для чего нужны барьеры
Что такое «барьер» и «стабилизатор»: функции и отличия
В статье мы рассмотрим, что такое «барьер», «стабилизатор» электросети, как их выбрать, как установить и что учитывать при покупке.
Определение понятий
«Барьер» представляет собой реле контроля напряжения в электросети и отключения нагрузки, если вольтаж изменится в любую сторону от допустимых значений. После восстановления параметров электроприборы будут автоматически подключены к сети.
В чем отличия
«Стабилизатор» не только защищает электроприборы, но и «выравнивает» напряжение, стабилизирует его. Он работает как при 140 – 160 В, так и 280 В, давая на выходе 220 В. Если же нагрузка превысит 280 В, то он будет отключен встроенной автоматикой.
«Барьер» же, как следует из его названия, только перекрывает поступление к бытовым электроприборам аварийного электротока. Это эффективный предохранитель.
Назначение и сферы использования
И «барьеры», и «стабилизаторы» напряжения – это эффективные средства для предохранения электробытовой техники от повреждений, дополняющие друг друга.
Зачем нужен «барьер»
Реле автоматики защищает дома, квартиры, офисы, оборудование от резких перепадов напряжения и убережет бытовую технику. Это гарантированная защита электросети. При перегрузках электросети, при бурях, штормах, коротких замыканиях, умышленном повреждении проводов, других аварийных ситуациях техника перегорает, может возникнуть возгорание жилья.
Зачем нужен «стабилизатор» напряжения
Как выбрать: ставить оба или только один
Приобретение только одного из рассматриваемых приборов не решит проблему полной защиты электросети в доме. Поэтому можно рекомендовать установить оба устройства.
Вначале нужно определить, где лучше ставить электрозащиту в квартире. Чтобы определиться с мощностью устройства для всего дома, необходимо посчитать суммарную мощность всех потребителей тока (холодильник, водонагреватель, кондиционер), учесть те, которые включаются периодически – утюг, стиральная машина, фен, чайник, и прибавить запас не менее 20-30% для пусковых токов и возможной новой техники.
Инструкции по установке
Чтобы установить электрозащиту в доме или квартире, не требуется специальных разрешений. Перед началом работы нужно обесточить дом, квартиру или офис.
Как установить «стабилизатор»:
1.Проверьте отсутствие повреждений. После перевозки упаковки при температуре ниже нуля прибор следует выдержать в комнате не менее 2 часов, чтобы не появился конденсат.
2.Осуществлять установку должен специалист, имеющий опыт и квалификацию.
3.Извлечь из упаковки «стабилизатор» и установить его с соблюдением правил эксплуатации и с доступом воздуха для охлаждения.
5.Автоматические тумблеры должны находиться в положении Выкл.
6.Подсоединить заземляющий кабель к клемме заземления «стабилизатора».
7.Подключить напряжение к клеммам прибора или розетке.
Как правильно поставить «барьер»:
1.Извлечь прибор и аксессуары из упаковки.
2.Согласно схеме подключить реле к сети, установить выключатели-автоматы в положение ВКЛ. Прибор начнет мигать, значит, напряжения на выходе нет. Если оно в пределах нормы, автоматика через заданное время подключит реле к сети, мигание прекратится.
3. Установить верхний и нижний диапазоны вольтажа. Это легко сделать кнопками «вверх» и «вниз». Установка завершена.
Инструменты
Цены в Украине и от чего они зависят
Стоимость «стабилизаторов» зависит от их мощности и варьируется от 300 гривен до 1 500 – 4 500 гривен и более; например, прибор на 5 кВт стоит около 8 000 грн., а на 22 кВт – больше 16 000 грн. Современные электронные «стабилизаторы» стоят дороже релейных.
Цена «барьера» варьируется от типа его подключения и модели (реле-розетка, удлинитель, на весь дом): от 150 и до 600 грн.
Совет: Для защиты дорогого современного холодильника или компьютера необходима установка самых качественных микропроцессорных устройств. Затраты на «барьер» и «стабилизатор» несравнимы со стоимостью сгоревшей бытовой техники, моральным и материальным ущербом, возникшим в результате отказа и ремонта бытовой техники. Ведь если неожиданно перегорят компьютер с периферией, холодильник, стиральная машина или кондиционер, последствия в виде испорченных продуктов, не сданной вовремя работы и неприятного дискомфорта в доме будут еще долго напоминать о себе.
Установкой такого оборудования должен заниматься либо очень опытный домашний мастер со специальным образованием, либо профессиональный электрик с нужным набором всех необходимых инструментов. Решать, кончено же, вам, но стоит помнить, что экономия на таких услугах может обернуться против вас, если у мастера недостаточно опыта или вы сомневаетесь в качестве его работы.
Что такое барьер искрозащиты и как он работает
Барьером искрозащиты или барьером искробезопасности называется электронное защитное устройство (часто имеющее модульную конструкцию), устанавливаемое последовательно в цепь между искроопасной и искробезопасной зонами предприятия, проще говоря — между зоной взрывоопасной и взрывобезопасной.
В целом у данных блоков можно выделить ряд достоинств: они универсальны, недороги, просты в установке, имеют малые габариты и простую модульную конструкцию, удобную для плотного монтажа на DIN-рейку.
Из относительных недостатков: необходимость надежного заземления цепи, ограниченное максимальное рабочее напряжение, защищаемое оборудование обязано быть само качественно изолировано от земли.
Тем не менее, невзирая на кажущуюся прихотливость, барьер искрозащиты представляет собой отличное средство, позволяющее недорого, негромоздко, при этом надежно, защитить оборудование от искр электрической природы. Далее станет ясно, почему.
Взглянув на схему барьера искрозащиты, легко видеть, что устройство это довольно простое. Оно содержит в качестве главных элементов шунтирующие стабилитроны (или один стабилитрон), к которым последовательно присоединен с одной стороны балластный резистор, а с другой — обычный плавкий предохранитель. Это так называемый шунт-стабилитронный искрозащитный барьер.
Работает блок следующим образом. В обычном режиме работы оборудования стабилитроны закрыты, ток через них не течет, ибо напряжение на них еще не превысило напряжения пробоя.
Но в момент наступления аварийной ситуации в цепи, напряжение на стабилитронах тут же начинает превышать определенный предел — стабилитроны резко переходят в состояние проводимости (режим стабилизации) — начинают активно пропускать через себя ток, шунтируя цепь, предотвращая появление искры.
Барьеры искрозащиты, производимые в соответствии с ГОСТом Р 51330.10-99, широко применяются сегодня на предприятиях химической, нефтяной и газовой промышленностей, где крайне важно отсутствие искр любой природы.
Барьеры искрозащиты на шунтирующих стабилитронах были изобретены в конце 1950-х годов как раз с целью применения в контроллерах управления технологическими процессами для химической промышленности.
Мощные резисторы и стабилитроны, применяемые в современных блоках искрозащиты, позволяют уже сегодня снизить сопротивление барьеров на 24 вольта до менее чем 290 Ом, и тенденция направлена дальше в сторону уменьшения проходного сопротивления и увеличения мощности стабилитронов. Ограничение накладывается лишь приемлемыми габаритами и ценой изделий.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Разделяй и защищай: для чего нужны отбойники на дорогах Москвы
Барьерные ограждения — необходимый элемент безопасности на московских трассах. Сегодня их общая протяженность в Москве достигает 1300 километров и продолжает расти. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как отбойники помогают минимизировать ДТП, и почему металлические разделители никогда не появятся на Тверской.
На вкус и цвет
Разделительные ограждения или, в простонародье, отбойники на московских дорогах выполняют две основные функции. Первая и основная — разделение встречных транспортных потоков.
«Согласно ежегодной статистке, аварии с тяжелыми последствиями чаще всего случаются на встречках. Чтобы их предотвратить, ставятся барьерные ограждения — они не дают автомобилям выехать навстречу друг другу», — говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
Вторая задача отбойников — в случае аварии предотвратить опрокидывание автомобиля в кювет или выезд на встречную полосу. Если водитель теряет управление, и машина врезается в ограждение, специально сконструированный отбойник поглощает силу удара, смягчая его. Это позволяет снизить риск для пассажиров и уберечь других участников движения от возможных травм.
«Такие барьеры самые безопасные с точки зрения минимизации последствий. Существует несколько разновидностей отбойников, и у каждого свои особенности и требования к установке», — отмечает Агре.
Что касается разделительных столбиков, их задача — предупреждать.
«Удержать бесконтрольный автомобиль столбики не смогут. Но их наличие удерживает водителя от выезда на встречку. На дорогах, где есть такие столбики, количество ДТП значительно снижается», — подчеркивает Агре. Она добавляет: по статистике, 2/3 водителей попадают в аварии на встречных полосах, потому что неправильно рассчитывают расстояние, собственные силы и не принимают во внимание погодные условия.
При выборе участков для отбойников специалисты учитывают категорию дороги и саму возможность их установки. И если для скоростных трасс наличие барьеров — обязательное условие, то с остальными магистралями все не так просто.
Трассе трассово
Все дороги делятся на пять категорий. Принадлежность к любой из них, а также правила применения дорожных знаков, ограждений и светофоров, и определяют, будет ли барьер разделять автопотоки.
К первой и второй категории относятся автомагистрали и скоростные дороги. Для них установка металлических барьерных ограждений — обязательное условие. К трем остальным категориям относятся трассы обычного типа. Наличие разделителей для них опционально. Решение об их установке принимают, как правило, местные власти.
«Сегодня уровень качества сбора данных о ДТП по стране находится на очень высоком уровне. Все очаги аварийности можно увидеть на специальной карте Госавтоинспекции», — говорит Агре. Она объясняет: с помощью регулярного мониторинга специалисты выявляют трассы, где аварии на встречных полосах происходят чаще всего. Затем на основе рекомендаций от ГАИ и Минтранса для особо опасных участков принимается решение об установке барьера той или иной функциональности.
Впрочем, существуют оживленные дороги, на которых отбойники, скорее всего, не появятся никогда, например, Тверская. Она, отмечает Агре, часто становится центральной улицей для массовых гуляний и торжественных парадов. Установка разделительной полосы в этом случае была бы нелогичным решением — барьеры пришлось бы регулярно снимать.
«Работа над очагами аварийности показывает высокую эффективность. За последние десять лет количество человек, попавших в аварии с летальным исходом, сократилось с 36 тысяч до 19 — при росте автомобилизации это хорошие цифры», — подчеркивает собеседница агентства.
Реформа безопасности
С 2014 по 2017 год в Москве реализовали программу по замене барьерных ограждений на высокоскоростных трассах — МКАД, ТТК и вылетных магистралях. До реформы на этих дорогах использовались металлические одноярусные ограждения типа «Волна». Чтобы барьеры соответствовали требованиям безопасности дорожного движения, в течение четырех лет их заменили на тип «Трансбарьер». В сравнении с «Волной», их удерживающая способность вдвое выше — 350 килоджоулей.
Гарантийный срок на установку отбойников — два года, при этом срок их эксплуатации достигает десяти лет. Обслуживанием и ремонтом отбойников в Москве занимается ГБУ «Автомобильные дороги».
«Основная работа по замене барьерных ограждений ведется на вылетных магистралях», — говорит начальник ПК «Разметка» ГБУ «Автомобильные дороги» Константин Алимов. По его словам, количество отбойников на столичных трассах постоянно увеличивается.
В зимний период за чистотой отбойников следят коммунальные службы города. Барьеры чистит уборочная техника со специальным навесным оборудованием в виде щеток. А чтобы ограждения не повредились во время механической уборки снега, их устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 метра от бортового камня.
Дальше — компактнее
Барьерные ограждения занимают немало место на дорогах — в среднем, отбойник «съедает» по 50 сантиметров полосы с каждой стороны. Сегодня этой проблемой плотно занимается Госавтоинспекция.
«Почти на всех четырехполосных трассах барьеры установлены, а вот на двухполосных, особенно локальных и региональных дорогах, для них не хватает места. Сейчас разрабатывается конструкция меньшего объема», — говорит Агре. По ее словам, если испытания нового барьера пройдут успешно, его могут рекомендовать для установки на двухполосных трассах.
В своих разработках специалисты-безопасники принимают во внимание и зарубежный опыт. Например, рассказывает Агре, интересный формат барьеров недавно предложили в Австралии. Конструкция иностранных коллег — симбиоз бетонной ограды и тросового барьера. Такой отбойник гораздо легче и занимает меньше места на трассе.
«За рубежом, как и в России, высокие показатели смертности в ДТП перешли на локальные и региональные дороги. Сегодня все страны обсуждают, как сделать двухполосные дороги безопаснее, ведь там, где нет переходов и светофоров, водитель часто остается сам по себе, без подсказки», — подчеркивает Агре.
Она добавляет: сокращение числа аварий на дорогах — проблема, которой уделяется большое внимание на законодательном и инфраструктурном уровнях.
«Сегодня очень много находок в дорожной инфраструктуре. Решения должны быть экономически эффективны как с точки зрения установки, так и эксплуатации. Как и Австралия, мы активно работаем в этом направлении и ищем безопасные пути», — отмечает эксперт.