для чего нужны отбойники на стойках амортизатора
Как выбрать отбойник амортизатора
Большинство амортизаторов поставляются без отбойников и специальных пыльников. Подобные изделия не только повышают эксплуатационный ресурс амортизаторов, но и эффективность их работы. Многие автолюбители не знают, для чего именно нужны отбойники, иначе называемые буферами хода сжатия, и тем, как их выбирать. В данном материале Avto.pro рассмотрит устройство и принцип работы отбойников, а также разберется с тем, как определить их износ и выбрать новую запчасть в случае выхода из строя старой.
ПОДРОБНЕЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ И НАЗНАЧЕНИИ
Амортизаторы подвески автомобиля призваны гасить удары, которые могли бы передаваться кузову по ходу езды по неровностям. В амортизаторах сильнее всего страдает шток и сальник. Увеличить их ресурс несложно – достаточно решить проблему возникновения сильных ударов, которые передаются основным узлам амортизатора. Сделать это можно несколькими способами, однако самым простым и практичным является установка отбойника. Он не только смягчает удары, но и защищает изделия от воздействия песка, грязи и воды. Отбойник, иначе называемый буфером, изготавливается из:
— Пенополиуретана. Это достаточно упругий материал и изделия из него могут воспринимать сильные удары;
— Силикон. Мягкий материал, устойчивый к воздействию агрессивных химических соединений и перепадов температур;
— Резина. Довольно жесткий и не очень долговечный, но зато дешевый материал. Гасит удары недостаточно хорошо, но со своими задачами все же справляются.
Отбойник представляет собой гофрированное изделие из одного из вышеуказанных материалов, в центре которого имеется отверстие, через которое продевается шток амортизатора. Буфер ограничивает ход штока, гасит и частично перераспределяет нагрузки, которые воспринимаются штоком и поршнями амортизатора. По факту, этот элемент помогает пружинам, которые также гасят удары и препятствуют соударению металлических частей амортизатора друг с другом. Большинство моделей отбойников комплектуются дополнительным съемным пыльником, защищающим изделия от воздействия загрязнителей, химии, абразивных материалов и т.д.
Несмотря на простое устройство, отбойники могут быть разными. В силу того, что для различных условий эксплуатации автомобиля показатели демпфирования нагрузок должны быть разными, производители выпускают отбойники нескольких классов. Внешне схожие изделия могут относиться к одному из следующих классов:
— Стандартные;
— Для трассы;
— Для спортивных автомобилей;
— Для комфортной езды.
К несчастью, многие продавцы автомобильных запчастей не уточняют, к какому классу относится тот или иной отбойник. Лучше дела обстоят в магазинах, тесно сотрудничающих с производителями резиновых и резинометаллических изделий. В случае, если полные характеристики нигде не указаны, вы можете классифицировать их самостоятельно по следующим признакам:
— Стандартные отбойники. Такая же геометрия и жесткость, как у штатных демпферов. Материалом в большинстве случаев является резина;
— Отбойники для трассы. Средняя жесткость и толщина перемычек, плотный пыльник;
— Отбойников для спортивной езды. Высокая жесткость и большая толщина перемычек;
— Отбойники для комфортной езды. Мягкость и большое число тонких перемычек.
Несколько отличаются отбойники для передних и задних амортизаторов, однако о месте их установки продавцы обычно знают и могут уточнить. Отметим лишь, что передние буферы несколько жестче и прочнее задних, так как они воспринимают дополнительную нагрузку. Требования к ресурсу передних буферов их устойчивости к воздействиям температур и химии более также более жесткие, что обусловлено большими нагрузками на изделие (передняя часть авто тяжелее, т.к. в ней расположен двигатель).
Как читатель наверняка догадался, в силу жестких условий эксплуатации, формы и используемых материалов при изготовлении отбойники служат не так долго, как хотелось бы автолюбителю. Их условно можно отнести к категории автомобильных расходников. Их износ можно определить как по явным, так и косвенным признакам. К явным принято относить:
— Разрушение изделия;
— Появление трещин;
— Свободное перемещение отбойника по штоку амортизатора;
— Нарушение целостности пыльника;
— Разрушение манжеты штока амортизатора.
Стоит отметить, что разрушение пыльника буфера не всегда говорит о том, что сам буфер непременно вышел из строя. Делать выводу можно только после анализа косвенных признаков износа отбойника. Выделяют следующие признаки:
— Появление металлических, скребущих звуков в области амортизатора;
— Проседание, отклонение одной или нескольких частей автомобиля (также указывает на проблемы с пружиной и амортизатором);
— Общее снижение комфортности езды и управляемости автомобиля.
Игнорировать проблему сильного износа отбойников не стоит. Напоминаем, что они не только гасят воздействия, которые могут оказаться слишком большими для пружин подвески, но дополнительно защищают амортизаторы от механических повреждений и действия химически агрессивных соединений. При этом замена изношенных демпферов обходится дешевле замены амортизаторов.
ВЫБОР НОВЫХ ОТБОЙНИКОВ
Подобрать отбойники достаточно просто. Так как геометрия данных изделий зависит от геометрии амортизаторов, вы можете установить на свой автомобиль отбойники с авто другой модели. При этом способность изделия гасить удары может оказаться неудовлетворительной. О том как разрешить эту дилемму мы скажем чуть позже, а пока выделим основные варианты поиска отбойников:
1. Поиск по каталожному номеру;
2. Поиск по основным параметрам автомобиля (в базовой комплектации);
3. Поиск по соответствию длине хода штока амортизатора и диаметру штока.
Третий вариант предпочтителен, если на ваш автомобиль установлены нестандартные амортизаторы. Отметим, что вам потребуется не только измерить амортизатор, но и найти подробные таблицы с номерами отбойников и их параметрами: внутреннему диаметру, длине и диаметру юбки пыльника (если от съемный), длине отбойника. Требуемый ход штока будет указан как минимально необходимый или попадающий в некоторый диапазон длин. Например: 175. Это означает, что отбойник можно установить на амортизаторы с ходом штока, который не меньше 175 и не больше 195 миллиметров.
Определившись с основными параметрами отбойников уточните, из какого материала изготовлены подходящие модели и к какому классу относятся. Стандартным материалом принято считать резину, однако резиновые изделия плохо показывают себя в северных регионах – быстро дубеют на морозе и растрескиваются. Неплохим вариантом может стать мягкий силиконовый отбойник в сочетании с мягкими или средними пружинами подвески. Езда будет комфортной, а защищенность амортизатора от ударных нагрузок серьезно повысится. Любителям спортивной езды подойдут более жесткие отбойники из резины с небольшим числом перемычек (обычно их три). Советуем брать демпферы в комплекте с защитным пыльником, а также докупить несколько запасных пыльников. Последние изнашиваются первыми, однако их замена обходится недорого.
ЭКСКУРС ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Вместе с покупкой нового демпфера и пыльника имеет смысл также купить новую втулка амортизатора. Тройка этих изделий призвана увеличить эксплуатационный ресурс амортизаторов и повысить их устойчивость к ударам. По ходу выбора запчастей стоит также учитывать и фирму-изготовителя. Отбойники можно найти как в ассортименте крупных производителей резинометаллических изделий, так и у упаковщиков. Хорошо себя зарекомендовали демпферы и пыльники от:
Аналоги с хорошей ценовой доступностью предлагают RBI (Тайвань), Lynxauto (Япония), BCGuma (Украина), Febi (Германия). Стоит отметить, что если крупные производители амортизаторов выпускают сами амортизаторы в том числе на заводах в странах регистрации, то мелкие детали и расходники, как-то пыльники и отбойники, обычно выпускают заводы в странах Азии. Как показала практика, разница в качестве может быть существенной. Те же пылезащитные комплекты Sachs собирают как положительные, так и отрицательные отзывы, тем временем как качество амортизаторов немецкой компании впечатляет большую часть покупателей.
Отбойники амортизаторов – это отличный вариант доработки подвески, если, разумеется, они еще не были установлены на вашем автомобиле. Если вы испытываете неудобства при езде по некачественным покрытиям и беспокоитесь о ресурсе амортизаторов, то настоятельно рекомендуем задуматься об установке отбойников и пыльников стоек. Выбирать можно как из ассортименте крупных зарубежных компаний, так и местных производителей резиновых изделий для вторичного рынка автомобильных запчастей. Стоимость качественного пылезащитного комплекта обычно не превышает 60$, а отбойники из такого комплекта могут прослужить до нескольких лет. Также рекомендуем брать несколько запасных пыльников.
Забытый, но важный — пыльник амортизатора
В огромном многообразии автомобильных запчастей есть изделия совершенно незаслуженно игнорирующиеся при обслуживании машины. Одной из таких деталей, о которой забывают, является пыльник амортизатора. Довольно часто при замене стоек автовладельцы игнорируют установку новых пыльников, а автомеханики не настаивают на ней.
Между тем пыльник амортизатора является таким же важным защитным элементом, как и любой другой пыльник: на шаровой опоре, рулевой тяге или ШРУС. Его задача — защита шока амортизатора от попадания грязи и пыли. Амортизатор постоянно находится в движении, даже когда машина движется по относительно ровному асфальту. Стойка, совместно с пружиной (или торсионом), отрабатывает крены кузова при поворотах, сжимаясь и разжимаясь. При этом шток амортизатора постоянно перемещается, и если на нем присутствует загрязнение, то оно непременно окажется на сальнике.
Постепенно грязи вокруг сальника становится все больше, появляются твердые частицы, которые повреждают шток и сальник при работе амортизатора. Грязь начинает попадать внутрь корпуса амортизатора, разрушает как сальник, так и направляющую штока. Результат — люфт штока и утечка масла из амортизатора. «Потекшая» стойка перестает выполнять свою работу, водитель начинает чувствовать каждый камешек на дороге.
Именно для того, чтобы предотвратить попадание загрязнения на шток амортизатора, предусматривается резиновый пыльник. Он выполняется в виде длинной гофрированной трубы, геометрически рассчитанной на полное разжатие амортизатора. Оба конца пыльника плотно обжимают шток и корпус амортизатора, обеспечивая недоступность внутреннего пространства для пыли и грязи.
Пыльник и отбойник
Пыльник амортизатора является штатной деталью на многих автомобилях, для некоторых вариантов подвески Макферсон пыльник дополняется отбойником. Отбойник может быть и отдельной деталью, и выполняться заодно с пыльником, являясь продолжением его верхней (узкой) части. Важность наличия пыльника подтверждается и тем, что некоторые именитые производители амортизаторов вообще отказывают в гарантии на свои изделия, если пыльник не был установлен.
Отбойник не менее важен для стоек Макферсон, поскольку защиту от ударов при полном сжатии подвески здесь установить больше негде. Таким образом, и пыльник, и отбойник амортизатора являются важными элементами, обеспечивающими надежную и правильную работу подвески.
Тем не менее очень часто автовладельцы пренебрегают установкой пыльника и заменой отбойника при замене стойки. Проблема состоит в том, что эти резиновые детали не включаются в комплекс поставки амортизатора ни оригинальным производителем запчасти, ни сторонними. Пыльник необходимо искать и заказывать отдельно, чем зачастую и пренебрегают. Иногда оригинальный пыльник вообще невозможно найти или его цена будет приближаться к цене новой неоригинальной стойки. Приобретать «резинку» по цене амортизатора мало кто хочет.
Пыльники и отбойники Febest
Понимая важность установки пыльника, а также потенциальные проблемы с поиском нужной запчасти, специалисты Febest разработали обширную линейку этих изделий. В каталоге Febest на сегодня насчитывается 260 артикулов пыльников, включая изделия типа «пыльник-отбойник». Кроме того, доступно и 280 артикулов отбойников амортизаторов отдельно. Не без гордости мы утверждаем, что каталог Febest — один из самых обширных и полных в категории пыльников.
Многие автовладельцы, в том числе и пользователи Drive2, по достоинству оценили широкий выбор пыльников амортизатора Febest. В ассортименте компании есть универсальные модели широкого спектра применения, например артикул TSHB-12 — пыльник с отбойником, подходящий для 30 моделей автомобилей.
Вместе с тем Febest выпускает и специализированные модели пыльников, включая изделия для редких японских автомобилей с правым рулем, для которых с каждым днем все затруднительнее находить запчасти. Помимо пыльников для японских машин, в каталоге Febest можно найти изделия для европейских, азиатских и американских автомобилей. Поддерживаются как актуальные, так и достаточно возрастные модели.
Пыльники выполняются в строгом соответствии с габаритами и материалами оригинального изделия. Эти изделия Febest надежно фиксируются на корпусе и штоке амортизатора и обеспечивают защиту от попадания грязи, пыли, воды. Отбойники производятся из стойкого к механическому воздействию и высоким температурам материала, обеспечивающего медленное старение и долгую службу.
Своевременная замена пыльника при наличии его повреждений или при замене амортизаторов — гарантия долгой и надежной работы стойки. В электронном каталоге Febest найдутся пыльники практически на любой актуальный автомобиль российского парка.
Как выбрать отбойник амортизатора
Большинство амортизаторов поставляются без отбойников и специальных пыльников. Подобные изделия не только повышают эксплуатационный ресурс амортизаторов, но и эффективность их работы. Многие автолюбители не знают, для чего именно нужны отбойники, иначе называемые буферами хода сжатия, и тем, как их выбирать. В данном материале Avto.pro рассмотрит устройство и принцип работы отбойников, а также разберется с тем, как определить их износ и выбрать новую запчасть в случае выхода из строя старой.
Подробнее об устройстве и назначении
Запчасти на Hafei princip
Запчасти на Hafei princip
Классификация отбойников
Несмотря на простое устройство, отбойники могут быть разными. В силу того, что для различных условий эксплуатации автомобиля показатели демпфирования нагрузок должны быть разными, производители выпускают отбойники нескольких классов. Внешне схожие изделия могут относиться к одному из следующих классов:
К несчастью, многие продавцы автомобильных запчастей не уточняют, к какому классу относится тот или иной отбойник. Лучше дела обстоят в магазинах, тесно сотрудничающих с производителями резиновых и резинометаллических изделий. В случае, если полные характеристики нигде не указаны, вы можете классифицировать их самостоятельно по следующим признакам:
Несколько отличаются отбойник заднего амортизатора и отбойник переднего амортизатора, однако о месте их установки продавцы обычно знают и могут уточнить. Отметим лишь, что передние буферы несколько жестче и прочнее задних, так как они воспринимают дополнительную нагрузку. Требования к ресурсу передних буферов их устойчивости к воздействиям температур и химии более также более жесткие, что обусловлено большими нагрузками на изделие (передняя часть авто тяжелее, т.к. в ней расположен двигатель).
Признаки неисправности
Стоит отметить, что разрушение пыльника буфера не всегда говорит о том, что сам буфер непременно вышел из строя. Делать выводу можно только после анализа косвенных признаков износа отбойника. Выделяют следующие признаки:
Игнорировать проблему сильного износа отбойников не стоит. Напоминаем, что они не только гасят воздействия, которые могут оказаться слишком большими для пружин подвески, но дополнительно защищают амортизаторы от механических повреждений и действия химически агрессивных соединений. При этом замена изношенных демпферов обходится дешевле замены амортизаторов.
Выбор новых отбойников
Подобрать отбойники достаточно просто. Так как геометрия данных изделий зависит от геометрии амортизаторов, вы можете установить на свой автомобиль отбойники с авто другой модели. При этом способность изделия гасить удары может оказаться неудовлетворительной. О том как разрешить эту дилемму мы скажем чуть позже, а пока выделим основные варианты поиска отбойников:
Третий вариант предпочтителен, если на ваш автомобиль установлены нестандартные амортизаторы. Отметим, что вам потребуется не только измерить амортизатор, но и найти подробные таблицы с номерами отбойников и их параметрами: внутреннему диаметру, длине и диаметру юбки пыльника (если от съемный), длине отбойника. Требуемый ход штока будет указан как минимально необходимый или попадающий в некоторый диапазон длин. Например: 175
Определившись с основными параметрами отбойников уточните, из какого материала изготовлены подходящие модели и к какому классу относятся. Стандартным материалом принято считать резину, однако резиновые изделия плохо показывают себя в северных регионах – быстро дубеют на морозе и растрескиваются. Неплохим вариантом может стать мягкий силиконовый отбойник в сочетании с мягкими или средними пружинами подвески. Езда будет комфортной, а защищенность амортизатора от ударных нагрузок серьезно повысится. Любителям спортивной езды подойдут более жесткие отбойники из резины с небольшим числом перемычек (обычно их три). Советуем брать демпферы в комплекте с защитным пыльником, а также докупить несколько запасных пыльников. Последние изнашиваются первыми, однако их замена обходится недорого.
Экскурс по производителям
Вместе с покупкой нового демпфера и пыльника имеет смысл также купить новую втулка амортизатора. Тройка этих изделий призвана увеличить эксплуатационный ресурс амортизаторов и повысить их устойчивость к ударам. По ходу выбора запчастей стоит также учитывать и фирму-изготовителя. Отбойники можно найти как в ассортименте крупных производителей резинометаллических изделий, так и у упаковщиков. Хорошо себя зарекомендовали демпферы и пыльники от:
Аналоги с хорошей ценовой доступностью предлагают RBI (Тайвань), Lynxauto (Япония), BCGuma (Украина), Febi (Германия). Стоит отметить, что если крупные производители амортизаторов выпускают сами амортизаторы в том числе на заводах в странах регистрации, то мелкие детали и расходники, как-то пыльники и отбойники, обычно выпускают заводы в странах Азии. Как показала практика, разница в качестве может быть существенной. Те же пылезащитные комплекты Sachs собирают как положительные, так и отрицательные отзывы, тем временем как качество амортизаторов немецкой компании впечатляет большую часть покупателей.
Вывод
Отбойники амортизаторов – это отличный вариант доработки подвески, если, разумеется, они еще не были установлены на вашем автомобиле. Если вы испытываете неудобства при езде по некачественным покрытиям и беспокоитесь о ресурсе амортизаторов, то настоятельно рекомендуем задуматься об установке отбойников и пыльников стоек. Выбирать можно как из ассортименте крупных зарубежных компаний, так и местных производителей резиновых изделий для вторичного рынка автомобильных запчастей. Стоимость качественного пылезащитного комплекта обычно не превышает 60$, а отбойники из такого комплекта могут прослужить до нескольких лет. Также рекомендуем брать несколько запасных пыльников.
Замена отбойников задних аммортизаторов без снятия последних с машины
На ТО приговорили отбойники задних амортизаторов, они расслоились. Решил менять самостоятельно.
Были куплены запчасти: KAYABA 910056 1 шт (2 отбойника, 2 пыльника) + VAGовские болты VAG N 906 484 02 (4 шт) и VAG WHT 003 467 (2 шт, не пригодились) и VAGoвские гайки VAG N 103 041 02 (2 шт).
Из-за отсутствия нормального ключа для отворачивания нижнего болта амортизатора в тот момент, менял без снятия.
Отвернул колесо
А затем подкрылок. Помыл керхером.
Затем поддомкратил пружину под рычаг, для снятия нагрузки с амортизатора.
Открутил два верхних болта, отпустил домкрат и сжал амортизатор.
Чтобы из амортизатора не выдвигался шток, притянул опору к рычагу проволокой. Снял пыльник с гайки опоры амортизатора.
Удерживая шток разводным ключом, отвернул гайку накидным на 16 под 90 градусов. Снял опору, пыльник и отбойник.
У нового комплекта вставил отбойник в пыльник помогая отверткой. Старый пыльник был в нормальном состоянии, можно было и не менять, но раз уж купил комплект, так комплектом и поставил. Далее собрал все в обратной последовательности.
Все, дело обстряпано. На сторону по времени вышло минут по 40, неспеша.
Отбойник амортизатора переднего (не рекомендую так делать)
UPD: Спасибо valfom за совет! Ниже в комментариях произошло оперативное обсуждение моего решения, по итогам которого я не советую наматывать изоленту (kyb.ua/techn_info/advice/detail.php?ID=13820). В ближайшее время изучаю варианты решения проблемы, так как перебирать стойку нет желания вообще. Ждите продолжения!
День Автомобилиста часть вторая! Еще катаясь в субботу было замечено бухтение с пассажирской стороны в районе колеса. Первой мыслью было — «ну еба.-колотить» так как совсем недавно были заменены стойки, и делается это совсем не легко, да и не дешево. На следующий день уже катаясь с кумом прошу его послушать с открытым окном, откуда идет звук. Диагноз то же — район стойки, звук именно еле слышное бухтение, я уже было начал думать что он был изначально, так как если хоть на минимуме включена музыка, его не слышно! После чего предлагаю куму покачать сторону, а я послушаю. Подхожу, заглядываю на стойку и что я вижу…
Именно, шток открыт. Кто менял передние стойки, тот знает что оригинальный отбойники на каябу не подходят, из-за толщины штока, разница с оригиналом в два миллиметра. Именно по-этому поводу были заказны Febest SBD-001, сели они не идеально, но держали пыльник. По видимому со временем еще ослабли и именно с пассажирской стороны он лежит внизу, с водительской все нормально, но тоже не так плотно как было изначально.
Мне на ум приходит только одна мысля (если есть другие готов выслушать) которую советовали еще до изучения вопроса о замене амортизаторов, а именно — намотать немного изоленты на шток. Для этого домкратимся, не снимая колеса, они не мешают!
Берем изоленту и наматываем небольшое количество в катушку, так как места там мало, и так будет удобнее.
Опытным путем установлено что лучше наматывать на что-то, тогда в конце изоленты, проще закончить. Я для этих целей нашел пластиковый дюбель и обрезал до необходимых мне размеров.
После чего мотаем в 4-5 слоев на высоту в три витка, получается как раз в аккурат до конца отбойника. Отбойник садится плотно, даже пыльник проходит плотненько.
Ну и соответственно сажаем отбойник на свое законное место, опускаем колесо и любуемся проделанной работой. Для успокоения души, операцию повторил и с водительской стороны!