для чего нужны архетипы
Зачем нужны архетипы личности?
Вышла моя статья на сайте журнала “Психология эффективной жизни”. Пожалуй, это лучшее, что написано мною до сих пор про архетипы. Простым языком, без “воды”. Размещаю здесь её без изменений.
Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!
Случай первый: архетип Любовник
Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.
Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.
Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»
Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.
Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.
Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.
На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.
Случай второй: архетип Бунтарь
Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.
На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.
Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.
Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.
Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.
Индивидуальность и шаблоны
Посудите сами. Вот два утверждения:
Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.
Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.
По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.
В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.
Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.
Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.
Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).
В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.
На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.
Психотипы vs архетипы
Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»
Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.
Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).
Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).
Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!
Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.
Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.
Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз.
Архетипы личности: что это, описание и характеристики
От малоприятной Тени до великой Матери — швейцарский психиатр Кал Юнг выделил несколько архетипов, которые играют большую роль в жизни людей. Давай поговорим о том, какие они бывают и насколько актуальны сегодня.
Что такое архетип
Архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного в аналитической психологии. Под ним подразумевают универсальные модели личности, которые человек имеет с рождения.
Впервые это понятие применительно к людям использовал швейцарский психиатр Карл Юнг, объявив их паттернами (образцами) поведения, которое мы наследуем от своих предков.
Архетипы в интерпретации Карла Юнга
Наставником Юнга был Зигмунд Фрейд. Поначалу они вместе работали над развитием психоанализа. Однако затем между двумя знаменитыми психиатрами случились разногласия, в результате которых Юнг приступил к разработке собственного подхода, ставшего в дальнейшем известным как аналитическая психология.
Так же, как и Фрейд, Юнг уделял большое внимание бессознательному, однако в отличие от своего старшего коллеги, он считал, что оно может быть не только личным, но и коллективным. По его мнению, наша психика состоит из трех элементов:
В этой системе Эго является нашим сознательным разумом. Личному бессознательному отведена роль «хранилища» воспоминаний. А коллективное бессознательное, в свою очередь, представляет собой ту часть психики, в которой содержатся знания и опыт, «унаследованные» нами как представителями человеческой расы в целом и определенного этноса в частности.
Именно в этом коллективном бессознательном «обитают» архетипы. По мнению Юнга, они отвечают за то, как мы ведем себя, переживаем определенные ситуации, а также за все те формы реагирования, которые используем.
В своей книге «Психология бессознательного» психиатр написал:
«Это особенно верно в отношении религиозных идей, но центральные концепции науки, философии и этики не являются исключением из этого правила. В их нынешнем виде они представляют собой варианты архетипических идей, созданных путем сознательного применения и адаптации этих идей к реальности. Ибо это функция сознания — не только распознавать и усваивать внешний мир через врата чувств, но и переводить в видимую реальность мир внутри нас».
Карл Юнг был не согласен с гносеологическим тезисом tabula rasa (лат. «чистый лист»), исходя из которого все мы рождаемся без какого-то внутреннего содержания, и наши личности формируются исключительно на основе индивидуального опыта.
АРХЕТИПЫ —
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.
Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.
Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец
Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.
Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.
Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.
Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник
Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.
Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.
Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.
Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут
Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.
Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния. Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка «Фольксваген» получила великое признание. По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом. Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.
Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель
Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.
Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.
Сила архетипов бренда в маркетинге: а кто вы?
Что заставляет людей привязываться к бренду? В ответе на этот вопрос замешано гораздо больше психологии, чем вы могли…
Что заставляет людей привязываться к бренду? В ответе на этот вопрос замешано гораздо больше психологии, чем вы могли подумать. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди стоят в огромных очередях с самого раннего утра, просто чтобы первыми протиснуться в двери, обойдя толпы других, и первыми купить новинку? Конечно, здесь есть и доля маркетингового аспекта, лояльности к бренду, но помимо этого на человеческое отношение к бренду сильно влияют прочно установившиеся архетипы бренда. Они были ловко продуманы и разработаны командой профессионалов, которые точно знали, что делают задолго до открытия магазина или запуска веб-сайта.
Если сесть и задуматься, почему мы предпочитаем определенные бренды остальным, то можно обнаружить определенную закономерность. Скорее всего, у ваших любимых брендов тот же архетип. Все это — основы психологии бренда. В сегодняшней статье мы разберем 12 основных архетипов брендов: как они влияют на маркетинг, что можно подправить, чтобы лучше передавать свое послание, и как в этом вам помогут визуальные средства. С одной стороны, вы больше узнаете как маркетолог, а с другой — будете более подкованы как потенциальный клиент.
Обратимся к нашей авторитетной Википедии и освежим в памяти, что же означает слово «архетип» в нашем контексте:
Архетипы [сущ.]: в Юнгианской психологии — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений
Откуда происходят архетипы в брендинге?
Как видно из определения, основой для них послужили базовые архетипы, сформулированные Карлом Юнгом. А сама концепция архетипов применительно к брендам и маркетингу была разработана в 2001 Кэрол Пирсон и Маргарет Марк. Сейчас их трактовка 12 архетипов в брендинге всемирно принята и широко используется в маркетинге.
Кому вообще нужны эти архетипы бренда?
Вам, наверное, интересно, как это может относиться к вам, вашей компании и к маркетингу вообще. Как мы уже говорили во вступлении, понимание архетипов играет важнейшую роль в восприятии вашего бренда или компании. Архетипы можно применять в маркетинге независимо от сферы деятельности.
У каждого архетипа свои ценности и даже черты характера. Некоторые бренды сочетают по нескольку архетипов, но крупнейшие и самые известные выбирают один и воплощают в жизнь свою стратегию, ориентируясь в своих маркетинговых действиях на тот единственный архетип.
Наша цель сегодня — ближе познакомить вас с этим мощнейшим инструментом, чтобы вы смогли не только определить архетип своего бренда, но и понять, как использовать такую простую вещь, как визуальные средства для подкрепления своих идей и заставить людей симпатизировать вашему бренду на более глубоком уровне.
Прежде всего, архетип бренда сообщает клиентам и покупателям, кто вы, чем вы занимаетесь, почему вы этим занимаетесь и чем вы отличаетесь от других. То есть, помимо прочего, архетип помогает вам выделяться на фоне конкурентов. Понимание архетипа отражается не только в стиле речи, в стиле изложения ваших текстов, но и в визуальных элементах, составляющих часть вашей стратегии.
Визуальные материалы, работающие для отдельных архетипов бренда
Карлу Юнгу было что сказать об архетипах, да и нам тоже. Используемые вами изображения напрямую влияют на отношение к вам клиентов. Визуальные материалы включают в себя фотографии, анимацию, видео и графику. Вам нужно научиться обращать внимание на то, какие чувства передает та или иная фотография, иллюстрация или ролик. Выбирая визуальные материалы, согласующиеся со своим архетипом, вы вносите в свой маркетинг дополнительный смысловой слой.
Попросите кого-то, не имеющего отношения к вашему бренду, рассказать вам, что он чувствует по поводу него – пусть полистает вашу ленту в Facebook или Instagram (или на любой другой платформе, где вы публикуете визуальные материалы). Проанализируйте, совпадают ли его/её мысли и мнения с образом, который вы хотите вызвать в его/её представлении? Если нет, мы начнем с самого начала: постараемся укрепить архетип вашего бренда и поможем выбрать нужные визуальные материалы для всех маркетинговых мероприятий.
12 архетипов брендинга в современном маркетинге
Представляем 12 архетипов по определению Карла Юнга в четкой и наглядной инфографике от VisionOne, чтобы вы могли быстро вникнуть в основы. Все архетипы сопровождаются логотипами брендов, которые их воплощают. Ниже мы подробнее разберем их значения как в маркетинге, так и в психологии.
Известные бренды: Dove, Red Cross, Nintendo
Цель: быть счастливым
Стратегия: все время поступать правильно
Может, и ваш бренд стремиться нести лишь положительные эмоции?
Типы изображений, работающие для архетипа Простодушный: Люди ищут у вас творческого вдохновения, так что покажите свой игривый нрав и положительный настрой с помощью ярких, солнечных картинок; дайте людям возможность запомнить вас в положительном свете.
Известные бренды: The North Face, GOpro, Jeep
Цель: жить более «естественной», самобытной жизнью
Стратегия: оставить скуку, отправиться на поиски новых впечатлений и обогатить свой опыт
А ваш бренд стремится освободиться от норм и правил и обрести новое значение свободы?
Типы изображений, работающие для архетипа Искатель: Чаще всего бренды используют тщательно подобранные, симметричные фотографии, демонстрирующие активную и интересную сторону своей компании: Снимки в стиле лайфстайл с людьми в разных ситуациях, с людьми во время каких-то активных занятий.
Известные бренды: NASA, Smithsonian, Audi
Цель: применять аналитическое мышление, использовать силу разума для изучения мира
Стратегия: всегда быть в поисках самой свежей информации, размышлять и стараться лучше понять ситуацию
Насколько ваш бренд озабочен поиском правды и ее распространением?
Типы изображений, работающие для архетипа Мудрец: Это еще один архетип, который любит приключения и часто публикует множество натурных фотографий — чтобы подчеркнуть любознательность и желание познать мир. Этот архетип не стесняется показывать наводящие на размышления снимки и часто изображает людей в интеллектуальных или философских беседах.
Известные бренды: The Marines, FedEx, Nike
Цель: улучшить мир с помощью своего мастерства
Стратегия: стать самым сильным, самым искусным и самым мощным
Стремится ли ваш бренд доказать свое превосходство?
Типы изображений, работающие для архетипа Герой: Фотографии, передающие силу, подчеркивающие индивидуальность, и в целом инклюзивные и вселяющие веру в себя. Лучше всего подходят снимки, которые вдохновляют и мотивируют, но при этом представляют самых разных людей.
Известные бренды: Harley-Davidson, PayPal, Virgin Group
Цель: разрушить то, что не работает (восстание)
Стратегия: разрушать и шокировать (ради благого дела)
Возможно, ваш бренд втайне мечтает устроить революцию?
Типы изображений, работающие для архетипа Бунтарь: Бунт заложен в вашей природе, так что здесь нужны смелые, даже дерзкие снимки. Вы можете позволить себе использовать визуальные материалы, которые удивят вашу аудиторию (в хорошем смысле), так что позаботьтесь о том, чтобы ваш контент выделялся на фоне остальных и показывал ваш характер.
Известные бренды: Disney, Xbox, Mac
Цель: осуществлять мечты
Стратегия: придерживаться идеализированного мировоззрения
Может, цель вашего бренда — воплощать мечты?
Типы изображений, работающие для архетипа Маг: Как бы мечтательно это ни звучало, ваше предназначение — вдохновлять свою аудиторию, внушать ей трепет и восхищение. Используйте изображения, которые отражают ваш взгляд в будущее и прогрессивное мышление: создавайте ощущение чуда не только вокруг своего бренда, но и вокруг ваших каналов коммуникации.
Известные бренды: Levi’s, Ikea, Ebay
Цель: вписаться в группу и в конце концов стать её частью
Стратегия: развивать положительные качества, стремиться стать своим
Предполагает ли ваш бренд доступность каждому?
Типы изображений, работающие для архетипа Славный малый: Если ваш бренд стремится создать образ общительного и добродушного Славного малого, выбирайте графику, которая будет обращаться к вашей конкретной целевой аудитории. К примеру, если вы стремитесь охватить более молодую аудиторию, используйте материалы, изображающие миллениалов — так вы получите больше отклика. Здесь все, на самом деле, зависит от вашей целевой аудитории.
Известные бренды: Godiva, Reeses, Chanel
Цель: создать тесную связь между людьми и вещами
Стратегия: показать свою привлекательность разными способами
Стремится ли ваш бренд завоевать сердца миллионов?
Типы изображений, работающие для архетипа Любовник: Трендовые и красивые фотографии, которые люди захотят распространять. Они яркие, в каком-то смысле светлые и воздушные. Продемонстрируйте свой любящий и нежный характер, больше фокусируясь на универсальной красоте и отношениях между людьми, как в наших примерах.
Известные бренды: Skittles, Fanta, M&M
Цель: веселиться и сделать мир радостнее
Стратегия: нести радость
Может, девиз вашего бренда — жить одним моментом и просто наслаждаться жизнью?
Типы изображений, работающие для архетипа Шут: Сосредоточьтесь на ярких, смелых, идеальных изображениях, которые так и хочеться перепостить; несите людям радость. Вы смело можете преподносить все визуальные материалы, предусмотренные вашей стратегией, легко и с юмором.
Известные бренды: Cheerios, Campbells, Unicef
Цель: просто помогать другим
Стратегия: делать все от вас зависящее, чтобы помогать людям
Можно ли назвать ваш бренд щедрым и милосердным?
Типы изображений, работающие для архетипа Опекун: Здесь хорошо подойдут снимки, делающие акцент на людях и их отношениях. А также снимки на темы, важные для вашего бренда, например на темы экологии или социальных проблем.
Известные бренды: Apple, Lego, Google
Цель: воплотить уникальное видение
Стратегия: усовершенствовать навыки, развить творческую жилку
Девиз вашего бренда — креатив, безупречность и непревзойденное качество?
Типы изображений, работающие для архетипа Творец: Творцы могут позволить себе быть находчивыми и в то же время озорными. Это значит, что вам нужна графика, которая излучает креативность, детскую любознательность и интерес даже к самым обыденным вещам. Архетип Творца подразумевает, что у вас богатое воображение, так что создание собственного контента — тоже отличная идея.
Известные бренды: Grey Goose, Microsoft, Rolex
Цель: создать успешное сообщество
Стратегия: добиваться целей лидерства
Можно ли назвать ваш бренд воплощением роскоши и эксклюзивности?
Типы изображений, работающие для архетипа Правитель: Фотографии, которые делают акцент на товаре, но показывают его в контексте. Здесь удачной стратегией может быть использование пользовательского контента. Обращаясь к вашему бренду, люди ищут вдохновения и мотивации, так что ваши визуальные материалы должны вдохновлять.
Как архетипы связаны с брендингом и маркетингом?
Чтобы точно определить, какой архетип будет вашей главной движущей силой, нужно понимать сущность своей компании, то есть ее ценности, идеалы и общее послание. И вся ваша маркетинговая деятельность должна точно соответствовать этой идее. Каждый ваш выбор, включая выбор визуальных средств, имеет огромное значение в передаче идей клиентам — даже на самом неявном уровне.
Чем может помочь понимание архетипов бренда:
— разработать более конкретную маркетинговую стратегию;
— сделать дизайн, визуальные материалы и контент более согласованными;
— выделиться из толпы конкурентов с помощью убедительного кредо;
— привлечь новых клиентов, которые симпатизируют вашему бренду и поддерживают ваше мировоззрение;
— наладить отношения с клиентами, передавая им убедительное послание;
— привлечь талантливых сотрудников и помочь вам в найме специалистов, разделяющих ваши ценности.
Вернемся к вам
На данном этапе у вас должно сложиться вполне четкое представление о том, какой основной архетип воплощает суть вашего бренда или компании. Совершенно необязательно выбирать лишь один архетип, хотя акцент на чем-то одном дает вам четкий ориентир и преимущество перед конкурентами.
Хорошо продумывайте типы визуальных средств, которые вы используете в своей маркетинговой деятельности. Все ваши материалы должны согласовываться между собой, только тогда вы сможете и дальше передавать суть своих ценностей, взглядов и общей индивидуальности бренда. Это все начинается здесь, с архетипов, и с помощью правильно подобранной графики может успешно транслироваться существующим и потенциальным клиентам.