для чего нужны правила поведения
Зачем нужны правила поведения
Люди могут хотеть чего угодно, однако осуществление их планов может навредить другим членам общества. Порой интересы одних противоречат желаниям и стремлениям других. Это вызывает конфликты и приводит к непониманию. Чтобы люди знали, как нужно себя вести в таких ситуациях, необходимо наличие установленных правил поведения.
Раньше, когда не было ни законов, ни писаных правил, люди решали свои споры, обратившись к самому мудрому человеку в их общине. Он, в свою очередь, внимательно выслушивал их и разбирался в проблеме. Затем советовал поспорившим, как поступить. Мудрецы и старейшины пользовались уважением, и их наставления не вызывали никаких сомнений.
Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение.
Без надлежащего функционирования правил поведения невозможно существование мирного общества и сожительства людей, т.к. без определенного ограничения свободы нельзя быть абсолютно свободным. Устанавливая рамки поведения для каждого конкретного человека, можно достичь общественного порядка.
К тому же соблюдение правил поведения говорит об определенном уровне культуры, присущем какому-то конкретному человеку. Когда вы не соблюдаете установленные социальные нормы, то у ваших собеседников может возникнуть негативное отношение к вам, и общение будет обречено на неудачу.
Правила поведения в некоторой степени позволяют моделировать исходы различных ситуаций. Например, при планировании какого-либо разговора, встречи и т.д. вы можете рассчитывать на то, что ваш собеседник в большинстве случаев поведет себя именно так, как предполагают установленные социальные нормы.
Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни
Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.
Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.
Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?
А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.
Этикет поведения в любом общественном месте
Будучи в общественных местах, помните о следующем:
Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.
Этикет поведения в помещениях общего назначения
Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:
А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте
Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Правила поведения в кафе и ресторане
Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:
На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.
Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).
Правила поведения в театре и кинотеатре
Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:
Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.
Основные правила знакомства
Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:
И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.
Основные правила делового этикета
По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:
Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.
Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.
Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.
Кроме того, вы можете пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникации», и тогда вы сможете сориентироваться абсолютно в любой ситуации. Мы желаем вам интересного общения и эффективных коммуникаций и ждем на наших программах!
Конспект НОД по формированию культуры поведения «Зачем нужны правила»
Ирина Мартынова
Конспект НОД по формированию культуры поведения «Зачем нужны правила»
Конспект занятия по теме: «Зачем нужны правила!» (воспитание навыков общения и взаимодействия)
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Цель: Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения.
Образовательные: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость.
Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения.
Развивающие: развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Речевые: развитие связной речи,обогащение словаря детей: эмоции, комплимент.
Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.
Демонстрационный материал: мультфильм Смешарики «Подвиг».
Иллюстрации солнышко с лучиками, чум, карточки с изображением эмоций, полянка с тучкой, полянка со снежинками.
Раздаточный материал: картинки с хорошими и плохими поступками, альбомный лист, краски, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики.
Методические приёмы: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка», беседа по сказке, физкультминутка, игровая ситуация, инсценировка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? Да, тогда присаживайтесь.
Дети вместе с воспитателем смотрят мультфильм Смешарики «Подвиг».
Воспитатель: Ребята, о чём этот мультфильм? (о хорошем, добром поступке, который совершил Крош).
Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в страну вежливых слов и хороших поступков? Да.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
«С добрым утром»- говорят (появляется первый лучик)
Мишка тихо просит пчёлку:
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!» (появляется второй лучик)
Я сегодня измазался,
Как поросёнок. (появляется третий лучик)
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко «здравствуйте» сказал,
Всем здоровья пожелал (появляется четвёртый лучик)
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
«За обед спасибо вам!» (появляется пятый лучик)
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать.
Не забыл зайчишка умный
«Доброй ночи» всем сказать (появляется шестой лучик)
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель (вывешивает иллюстрацию с изображением чума): Ребята, посмотрите, а что это такое?
Воспитатель: Кто живет в чуме?
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?
Воспитатель: Тогда слушайте.
(Воспитатель рассказывает сказку «Кукушка»).
Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей?
Дети: Потому что они не заботились о маме, когда она болела.
Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?
Дети: Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?
Дети: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным и близким.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?
(Воспитатель показывает детям карточки с изображениями эмоций, а дети называют их).
Дети: Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Все эти схемы изображают эмоции человека.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?
Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.
Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?
Дети: Радостное, весёлое, игривое.
Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!
Воспитатель удивляется: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки).
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?
Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.
Воспитатель: Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.
Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?
Дети: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.
Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.
(Дети рисуют подарки для друзей).
Воспитатель: Дарите подарки своим друзьям и говорите им комплименты.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не бросай друга в беде.
Добрые слова – дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Доброе слово и кошке приятно.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
Воспитатель: Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.
Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.
У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).
Воспитатель: Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?
(Дети нанизывают бусины на ниточку).
Дети: Вспомнили стихи о вежливых словах, поговорили об эмоциях, повторили пословицы о дружбе, говорили о вежливости, доброте, хороших поступках и хорошем поведении.
Воспитатель: Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в группе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.
(Если ребенок выбрал грустное лицо, то)
Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку?
Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…
Воспитатель: Смайлики с улыбочкой заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.
Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.
1. Ненецкая народная сказка «Кукушка».
2. Сборник стихов про вежливые слова.
3. Пословицы о дружбе.
«Четвероногие спасатели». Конспект НОД в подготовительной группе по формированию навыков безопасного поведения Цель: • Продолжать знакомить детей с профессией «спасатель МЧС», популяризировать деятельность МЧС России и героическую профессию спасатель.
Конспект ООД по познавательному развитию «Зачем нужны дорожные знаки?» в подготовительной к школе группе Тема ООД: «Зачем нужны дорожные знаки?» Цель ООД: систематизация знаний о правилах дорожного движения. Возраст воспитанников: Старший дошкольный.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зачем растению нужны семена?» Цель: Дать детям знание о том, что из семени можно вырастить новое растение. Задачи: 1) Закрепить представления детей о том, что семя –.
Конспект занятия по экологии для детей второй младшей группы «Зачем нужны растения?» Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?» Составил воспитатель Михайлова Людмила Анатольевна Возраст:.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зачем нужны правила?» Программное содержание: 1. Научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте. 2. Воспитывать осознанное отношение к нормам.
НОД «Правила поведения с незнакомыми людьми» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно.
Презентация для занятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге и улице «Правила дорожного движения» Презентация по ПДД: «Соблюдайте правила дорожного движения» Бодня Надежда Ивановна Презентация по ПДД: «Правила дорожного движения» Предлагаю.
Проект по формированию навыков этикета «Правила поведения для воспитанных детей» Проект по формированию навыков этикета «Правила поведения для воспитанных детей» Подготовила и провела: Бестаева Н. В. Проект.
Родительское собрание «Что такое правила дорожного движения и зачем они нужны?» Сценарий родительского собрания Подготовка к родительскому собранию: Вместе с детьми делаем приглашения для родителей;.
Зачем нам этикет и как произвести хорошее впечатление на всех?
Нам всем хотелось бы производить хорошее впечатление на окружающих, чтобы это выглядело легко и естественно. Но как этого добиться? Что делать, если наши знания этикета и хорошие манеры оставляют желать лучшего? Записаться на экспресс-курс по этикету? Заучивать нужные правила перед каждым мероприятием? Избегать официальных встреч?
Что такое этикет и как его понимать современному человеку?
Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.
Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.
Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.
Что важно знать про этикет:
Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.
Популярное и общеупотребительное постепенно становится нормой, а затем правилом — вот основной принцип развития этикета.
Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.
Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной. Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?
Зачем в обществе существуют правила этикета
А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.
Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.
Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.
Проблемы в изучении этикета
Основная сложность в нашем старании следовать правилам этикета и его изучении — огромный разрыв в понятии общепринятых норм и правил в современном мире.
То, что вчера казалось естественными и понятными ценностями, сегодня во многих странах отвергается как устаревшие пережитки прошлого, а то, что еще вчера считалось неприемлемым, агрессивно навязывается как норма поведения. Особенно явно это прослеживается в западных странах.
Например, в традиционном обществе, по правилам этикета, женщину представляют мужчине первой, младшие по возрасту представляются старшим, женщина может не вставать при знакомстве с мужчиной, а мужчина встать обязан. То есть по этикету важно учитывать как возраст, так и пол людей в компании.
С одной стороны, это правильно и вполне естественно в нашем понимании. С другой стороны, приехав, например, в Европу или Америку, такими правилами хорошего тона можно нажить себе проблем. Там акцент на гендерной принадлежности человека может оказаться оскорбительным для некоторых приверженцев новых ценностей.
Зачем нужно подчеркивать, тот факт, что одна женщина старше другой, и можно ли при нынешнем искусстве макияжа и пластических операций доподлинно узнать возраст? Любой человек скажет, что это неэтично, перевернув тем самым шаткое понятие этикета.
В некоторых сообществах упоминание половой принадлежности человека может быть воспринято, как навязывание ярлыков, оскорбление. Может быть, у таких людей есть свой этикет?
Это, конечно, крайности, намеренное утрирование ситуации и доведение до абсурда, но все же этикет уже не выглядит таким незыблемым сводом правил!
Вот еще несколько неоднозначных ситуаций. К примеру, вас всё детство бабушка воспитывала: «Пей чай и ешь бесшумно, не всысывай в себя суп с ложки с громким свистом — это неприлично». Вы поехали в Китай, попали на ужин в китайскую семью и с удивлением услышали, что там такой свист стоит, что бабушка упала бы обморок. Гости хотели оскорбить хозяйку? Ничуть! Именно так, шумным прихлебыванием они выражали свой восторг: «Всё вкусно, спасибо! Видите, как мы аппетитно едим?»
Или мама отчитывает сына и говорит: «Смотри мне в глаза! Я разговариваю с тобой, а ты шаришь глазами по потолку — это неуважение!» Человек учится при разговоре смотреть собеседнику прямо в глаза. Но, оказавшись в некоторых восточных странах узнает, что, оказывается, пристально смотреть в глаза собеседнику — это вызов, подчеркнутое пренебрежение, вражда.
Будем честны, многие правила этикета сложно представить в современной жизни! Вчера считалось правильным одно поведение, сегодня другое. Очень сложно сегодня однозначно описать «правильный» этикет. Однако, списывать его со счетов еще рано, и знать его каждому человеку, который считает себя культурным и образованным, обязательно нужно! Просто стоит более внимательно относиться к культурным особенностям разных групп людей.
Знание и следование этикету позволит вам произвести хорошее впечатление на окружающих и оставить о себе только приятные воспоминания!
Основные правила этикета
Как же быть, если нормы и правила поведения в разных странах или даже в разных социальных группах внутри одной страны могут быть совершенно разными? Есть несколько простых советов, которые помогут избежать неловких ситуаций и продемонстрировать хорошие манеры.
Во-первых, как бы банально это не звучало, но каждый раз, готовясь к новой встрече, следует вспомнить правила поведения в соответствующих местах.
Пригласили в ресторан, театр или на встречу с незнакомыми людьми — освежи в памяти, как вести себя в такой ситуации.
Во-вторых, базироваться на «трех китах» этикета — вежливости, аккуратности и чувстве такта. В любом случае следить за своим поведением.
В-третьих, знать основные правила этикета. Их не так много, поэтому любой человек сможет их освоить и запомнить.
В ресторане за столом
Несколько важных правил поведения за столом:
Кто должен здороваться первым
Это маркер, который наряду с поведением за столом, ясно даёт понять окружающим, знаком человек с этикетом или нет. Итак, кто должен первым здороваться в различных ситуациях:
Кстати, именно вежливость в общественных местах вызывает больше всего затруднений. Если в лифте еще более или менее понятно, все присутствующие заметят входящего, то как быть в автобусе, самолете, при входе в зал ресторана, класс?
Специалисты по этикету рекомендует в любом случае проявлять учтивость и вежливость. Входящий всегда должен нейтрально поздороваться, если с кем-то встретился глазами, обратил на себя внимание или у дверей есть встречающий: стюардесса, учитель, метрдотель. В остальных случаях, когда ваш вход остался незамеченным, правильно будет не здороваться.
Правила этикета в школе
Правила этикета в школе практически ничем не отличаются от обычного повседневного этикета. Немного больший акцент в школе делается на пару моментов:
Некоторые дополнительные правила могут быть прописаны в уставе школы. Кроме этого, ребенок всегда должен быть вежливым как по отношению к учителям, так и по отношению к другим учащимся.
В школе и детском саду не зря уделяют большое внимание этикету, постоянно поправляют детей, воспитывают. Этим педагоги закладывают общую культуру поведения человека. Хорошие манеры для детей плавно переходят во взрослую жизнь.
Правила сетевого этикета
Многие задаются вопросом, действуют ли правила этикета в интернете? Ведь на форумах, в чатах и группах предпочитают неформальное общение.
Тут стоит понимать, что неформальное свободное общение — это тоже общение в рамках этикета. Уже сформирован особый сетевой этикет, за соблюдением которого пристально следят и сами участники, и модераторы, и администраторы ресурсов. Следует помнить, что неформальное общение не предполагает неграмотную речь. Уточнить как пишутся слова можно на специальных ресурсах в интернете: https://pravopisanie.com/slova/kak-pishetsya/
Кстати, сетевой этикет — один из самых строгих! Если, предположим, человек некрасиво ведет себя за столом, его соседи просто подумают о нём: «Невежа, не воспитанный и некультурный человек», но никому не придет в голову выгнать его из-за стола или уйти самим. В сети даже за незначительное нарушение тебе могут сделать замечание, исключить из группы или заблокировать. Поэтому многие пользователи четко следуют сетевому этикету, чтобы не лишиться друзей и общения.
Правила речевого этикета
Правила речевого этикета нам знакомы еще с детского сада, тем не менее, некоторые люди их игнорируют. Чтобы с вами любили общаться и считали воспитанным человеком, придерживайтесь простых правил:
Идеально, если речь четкая, разборчивая, без слов-паразитов и повторов. Этот навык можно потренировать — запишите свою речь на диктофон и послушайте, все ли хорошо? Теперь исправьте ошибки, и повторите запись.
Правила телефонного этикета
Таких правил немного, поэтому запомнить их довольно легко:
Правила телефонного этикета тоже изменились за последние годы. Сейчас не приняты долгие вступления и прощания, витиеватые фразы в деловом разговоре, длительные паузы.
Если раньше в приоритете был телефонный разговор, то теперь собеседник может сказать: «Извините, я вам перезвоню через пару минут», чтобы отвлечься на разговор с кем-то более важным.
Этикет переписки
Если вы пишете деловое письмо (электронное или бумажное), обязательно укажите, кто вы и укажите ваши контактные данные.
При переписке в мессенджерах с близкими знакомыми и друзьями здороваться и прощаться можно стикерами, отвечать коротко – ок, хорошо, сделаю.
В этикете важно различать разные его виды и уметь применять нужный. Согласитесь, чопорность и нарочито подчеркнутое владение столовыми приборами неуместно за дружеским столом, а хлопанье по плечу и посадку вразвалочку не поймут на торжественном мероприятии.
Не знаете, как вести себя в той или иной ситуации, но хотите оставить хорошее впечатление о себе? Ведите себя культурно, этого вполне достаточно!