для чего нужны чек листы росздравнадзора по контролю эпидемиологической безопасности
Новости
Счетчик обращений граждан и организаций
Разработаны чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности поликлиник и стационаров в условиях пандемии COVID-19
Национальным институтом качества Росздравнадзора совместно с экспертами Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» (НП » НАСКИ») разработаны чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности поликлиник и стационаров в условиях пандемии COVID-19.
Чек-листы охватывают наиболее важные в текущих условиях направления обеспечения эпидемиологической безопасности:
• организация работы приемного отделения и допуска сотрудников
• активное выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала
• проведение микробиологических исследований
• обеспечение эпидемиологической безопасности среды
• организация оказания помощи пациентам, требующим изоляции
• соблюдение правил гигиены рук персоналом
• соблюдение персоналом алгоритма использования средств индивидуальной защиты
• информирование по вопросам профилактики ИСМП, инфекционных болезней с учетом эпидемиологической обстановки
• и другие направления
Разработанные чек-листы для организации и проведения внутреннего контроля по разделу «Эпидемиологическая безопасность» в период пандемии короновируса COVID-19 доступны для использования и размещены на официальном сайте Национального института качества Росздравнадзора.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22 апреля 2020 г. «Чек-лист для оценки системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (поликлиника) в условиях пандемии COVID-19»
Организация системы обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях пандемии COVID-19
1.1. Наличие региональных нормативных документов о порядке работы МО в условиях пандемии, маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19, контактных с подозрительным или подтвержденным случаем COVID-19
Проверить наличие соответствующих документов
1.1.1. Актуальный оперативный план мероприятий, утвержденный органом управления здравоохранения
1.1.2. Актуальные региональные нормативные документы по маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19
1.1.3. Актуальные временные рекомендации МЗ РФ по предупреждению распространения COVID-19 в МО
Проверить наличие в электронном или бумажном виде
1.1.4. Ответственный за мониторинг актуальных документов по вопросам работы МО в условиях пандемии
1.2. Наличие локальных документов по организации работы МО условиях пандемии COVID-19
Проверить наличие соответствующих документов
1.2.1. Приказ главного врача о функционировании МО в условиях пандемии COVID-19, формировании комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий указанием должностных лиц и ответственных, утверждении плана работы комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий
В плане мероприятий отразить в том числе мероприятия по уменьшению потока пациентов в поликлинику:
— приоритет оказания пациентам с симптомами ОРВИ первичной медико-санитарной помощи на дому
— оформления листков нетрудоспособности без посещения МО лицам, прибывшим в РФ с территории стран, в которых зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также проживающим совместно с ними лицам
— приостановление проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
— перенос сроков оказания медицинской помощи в плановой форме, в том числе в условиях дневного стационара.
— ограничение выдачи направлений на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи
— оказание медицинской помощи на дому, пациентам с обострением ХНИЗ
— и другие, с учетом действующих нормативных актов
Примерный состав комиссии (не исчерпывающий):
— Микробиологическая лаборатория (если есть)
— Инфекционист (если есть)
— Врачи-клиницисты (хирург и терапевт)
— Старшие сестры (хирург и терапевт)
— Зам главного врача по АХЧ (или отдельно охрана, инженер)
1.2.3. Оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного /подозрительного на COVID-19
Проверить наличие актуального плана, оценить исполнение, в том числе проведение регулярных целевых проверок
1.2.4. Установление режима функционирования структурных подразделений МО в период пандемии
1.2.5. Схема оперативной передачи информации руководителю МО и вышестоящим организациям в будние и выходные дни в каждом подразделении/кабинете
Проверить наличие в каждом подразделении/ кабинете
1.2.6. Схема оповещения и сбора специалистов в рабочее и нерабочее время
1.2.7. Алгоритм активного выявления пациентов с симптомами ОРВИ, в том числе из групп риска (лиц в возрасте старше 60 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщин) и оказанию им медицинской помощи.
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
1.2.8. Алгоритм действий при получении положительного результата лабораторных исследований биологического материала пациента на COVID-19, включающий в том числе уведомление пациента оповещение руководителя МО;
регистрацию в журнале учета пациентов с COVID-19; информирование и осмотр работников МО, контактировавших с заболевшим пациентом;
внесение данных в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
1.2.9. Алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь на дому пациентам с положительным результатом теста на COVID-19, включающий в том числе инструктаж перед началом смены; использование СИЗ, утилизацию СИЗ, использование маски пациентом во время осмотра и опроса медицинским работником; обработку рук в перчатках дезинфицирующим средством; по завершении оказания медицинской помощи пациенту сообщать уполномоченному лицу медицинской организации о лицах, имеющих контакт с пациентом.
1.2.10. Алгоритм медицинской помощи/лечения пациента с положительным результатом теста на COVID-19 на дому, в том числе отдельных групп населения, беременных, детей, включая показания к лечению на дому, в стационаре; оформление согласия на лечение на дому; порядок лечения, наблюдения пациентов, порядок переоценки состояния пациента; критерии излеченности; информирование пациента о порядке обращения в случае ухудшения состояния; информирование лиц, проживающих совместно/законных представителей
1.2.11. Алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на COVID-19, включающий в том числе порядок немедленной изоляции и, при наличии показаний, госпитализацию пациентов в специально созданные для данного контингента медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, производить при появлении подозрения или установления факта заболевания COVID-19
1.2.12. Приказ о материальном обеспечении всех мероприятий учетом режима функционирования структурных подразделений в период пандемии, в том числе на случай аварийных ситуаций, в том числе о неснижаемом запасе дезинфицирующих средств, СИЗ, медицинских изделий для забора биоматериала для лабораторного исследования, пульсоксиметров и других медицинских изделий и лекарственных препаратов
1.2.13. Приказ о проведении обучения медицинского персонала вопросам профилактики, диагностики, лечения COVID-19, сбора эпидемиологического анамнеза и использования СИЗ
Проверить наличие и исполнение
1.2.14. Приказ о работе приемного отделения с организацией приема через приемно-смотровые боксы и (или) фильтр-боксы пациентов с признаками ОРВИ, внебольничных пневмоний и дальнейшей маршрутизацией пациентов в/вне МО
Проверить наличие в приемном отделении
1.2.15. Порядок проведения мониторинга обращений пациентов с симптомами ОРВИ (средне-тяжелые и тяжелые формы), внебольничными пневмониями за медицинской помощью, вызовов скорой медицинской помощи, а также учет количества госпитализированных и выбывших из стационара лиц, пациентов с ОРВИ и внебольничными пневмониями
Проверить наличие и исполнение
1.2.16. Приказ об усилении дезинфекционного режима в подразделениях МО
1.2.17. Алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на COVID-19, в том числе порядок немедленной изоляции и, при наличии показаний, госпитализацию пациентов в специально созданные для данного контингента медицинские организации, оказывающие медицинскую
помощь в стационарных условиях, производить при появлении подозрения или установления факта заболевания COVID-19
Организация работы приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов, выездных бригад и допуска сотрудников в условиях пандемии COVID-19
2.1. Условия приема пациентов
Проверить условия приема пациентов
2.1.1. Входы в здание/здания ограничены
Проверить у ответственного сотрудника план входов, оценить наличие мед. постов на всех входах
2.1.2. Снаружи здания и в приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов, холле имеются знаки, постеры о правилах нахождения в МО, в том числе о необходимости ношения маски, соблюдения социальной дистанции, гигиене рук, правилах безопасности при кашле, чихании, правилах посещения (или запрете посещений пациентов)
Проверить наличие хорошо видимых, понятных знаков, указателей, постеров и т.д.
2.1.3. Прием пациентов осуществляется через приемно-смотровые боксы и (или) фильтр-боксы
2.1.4. Соблюдение пациентами и сопровождающими социальной дистанции в соответствии с разметкой
Оценить соблюдение методом прямого наблюдения не менее 2-х метров с организацией разметки
2.1.5. Наличие медицинских масок для пациентов и сопровождающих в расчетных количествах
2.1.6. Наличие в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах достаточного количества исправных поверенных бесконтактных термометров
2.2. Наличие алгоритмов допуска сотрудников на медицинских постах при входе в МО, включая форму учета допуска сотрудников к работе, подтверждающую отсутствие у них признаков респираторной инфекции, благополучного эпидемиологического анамнеза
Проверить наличие и соблюдение
2.2.1. Наличие на мед. посту исправного поверенного бесконтактного термометра
2.2.2. Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ, в том числе хирургических костюмов
2.2.3. Наличие алгоритма работы с сотрудниками, имеющими признаки респираторной инфекции/неблагополучный эпидемиологический анамнез, в начале и в течение рабочей смены
Проверить наличие и соблюдение
2.2.4. Наличие опросника по выявлению лиц, подозрительных на COVID-19
2.2.5. Наличие полностью оборудованного места для мытья рук
2.3. Условия работы выездных бригад
2.3.1. Выделение отдельных бригад для обслуживания пациентов потенциально опасных или с подтверждённой COVID-19
Проверить организацию формирования и деятельности бригад
2.3.2. Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ. Организация зоны/санпропускника для одевания бригад в специальные костюмы и последующей дезинфекции после окончания вызова
Проверить наличие, исполнение
2.3.3. Наличие оборудованных мест для отдыха и приема пищи выездных бригад
Активное выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала
3.1.1. Наличие перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора
Проверить наличие во всех подразделениях актуального утвержденного перечня СОС COVID-19, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора
3.1.2. Знания персонала перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора
Оценить знания персонала, опросить сотрудников из разных подразделений МО
3.2.1. Наличие алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
Проверить наличие алгоритмов в каждом структурном подразделении МО
3.2.2. Соблюдение алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
Опросить достаточное количество персонала, проверить достаточное количество АК пациентов на предмет правильно собранного, оформленного эпидемиологического анамнеза
3.3. Полнота выявления случаев респираторных инфекций
Проверить достаточное количество АК ежедневного наблюдения пациентов, переданных/обратившихся в МО:
— приехавших из других стран/регионов в которых зарегистрированы случаи COVID-19, на период не менее 14 календарных дней с момента их возвращения, а также проживающих совместно с ними лиц
— пациентов с диагнозом ОРВИ, пневмонии
3.4. Наличие актуального списка лиц групп риска (в том числе: в возрасте старше 65 лет, а также лицах, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщин)
Система проведения микробиологических исследований
4.1. Наличие микробиологической лаборатории в МО либо маршрутизации биологического материала для проведения исследований без выделения возбудителя
Проверить наличие микробиологической лаборатории в МО или договор со сторонней лабораторией, имеющей эпидемиологическое заключение на работу с III и IV группами патогенности
4.2. Доступность материальных ресурсов для проведения микробиологических исследований
Оценить доступность и объем материальных ресурсов на микробиологические исследования 24/7/365
4.3.1. Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки материала для микробиологического исследования
Проверить наличие алгоритмов МО во всех структурных подразделениях
4.3.2. Оформление бланков направления в лабораторию в соответствии с алгоритмом
Проверить правильность оформления бланков
4.3.3. Выполнение алгоритмов МО проведения микробиологического обследования
Проверить достаточное количество АК пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования в соответствии с алгоритмами МО
4.4. Своевременное получение результатов исследований
Оценить порядок получения, оценки результатов исследований, соблюдения действующей тактики по результатам оценки результата.
Проверить достаточное количество АК пациентов, которым назначалось лабораторное микробиологическое обследование в связи с подозрением COVID-19
5.1. Укомплектованность укладки на COVID-19 для забора материала в расчетных количествах
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
5.2. Наличие расходных материалов для забора биоматериала на другие инфекции в расчетных количествах
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
5.3.1. Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки биоматериала для микробиологического исследования
Проверить наличие во всех подразделениях МО
5.3.2. Соблюдение алгоритма забора биоматериала
Оценить знания алгоритмов персоналом, опросить сотрудников в различных подразделениях МО
5.4.1. Забор материала в соответствии с алгоритмами
Оценить методом наблюдения забор материала для микробиологического обследования
Проверить достаточное количество ИБ пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования, для оценки исполнения алгоритмов МО
5.4.2. Своевременное получение результатов исследований
Оценить порядок получения результатов исследований и соблюдение сроков
Обеспечение эпидемиологической безопасности среды
6.1. Наличие и исправность специального оборудования, включая:
— Оборудование для обеззараживания воздуха
Проверить наличие и соответствие расчетным потребностям оборудования для обеззараживания воздуха, моечно-дезинфекционных машин и дезинфекционных камер, их исправность
6.2.1. Наличие СОПов и отчетных документов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
Проверить СОПы проведения заключительной, текущей, дополнительной уборки, особенно в помещениях повышенного риска (помещения с массовым скоплением людей, изоляторы пациентов с подозрение на COVID-19 и др.)
6.2.2. Соблюдение СОПов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
Оценить качество уборки помещений методом наблюдения во всех подразделениях МО в соответствии с СОПами
6.3.1. Наличие алгоритма выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции, в том числе в условиях распространения COVID-19
6.3.2. Наличие системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие и использование системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса, опросить не менее 2 ответственных сотрудников
6.3.3. Наличие дезинфицирующих и антисептических средств с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями во всех подразделениях МО с учетом неснижаемого запаса
6.4. Наличие оборудования для дезинфекции в соответствии с нормативными документами, в том числе оборудование для аэрозольной дезинфекции, дезинфекции воздуха и др.
Проверить наличие и соответствие количества оборудования для дезинфекции
6.5. Наличие системы обращения с отходами (включая отходами класса В) в соответствии с нормативными документами и эпидемической ситуацией
Проверить наличие системы обращения с медицинскими отходами и соответствие нормативным документам, в том числе сбора, хранения, обезвреживания/обеззараживания отходов класса В
6.6.1. Наличие СОПа по дезинфекции санитарного транспорта, на котором прибыл больной/ подозрительный пациент
6.6.2. Наличие условий (место, специалисты, средства) для дезинфекции санитарного транспорта
6.6.3. Знания и навыки сотрудников по дезинфекции санитарного транспорта
Оценить методом опроса и наблюдения
Организация оказания помощи пациентам, требующим изоляции
7.1.1. Наличие алгоритма оказания помощи пациентам с инфекционным заболеванием, в т.ч. с подозрением или подтвержденным случаем
Проверить наличие, проверить соответствие алгоритма актуальным нормативным документам
7.1.2. Знания персоналом алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов
Оценить знания персоналом алгоритма
7.2. Наличие приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов
7.3.1. Наличие алгоритма временной (до эвакуации в специализированную МО) изоляции пациента в МО, на дому (самоизоляция)
7.3.2. Знания персоналом алгоритма временной (до эвакуации в специализированную МО) изоляции пациента в МО, на дому (самоизоляция)
Оценить знания персоналом алгоритма, проверить соблюдение алгоритма персоналом
7.4.1. Наличие СОП для мытья и обработки рук, включая место для мытья рук в составе:
— кран с локтевым смесителем
— схема обработки рук (движения, моменты)
— ведро с крышкой с ножным механизмом открывания
Проверить СОП мытья и обработки рук персоналом
7.4.2. Наличие полностью оборудованных мест для мытья рук в структурных подразделениях МО:
— в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах
— кабинетах неотложной помощи
— в туалетах для персонала
— в туалетах для пациентов
Проверить наличие стандартно оборудованных мест для мытья рук во всех подразделениях МО, местах общего пользования и т.д.
7.2. Наличие дополнительных дозаторов с антисептиком:
— на медицинских постах при входе в МО
— в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах
— в коридорах, в шлюзах
— во всех подразделениях МО
— при входах в палаты
— В укладках выездных бригад
— Индивидуальных дозаторов у персонала
Проверить наличие дополнительных дозаторов с антисептиком во всех подразделениях МО
7.3. Порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству
Оценить порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству, опросить ответственных во всех подразделениях
Соблюдение правил гигиены рук персоналом, пациентами и сопровождающими
8.1. Соблюдение персоналом правил гигиены рук:
1. Перед контактом с пациентом
2. Перед процедурой
4. После контакта с пациентом
5. После контакта с предметами окружающей среды
Оценить методом наблюдения соблюдение персоналом правил гигиены рук (в разных подразделениях МО)
Проверить наличие у персонала украшений, накладных ногтей, повреждений кожных покровов и т.д.
8.2. Обучение персонала: плановое (регулярность), внеплановое (с учетом особенностей эпидемической ситуации)
Оценить систему обучения персонала, наличие плана, журнала с результатами тестирования, охват персонала (норматив 100%)
Соблюдение персоналом алгоритма
использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)
9.1. Обеспеченность МО средствами индивидуальной защиты с учетом неснижаемого запаса
Оценить обеспеченность МО
9.1.1. Наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
9.1.2. Наличие и комплектность в МО противочумных костюмов 1 типа (комбинезон, респиратор класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком или FFP3, защитные очки, бахилы, перчатки) с учетом расчетного количества
Проверить наличие и комплектность
9.1.3. Наличие СИЗ органов дыхания с учетом расчетной потребности и с учетом неснижаемого запаса по контингентам
9.1.3.1. Медицинские маски для медицинского персонала, не контактирующего с пациентом с признаками респираторной инфекции, подтвержденным /подозрительным случаем COVID-19, из расчета 1 маска на 2 часа работы
9.1.3.2. Респираторы класса FFP2/3 (аналог) для работы с пациентом с признаками респираторной инфекции из расчета 1 респиратор на 1 сотрудника на 1 смену
9.1.3.3. Медицинские маски для пациентов и сопровождающих в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксов из расчета 1 маска на 1 пациента, 1 маска на 1 сопровождающего
9.1.4. Наличие других СИЗ с учетом расчетной потребности и неснижаемого запаса
9.2.1. Наличие алгоритмов и правильного использования персоналом индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции / работы медицинского персонала в «грязной» зоне, в том числе:
— перчатки (стерильные и нестерильные)
— средства защиты лица и глаз
— Противочумный костюм 1 типа
Проверить наличие, в том числе проверить наличие алгоритмов (схем, видеороликов) надевания и снятия костюмов типа «Тайвек»
9.2.2. Соблюдение алгоритмов по использованию средств индивидуальной защиты персоналом во всех подразделениях МО
Оценить методом наблюдения
Информирование по вопросам профилактики ИСМП, инфекционных болезней с учетом эпидемиологической обстановки
10.1. Наличие постеров, брошюр, памяток для пациентов и персонала (перечень тем не исчерпывающий):
— профилактика коронавирусной инфекции
— профилактика инфекций, передающихся воздушно-капельным путем
Проверить наличие информационных материалов во всех подразделениях МО
10.2. Информирование населения о рисках новой коронавирусной инфекции COVID-19, мерах индивидуальной профилактики.
Оказание медицинской помощи пациентам с ОРВИ в амбулаторных условиях, преимущественно на дому (самоизоляция)
Проверить наличие информационных материалов во всех подразделениях МО
противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекции в МО
11.1. Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекции в соответствии с нормативными документами по данной инфекции, включая: изоляцию; диагностику и лечение инфекции у заболевшего пациента; текущую и заключительную очаговую дезинфекцию; клиническое наблюдение, диагностику и экстренную профилактику у контактных
11.1.1. Исполнение оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (трупа) /подозрительного на COVID-19
11.1.2. Исполнение инструкции с функциональными обязанностями и действиями каждого специалиста по проведению первичных противоэпидемических мероприятий в каждом подразделении/кабинете
Проверить исполнение методом наблюдения
11.1.3. Исполнение Алгоритма проведения первичных противоэпидемических мероприятий с указанием наличия и места хранения укладок с запасом необходимых медикаментов для лечения больного, дезинфицирующих средств, средств личной профилактики и индивидуальной защиты, забора материала для лабораторного исследования
11.1.4. Полнота и своевременность проведения комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах инфекций в соответствии с нормативными документами путем оценки карт эпидемиологического обследования очага инфекции в МО
Проверить АК пациентов с выявленными инфекциями и контактных с ними пациентов
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росздравнадзор составил список контрольных вопросов для оценки системы эпидемиологической безопасности в поликлиниках в условиях пандемии COVID-19.
Будут оценивать в т. ч. работу приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов, выездных бригад, выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала, проведение микробиологических исследований, а также организацию оказания помощи пациентам, требующим изоляции.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22 апреля 2020 г. «Чек-лист для оценки системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (поликлиника) в условиях пандемии COVID-19»