для чего нужно техническое творчество
«Техническое творчество, как одно из направлений развития системы дополнительного образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА: «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Современная система дополнительного образования открывает ребенку дополнительные возможности для получения качественного образования. В настоящее время дополнительное образование, являясь неотъемлемой частью системы образования, помогает обеспечить разностороннее развитие личности обучающегося, попробовать свои силы в различных направлениях и выбрать то, что будет ей интересно и также связано с выбором будущей профессии.
В системе дополнительного образования выделяется шесть направлений:
художественное, техническое, туристско-краеведческое, естественнонаучное,
Техническое творчество – является одним из важнейших направлений работы с детьми в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – это деятельность учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей.
Техническое направление включает в себя следующие группы дополнительных образовательных программ:
1.Техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование, робототехника, авиа, судо, автомоделирование).
2.Производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика).
3.Мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн).
Развитие технических и креативных возможностей, формирование логического мышления, умение анализировать и конструировать всему этому содействует обучение по программам технической направленности.
Задача дополнительного образования – развивать техническое творчество в образовательном пространстве.
В нашем районе образовательные программы технической направленности реализуются на базе 6 образовательных организаций.
Средняя общеобразовательная школа №1,
1. Робототехника начальное звено
2. Робототехника среднее звено
4.Сложные вопросы информатики
2.Робототехника лего- ардуино
Дом детского творчества
2.3 D моделирование
5.Мы открываем новый мир
7.Тинкеркад (дистанционный формат)
Ужанихинская средняя общеобразовательная школа
Кабинетная средняя общеобразовательная
Базовская средняя общеобразовательная школа.
Охват детей техническим творчеством в нашем районе: всего 418 человек.
Показателем эффективности реализации образовательных программ и технологий обучения в системе технического творчества является активность участия школьников в работе творческих объединений, научно-практических конференциях, форумах, а также международных, всероссийских, городских и окружных смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях технической направленности.
Также дом детского творчества проводит районные конкурсы технической направленности: «Юные техники и изобретатели», «Взгляд в небо», «Военная техника ВОВ».
В марте запланирована каникулярная смена по техническому творчеству.
Хотелось бы организовать городские соревнования по робототехнике на базе одной из школ нашего города, чтобы в дальнейшем обучающиеся имели возможность, стремление и желание участвовать в областных мероприятиях.
Конечно, есть проблемы в развитии технического творчества, это: 1.Недостаточное количество современных образовательных программ, востребованных подростками 2. Отсутствие в большинстве учреждений программ модельного творчества 3. Отсутствие притока молодых кадров в техническое творчество 4. Низкая сохранность контингента в объединениях 5. Отсутствие единой системы в организации и проведении конкурсов технической направленности.
Для того чтобы был приток молодых кадров в техническое творчество Областной центр развития творчества детей и юношества запускает образовательный проект «Школа профессионального мастерства педагогов дополнительного образования технической направленности».
В рамках занятий Школы будут проводиться: теоретические занятия (технологии и методики разработки дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в соответствии с нормативными требованиями), практические занятия по авиа, судо, автомоделированию, начальному техническому моделированию в формате мастер-классов и семинаров –практикумов, учебные соревнования по авиа, авто и судомоделированию.
Участие могут принимать педагоги дополнительного образования, методисты, заместители директора по УВР, классные руководители.
Техническое творчество как новый этап развития искусства
Научно-техническое творчество нераздельно связано с открытиями и изобретениями. Как часть искусства оно несет в себе не только эстетическую функцию, но и инновационную. Техническое творчество – это то, что помогает научной деятельности стать непосредственной производительной силой. Все искусственное, что окружает человека, сделано в рамках технического творчества посредством экспериментов и открытий.
Инновационная деятельность – помощник в развитии важных навыков
О важности научно-прикладного творчества для общества корреспонденту VSE42.Ru рассказал Александр Демидов – директор центра молодежных инновационных технологий «Техносфера» в Кемерове. В 2013 году при помощи федерального проекта поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки развития детского технического творчества в столице Кузбасса появился ЦМИТ «Техносфера». Целью центра стало наставничество для детей и подростков, жаждущих экспериментировать и развиваться в научной деятельности. В «Техносферу» мог прийти каждый, чтобы реализовать свой проект или стать помощником в подготовке чужого.
Первые ученики вместе с педагогами постоянно экспериментировали в разных направлениях, используя различные методики и подходы в создании того или иного проекта.
– Изначально работа велась со студентами в направлении робототехники. Тогда же мы стали привлекать школьников для реализации наших замыслов. Мы организовали проектно-командную работу с подростками и студентами. Но, когда стало ясно, что компетенции привлеченных участников команды недостаточно, появилась идея создания курсов, – рассказал о становлении творческих занятий на базе центра Александр.
Студенты продолжали обучаться техническому творчеству, но при этом стали преподавателями курсов для младшеклассников, дабы они могли расширять пространственное мышление и готовиться к созданию собственных проектов. На первом этапе обучения ребята занимаются конструированием с помощью «Лего», а также прикладной деятельностью: работой с деревом, созданием оригами и шитьем.
– Раньше мы набирали по 2-3 группы учеников младших классов и обучали их. На данный момент, учитывая эпидемиологическую обстановку, мы работаем удаленно, создаем онлайн-курсы. С переходом на удаленную работу нам очень помог Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области. С Центром инноваций социальной сферы я сотрудничаю более 5 лет, являюсь участником различных образовательных программ Центра, в 2017 году стал победителем конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Лучший социальный бизнес в сфере образования». Специалисты Центра поддержали меня и в этот период нашей деятельности и помогают продолжать нам работать в таких непростых условиях. Также плотно мы занимаемся наставнической деятельностью в 42-ой гимназии и в станции юных техников «Поиск», – добавил директор центра.
В целом техническое творчество предназначено не только для школьников, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Пора изобретательства свойственна всем детям, ведь каждый из нас тем или иным образом активно воздействует на мир. Инновационная деятельность помогает детям развивать логическое мышление, находчивость, моторику и многое другое. Посредством экспериментирования ребенок также может остановиться на одном конкретном ответвлении технического творчества.
– Иногда школьники во время обучения слишком сильно увлекаются определенной категорией, будь то логистика, моделирование и программирование. И тогда они начинают углубленно заниматься любимым занятием. Мы не настаиваем на том, чтобы наши маленькие изобретатели во время подготовки проекта были специалистами во всем. Все-таки изобретение чего-то нового – это командная и в первую очередь социально-значимая работа, а значит здесь важны особенные навыки каждого члена центра, – рассказал Александр Демидов.
Первый проект – роботизированная теплица
Один из самых важных проектов центра – роботизированная теплица. Он является отличным примером социальной значимости технического творчества. Подобное изобретение может значительно упростить работу сельского хозяйства. Главная идея роботизированной теплицы – управление ее функциями удаленно.
Также один из учеников центра ввел полезную разработку – в такой теплице сорняки могут самоликвидироваться. На данный момент изобретение все еще дорабатывается. Ученики, которые придумали проект, увезли его с собой в Томск, где поступили в университет.
– Многие изобретатели ЦМИТ в итоге связывают свою жизнь с наукой. Они стремятся не просто изучать что-то новое, а использовать свои переработанные знания в пользу общества, – отметил директор ЦМИТ «Техносфера».
Но стоит отметить, что техническое творчество – это не только идея, но и воплощение ее в жизнь. В центре все создается собственными руками, в какой-то момент работа становится объектом прикладного искусства. Ребята учатся не только выдумывать, но и работать руками.
– С несколькими студентами мы создали подразделение «Форма» в «Техносфере». Там у нас появилась возможность реализовывать наши навыки, полученные во время разработки изобретений. В мастерской создается сувенирная продукция, а также мы делаем пробные изделия для крупных предприятий, чтобы перед крупной закупкой они могли проверить на деле предмет. Мы выступаем кем-то вроде посредников между крупными заказчиками и поставщиками, – пояснил Александр.
Техносфера – это все, что окружает человека, но сделано исключительно искусственным образом. И не зря в словосочетании «техническое творчество» присутствует слово «творчество». Все, что делается в ЦМИТ, является элементом прикладного искусства, и главное – создается на благо общества.
Техническое творчество: как оно помогает детям и подросткам
Современных детей и подростков уже не так сильно интересуют музыкальная и художественная школы. Большая часть их активности направлена на просторы Интернета, социальные сети и компьютерные игры, что у многих родителей может вызвать беспокойство. Что такое техническое творчество и чем оно полезно для детей, рассказывает психолог семейного центра «Планета Семьи» Юлия Назарычева.
Программирование, инженерия и 3D-моделирование
Техническое творчество — это моделирование и создание объектов при помощи технических устройств.
Опытные наставники таких кружков не только просветят детей и подростков в теоретических вопросах и терминологии программирования, инженерии и 3D-моделирования, но и обучат на практике работе в специальных программах и на 3D-принтере, разработке и созданию различных трехмерных моделей. Теория и практика в совокупности помогут подрастающему поколению быстрее усвоить материал и наглядно понять суть процесса моделирования.
Где могут пригодиться навыки моделирования:
«Чтобы дети и подростки были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях», — говорит психолог.
Кроме того, возможность самостоятельно фантазировать, создавать и творить развивает у подрастающего поколения определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в повседневной жизни, а именно:
— математические и физические навыки;
— творческое и логическое мышление;
— воображение и сообразительность;
— ответственность и исполнительность;
— стремление к успешности и чувство уверенности в собственных возможностях;
— умение работать в команде.
Как техническое творчество стало семейным увлечением
В семейный центр «Планета Семьи» обратилась семья Никульниковых, у которой были проблемы в детско-родительских отношениях: они не принимали увлечений своего ребенка всерьез.
В процессе работы с семьей выяснилось, что подросток хотел бы в будущем связать свою жизнь с программированием или инженерией. У него есть программы, в которых он может часами создавать игры, писать коды, моделировать персонажей, и он хотел бы заниматься этим профессионально и в дальнейшем зарабатывать. Родители не разделяли его пристрастия, потому что считали это пустой тратой времени. У них не было представления о том, в какой отрасли могу пригодиться приобретенные их сыном знания.
«Мы работали с семьей семь месяцев. И в результате нашей работы, родители смогли найти общие точки соприкосновения с сыном. Всех членов семьи настолько увлекло это новое направление в информационной индустрии, что отношения между родителями и подростком не только стали более теплыми и дружескими, но и приобрели новый вектор развития, ведь теперь у них появилось общее увлечение для проведения совместного досуга», — говорит Юлия.
Чтобы наладить взаимоотношения в семье, сделать их более доверительными, необходимо прислушиваться и уважать интересы своих близких. Находить все новые и новые виды деятельности, для совместного времяпровождения. Расширять свой кругозор и искать альтернативные способы решения появляющихся проблем.
Если вам необходим совет или помощь психолога, чтобы наладить контакт с ребенком-подростком или по другим вопросам, обращайтесь в один из столичных семейных центров. Опытные специалисты проводят как семейные, так и индивидуальные консультации. Узнайте больше о работе семейных центров на портале «Мой семейный центр».
Кружки технического творчества: кому и зачем они нужны
Руководитель проекта Rukami, директор Центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ
Технологии дополняют и меняют все сферы нашей жизни: посмотрите, как сильно сегодня на них завязаны абсолютно все профессии, даже те, которые традиционно считаются сугубо гуманитарными. Книжные редакторы управляют базами данных на удаленных серверах, фермеры ведут электронную бухгалтерию, а художники множат паттерны с помощью айпадов нового поколения. Экономика будущего требует от молодого поколения бешеной скорости наращивания необходимых навыков и немедленной адаптации к новым правилам игры.
Но что именно надо сделать, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество в профессиональном будущем? Об этом расскажет руководитель проекта Rukami и директор Центра поддержки проектов по развитию талантов Национальной технологической инициативы (НТИ) в РВК Наталья Смелкова.
Шаг первый. Изучить, какие рынки станут перспективными
Национальная технологическая инициатива, или НТИ, выделяет несколько перспективных высокотехнологичных рынков будущего. Среди них — нейронет, хэлснет и все сквозные технологии, которые через эти рынки проходят — это искусственный интеллект, Big Data, беспилотное пилотирование.
К примеру, фуднет — рынок питательных веществ и пищевых продуктов, а вместе с ними — и сопутствующих IT-продуктов. Игроки этого рынка при помощи диджитал-решений подбирают программы индивидуального питания и решают задачи по регулярной доставке молока, как только оно заканчивается в холодильнике. Сюда же относятся проекты «умного» сельского хозяйства на основе искусственного интеллекта, Big Data, роботизации и других технологий. Вспомните взорвавший интернет ролик про фермера Николая из рязанско-марсианской кибердеревни — на самом деле это зарисовка на тему фуднета, хоть она пока и звучит как шутка.
Некоторым эти направления могут показаться чем-то незнакомым или футуристичным. Школьники же сегодня не только знают, что такое хелснет и фуднет, но и сами участвуют в разработках технологий для этих рынков. Только на Всероссийский конкурс проектов «Кружкового движения» НТИ Rukami в этом году подали почти 900 заявок. Среди них перчатка для абилитации детей после инсульта и робот-агроном Siberian Tiger, который автономно сканирует сельскохозяйственные угодья и вовремя замечает очаги заболевания растений и новые патологии.
Шаг второй. Изучить, какие компетенции будут нужны в ближайшем будущем
Очевидно, что чтобы обеспечить себе успешное существование в абсолютно новом мире высоких технологий, одной учебы в школе становится недостаточно.
Школьное образование стремится дать базовый уровень знаний по стандартному набору предметов. Гуманитарии с удовольствием читают книги и получают пятерки по русскому языку, но школа должна научить их решать квадратные уравнения хотя бы на среднем уровне. И наоборот: дети, которым больше по душе физика и химия, должны все-таки уметь писать сочинения. Это хорошо и важно для гармоничного развития личности, но на это уходят все школьные образовательные ресурсы.
Занятия по шаблону в классе из 30 человек, где у каждого свой уровень знаний, умений и компетенций, не дает возможности и пространства учиться креативному мышлению, работе в команде, развиваться в направлениях, которые по-настоящему интересны.
На первый план выходят soft skills — навыки работы в команде, способность договариваться, умение проявлять лидерские качества, вовремя отступать и вести проектную деятельность. Команда Международного экономического форума в Давосе включила в топ-3 ключевых компетенций будущего креативность, критическое мышление и способность решать проблемы в комплексе. Будущее нуждается в людях, которые будут не просто выполнять заранее известные сценарии, но создавать их, не бояться за них браться и верить в свои силы. Разумеется, не нужно забывать и о hard skills — особенно важно обратить внимание на знания и умения в области современных технологий, — чтобы получить их, необязательно ждать поступления в университет.
Шаг третий. Определить, как развить эти компетенции
Есть много путей развития таких способностей. Можно смотреть лекции или набить свой планшет полезными приложениями, но эти способы оторваны от живого общения с единомышленниками и ставят под вопрос возможность командной работы.
Куда эффективнее заняться техническим творчеством, поскольку все озвученные компетенции можно прокачать в специализированном кружке — с интересом, с новыми друзьями и без титанических усилий. Такие кружки — уникальная среда, моделирующая опыт будущего.
Технологические кружки, как правило, находятся в тесной связи с перспективными рынками НТИ. Но это не значит, что кружки, которые работают в других направлениях, не нужны. Сейчас на первый план выходит не столько тематика, сколько ориентированность на практический результат и решение какой-то проблемы, потребности.
Проект «Кружкового движения» НТИ — это социальный лифт, который помогает создать портфолио персональных достижений уже в школьном возрасте. Например, если вам нужны дополнительные баллы к ЕГЭ, то их можно получить, участвуя в Олимпиаде НТИ. Особенно удобно, если ученик, условно, хорошо разбирается в программировании, но при этом не очень знает биологию. На олимпиаде он может создать какой-то уникальный продукт — предположим, для антираковой фарминдустрии. Презентовать его в рамках НТИ, попробовать реализовать и в итоге не только получить баллы для экзамена по биологии, но и создать что-то важное для общества.
Иногда молодые люди, не вдаваясь в подробности, совершают ошибку, предполагая, что технологии — не для каждого, а только для самых одаренных и продвинутых. На самом деле и гуманитарий может заниматься техническим творчеством. Вопрос лишь в том, чтобы пробудить интерес и показать, насколько разным оно может быть. Сейчас проходит конкурс Up Great «ПРО//ЧТЕНИЕ» — область исследования его участников находится на стыке гуманитарных наук и технологий. Команды и отдельные участники вместе с системами искусственного интеллекта борются за качество образовательных текстов — с помощью AI-технологий они выявляют наибольшее количество речевых и грамматических ошибок в эссе по русскому и английскому языкам и литературе.
Шаг четвертый. Выберите кружок
Техническое творчество не имеет географической привязки. В России много талантливых ребят, которые хотят развиваться именно в этом ключе. Найти технологические секции сегодня можно практически в любом российском регионе.
Мы изучили обстановку с техническим творчеством в российских городах: от маленьких кружков в Белгороде и Великом Новгороде до секций, поддерживаемых местными властями в Новосибирске и Владивостоке. В результате тщательной работы составили подробные путеводители. Кроме того, недавно в рамках «Кружкового движения» НТИ вышел электронный реестр кружков технического творчества, куда вошли теоретические кружки, в рамках которых дети что-то мастерят и забирают домой, и секции, ориентированные на глубокое погружение в создаваемый продукт.
Это самый простой способ посмотреть на все сразу и тут же попробовать. Например, недавно прошел Московский международный киберфестиваль Rukami. На его сайте сейчас доступны записи всех лекций и мастер-классов — от известных российских и зарубежных мейкеров, писателей-фантастов, аэрокосмических инженеров и геймдизайнеров. Можно посмотреть сразу несколько разных лекций и разобраться — к чему лежит душа.
Если до пандемии в технологических кружках можно было заниматься только очно, то теперь многие из них создали онлайн-проекты, а некоторые — межрегиональные коллаборации: кружки из Самары запускают новые курсы с коллегами из Ижевска, Пермь учится вместе с Севастополем, а в одном онлайн-проекте из Черноголовки принимают участие подростки из США. Если в вашем городе нет хорошего технологического кружка, обратите внимание на доступные дистанционные альтернативы.
Отсутствие подходящих вариантов может также дать повод задуматься о создании собственного проекта. Ведь в ближайшие годы спрос на кружки технического творчества будет только расти.
Фото на обложке: Shutterstock / SZ Stockraphy
«Техническое творчество в ДОУ: что, как, почему?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первым уровнем общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности. Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.
Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей.
Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами технического творчества являются:
— пространственное воображение и представление;
умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Возможно ли техническое творчество в дошкольном учреждении?
У дошкольников эти виды творчества еще не выступают в таком обособленном виде, образуя комплексную художественно-техническую деятельность. На первое место ставятся конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена. (Википедия).
Так может ли дошкольник придумать изобретение?
С большой вероятностью можно утверждать, что нет. Однако творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, что доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
Они определяют детское творчество как:
создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности.
Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:
— «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества);
— «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие элементарных математических представлений).
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает принцип интеграции образовательных областей, который:
способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
у детей формируется познавательный интерес, отражаются знания из различных областей, переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
обеспечивается более тесный контакт всех специалистов и сотрудничество с родителями, что способствует образованию детско-взрослого сообщества в ДОУ.
Принцип интеграции, таким образом способствует развитию личности и обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в социум. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:
— планировать предстоящую работу,
— анализировать собственные действия,
— составлять из отдельных частей целое,
— сравнивать и обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.
Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем. Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет. Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
Конструктор lego. «Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Lego выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
Вывод: Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.