для чего нужны летние каникулы
Как провести лето так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые недели
Что делать, чтобы списки дел, чек-листы и планы воплотились в реальность
Составили список дел на лето? Устроить пикник, поехать в экспедицию в другой город, кататься на велосипеде каждый день, наконец пройти ту самую видеоигру, встречать восходы… И наверняка — не забыть то, что проходил во время учёбы, прочитать все-все книжки из списка литературы и узнать что-нибудь новое?
Успеть всё это за каникулы можно, например, записавшись в бесплатный онлайн-лагерь в «Фоксфорде»: тут и хобби: робототехника, блоггинг, искусство, и обучение, и крутые наставники, и новые друзья. Включайтесь с 7 июня. А пока — разбираемся, как же уместить все-все планы в три коротких летних месяца.
Ставить цели и достигать их на летних каникулах
😁 Стать лучшей версией себя
Откладывать дела на лето вполне естественно. На долгих каникулах больше времени, которое можно посвятить полезным занятиям: возобновить спортивные тренировки, прокачать английский, разгрести завалы в комнате, подтянуть школьные предметы и начать правильно питаться.
📚 Не забыть школьные предметы
Школьники, которые расслабляются на протяжении двух-трёх месяцев, забывают пройденное за учебный год. Эти «потери» можно оценить в целый месяц школьных занятий. Поэтому даже летом надо учиться: по чуть-чуть повторять программу и развиваться в новых направлениях.
🌴 Получить максимум от отдыха
Как это ни парадоксально, занятия помогают чувствовать, что каникулы удались. Люди, которые осуществили запланированное в период отдыха, испытывают большее удовлетворение, вернувшись к учёбе или работе. Это касается и развлечений, и труда.
Количество и масштаб поставленных целей не имеет значения. Чем больше у школьника останется нереализованных фантазий насчёт лета, тем более несчастным он будет чувствовать себя 1 сентября.
К чему нужно подготовиться
Летние занятия отличаются от школьных. Рассмотрим, как перемена обстановки может помешать достижению целей и как справиться с препятствиями.
Мотивация
Учитель говорит, что изучать, как изучать и на каком материале отрабатывать навыки. Он же проверяет и оценивает работу — контролирует прогресс и даёт обратную связь. Чтобы самостоятельно поставить учебные задачи, определить объём работы на каникулах и критерии успеха, нужно приложить особые усилия.
В классе легче делать рутинную работу, потому что все вокруг делают то же самое, а конкуренция, игры и дискуссии мотивируют добиваться результатов. При самостоятельном обучении гораздо проще отвлечься на соцсети или отложить учёбу на завтра.
Когда внешних целей в виде хороших отметок в журнале нет, нужно придумать собственные. Главное — понять, зачем заниматься, что хорошего получится из учёбы летом. Стоит уделить этому некоторое время и составить список занятий и выгод от них. Может оказаться, что некоторые цели не стоят потраченных усилий, и навёрстывать пропущенные темы по химии или качать пресс не стоит.
Цель должна быть конкретной и достижимой: не «выучить географию на год вперёд», а «прочитать первый раздел учебника и сделать конспект каждой темы». Или разобрать тему «Производные функций» и решить 20 заданий, выучить 50 неправильных английских глаголов. Даже если учителя рядом нет, можно выбрать подходящий по продолжительности и темам видеокурс и следовать ему.
Регулярность и кооперация
В течение учебного года режим школьника подчиняется определённому ритму. Ученики встают в одно и то же время и учатся по недельному расписанию.
Летом многие расслабляются и пренебрегают режимом дня. Поскольку нет веской причины вставать по будильнику, заставить себя просыпаться ради учёбы не получается.
Чтобы заниматься регулярно и без пропусков, стоит найти хотя бы одного единомышленника. Пропустить занятие, когда тебя ждёт товарищ, труднее, чем просто позволить себе побездельничать денёк-другой. К тому же совместные занятия и тренировки помогают быстрее добиваться результатов, ведь вместе легче разбирать сложные задания и придерживаться намеченного плана.
Даже если одноклассники разъехались, а друзья не горят желанием заниматься летом, выход есть. Можно найти целеустремлённых ребят через соцсети или в онлайн-лагере! Занятия в группе обычно регулярнее, веселее и продуктивнее, чем в одиночестве. В лагере «Фоксфорда», например, можно найти новых друзей и крутых наставников по смене, пройти вебинары по своим интересам: заниматься английским, программированием, творчеством или научиться думать как учёный.
Кнут и пряник
В течение учебного года роль пряника играют хорошие отметки, дипломы и грамоты. Награждать себя за работу на каникулах необходимо, но делать это лучше на основе современных научных фактов о работе мозга и мотивации. За каждое выполненное задание нужно назначить небольшой приз: пройтись до магазина за мороженым, посмотреть эпизод сериала, прочитать 30 страниц любимой книги или посмотреть видео в соцсетях (главное — не увлечься слишком надолго).
За прогулы и недостаточное усердие на уроках школьник получит более низкие баллы и хуже проявит себя на экзаменах. Если же отказаться от учёбы на летних каникулах, ничего ужасного не произойдёт. Горечь сожаления об упущенном времени легко забывается.
Самому наказать себя за недостаток прилежания проблематично — для этого нужна сила воли. За отлынивание одинокие школьники лишают себя вкусностей или отказываются на день от соцсетей. В группе поощрения и штрафы более разнообразны.
Один из способов мотивировать себя и в индивидуальной, и в групповой работе — визуализация. Можно ставить галочки напротив выполненных заданий в списке, закрашивать сегменты диаграммы пропорционально объёму сделанной работы или двигать фишку на игровом поле по мере решения задач. Большую работу следует разбивать на несколько задач, которые можно выполнить в течение одного-двух часов. Когда человек видит свои успехи, это служит поощрением для мозга и подкрепляет желание учиться дальше. Невролог и педагог Джуди Уиллис говорит, что ставить перед собой нужно задачи «сложные, но достижимые». Ведь простые задачи выполнять скучно, а за невыполнимые даже браться не хочется.
С чего начать занятия летом
Составить план на каждый день
Какая бы цель ни стояла — прорешать пять тестовых вариантов ЕГЭ по русскому или пробежать полумарафон — к ней нужно двигаться каждый день, но небольшими шагами. Разбирая по одному заданию раз в пару дней, через месяц вы сможете выполнить тест полностью. До осени останется пара недель, чтобы решить четыре из пяти запланированных вариантов и даже попробовать написать сочинения.
Если сегодня ученик может пробежать 2300 м, то начать следует именно с этой дистанции и прибавлять к каждой тренировке не более 10% расстояния. Тот, кто будет бегать три раза в неделю, сможет пробежать 10 км к 1 сентября.
⏱️ Как рассчитать дневной объём работы
1. Определите свои знания и навыки. Сколько произведений из списка литературы вы уже прочитали, сколько раз можете отжаться от пола, сколько тем из ОГЭ по истории знаете.
2. «Отнимите» из желаемого уровня достижений свой нынешний. Например, из 69 тем экзамена вы знаете ноль — это тоже результат. Можете отжаться один раз и ещё чуточку, а хотелось бы 10, значит, не хватает ещё девяти честных отжиманий.
3. Разделите объём необходимой работы на оставшееся время каникул. От середины лета до 1 сентября семь недель: 69 тем экзамена разделить на семь недель — получается примерно 10 тем в неделю, то есть нужно изучать одну-две темы каждый день. С отжиманиями проще — нужно добавлять всего по одному в неделю.
4. Оцените масштаб предстоящей работы. Каждый день заниматься историей на каникулах под силу только настоящему фанатику, так что стоит пересмотреть полученные цифры и сделать более реалистичный расчёт.
Например, будущий девятиклассник готов изучать одну тему в неделю: читать учебник, работать с атласом, выполнять задания тренировочных КИМ ОГЭ по изученному вопросу. Значит, из 69 тем к новому учебному году он изучит семь. Не так много, как хотелось бы, но гораздо больше, чем ничего.
Отжиматься по одному разу в день целую неделю слишком легко, так что цель в 10 отжиманий любой достигнет в два счёта. В этом случае можно поменять цель через пару недель или сразу повысить ставки до 30 отжиманий за семь недель.
Начать с минимума
Если этой статьи недостаточно, чтобы с рвением взяться за дело, стоит придерживаться китайской философии: путь в тысячу ли начинается с одного шага. Нужно выбрать самое крошечное усилие, на которое способен человек, чтобы начать двигаться к намеченной цели.
Если вам страшно даже подумать о подготовке к ОГЭ, достаточно в первый день только скачать с сайта ФИПИ архив материалов: демоверсию, кодификатор и спецификацию. Если трудно пробежать 1 км, можно пройти его пешком для начала. Неправильные глаголы можно найти и распечатать — уже кое-что! Если каждый день делать хотя бы немного, через неделю положение дел существенно изменится.
Стоит ли учиться летом
Подытожим плюсы и минусы занятий на каникулах и разберёмся, можно ли учиться летом. Вот коротко о главном:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Лето — для отдыха или повторения? Мнения психолога, учителей и родителей
Нужно ли школьнику заниматься летом? Если ребёнок категорически не хочет слышать о занятиях — значит, забудет всё за лето? И как осилить список литературы? Вместе с экспертами образовательной платформы «Учи.ру», учителями и родителями мы проанализировали все за и против и предлагаем оптимальное решение для летних занятий.
Сначала — отдых
Каникулы нужны, чтобы ребёнок отдохнул, восстановился и набрался сил перед следующим учебным годом. Поэтому ребёнку любого возраста обязательно нужны хотя бы две-три недели ничегонеделания: высыпаться, гулять, смотреть мультфильмы, общаться с друзьями, играть в гаджеты. Задача родителей — чтобы к 1 сентября ребёнок подошел отдохнувшим и с желанием учиться.
Дети с нетерпением ждут каникулы, особенно летние — мечтают, как будут отдыхать и заниматься только любимыми делами. Если во время каникул целыми днями заниматься, ощущение отдыха быстро исчезнет. К тому же, нужно учитывать особенности прошедшего учебного года, когда детям пришлось учиться дома. Это значит, что родителям стоит придумать другие занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков и домашнего задания. Иначе вы рискуете отправить в следующий класс полностью перегоревшего ребёнка.
Светлана Блейхер, учитель младших классов: «Часто ученики, в особенности младшие школьники, после летних каникул долго втягиваются в процесс, забывают правила, теряют навыки. Поэтому некоторые родители и учителя считают, что летом нужно много заниматься. Однако проблема не в том, что ребёнок летом ничего не делал, а в несформированном умении учиться.
Детям нужно отдыхать, и интенсивные занятия летом могут негативно повлиять на отношение ребёнка к учебе
Конечно, совсем ничего не делать летом и только играть в компьютерные игры — плохо. Стоит как минимум читать книги, которые нравятся ребёнку, обсуждать сюжет, поступки героев — это поможет развивать речь и мышление. Также есть много учебных платформ для закрепления пройденного материала онлайн».
Елена Щеплова, менеджер по продукту «Учи.ру»: «Баланс между занятиями и отдыхом летом даже важнее, чем в остальное время. Ребёнку на каникулах хочется играть и гулять, а не заниматься учёбой, поэтому занятия должны быть дозированными и восприниматься как игра. На „Учи.ру“ можно найти много развивающих игр и принять участие в олимпиаде „Дино“, которая будет идти до 7 июля. Учёба в таком формате не будет сильно загружать ребёнка, но поможет не забыть всё, что было старательно выучено в классе».
Не обязательно школьные предметы
Если ребёнок нормально окончил год и его оценки не вызывают сомнений, вовсе не обязательно концентрироваться на школьной программе.
Алина Шур, семейный психотерапевт: «Всё зависит от задачи. Бывает, что ребёнка надо подтянуть по каким-то предметам и выучить то, что не успел в течение года. Если с оценками всё хорошо, можно заняться чем-то новым.
С 6–7 лет ведущая деятельность у детей — учебная и познавательная. Но если всё новое преподносить только в формате уроков, уставший за год ребёнок будет сопротивляться. Обучение всегда можно удачно встроить в обычную жизнь: это может быть поход в магазин со списком, когда ребёнку нужно посчитать расходы, или распределение карманных денег на неделю. Проект по окружающему миру можно делать, наблюдая за природой, погодой, насекомыми — записывать, зарисовывать, искать информацию в интернете. Это тоже учёба, но не за столом с тетрадью.
Переговоры и правильная мотивация
Если родители убеждены, что заниматься во время летних каникул обязательно, стоит обсудить это с ребёнком заранее. Самое обидное — внезапно услышать: «Ну-ка выключай компьютер и садись заниматься!» Это будет настоящим разочарованием, которая запомнится надолго. Лучше заранее договоритесь, сколько времени в неделю и какими предметами будете заниматься.
Алина Шур: «Чем младше ребёнок, тем меньше занятий. В первом-втором классе достаточно трёх раз в неделю, по 30–45 минут в день. Это будет не напряжённо, но достаточно эффективно. Договоритесь с ребёнком, выделите время и сохраняйте положительную мотивацию.
Отрицательная мотивация — это «если не сделаешь, гулять не пойдешь», положительная — «сделай и что-то получишь»
Создайте условия, когда ребёнку выгодно заниматься. Присуждайте звёзды за каждое выполненное задание, копите их и награждайте за успехи. Главное — не превращайте каждый день каникул в бесконечную ругань и слёзы: пусть ребёнок сам к чему-то стремится, а не убегает от наказания».
Екатерина Старостина, мама четвероклассницы: «Можно заниматься в разных направлениях: готовить ребёнка к следующему учебному году или придумывать творческие задания. Мне кажется, надо поддерживать математику, русский, письмо, чтение. Учителя часто жалуются, что если вообще не заниматься, дети за летние каникулы забывают, как писать.
Мы всегда занимаемся летом. У знакомых берём учебники по другим программам и находим в них что-нибудь новое и интересное. Английский повторяем по онлайн-урокам. Занимаемся периодически: сначала ребёнок пару недель отдыхает, потом несколько недель занимаемся, потом ещё отдыхаем и в конце каникул повторяем всё и готовимся к выходу в школу».
Александра Бугрова, мама второклассницы: «Заниматься, безусловно, нужно, особенно в начальной школе, чтобы пройденный материал не забылся и дальше было легче изучать программу. Но ни в коем случае нельзя перегружать, иначе желание заниматься пропадёт и школа будет вызывать лишь отвращение. Оптимальный вариант — когда обучение и игра идут параллельно».
Только интересные книжки
Основной проблемой часто становится список литературы. Откроем секрет: младшеклассники всё равно успеют прочитать обязательную литературу в течение учебного года. Поэтому для дошкольников и учеников младших классов главное — помочь полюбить книги и привить навык самостоятельного чтения. У старшеклассников в программе более объёмные произведения, и без летнего чтения всего не успеть.
Елена Хаипова, учитель русского языка и литературы: «Во-первых, родителям самим надо взять в руки книгу — ребёнок должен видеть, что книга может увлекать. Во-вторых, дайте право выбора, ведь ту же компьютерную игру ребёнок выбирает сам. Пусть ходит по книжному залу и рассчитывается на кассе. С этого шага начинаются его взрослые отношения с книгами и книжным магазином, детям это очень нравится.
Не надо никак комментировать выбор, если у вас подросток, — захочет, сам что-нибудь умное скажет
В-третьих, пусть побудет среди книг, особенно это любят малыши. Запишитесь в библиотеку, там есть современные книги. В-четвёртых, учите различать форму и содержание. Здесь опять лучший помощник — библиотека. Дети очень любят красочные издания, интерактивность и прочую начинку — теперь начните приучать их к дорогому содержанию. Дайте возможность полистать непрезентабельные книжки, найдите те, которые вы любили в детстве. Пусть задумаются, почему эти книги такие потрёпанные».
Алина Шур: «Чем вы гибче — тем лучше. Гибкий родитель говорит: „Выбери из списка литературы то, что тебе интересно, будем читать только это“. Это прекрасно! Ещё более гибкий родитель говорит: „Список будешь читать в учебном году, а летом — только то, что интересно“. Можно читать час перед сном, когда рядом нет телевизора и телефона. Читайте вслух, читайте вместе. Отведите его в книжный магазин, и ребёнок сам выберет книги, которые ему интересны. Не включайте зануду и не сравнивайте книжку про пиратов с условным Паустовским, который, конечно, интереснее писал про природу, — но не для ребёнка. Если вам важно, чтобы ребёнок втянулся в чтение, значит нужно разрешить ему читать летом не список учебной литературы, а то, что хочется».
Мультфильмы и фильмы на языке оригинала
Большинство родителей боятся, что за три месяца ребёнок полностью забудет иностранный язык. Отчасти это так, ведь язык без практики быстро выпадает из памяти.
Ирина Галич, учитель английского языка: «Я никогда не даю домашнее задание на каникулы, даже «по желанию»: мало у кого это желание возникнет, а если кто-то задание и выполнит, то скорее всего, по настоянию родителей. У детей сейчас множество возможностей, чтобы поддерживать язык во время каникул. Ученикам младших классов я бы советовала читать короткие рассказы на языке оригинала. Длинные можно предлагать уже детям старших классов, а младшеклассникам нужны истории, где конец близок, иначе будет неинтересно. Выбирайте книги для чтения своего уровня, не берите более сложные вещи — в книге должно быть около 10% незнакомых слов. Можно иногда заглядывать в словарь, но не работать над книгой со словарем: через 10 минут такого чтения ребёнок устанет, потеряет интерес и больше эту книгу не откроет.
И, конечно, мультфильмы и фильмы на языке оригинала. Я всегда советую смотреть с английскими субтитрами, чтобы и слышать, и видеть одновременно. Не зацикливайтесь на грамматике: во время уроков учителя делают на ней акцент, и дети ещё много раз будут её повторять. Пополняйте словарный запас, слушайте носителей и получайте от иностранного языка удовольствие».
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
Зачем детям летние каникулы
Здоровье современных детей вызывает обеспокоенность. Кто—то винит в этом экологию, кто—то современный образ жизни, но бесспорными остается тот факт, что сегодня детям необходим именно активный отдых. Как оздоровить ребенка за лето, нашим читателям рассказала главный врач Центра медицинской профилактики Наталья Николенко.
— Наталья Михайловна, обязательно ли детям летом отдыхать?
— Каникулы и отдых во время них обязательно нужны современным детям. Ведь всем известно, что во время учебы школьники ведут малоподвижный образ жизни: большая нагрузка в школе, но они еще ее дома сидят за телефоном или компьютером в свое свободное время. Этому способствует и тот факт, что молодое поколение много занимается через Интернет. Такой малоподвижный образ жизни приводит часто к нарушению зрения, осанки, задержке физического развития, в том числе и полового созревания. Такой образ жизни школьников снижает защитные силы и иммунитет. Именно поэтому загруженные учебой и занятиями дети часто болеют. Школьники младших классов говорят, что им некогда гулять по улице, ходить в секции, потому что много уроков, репетиторов.
— Какие существуют правила для оздоровления детей во время летом?
— Летние каникулы необходимо полностью использовать для оздоровления школьников. Детям и подросткам за это время нужно успеть окрепнуть физически, разгрузить нервную систему, укрепить иммунитет.
Правила летних каникул просты: спать, сколько хочешь, много бегать, есть больше овощей, фруктов и ягод. Много времени находиться на свежем воздухе, применять водные процедуры, ходить босиком. Дать детям больше свободы во всем, не исключая совсем контроль взрослых. В летнее время нужно соблюдать здоровый образ жизни, но без жестких рамок.
— Некоторые родители боятся, что дети запустят отдельные дисциплины, и заставляют заниматься у репетиторов. Как врачи смотрят на такие каникулы?
— Вопрос о занятиях летом встает сегодня перед родителями. Действительно, некоторые мамы и папы опасаются, что за время каникул ребенок отстанет по определенным предметам. Но медики считают, что уроки летом противопоказаны, иначе может возникнуть чувство неудовлетворенности отдыхом. А вот читать художественную литературу даже полезно. Не зря многие десятилетия школьникам на лето «прописывали» списки художественных книг. Такое занятие станет хорошим дополнением к активному образу жизни и неформальному общению во время каникул.
— Обязательно ли бийским детям проводить лето за городом?
— Во время каникул желательно вывезти ребенка из города от суеты и городского воздуха. Прекрасно подойдет загородный лагерь или сад у бабушки. Главное — свежий воздух и экологическая еда. Если же ребенок остался в городе, то нужно тщательно спланировать его досуг, хотя это и непросто.
— Вы недавно вернулись из поездке по оздоровительным лагерям. Каковы ваши впечатления?
— Детские врачи давно знают, что в условиях пребывания в загородных лагерях у детей улучшается обмен веществ, укрепляется деятельность всех органов и систем, растет сила и выносливость организма в целом. Вот недавно мы вернулись из лагерей. И можно точно сказать, что в бийских загородных лагерях дети все загорелые, веселые и окрепшие. В таких учреждениях отдыха целая система плюсов. Во—первых, это зарядка. В городской повседневной жизни она забыта, а там она проходит весело и незабываемо. Важно, что в лагерях правильное и организованное питание. Если брать «Чайку», то там фрукты каждый день, а кормят детей вообще 6 раз в день. Но и в любом другом лагере питание правильное, без вредных продуктов и фаст—фуда, что очень важно! А еще дети там многое делают вместе. За сезон ребята находят общих друзей и это прекрасно!
— Но в загородные лагеря берут только до 15 лет. А куда деваться подросткам?
— Отдых подростков — это действительно проблема, а в возрасте 15—17 лет отдых крайне необходим, поэтому родителям таких детей обязательно нужно организовать им отдых. Это могут быть какие—то летние тренировки, турпоходы, поездки к родственникам в деревню или на дачу. В любом случае подростков нельзя оставлять на лето в городе и лишать активного отдыха на свежем воздухе. Нагрузка в школе на таких детей максимальная. Кроме того в этом возрасте идет перестройка организма и особенно внимательно нужно следить за здоровьем и трепетно относиться ко всем возможным жалобам. Поэтому таким детям отдых просто показан врачами.
Вообще для медиков важно, что каникулы могут стать прекрасным временем для профилактики многих болезней и пробуждения интереса детей к здоровому образу жизни. Как показывает наша работа, сегодня уже многие дети охотно выбирают здоровый образ жизни и понимают, что вредные привычки с ним никак не совместимы.
Весной вставал вопрос о сокращении в России летних каникул. Как поясняли представители Министерства образования и науки, во многих развитых странах дети учатся в школе намного дольше не только за счет срока 12—13 лет, но и за счет более коротких каникул. Но пока этот вопрос в министерстве решили не поднимать. Но прислушаться бийчанам к этой информации стоит. И пока есть длинные летние каникулы, нужно использовать их на полную мощность для оздоровления детей, да и себя тоже.