для чего нужны экологические знаки на товарах
Как покупать экотовары
Если взять упаковку любого товара, там будет множество значков. Некоторые встречаются почти на всех упаковках и на экологичность не влияют, есть значки-обманщики, а есть экомаркировки. Именно они помогут купить экологичный товар, который безопасен для человека и природы.
Что такое экомаркировка
Честная экомаркировка говорит, что товар произвели с соблюдением экологических стандартов, из качественного сырья с минимальным воздействием на окружающую среду, а сам он безопасен для человека.
Производитель получает право поставить экомаркировку на товар или его упаковку, только если пройдёт сертификацию. У каждого сертификата есть свой стандарт, по нему эксперты и проверяют производителя. Критерии могут быть разные: какое сырьё используют, безопасен ли состав для природы и человека, насколько экологично производство, можно ли переработать упаковку продукта.
Не на многих товарах в обычном супермаркете можно найти настоящую экомаркировку. Это не значит, что остальные продукты обязательно вредные для человека или природы. Просто мы не можем знать точно, как устроено их производство и достойную ли зарплату получают сотрудники. Экомаркировка сигнализирует: этому товару точно стоит доверять.
Мы разбили экомаркировки, которые используют в России, по трём критериям. Смотрите, какой вам важнее всего и запоминайте, как выглядят значки.
Хотите купить самый экологичный товар
Некоторые экомаркировки дают только тем продуктам, у которых экологичность подтверждена на всех этапах жизненного цикла: от добычи сырья до утилизации. Их называют экомаркировки по жизненному циклу.
Если хотите купить максимально экологичный продукт, ищите такие маркировки, их около 30 в мире. В России чаще всего можно встретить «Листок жизни», Голубой ангел, Северный лебедь, Европейский цветок, Korean Eco-label. Так вы поддержите ответственного производителя, который потратился на то, чтобы сырьё было качественным и безопасным, на предприятии использовались передовые технологии сбережения ресурсов и защиты окружающей среды, значительная часть отходов перерабатывалась, состав был безопасен для человека и природы, упаковка минималистична и пригодна к переработке доступными методами.
Единственная экомаркировка в России, которая признана на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки, благодаря тому что оценивает жизненный цикл товара — «Листок жизни».
Как работает экомаркировка по жизненному циклу на примере «Листка жизни»
Этот кружок можно встретить на продуктах питания, косметике, бытовой химии, электронике и материалах для ремонта. Отсутствие в составе продукта вредных веществ проверяют лаборатории, а производство и всю документацию — эксперты-аудиторы.
Производитель должен соблюдать нормы природоохранного законодательства, иметь программу снижения нагрузки на окружающую среду (переработка отходов, сокращение использования ресурсов, сбросов и выбросов), развивать экологическую культуру компании и регулярно обучать сотрудников.
Всего стандарты включают около 25 требований. Они дают уверенность, что в продукте нет вредных веществ, а производство — от сырья до упаковки — не вредит окружающей среде.
Маркировки из других стран, оценивающие весь жизненный цикл товара, работают по такому же принципу, вот как они выглядят.
Экомаркировка: зачем она нужна бизнесу и обществу
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В 2015 году ООН приняла «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и выбрала 17 целей для достижения устойчивого развития (ЦУР), которые стали ориентиром для всего мирового сообщества. Они связывают три элемента устойчивого развития — экономический рост, социальные вызовы и охрану окружающей среды.
Одним из способов прийти к поставленным целям ООН называет экосертификацию и экомаркировку I типа по жизненному циклу. Что это такое и как именно они способствуют решению глобальных задач?
Экомаркировка в глобальной повестке
Экологические знаки существуют во всех странах мира. Самые надежные из них — экомаркировки I типа (ISO 14024). Они учитывают весь жизненный цикл продукта: от добычи сырья до переработки упаковки. Большая часть таких экомаркировок по всему миру объединена во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN).
В России есть только одна экомаркировка по жизненному циклу, признанная мировым сообществом и входящая в GEN — это «Листок жизни». Эта маркировка есть у продукции компаний «Сады Придонья», НМЖК, Henkel, SPLAT, «Ступинский химический завод», Samsung, «Акзо Нобель Декор», «ТехноНИКОЛЬ» и других.
Экомаркировка и цели устойчивого развития
«Листок жизни» вносит вклад в достижение 11 из 17 ЦУР. По сути экомаркировка — это набор стандартов, при соответствии которым товар получает нужный сертификат.
Строгие стандарты экосертификата мотивируют производителей делать свои производства более экологичными, а потребителям дают простой и понятный инструмент для выбора товаров.
Чтобы получить экосертификат, компании должны:
Социальные выгоды
В составе продукции с маркировкой «Листок жизни» не должно быть опасных компонентов, которые могут навредить здоровью человека. Это прямой вклад в заботу ООН о здоровом образе жизни населения (ЦУР 3). Экологический сертификат способствует устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности бизнеса (ЦУР 8).
Что получает компания-держатель экомаркировки?
Например, опыт компании «Завод ТЕХНОПЛЕКС» показывает, что «зеленое» производство и сертификация позволяют получать хорошие доходы. Экомаркировка международного уровня помогла компании повысить доверие покупателей к продукту и помогла улучшить систему экологического менеджмента.
Экомаркировка — надежный ориентир для покупателя
Исследование покупательского поведения ответственных потребителей, проведенное Экологическим союзом совместно с Экобюро GREENS, показало, что покупателей заботит экологичность продуктов питания (83,6%), бытовой химии (74,1%) и косметики (63,8%). При этом 83% покупателей экологичным считают товар, который не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека, и более 78% ответственных потребителей главным признаком экологичного товара назвали независимую экомаркировку.
Будущее глобального инструмента
Как усилить позиции экомаркировки на рынке и повысить ее потенциал в достижении глобальных целей? Проблема — в недостаточно широком распространении этого инструмента, а ее решение требует участия производителей, покупателей, ретейлеров, государственных структур.
Опыт развитых стран Европы, Америки и Азии показывает, что экологическая маркировка обладает огромным потенциалом. По данным Всемирной ассоциации экомаркировки, во всем мире насчитывается более 1 млн наименований товаров, сертифицированных по жизненному циклу. Из 30 программ экомаркировки-членов GEN, 85% включены в национальные планы по зеленым государственным закупкам. Товары с экомаркировкой, таким образом, предпочтительны при закупках государственных учреждений. К празднованию Всемирного дня экомаркировки с каждым годом присоединяется все больше стран.
Улучшение стандартов экологической маркировки поможет уменьшить воздействие сертифицированной продукции на окружающую среду. Повышение экологической грамотности покупателей и встраивание требований к наличию экологического сертификата в систему закупок ретейла и государственных органов обеспечат необходимую поддержку инструмента экомаркировки и повысят качество окружающей среды.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Маркировки на товарах: что нужно о них знать, чтобы извлечь пользу и не запутаться
Каждый день мы покупаем продукты питания, бытовую химию, одежду и другие товары, на упаковке которых — множество значков. Эти маркировки могут многое рассказать о свойствах и безопасности продукта и помочь сделать осознанный выбор.
Вот основные факты, которые стоит знать о маркировках.
Маркировки бывают обязательные и необязательные
Некоторые из значков и надписей должны быть на товарах по закону, другие же — добровольное решение производителя о дополнительной сертификации или самостоятельные указания.
Для разных категорий товаров обязательные маркировки различаются, но практически на всех должны быть указаны точный вес, срок годности и условия хранения, а также знаки обязательной сертификации: например, Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) — знак соответствия нормам Технического регламента Таможенного союза, или РСТ — знак сертификации по стандартам ГОСТ для российских товаров.
Маркировка «Евразийское соответствие»
Маркировка РСТ
К необязательным маркировкам относятся все виды добровольной сертификации (у каждой страны есть свои независимые организации, которые за нее отвечают), а также экологические и этические маркировки.
Некоторые маркировки говорят об упаковке
Часть значков относится не к самому товару, а к его упаковке — это информация о ее свойствах и инструкция по утилизации. На упаковке обязательно должно быть указание, предназначена она для пищевых продуктов или нет, а также информация о материале, из которого она сделана.
Верхняя маркировка означает, что упаковка предназначена для контакта с пищей, а нижняя — что нет
Чаще всего последнее сообщается в виде так называемой ленты Мебиуса — треугольника из стрелочек с цифрой посередине и/или буквенным кодом снизу.
Такие значки обозначают, из какого материала сделана упаковка
Цифра и код соответствуют материалу: так, 1–9 — это разные виды пластиков, 20–23 — бумага и картон, 70–79 — стекло и т. д. На основании этой информации можно понять, подходит ли упаковка для переработки. По идее, лента Мебиуса сама по себе должна свидетельствовать о том, что материал перерабатывается, но в России принимают далеко не всё вторсырье. Какую именно упаковку и где можно сдать на переработку, ищите на карте Recyclemap.
Знаки могут сообщить о качестве и безопасности
И обязательные, и добровольные сертификации и дополнительные проверки, на которые решается производитель, говорят о том, что товар безопасен для потребителей (при соблюдении условий использования — они всегда есть на упаковке) и действительно соответствует тому, что на нем написано. То есть если на пачке значится «Масло сливочное, 180 грамм», то маркировки вроде «Росконтроля» или «Российского знака качества» подтвердят — внутри будет ровно столько масла именно того состава и содержания питательных элементов, которые заявлены производителем. А иногда продукты не проходят проверку на качество и попадают в «черный список».
Маркировка контроля качества «Росконтроль»
А еще — об экологической и этической ответственности
Самая разнообразная категория маркировок — экологические. Такие знаки свидетельствуют о том, что производитель делает всё возможное, чтобы не навредить окружающей среде при производстве продукта: это может быть использование возобновляемых ресурсов, отказ от химикатов и ГМО, бережное отношение к природе при добыче сырья и многое другое. Экомаркировки могут охватывать весь жизненный цикл продукта от добычи сырья до утилизации его самого и упаковки, а могут относиться только к одному аспекту (например, знак Морского попечительского совета на рыбных продуктах говорит о том, что вылов рыбы не нанес критического ущерба природной популяции). В идеале маркировку должна выдавать независимая организация, а критерии оценки должны быть четко прописаны — именно так действует единственная на сегодня российская экомаркировка «Листок жизни».
Экомаркировка «Листок жизни»
Маркировка MSC (Marine Stewardship Council / Морской попечительский совет)
Маркировка FSC (Forest Stewardship Council ® / Лесной попечительский совет)
Маркировка GOTS (Global Organic Textile Standard / Глобальный стандарт органического текстиля) на одежде и текстиле гарантирует, что продукция изготовлена из натуральных волокон, выращенных методами органического земледелия, без применения токсичных пестицидов и удобрений
Маркировка Rainforest Alliance (RFA) означает, что при производстве товара не были нарушены тропические экосистемы и продукт произвели на ферме или в лесном хозяйстве
Маркировку Agriculture Biologique (AB) можно встретить рядом с EU Organic — она дополняет соответствие продукта органическим стандартам
Другие значки рассказывают об этической ответственности — например, справедливой оплате труда рабочих, о том, что продукт не тестировался на животных, подходит веганам или соответствует религиозным предписаниям. За такими маркировками по-хорошему тоже должна стоять независимая оценка, иначе знак будет всего лишь самодекларацией.
Маркировка «Прыгающий кролик», или Cruelty free (англ. — «без жестокости»)
Vegan — торговый знак Сообщества веганов
Осторожно! Некоторые могут ввести в заблуждение
К сожалению, бывает и так, что производитель хочет представить свой товар в более выгодном свете и размещает на упаковке значки, внешне похожие на экомаркировки: «100 % натуральный продукт», Eco-friendly, «Экологически чистый» и другие. При этом за такими картинками нет никаких четких критериев и подтверждений, и они получаются не более чем маркетинговой уловкой. Продукту это, конечно, не мешает быть натуральным, но всё это остается на совести производителя.
Бывает и так, что производитель ставит маркировки, имитирующие экологическую сертификацию, которые на самом деле такой не являются. Это называется гринвошингом — от английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), то есть «зеленое отмывание».
Маркировки «Международного экологического фонда» (МЭФ). На сайте этого органа по сертификации не указаны четкие критерии оценки экологичности продукции, нет и реестра стандартов. Несмотря на заявления, фонд не имеет отношения к деятельности Минприроды
Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.