для чего нужны гастроли

Разговор в театре: о Больших гастролях и не только

Большие гастроли — интересный и важный для театров проект. Для зрителей тоже интересный, скрывать не будем. Мы хотели поговорить с Марией Бекк, руководителем литературно-драматургической части Русского драматического театра имени Лермонтова (все очень серьезно, как видите), о нем, но заболтались, вы уж не пугайтесь.

Мы встретились с Машей на заднем дворе театра, и она повела меня по коридорам и лестницам нашей «Драмы». Обстановка совсем простая, тут могла быть налоговая или министерство образования, но здесь театр. Это вдохновляет с порога, на разговоры праздные и бесконечно важные. Вот мы и поговорили.

для чего нужны гастроли. Смотреть фото для чего нужны гастроли. Смотреть картинку для чего нужны гастроли. Картинка про для чего нужны гастроли. Фото для чего нужны гастроли

Расскажи, как проходят Большие гастроли в Абакане, и как ваш театр принимает в нем участие?

Проект, на самом деле, очень интересный. Суть в обменных гастролях между регионами. В этом году мы участвуем уже в третий раз и едем в город Курган, ну а они, соответственно, едут к нам. Также по этой программе наш театр побывал в Челябинске и Прокопьевске. Вообще, любые гастроли эта проверка репертуара театра на другом зрителе. В Прокопьевске, например, нас очень тепло приняли. Это тоже Сибирь, менталитет схож.

Давай поговорим о роли этого проекта, в целом для развития театральной культуры.

Театр не может существовать и развиваться находясь в изоляции. Необходимо опираться на опыт соседей, на опыт столичных театров. К сожалению, таких «замкнутых» театров не мало, в национальных республиках в том числе. Мы еще конечно куда-то выезжали, но есть театры, которые не могут позволить себе гастроли. С ними, к сожалению, случается застой. Без смены, скажем так, внутренней и внешней политики театра, дальнейшее развитие невозможно. Если театр долгое время создает спектакли, где все костюмы из золота, где все в мехах и при этом он не знает что такое Чехов, это не совсем хорошо. Тут я не имею в виду какой-то конкретный коллектив.

Остановимся подробнее на репертуаре Курганского театра, который в этом году едет в Хакасию.

В репертуаре Курганского театра достаточно традиционный для гастрольной афиши материал: Булгаков, спектакль по популярной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя», известная сказка «Елена Премудрая». Особое внимание я бы обратила на постановку «Морфий». Я заочно знакома с режиссером спектакля, он, если я не ошибаюсь, выпускник мастерской Леонида Хейфеца (ГИТИС), я видела спектакли его коллег, слышала много восторженных отзывов о его работе. Это, конечно, будет не легкое зрелище. Произведение, которое лежит в основе постановки, само по себе выходит за рамки врачевания и «отношений» с психотропными веществами. В нем поднимается тема революции, прихода новой власти. Я не знаю, готов ли зритель к такому, но это нужно смотреть. Я видела фотографии спектакля, ожидается сильная постановка.

Здесь, после моего вопроса: «Почему нужно посмотреть «Морфий?»» — у нас случилась небольшая дискуссия на тему — «Что должен транслировать театр со сцены?». Маша резюмирует:

Дело в том, что люди приходят в театр отдыхать. Театр сейчас, одно из мест для досуга, развлечения. Мало кто хочет после работы или в выходной день, выйти после спектакля со слезами на глазах, посмотрев какую-нибудь психологическую драму. Но важно помнить, что театр это не дом комедии и не цирк. Мы должны говорить о важных вещах, в том числе об исторических событиях. Открывать глаза людям, на то в каком мире они живут. Я говорю это не в какой-то негативной коннотации,не подумайте.

А с чем это связано, как ты думаешь?

Я сейчас скажу такую страшную вещь, но люди не хотят думать. Можно сказать, что сегодня через нас проходит ежедневно, ежеминутно колоссальное количество информации, от которой просто устаешь, и приходя на спектакль длительностью в 2-2,5 часа думать уже мало кому хочется. Но если люди хотят отдохнуть, прийти посмеяться, расслабиться — театр дает такую возможность. Даже в гастрольной афише курганского театр две комедии и всего один «Морфий». Мы ориентируемся на запросы нашего зрителя. Мы иногда сталкиваемся с тем, что выпускаем какой-то спектакль, а он не идет. Просто зрителю сложно ассоциировать себя с героем, это же очень важно найти в нем что-то «свое», а если этого нет, то и зачем смотреть? Мы же делаем спектакли не для себя, а для других. Поэтому мы так скрупулезно подбирали гастрольную афишу для курганского театра: подробно читали аннотации, думали, не затрагивает ли спектакль какую-нибудь тему, которая может оскорбить наших зрителей.

Мы уже немного затронули эту тему, давай чуть больше раскроем роль театра в обществе.

На самом деле мы занимаемся серьезными делами. Театр, к сожалению, для многих — это один из видов досуга. Это не так. Театр давно ушёл от скоморошных представлений.. Ведь сходив на спектакль, который в тебя «попадет», можно стать совсем другим человеком. Так было со мной: я получила совсем не связанное с театром образование, никогда не ходила на спектакли. Просто однажды я пришла на постановку и обнулилась полностью, я поняла, что то, чем я жила «до» — этого просто не существует, что все на самом деле по-другому. Это как раз то, для чего мы работаем, для того чтобы показать, как может быть. Но мы не школа, мы никого не учим.

Разговор подходит к концу, Маше уже пора на планерку, а у меня в голове только одна мысль — гастроли Курганского государственного театра драмы пройду в Русском драматическом театре имени Лермонтова в Абакане с 31 мая по 2 июня. Покажут четыре спектакля — сказку «Елена Премудрая», две комедии: «Здравствуйте, я ваша тетя» и «Моя жена — лгунья», спектакль «Морфий», по мотивам произведения «Записки юного врача» Булгакова.

Источник

Для чего нужны гастроли

прочитав посты Istash, подозреваю, что они исходят от социолога. 😉

Вы правы, но лишь отчасти. Еще есть варианты? 8)

Тему надо бы разделить на 2: «нужны ли гастроли музыкантам» и «нужны ли гастроли публике»

Публике-НУЖНЫ.Человек в российской глубинке может никогда не увидеть живьем спектакль ГАБТА,например.А тут этот спект.привезли в город этого человека.
Если это гастроли «государственно-узаконенные»,то средства,по-моему,выделяются не только регионами.
Реализации местных артистов гастроли вряд ли сильно мешают-приезжают же не каждый день?

прочитав посты Istash, подозреваю, что они исходят от социолога. 😉

Уважаемый.
Если Вы-действительно-«социолог» и «музыкант»-как Вы сами написали-то должны все-таки иметь представление о том,что значат слова «балет» и «джазовый». Замените «джазовый» на «классический»-если так будет понятней.
В тоне,Вами предлагаемом,болше общаться не хочу-хотя могла бы очень многое рассказать о гастрольно-музыкальной жизни-основываясь на своем богатом опыте.

П.С. В России много театров,которые могут принять спектакли ГАБТА в «натуральном»,а не «кастрированном» варианте-как Вы выразились.

Уважаемый.
Вы должны иметь представление о том,что значат слова «балет» и «джазовый». Замените «джазовый» на «классический»-если так будет понятней. Вы имеете ввиду то, что начиналось еще со школы Грэхама? То, чем сейчас занимается школа Огрызкова в Москве, балет «Тодес», «свободный» балет Терешкина и др.? Расскажите подробнее про Ваш проект – мне интересно.

В тоне,Вами предлагаемом,болше общаться не хочу-хотя могла бы очень многое рассказать о гастрольно-музыкальной жизни-основываясь на своем богатом опыте. Не пеняйте на тон, лучше поделитесь опытом и впечатлениями от вашей богатой гастрольно-концертной деятельности 🙂

П.С. В России много театров,которые могут принять спектакли ГАБТА в «натуральном»,а не «кастрированном» варианте-как Вы выразились. Да к сожалению не так уж их и много, хотя я согласен с Вами, что выступления подобных коллективов должны быть доступны как можно большему количеству россиян. Не только в силу значимости и величественности ГАБТа, но и в силу тог, что это федеральный театр, и его бюджет оплачивают все россияне (налоги), а не только москвичи:solution:

У важаемый.
. я могла бы очень многое рассказать о гастрольно-музыкальной жизни-основываясь на своем богатом опыте.

Ну и где же долгожданный рассказ? Интересно ведь узнать как и где выступает джазовый балет. (я бы даже сходил посмотрел:)

Я ни в коей мере не говорю о бесплатной эксплуатации артистов, речь о понимании специфики проблем современного концертно-гастрольного процесса, т.е в умении ценить вклад в пиар артиста, открытие его для новой публики, наработку долгосрочных партнерских отношений, ведь тогда в конечном итоге появляется стабильность в сотрудничестве и гораздо большие деньги у артистов.

Источник

Какую пользу большие гастроли принесут вашему театру?

для чего нужны гастроли. Смотреть фото для чего нужны гастроли. Смотреть картинку для чего нужны гастроли. Картинка про для чего нужны гастроли. Фото для чего нужны гастроли

для чего нужны гастроли. Смотреть фото для чего нужны гастроли. Смотреть картинку для чего нужны гастроли. Картинка про для чего нужны гастроли. Фото для чего нужны гастроли

Михаил Левитин, худрук театра «Эрмитаж»:

– Нашему театру предстоящие гастроли принесут огромную пользу, они дадут нам возможность играть на больших площадках. Дело в том, что сейчас из-за реконструкции здания крупные спектакли мы играем на Новой сцене «Мастерской Петра Фоменко». А поскольку у них есть свой репертуар, некоторые наши спектакли идут очень редко. Поэтому мы с большим удовольствием отправляемся на гастроли в Удмуртию. Это даст возможность на другой публике проверить свой репертуар, посмотреть, смогут ли его понять люди, которые прежде не видели твоих постановок. На суд зрителей мы представляем спектакли «Эрендира и ее бабка» по мотивам Маркеса, «Тайные записки тайного советника» по Чехову, «Моя старшая сестра» Володина и «Аксенов. Довлатов. Двое». А в Крым собираемся везти спектакли для детей.

Ирина Корчевникова, директор Центрального театра кукол им. Образцова:

– Как говорил Олег Ефремов, с которым я работала во МХАТе, «любые гастроли – это вливание свежей крови. Стоит отъехать от Москвы на сто километров, и там уже совсем другая публика, она другими глазами смотрит на вас». Даже в самое трудное для страны время мы выезжали на сорок дней в Сибирь или гастролировали по Волге – играли по сто спектаклей, собирая полные залы. И люди, которым месяцами не выдавали зарплату, одалживали деньги и покупали билеты, потому что для них это было крайне необходимо.

Московский зритель – другой. Он понимает, что если не пойдет в театр сегодня, то сходит завтра. А на гастролях возможность увидеть столичные спектакли и любимых артистов ограничена временными рамками, и от этого театры собирают аншлаги.

В ближайших планах поездка в Чувашию. Везем «Необыкновенный концерт», «Кота в сапогах» и «Путешествия Гулливера», который, кстати, очень трудный для перевозки, и, чтобы создать гастрольный вариант, мы потратили большие суммы. Но пошли на это, понимая, что польза от поездки будет намного выше материальных затрат.

Источник

Столичные театры заставят гастролировать в российской глубинке

Послали культурно

Так уж повелось, что театральный сезон примерно совпадает по срокам с учебным годом. Но если школьники летом отправляются отдыхать, то театральные каникулы – вещь достаточно условная. Лето традиционно используется для проведения многочисленных фестивалей, а главное – для гастролей. В прежние времена театральные труппы отправлялись с новыми спектаклями по городам Советского Союза, в последние же годы гастрольная жизнь в нашей стране разладилась. Недавно правительство решило заняться вплотную этим вопросом и выпустило распоряжение, согласно которому гастролей должно стать больше и их следует всячески поддерживать материально – как из федерального бюджета, так и из муниципальных. Долгосрочный план по реанимации гастролей рассчитан на 10 лет.

В последние годы летом зрителям в разные города чаще всего привозят антрепризные постановки. Качество многих таких спектаклей оставляет желать лучшего – в конце концов, большинство из них просто-напросто коммерческие проекты, цель у которых одна – получить максимальную прибыль. Называется всё это деятельностью независимых трупп или того изящнее – сезоном антреприз, хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс». А гастрольная деятельность репертуарных театров сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы.

Когда Малый театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону, труппа, в состав которой входили такие звёзды, как Элина Быстрицкая, Юрий Соломин, Ирина Муравьёва, Александр Михайлов и Евгения Глушенко, дала десяток спектаклей. И вдруг выяснилось, что организатор гастролей отказывается платить обещанные деньги и перечислил театру лишь 30% положенной суммы.

Прежде гастроли не были частным делом театра. Они планировались заранее и централизованно: чтобы попасть в общий график, который составляли специальные руководящие органы, со всех концов страны в столицу съезжались директора театров. А поскольку всё оплачивало государство, никого особо не волновало, во что обойдутся гастроли. После распада Советского Союза театры перешли на новые, рыночные условия. Сейчас всё упирается в деньги. Гастроли – дорогое удовольствие: затраты на проезд и проживание артистов, доставку декораций, монтаж сценического оборудования и многое другое. Конечно, существуют государственные дотации для организации гастролей, но этих денег не хватает.

«Министерство работает над созданием специальной гастрольной программы, под которую мы попросим отдельные деньги, – заявил он на парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам развития театрального дела в России в конце 2010 года. Александр Авдеев тогда уточнил, что приоритет будет отдаваться выездам театральных коллективов с детскими спектаклями, гастролям в малые города России и населённые пункты, где нет собственных театров. Он отметил, что зачастую в адрес министерства звучит справедливая и не очень критика относительно его роли в развитии гастрольной деятельности театров. Между тем ведомство, по его словам, ограничено в средствах на эти цели.

«Министерство культуры на фестивали и гастроли имеет 110 млн рублей, и вот мы крутимся – Тришкин кафтан!» – пояснил министр.

Господдержка столь мала, что театрам приходится искать помощь меценатов и спонсоров. Иногда это заканчивается весьма печально. В результате гости из Малого даже не смогли оплатить гостиницу в Ростове и билеты до Краснодара, куда театр должен был ехать дальше. Администрации пришлось обратиться в местный ОБЭП. И это не единичный случай. Историй, когда организаторы не заплатили за гастроли или заплатили лишь частично, очень много.

Руководителям театров приходится идти на риск, отправляясь в путь с коллективом: с ними могут не расплатиться. А безопасных и проверенных вариантов не так уж много. Организаторы «Золотой маски», например, при поддержке одного из банков стали вывозить в глубинку спектакли, получившие эту престижную театральную премию. Чеховский фестиваль тоже не отстаёт. Недавно и он начал возить фестивальные спектакли по городам российской провинции. Самым распространённым вариантом поездок таких мастодонтов, как МХТ, БДТ или «Ленком», является поездка с одним из наиболее звёздных спектаклей из основного репертуара. Например, БДТ раз в месяц играет в Москве «Калифорнийскую сюиту» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили, а Театр Вахтангова за пределы столицы часто выезжает со спектаклем «Дядюшкин сон».

Если из столицы на гастроли ещё выбираются, то провинциальные театры практически забыли о том, что это такое. Даже минимальные расходы в несколько раз превышают максимально возможные доходы. Лишь единицам удаётся получить государственный грант и отправиться со спектаклями по России. В последние годы вроде бы наметилась положительная тенденция – на фоне общего сокращения расходов на культуру дотации на гастрольную деятельность стали расти. Но чтобы проводить нормальную гастрольную политику в стране, этих сумм по-прежнему не хватает, да и дополнительные вливания по большей части способны лишь компенсировать инфляцию. Вот и стоят летом по всей России огромные пустующие театры, а актёры и режиссёры, вместо того чтобы радовать зрителей своим искусством, сидят на своих садово-огородных участках.

Кроме того, от гастролей отвыкли уже не только артисты, но и зрители. На нормальную рекламу, как и на всё остальное, не хватает денег – и подчас просто неоткуда узнать о предстоящем спектакле заезжих знаменитостей. Промоутеры этим не занимаются в должной мере, а собственные пиар-службы театров (если таковые вообще имеются) не в состоянии сами наладить тесный контакт с местными журналистами. Итог печален: билеты могут быть не раскуплены лишь потому, что приезд театра оказался для всех сюрпризом. А если не заполняется зрительный зал, зачем тогда куда-то ехать?

Когда-то гастроли были неотъемлемой частью жизни театра. Но, получив неслыханную ранее свободу во всех сферах своей деятельности, в том числе и в гастрольной, администрации театров, для которых гастроли всегда были серьёзной дополнительной нагрузкой, решили взять тайм-аут на некоторое время. А когда захотели вернуться к гастрольной жизни, стало понятно, что лишь немногие могут себе это позволить.

«Гастроли нужны были актёрам и самим театрам, но не только для того, чтобы заработать денег, – рассказал генеральный продюсер Московского театра Et Cetera Давид Смелянский. – Они служили катализатором актёрской миграции, которая необходима для обновления театров. Именно на гастролях артисты получали приглашение в другие театры: режиссёры находили своих актёров, актёры – своих режиссёров. Как ни странно, новое время свободы обернулось своего рода крепостным правом – сегодня артисты привязаны к своему театру, к своему городу до конца жизни». Но это не единственное, почему гастроли так важны, уверен Давид Смелянский. Гастроли давали театрам возможность самооценки, понимания кто есть кто, новая публика определяла место каждому. А ещё гастрольная жизнь объединяла труппу, помогала решить многие внутренние проблемы. «Тогда на месяц или два, выезжала одна большая семья, брали с собой детей, внуков, – вспоминает Смелянский. – В те времена везли продукты и плитки, готовили в номерах, в которых проводили ночи в беседах о театре, встречались с коллегами из других городов».

Сейчас же загруженность театров в летний период просто никто не контролирует. «Мёртвый сезон» действительно стал мёртвым. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей РФ Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон».

Источник

Гастроли. Часть1. Зачем нужно ездить на гастроли

для чего нужны гастроли. Смотреть фото для чего нужны гастроли. Смотреть картинку для чего нужны гастроли. Картинка про для чего нужны гастроли. Фото для чего нужны гастроли

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Ни для кого ни секрет, что из множества коллективов живущих и творящих в одном населённом пункте (причём, абсолютно неважно, Москва это или Малые Чесноки), выступают на сцене далеко не все. Выступают на сцене перед публикой — ещё меньше ансамблей, а собирают эту самую публику+зарабатывают хотя бы на мороженное — и того меньше групп.
Не буду вдаваться в трудности и тернистости большого, хотя, порою, и весьма короткого пути людей, которые решили хоть какую-то грань своей личности посвятить музыке. Широк человек — так и так, придётся суживать.
Поэтому, пожелаю:
начинающим музыкантам не потерять желания и побольше заниматься самосовершенствованием в игре на музыкальном инструменте.
— «продолжающим» музыкантам добиться унисона в чувстве ритма и тональности с одногруппниками, которые будут им братьями\сёстрами по духу и по жизни.
«сенсеям» желаю неустанно и всецело постигать все тайны мироздания, делясь накопленными знаниями с такими посредственностями, как я.

Циклом моих статей я хочу поделиться своими умозаключениями по поводу функционирования музыкального коллектива применительно к гастрольной деятельности. Все наблюдения и выводы сделаны чаще всего исходя из своего скромного опыта гастролирующего музыканта (13 лет), администратора музыкального коллектива (8 лет), звукооператора(4 года) и арт-директора рок-клуба (1,5 года), общей протяжённостью около двухсот мероприятий\концертов\фестивалей.

Всех же неравнодушных жду под катом.

Итак, вы — авторский музыкальный коллектив (ВАЖНО! С кавер-группами всё немного по другому), естественно желающий завоевания всех музыкальных вершин мира. Вы уже накопили некий багаж песен и даже отыграли энное количество концертов. Вы ещё не задумываетесь над денежными вопросами, находясь в эйфории желания быть на сцене как можно чаще вкушая, как вам кажется, просто океан славы. Но если присмотреться, то начиная с первого концерта (где были собраны все ваши друзья, подруги, родственники и домашние животные) становится ясно, что концертов должно быть мало, дабы всей этой знакомой аудитории не надоедать (имеется ввиду, что если играть одно и тоже перед одними и теми же раз в неделю — можно и публики лишиться, ибо вряд ли возможно каждую неделю выдавать новую программу). Но что это за жизнь такая музыкальная, если приходится выступать редко? Вот и я говорю — не жизнь, ведь музыкальному коллективу необходимо отрабатывать взаимодействие не только в репетиционно-тестовом режиме, но и в концертно-боевом тоже.

В общем — вами окучены все концертные площадки вашего населённого пункта путём сольных концертов и фестивально-соляночных выступлений, к своре из родственников добавилась пусть даже толпа местных почитателей. Нового материал постепенно появляется, но отыгрывать очередной сформировавшийся концертный сет+однановаяпесня — риск надоесть в усмерть даже самым ярым фанатам… Что же дальше? Вот тут-то и стоит задуматься о гастролях в другие города-посёлки, где о вашем коллективе вряд ли слышали.

Всем скептикам и просто праздно-сумлевающимся сразу озвучу свою жёсткую позицию по поводу других, тем более гораздо более крошечных городах-провинциях (хотя, к большим городам-столицам это тоже подходит), а именно: ВЕЗДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ! И эти люди, потенциально, могут быть вашими зрителями\слушателями. Поэтому, говорить что «вот в Моске — это жизнь, а в Малых Чесноках — это несерьёзно», на мой взгляд — недалЁко и ошибочно. В небольших городках народ не сильно избалован неместными культурными событиями, поэтому охотнее пойдёт даже на что-то незнакомое просто из любопытства. Поэтому не стоит пренебрегать никакими возможностями поиграть на новых для себя площадках в других обретая бесценный опыт сцены, неприхотливость в бытовом плане и конечно же новых поклонников.

Как комплексно подходить к организации туровых гастролей и какова финансовая составляющая концертной деятельности — тема следующей статьи.

ПыСы. Конечно же мне возразят некоторые товарищи, приводя во главу угла то, что, скажем, в Москве — сотня клубов, где можно поиграть, легко доведя количество выступлений до трёх-четырёх в неделю, участвуя в разных сборных солянках, открывая себя, якобы, для новой публики. Но чаще всего каждая группа из всех участников так называемого «фестиваля» заранее предупреждает свою публику о времени выхода на сцену, да и публику эту сама с собой и приводит, чтобы придя непосредственно на своё выступление, сразу после него и свалить, не отягощая себя прослушиванием других. Итогом получается, как если бы в очередной раз сыграл перед своими фанатами, а если ещё учесть в столицах чуть ли не повсеместную драконовскую систему «выкуп билетов», то играть на таких мероприятиях — вдвойне неудачное решение.

© Василий Виноградов для Jablog.ru

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *