для чего нужны электронные издания учебного назначения

Сущность, виды и классификация образовательных электронных изданий

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сущность, виды и классификация образовательных электронных изданий

Приоритетным направлением информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования.

Для повышения эффективности образовательного процесса, современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий, в том числе, применения образовательных электронных изданий и ресурсов в своей профессиональной деятельности в школе.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к использованию компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве образовательного электронного издания, а сам этот термин носит собирательный характер.

Определение понятия образовательного электронного издания производится, опосредовано через более общее понятие электронного издания.

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств. Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

сервисные программные средства общего назначения,

программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

программные средства для математического и имитационного моделирования,

программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

информационно-поисковые справочные системы,

Источник

Топ-5 электронных изданий в дополнение к обычным учебникам

Меня зовут Марк Анатольевич. Хотя уже долгое время просто Марк. До 2017 года я был учителем информатики в 9-11 классах одной из московских школ, но сменил профессию и стал разработчиком квестов. Это такие интересные интерактивные задания. У учителей и родителей слово «квест» часто ассоциируется с «этими—мешающими-учиться-играми». На деле же все совсем не так, и образовательные квесты уже давно полюбились многим педагогам.

Последняя неделя перевернула мою жизнь с ног на голову — я сам ощутил себя участником очень непростого квеста. У моей 14-летней дочки были проблемы с успеваемостью в школе. Некоторые предметы ну никак ей не давались, потому что к ним у неё не было интереса и тяги. Я решил, что изменить ситуацию можно, подобрав качественные учебники. На мой взгляд, эффективное образование — это о методике, при помощи которой ученик с легкостью и в кратчайший срок овладел ЗУНК (знаниями, умениями, навыками и компетенциями), приобрел действующий инструмент для достижения своих целей, внедрил все это в повседневную деятельность и получил качественный результат. Звучит хорошо, вот только есть проблема — нынешнее поколение сложно вовлечь в процесс учебы. Оно эмоциональное и реактивное.

Детям радостно и комфортно жить в мире игр. При этом, когда дело касается учебы, тяжело концентрировать свое внимание на чем-то одном, они быстро устают и теряют интерес. Я искал возможности для повышения результативности обучения и решил, что один из таких способов — использование эффективных учебных материалов. Нужно было расширить возможности существующих школьных учебников. И вот я, вдохновленный, закатав рукава, отправился на поиски чего-то инновационного, нескучного и практичного. Мне нужно было найти учебники по русскому языку, русской литературе, истории России, информатике и математике. Прошло 2 часа.

Русский язык

Интерактивный онлайн-учебник русского языка «Верные слова» был создан командой профессиональных лингвистов, искусствоведов и практикующих учителей.

Это умная обучающая система, соответствующая стандартам российской школы и включающая в себя 13 онлайн-курсов по русскому языку и культуре для детей от 6 до 13 лет. Каждый курс разработан под определенные цели, возраст ученика и полностью соответствует школьной программе. Рассчитан на самостоятельное изучение.

Структура курса — «матрешка». Один курс состоит из 8 тем, в каждой теме 5 уроков, один урок содержит 5 упражнений, в одном упражнении от 5 до 25 заданий. Среднее время прохождения курса — 2 месяца.

Особенности системы «Верные слова»

Использование онлайн-учебника «Верные слова»

Литература

«Живые страницы» — мобильное приложение, разработанное компанией Samsung в сотрудничестве с лингвистами Tolstoy Digital и экспертами Школы лингвистики НИУ «Высшая школа экономики» под руководством Феклы Толстой.

Это новый взгляд на произведения русской литературы — интерактивная литературная энциклопедия для школьников, дополненная полезной информацией из различных областей: история, лингвистика, география.

У читателей есть возможность сопоставлять ключевые события произведений с реальными историческими фактами, просматривать портреты основных героев, увидеть, как пересекаются судьбы героев, проследить их маршруты на реальной карте событий и проверить знание редких слов в игровой форме. Все эти инструменты превращают чтение в углубленное изучение эпохи и позволяют полнее раскрыть содержание произведения.

К проекту в 2019 году присоединилась корпорация «Российский учебник». Новая цель объединившихся ради успеха образовательной инициативы коллег — адаптировать приложение для учителей и учеников: разнообразить уроки, ввести контроль знаний, облегчить освоение материалов. Уже запущен новый специальный раздел «Урок в школе» для изучения русской литературы в рамках школьной программы. В него вошли методические рекомендации для педагогов и советы для эффективной подготовки к ЕГЭ по литературе для учеников.

Список произведений: «Война и мир» (русская / английская версии) и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого; «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа, Е. Петрова; «Отцы и дети» И. С. Тургенева; «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; «Идиот» Ф. М. Достоевского; «Тихий дон» М. А. Шолохова; «Ревизор» Н. В. Гоголя; «Горе от ума» А. С. Грибоедова и другие.

Особенности мобильного приложения «Живые страницы»

Математика

Электронный онлайн-учебник «01Математика» предназначен для школьников с 4 по 11 класс, желающих повысить уровень знаний в математике и закрепить навыки на практике. Он был разработан под руководством ведущего научного сотрудника Сколковского института науки и технологий, заведующего кафедрой математики Гимназии Сколково Алексея Зайцева.

«01Математика» создан для школ, использующих традиционное, дистанционное и смешанное обучение. Включает в себя структурированные учебные материалы, возможность подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, контрольные работы, более 21000 задач, 1500 видеороликов с решениями.

Детально проработанные темы состоят из трех разделов — теории, практических заданий и контрольной работы. К каждой задаче приводится решение, а к некоторым из них прилагаются видеоролики с объяснениями. Сложность заданий повышается постепенно, позволяя ученику чувствовать себя комфортно, вне зависимости от уровня своих знаний.
Ученики могут заниматься как в классе, так и дома, контролируя при этом время, траекторию и темп образовательного процесса.
Учителя в личном кабинете получают доступ к своим классам, имеют возможность полностью управлять учебным процессом.

Особенности онлайн-учебника «01Математика»

Использование онлайн-учебника «01Математика»

История

Основные задачи учебника — научить:

Особенности учебника:

Информатика

Лучший способ научиться чему-либо — поиграть в это. «Кибер-Книга» — цифровой учебник по С#, эффективная система обучения детей 11-16 лет программированию в игровой форме, с применением искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности.
Для старта не обязательно обладать навыками, нужно просто начинать игру, управлять героем при помощи алгоритмов и постигать шаг за шагом основы.

Переходя от простых задач к сложным, ребенок будет повышать свой уровень и уже через 2 года он достигнет уровня Junior Developer (младший разработчик).

Цифровой учебник включает в себя:

Особенности «Кибер-Книги»:

Проект создан командой АНО «Кибер Страна» и реализуется при поддержке грантовой программы Россотрудничества в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». География охватывает 78 стран.

Использование «Кибер-Книги».
Для начала работы, необходимо зарегистрироваться и установить приложение.
Пользователь получает бесплатный доступ к системе на протяжении 90 дней, 50 уровней-заданий, методические материалы на 18 уроков.

Источник

Статья «Электронные обучающие средства в учебном процессе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОЛЬНИКОВ.doc

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. Классификация электронных средств обучения

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние годы компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке студентов, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящей работы для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО).
При изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Использование обоих терминов для именования создаваемых электронных средств оправданно, поскольку терминология, связанная с ОЭИ, образовательные электронные издания достаточно хорошо изучены в созданной в 2002 году «Концепции создания образовательных электронных изданий и ресурсов», где подробно описаны требования, предъявляемые к качеству ОЭИ, учет которых целесообразен при создании электронных средств обучения.

Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

сервисные программные средства общего назначения,

программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

программные средства для математического и имитационного моделирования,

программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

информационно-поисковые справочные системы,

автоматизированные обучающие системы (АОС),

электронные учебники (ЭУ),

экспертные обучающие системы (ЭОС),

интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Преимущества использования электронных средств в обучении

Информатизация образования. Средства информатизации образования. Преимущества и недостатки использования электронных изданий и ресурсов в подготовке студентов.

совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

совершенствования механизмов управления системой образования.

Источник

Электронные издания (ЭУП) и электронные учебные пособия (ЭУП); требования к созданию и применению

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тихорецкий индустриальный техникум

требования к созданию и

для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть фото для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть картинку для чего нужны электронные издания учебного назначения. Картинка про для чего нужны электронные издания учебного назначения. Фото для чего нужны электронные издания учебного назначения

Введение

На сегодняшний день практически у каждого преподавателя и мастера производственного обучения учебного заведения начального профессионального образования есть большое количество дидактического материала, методических разработок, а помимо этого фотографии, видеосъемка, графические изображения и другая необходимая информация в своей сфере деятельности в электронном виде (на электронном носителе), и т.д.

Как же собрать все это воедино, как упорядочить и систематизировать накопленный ценный багаж? Как продемонстрировать учащимся, озвучить, реально показать в действии то, о чем раньше просто говорили и объясняли «на пальцах»?

Вот здесь и приходит на помощь возможность создания электронных учебных пособий (ЭУП) – для обучающихся, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения и др.

Благодаря современному программному обеспечению, каждый, кто владеет компьютерной грамотностью на уровне обыкновенного пользователя, может создавать для себя так называемый портфолио – собрание различных материалов, документов и других свидетельств достижений и прогресса в профессиональной педагогической деятельности, а для учащихся – электронное учебное пособие, разработанное и созданное собственноручно, согласно тематическому планированию своих дисциплин.

Отсутствие большого выбора готовых электронных учебных пособий в различных областях обучения не всегда отвечает нашим требованиям и поэтому мы вынуждены создавать свои собственные электронные издания, которые открывают огромные возможности преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения.

Объяснение нового материала с применением электронного учебного пособия (ЭУП) делает уроки не похожими друг на друга, открывает огромные возможности для использования на занятиях всевозможных средств активизации умственных действий учащихся, для наиболее продуктивного усвоения учебного материала посредством мультимедиа и интерактивности в обучении. А использование учащимися ЭУП для самостоятельного изучения несложного материала дают преимущества преподавателю и мастеру производственного обучения уделить больше времени для более глубокого изучения основных, важных тем.

1. Что такое электронные издания и электронные учебные пособия

В 2002 г. вступил в силу межгосударственный стандарт «ГОСТ 7.83-2001, Электронные издания».

ГОСТ устанавливает основные виды электронных изданий:

Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

Электронное издание (ЭИ): Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронные издания и электронные учебные пособия – это прогрессивные и одни из самых эффективных методов в процессе обучения.

Сегодня под электронными изданиями и ЭУП обычно понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер.

На сегодняшний день мы знаем и используем три группы учебных материалов – печатные, аудиовизуальные (группа ТСО) и электронные издания и ресурсы, воспроизводимые на компьютере. Заметьте, что книге около 500 лет, ТСО – около 50, ЭУП – больше 8 (в России). Попробуем сравнить их, проанализировав достоинства и недостатки.

Технические средства обучения дают аудиовизуальную информацию. Это значительный плюс. Но ТСО не получили достаточно широкого распространения, т.к. нуждаются в громоздком аппаратном обеспечении.

Крайне важным является то, что компьютер обеспечивает интерактивный режим работы. В самом простом понимании интерактива Вы читаете, смотрите, слушаете только то, что выбираете. Если же углубиться в суть интерактивного режима работы, то мы придем к модели окружающего мира и нашего поведения в нем. Отсюда и появился термин «виртуальная реальность».

Вот такой продукт, записанный на компакт-диске, и представляет собой электронное учебное пособие (ЭУП).

Электронные издания и ЭУП на CD имеют значительно меньше технических ограничений для творческого замысла. Поэтому лучшие мультимедиа издания используют метафору театра, по существу – модель реального окружающего мира.

2. Зачем нужны ЭУП

В последние годы Минобразование России огромное внимание уделяет проблеме информатизации образования. Речь идет об использовании электронных изданий и ресурсов по различным дисциплинам для повышения качества как общего образования в целом, так и начального профессионального. Иными словами, одной из главных фигур становится не только и не столько учитель информатики или мастер производственного обучения по профессиям, связанным с работой на компьютере, но и преподаватель-предметник. Вот для этого и нужны образовательные электронные учебные пособия по самому широкому кругу учебных дисциплин, справочно-информационного и общекультурного характера.

Источник

Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам?

Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.

По характеру и устройству контента, различают три основных группы ЭОР:

Текстографические — это текст или картинка, которые выводятся на дисплей электронного устройства и не предусматривают специального управления — например, поиска по тексту. Нужную страницу в любой момент можно вывести на экран или на печать.

Текстовые — отличаются от текстографических наличием системы навигации. Например, это учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам, дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста.

Визуальные и звуковые — ресурсы, включающие анимацию, видео и/или звук.

Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс.

С точки зрения пользователя, структура электронного издания во многом схожа с печатным. В ней предусмотрено деление на компоненты: главы, параграфы, разделы. В роли страниц выступают экранные кадры, с тем отличием, что каждый кадр содержит логически завершенную единицу контента. Все кадры пронумерованы, как и страницы в книге. У каждого кадра, в зависимости от содержания и целей, есть свой продуманный сценарий — то есть порядок и последовательность действий, которые могут совершать пользователи при работе на данной странице электронного ресурса.

для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть фото для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть картинку для чего нужны электронные издания учебного назначения. Картинка про для чего нужны электронные издания учебного назначения. Фото для чего нужны электронные издания учебного назначения

Какие бывают ЭОР?

электронных форм учебников,

учебно-методических и учебно-наглядных пособий,

Все эти электронные издания можно считать официальными только после присвоения им официального грифа. Этому предшествуют научное, техническое, художественное редактирование, строгая экспертиза и рецензирование — иными словами, официальные ЭОР в обязательном порядке проходят строгий контроль качества.

Однако есть и такие электронные образовательные ресурсы, которые не определяются государственным стандартом и не получают гриф — например, обучающие компьютерные программы и автоматизированные курсы. Они также могут быть использованы в образовательном процессе.

для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть фото для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть картинку для чего нужны электронные издания учебного назначения. Картинка про для чего нужны электронные издания учебного назначения. Фото для чего нужны электронные издания учебного назначения

Как узнать, с каким изданием мы имеем дело?

Вся информация об электронном образовательном ресурсе содержится в выходных данных. Это текст, предназначенный для идентификации ресурса, библиографической обработки и статистического учета. Состав выходных данных формируется в зависимости от того, каково само электронное издание, как оно распространяется и сколько предполагает пользователей, но чаще всего в них обязательно указывается общий объем информации, комплектация издания, число и продолжительность видео и аудиофрагментов, а также базовые технические требования к устройству, на котором вы будете запускать ЭОР. Если речь идет о сетевом издании, то выходные данные будут также содержать информацию о требованиях к браузеру (тип браузера, версия), скорости подключения и дополнительных настройках.

Обычно выходные данные можно увидеть на титульных экранах цифрового издания — основном и/или дополнительном. Они выполняют роль «обложки» электронного ресурса и оформляются строго в соответствии с принятым государственным стандартом.

для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть фото для чего нужны электронные издания учебного назначения. Смотреть картинку для чего нужны электронные издания учебного назначения. Картинка про для чего нужны электронные издания учебного назначения. Фото для чего нужны электронные издания учебного назначения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *