для чего нужны фестивали
15 причин почему фестивали — это дико круто
Много музыкантов в одном месте в короткое время
Прекраснейший бонус – за один день можно посмотреть порядка десяти групп, если очень постараться. А если смотреть сеты не целиком, то и больше!
Открыть для себя модные имена
Именно в ожидании хедлайнеров или своих любимых бэндов (если это, конечно, не одни и те же лица), можно послушать свежачок. Причем очень вероятно, что совсем скоро этот самый молодняк станет супер-старом – стоит только подождать.
Дичайшая экономия
Представьте только, сколько денег вы потратите на сольные концерты такого множества исполнителей! По многим пунктам весь фестиваль может выйти дешевле, чем одиночные перформансы именитых звезд.
Различие сет-листов
На фестах пускай программа и короткая, но крайне интересная – только яркие хиты и бронебойные боевички, плюс минимальное количество последних (еще невыученных) треков.
Новые знакомства
Вы только представьте, сколько потенциальных друзей с разных концов света можно встретить на фестивалях. Вы, может, никогда и не встретитесь в будущем, но общаться в соцсетях вам никто не может запретить.
Языковая практика
Музыкальные ивенты в другой стране – лучшая возможность поболтать с нейтивами на иностранном языке на общие темы. Таких больших скоплений людей, связанных одним интересом, как на оупенах, редко где можно найти.
Расширить географию
Поездка на фест – отличный предлог съездить в новые места, осмотреть достопримечательности городов, в которых не были ранее.
Простор для танцев
Ноги пускаются в пляс, а в душном концертном зале даже руку поднять нельзя… Знакомая ситуация? На фестивалях такого не будет – благодаря экранам можно танцевать как и сколько душе угодно.
Единение
Ведь круто ощущать, что вокруг тебя толпа в десятки, и даже тысячи единомышленников? Риторический вопрос, ответ на который очевиден.
Вдохновляющие идеи
Да, фестивальная мода зачастую странная, но иногда она может неплохо вдохновить – подкинуть варианты невиданных луков, мейков и причесок.
Отсутствие скуки
Море разных развлечений – цирки, настолки, тематические вечеринки, активности от спонсоров и лаундж-зоны – короче, грустить не придется, занятия всегда найдутся.
Свежий воздух
Духота, головокружения, мокрые тела, неприятно пачкающие одежду – это то, чего не случится на фестивале, где бодрящий воздух и природный кондиционер – ветер.
Фудкорт
Опен-эйры дают крутейшую возможность попробовать кучу различной еды на одной площадке. Азиатская кухня, мороженое, итальянская паста, свежайшие бургеры и веганские блюда – жаль, что фестивальная пора уже подходит к концу.
Атмосфера
Вседозволенность, свобода, вечно молодой, вечно пьяный… Даже тем, кому 60, говорят (как правило, сорванными голосами), что на фестивалях отдыхают душой и стараются прочувствовать все юношеские прелести жизни. Иными словами, бесконечная феерия и несравнимое удовлетворение. Не забываем про эффектные моши, серклы, слэмы, стены смерти, подпевания хором, файера. Да еще и в невероятных масштабах.
Эмоции
Самое ценное, что только можно с собой привезти с фестиваля – воспоминания. Невозможно забыть слезы счастья на милых сердцу песнях, толпы счастливых лиц и табуны мурашек по всему телу. Фото и видео вам если что напомнят.
Идем в искусство: зачем нужны фестивали и конкурсы?
«Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью», — считал Шарль Бодлер. Вписать свое имя в историю и вечность можно с помощью фестивалей и конкурсов. Смотрите, в чем их весомое преимущество и значимость для мира искусства.
Найти единомышленников
Логично, что фестивали и конкурсы привлекают только заинтересованную аудиторию. Погружение в единое арт-пространство и сама суть события серьезно объединяют людей. На таких мероприятиях можно найти друзей, спонсоров, единомышленников для совместного творчества, кураторов, которые захотят организовать вашу выставку, новые контакты и завести полезные знакомства.
Также участники арт-конкурсов и фестивалей в процессе самого мероприятия или за счет распространения информации о нем в СМИ могут найти потенциального покупателя. У серьезных коллекционеров искусства есть арт-дилеры, которые тщательно отслеживают появление новых имен и результаты выставок, конкурсов и крупных праздников индустрии. Так, например, за Венецианской биеннале следит абсолютно весь мир.
Заявить миру о себе и стать более узнаваемым
Участвуя в экспозиции или фестивале, есть возможность получить очень крупного спонсора и заказчика, например, со стороны государства. В Москве с 2018 года по инициативе мэра проходит фестиваль «Здесь и сейчас», активно поддерживающий начинающих российских художников.
Всероссийский молодежный арт-фестиваль «Молодость России», организованный Союзом художников России с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, также помогает стать более узнаваемым, погрузиться в творческий процесс и пройти полноценную образовательную программу, а затем поучаствовать в выставке.
Зачем участвовать в креативных фестивалях и что это дает?
Рассказываем, почему состязания креативщиков стоят того, чтобы в них участвовать, и объясняем, как это сделать.
Ждете большого прорыва, коротая часы за рутинными задачками на старой должности? Хотите брейнштормить в командах, а не сидеть над гуглдоком в хоум-офисе? А может, пока только ищете свой путь в индустрии и мечтаете заявить о себе? Время попробовать свои силы на креативных фестивалях!
В индустрии дискуссия о том, зачем креативщикам фестивали, не утихает. Кто-то настаивает: «Трата времени, сил и денег». В ответ им: «Зато заводим крутые знакомства, учимся у коллег и обмениваемся опытом».
mads — среди вторых. Мы верим, что креативные фестивали — это неиссякаемый ресурс для нетворкинга, практики и проработки идей.
Форматы могут разниться, однако у каждого фестиваля есть список номинаций и брифы к ним. Участвуют в них чаще всего в группах из нескольких человек, поэтому лучше заранее позвать тех, с кем уже случился профессиональный match, или найти таких людей перед тем, как сядете подавать заявку. Настраивать рабочие процессы во время фестиваля — не самая эффективная идея, так как в условиях жесткого тайминга каждую свободную секунду лучше потратить на придумывание и воплощение креативной идеи.
Участие в фестивале, а порой и реализация фестивального кейса, могут потребовать вложения материальных ресурсов, поэтому лучше заранее спланировать примерный бюджет. Можно вложить собственные средства, можно найти того, кто оплатит ваше участие и идеи — например, предложить агентству, в котором работаете, полностью или частично покрыть ваши расходы.
Креативный фестиваль — это не авантюра, а инвестиция в вас как в профессионала, в ваш опыт, навыки и карьеру. Об этом важно помнить на каждом этапе фестиваля — от подачи заявки до финала — и не бояться выходить из своей зоны комфорта: пробовать необычные подходы в работе, знакомиться с коллегами по цеху, учиться новому и делиться своими инсайтами с другими.
Креативный фестиваль — это не авантюра, а инвестиция в вас как в профессионала, в ваш опыт, навыки и карьеру!
При выборе фестиваля нужно учитывать, что где-то будет важнее то, какой смысл несет кейс, — его социальная, политическая, экопросветительская и другая повестка, — нежели то, насколько креативно реализована идея. На других соревнованиях, напротив, могут оценить новаторский подход и выход за рамки привычных «удачных» кейсов.
Даже состав жюри имеет значение — от того, какую рекламу ценят эксперты, зависит то, кого они выберут в финале. Если же на фестиваль подают готовые проекты, жюри может дать «зеленый свет» тем командам, кто уже прозвучал в СМИ или выиграл/попал в шорт-лист на других состязаниях.
Однако это не означает, что у новичков нет шансов на победу. Если кейс «попадет» в запрос фестиваля и его жюри — можно оказаться в числе лучших даже с первой попытки.
Почти все креативные фестивали — международные, поэтому важно как минимум знание английского языка и возможность оплатить участие. Последнее порой может обойтись в несколько тысяч евро.
Принять участие в фестивале можно самостоятельно. В этом случае организация — подбор команды, налаживание рабочих процессов и логистики, финансирование — лягут на вас. Это сложно морально и физически, а также отвлекает вас от основной задачи — участия в фестивале.
От агентств заявки подают чаще, потому что для многих из них участие в фестивале — вопрос репутации. Участие от агентства безопаснее и проще. К тому же фестивальный бриф тогда решают специалисты с опытом и доступом ко всем необходимым ресурсам: бюджету, команде продакшна и не только.
Если оба варианта вам не подходят, поучаствовать в креативных фестивалях можно в рамках обучающего курса. Мы в mads в 2021 году обновили свой флагманский курс «Концептуальное мышление», и теперь вместе с креативщиками из Google, Slava, Smetana, Friends Moscow и других помогаем своим студентам участвовать в фестивалях ADCR, Young Ones и D&AD. Но сначала менторы дают студентам актуальную теорию и делятся с ними профессиональными секретами, а позже выступают в роли личных креативных директоров у каждой из студенческих команд.
«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали
Фестивали африканской кухни, южноамериканских вин, немецких сосисок, зернового кофе, северной рыбы и даже пьемонтского трюфеля — какие только мероприятия не проходят в ресторанах в крупных городах России. У человека, далекого от чревоугодия и вечного гедонизма, количество новостей в СМИ и постов у лидеров мнений, посвященных гастрономическим фестивалям, порой вызывает недоумение: кому и зачем нужны все эти сеты? Собственно, и журналисты, когда слышат, что у Российского ресторанного фестиваля — самого масштабного для нашей страны гастрономического события — появилось новое подразделение, начинают сомневаться, что подобные инициативы нужны как гостям, так и владельцам заведений. Forbes Life вместе с рестораторами и организаторами фестивалей разбирается, зачем такие мероприятия нужны.
Что такое гастрономический фестиваль
В 2005 году Игорь Губернский организовал в столице первый Московский гастрономический фестиваль, главной задачей которого было рассказать и показать, как развивается в Москве ресторанная индустрия. Благодаря Губернскому появились первые рейтинги лучших ресторанов столицы, прошли первые гастрономические премии и случился бум справочников общепита. Но вся эта активность ограничивалась Москвой, пока другие города России тоже старались развивать гастрономию.
Хороший фестиваль направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии
В мае 2017 года Александр Сысоев, гастрономический энтузиаст и основатель телеграм-канала «Сысоев FM», провел свой первый Российский ресторанный фестиваль. Тогда участниками акции стали Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В октябре того же года Сысоев провел второй фестиваль, охватив сразу 11 городов России. Стало понятно, что этот формат в нашей стране работает как для ресторанов, так и для гостей. Со временем самостоятельные гастрономические фестивали по модели РРФ появились и в других регионах, до которых Сысоев пока не добрался, например «Есть что поесть» в Туле и «Крым на тарелке» на одноименном полуострове.
Суть классического гастрономического фестиваля в следующем: организатор предлагает заведениям придумать емкое сет-меню из пяти-семи блюд по фиксированной стоимости, которая будет выгоднее обычных цен на постоянные позиции в ресторане. То есть если в среднем горячее блюдо в этом месте стоит 1000 рублей, в рамках фестиваля оно должно стоить на 15-20% дешевле, чтобы гость четко понимал, в чем преимущество сета. При этом в большинстве случаев хороший фестиваль в первую очередь направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии.
За время мероприятия заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей.
Участие в любом фестивале для ресторанов бесплатно. Как правило, даже печать специальных сет-меню на себя берет организатор, который и получает деньги от партнеров. Часть этих доходов идет непосредственно на обеспечение мероприятия — печатные материалы, депозитные столы для лидеров мнений и журналистов, организация выступлений спикеров и музыкантов, если они предусмотрены. При этом все деньги, полученные от гостей фестиваля, каждый ресторан оставляет себе. За время мероприятия, по оценке Сысоева, заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей. Прибыль организатора от одного фестиваля может составлять примерно от 400 000 до 600 000 рублей, но это редкость. Александр предполагает, что в рамках «РРФ Новые имена» он заработает меньше, примерно 340 000 рублей, и считает, что это хороший результат, потому что его в жизни бывали и убыточные фестивали.
«Бизнес-модель фестивалей очень проста. Мы находим партнера, спонсора (как правило, это алкогольные бренды и крупные компании федерального уровня, например, текущий фестиваль РРФ поддерживают Courvoisier и МТС. — Forbes Life), который поддержит наши начинания, потому что наша миссия совпадает. Мы хотим, чтобы люди чаще ходили в рестораны, чтобы заведения и гастрономия активнее присутствовали в жизни россиян. И я честно скажу, что РРФ — это не очень прибыльный проект. Он про идею. Благодаря фестивалям, сотни тысяч россиян впервые пошли в хорошие дорогие рестораны или открыли для себя совершенно новые места. Многие наши соотечественники до сих пор боятся или стесняются ходить в рестораны. Мол ресторан — это блажь, это понты, это неприлично. Я сам слышал, как люди выслушивают чью-то историю о походе в заведение, а потом спрашивают: «А почему вы дома не могли поесть?», — рассказывает Александр Сысоев.
Есть на рынке российской гастрономии и немного другая модель заработка на фестивалях. Например, организаторы шоу Gastreet, которое проходит в Сочи, продают билеты для всех желающих попробовать блюда от шефов и послушать мастер-классы рестораторов. На ближайший фестиваль билеты стоят от 10 000 до 190 000 рублей. Мероприятия «Афиша Еда» или такие события, как Italian Week Festival, проходят в формате поп-ап гастромаркетов. На несколько дней или на неделю в одном из городских общественных пространств появляется большой рынок с десятками ресторанных корнеров. Застраивать такие временные лавки владельцы заведений должны за свой счет. И единственная прибыль, которую они получат от фестиваля, это деньги, которые гости мероприятия заплатят за еду. Кому-то удается продать много блюд, кто-то остается в минусе. Организаторы же получают прибыль от продажи билетов, которые обычно стоят несколько тысяч рублей.
Зачем рестораны участвуют в фестивалях
По мнению Марии Тюменевой, основательницы и управляющего партнера коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», для любого ресторана повод принять участие в фестивале — это возможность привлечь новую аудиторию и дать дополнительное развлечение для постоянной аудитории. «Рестораторы оценивают, насколько концепция фестиваля соответствует концепции их заведения, анализируют, насколько мероприятие резонансное и обсуждаемое, и принимают решение об участии. Потому что если фестиваль не поможет привлечь новую аудиторию, это совершенно бессмысленная затея», — считает Мария.
Сысоев с этой позицией согласен. «На мой взгляд, фестиваль — это легкий и быстрый способ для ресторана рассказать о себе. Особенно если мы говорим про новые заведения, которым посвящен мой последний фестиваль «РРФ Новые имена», который проходит сейчас, вплоть до 5 июня. Они получают сразу большую огласку, намного больше пиара и упоминаний в новостях, чем обычно». Александр считает, что многим заведениям пришлось бы очень долго биться и тратить много денег, чтобы рассказать огромной аудитории о себе. Вместо этого они могут просто принять участие в крупном фестивале, который получит сразу всю необходимую поддержку.
Дима Орлянский, основатель Moriarty Bar&Kitchen, который участвует в акции Сысоева, тоже считает, что фестиваль — это крутой и удобный способ рассказать о своем заведении огромному количеству гостей в удобном формате, через составленный шефом сет. Он уверен, что для гостей это возможность за небольшие деньги в течении нескольких недель заняться гастрономическим туризмом внутри своего города. «О каких-то местах люди еще даже не слышали, а в какие-то места не позволяли себя пойти из-за высокого чека заведения. Фестиваль открывает заведения для всех желающих, — комментирует участие Дима.
Доминик Раманаускас, сооснователь Mates, убежден, что такие проекты — двигатель роста ресторанной индустрии, а Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, добавляет, что фестиваль — это отличная возможность еще и для шефа. Он может создать новые блюда и рассказать о своей работе и концепции заведения через полноценный сет.
Что фестивали дают гостям ресторана
«Если фестиваль действительно соответствует концепции заведения и все выглядит органично, то гости очень хорошо реагируют на такую инициативу. Это ведь дополнительная мотивация посетить самое любимое место, в котором вы уже пробовали все. Даже если я знаю все позиции в меню, я смогу попробовать что-то новое. Например, наше агентство «Аппетитный маркетинг» каждый январь проводит фестиваль завтраков BreakFest. У людей на праздниках много свободного времени, чтобы ходить в новые места и дегустировать новые блюда по выгодным ценам. Но если, например, очень дорогой ресторан будет продавать сет за 1000 рублей или, наоборот, простое кафе будет навязывать предложение за 5000 рублей, это вызовет у постоянных посетителей лишь раздражение и привлечет совершенно не ту аудиторию. В итоге это будет совершенно не выгодный проект», — рассуждает о выгоде гастрономических фестивалей для посетителей Мария Тюменева.
Заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана
Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, подчеркивает, что заведения, которые входят в их ресторанную группу, участвуют в фестивалях именно для того, чтобы гости могли по доступной цене расширить свои гастрономические горизонты, не выезжая за пределы страны, и попробовать крутые и дорогие блюда. Сысоев согласен, что это и есть главная задача РРФ. Александр объясняет, что, заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана. И это будет намного выгоднее, чем просто сходить в ресторан: «Организатор фестиваля всегда отслеживает цены на сет. Я честно скажу, что когда у нас был основной РРФ, который проходит в 35 городах и в 550 ресторанах, мы допускали ошибки. Иногда упускали, что какие-то заведения делали сеты слишком дорогими. И нам писали гости ресторанов, что, например, скидка на блюда через сет равняется всего лишь 5%, например. Это очень мало. И мы тогда связывались с рестораном и просили либо увеличить скидку и снизить цену, либо добавить в сет еще одно блюдо».
В то же время бывают фестивали, которые направлены не на привлечение новой аудитории или снижение стоимости блюд, а на поддержание отношений с постоянными гостями, которые просто заскучали от основного меню. Например, агентство «Аппетитный маркетинг» проводит в Ростове, Краснодаре и Сочи фестиваль южной кухни именно в межсезонье, когда нет туристов. Главная задача — привлечь внимание постоянной аудитории, которая хочет новых эмоций и впечатлений. «Лояльные гости приходят в рестораны пробовать новые блюда, которые появились на ограниченный период времени, и это отличная мотивация выбраться из дома и вспомнить про любимое заведение», — объясняет Тюменева.
Как выбрать, в каком фестивале принять участие
Главная задача любого подобного мероприятия — это дополнительные охваты и упоминания в медиа и социальных сетях. Поэтому Тюменева считает, что важно смотреть, сколько ресторанов участвует в фестивале. Если их слишком много, есть риск, что мероприятие будет братской могилой — участники получат в прессе гигантское перечисление всех подряд в столбик, который потенциальный гость даже не дочитает. А медиа будут упоминать только самые известные и успешные заведения, игнорируя новичков. «Рестораторы, прежде чем принять участие в фестивале, должны плотно общаться с организатором, задавать вопросы о том, что они получат за участие, какая будет поддержка», — говорит Мария.
Чтобы решить проблему новичков, которых медиа зачастую игнорирует, отдавая предпочтение проверенным масштабным ресторанам, Сысоев и создал новое ответвление РРФ. Он объясняет, что «Новые имена» — еще один вектор РРФ, который, по сути, является социальным проектом. По мнению Александра, сейчас очень важно поддерживать владельцев, которые после локдауна решились открыть рестораны, потому что эта индустрия пострадала в период строгого карантина сильнее всего.
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Влияние масштабных фестивалей на городскую среду
9 октября в галерее ВХУТЕМАС прошел круглый стол по теме «Влияние масштабных фестивалей на городскую среду» с участием урбаниста из университета Эразмус (Роттердам, Голландия) Эрвина ван Туйла.
В галерее ВХУТЕМАС по приглашению главных персонажей «Картонии» собрались организаторы и самых масштабных, и камерных фестивалей столицы и регионов, чиновники Департамента культуры Москвы, урбанисты более широкого профиля и журналисты.
Перед тем как эксперты начали дискутировать на актуальные для российских фестивалей темы, Эрвин поделился результатами собственных исследований влияния фестивалей на жизнь городов по всему миру и выделил главные тенденции в развитии самих фестивалей.
По его словам, голландские ученые оценивали эффективность фестивалей по четырем главным критериям:
1. как политика фестиваля соотносится с политикой города;
2. насколько фестиваль ценен для бизнеса;
3. насколько он интегрирован в общественную жизнь;
4. его ориентированность на место – глобальность/локальность.
Опираясь на результаты своего исследования, Эрвин подчеркнул, что в целом можно выявить следующие тенденции развития фестивалей по всему миру:
– организация фестивалей перестала быть хобби и стала настоящей профессией, требующей специальных знаний и навыков;
– возрастает роль компаний, которые превращаются из стандартных спонсоров в настоящих партнеров фестивалей;
– все большую роль играют независимые социально ориентированные организации, хотя местные органы власти остаются главным организатором городских фестивалей;
– набирает силу кроссфаундинг, финансирование мероприятия из нескольких источников;
– возрастает ценность фестивалей для бизнеса — это средство привлечения и рабочей силы, и новых клиентов, и расширение сети партнерских контактов.
В завершение своей презентации, Эрвин задал, казалось бы, простой вопрос: «а зачем вообще нужны фестивали?», который и стал завязкой для общей дискуссии. Оказалось, что единого мнения здесь нет.
Для чего сегодня устраиваются фестивали?
По результатам исследований, проводимых Московским институтом социально-культурных программ, в Москве поразительно высокий спрос на праздники. Люди «с большим энтузиазмом относятся к новым переживаниям, когда улица, например, меняет свой функционал», – рассказал директор Московского института социально-культурных программ Руслан Хестанов.
Антон Make (partizaning.org):
«…фестивали – это олицетворение общества потребления. Политика властей – сделать ребрендинг города, повысить его привлекательность для туристов, а не для местных жителей. Большинство таких фестивалей направлены на потребление. И они пожирают народные локальные фестивали, такие как Масленица, вернее, какой она была когда-то в России».
Виктория Новикова («Картония»):
«То, что у нас сейчас преобладают фестивали, нацеленные на потребление, – это отражение времени и ситуации. Но все фестивали очень разные, кто-то реализует бизнес-проект и вполне естественно заботятся о том, чтобы отбиваться, а кто-то даже не ориентируется на культуру потребления. У всех разные интересы. К сожалению, профессионалы чаще сосредоточены в составе коммерчески ориентированных компаний, а низовые и узко сегментные инициативы исходят в основном от дилетантов, хотя они в той же мере необходимы городу для развития. Это хотелось бы менять, создавая площадки для обмена опытом и знаниями между организаторами с разным опытом и подготовкой».
Кто должен организовывать фестивали – профессионалы или любители?
Модератор дискуссии Мария Фадеева заострила внимание на том, насколько это важно – сделан фестиваль профессионалами или любителями?
Анна Зябрева (заместитель креативного директора Парка Горького) выступила за разумное сочетание общих усилий. Привлекать горожан, расширять сферы их участия – нужно. «Кроме того, это может помочь решить вопрос снижения бюджета и расширить возможности организации фестивалей там, куда не все спонсоры доходят». Но такая переориентация горожан – от пассивного потребления к активному участию в работе – возможна на фестивалях со своей аудиторией, а не на мультинаправленных мероприятиях.
Партнер компании «Сайнбокс» подытожила, что крайне важно «понять этот рынок, целевую аудиторию, что горожанам интересно и что требуется. А для этого нужно проводить качественные исследования».
Тенденция: децентрализация и отход от мультинаправленности
Вопрос «перенасыщена ли Москва фестивалями?» также стал сквозной темой дискуссии. Гости согласились с тем, что в то время как возле Парка Горького в выходные негде припарковаться, в более отдаленных от центра районах чувствуется острый недостаток качественной культурной программы.
Анна Зябрева согласилась, что посетители, приходящие в ЦПКиО, действительно теряются от обилия предложений. «Мы оказываемся в ситуации, когда людям надо выбирать между интересным и интересным. Мы развиваем очень много направлений и понимаем, что аудитория распыляется. Я за то, чтобы выходить из центра». Также Анна поделилась идеей создания фестиваля, «ареал которого будет постепенно расширяться и, например, на третий день это уже будут площадки по округам».
«Из-за перенасыщения ЦАО начинается конкуренция между событиями. Возникает «эффект ВВЦ», когда из соседних павильонов звучит совершенно разная музыка. И человек, когда попадает в такую ситуацию, теряется и убегает. Ситуация перенасыщения вызывает дискомфорт, так как человек не очень любит делать выбор», – подтвердил руководитель исследовательских проектов Московского института социально–культурных программ Кирилл Пузанов.
Организатор городского пикника в Омске Татьяна Окулова подчеркнула, что многим жителям окраин города «до центра ехать минут 40, и не все поедут», а на окраинах городов дела с фестивалями и праздниками обстоят куда хуже, чем в центре, и людей необходимо привлекать, «втягивать» небольшими мероприятиями.
Одним из препятствий к децентрализации является проблема спонсоров, которые не всегда готовы выезжать из центра. По мнению арт-директора фестиваля «Яркие люди» Марии Гальпериной, «это грозит тем, что, если переносить фестивали на окраины, они могут потерять в контенте».
Виктория Новикова предположила, что «если мы хотим добиться эффекта децентрализации, то государство должно стать инициатором, а помощь государства и муниципалитетов – одним из рычагов реализации периферийных проектов. «Чтобы люди приходили в соседний дом на мероприятие, а не ехали в Парк Культуры».
Однако если государство может поддержать организацию фестивалей, то оно не способно обеспечить его аудиторией. На это обратила внимание организатор «Архстояния» в Никола-Ленивце Ульяна Гончарова: «Люди поедут на тот фестиваль, который им интересен. В Европе люди ездят с кемпингами. И по опыту фестиваля «Архстояние», могу сказать, что публика там московская».
Дарья Козлова, сотрудник отдела социо–культурных мероприятий дизайн-завода «Флакон», привела в пример «Большой английский обед», который на второй год существования уже силами самих участников вышел за пределы «Флакона» в город и даже начал проходить в других городах России. «А затраты составили 0 Руб. 0 коп. Праздник проходил в 13 районах Москвы, и люди все сделали сами. От нас была только организационная помощь», – сказала Дарья.
Будущее фестивалей: возможный спад, западный опыт
Кирилл Пузанов высказал предположение, что «очень скоро нас будет ожидать спад. Сейчас мы на гребне волны, но через год-два фестивали будут конкурировать между собой». Кирилл привел в пример опыт Европы, где исследования показывают, что после фестивального бума 1980-х люди намного неохотнее стали тратить деньги на шарики и мороженое. «Это связано с тем, что семейный бюджет ориентирован теперь на потребление технологических гаджетов. И я думаю, что новые технологии могут стать опасным конкурентом живым фестивалям», – поделился социолог.
С контраргументом выступил Эрвин ван Туйл, который еще раз напомнил, что «фестивали – это не только развлечение. Они могут стать инструментом создания правового общества, как это происходило в Европе и Америке. И новые технологии, напротив, могут стать активной частью таких мероприятий. Кроме того, согласно экономической теории, фестивали, как и любой продукт, переживают циклы, то есть свои спады и взлеты».
Высказанные предложения
Один из организаторов фестиваля «Бульвар искусств»Артем Давыдов призвал присутствующих объединиться в ассоциацию организаторов фестивалей Москвы, которая бы работала на общие цели. «Хорошо, что, наконец, удалось всем встретиться, посмотреть друг другу глаза в глаза, обменяться контактами, поговорить», – добавил он.
Елена Саркисова, начальник управления культурной и молодежной политики ЮЗАО (Москва)
«Было очень полезно, спасибо вам большое за эту встречу! Самое ценное – это сразу познакомиться и собрать контакты всех городских фестивалей, которые можно проводить/ обсуждать для своего округа. Очень и очень ценный опыт».
Руслан Хестанов, директор Московского института социально-культурных программ Профессор ВШЭ, Лаборатория исследований культуры (Москва)
«Очень интересная дискуссия. Отличная. Если будут устраиваться еще подобные встречи между специалистами, обязательно приму участие».
Наталья Алексеева, агентство P-Arch, устроители «Дней архитектуры в Москве» (Москва)
«Такие дискуссии нужны, очень нужны. Они тем и интересны, что дают возможность поговорить, обсудить происходящее, понять, что происходит. Уловить резонанс. Мне кажется, в дальнейшем, если продолжать такой формат, то чем уже будет выбранная тема, тем будет лучше».
Марина Китина, организатор фестиваля «Мир автобусов» (Коломна)
«Было интересно послушать и обсудить, что происходит. Например, тенденцию выхода из Москвы в область и регионы, децентрализацию фестивалей. Тем очень много, жалко, что было мало времени. И было интересно узнать о голландском опыте и фестивале в Роттердаме. Это один в один наш случай. В отличие от большинства московских коллег, наш фестиваль был создан предпринимателями. И мы тоже много работаем сейчас над тем, чтобы расширять аудиторию. Будут еще дискуссии – приедем».
Представитель Дизайн-завода «Флакон» (Москва)
«Хорошая встреча получилась. Нас не очень много, и все вроде бы друг друга знают, но встречаемся мы очень редко, в отличие от урбанистов. И таких встреч не хватает. Важно было озвучить тенденции, которые нащупывались уже, проговаривались про себя, а здесь получилось убедиться в их реальном существовании. Например, переход в регионы или тенденцию к чередованию мульти- и узконаправленных фестивалей. Удалось и познакомиться с новыми коллегами. Очень интересно было узнать об исследованиях и Институте социально-культурных программ. Побольше бы таких исследований».
Юлия Зинкевич, генеральный директор PR-агентство «Правила Общения» (Москва)
«Отличная встреча, но я так и не получила ответа на вопрос, который меня волнует уже очень давно: «Как измерять эффективность фестивалей?». Я работаю со многими устроителями фестивалей, и из опыта знаю, что только на личном энтузиазме нельзя продержаться долго, и многие фестивале закрываются, так как у людей не хватает сил. Нужна официальная поддержка, люди не могут на себе все тащить. Важно обсуждать такие вопросы как поддержка фестивалей, какие темы приоритетны, обсуждать темы городских программ».
Эрвин ван Туйл, исследователь в области региональной экономики. (Университет Эрасмус, Роттердам)
«Полагаю, встреча прошла успешно, на ней присутствовало много гостей, представляющих и государственный, и частный сектор. Мне понравилось качество модерации дискуссии. Были подняты основные вопросы по организации фестивалей в Москве, в особенности, о местах проведения фестивалей, а также о применении новых технологий и социальной и экономической значимости событий. Стало очевидно, что необходимо изучать эти вопросы более детально, продолжив дискуссию и исследования».
Спасибо Посольству Королевства Нидерландов в России за помощь в организации приезда Эрвина ван Туйла в Москву.
Анна Гусева