, благодаря вышеуказанным техникам и упражнениям для скорочтения вы сможете избавиться от привычек, тормозящих ваш привычный темп чтения.

Итоги

Даже если вы не записываетесь в школу скорочтения для взрослых, существует очень много методик для самостоятельного освоения этого навыка. Однако прежде чем учиться скорочтению, осознайте, зачем вам это нужно. Если вы находите обоснование своего желания, дерзайте! Не забывайте, что поначалу будет непросто, и в этом случае главное не отчаиваться и продолжать работать над собой. Работайте не один месяц, и вы заметите видимые результаты, которые принесут многочисленные преимущества.

Желаем вам успехов и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *