для чего нужны информационные системы
Информационная система — основные понятия и определения
Перед вами актуальная и полная информация об информационных системах. Мы постарались опустить ненужные подробности. А то что осталось, описали простым языком. Так чтобы каждый мог разобраться в теме. Приятного изучения!
Что такое информационная система: определение
Сначала обсудим, что такое Система.
Под системой подразумевают любые объекты, которые могут быть рассмотрены и как единое целое, и как совокупность разнообразных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. Системы могут отличаться между собой как по целям, так и по своему составу.
Система — это объект сложного типа. Он включает в себя разнородные элементы, взаимосвязанные между собой и существующие как единый объект.
Подсистема — это отдельный объект, входящий в состав системы, и сам состоящий из других разнородных элементов.
Чтобы лучше понять суть этого определения, приведем примеры нескольких систем, их целей и элементов.
Цель | Система | Элементы |
Производство телефонов | Завод | Производственное оборудование, рабочие, недвижимость и прочее |
Работа с данными | Компьютер | «Железо», периферия, программное обеспечение, интернет |
Обмен информацией | Телекоммуникации | Кабели, компьютеры, сетевое оборудование, модемы. |
Производство информации | Информационная система | Программы, работники, компьютерные сети, компьютеры. |
Итак, что такое система, мы разобрались. А теперь давайте добавим к этому термину слово «информационная», и поймем, для какой цели и каким образом она функционирует. Вот что обеспечивают информационные системы:
Все это касается информации, которая нужна для принятия решений в тех или иных областях деятельности. Например, это пригождается при анализе проблем и при создании новых продуктов.
Вот какое определение дает Википедия:
Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).
ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Современные информационные системы в качестве основного элемента своего функционирования используют компьютер. Также активно задействуется периферийное оборудование и сервера.
Нужно понимать, что между ИС и компьютерами есть разница. Компьютеры оснащаются специализированным программным обеспечением, вместе с которым являются технической базой ИС. Немыслима информационная система и без сотрудников, которые взаимодействуют с телекоммуникациями и компьютерами.
Структура информационной системы
Подсистема — это часть системы, которую можно выделить по каким-либо признакам.
Независимо от того, в какой сфере деятельности применяется информационная система, ее общая структура может быть рассмотрена как совокупность подсистем. Это значит, что существует так называемый структурный признак классификации. А сами подсистемы являются обеспечивающими. Поэтому можно дать такое определение:
Структура информационной системы — это совокупность ее обеспечивающих подсистем.
Как видно из рисунка выше, обеспечивающие подсистемы могут быть:
Рассмотрим каждый этот тип подробнее.
Техническое обеспечение ИС
Техническая подсистема — это совокупность имеющихся технических средств, обеспечивающих работоспособность ИС, а также технологические процессы и документация.
В состав технического обеспечения входят:
С помощью документации оформляют выбор оборудования, прописывают принципы организации его эксплуатации, процесса обработки данных. Документация делится на 3 типа:
В настоящее время активно используются две главные формы организации технического обеспечения:
Частично децентрализованная система судя по всему является наиболее перспективным типом, сочетая в себе преимущества работы отдельных элементов на персональных компьютерах и общей базы данных а также общих функциональных подсистем на отдельной большой ЭВМ. Взаимодействие всего этого осуществляется по внутренней сети предприятия или через интернет.
Математическое и программное обеспечение ИС
Математическое и программное обеспечение информационной системы — это комплекс математических моделей, методов, программ и алгоритмов, предназначенных для осуществления задач и целей ИС, а также для полноценного функционирования подсистемы технического обеспечения.
В состав математического обеспечения входят:
К средствам программного обеспечения относятся:
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение ИС необходимо для формирования и выдачи актуальной информации, позволяющей принимать эффективные управленческие решения.
Информационное обеспечение — это комплекс подсистем: кодирование и классификация данных, системы документации, схемы циркулирующих в предприятии информационных потоков, методы проектирования баз данных.
Унифицированные системы документации
Формируются на региональном, отраслевом или государственном уровнях. Главное предназначение — обеспечить сопоставимость показателей из разных сфер производства. Существуют стандарты, которые предъявляют требования к:
К примеру, у медицинских работников есть свои требования к оформлению документации. А у преподавателей вузов свои.
Но несмотря на то, что существует унифицированная система документации, большинство предприятий регулярно сталкиваются с типичными проблемами:
Информационное обеспечение как раз и нужно для того, чтобы устранить все эти и подобные им недостатки.
Схемы информационных потоков
Они содержат в себе маршруты потоков информации и ее размеры, а также места где возникает первичная информация и используются результатная информация. Если проанализировать структуру этих схем, можно значительно усовершенствовать всю систему управления.
Вот два простейших примера:
движение служебной записки |
запись в базу данных информации о приеме на работу нового сотрудника |
Такие схемы строятся для того, чтобы определить объем информации, которая используется в процессе работы организации, а также обеспечить:
Создание информационного обеспечения
Чтобы создать ИО, нужно пройти следующие этапы:
Организационное обеспечение ИС
Организационное обеспечение — это комплекс средств и методов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников друг с другом и их работу с техническими средствами во время создания и использования информационной системы.
Эта подсистема ИС нужна для реализации следующих задач:
Правовое обеспечение ИС
Правовое обеспечение — это комплекс нормативных актов, регламентирующих процесс создания информации, а также ее юридический статус, функционирование ИС, получение, трансформации, передачи и использования данных.
Главное предназначение правового обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить законность всех процессов.
В его состав входят все нормативные акты государственной власти федерального, местного и локального значения.
В правовом обеспечении выделяется:
Правовое обеспечение содержит в себе:
Классификации информационных систем
По признаку структурирования задач
Когда создаются или классифицируются информационные системы, обязательно возникают сложности, которые связаны с алгоритмическим и математическим описанием задач, которые решает система. От того, насколько тщательно разработана формализация, зависит эффективность функционирования всей системы. Также это влияет и на уровень ее автоматизации — степень невовлеченности человека в принятие решений на основе используемой информации.
Чем более точным будет математическое описание задачи, тем больше возможностей автоматизировать процесс обработки данных, а значит снизить степень участия человека в процессе решения этой задачи.
Можно выделить три типа задач, для которых разрабатываются ИС:
По степени автоматизации
В зависимости от того, в какой степени автоматизированы информационные процессы, можно выделить три вида ИС:
По характеру использования
В зависимости от того, что именно делает с информацией та или иная ИС, ее можно отнести к одному из следующих типов:
Информационно-решающие ИС, в свою очередь, можно разделить на два типа:
По сфере применения
В зависимости от того, в каких сферах используются ИС, их можно разделить на следующие типы:
О информационных системах
Что такое информационная система?
Информационная система – это компьютерная система (к примеру, программа или веб-сайт), обеспечивающая:
Конкретная структура информации, конкретные правила ее передачи и алгоритмы ее преобразования определяются той задачей, которую призвана решить данная информационная система. Например, это может быть система шифрования-дешифрования данных или система управления городским движением и т.п.
Если же мы говорим о системе поддержки работы организации, о системе управления бизнесом и т.п. (то есть о том, что нас здесь прежде всего и интересует), то такие системы принято называть корпоративными информационными системами или экономическими информационными системами или инф. системами для бизнеса.
В контексте инф. систем для бизнеса:
Современная информационная система в сети Интернет
Корпоративные и экономические информационные системы существуют достаточно давно (сами эти термины, наряду с понятиями «автоматизированные информационные системы», «единая информационная система» и т.п. появились еще в 80 годах 20 века). Долгое время они оставались прерогативой достаточно крупных организаций, так как для их функционирования требовался особый программно-аппаратный комплекс: компьютерная сеть с сервером и специальным программным обеспечением для него, а так же клиентское программное обеспечение. Все это было достаточно сложно и дорого реализуемо (именно поэтому от терминов «корпоративная», «единая», «комплексная» и веет некоторой тяжеловесностью и недоступностью).
Мне лично пришлось участвовать в разработке нескольких подобных комплексов, в частности, системы документооборота нотариальных контор (программное обеспечение создавалась на базе инструментов компании Microsoft). Так же, будучи аспирантом, мне довелось наблюдать за внедрением голландской системы BAAN на крупном предприятии г. Челябинска. Данное внедрение «благополучно» провалилось по множеству причин, в том числе из-за несоответствия структуры программного комплекса привычным для работников бизнес-процессам предприятия. Как я позднее выяснил, занявшись более детальным изучением корпоративных информационных систем, мировая статистика внедрения систем такого класса гласила, что на 70% более-менее удачных внедрений приходилось 30% полных провалов (тут стоит заметить, что стоимость подобных систем, исчислялась тогда десятками и даже сотнями тысяч долларов). Конечно, возникал закономерный вопрос – а почему собственно нужно внедрять уже готовую систему, почему не написать для конкретной организации свою собственную систему, учитывающую ее уникальные особенности? Ответ был прост – слишком дорого.
Однако развитие и, самое главное, повсеместное распространение веб-технологий, повышение доступности Интернета в последние 10 лет совершили настоящую революцию в области создания и применения корпоративных информационных систем. Исчезла необходимость в организации специальных компьютерных сетей – их теперь заменяет Интернет. Так же получили широкое распространение новые бесплатные инструменты и технологии разработки программного обеспечения (PHP, MySQL). Все это кардинально снизило стоимость создания информационных систем и сделало возможным разработку уникальных систем, «заточенных» под конкретные компании и фирмы, в том числе представляющие малый и средний бизнес. Подобные системы развиваются вместе с организациями, для которых они разработаны, так как могут быть легко изменены и дополнены без потери данных и без остановки их эксплуатации. Таким образом, корпоративные ИС эволюционировали и превратились сегодня в информационные системы для малого и среднего бизнеса.
Современная инф. система – это веб приложение, то есть специализированный веб-сайт (в отличие от классического сайта он предназначен не для клиентов компании, а для внутреннего использования), на который могут зайти одновременно множество работников компании, находящиеся в любых частях света, где есть Интернет. Используя простые, привычные для всех формы они могут вносить, изменять, искать информацию в базе данных компании, которая так же расположена на данном специализированном веб-сайте.
Зачем Вам нужна информационная система?
Вот типичные проблемы, наличие которых обычно заставляет задуматься о создании своей информационной системы:
А вот несколько конкретных примеров применения информационных систем в бизнесе:
Как заказать создание инф. системы?
Создание информационной системы начинается с составления заказчиком краткого перечня функциональности – что должна делать будущая система. На основе этого описания можно говорить о цене и сроках исполнения.
На составление данного описания не нужно тратить много времени – достаточно зафиксировать лишь то, что для Вас совершенно очевидно и понятно на данном этапе. При реальной эксплуатации системы станет яснее, что именно Вам нужно для удобства работы с ней и тогда система будет соответственно скорректирована.
Если Вы не знаете с чего начать данное описание, то просто дайте ответы на следующие вопросы:
Что такое информационные системы и зачем они нужны — классификация и использование
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
По традиции продолжаем выяснять значение сложных технических терминов.
В этой статье я постараюсь простыми словами рассказать, что такое информационная система (ИС) и для чего она нужна.
Информационная система — это.
Понятие ИС связано с компьютерными технологиями и поэтому для большинства людей ассоциируется с чем-то непостижимым. Но на деле все не так сложно, как кажется.
Согласно Википедии, информационная система (ИС) — это система сбора, хранения и передачи информации. Если сказать простыми словами, это взаимодействие людей и компьютеров для обработки и интерпретации (это как?) неких данных.
Но чаще всего под этим определением подразумевают все, что включает в себя поверхностный слой — пользователей, процессы, коммуникационные сети, входы и выходы.
Основное предназначение любой информационной системы состоит в поддержке операций, управлении и принятии решений.
Как информационные системы применяются в жизни людей
Сами того не подозревая, вы ежедневно сталкиваетесь с использованием информационных систем. Причем взаимодействуете с ними почти в любом месте: дома, на улице, в транспорте или на работе.
Ярким примером использования ИС в повседневной жизни можно назвать телефонный справочник, где указаны номера телефонов абонентов, а рядом — их ФИО.
Информационные системы управления используются и на предприятиях (это где?). Причем они облегчают работу персоналу, так как человеку сложно держать необходимый для работы объем данных в голове, а информационные системы с легкостью оперируют таким количеством.
Кроме этого, информация (это что?) должна быть структурирована и адаптирована для удобства использования. С помощью ИС можно найти практически любую рабочую информацию за секунды.
Основные типы информационных систем
Существует несколько различных типов ИС. В качестве примера приведем следующие:
Для реализации большинства систем используются информационные технологии (это что?), так как человеческий мозг не может выполнять такого множества операций без их помощи. Мы не способны оперировать и обрабатывать большие объемы данных либо одновременно управлять несколькими процессами.
Информационные технологии — важный и податливый ресурс. Многие работодатели нанимают на работу специального человека, который отвечает за их бесперебойную работу. Также в этой роли часто выступает технический директор.
Компоненты для создания ИС
Чтобы обеспечить максимальную функциональность и безопасность информационной системы, во время ее создания стоит убедиться в наличии 6 компонентов.
При этом нужно позаботиться о защите безопасности, предотвратив возможность появления вирусов в системе и несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.
Виды и особенности информационных систем
Существует несколько видов классификаций информационных систем.
По масштабности они подразделяются на следующие категории:
Преимущества ИС
Информационные системы имеют несколько весомых преимуществ. Вот основные из них:
Примеры информационных систем из жизни
Если вам до сих пор неясно, что представляет собой информационная система, для чего она необходима, какие виды и типы бывают, предлагаю рассмотреть их примеры из жизни.
Возьмем самые простые варианты:
Вот и все, дорогие друзья. Я постарался простыми словами объяснить такое сложное понятие, как информационные системы. Надеюсь, что у меня это получилось, и после прочтения статьи у вас не останется вопросов. При необходимости в комментариях спрашивайте у меня или у других читателей блога KtoNaNovenkogo.ru все, что осталось непонятным во время чтения статьи, и мы постараемся дать развернутый ответ.
А для закрепления полученных знаний предлагаю просмотреть видео по теме:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Информация тоже товар и им можно неплохо торговать. Взять, к примеру, правовые информационные системы, тут тебе и актуальное законодательство и решения судов по различным правовым вопросам, пленумы Верховного суда. Вся эта информация крайне ликвидна, а грамотно разработанная информационная система эту информацию преподносит в структурированном виде, что здорово экономит время, а соответственно и деньги.
Прогноз погоды не лучший пример для иллюстрации преимуществ информационной системы, ведь здесь ещё и метеорологические станции нужны, а их с гулькин нос в России.
Пресс-центр
Зачем нам информационная система?
Часть 1. Решение проблем, минимизация рисков
Безусловным лидером является пакет офисных программ Microsoft Office и прежде всего MS Excel, MS Word, реже MS Access. Однако для эффективной совместной работы сотрудников компании-логистического оператора не обойтись без единой корпоративной информационной системы. Давайте вначале определимся, что такое информационная система (ИС).
Рассмотрим подробнее, какие проблемы позволяет решить информационная логистическая система и какие появляются дополнительные возможности.
Проблема доступности информации
Проблема полноты (качества) информации
Использование информационной системы позволяет так же избавиться от ненужного дублирования данных, а, значит, и возможных ошибок.
Проблема актуализации информации
Проблема единых стандартов и технологий
Проблема информационной безопасности
В отношении корпоративной информации, задачами информационной безопасности в компании являются защита данных от хищения, искажения (умышленного или случайного), потери и ограничение доступа.
Когда ваши сотрудники хранят клиентскую базу в MS Excel, есть ряд рисков, которыми не стоит пренебрегать:
— риск того, что при увольнении файл с клиентской базой будет в лучшем случае унесен с собой, а в худшем и вовсе удален;
— Риск того, что после очередного выключения электричества в офисе файл с важными данными будет испорчен, а информация потеряна;
— Риск того, что менеджер клиентского отдела внезапно заболел, а вся информация по заказам его клиентов находится на ноутбуке дома и передать ее нет возможности.
Использование корпоративной информационной системы исключает возможность возникновения подобных ситуаций.
Проблема исторических данных
Для стратегического планирования, принятия управленческих решений, разбора спорных ситуаций необходимы исторические данные. Если в компании не внедрена корпоративная информационная система, уровень детализации исторических данных ограничивается, как правило, лишь историей выполненных заказов клиентов. Документы, сопровождающие выполнение заказов, конечно, тоже хранятся в архиве в твердой копии, но поиск и анализ такой неструктурированной информации представляет собой практически невыполнимую задачу.
Внедрение корпоративной информационной системы с одной стороны решает ряд проблем, связанных с коллективной работой сотрудников в организации, и позволяет минимизировать финансовые и временные риски.
Тихонов Алексей
ООО Интегрированные Программы, 2009 год
Зачем и кому нужны информационные системы без управления?
Абсолютное большинство (опрошенных мною) полагали, что «информационные системы нужны для сбора информации». Многие добавляли, что: «обработка информации – суть работы информационных систем».
Всё это, конечно, важные задачи внедрения информационных систем, но это не цель. Любую информационную систему внедряют, прежде всего, для решения конкретных бизнес задач компании, для принятия управленческих решений. Так должно быть. Однако парадокс заключается в том, что почти 100% информационных систем сегодня задачи управления не решают. Они умеют собирать данные, обрабатывать их, анализировать, производить с данными различные операции. Считается, что руководитель компании, получивший информацию из информационной системы, гораздо более правильно и обосновано примет решение.
При этом многие забывают: директор сам выбирает, какие данные ему нужны, опираясь на своё понимание собственного бизнеса, сложившуюся практику на рынке, интуицию, на свой опыт и опыт своих коллег. А, следовательно, информация, на которую он опирается, часто не является полной и исчерпывающей для принятия обоснованного управленческого решения, и не важно как она получена: из информационной системы или собрана вручную.
Конечно, виноват не только субъективный подход. Количество данных, которые физически может проанализировать человек, ограничено. Поэтому вопрос «а какие данные нужно собирать в процессе деятельности организации, чтобы руководство получило то, что ему нужно для управления» – один из краеугольных камней сегодня. Популярный ответ «дайте нам все данные, а уж мы выберем то, что надо» не подходит. Объемы информации даже в небольшой по меркам рынка компании сегодня таковы, что принять «вручную» на их базе обоснованные управленческие решения практически невозможно.
Отвлечемся от классических ИС и обратимся к системам класса АСУТП, применяемым, в основном, в промышленности. Уже в самой аббревиатуре присутствует заветное слово «управление». И правда, суть работы таких систем состоит в автоматическом сборе данных (обычно с датчиков, установленных на контролируемом объекте), их анализе и контроле с помощью встроенной логики, и последующему управлению по обратной связи работой контролируемого объекта, например, газовой турбины.
А вот в бизнесе ничего подобного нет, даже на таком примитивном уровне. Таким образом, становится понятно:
Никаких четких правил ведения бизнеса, описанных алгоритмами, никаких понятных зависимостей, по которым сегодня работают компании на рынке, не существует или, по крайней мере, они не применяются на практике.
Именно с этим, на мой взгляд, связаны частые ошибки в управлении, принятие неверных решений, потеря денег, репутации и другие проблемы, нередко возникающие в компаниях.
Не случайно есть руководители, которые не без основания полагают, что им не нужны информационные системы. Действительно, небольшой компанией можно управлять, не имея никаких специальных информационных инструментов. Однако когда количество сотрудников переваливает хотя бы за 1000, управлять компанией становится трудно. Структура становится слишком сложной, принятие каждого решения зависит от многих параметров как внутренних, так и внешних, от ситуации на рынке, в мире. Такой компании необходим четкий алгоритм работы, нужна модель, на основании которой можно было бы строить бизнес и управлять им.
Если бы появилась возможность «проигрывать» с помощью такой модели различные ситуации, проверять бизнес-решения перед их применением и видеть, какой получается результат, выявлять реальные причины возникновения тех или иных ситуаций (а не бороться со следствиями), то такой системе не было бы цены. Такая система была бы желанна для любого бизнеса.
Однако пока подобных систем управления на рынке нет, а те, что есть, к управлению бизнесом никаким образом применить невозможно.
Возникает резонный вопрос: кому нужны информационные системы, если на их базе невозможно принимать верные обоснованные решения по управлению бизнесом?
Правильная информационная система, которая действительно была бы нужна компаниям, должна быть, по сути, автоматизированной системой управления (АСУ). При этом речь не идет о том, что само управление должно осуществляться автоматически. Доверять полное управление такой системе было бы неправильно, окончательное решение должен принимать человек. Бизнес – это не автоматическое принятие решений в зависимости от ситуации, а искусство, часто единственно верные решения принимаются бизнесменами интуитивно. Другое дело, что АСУ может и должна их поддерживать и делать обоснованными решения, принимаемые руководителем.
Обратимся к классике.
Несмотря на кажущуюся логичность этой картины, сегодня на рынке таких систем управления нет.
Многие возразят: а как же ERP-системы, эти оплоты управления крупными корпорациями. Как же витрины данных DWH, CRM, BI, АБС и прочие инструменты современного бизнеса? Об этих системах и о том, чем они реально управляют, предлагаю порассуждать в следующей колонке.
Предыдущая новость:
Идеальная стратегия – возможна или не нужна Следующая новость:
Экономика как наука, или Почему ERP так и не оправдали возложенных на них надежд