для чего нужны профессиональные праздники
Профессиональные праздники на территории Российской Федерации
Люди в любую эпоху хорошо понимали, что не профессия красит человека, а он профессию. И поэтому каждое ремесло с легкостью сможет занять престижные позиции, если работать на совесть. Естественно, не стоит забывать об уникальности каждого рода занятий. Ведь любая работа имеет свои правила, героев и наследие. И поэтому все специальности имеют свои профессиональные праздники, что характерны именно им. Ведь в этот день все трудящиеся радуются своим профессиональным предпочтениям.
Появление профессиональных праздников
Профессиональные праздники в России стали популярными еще со времен «застойных годов». Так, все они обладают особой колоритностью и уникальностью. Например, в день торгового сотрудника все без исключения продавцы традиционно счастливы и рады каждому покупателю. А последние, в свою очередь, не скупятся на деньги и пытаются угодить людям, что работают в сфере торговли, милой улыбкой.
Зачем они нужны
Профессиональные праздники в году нужны для того, чтобы больше сплотить рабочий коллектив. Ведь именно на таких торжествах люди вместе пытаются ощутить свою значимость и необходимость ежедневного своего труда. Конечно же, такие дни не считаются официальными государственными выходными, но, тем не менее, они важны для каждого определенного коллектива.
Профессиональные праздники позволяют сотворить из отдельных работников настоящую дружную команду, что сможет в обычные рабочие дни справиться со всеми трудностями безо всяких усилий. Ведь только в неформальной обстановке коллеги могут узнать друг друга ближе, понять, что у кого на душе и кто чем живет.
Если судить с точки зрения администрации, то профессиональные праздники — это возможность подвести итог прошедшего трудового года, очертить курс развития компании на будущее и обязательно отметить самых преуспевающих сотрудников. Ну, а здесь точно никто не станет спорить, что профессиональные праздники в России все просто обязаны отмечать.
Есть такие праздники, которые популярны на территории определенного государства, а есть и те, что получили международное распространение и славу. А поэтому отмечаются во многих странах одновременно. Это такое сплочение, которое дает заряд энергии на целый год продуктивной и качественной работы.
День работника прокуратуры Российской Федерации
На сегодняшний день всем известно, какие профессиональные праздники отмечаются по всей территории страны. К примеру, день работника прокуратуры, что выпадает на 12 ноября каждого года, весьма популярен в наши дни.
День сотрудника таможни
26 января каждого года отмечают свой профессиональный праздник сотрудники таможни. Кстати, именно это торжество относится к разряду «профессиональные праздники международного уровня». Поскольку отмечают этот день не только в России, но и в других странах СНГ. Благодаря международному дню таможенника более ста тысяч работников этой сферы по всей территории Российской Федерации проявляют свою солидарность и единомыслие с другими коллегами по всему миру. Тому подтверждением будет факт, что 179 стран объединились под знаменем Всемирной Таможенной организации в день профессиональных праздников.
Международный день работника ювелирной сферы
Если заглянуть немного в прошлое, то будет видно, что ювелирное дело на территории России появилось еще во времена Киевской Руси. Поскольку именно в ту пору в обиходе можно было найти золотые и серебряные монеты, тогда как драгоценные камни символизировали верховенство власти. Вот почему такими камнями и украшали все атрибуты государственного владыки, и корону, и скипетр, и царский жезл. А царская казна постоянно пополнялась самоцветами из разных уголков мира.
Так, в католической вере есть интересная легенда о Дунстане, который покровительствовал кузнецам и ювелирам. Когда-то к нему пожаловал Дьявол и потребовал подковать себе копыто. У кузнеца не было другого выбора, как согласиться.
Но он стал настолько болезненно выполнять свою работу, что Дьявол просто вымолил пощаду. И тогда святой Дунстан сжалился над ним, но только при условии, что тот никогда не зайдет в дом, охраняющийся подковой.
День сотрудника сферы дипломатии
10 февраля вся страна празднует День работника дипломатической сферы. Ведь именно от работы этой касты зависит решение массы вопросов мирового дипломатического значения. А внешний политический курс страны позволяет реализовать крепкое и тесное сотрудничество между странами в плане культуры, промышленности, науки, техники и экономики, а также многих других областей стратегического характера.
Именно российские дипломаты стоят на страже отстаивания интересов своей страны на межнациональном уровне.
Международный день писателя
3 марта празднуется не просто Международный день литератора, а всемирный праздник «четвертой власти». Именно поэтому к этому дню чаще всего решают привязывать разнообразные литературные премии и номинации. Это вроде как возможность отметить самых выдающихся и популярных творцов литературной сферы, что внесли весомый вклад в современное искусство. И таким образом увековечили память о себе на века.
Профессиональные праздники в России нужны и важны. И отмечают их каждый год, несмотря ни на что.
Профессиональные праздники
Обширный список профессиональных праздников в очередной раз доказывает, что каждая профессия и занятие могут быть престижными и важными. Каждый труд имеет свою специфику и свое призвание. И чтобы доказать его ценность, существуют утвержденные профессиональные праздники.
Что значит – профессиональный праздник?
В отличие от национальных и государственных, профессиональные праздники не являются выходными днями и отмечаются не всеми категориями граждан, а лишь теми, что принадлежат к той или иной профессии.
Так какие праздники можно назвать профессиональными? Прежде всего те, что утверждены законодательно правительством той или иной страны. Конечно, примерный перечень, а также календарь с датами профессиональных праздников в разных государствах имеет общие черты. Тем более, что есть праздники, имеющие международный статус.
В зависимости от специфики страны, от наличия на ее территории природных богатств и базы для развития той или иной отрасли, представители разных профессий могут присутствовать или отсутствовать. Главное, что такие дни – это дополнительный повод поздравить коллег, друзей и родных и отметить их профессиональные достижения.
Почему важно отмечать профессиональные праздники?
Эта превосходная традиция, зародившаяся в мире довольно давно, служит поводом ощутить значимость своего труда и гордость за свою проделанную работу. С каждым годом появляются все новые профессии, которые добавляются к уже существующему перечню. И главная функция новых праздников – создание новых социальных групп, принятие обществом нового социального пространства и его представителей.
Главная миссия любого профессионального праздника – объединение сотрудников в единую команду, укрепление взаимоотношений в коллективе, особенно через возможность познакомиться с коллегами в новой неформальной обстановке.
Кроме того, общее празднование – это промежуточное подведение итогов, достижений, оценка и награждение лучших, наметка новых целей и горизонтов.
В России и Украине очень любят профессиональные праздники и непременно поздравляют с ними коллег, членов семьи, друзей.
Профессиональные и государственные праздники России:
Профессиональные и государственные праздники Украины:
Подарки на профессиональные праздники
Поздравить коллег оригинально и актуально – это залог успеха и хорошего настроения. Дарить стандартный и обыденный подарок – не интересно и банально. Ведь так хочется отметить ценность и особенность конкретной профессии.
К примеру, отличным подарком инженеру и инженеру-механику будет 3Д-ручка – очень полезный и необычный гаджет. А почтальону, вынужденному разносить почту в любое время года, суток и при любой погоде, понравится удобная сумка, хорошая обувь или шокер как средство самозащиты.
Профессиональным автомобилистам можно презентовать дорожную кофеварку и другие гаджеты, работающие от прикуривателя, водительские очки или автомагнитолу с любимыми дисками.
Подарками на профессиональные военные праздники могут стать командирские часы, портрет на холсте или сертификат в тир на мастер-класс по стрельбе.
На День учителя и День воспитателя лучше всего приготовить подарок своими руками вместе с ребенком. Это может быть поставка под ручки и карандаши, коллаж или дерево в портретами воспитанников и учеников.А можно преподнести книгу, оригинальную записную книгу или интересное учебное пособие.
Туристу в его профессиональный день можно преподнести компас, что-то из обязательного снаряжения или кемпинговой мебели. На самом деле, есть очень много полезных приспособлений для более комфортного туризма и путешествий.
Если вам нужно поздравить бухгалтера с его профессиональным праздником, лучшими подарками будут гамак для ног, зажим для денег или хорошее кожаное портмоне, письменные наборы или пресс-папье интересной формы.
Профессиональные праздники
Статьи / Праздники / Профессиональные праздники
Отмечать и радоваться такие дни прекрасная и красивая традиция. Ведь это только твой День, это праздник мастерства, а ты чувствуешь в этот день свою принадлежность в особую касту людей, которых объединяет одно общее дело.
День профессионального праздника – это не просто формальная традиция. Это повод собраться подвести итоги, сделать анализ, отпраздновать профессиональные победы и чествовать героев, а герои-то все. Кто имеет отношения к этому празднику.
Отмечать профессиональные праздники прекрасная традиция общества. Многие профессиональные праздники являются международными. Их интернациональная особенность еще более расширяет круг людей и сообщества, которые отмечают этот день и радуются поздравлениям коллег и друзей, а также утопают в цветах. Любой профессиональный праздник имеет свои особенности и колорит.
Так можно ли дать единое определение профессиональным праздникам? Конечно же, можно!
Профессиональный праздник – это торжество, которое отмечают представители определенных социальных групп в своем собственном социальном пространстве и в отличие от других общественно-государственных праздничных дней эти дни могут быть и невыходными днями. Вот что такое профессиональный праздничный день!
Теперь давайте рассмотрим другой аспект. Нужны ли нам профессиональные праздники? Естественно, нужны! Эти праздники не только сближают людей общего круга и дают возможность обменяться мнением и опытом, но дает шанс почувствовать гордость за свою профессию, ознакомить окружающих людей своими профессиональными победами.
Во фразе «профессиональный праздник» первое слово является ключевым, поэтому важно провести не просто праздник, а отметить его высокопрофессионально с коллегами по работе
Пока комментариев нет
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться.
Сувенирная продукция фляги с логотипом. Доставка по Москве.
Для чего нужны профессиональные праздники?
Для чего нужны профессиональные праздники?
– Ну и что? – спросит тот, кто еще «не просек фишку»
– Да ничего. – Претворюсь простаком я. – Просто это было третье воскресенье июля.
И уж если до собеседника и сейчас не дойдет, раскрою карты.
– Каждое третье воскресенье июля в СССР праздновали День металлурга. А оказаться в День металлурга в Запорожье, где металлургические заводы буквально друг на друге сидят, это многого стоило.
Мой приятель работал на «Днепроспецстали», втором по величине запорожском заводе. Он потащил меня на берег Днепра, где собрались его коллеги. Коллег было много, и потому очень скоро стало весело, сытно и пьяно. Я даже принял участие в соревнованиях по гребле, и мы победили! А пока мужчины соревновались, рассекая ленивые и зеленые воды Днепра, на берегу заботливые женщины приготовили огромный котел ухи. А заботливые ребята из заводской лаборатории, разнесли меж кострами чистейший (что твоя слеза) лабораторный спирт. Спирт, разбавленный в соответствии с трудами великого Д.И.Менделеева, поднял настроение. Именно до такой степени поднял, что всё, что потом происходило в этот день, и в наступивший за ним вечер казалось классным, да в общем-то и было классным. И надолго затесалось в число приятных воспоминаний это 16 июля в городе Запорожье.
Для этого, для приятных воспоминаний, вероятно, и нужны профессиональные праздники.
В Советском Союзе профессиональных праздников было множество. Но не следует думать, что их придумали в Стране Советов. Цеховые празднества родились еще в Средние века. Каждая гильдия средневекового города устраивала шествие в день святого, который этой гильдии особенно благоволил. Мастера, подмастерья и ученики несли статую святого покровителя и флаги гильдии. На огромном столе перед ратушей было выставлено угощение и, конечно, выпивка. Праздник шел по определенному ритуалу, и ритуал был самой важной, определяющей, чертой праздника.
Конечно, праздник был причиной отдохнуть и расслабиться. А заодно наесться и напиться. Но ритуал придавал ему значение, поднимал над обычной пьянкой – гулянкой.
Самое смешное, что в ритуалах современных профессиональных праздников легко можно отыскать следы, ведущие к славным средневековым традициям. Есть торжественная часть с выступлениями начальства и иногда даже с походом в церковь. Все с серьезными лицами слушают про новые достижения и ждут приглашения к столу. А некоторые даже шаловливо представляют себе, как через пару часов будут, наклюкавшись, танцевать на столе дочка мельника или супруга бочкаря.
Девятнадцатый век открыл в профессиональных праздниках новые возможности. Профсоюзы, наследники средневековых цехов и гильдий, стали выводить на праздничные демонстрации огромные толпы людей, хотя бы численно сравнимые с армиями. А главным профессиональным праздником стал день 1-го Мая, своеобразный пролетарский День всех святых. Находящийся, кстати, на противоположном конце календаря, и соседствующий непосредственно с Вальпургиевой ночью.
Советский календарь пополнился профессиональными праздниками в конце 1960-х. Едва ли не каждый выходной стал днем работников той или иной профессии. С Днями работников леса, рыбака или металлурга вполне уживались установленные в годы Великой Отечественной войны День танкиста и День артиллериста (который был по совместительству и Днем Кавалериста). В общем, выпить можно было в любое воскресенье. А в День советской милиции послушать по телевизору, как поет Алла Пугачева.
Такое изобилие профессиональных праздников родилось, конечно, по желанию трудящихся, но с явного ведома идеологического отдела ЦК КПСС. Идеологи изо всех сил стремились сплотить советское общество. А ведь совместное празднество сближает и, к тому же, позволяет лишний раз капнуть на мозги водицей святых Маркса и Ленина. Рецепт, известный со времен Средневековья.
Впрочем, современные бюрократы, и международные, и доморощенные, действуют по тому же славному рецепту. Огромное количество праздников (иногда довольно смешных) подтверждают это. Праздников нынче столько, что никакая голова их не запомнит и никакая печень не выдержит.
И нужно ли портить эти важные органы? Ведь, как известно, обилие поводов для празднования совсем не увеличивает количество радостного настроения. Скорее, даже наоборот.
Кому и зачем нужны корпоративные праздники
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2011, N 12
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В статье раскрывается значение корпоративных праздников как одной из составляющих корпоративной культуры, метода налаживания внутриорганизационных коммуникаций, усиления трудовой мотивации. Обобщается опыт корпоративных праздников, предлагаются практические рекомендации по их организации и проведению.
В целом праздник формирует положительное отношение к жизни. Большинство людей хорошо чувствуют, что во время праздника нельзя быть раздражительными и угрюмыми, держаться особняком, нарушать общее приподнятое настроение. Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека.
Не просто праздник, а решение проблем
Что касается корпоративного праздника в Советском Союзе, то на первых порах он имел сильнейшую политическую окраску. Со временем (годам к 1960-м) праздник обрел более «человеческое лицо». Составляющими «советского» корпоративного праздника в разных комбинациях были: непременная официальная часть, номера самодеятельности, которые могли иметь политическую направленность, критическую направленность (об отдельных недостатках на предприятии, бракоделах и т. п.), нейтральную направленность (сюда можно отнести любительские опыты в области театра, эстрады и музыки), выступления профессиональных артистов (в те времена существовала система шефства, которое концертные организации брали над предприятиями). С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем чтобы возродиться в середине 1990-х уже в ином качестве.
Корпоративные праздники устраиваются по случаю знаменательной даты в жизни компании. Можно выделить несколько задач, решению которых способствует корпоративный праздник (причем организуя соответствующее мероприятие, компания может достичь сразу нескольких из них).
1. Подтверждение успеха. В данном случае основным акцентом праздника является подчеркивание достижений, успехов компании, коллектива (отдела) и/или отдельных сотрудников. Подведение итогов работы в форме праздника отличается позитивной направленностью, подчеркиванием особых достижений и их персонификацией, то есть упоминанием вклада максимально возможного числа сотрудников в эти достижения.
2. Воспитание сотрудников, закрепление образцов «правильного поведения». Такая задача корпоративного мероприятия непосредственно связана с формированием корпоративной культуры, с передачей и приобщением сотрудников к значимым для компании ценностям, к стилю взаимодействия людей в компании, к пониманию сложившегося и поддерживаемого в коллективе поведения.
3. Адаптация в организации. Корпоративный праздник с элементами неформального общения, нестандартными и неофициальными формами донесения информации о компании и требованиях к персоналу может существенно ускорить процесс адаптации новых сотрудников, способствовать установлению и налаживанию коммуникаций, уменьшению коммуникационных барьеров.
4. Усиление мотивации. Одним из ведущих мотивирующих факторов для сотрудника являются отношения в коллективе. Неформальное комфортное запоминающееся корпоративное событие способно повысить уровень трудовой мотивации персонала, эффективность оперативной работы.
5. Исследование корпоративной культуры, отношений, персонала. В обстановке, отличающейся от рабочей, как правило, проявляются новые качества и особенности поведения сотрудников. Это может обеспечить руководителю понимание настроя, мыслей и чувств сотрудников относительно компании, коллектива и себя самого в этом коллективе.
6. Сплочение коллектива. Функция сплочения, эмоционального сближения сотрудников компании является одной из самых важных. Правильно составленная программа корпоративного праздника может включать развлечения и интерактивные игры, направленные на сплочение коллектива.
7. Выражения признательности, благодарности, удовлетворение потребности персонала в обратной связи. Корпоративный праздник демонстрирует признание трудовых достижений работников, показывает персоналу, что их усилия на рабочем месте не просто оплачиваются, но и признаются успешными и достойными всяческих похвал.
8. Возможность отдыха. Отвлечение от трудового процесса необходимо, равно как и снятие рабочего напряжения, переключение тематики общения с коллегами с деловых на внерабочие темы. Все это позволяет снизить усталость и повысить работоспособность.
9. Развлечение. Праздники позволяют ощутить радость жизни. Руководство, дарящее своим сотрудникам возможность пережить несколько радостных часов и минут, получит в ответ благодарность и признательность.
К основным характеристикам корпоративного праздника можно отнести следующие [4]:
— корпоративный праздник является инструментом внутреннего PR, проводником базовых корпоративных ценностей и установок;
— корпоративный праздник является специальным мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов;
— корпоративный праздник может способствовать достижению поставленных целей, при условии его грамотного использования;
— корпоративный праздник может быть направлен на разные целевые аудитории, в зависимости от поставленных целей и задач.
Информация для размышления. Отношение к корпоративным вечеринкам: результаты опроса
Какие бывают праздники
Корпоративные праздники можно разделить на следующие категории: 1) по поводу их проведения; 2) по их «идеологической» направленности, то есть по задаче, которую они решают; 3) по типу организации.
В зависимости от повода проведения выделяют:
Многие крупные компании составляют специальные календари корпоративных мероприятий, куда, как правило, входят все общегосударственные, корпоративные и профессиональные праздники, а также мероприятия по тимбилдингу. Наличие такого календаря корпоративных праздников и наличие плана по обучению персонала помогут правильно спланировать любые другие мероприятия с участием сотрудников (презентации, деловые поездки) и помогут выбрать дату для не запланированного заранее корпоратива.
Идеологически корпоративный праздник может быть ориентирован:
— на сотрудников (преобладают задачи «построения команды», сплочения, донесения корпоративных ценностей, усиления мотивации);
Среди праздников, ориентированных на сотрудников, в зависимости от решаемых задач можно выделить следующие:
— праздник-традиция. Дань укоренившейся традиции проведения праздников, подтверждение стабильности и неизменности принципов в отношении к персоналу;
— праздник-благодарность. Средство выражения внимания, заботы о персонале;
— праздник-подарок. Своеобразная премия или «заменитель» премии за профессиональные достижения;
— праздник-разрядка. Снятие накопившихся в процессе работы межличностных конфликтов, улучшение психологического климата в коллективе;
— праздник-инновация. Хороший способ привить мысль о новшествах в компании, обосновать необходимость изменений, изменить отношение к структурам и рабочим процедурам, откорректировать корпоративные ценности;
— праздник-мотивация. Усиление интереса к работе, формирование желаемого коллективного настроения (team-spirit);
— праздник-сплочение. Развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы (team-building);
— праздник-тренинг. Создание и укрепление необходимых стереотипов и алгоритмов поведения, установок на совместное достижение результатов, атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия (team-traning).
По типу организации корпоративные праздники можно условно разделить на ряд групп.
1. Банкетные мероприятия. Это самый часто встречающийся тип организации праздника. Проводится в ресторанах, банкетных залах. При выборе этого типа праздника особое внимание следует уделить программе банкета, разнообразив ее включениями развлекательных мероприятий на корпоративную тематику, как-то: шутливые викторины по истории фирмы и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения ярких сотрудников фирмы забавными призами и тому подобное. Плюсы: не требует больших финансовых вложений, эффективно выполняет задачу по сплочению коллектива. Минусы: в специфичных российских условиях организовать мероприятие так, чтобы консолидирующим стал фактор корпоративности, а не алкоголь, непросто.
2. Загородные мероприятия. К праздникам такого типа можно отнести выезды «на шашлыки» всем коллективом, развернутые «дни компании», которые могут занимать целый уик-энд и обычно проходят в пригородных пансионатах, гостиницах. Как правило, все они проводятся не в банкетных условиях и включают в себя спортивные или околоспортивные состязания. Проводятся такие праздники обычно поздней весной и летом. Плюсы: природа, свежий воздух, широкие возможности для организации спортивно-развлекательных мероприятий. Минусы: полная зависимость от погоды.
На что обратить внимание, организуя корпоративный праздник
Подготовка и проведение корпоративного праздника включают следующие этапы [5]:
2. Определение круга участников, их роли.
3. Назначение ответственного за подготовку и проведение мероприятия, составление списка приглашенных.
4. Выбор места проведения мероприятия.
5. Программа праздника и подробный сценарий (все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее).
6. Определение бюджета мероприятия.
7. Освещение в СМИ (далеко не все корпоративные праздники стоит афишировать для внешней среды организации, однако некоторые мероприятия, которые могут быть интересны не только сотрудникам фирмы, но и более широкой общественности, могут быть освещены в СМИ).
8. Анализ результатов (удалось ли достичь поставленных целей мероприятия, какие ошибки и почему были допущены при проведении мероприятия, как мероприятие освещалось в СМИ, довольны ли участники, как изменились межличностные коммуникации и прочее).
По мнению организаторов корпоративных праздников, при их подготовке необходимо учесть массу различных деталей, работающих на создание особой праздничной атмосферы.
Подготовка развернутого сценария. Делается это на основании утвержденной концепции. Без тщательно проработанного, выверенного по времени сценария велика опасность оказаться в ситуации, когда, например, все развлечения уже закончились, а до фуршета еще далеко. В сценарии мероприятия обязательно должны быть предусмотрены паузы для отдыха, равномерная занятость всех приглашенных на праздник гостей. Если мероприятие носит активный характер, то есть в процессе гости будут принимать действенное участие в спортивных играх, активных конкурсах и подобных действах, обязательно нужно помнить о питании. Если праздник начинается поздним утром или днем, рекомендуется в программу ввести обед (желательно с минимумом алкоголя).
Мнение специалиста. Эффективная работа с заказчиками праздника
Евгений Соломин, президент компании «Арт Шоу Центр»:
Как правило, руководители отдают на откуп работу в этом направлении подчиненным, а подчиненные отдают соподчиненным. А потом все собираются, смотрят, что непонятно, как заданы условия, и непонятно, какие задачи решаем. Как мне сказал один из руководителей одной очень крупной организации, когда мы принесли ему предложения: «Да, мне надо было с самого начала общаться с вами напрямую самому, потому что доверяем подчиненным, а потом и получаем такой результат». Потому что подчиненные не услышали его, а если бы мы его услышали, мы бы его сразу поняли, потому что он мыслит на уровне организации полного системного бизнес-процесса, а подчиненные видят только свой кусок. Нас попросили дать что-нибудь оригинальное. Мы придумали средневековый турнир, и тот, кто нам заказывал, был в восторге. А руководитель говорит: «И как мы будем проводить средневековый турнир в рабочем поселке? Кто меня там поймет?» И получается, что, с одной стороны, мы отработали отлично, потому что дали интересные предложения, с другой стороны, если бы нам с самого начала правильно поставили задачу, что здесь не формы главное, а содержание, тогда бы и ответ был другой.
Вовлечение сотрудников организации в корпоративный праздник. Если задачи проведения мероприятия предполагают активность сотрудников и их включение в процесс подготовки, то можно повысить их интерес к корпоративному мероприятию, используя следующие методы: а) организовать опросы по содержанию и формату праздника; б) определить (голосованием) победителей в номинациях; в) предложить подразделениям или группам сотрудников организовать подготовку выступлений; г) создать обстановку секретности вокруг какой-то части программы (с утечкой информации или без нее); д) анонсировать розыгрыши призов; е) анонсировать вручение подарков.
Другой вариант, когда проводится шуточное награждение. Выбор номинантов происходит путем всеобщего голосования или опроса сотрудников.
Сценарий и форма проведения праздника зависят от сложившейся корпоративной культуры: в одной компании на ура проходит «капустник», а у сотрудников другой компании такое предложение вызывает раздражение. Основанием к тому, чтобы организовывать выступления от подразделений, «капустник», являются:
— внутренняя потребность сотрудников к такой активности;
— наличие у сотрудников времени на подготовку (в компании не ведется завершение важных проектов, не проводятся проверки и т. д.);
— возможности сотрудников в плане их театральных, вокальных, танцевальных и прочих способностей (если «капустник» превратится в последовательность жалких и не смешных номеров, то это не доставит никому удовольствия);
— готовность руководителей подразделений взять на себя режиссерские функции или наличие лидеров, способных взять на себя подготовку выступления (если руководители отделов не готовы хотя бы помочь собрать людей для репетиций, если сам руководитель не участвует в этом процессе, то лучше отказаться от идеи организации «капустника»).
Если в компании сложились предпосылки к организации «капустника», то следует позаботиться о следующем: выстроить логику выступлений, помочь сотрудникам в репетициях, выполнить организационные требования к выступлениям.
В целом подготовка выступлений от подразделений обычно дает свои плоды уже на этапах подготовки и репетиции праздника, так как объединяет и сплачивает коллектив.
Призы и подарки на праздник. Вопрос о наличии подарков на корпоративном празднике является важным аспектом подготовки мероприятия. Выбор подарков предполагает ответы на следующие вопросы:
— какой выделен бюджет на приобретение подарков?
— что не принято дарить в компании?
— что дарили в прошлый раз (в прошлом году)?
— приветствуется оригинальность подарков, стандартные или корпоративные подарки?
— подарки будут персонифицированные или всем (какой-то категории) одинаковые?
— как подарки будут соотноситься с тематикой праздника?
— какая предполагается церемония вручения?
— как следует оформить подарки?
Независимо от того, будут подарки к празднику ценными или символическими, важно особым образом провести вручение подарков.
Доставка гостей «на праздник» и «с праздника». Возвращение обратно, как правило, гостей мероприятия волнует всегда больше, чем доставка собственно на праздник. В каждом конкретном случае каждая компания сама определяет необходимость доставки, однако в ряде случаев без доставки гостей на торжество просто не обойтись.
Мнение специалиста. Тенденции корпоративного Нового года
Марьяна Давыдова, бизнес-директор «Технологии Игр»:
Мнение специалиста. Если не хотите все испортить
Наталья Пигулевская, директор компании Gloria Event Management:
Очень часто бывают некстати плохо организованные квесты. Скажем, люди готовились к банкету или торжественному вечеру (к примеру, на Новый год), а вместо этого руководство решило сыграть в командообразование и предложило своим сотрудникам пробежать по заснеженному Киеву в поисках сомнительных «сокровищ». Такие мероприятия, как правило, вызывают только негатив у участников.
Частой ошибкой является игнорирование непредвиденных расходов. Представьте: вы в хорошем настроении приходите в ресторан, ожидая отличный отдых после стольких трудов, а вместо этого вдруг выясняется, что, чтобы включили свет, нужно дополнительно заплатить 500 долл. США (реальный случай, произошедший недавно с одним из наших партнеров); за пользование посудой требуют отдельно доплатить и т. п.
Видеосъемка может проходить в режиме репортажной съемки, а можно заранее составить сценарий видеофильма и в течение праздника снимать отдельные сцены. Конечно, для второго варианта видеосъемки необходимо приглашать опытного видеооператора и помощника видеооператора, чтобы постараться охватить различные моменты. Нужно помнить, что стоимость видеомонтажа определяется его сложностью и может существенно превышать стоимость самой видеосъемки.
Как правило, женщины появляются на празднике в красивых нарядах с элегантными прическами, а мужчины могут прийти на праздник в том же виде, что и на рабочие совещания, хотя прийти на праздник в стандартном офисном виде не самое лучшее решение. Например, на корпоративную вечеринку, проводимую только для своих сотрудников, можно прийти в свитере-водолазке, яркой рубашке, спортивном пиджаке, но если на это мероприятие приглашены гости из вышестоящих компаний, государственных учреждений, то лучше не отказываться от рубашки с галстуком, а строгий офисный пиджак заменить блейзером (клубным пиджаком).
Если праздник предполагает наличие особого дресс-кода, то сообщать об этом гостям надо как можно раньше. Если акцентируется торжественность мероприятия, дресс-код обозначается в соответствии с международным протоколом для официальных мероприятий.
Существуют два основных правила дресс-кода корпоративного мероприятия: а) четко и заранее донести информацию гостям праздника, что требуется и как это должно выглядеть; б) заявленный на празднике дресс-код должен выполняться руководством компании и организаторами на все 100%.
Поведение руководителя на корпоративе. Зачастую организатор предполагает, что руководитель, одобряя сам факт и формат проведения праздника, уже как бы по умолчанию готов к участию в празднике в роли «правильного» участника. Но руководителю часто помощь нужна больше, чем кому бы то ни было из других гостей. На руководителя, на его поведение обратят внимание все собравшиеся, поэтому важно прогнозировать возможные ошибки руководителя, постараться помочь ему их избежать.
К числу основных ошибок поведения руководителя на корпоративном празднике можно отнести следующие:
— руководитель вообще не пьет, т. е. не поднимает бокал даже с соком (или, наоборот, пьет по полной программе, удерживая первенство по алкоголическому экстазу);
— существенные отличия в меню на столе у руководителя и у сотрудников увеличивают дистанцию между собравшимися. В целом нормально, когда руководителям ставят напитки выше классом, но разница не должна быть существенной.
Подводя итог, отметим, что корпоративные праздники являются одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций, действенным инструментом внутреннего PR, грамотное использование которого приводит к ощутимым результатам.
Мнение участников корпоративов. А может, лучше деньгами?
Из переписки посетителей одного из internet-форумов:
«У нас был такой вариант. Пришло письмо из отдела кадров: типа давно не выезжали за город на корпоратив, ждем ваши пожелания и предложения. И вот в компании, где 90% неженатых и незамужних, из них почти все в возрасте до 25 лет, никто не откликнулся на это предложение. После этого больше не спрашивали, а высылали письмо: корпоратив там-то и тогда-то. «
«Мне понравилась идея устраивать выезд в дома отдыха сотрудников с семьями».
«Была на корпоративе, где отделены начальники и подчиненные (пропуска отдельные). Большая открытая территория разделена столбиками с цепочкой, и охрана. Впускают внутрь только по пропускам. Внутри цепочки едят и пьют 50 человек. Снаружи цепочки на них смотрят 650 трезвых и голодных человек, которым дали выпить немного шампанского и пожевать яблочко. При этом была культурная программа».
«А зачем? Если есть позыв с кем-то сдружиться, то это можно замечательно устроить и без помощи культмассовых мероприятий. Совместно проводить время, будет такое желание у сдружившихся коллег, можно опять же без участия работодателя. А если взаимной симпатии нет, то, сколько водки вместе ни выпей, сколько ни пуляй в коллегу краской из ружья, ее и не будет».
«Пусть компания тратит деньги куда хочет, я не владелец бизнеса, и мне все равно».
1. Луначарский А. В. О народных празднествах // Вестник театра. М., 1926. N 62.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
3. Захаров А. В. Феноменология праздничного мироощущения // Сб. научных статей «Общество, культура, мировоззрение». М.: Институт философии АН СССР, 1988.
4. Нестеров Д. Б. Корпоративный праздник как инструмент внутреннего PR [Электронный ресурс]. URL: hr100.ru/wmc/info/article/article07.
5. Волочук С. Корпоративный праздник. СПб.: Питер, 2006.
6. Коновалова В. Г. Управление формированием и развитием организационной культуры: Монография. М.: ГУУ, 2009.
7. Коновалова В. Г. Использование инструментов внутреннего PR в управлении организационной культурой // Вестник университета (ГУУ). 2009. N 16.
8. Коновалова В. Г. Информирование персонала: задачи, подводные камни, решения // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. N 8.
9. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: Экмос, 2003.
10. Материалы сайтов: prazdnuem. ru, domprazdnika. ru, c-culture. ru, 100prazdnikov. com, prazdnik. com. ua, hr100.ru, hr-portal. ru, rabota. ru.