для чего нужны платные дороги в россии
Зачем нужны платные дороги?
Все чаще те, кто заказывает в транспортных компаниях грузоперевозки, слышат вопрос: «по каким трассам поедем: по платным или бесплатным?». Клиентов такая дилемма удивляет. Большинство из них даже не догадывались о том, что в России за проезд по дорогам нужно отдать определенную сумму денег. Ну а те, кто немного осведомлен о положении дел, категорически отказываются от подобного предложения.
Правильно ли они поступают?
Ответ неясен. С одной стороны, платные трассы – это способ правительства получить больше денег, а тратить свои кровно заработанные средства грузоотправителям совсем не хочется. Но, с другой стороны, эти суммы ведь пойдут на пользу народу. Государство отремонтирует дороги, займется строительством домов с бесплатными квартирами и т.п. По крайней мере, за границей, где платные дороги существуют уже не один десяток лет, доходы с них поступают в казну и расходуются на нужды людей.
Но давайте отойдем от правительственных вопросов и подумаем о том, может ли такое нововведение принести пользу непосредственно грузоотправителям.
Как утверждают сотрудники транспортных компаний, определенные преимущества у этих трасс все-таки есть. Их отличает очень высокое качество. Уровень таких дорог приравнивается к уровню европейских скоростных магистралей. На них нет ям, впадин и даже неровностей, что для привычного российского асфальта является редкостью.
Благодаря «идеальности» трасс, увеличивается и скорость передвижения по ним. Если на обычной автостраде грузовик может передвигаться со скоростью 60 километров в час, то на платной он легко поедет со скоростью 90 километров в час.
Время пути на обсуждаемых нами дорогах сокращается и еще по одной причине. Как вы сами понимаете, тратить деньги большинство людей не захочет. Следовательно, основная масса автомобилей будет скапливаться на привычных трассах. Те, кто путешествует на легковых машинах ради собственного удовольствия, уж точно не захотят «раскошеливаться». А значит, платить станут только грузоотправители, которые очень переживают за ценность своего груза и/или скорость его доставки. Ведь хрупкий антиквариат на наших обычных дорогах нередко разбивается, да и время в пути из-за заторов серьезно затягивается.
Но, к сожалению, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. На трассах, о которых мы с вами говорим, конечно, нет пробок, зато есть другая проблема – для того чтобы заплатить, нужно выстоять очередь и отдать деньги в руки представителям закона. Это действо пока еще не занимает много времени, но с увеличением числа желающих воспользоваться новой услугой будет все сложнее.
Мы надеемся, что этот вопрос все-таки решится положительным образом. По крайней мере, правительство может автоматизировать оплату, ввести какие-нибудь терминалы или электронные системы, что оно, скорее всего, и сделает.
Зачем строят платные дороги?
Если абстрагироваться от российских условий, то у платных дорог есть следующие преимущества:
Возможна ситуация, когда при нулевой цене за проезд спрос на пользование дорогой выше ее пропускной способности, в результате чего дорога оказывается перегружена и возникают пробки. Пропускная способность дороги в краткосрочном периоде (когда расширение дороги невозможно) фиксирована, а вот спрос при росте цены падает. Таким образом, плата за проезд может снизить загруженность дороги и помочь достигнуть баланса между спросом и предложением.
Во многих условиях плата за проезд может быть более эффективным и справедливым способом финансирования дороги, чем альтернативные. Стоит заметить, что полностью бесплатных дорог не бывает: все государственные расходы финансируются из кармана граждан при помощи налогов. Поэтому даже «бесплатную» дорогу вы оплачиваете из своего кармана, просто вряд ли часто об этом задумываетесь. Так вот, здесь у платных дорог следующие преимущества:
а) Прозрачность в том смысле, что понятно, сколько денег собрано на конкретную дорогу. Если дороги финансируются при помощи налогов, то сначала надо налоги со всех собрать, а потом как-то поделить между разными дорогами. Встает вопрос: как именно делить? Если же есть плата за проезд, то сколько мы за проезд по данной дороге собрали (или ожидаем собрать, если дорога еще не построена), столько мы на нее и потратим.
в) Справедливость в том смысл, что далеко не все граждане страны в равной степени пользуются всеми дорогами, и плата за проезд позволяет собирать деньги именно с тех, кто пользуется конкретной дорогой. Представьте, что есть два города (например, Москва и Санкт-Петербург), в которых живут исключительно богатые люди, и именно эти люди пользуются трассой между этими городами. Есть еще маленькая деревня, где живут не очень богатые люди, которые данной трассой не пользуются. Если мы будем финансировать дорогу при помощи налога, то все граждане страны заплатят налог, но вот воспользуются трассой только богатые. Другими словами, мы фактически собираем деньги с бедных и отдаем их богатым, что не очень справедливо. Если же мы просто взимаем деньги за проезд, то такого не происходит: кто едет по дороге, тот за нее и платит.
Впрочем, не стоит думать, что абсолютно все дороги стоит делать платными. Представьте, что в приведенной примере есть еще дорога из Москвы в деревню, которой пользуются только жители деревни. Поскольку их мало и их доходы невелики, то платежеспособного спроса на такую дорогу нет, и финансировать ее при помощи платы за проезд невозможно. Если мы не хотим оставить жителей деревни без дороги, то вместо платы за проезд стоит как раз ввести налог на всех жителей страны и финансировать дорогу из собранных средств: богатые заплатят в виде налога больше, поэтому по сути произойдет перераспределение средств от богатых к бедным.
Вывод: вероятно, базовую потребность в дорогах все же лучше удовлетворять при помощи налогов, а платные дороги хороши там, где надо решить проблему перегруженности дороги, или там, где есть платежеспособный спрос на дорогу (например, платным зачастую делают проезд по мостам или туннелям и по скоростным дорогам).
Ехать дорого. Что такое платные дороги и зачем они нужны
Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление.
Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.
От обычных они отличаются:
● Более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● Высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● Отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.
Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.
Немного истории
В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.
Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.
Как работают платные дороги сейчас?
Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:
Сейчас почти невозможно найти любой из вышеперечисленных типов «в чистом виде». Для обеспечения удобства водителей строители платных дорог комбинируют все три варианта.
Сколько стоит проезд и как расплатиться?
Точная стоимость проезда по определенному участку трассы указана на сайтах компаний-операторов, которые эти трассы строят, контролируют и обеспечивают сохранность инфраструктуры. Для большей части хайвеев в России таким оператором является компания «Автодор».
Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:
В соответствии с требованиями Автодора, в ведении которого находятся практически все платные дороги, все транспортные средства относятся к одной из 4-х категорий. Таблица, приведенная ниже, поможет разобраться, сколько придется платить, какие параметры влияют на размер тарифа:
Легковые машины, мотоциклы, в т. ч. с прицепом
ТС среднего веса., в т. ч., для перевозки людей
Больше-грузные ТС, автобусы
Спец. ТС (платформы, тралы и т. д.), большие автобусы
Для категорий 2, 3, 4 устанавливается максимальный коэффициент дифференциации.
Помимо данных в таблице при расчете стоимости учитывается следующее:
Платная дорога М1
При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.
Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных платных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.
При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.
Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.
В ведение компании «Автодор» уже передано 456 км. Но платить по состоянию на 2018 год придется только за проезд по участку, ведущему в обход г. Солнцево (14-33 км трассы). Плата за проезд здесь берется с 01.01.2014 года.
Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.
Ниже в таблице приведены данные о тарифах дороги М1 для каждой категории ТС:
Зачем нам нужны платные дороги
Платные дороги в РФ появились сравнительно недавно. Как всегда, мнение людей разделились. Одни положительно отнеслись к подобному решению, вторые не сочли внедрение целесообразным. Многочисленными транспортными организациями сегодня предлагаются услуги по перевозкам, как по бесплатной, так и по платной дороге. Выбор всегда остается за клиентом. Но что лучше выбрать? Вопрос достаточно сложный. Причиной тому является не владение информацией, связанной с транспортированием и развитием логистики в РФ. Разбираясь в специфичности, люди отказываются от подобных предложений, желая экономить на стоимости услуги.
Платные дороги при транспортных услугах: «за» и «против»
Воспользоваться ли транспортными услугами, подразумевающих перемещение по платной дороге? Вопрос, на который дать однозначного ответа невозможно. Для правильного решения не помешает разобрать суть проблем, а после вынести персональный вердикт. Рассмотрим ряд положительных и отрицательных аспектов по пользованию маршрутов, предусматривающих оплату.
К основному положительному фактору можно отнести повышение качественных показателей дорожной инфраструктуры. Разработка государственного бюджета предполагает налоги и иные поступления в бюджет. Он делиться по-разному, при этом стоит отметить, что перед государством стоит вопрос о финансировании различных сфер, а не только дорожной отрасли. Таким образом, привлекая дополнительные частные средства, существенно улучшается ситуация с качественными показателями дорожных покрытий и протяженностью сетей.
Что касается отрицательного фактора, то это взимание платы. Проезжающим лицам приходится выкладывать определенную сумму. В связи с тем, что требуются излишние расходы, многочисленными заказчиками принимается решение об отказе в использовании дорог с оплатой.
Какую выгоду получают грузоперевозчики?
У транспортных организаций, предлагающих клиентам воспользоваться дорогами с платой, имеется своя выгода. Причину можно легко объяснить. Благодаря последним разработкам в сфере дорожных покрытий, у новых магистралей отсутствуют различные дефекты (речь о выбоинах, ямах и т.д.). Также на них всегда хорошая разметка и повышенный уровень безопасности для всех участников движения.
При передвижении транспортных средств по дорогам с качественным покрытием машины подвергаются меньшим нагрузкам на конструкции, что, в свою очередь, отражается на увеличенном эксплуатационном сроке службы и меньших затратах на ремонтные работы и обслуживание.
Все эти факторы могут сказаться и на косвенной выгоде для клиентов, так как перевозчик может предлагать более лояльный тариф и делать скидку.
Также на качественных дорогах транспортное средство может развивать максимально допустимые скорости, показатели которых выше, чем при езде по одной из федеральных трасс. Разница очевидна: на обычных дорогах грузовое транспортное средство может передвигаться со скоростью около 60 км/час, а по платным — до 90 км/ч. Это способствует сокращению времени пребывания в пути.
Достоинства выбора платных дорог
Большинство водителей, располагающих личным транспортом, стараются не пользоваться платными дорогами, жалея бюджет. В связи с этим, на обычных трассах число участников движения весьма значительное. Из-за этого нередко возникают пробки и продолжительные задержки. Все это очень неудобно для водителей. Так как основные потоки приходятся на бесплатную магистраль, то платные более свободны, здесь водитель чувствует свободу и комфорт.
Автомагистрали, предусматривающие внесение платы, целесообразны, когда возникает необходимость транспортирования ценных грузов, которые нельзя подвергать встряске. При поездке по бесплатным дорогам подобного не миновать.
Также целесообразно рассматривать платную дорогу при перемещении хрупких вещей, неспособных противостоять встряскам и вибрациям.
Сколько стоит платная дорога? Тарифы зависят от вида средства передвижения (высоты (h) транспортного средства (ТС) в м / числа осей), времени передвижения и выбранного участка. В интернете можно с легкостью найти актуальную информацию.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Почему платные дороги могут скоро подорожать втрое. Изучаем проект Минтранса
Недавно министерство транспорта РФ представило проект постановления с длинным названием «О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе содержащих искусственные дорожные сооружения), платным участкам автомобильных дорог, являющимися отдельными искусственными дорожными сооружениями)».
Постановление предусматривает кратное увеличение стоимости проезда по платным дорогам, которые и без того чрезмерно дороги для большей части населения нашей страны.
Из чтения пояснительной записки к проекту становится, очевидно, что хорошие дороги в России строить и эксплуатировать дороже, чем в Европе. «Автодор» испытывает недостаток бюджетного финансирования, значит, деньги надо получать внебюджетно — то есть, от нас с вами. Необходим пересмотр всех тарифов, чтобы «сформировать объем тарифной выручки, достаточный для финансирования затрат по обслуживанию возвратного финансирования с учетом необходимости обеспечения (накопления) одновременно затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильной дороги». Другими словами, тарифы надо значительно поднять, причем это касается как дорог «Автодора», так и дорог, построенных в результате государственно-частного партнерства (например, в форме концессии), как трасса М11.
Насколько предлагается поднять тариф? Как минимум, до европейского уровня!
Тариф на государственных платниках в России составляет с 2015 года 2.65 рублей (цифра уже ничего не значит, с учетом ежегодные индексации в ценах 2021 года это уже 3.65 рублей).
Авторы проекта не поленились и выполнили интересный расчет — взяли стоимость европейских платников, и привели их к рублям, через коэффициенты с учетом покупательской способности (от 2019 года), посчитанные американской аналитической компанией Knoema (к слову, основанной пермяком Владимиром Бугаем и белорусом Владимиром Эскиным. Люди в мире бизнес-аналитики известные. Причем противоречиво — аналитическая компания «Прогноз», где оба профи работали на руководящих постах, к в 2018 году накопила долгов на сумму более 155 млн рублей, по 49 арбитражным делам).
Так вот, профессионалы все посчитали, и получилось, что в Европе стоимость проезда по километру платника, приведенная к рублям и российской покупательской способности, стоит на 35,5% больше, чем в России, то есть 3.59 руб. Хотя, на самом деле, меньше, так как с учетом индексаций в России сейчас стоимость составляет 3.65 руб. Но, как говорится, к черту подробности!
Таким образом, по логике авторов проекта, нужно взять цифру в 3.65 рубля (помним про инфляцию), и прибавить 35,5%, получив 5 рублей за 1 км как стоимость максимального тарифа, применяемого при оценке проезда по «отдельным искусственным дорожным сооружениям» платной дороги, а не по всей ее протяженности.
Далее приводятся еще интересные цифры. Новая дорога (а конкретно, участок ЦКАД) в обход д. Малые Вяземы, пусковой комплекс № 5, стоит 10 млрд рублей за 6.5 км, из них 1 км искусственных сооружений обходится в 4.7 млрд. Чтобы эта дорога окупилась за 26 лет, нужно, чтобы размер платы за проезд по 6.5 километровому участку составлял не менее 50 рублей с легковушки или мотоцикла. Это много, и противоречит предыдущему расчету. Как собрать такие деньги с водителей? Правильно, «раскидать» стоимость по всем платникам страны!
На примере готовящихся проектов по строительству обхода д. Малые Вяземы и обхода г. Балашихи и г. Ногинска в рамках строящейся автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний-Новгород – Казань опытные экономисты Минтранса рассчитали «средневзвешенную величину экономии, получаемой пользователями этих автомобильных дорог» и решили, что она составляет 8,12 рубля за км. Этот пункт мне не очень понятен, но я не экономист. О какой экономии может идти речь для частного пользователя, едущего к себе на дачу? Разве что, о времени, которое никак не может рассчитываться в контексте того, что оно что-то стоит, это же не рабочее время. Будем считать, что эта цифра — средняя температура по больнице, абсолютно бессмысленна для дачников.
Хотя в записке написано прямо — эти дороги проложены в высокоурбанизированнной местности, и бесплатная альтернатива максимально загружена. О ее реконструкции, конечно, речи не идет, по крайней мере, не в этом постановлении.
Так вот, на основании этого расчета экономии в Митрансе предлагают для всех новых построенных дорог установить тариф (без учета будущей ежегодной индексации) в 8 рублей за километр. По сравнению с условными 2.65 нынешней цены, это рост более чем в три раза! При этом стоимость проезда по искусственным сооружениям (мосты, эстакады, тоннели) составит 29 рублей за км.
Подведем промежуточный итог. Если я по нынешним тарифам платил за поездку на дачу по М4 (первый платник) 210 рублей, то после подписания постановления отдам за этот же участок минимум 285 рублей (на самом деле, сумма будет еще выше из-за инфляции).
Поездка же по новым платникам вырастет по цене как минимум втрое!
Но и это еще не все. Как вы знаете, часть платников строится с привлечением средств частных инвесторов, например, участок трассы М11 «Мкад-Солнечногорск» (15-58 км).
Тарифы на этом участке самые высокие, например, вчера при проезде из Питера в Москву я отдал при проезде по транспондеру «Автодора» с подключенной 15-процентной скидкой целых 2927 рублей (с учетом ЗСД и съезда на ночевку), из них 800- за последний 43-километровый участок. То есть 18.6 рубля за километр.
При этом новый проект предусматривает, что проезд по километру такого платника не может стоить дороже 16.5 рублей за километр для легковушки. Откуда тогда такие цифры уже сейчас? Все дело в искусственных сооружениях (эстакадах, мостах и так далее).
Проезд по ним раньше стоил на «концессионных» платниках 84 рубля за км, а теперь будет стоить 115.5 рублей, то есть увеличение стоимости — более 37%. Таким образом, можно предположить, что как минимум на эту дельту и увеличится общая стоимость проезда, то есть проезд от Москвы до Солнечногорска или в обратном направлении будет стоить уже 1096 рублей.
По мнению авторов, то есть Минтранса, «Принятие проекта постановления и реализация его положений не повлечет негативных социально-экономических последствий.»
На этом сеанс занимательной математики можно заканчивать, и у меня только один вопрос — как все это коррелирует со снижением реальных доходов населения? К слову, медианная зарплата в Московской области составляет 45 000 рублей.
Может быть, усилия чиновников должны тратиться в направлении роста нашего благосостояния, а не наоборот? Вы что думаете на этот счет?