для чего нужны базы данных в библиотеке
Для чего нужны базы данных в библиотеке
Даны определения ряда терминов, которые, по мнению автора, способствуют более точному пониманию основных вопросов компьютеризации библиотеки.
В известных терминологических словарях, связанных с библиотечным делом и компьютеризацией библиотечных процессов, нет устоявшихся определений ряда терминов, которые необходимы при современном уровне развития библиотек в стране. Эти термины широко используются, но, как правило, разными авторами в различных смыслах. Речь идет прежде всего о таких понятиях, как "электронный каталог библиотеки", "банк данных библиотеки", определениях различных баз данных библиотеки. Сделаем попытку уточнить эти понятия.
В качестве основных терминологических источников возьмем [1—3]. В издании [1], которое до сих пор является настольной книгой библиотечных работников, нужных терминов нет по понятным причинам — во время работы над словарем компьютерная тематика не была еще достаточно развита в библиотеках страны. Толковый словарь [2] не дает этих понятий, так как в нем в основном отражены понятия информатики без конкретных приложений к отраслям деятельности. Составители словаря [3] стремились раскрыть термины библиотечно-компьютерной технологии, но из рассматриваемых в данной статье понятий в словаре можно найти лишь не очень удачное определение библиографической базы данных. Толкований других библиотечных баз данных нет; вся характеристика электронного каталога сводится к тому, что он машиночитаемый и т. д.
Прежде чем перейти к определению информационно-библиотечных терминов, напомним необходимые для этого понятия информатики.
База данных (БД) — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ [2].
Банк данных (БнД) — автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав БнД входят одна или несколько БД, система управления базами данных (СУБД), а также набор прикладных программ, составленных на языке данной СУБД [2].
Система управления базами данных — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных [2].
Прикладная программа — программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения систем обработки данных [2].
Все указанные термины являются общепринятыми в информатике в целом. Говоря на этом языке, создание компьютерной библиотечной системы заключается в следующем: выбор и установка СУБД; написание или покупка прикладных программ, обеспечивающих ввод и вывод нужной информации; формирование баз данных.
Перейдем непосредственно к библиотечно-компьютерным терминам. Для комплексной компьютеризации своих технологических процессов библиотеке надо поддерживать целый ряд баз данных. Естественно, возможны различные варианты их классификации. Этот вопрос подробно рассмотрен, например в диссертации [4]. В данной статье попробую предложить такое их деление на группы, которое подчеркивает суть различных направлений работы библиотеки и позволяет дать точные определения основных понятий, связанных с компьютеризацией библиотеки.
Рассмотрим пять групп БД: библиографические, лексикографические, комплектования, обслуживания читателей, текстовые.
Библиографические БД — это БД, содержащие библиографические описания документов. К ним относятся БД: книг, журналов, газет, статей, диссертаций, патентов, рукописей, изобразительных материалов, фонодокументов и т. д. — по видам изданий.
Лексикографические БД — это словари, рубрикаторы, классификаторы и т. п. С их помощью ведутся систематический, предметный поиск, поиск по ключевым словам и более сложные виды поиска, возможные с помощью компьютера. Среди этих БД могут быть словари ключевых слов (нормализованной лексики), словари предметных рубрик, тезаурусы, классификационные системы, БД авторитетных записей (точек доступа).
(Библиографические и лексикографические БД имеют непосредственное отношение к понятию "электронный каталог библиотеки", это будет точно определено ниже.)
БД комплектования, читателей и текстовые не являются составляющими электронного каталога, они нужны для обеспечения процессов комплектования литературы и обслуживания читателей.
Основные БД комплектования — это БД планов издательств, подписки на периодические издания, заказа книг.
БД обслуживания читателей фактически сводятся к одной БД читателей, где содержатся все необходимые данные о читателях, включая сведения о заказе и выдаче литературы.
Собственные функции выполняют БД международного книгообмена и БД межбиблиотечного абонемента. Хотя первую из них можно отнести к БД комплектования, а вторую — к БД обслуживания читателей.
Под текстовыми БД понимаются полнотекстовые, гипертекстовые, фрагментальные БД и т. п.
Еще несколько лет назад было очевидно, что крупные библиотеки должны иметь большие текстовые БД статей из периодических изданий, журналов, газет в полном объеме, да и книг тоже. (В связи с этим появилось понятие "электронная библиотека". Кстати, в словаре [3] понятие "электронная библиотека" почему-то никак не связано с текстовыми БД.) Однако в связи с бурным развитием сети Интернет сегодня необходимость этого вызывает сомнение. Видимо, основным источником доступа к текстовым БД для пользователей в ближайшем будущем будет Интернет. Библиотекам целесообразно иметь на CD—ROM, других машинных носителях только полные тексты редких книг и рукописей из своих фондов, так как непосредственная работа с ними должна быть значительно ограничена.
Перечислив наиболее существенные БД библиотеки, дадим основные определения. Они, естественно, следуют из содержания тех или иных баз данных и приведенных выше понятий информатики.
Поисковый аппарат электронного каталога библиотеки — совокупность лексикографических баз данных.
Электронный каталог библиотеки (синоним: библиографический банк данных библиотеки ) — совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе с СУБД и набором прикладных программ.
Надо подчеркнуть, что электронный каталог библиотеки дает принципиально новые возможности поиска по сравнению с традиционными библиотечными каталогами не только потому, что он машиночитаемый. Объединение различных библиографических и лексикографических БД в единое целое приводит к качественно новому понятию.
Банк данных библиотеки — совокупность всех баз данных библиотеки в комплексе с СУБД и набором прикладных программ.
Термин "электронная библиотека" в настоящее время толкуется двояко. С одной стороны, под ним понимают любую реализацию библиотечной технологии с помощью вычислительной техники, с другой — наличие полных текстов документов в машиночитаемой форме по определенной тематике или всему фонду. Второе толкование кажется более соответствующим понятию "библиотека". Например, ясно, что означает "электронная библиотека собрания сочинений А.С. Пушкина", и непонятно, что такое "электронная библиотека Московского университета".
Python, введение в БД
Здравствуйте, здесь и сейчас я хочу рассказать, что такое базы данных, зачем они нужны, и т.д.; для работы с ними мы будем использовать python и его библиотеку sqlite3.
Так нам говорит Яндекс, но если сказать простыми словами, не углубляясь во все эти понятия, то:
То есть как в библиотеку мы можем прийти и взять книгу «Война и мир», зная что она будет лежать в разделе романов, на букву «В», так и из БД мы можем взять запись по определённому аргументу, в данном случае жанру.
И тут возникает вопрос.
И что бы ответить на этот вопрос, мы должны кое-что узнать.
Как хранятся данные в базах данных
Сначала нужно понять, что БД делятся на:
Сетевые и иерархические БД:
Такие БД представляют собой графы и хранят информацию в них же.
Данные БД здесь мы рассматривать не будем. Поэтому перейдём к реляционной БД.
Реляционные базы данных
Я думаю что, на вопрос мы ответили, и можно идти дальше.
Зачем нужны базы данных?
За всю жизнь, человечество накопила невероятно много информации, а БД, как мы знаем собирают, и сортирует эту информацию по таблицам (в нашем случае). И БД помогают абсолютно спокойно ориентироваться во всей этой куче информации, добавлять её туда, изменять и т.д.;
Из теории в практику
Сейчас мы пойдём в практику, но перед этим хотелось бы уточнить кое-что. Сверху я написал такую строку:
Мой косяк исправили, идём в практику!
Установка sqlite3
Да, это смешно, но мало ли кому-нибудь понадобится
Я не буду описывать алгоритм установки, ведь это давно сделали за меня, если вам нужно установить данный модуль, то просьба идти вот сюда.
Создание первой БД
cur = con.cursor — позволит нам производить операции с БД, остальное не важно.
cur.execute(. ) — создаёт таблицу с именем тест и всего 1 колонкой id, в которой все данные — числа
commit() — грубо говоря, сохранение БД
А давайте создадим программу, которая запрашивает имя и фамилию, и записывает их в БД, а потом по выбору цифр либо выводит, либо записывает снова.
Стандартные моменты пропустим.
cur.execute(«INS. ») — Добавление данных
cur.execute(«SeL. ») — Получение данных. И так как там отдаётся массив, то мы его перебираем, а после ещё и из кортежа данные берём.
«SELECT», «INSERT», «DROP» и т.д. — это всё SQL.
cur.fetchall() — это что бы в переменную записалось всё, что пришло из БД.
Вывод
Базы данных — важная и очень нужная вещь. Здесь мы затронули настолько её малую часть, что аж смешно. Поэтому чтобы действительно узнать как это работает, советую почитать об этом всём в интернете, благо информации много. Удачи!
Для чего нужны базы данных в библиотеке
Разработка базы данных «Библиотека»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
В современных условиях очень часто приходится работать с информацией, полученной из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Сегодня, в информационную эпоху, в подавляющем большинстве случаев приходится иметь дело с обширными массивами данных. Они разнородны, специфически структурированы и взаимосвязаны друг с другом. Такие сложные наборы данных называют базами данных. Весь современный мир базируется на управлении информацией с помощью компьютерных технологий. Данные решают все, и очень важно эффективно их обрабатывать.
Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных технологий активно проявляется в библиотечном и информационном обслуживании.
Библиотеки, как хранилища знаний и информации, неуклонно повышают свою значимость. Библиотеки в ходе своей деятельности выполняет множество функций, такие как регистрация, хранение, выдача книг и обратное их принятие в библиотеку.
Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Автоматизация и механизация библиографических процессов призваны решать такие задачи, как облегчение библиотечного труда, повышение его производительности, улучшение обслуживания читателей.
Разве можно сравнить по скорости и качественным показателям результатов ручной перебор каталожных карточек в традиционном каталоге с многоаспектным поиском в электронном каталоге? Таких примеров может быть много, суть одна: автоматизация нужна библиотекам, без автоматизации невозможно развитие библиотек и библиотечной деятельности в целом.
Цель работы: создание базы данных «Библиотека ».
Актуальность темы заключается в том, что программный продукт может быть использован в библиотеках как учебных заведений, так и частных лиц. Данная база данных рассчитана не на профессионального работника, хорошо знающего компьютер, а на обычного пользователя.
изучить инструменты системы управления базами данных Microsoft Access, способной к эффективной работе с информацией, её поиска, занесения, хранения и использования;
разработать удобный, интуитивно понятный интерфейс пользователя базы данных «Библиотека»;
наглядно предоставить отчётность обо всех экземплярах, которые есть в библиотеке, а также выданных на руки.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
Выбор программного обеспечения
Программное обеспечение, осуществляющее операции над базами данных, получило название «система управления базами данных»(СУБД).
СУБД позволяют создавать, использовать и администрировать базы данных. СУБД представляют собой незаменимый инструмент разработчиков, бизнес-пользователей, администраторов БД и т.д. Благодаря тесной интеграции со средствами разработки приложений, СУБД используются разработчиками при создании информационных систем.
СУБД предназначены для обработки больших массивов информации, её отображения в виде удобном для пользователя и управления объёмом этих массивов.
Легко могут работать пользователи сравнительно не высокой квалификации, т.к. все действия в СУБД осуществляются с помощью меню, мастера и других диалоговых средств.
Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borlandd Base, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft VisualBasic, а также СУБД Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер».
Система управления базами данных — специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.
Основные функции СУБД:
1. Определение структуры создаваемой базы данных, ее инициализация и проведение начальной загрузки.
Как правило, создание структуры базы данных происходит в режиме диалога. СУБД последовательно запрашивает у пользователя необходимые данные. В большинстве современных СУБД база данных представляется в виде совокупности таблиц. Рассматриваемая функция позволяет описать и создать в памяти структуру таблицы, провести начальную загрузку данных в таблицы.
2. Предоставление пользователям возможности манипулирования данными (выборка необходимых данных, выполнение вычислений, разработка интерфейса ввода/вывода, визуализация).
3. Обеспечение независимости прикладных программ и данных (логической и физической независимости).
Во всех выше изложенных СУБД создание информационных систем баз данных и управление ими достаточно трудоёмкая и сложная процедура, требующая от пользователя неплохих знаний языков программирования.
Эта сложность объясняется тем, что перечисленные СУБД являются предметно –независимыми оболочками, которые могут быть наполнены той или иной предметной областью путём программирования. Поэтому разработка даже несложных СУБД требуют для каждой предметной области значительных сил.
В отличие от перечисленных СУБД менеджеры используют обычно СУБД MS Access.
Особенности СУБД MS Access:
Предметная ориентация, отображённая в меню.
Простата наполнения предметной оболочки.
Нет необходимости в языках программирования для перестройки СУБД.
Использование интегрированных программных средств.
MicrosoftAccess объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, запросы и отчёты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные, печатать отчёты, диаграммы и почтовые наклейки.
1.2. Инструментальные средства системы управления базами данных MicrosoftAccess
База данных в MicrosoftAccessпредставляет собой единый объект, который объединяет таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули и позволяет хранить их в едином дисковом файле.
СУБД Access предоставляет пользователю следующие возможности: создавать базы данных; добавлять новую информацию в созданные БД; обновлять или каким-либо еще образом изменять данные в БД; удалять имеющуюся информацию из БД; осуществлять просмотр данных в виде отчетов, форм, различных выборок и запросов; организация данных при помощи сортировки и/или классификации информации; общий доступ к таблицам и данным при использовании отчетов, электронных писем, Интернета и/или локальной сети; осуществление разных видов связей между таблицами; создание кнопочных форм и пользовательских интерфейсов управления базой данных внутри СУБД.
Реляционная база данных состоит из взаимосвязанных нормализованных таблиц. За счет нормализации обеспечивается отсутствие дублирования данных во взаимосвязанных таблицах и соответственно минимизируется объем сохраняемых данных, а структура связей между таблицами называется схемой данных. Схема данных является не только графическим образом базы данных, но и используется в СУБД MS Access в процессе работы с базой данных
Одним из основных инструментов обработки данных в СУБД являются запросы. Запрос представляет собой вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкцию на отбор записей, подлежащих изменению.
Запросы позволяют обрабатывать данные из таблиц. Запрос может быть выборкой по какому-либо признаку из одной или нескольких таблиц, также при помощи него можно сортировать или фильтровать информацию, анализировать данные, извлекать и предоставлять пользователю в удобном виде. Результатом работы запроса становится временная новая таблица.
Формы – специальные средства для обработки данных. Любая форма, с помощью которой вы хотите просматривать, вводить или редактировать записи таблиц базы данных, должна быть предварительно сконструирована. При этом определяется, из каких таблиц нужно отображать данные, какие именно поля должны быть представлены в форме, нужны ли вычисляемые поля, какие графические элементы, служащие для ее оформления, будут использоваться – линии, поясняющий текст, рисунки.
Средства MicrosoftOfficeAccess по разработке отчетов предназначены для создания макета отчета, по которому может быть осуществлен вывод данных из таблиц в виде выходного печатного документа.
Отчеты представляют конечный результат работы. Предназначены для последующей печати, потому обладают соответствующим форматированием. Позволяют делать выборки и группировки. Наглядно отражают информацию, заложенную в базе данных.
Также в данной программной среде имеется технология подключения драйверов для поддержки неизвестных форматов реляционных баз данных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
2.1. Описание предметной области.
В библиотеку обращаются читатели. Все читатели регистрируются в картотеке, которая содержит стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый читатель может обращаться в библиотеку несколько раз.По каждому факту выдачи книги запоминаются читатель, дата выдачи и ожидаемая дата возврата.
Решаемые задачи: выдача справок о наличии книг, учет читателей и выдачи книг.
Поиск: читателей по фамилии.
Поиск: сведения о читателе по названию книги.
Запросы: Упорядочение по полям: автор книги, ФИО читателя.
Выборка: количество взятых книг по каждому читателю.
Вычисления: а) даты возврата книги читателем; б) сколько книг выдано по каждому читателю; в) количество экземпляров книги в библиотеке.
После того как собраны все исходные данные, определены сущности проекта, можно начать разработку единой структурированности данных при помощи СУБД.
2.2. Структура базы данных «Библиотека»
В разрабатываемой базе данных используется следующая схема данных, которая показана на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Схема данных.
На схеме представлены 3 таблицы служащие основным источником информации базы данных, содержащие разные поля и типы данных.
Таблица «Книга» (рис. 2.2) содержит информацию о всех книгах имеющихся в библиотеке. В ней представлены следующие поля:
Шифр книги – числовой, для присвоения уникального номера каждойкниге;
Автор – текстовый, служащий для ввода данных об авторе;
Название – текстовый, служащий для ввода названия книги;
Год издания – числовой, в это поле вносится год издания книги;
Цена – денежный, в это поле вносится цена книги;
Количество – числовой, в это поле вносится количество поступивших экземпляров книги;
Общая сумма – денежный, в это поле вносится общая сумма за все экземпляры поступившей книги;
Издательство – текстовый, в это поле вносится издательство книги;
Раздел – текстовый, в это поле вносится раздел книги;
Рис. 2.2 Таблица «Книга».
Вторая таблица под названием «Читатель» (рис. 2.3) предназначена для хранения индивидуальных данных о читателях, содержит 5 полей:
Номчитбилет, тип данных – счетчик, присваивает уникальный номер каждому читателю.
Фамилия, тип данных – текстовый, в это поле вносится фамилия читателя.
Имя, тип данных – текстовый, в это поле вносится имя читателя.
Адрес, тип данных – текстовый, в это поле вносится адрес читателя.
Телефон, тип данных – текстовый, в это поле вносится контактный телефон читателя.
Рис. 2.3 Таблица «Читатель»
Следующая таблица «Выдача» (рис. 2.4), служащая для отметки взятых и возвращенных книг читателями содержит следующие поля:
Номер выдачи с числовым типом данных, для внесения номера взятой книги.
Номчитбилет также с числовым типом, предназначен для ввода номера читательского билета читателя взявшего книгу.
Шифр книги с числовым типом данных, для внесения номера взятой книги.
Дата выдачи – это дата взятия книги с соответствующим типом – дата/время, в которое вносится дата взятия книги читателем.
Дата возврата – тип данныхдата/время, в которое вносится дата возврата книги читателем.
Сдано.В этом поле используется логический тип данных, использующий только два значения False и True, для заполнения при возврате книги читателем.
Срок, дней – тип поля числовой, в которое вносится время книги у читателя.
Рис. 2.4 Таблица «Выдача»
2.3. Интерфейс базы данных
В самом начале работы программы пользователю открывается окно (рис. 2.5) содержащее 7 функциональных точек, которые позволяют пользователю взаимодействовать с базой данных.
Рис. 2.5 Главная кнопочная форма базы данных.
П
ервой функциональной точкой является кнопка «Книга», при нажатии на которую открывается окно формы «Книга» (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Окно формы «Книга».
В этом окне так же имеется ряд функциональных точек: Добавить запись, Сохранить запись, предназначенная для ввода новых книг в базу данных библиотекии сохранения введенных данных. Общая сумма за книги – по запросу на обновление «Общая сумма» (рис. 2.7) подсчитывается общая сумма за книги, Закрыть форму– закрывает данную форму.
Рис. 2.7 Запрос на обновление «Общая сумма».
Второй функциональной точкой на главной кнопочной форме является кнопка «Читатель». Пользователь, нажав на эту кнопку, получает доступ к форме «Читатель» (рис. 2.8), в которой отражаются процессы взятия и возврата книг.
Р
ис. 2.8 Форма «Читатель»
На форме «Читатель» пользователю предлагается с помощью кнопок «Следующая запись», «Предыдущая запись» или «Найти запись» выбрать фамилию нужного читателя для выдачи или принятия книг.В форме «Читатель» пользователю представлена таблица, отображающая какие книги в текущий момент, находятся у выбранного читателя, а какие книги уже сданы в библиотеку.
В окне формы «Читатель» так же имеется ряд функциональных точек:
Рис. 2.9 Окно запроса «Книга сдана»
Рис. 2.10 Окно запроса «Выдать книгу»
Рис. 2.11 Окно запроса «Дата возврата»
Третей функциональной точкой является кнопка «Количество взятых книг». Эта кнопка позволяет пользователю вывести количество книг взятых каждым читателем и общую сумму взятых книг. Это осуществляется с помощью отчета «Количество взятых книг»(рис. 2.12)
Рис. 2.12 Окно отчета «Количество взятых книг»
Рис. 2.13 Окно запроса на выборку «Кто брал книгу»
Пятой функциональной точкой является кнопка «Разработчик», которая выводит информацию о разработчике данной базы данных «Библиотека» (рис. 2.14).
Рис. 2.14 Окно формы «Разработчик»
Шестой – последней функциональной точкой на главной кнопочной форме является кнопка «Выход из программы», позволяющая пользователю прекратить работу с программой.
Развитие компьютерных технологий позволило на совершенно ином уровне решать информационные проблемы. Библиотеки играют ведущую роль в обеспечении информацией. Использование традиционных форм распространения информации сегодня не может обеспечить необходимого уровня библиотек. Большинство из них активно изучает и внедряет новые технологии, которые позволяют значительно повысить информационный статус библиотеки.
В современных условиях основой являются новейшие компьютерные информационные технологии, которые широко внедряются в традиционные библиотечные процессы.
Разработанная база по учету книг в библиотеке предлагает пользователю:
простой интуитивно понятный интерфейс;
легкую в понимании и эффективной работе с ней
запуск с любой машины со слабыми системными требованиями.
На основе собранной информации были сформированы схема данных, структура таблиц и их типы полей, а также взаимодействие и функционирование таблиц.
Исходя из рабочей базы данных, на уровне функционирования, был разработан единый интерфейс для работы с данными – формы, запросы; для вывода данных – отчеты; для работы – внешнее оформление, меню.
База данных «Библиотека» отвечает всем требованиям среднего программного продукта. В ней реализованы все необходимые достоинства конкурентно способного программного продукта.
Бойко, В.В. Проектирование баз данных информационных систем [Текст]/ Бойко В.В., Савинков В.М. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 351 с.
Вейскас, Д. Эффективная работа с Microsoft Access [Текст]/ СПб., 2008. – 315 с.
Глушаков, С.В. Базы данных: учебный курс/ Глушаков С.В., Ломотько Д.В. – М.: АСТ, 2001.- 504 с.