для чего нужны федеральные округа
Цель и результат деления территории России на федеральные округа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие федерального округа
Федеральный округ (ФО) – это укрупненная административно-территориальная единица, состоящая из нескольких регионов.
Сами федеральные округа имеют унитарное административно-территориальное устройство. Они подчиняются органам местного самоуправления, регулируются особыми законами.
На сегодняшний день в России действует 8 федеральных округов:
Они включают в себя области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти образования называются федеральными субъектами. Помимо деления на федеральные округа в России существует деление на экономические районы. Их больше, чем федеральных округов.
Федеральные округа могут выступать как самостоятельные субъекты международных отношений. Они имеют право заключать договора с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Дальневосточный гектар подробнее строит отношения со странами Азии, интегрируясь в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами так же происходит на уровне отдельных регионов и субъектов федерации. Белоруссия По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью.
Готовые работы на аналогичную тему
Цель деления территории на федеральные округа
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.
Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:
Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.
Результат деления на федеральные округа
Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.
Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.
Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:
На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.
Как и зачем реформировать федеральные округа
Назначение президентом новых полпредов в очередной раз возвращает нас к вопросу о том, могут ли федеральные округа продолжать существовать в их нынешнем виде. Не секрет, что полпредства не обладают достаточными полномочиями, чтобы влиять на социально-экономическое развитие округа как макрорегиона. Возьмем, к примеру, президентское послание Федеральному собранию, где в качестве ключевого аспекта будущего страны было предложено развернуть масштабную программу пространственного развития, включая реновацию инфраструктуры городов и других населенных пунктов (что было подкреплено после инаугурации новым майским указом). То, что эти задачи могут быть решены в современных условиях, вызывает большие сомнения.
Во-первых, не решен вопрос планирования и единой увязки. Например, с февраля 2018 г. в стадии исполнения находится правительственное поручение «О Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.», в котором предусмотрено в том числе «формирование в составе стратегии перспективного инфраструктурного каркаса». Но до сих пор ни стратегия (которая разрабатывается с августа 2015 г.), ни проекты каркаса не представлены общественности в открытом доступе.
Во-вторых, финансы. Инфраструктурная часть указа стоит 11 трлн руб. Уже объявлено о создании внутрибюджетного инфраструктурного фонда с объемом до 3,6 трлн руб. за счет выпуска ОФЗ – но как привлечь еще 7,4 трлн частных инвестиций? А ведь проблемы финансирования нередко связаны не с дефицитом средств как таковым, а с их неэффективным расходованием. Еще на Российском инвестиционном форуме – 2018 в Сочи вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что только государственный муниципальный заказ в 2016 и 2017 гг. составлял около 6–7 трлн руб.: «Эти ресурсы могли бы быть использованы гораздо более эффективно, если бы мы всё скоординировали с учетом того понимания, где и какая инфраструктура, какие перспективы развития имеет каждая территория».
И, наконец, самое главное: управление и ответственность. В такой территориально протяженной и пространственно диспропорциональной стране, как Россия, без экономической децентрализации уже не обойтись.
Федеральные округа были созданы еще 18 лет назад. Задачи, поставленные тогда перед полпредствами, были далеки от пространственного развития. Но именно тогда открылась возможность, как отмечал профессор Вячеслав Глазычев, «придать пространственному планированию надлежащий масштаб и глубину».
Что, на мой взгляд, можно сейчас сделать, для того чтобы дать федеральным округам как макрорегионам возможность развиваться? Один из вариантов – переформатировать полпредства в центры субсидиарного управления соразмерными по масштабу, а также целостными (экологически, социально-экономически и т. д.) объектами пространственного развития внутри округов – проектными федеральными территориями (ПФТ) с делегированными от федерального центра расширенными регулирующими полномочиями. Прецедент уже есть – проект создания в рамках территории порто-франко Владивосток регионального финансового центра с особым банковским, налоговым и судебным режимом и с конкурентоспособными в регионе условиями осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Для примера рассмотрим, как эта идея может быть реализована в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где на 2/3 территории России самая низкая плотность населения (и его продолжающийся отток) и ни одного субъекта-донора. Переформатирование пространства этих макрорегионов через создание ПФТ позволит структурировать новую планировочную сетку экономической активности, а именно:
1. ПФТ «Запcиб» (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская и Томская области). Основная задача – развитие полицентричной агломерации Новосибирск – Томск – Барнаул – Новокузнецк – Кемерово.
2. ПФТ «Енисей» (Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край). Первая задача – создание полюсов роста промышленности, туристического и агробизнеса, характеризующихся своеобразием природных условий. Вторая задача – освоение сырьевых ресурсов при сохранении резерваций для заповедников.
3. ПФТ «Байкал» (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область). Здесь основная задача – координируемое освоение природных ресурсов, развитие промышленности, водохозяйственной и туристической деятельности с учетом своеобразия природных и экономических условий озера Байкал.
4. ПФТ «Крайний Север» (Якутия, Камчатский край, Магаданская область и Чукотский АО). Первая задача – селективная уплотнительная реконструкция системы расселения и вахтовое освоение сырьевых ресурсов при сохранении природных резерваций для заповедников и коренных народов. Вторая задача – формирование туристического кластера. Третья и крайне перспективная задача – инфраструктура Севморпути.
5. ПФТ «Восток» (Приморский и Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области, Еврейская АО). Основная задача – удержание населения и привлечение качественной рабочей силы через налоговые, тарифные и таможенные преференции местным предприятиям. Вторая задача – трансграничное экономическое сотрудничество на основе порто-франко Владивосток.
Чем ПФТ отличаются от территорий опережающего развития (ТОР)? В первую очередь масштабом объекта пространственного развития и субъектом развития – это не корпорация, курирующая локальные, субъектовые ТОР, но полпредство – управляющая структура федерального округа. Создание ПФТ позволит синхронизировать планы развития ПФТ с макрорегиональным и федеральным стратегическим развитием; согласовать инвестпланы субъектов ПФТ с отраслевыми планами развития (транспортные объекты, энергетика и т. п.); экономить на госзакупках и оплате разработки планов инфраструктурных каркасов.
Недофинансирование всей инфраструктуры страны оценивается минимально в 2 трлн руб. в год. По оценке компании InfraOne, насущная потребность только Дальнего Востока в минимальных инфраструктурных инвестициях к 2019 г. составит более 860 млрд руб., а к 2025 г. вырастет до 970 млрд. Аудит и координация только муниципального заказа позволят сэкономить не менее 10% – ежегодно порядка 600–700 млрд руб., которые могут и должны быть направлены на инфраструктурное развитие.
Кроме решения задач пространственного развития и возможности реализации действительно макрорегиональных прорывных проектов создание ПФТ – это реальный путь решения многих местных, локальных и межсубъектовых проблем на уровне федерального округа, в том числе вопросов, затрагивающих несколько субъектов Федерации и требующих заключения соглашений между ними. Для этого целесообразно создать управляющий совет в каждой из ПФТ. Должность главного менеджера ПФТ должна быть конкурсной и срочной (не более двух сроков по 4–5 лет). Все это может быть зафиксировано в федеральном законе о ПФТ, который закрепит за полпредствами (пилоты – Сибирский и Дальневосточный федеральные округа) права по управлению ПФТ и полномочия по дифференциации налогового, миграционного, таможенного и тарифного регулирования на территории округа.
Ключевой опорой формирования российской экономической децентрализации могут и должны стать федеральные округа. Это отправная точка сокращения пространственных диспропорций и формирования привлекательной среды жизнедеятельности. Однако, по моему мнению, без новой доктрины федерального строительства и апгрейда системы федеральных округов эту проблему не решить.
Для чего образованы федеральные округа?
В моем понимании федеральные округа нужны для более сбалансированного, упорядоченного правления такой огромной страной, как Россия именно ее президентом. Можно ли обойтись без них, и для чего вообще они образованы?
Что такое «федеральные округа»
Понятие «федеральный округ» вошло в жизнь россиянина с началом 21 века и одним из указов президента о его полномочном представителе. В этом документе нет трактовки того, чем в политическом или юридическом смысле является федеральный округ. В указе дан только перечень таких округов с входящими в них областями и автономиями. Ясно только одно: инициатором создания федеральных округов является гарант конституции.
Для чего созданы федеральные округа
Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:
Из всего изложенного ясно одно: для политического управления такой огромной территорией, учреждение федеральных округов не просто жизненная необходимость, а закономерность. Федеральные округа – следствие не качественного управления президента, а реальных условий, в которые поставлена Россия. Такие территориальные образования естественны для того, чтобы жила и развивалась самая большая страна в мире.
Содержание:
Создание федеральных округов было направлено на укрепление административной иерархии путем создания института ответственных федеральных контролеров по отдельным географическим блокам российских регионов.
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе». Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и созданы по аналогии с военными округами и экономическими регионами, но не были равны по численности и составу. Данный нормативный указ имеет принципиальное значение и расположен на стыке конституционного и административного права, он призван усилить вертикаль развития и функционирования исполнительной власти, укрепить федеральную власть и ее взаимодействие с региональными органами власти, с властными структурами субъектов Российской Федерации.
Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе является представитель Президента Российской Федерации и сотрудник Администрации Президента Российской Федерации.
Глава округа является главой субъекта федерации и не имеет конституционных полномочий, а соответствующих ведомственных.
Каждый из этих депутатов назначается Президентом и несет ответственность только перед ним. В обязанности этого чиновника входит, прежде всего, организация контроля за выполнением решений федеральных органов власти в федеральном округе, представление регулярных отчетов Президенту о ситуации в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Еще одним шагом на пути консолидации президентской власти в России стало введение института полномочных представителей президента на базе федеральных округов. Исходя из этого, мы должны рассматривать функции и обязанности полномочных представителей как те, которые направлены, прежде всего, на выражение воли Президента. Основные задачи и функции Уполномоченных Президента Российской Федерации в федеральных округах определяются положениями о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе
Состав федеральных округов
На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.
Концепция федерального округа
Федеральный округ (ФО) является расширенной административно-территориальной единицей, состоящей из нескольких регионов.
В Бразилии, Мексике и США ФО подчиняются непосредственно федеральному правительству. Федеральный округ является частью унитарного государства с собственным местным самоуправлением. Как правило, ФО создаются с целью повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных процессов. Разделение на административные единицы осуществляется в странах с федеральной структурой.
Сами государства имеют единую административно-территориальную структуру. Они подчиняются местным органам власти и подчиняются специальным законам.
На сегодняшний день в России восемь федеральных округов:
К ним относятся области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти субъекты называются федеральными субъектами. Помимо разделения на федеральные округа, Россия также имеет разделение на экономические округа. Их больше, чем федеральных штатов.
Федеральные округа могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Они имеют право заключать договоры с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ строит отношения с азиатскими странами путем интеграции в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами осуществляется также на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации. Беларусь имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.
Результат разделения на федеральные округи
Россия пережила ряд экономических потрясений в ходе перехода от командно-административной к рыночной модели отношений. Диспропорции, образовавшиеся в плановом распределении производительных сил. Фокус региональной политики сместился в сторону федеральных вопросов. Другим изменением стало формирование новых федеральных отношений, что позволило учесть интересы регионов, согласовать их с общими интересами государства. Также стало возможным распределение функций между федеральным и региональным уровнями власти.
Можно назвать положительный результат деления на федеральные штаты:
На уровне федеральных округов в соответствии с общенациональной политикой и законодательством реализуются различные экономические и социальные программы. Разделение на федеральные округа позволяет государству более целенаправленно решать национальные проблемы. Например, они могут решать проблемы демографического кризиса, регулировать миграционные потоки и улучшать качество экономической и социальной жизни в регионах. Это увеличивает возможности создания и развития инфраструктуры с учетом потребностей территории, обеспечения свободного перемещения готовой продукции и стимулирования перераспределения выгод.
Цель разделения территории на федеральные округа
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределения товаров, их восстановления и потребления. Крупные страны используют административно-территориальное деление на регионы для улучшения управляемости территорий и экономических отношений. Более того, разделение на регионы дает им автономию в организации собственного функционирования.
Разделение на федеральные округа позволяет проводить региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы государственного вмешательства для улучшения территориального распределения экономической деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет исправить перекосы, имевшие место в период свободной торговли. В их число входит и построение этого направления политики:
Для правильной идентификации региона используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектом региональной политики. Затем определяется комплекс социально-экономических показателей, на основании которых территория присваивается конкретному региону. Вводится типология региона, необходимая для правильного выбора инструментов экономической политики. Затем определяются полюса роста и определяется количество регионов, которым оказывается помощь, т.е. доля населения, проживающего в регионах, которым оказывается помощь. Если проведенное разделение не приносит положительных результатов, могут быть применены механизмы перераспределения действующего административно-территориального деления, используется специальная сетка регионов.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Федеральные округа как инструмент реализации государственной политики в области территориального управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Федеральные округа – это результат реализации уникального подхода к осуществлению административно-территориального деления Российской Федерации для реализации функций государственного управления по укрупненным территориальным единицам.
История появления федеральных округов в административно-территориальном устройстве России
Впервые в систему административно-территориального устройства России федеральные округа были внедрены в 2000 году. На тот момент в составе Российской Федерации было выделено 7 федеральных округов. В последующем был выделен Северо-Кавказский федеральный округ из состава Южного федерального округа, что увеличило число федеральных округов до 8. В 2014 году при присоединении к России Крыма на территории страны был выделен Крымский федеральный округ, который впоследствии был включен в Южный федеральный округ в 2016 году. Последним наиболее значимым изменением стал перевод Забайкальского края и Республики Бурятия в Дальневосточный округ из Сибирского федерального округа в 2018 году.
Первое место по показателям численности населения, количеству субъектов, плотности населения занимает Центральный федеральный округ. Максимальный размер имеет Дальневосточный федеральный округ. Самым маленьким в территориальном смысле является Северо-Кавказский федеральный округ. Минимальная численность и плотность населения наблюдается в Дальневосточном федеральном округе. Самое меньшее количество субъектов приходится на Уральский федеральный округ.
Характеристика правового статуса федеральных округов
Федеральные округа наделены особым статусом в силу того, что они не признаются субъектами Российской Федерации, более того, не предусмотрены положениями российской Конституции.
Федеральный округ – это административно-территориальная единица, характеризующая новый уникальный подход к территориальному делению страны на текущий момент.
Координация деятельности федеральных округов осуществляется уполномоченными представителями Президента, которые при этом не являются руководителями по отношению к главам субъектов Федерации, включенных в состав округов. Основная задача полномочного представителя российского Президента в федеральном округе состоит в обеспечении координации работы действующих на уровне округов территориальных органов исполнительной власти федерального уровня. В состав этих органов включаются следующие органы:
Готовые работы на аналогичную тему
Назначение федеральных округов в системе государственного территориального управления
Выделение федеральных округов не является уникальным опытом Российской Федерации, однако федеральные округа, существующие в других странах, как правило, представляют собой единую территорию, имеющую столицу. В Российской Федерации федеральные округа объединяют в себя нескольких субъектов Федерации, не имеющих единого центра.
Федеральные округа выступают в качестве субъектов внутрифедеративных отношений, имеющих особый статус.
Федеральные округа Российской Федерации представляют собой неполитическую надстройку над территориальными образованиями.
Основное предназначение федеральных округов в практике российского государственного территориального управления состояло в необходимости осуществления контроля федеральными властями в отношении эффективности функционирования общего управления государством на всей территории страны. Для этого был сформирован качественно новый территориальный уровень власти, призванный осуществлять надтерриториальный и межрегиональный уровень контроля и управления, приводить административное воздействие и коммуникации к единой системе.
Федеральные округа способствуют укреплению вертикали власти, приспосабливая ее для решения проблем политического, правового, территориального, административного и иного характера. Кроме того, создание федеральных округов направлено на преодоление высокой степени дифференциации российских регионов.
При выделении федеральных округов федеральными властями была допущена значимая ошибка, выражающаяся в том, что мнение региональных властей при формировании округов учтено не было. Это привело к тому, что субъекты Федерации, традиционно связанные прочными экономическими отношениями, оказались разобщены за счет помещения в различные федеральные округа. С одной стороны, это способствовало формированию новых экономических отношений, с другой стороны, сказалось на влиянии региональных политических элит.
В качестве причины необходимости создания федеральных округов на территории Российской Федерации можно обозначить:
Процесс создания федеральных округов на территории Российской Федерации является обоснованным за счет того, что обеспечивает укрепление федерализма.
Федеральные округа выступают инструментом решения вопросов защиты целостности единства государства, управления политической, экономической, социально-культурной, этнополитической и иной сферами жизнедеятельности общества. Также федеральные округа обеспечивают полноценную реализацию контрольной функции государства за деятельностью и развитием отдельных территорий.
Федеральные округа осуществляют координационные и надзорные функции, в том числе в части нормотворчества.