для чего нужны фирмы однодневки

«Фирмы-однодневки»: кто попадает под подозрение ФНС

для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть фото для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть картинку для чего нужны фирмы однодневки. Картинка про для чего нужны фирмы однодневки. Фото для чего нужны фирмы однодневки

Налоговая инспекция выявляет «фирмы-однодневки», созданные для уклонения от уплаты налогов и мошенничества, по ряду критериев. Под подозрение попадают юридические лица, не представляющие налоговую отчётность и зарегистрированные по адресу массовой регистрации налогоплательщиков.

Что такое «фирмы-однодневки»

«Фирма-однодневка» — юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью и ведёт деятельность, нацеленную на уклонение от уплаты налогов или хищение государственных средств. Несмотря на то что этот термин отсутствует в законодательстве, он широко используется в контролирующих органах.

«Фирмы-однодневки» называют также «короткоживущими предприятиями». Срок существования таких организаций крайне мал — 1–2 года. Такой срок жизни обусловлен тем, что к моменту проявления интереса у ФАС, мошенники нелегально её ликвидируют.

Часто происходят ситуации, когда организации создают на людей, которые теряют свои паспорта. Существуют даже нелегальные площадки, на которых продают компании-однодневки, оформленные на людей, которые ничего об этом не подозревают.

Критерии

Налоговая инспекция выявляет «фирмы-однодневки» по ряду распространённых признаков, присущим им. К таким признакам относятся:

Иногда некоторые из вышеперечисленных признаков относятся и к обычным предприятиям, поэтому они также могут попасть под подозрение налоговой инспекции.

Как налоговая выявляет «фирмы-однодневки»

ФНС выявляет нелегальные предприятия, опираясь на налоговые несоответствия. В частности, налоговая использует систему АСК НДС, которая отслеживает возмещением НДС и проводит синхронизация книг покупок и продаж с расчётными счетами организации.

С помощью системы сотрудники налоговой выясняют, когда начисленный НДС не был оплачен. Также система позволяет отследить цепочку контрагентов. Если находятся какие-либо несоответствия, налоговая осуществляет более детальную проверку.

ФНС запрашивают документы, например, акты приёма-передачи, переписки, отчёты и т.д. С помощью них сотрудники налоговой выясняют, оказывались ли заявленные услуги.

Основные ошибки руководителей

Учредители предприятий не всегда умышленно совершают действия, из-за которых налоговая начинает проявлять интерес. Иногда это следствие ошибок неопытных руководителей.

Если руководитель компании не хочет вызвать нежелательный интерес у налоговой, он должен отказаться от попыток обманным путём сократить размер налогов.

Под подозрение в ведении «фирмы-однодневки» попадают не только те, кто создают их умышленно, но и неопытные руководители предприятий. Борьба с юридическими лицами, которые ведут такую незаконную деятельность, основывается на статьях 173.1 и 173.2 УК РФ. Проверить себя на критерии «однодневки», а также своих партнёров можно в сервисе « Астрал.СКРИН ».

Источник

Как вычислить фирму‑однодневку: рекомендации ФНС

для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть фото для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть картинку для чего нужны фирмы однодневки. Картинка про для чего нужны фирмы однодневки. Фото для чего нужны фирмы однодневки

Налоговики периодически выпускают письма, в которых обращают внимание на важность проверки партнеров по бизнесу и дают советы, как проявить должную осмотрительность и вовремя распознать ненадежных контрагентов.

В 2017 году почти в три раза снизилось число компаний, прекративших работу из-за реорганизации. А годом ранее из ЕГРЮЛ убыли более 780 000 компаний. Таков результат зачистки ЕГРЮЛ от фирм-однодневок, которую затеяла ФНС. Налоговики начали проверять достоверность данных в реестре, и под подозрение стали попадать прежде всего компании, участвующие в реорганизации в период проверки.

По данным ФНС, доля компаний с признаками фиктивности за 2017 год снизилась на 45% по сравнению с 2016 годом. Однако до конца проблема фирм-однодневок не решена. Поэтому добросовестным организациям по-прежнему следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и исключать случаи сотрудничества с подозрительными компаниями.

Что такое фирма-однодневка?

Фирма-однодневка — это юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Такое определение приводится в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84.

Суть схемы с участием фирм-однодневок довольно проста: они просто искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей, при этом налогоплательщик и фирма-однодневка совершают согласованные противоправные действия для достижения определенной цели.

«Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов», — говорится в письме ФНС. Следовательно, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов фирмы-однодневки.

Признаки фирмы-однодневки

В Письме ФНС РФ от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@, сообщая о проведении работы в отношении юрлиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности, налоговики приводят перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений в ЕГРЮЛ:

В Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговики приводят 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, часть которых может сигнализировать именно о фирме-однодневке:

В Письме ФНС РФ от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков обращать внимание на следующие признаки:

Кроме того, признаки фирм-однодневок постоянно вскрываются в процессе судебной практики:

Как не пострадать от фирмы-однодневки

Прежде всего, перед заключением сделки необходимо запросить у контрагента копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, необходимые лицензии, приказы, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Также существует ряд сервисов, которые позволяют отследить тревожные признаки. Большую работу в этом направлении ведет ФНС, предоставляя добросовестным налогоплательщикам различные онлайн-продукты, с помощью которых можно проверять контрагентов:

Однако контрагента важно проверять не только на стадии заключения договора, но и в дальнейшем. В сервисе Контур.Фокус есть опция «Наблюдение», которая позволяет отслеживать до 1000 компаний. В компании в любой момент могут измениться данные, например, поменяться руководитель, учредители, адрес, появиться сообщение о банкротстве, исполнительном производстве, арбитраже. Узнав об этим изменениях, Контур.Фокус вышлет уведомление на электронную почту.

Получайте все данные о контрагенте в один клик

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Источник

Внутренние и внешние признаки фирм‑однодневок, которые должны вас насторожить

для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть фото для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть картинку для чего нужны фирмы однодневки. Картинка про для чего нужны фирмы однодневки. Фото для чего нужны фирмы однодневки

Чтобы снизить налоговые риски, важно знать, по каким признакам ФНС и суд определяют фирмы-однодневки, как выстроены типичные схемы уклонения от налогов и как собрать доказательную базу на случай претензий от налоговых органов. Важно при этом уметь правильно проверять контрагентов, чтобы избежать риска доначислений по результатам сделок.

Что такое фирма-однодневка

В Налоговом кодексе нет определения фирмы-однодневки. Оно сложилось из судебной практики и терминологии, введенной официальными письмами ФНС. Впервые ФНС использовала термин «фирма-однодневка» в 2010 году.

В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется, как юрлицо без признаков фактической самостоятельности, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющее налоговую отчетность и зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

В нормативных письмах ФНС и судебной практики также встречается несколько синонимов понятия «фирма-однодневка»:

В основном в своих разъяснениях, решениях и актах по результатам камеральных или выездных проверок ФНС использует два последних понятия.

Основные черты фирмы-однодневки

Эта характеристика не нуждается в предварительной проверке, сама по себе связана с понятием умысла и подразумевает, что заказчик заранее знал о фиктивности своего поставщика.

Это более актуальный признак, который требует предварительной проверки, если вы не знакомы с контрагентом лично.

Признаки фирм-однодневок

С тех пор как в ст. 102 НК РФ внесли поправки и ФНС расширила перечень открытых данных, деление на внутренние и внешние признаки стало условным.

Внутренние признаки

Внутренние признаки не являются общедоступными, поэтому их невозможно найти в официальных реестрах. Маловероятно, что контрагент ответит на запрос заказчика в ситуациях, которые касаются следующих аспектов деятельности:

При всей неоднозначности и недоступности внутренние признаки можно выявить по косвенным источникам. В частности, вы можете:

Если руководитель не платит налог на имущество организации, транспортный налог, страховые взносы, то, скорее всего, он не получает доход либо у него нет трудовых и материальных ресурсов.

Если задолженность не погашена, исполнительные листы возвращены с пометкой «невозможно разыскать должника» либо невозможно взыскать с должника долг, так как отсутствует имущество, подлежащее взысканию, это может указывать на то, что у контрагента нет материальных ресурсов и производственных мощностей.

Внешние признаки

С этими признаками все проще, так как они выявляются из общедоступных сведений, их можно запросить у контрагента на законных основаниях.

Прежде всего нужно обращать внимание на наиболее опасные внешние признаки однодневок. Обнаружив их, лучше не заключать сделку с контрагентом без предварительной тщательной проверки.

Наиболее опасные внешние признаки

Эти признаки не относятся к прекращению деятельности из-за реорганизации и ликвидации по решению самого учредителя. Если решение принято налоговой и основанием для исключения стал п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, то есть организация исключается как недействующее юридическое лицо, это должно вас насторожить.

В течение года организация не сдает налоговую отчетность и у нее уже давно приостановлены операции по счетам. Для живой организации длительная блокировка счета, полностью блокирующая деятельность бизнеса, неприемлема.

В реестре ФАС содержится информация обо всех организациях, которые допустили нарушения при исполнении госконтрактов и в сфере законодательства 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Внешние признаки со средним уровнем опасности

Только на основании этих признаков отказывать контрагенту в сделке смысла нет. Такие признаки, как минимальное количество персонала, небольшая нагрузка, незначительные обороты, переезд в регион с более благоприятным инвестиционным и экономическим климатом, часто характерны для молодых или финансово нестабильных организаций.

Тем не менее, стоит воспринимать как определенный сигнал следующие обстоятельства, особенно если они сочетаются и образуют единую картину деятельности контрагента:

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указаны среднеотраслевые показатели и приведен метод расчета налоговой нагрузки. Чтобы рассчитать налоговую нагрузку, нужно посмотреть сумму уплаченных контрагентом платежей, сравнить суммы задолженности за год, посчитать отношение к показателям бухгалтерской отчетности и сравнить их по ОКВЭД со среднеотраслевыми показателями.

Если показатель отличается в разы или в десятки раз, это повод насторожиться не только в отношении налоговых рисков. Если налоговая нагрузка минимальна, это признак того, что обороты небольшие и предприятие убыточно, особенно если регулярно сдается нулевая отчетность.

Сама по себе задолженность — не повод причислять организацию к фирмам-однодневкам, важно соотношение начисленных налогов и сборов к задолженности.

Если уплаченных налогов, по данным ФНС, ноль или меньше половины, а остаток налога составляет задолженность, это может являться критерием фирмы-однодневки. Особенно если задолженность невозможно взыскать и в банке данных судебных приставов указано, что исполнительные листы вернулись с пометкой «должника невозможно разыскать».

Наименее опасные внешние признаки

Такие признаки нельзя рассмотреть в открытых данных, но информацию по ним можно запросить во внутренней переписке. Ваша задача при оценке этой группы признаков — встретиться с руководителем организации:

При оценке рисков постарайтесь понять, насколько руководитель владеет общей информацией о деятельности компании, почему он представляет ее (какие у него мотивы), особенно если он находится в другом регионе.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как маскируются фирмы‑однодневки и почему с ними опасно иметь дело

для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть фото для чего нужны фирмы однодневки. Смотреть картинку для чего нужны фирмы однодневки. Картинка про для чего нужны фирмы однодневки. Фото для чего нужны фирмы однодневки

Неосторожное сотрудничество с подставными организациями грозит отказом в возмещении НДС, пенями, штрафами и доначислениями налогов по результатам камеральной или выездной проверки. А в худшем случае — возбуждением уголовного дела и взысканием ущерба с руководителя, заключившего сделку с подозрительным контрагентом.

В предыдущей статье мы рассмотрели внутренние и внешние признаки, по которым законопослушная компания может вычислить фирму-однодневку. Теперь разберемся, как устроена призрачная деятельность такого бизнеса и к каким опасным схемам он прибегает, чтобы уйти от налогов.

Налоговики против фирм-однодневок

В 2012 году остро встал вопрос доказательства реальности сделки по налогу на прибыль организаций. Это привело к налоговым проверкам, которые осуществлялись с нарушениями, и, как следствие, доначислению налогов только по формальным основаниям.

Ст. 54.1 НК РФ, которая вступила в силу в августе 2017 года, должна была решить несколько проблем: подвести итоги судебной практики и защитить добросовестных налогоплательщиков от формальных претензий, повысить качество налоговых проверок и помочь налоговым органам правильно определять конечного приобретателя выгоды.

ФНС выпустила письма, которые дали рекомендации по применению ст. 54.1 НК РФ: Письмо от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@ и Письмо от 28.12.2017 №ЕД-4-2/26807@.

Теперь налоговые органы при сборе доказательной базы не употребляют такие термины, как необоснованная налоговая выгода, должная осмотрительность, фирма-однодневка. Вместо них используются понятия «получение налоговой экономии» и «агрессивные механизмы налоговой оптимизации».

Ст. 54.1 НК РФ в качестве основных критериев законности сделки определяет следующее:

Следовательно, чтобы признать сделку незаконной, налоговый орган должен доказать:

Как образуется зона для налоговой выгоды

Начинается все с того, что заказчик сам или через подставных лиц создает фирму-однодневку. Нередко такие предприятия регистрируются по утерянным паспортам или с помощью опытных мошенников.

У заказчика есть реквизиты расчетного счета, куда нужно перевести деньги. Деньги перегоняются через ряд однодневок — от шести и больше — и либо возвращаются на расчетный счет проверяемой фирмы, либо обналичиваются и возвращаются заказчику.

В то же время готовятся первичные документы — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договоры с налогоплательщиком, путевые листы, акты выполненных работ и оказанных услуг. Движение товаров осуществляется только на бумаге, сама сделка нереальна, так как ее никто не исполняет.

Объект налогообложения возникает у фирмы-однодневки формально. Она что-то продала или поставила заказчику и с этой суммы должна доначислить НДС и налог на прибыль к уплате в бюджет.

Фирма-однодневка заявляет, как правило, минимальные суммы налога к уплате. Чаще всего ее расходы составляют до 99 % в налоговой отчетности, она не исполняет обязательства перед бюджетом, заказчик минимизирует расходы и вычеты по НДС, удваивает или искусственно создает расходы по налогу на прибыль организаций.

Такая схема используется несколько десятков лет. Первое определение ее было дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, где вводились косвенное понятие фирмы-однодневки и понятия должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды.

Постепенно схема усложнилась. Сейчас налогоплательщики указывают на то, что отсутствие трудовых ресурсов и материально-производственных мощностей можно компенсировать арендой транспорта и помещения, а также привлечением подрядчиков, что не является поводом для отказа в вычетах.

В качестве примеров искажения сведений о фактах хозяйственной жизни можно назвать:

Формальность документооборота, фиктивность и подконтрольность подразумевают операции с фирмами-однодневками. Такие сделки считаются незаконными и неблагонадежными и приводят к негативным имущественным и репутационным последствиям.

Штрафные санкции, которые действуют в этих случаях, указаны в ст. 122 НК РФ: 20 % от суммы неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов), а при доказывании умысла — 40 %.

Как доказывается умысел?

Теперь умысел доказывают не следственные органы и органы внутренних дел, а налоговые органы.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (п.2 ст. 100 НК РФ).

Важно, участвовали ли должностные лица в сделке с участием фирмы-однодневки. В этом случае вероятность получить повышенный штраф возрастает в разы.

Согласно Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (содержит методические рекомендации, разработанные совместно со Следственным комитетом), критериями умысла можно считать:

Для этого нужно доказать, что денежные средства, расходуемые на совершение сделки, вернулись к проверяемому налогоплательщику.

Совпадение IP-адресов и подконтрольность становится очевидной, когда отчетность фирм-однодневок и проверяемого налогоплательщика отправляется с одного и того же IP-адреса и директор однодневки является сотрудником проверяемой фирмы.

Имитация реальной экономической деятельности подставных лиц и создание искусственных договорных отношений — пример умышленного налогового правонарушения, которое влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Следственные и налоговые органы обязаны бросить все силы на доказательство умысла и определить круг должностных лиц (Постановление ФАС ПО от 01.06.12 №А-12-16620/2011) – директора, главного бухгалтера либо бухгалтера, исполняющего обязанности директора.

Иногда директору фирмы удается доказать, что он был введен в заблуждение. Такой случай описывается в Постановлении ФАС Поволжского округа 2012 года, когда директору удалось доказать, что его ввел в заблуждение менеджер организации, и ему отменили доначисление налога согласно п. 3 ст. 122 НК РФ.

Примеры судебных решений

Налоговые органы исходят не из формальных претензий к контрагентам, а из выявленных фактов, опровергающих реальность совершения спорных сделок.

Ниже рассматриваются два дела, в которых хорошо раскрыты критерии доказывания умысла. В обоих случаях речь идет о крупных оспариваемых суммах, обе налоговые проверки были завершены в переходный период, оба налогоплательщика получили штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Дело № 1: оспариваемая сумма — более 211 млн руб.

Документ — Постановление АС МО от 12.02.2019 по делу №А40-48726/2018.

Предмет сделки — поставка химических реагентов и выполнение услуг по сопровождению буровых растворов. Налогоплательщик работал непосредственно с крупными организациями. Заказчиками были Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь.

Какие доказательства принял суд

В совокупности доказательной базы суд принял не в пользу налогоплательщика среднесписочную численность, обналичивание денежных средств, транзитный характер, минимальные суммы налогов к уплате.

С помощью товарно-денежного баланса и через запросы генеральным поставщикам было доказано, что химические реагенты поставляли иные лица, а буровые растворы сопровождал еще и сам налогоплательщик.

Одним из подрядчиков был проверяемый налогоплательщик. Цепочка субподрядных организаций должна была согласовываться с генеральным заказчиком, но сами Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь не подтвердили факт согласования и допуск к работам в качестве субподрядных однодневок.

Среди документов были папки с копиями уставов, трудовая книжка одного из директоров однодневки в здании проверяемого налогоплательщика, ежедневники с описанием схем уклонения от налогов, полностью проработанная цепочка движения денежных средств.

Было видно, что денежные средства вернулись на расчетный счет руководителя, либо выводились через сотрудников проверяемого налогоплательщика. Совпали IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика. Вся отчетность отправлялась из одной точки.

Дело № 2: оспариваемая сумма — более 135 млн руб.

Документ — Постановление АС ВВО от 23.10.2018 по делу № А28-3393/2017.

Дело касается поставок угля и щебня.

Какие доказательства принял суд

К чему приводит выездная проверка и доначисление значительных сумм

Выявление агрессивных схем налоговой оптимизации может привести к серьезным последствиям. В частности, к возбуждению уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по результатам выездной или камеральной проверки можно обжаловать. Если оно вступает в силу, у налогового органа есть 20 дней на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки (ст. 70 НК РФ). Если не выплатить эту сумму в течение двух месяцев, налоговые органы обязаны направить материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела в течение 10 рабочих дней (ст. 32 НК РФ).

Налоговые преступления определяются исходя из суммы неуплаченных налогов, без учета пени и штрафов (ст. 198-199 УК РФ).

Последствия за уклонение от уплаты налогов в крупном размере

Последствия за уклонение от уплаты налогов по сговору в особо крупном размере

Под физическими лицами подразумеваются не только ИП, но и обычные физлица. Если параллельно будут установлены факты незаконного применения предпринимательской деятельности, если налоговые органы докажут умысел и найдут в офисе печати фирм-однодневок, налогоплательщика также могут привлечь по ст. 327 УК РФ, связанной с подделкой документов.

Как избежать уголовного дела

Если вас оштрафовали и возбудили в отношении вас уголовное дело, вы обязаны возмещать ущерб бюджетной системе РФ, выплачивая пени и штрафы в полном размере. В этом случае иск подает прокуратура РФ, а налоговые органы выступают третьей стороной.

Согласно поправкам 2017 года, есть шанс избежать уголовного дела, если оно заводится впервые и вы успеете до первого заседания суда полностью уплатить недоимку по налогам, пеням и штрафам.

Чтобы избежать претензий от налоговых органов, нужно правильно проверять контрагентов. То есть перед заключением сделки или при знакомстве с контрагентом собрать о нем информацию в общедоступных электронных сервисах и запросить документы или заверенные копии.

Документы, которые нужно запросить у контрагента

В предоставлении некоторых документов вам могут отказать, так как они содержат персональные данные, которые можно связать с коммерческой и налоговой тайной. Но зато при необходимости вы сможете показать налоговой, что пытались их запросить и проверить.

Доказывание умысла

Налоговики руководствуются методическими рекомендациями, которые сформулировали в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@.

При проверке руководителям и сотрудникам могут задавать такие вопросы:

Предпринимателю нужно определить механизм поиска контрагентов, назначить соответствующих должностных лиц и закрепить процесс регламентирующими документами. Для этого ему понадобятся внутренние локальные нормативные акты:

Обратите внимание на то, что положение о проверке и мониторинге контрагентов должно закреплять не только ответственных лиц и порядок процесса проверки и мониторинга, но и комплекс мер и действий, оформление результатов и внесение их в учетную систему, список используемых интернет-сервисов, перечень документов, подлежащих запросу у юридических лиц и ИП, перечень документов и фактов, доказывающих ведение контрагентом хозяйственной деятельности, а также отчет о проведении переговоров.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *