для чего нужны прописи в 1 классе
Консультация для родителей «Прописи для детей»
Тема обучения ребенка письму начинает звучать в родительских кругах достаточно рано. Страх упустить самый благоприятный период для обучения элементарным навыкам письма гонит нас на поиски подходящих прописей для ребенка.
Зачем нужны прописи?
Какие бывают прописи?
В задании ребенку нужно обвести по контуру, а затем повторить самостоятельно различные комбинации фигур и элементов, которые складываются в общую картинку. Многие такие картинки можно затем раскрашивать.
Достоинства: задача осваивать письменные движения завуалирована в интересной для ребенка деятельности, он не сопротивляется самой идее выполнить задание в прописи.
Недостатки: при отсутствии контроля и заботы о качестве со стороны взрослых такие прописи превращаются в обычные раскраски, а контуры при обведении пунктира ребенок соблюдать даже не думает.
Ребенку нужно повторить ту или иную букву по образцу, сначала обведя ее по контуру, затем воспроизведя самостоятельно в рамках строки.
Недостатки: Многие дети испытывают скуку при работе с такими прописями. Как правило, они быстро осваивают принцип начертания той или иной буквы, и смысл многократных повторений, тем более в рамках строки, им тяжело понять. Требуется мягкое и заботливое руководство взрослых.
Активно набирающая популярность разновидность работы с фигурами, формами и крючками, облеченная в формат игры на бумаге. В такой прописи ребенку нужно “включить мигалки” на пожарной машине, “выкопать яму” для фундамента дома, “оставить следы”, как заяц на огороде, и так далее.
Недостатки: игровые сюжеты сложно “притянуть за уши” к классическим элементам букв и самим письменным буквам. Со временем ребенок вырастает психологически, воспринимает игры на бумаге как нечто “для малышей” и теряет интерес к отработке навыков уверенного четкого письма, хотя актуальность прописей-фигур, прописей-элементов не снижается вплоть до окончания начальной школы.
Содержат “крючки”, которые в действительности являются элементами букв, а также сами прописные буквы алфавита в разном виде: увеличенный образец, образец в натуральном виде, образец для обводки (пунктир или серая линия). Могут содержать картинки для обведения по контуру, наклейки, стихи и другие развлекательные элементы, если не предназначены для обучения в школе.
Достоинства: тренируют руку, обучая выводить актуальные для современного письма образы букв.
Недостатки: категорически не рекомендуются детям младше 6 лет из-за незрелости мышц руки и структур мозга, которые отвечают за слитное письмо. При отсутствии квалифицированной помощи не рекомендуются детям, которые еще не обучаются в школе.
Как правильно учить ребенка писать?
Конспект занятия «Прописи для дошкольников» Прописи для дошкольников направлены на развитие начальных графических навыков и правильную постановку руки у дошкольников. Если в младшем.
Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.
Для чего нужны прописи в 1 классе
Ребенка важно подготовить к письму еще в дошкольном возрасте. И прописи для детей станут лучшим помощником в этом деле. Они научат малыша правильно ставить руку при письме. Благодаря прописям ребенок научится красиво и аккуратно писать, что во многом облегчит ему обучение в школе. Кроме того, прописи для детей развивают мелкую моторику рук, координацию движений, внимание и память. А многие из них еще и сопровождаются веселыми играми, заданиями и стишками, что делает процесс обучения интересным и занимательным, а также прививает любовь к занятиям в школе.
Прописи для детей младшего возраста помогают научиться основам письма, они учат правильно держать руку, обводить контур, рисовать ровные палочки, крючки или геометрические фигуры. В них часто есть рисунки-раскраски и другие интересные задания для малышей. Сначала ребенку нужно помогать и направлять его руку. Только потом можно доверить ему самостоятельно выполнять задания. Самое главное, чтобы занятия проводились в игровой форме, и тогда дети от прописей придут в полный восторг!
Ребятам в 5-6 лет можно уже учиться писать. Чаще всего прописи для детей начинаются с отдельных элементов: палочек и крючков. Затем следует написание уже непосредственно самих букв и цифр. Такие прописи тоже включают в себя различные задания, только уже более сложные. В них могут быть скороговорки, загадки, коротенькие четверостишия, таким образом обучение представляет собой увлекательный процесс.
Купите прописи для детей в нашем интернет-магазине, и ваш ребенок быстро освоит все необходимые для обучения в школе навыки: он научится писать, читать и считать. Кроме того, малышу понравится раскрашивать веселые картинки, разгадывать загадки и выполнять несложные интересные задания.
Прописи как кошмар начальной школы. 6 советов, как не замучить себя и ребёнка
Прописи — кошмар начальной школы. Сколько нервов было потрачено и слёз пролито над этими тетрадками с закорючками. А всё ради чего? Наш новый блогер, учитель русского языка и литературы Юлия Минлигалеева, призывает родителей успокоиться. И даёт советы, как освоить навык письма без истерик с обеих сторон.
На этот спич меня вдохновило представление некоторых коллег о нормах чистописания. Клеточки и строчки строго по счету, наклон строго по нормам, «тетрадь — лицо ученика» и прочие зачатки «клинического перфекционизма». Кто-то когда-то сказал, что надо обязательно «задолбаться», обучая ребёнка письму, все поверили. Есть героические коллеги, которые пытаются остановить рвение родителей (и наоборот, адекватные родители, доказывающие, что пропись — не равно ребёнок), но это глас вопиющего в пустыне.
Пожалуй, моя точка зрения несколько нестандартна, предвижу тапки, но всё же. Если мой пост хоть кого-то избавит от головной боли под названием «прописи», то считаю, что живу и работаю не зря.
1. Письмо — это просто зарядка
Давайте честно: кто из нас во взрослой жизни пишет от руки каждый день ну хотя бы час? Если, конечно, вы не студент. Я — учительница, и то не пишу. Тогда зачем столько сил, слез, боли тратить на, казалось бы, ненужный навык? Почему бы не упростить процессы и алгоритмы написания букв до азбуки Морзе?
Письмо — очень сложный физиологический процесс. В нём задействованы мышцы, о которых мы и не догадываемся. Более того, при не соблюдении гигиены письма, можно получить «писчий спазм» (у меня это было, поверьте, пренеприятная штука). И в то же время, именно потому что письмо настолько сложно и ничем не заменимо, оно необходимо как терапия. Финны проверили — интеллектуальные способности детей падают, если заменить письмо на скоропечатание.
Предлагаю так к процессу написания букв и относиться — это зарядка для глаз, мелкой и крупной моторики, для формирования мышечного корсета. А какие буквы получатся и как скоро, на самом деле, вопрос второстепенный, так как в итоге мы все стучим по клавишам.
2. Писать должно быть удобно
Раз письмо — это терапия, относимся к процессу соответственно. С должным тщанием подбираем материалы: карандаши (лучше начать с них, затем перейти на ручки, следите за толщиной), правильную линовку, стул и стол нужной высоты, хорошую лампу (помним про свет слева).
Внимательно следим за физическими ощущениями — не должно быть зажимов, напряжения, скованных поз. В разной литературе рекомендуются различные варианты: где-то писать исключительно сидя за столом, где-то — стоя за конторкой. Я пробую и так, и так: смотрю по ребёнку. Следите за дыханием, оно должно быть ровным, не задерживаться на элементах.
Естественно нужно соблюдать временные рамки. Писать прописи «вот отсюда и до вечера» категорически вредно для здоровья! Ставьте, пожалуйста, таймер: начните с 10 мин, увеличивайте постепенно до 25. Больше не надо. И неважно, какой будет результат, в приоритете — процесс. Самое главное в письме — свобода движений.
3. Детям сложно, примите это
Теперь про нервы. Если вам кажется, что ребёнок не старается, прям назло пишет плохо («Это же так просто!»), вам кажется. Для него это вообще непросто. Ребёнок одновременно осваивает устное произношение звука, вид печатной графемы в прописном и строчном виде и пишет совсем для него новые закорючки тоже в двух вариантах на одну букву! (перемножьте, в русском языке 33 буквы).
Может быть вы когда-то учились играть на музыкальном инструменте (фортепиано, например). Вспомните, как это — одновременно играть двумя руками и следить за нотами? Сколько времени уходит на заучивание музыкального отрывка? Много. С письмом тоже самое.
Поэтому у нас есть каллиграфические гаммы. Поэтому с них мы и начинаем подготовку руки к письму. А чтобы вам тоже получить пользу от процесса и лучше понять своего ребёнка, сядьте рядом и тоже пишите. Только левой рукой. Вам понравится! Поменяйтесь потом с дитём листочками и посмотрите, у кого что получилось.
4. Прописи оценивать нельзя
Важный момент! Прям Nota Bene! Не оценивайте результаты ваших с ребёнком стараний с позиции «тут постарался, а тут плохо, два тебе». Вы пишете и это уже здорово. У одного ребёнка вертикальная прямая с нужным наклоном получится через две строчки, у другого — через два года. И они оба будут молодцы. Мы не оцениваем рыбу по способности забраться на дерево.
5. Писать можно по-всякому
Ходит много споров о способе письма: отрывное или безотрывное. Отрывное письмо практиковалось во времена перьевых ручек: тогда, чтобы продолжить писать, надо было обмакнуть перо в чернила. С появлением шариковой ручки такая необходимость отпала. Теперь многие педагоги и психологи стоят за безотрывное письмо, ибо так ребёнок (тем более ребёнок с нарушениями, а их, к сожалению, большинство) не отрывает руку от строки, а плавно по ней движется. Это позволяет избежать рассинхрона в самопроговаривании и письме, а значит, уменьшает дизорфографические ошибки.
Другие же признают безотрывное письмо негигиеничным, перегружающим и без того слабую мелкую моторику, портящим здоровье детей. Во время отрыва рука отдыхает, а все проблемы с возвратом к нужному месту элемента решаются микроотрывами и постепенным «сращением» элементов.
Моё мнение: смотрим на конкретного ребёнка. Учитываем анамнез (неврологический статус, речевые нарушения, левшество или амбидекстрию). Просто смотрим как ребёнку удобнее, в какие моменты письма возникают напряжения. Выбираем способ письма, методику и придерживаемся её. Как правило, над методикой подумали специалисты, на ком-то её уже попрактиковали и получили результаты.
6. Плохой почерк — не конец света
Вспомните прекрасные эпистолярные творения врачей. А это не самые глупые люди. Более того, сейчас редко встретишь магистранта с более-менее читаемым почерком. Как-то же они доучились до степени. Иметь красивый каллиграфический почерк — здорово, но не обязательно.
Процесс письма можно совершенствовать всю жизнь и принимать удачи и ошибки с благодарностью к себе. В конце концов, когда ваш ребёнок вырастет, сможет восполнить этот пробел уже по своему желанию. Гораздо важнее сохранить нервы (в школе они вам ещё понадобятся).
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Nigmatulina Aleksandra
Зачем нужны прописи в 1 классе
Попробуйте написать от руки полстранички текста. Скорее всего, этот процесс будет для вас некомфортным, непривычным и утомительным, особенно если по роду службы вам не приходится много писать. Всё потому, что в повседневности для письменной передачи информации нам хватает пары предложений, набранных в чате одним пальцем. Нынешние дети не отстают и, зная буквы, к 1 классу уже умеют писать вполне понятное СМС бабушке. Закономерно, что современные родители учеников начальных классов вслед за своим ребёнком задаются вопросом: ну и зачем учиться не просто писать, а писать, красиво выводя элементы буквы? Зачем тратить силы и время на чистописание?
Что такое прописи?
Специальных прописей сейчас много. Для дошкольников есть прописи общеразвивающие, математические, развивающие логику и т.д. Но если мы говорим об учениках начальных классов, то прежде всего в прописях будут задания, направленные на подготовку руки к письму, а затем на чистописание. Ведь первое, с чем ваш ребёнок знакомится в школе, – букварь. Первоклассники изучают буквы и их звуки, их названия, произношение и написание. Комплекты современных прописей логически дополняют букварь, обучая правильному написанию печатных и прописных букв и их соединений, предварительно предлагая образцы написания.
Зачем первокласснику «каллиграфия»
Прописи помогают формировать не только красивый почерк, но и орфографическую грамотность – важную составляющую общей речевой культуры. Но обо всём по порядку. Начнём с физиологических и психологических свойств и навыков ребёнка 6–7 лет, которые развивают прописи. Это:
Также прописи влияют на развитие сложных нейронных связей в головном мозге, этот процесс проистекает из координации навыка движений руки при письме и мышления, формируется паттерн «слышу – понимаю – воспроизвожу на письме». И волю тоже тренируют именно прописи, потому что выработка навыка письма красивым почерком требует в том числе и волевых усилий. Происходит это очень своевременно: эта сфера начинает формироваться именно в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе.
Конечно, развивая вышеперечисленные характеристики физиологии и психологии первоклассника, те самые тетради с заданиями «обвести», «заштриховать» и «написать по образцу» формируют определённые навыки письма:
Как прописи помогают в учёбе
Прописи помогают первокласснику не только в написании красивых букв. От того, насколько ребёнок приучен к аккуратному и точному письму, напрямую зависит процесс обучения в целом. Каким образом?
Первоклассник узнаёт, что написание каждой буквы состоит из написания её элементов, соединяя которые мы получаем единое целое. А это даёт ребёнку представление о логике и понимание закономерностей в построении окружающего мира.
Наконец, наш маленький ученик начинает понимать, что от количества и качества приложенных усилий зависит положительный результат: если постараешься, строчка красивых букв станет наиболее наглядной иллюстрацией к этому утверждению.
Вот и получается, что, занимаясь тренировкой почерка в специальных тетрадях, ребёнок получает навыки и знания, необходимые для успешного прохождения образовательного процесса в школе. Стоит ли напоминать, что легко читаемый текст, аккуратность и чистота в тетрадях – одна из составляющих положительных оценок по любому предмету в дальнейшем. Поэтому стремление хорошо и успешно учиться может стать для начинающего ученика мотивацией научиться красиво писать.
Можно ли заниматься по прописям дома?
Сразу заметим: в 1 классе нет и не должно быть домашних заданий. Об этом говорит Федеральный государственный образовательный стандарт, и программа начальной школы, соответствующая ФГОС, такая, например, как «Начальная школа XXI века», домашней работы не предусматривает. Но бывает так, что желание самого ребёнка научиться красиво писать подталкивает родителей потренировать с первоклассником правила написания букв и их элементов дома.
Выбор прописей огромен, но прежде чем покупать, спросите совета у специалиста – учителя. Он подскажет, какую тетрадь лучше выбрать для домашних «тренировок». Например, в системе учебников «Начальная школа XXI века» прописи оптимально дополняют «Букварь» и учебник по предмету «Русский язык», и логичнее всего заниматься дома именно по тем прописям, которые входят в соответствующий учебно-методический комплекс.
Если пишем в прописях дома, то:
Насколько важен красивый почерк?
Экспертное мнение педагогов и психологов относительно приобретения красивого почерка во многом сходится. Научиться писать хорошим почерком не является самоцелью. Важно научиться писать, чтобы грамотно и понятно излагать свои мысли в письменной форме.
Поэтому роль и задачи прописей эксперты отмечают следующие.
Если ребёнок будет думать над каждой буквой, куда вести линию и как соединить её с другой буквой, то вряд ли у него будет при этом возможность подумать над тем, что и как он в этот момент описывает.
Неразборчивый почерк мешает ребёнку самому прочитать то, что он написал, а следовательно, увидеть собственные ошибки и исправить их.
Да-да, обучаясь писать аккуратно и понятно, ребёнок прилагает усилия. Следовательно, учится ценить свой труд. Учителю читать аккуратно написанное понятно и приятно. Получается, трудясь над красотой почерка, ученик проявляет уважение к своему учителю и другим людям, которые будут читать его работы в будущем.
Как видим, прописи не просто тренажёр для выработки каллиграфического почерка. Это – один из многочисленных способов воспитать не только грамотного, но и образованного, и всесторонне развитого человека.
Почему школьникам стоит писать от руки: правда ли, что прописи делают детей креативнее?
Благодаря тому, что наша школа не идёт в ногу со временем, а скорее подволакивает её и отстает, дети тратят кучу времени на чистописание. А это в свою очередь помогает им быть умнее, креативнее и лучше понимать, что хотел сказать учитель. Инна Прибора рассказывает, почему не стоит отказываться от прописей в школе.
Почему сегодня мы почти не пишем
Школа даёт нам знания. Большую часть из них мы потом используем в качестве аргумента, что они никогда в жизни нам не пригодятся. (А что, кому-то пришёлся кстати фонетический разбор слова «трансцендентальность», косинус вещественного аргумента и письмо от руки?).
Нет, мало кто станет отрицать, что письмо умирает. Раньше это был действительно полезный навык: рабочие документы, справки, доклады, петиции, подделка чужих подписей. Сегодня всё печатают на компьютере, даже подписываться мы стали реже — приложить пластиковую карту гораздо удобнее, пишет «Мел».
Наверняка скоро и школьные учителя начнут морщить нос и просить: «Петров, твой диктант невозможно проверять. В следующий раз набери его Times New Roman»
Любой технологический переворот меняет способ письма или хотя бы шрифт. Отказались же люди от рефератов на глиняных табличках, от неудобных папирусов, от рисования на телячьей коже. Мы даже больше не учим детей скрипеть гусиными перьями!
В 2016 году финские школы заменили чистописание уроками печати на клавиатуре. В США прописные завитушки уже несколько лет как исключены из обязательных образовательных стандартов. Колумнистка NY Times ещё в 2016 году утверждала, что отказ от прописей позволит детям быстрее и лучше выражать мысли при помощи клавиатуры и высвободит время для действительно полезных вещей. Таким образом, третьеклассник, который раньше только кляксы разводил, получит шанс стать отличным писателем.
Зачем мы мучаем этим детей
Когда видишь, как семилетка проходит пытку чистописанием, сразу хочется потрепать его по плечу и сказать: «Эй, ты видел? Там есть голосовой набор!»
Возможно, прописи с закорючками для современных детей не только менее осмысленное, но и более трудное занятие. Британские врачи уверяют, что сегодняшним первоклассникам даже ручку сложнее держать, чем тем, кто пошёл в школу десять лет назад. Мелкая моторика, мол, стала совсем не та, руки неподготовленные. Если раньше дошкольник только и делал, что гнул проволоку, выстругивал палочки или пытался что-то нарисовать сломанным карандашом, то теперь всё иначе. Наиболее привычное телодвижение для маленького ребёнка — провести указательным пальцем по экрану планшета.
Может, и не нужно это бумагомарательство! Всё равно через несколько лет ребёнок, скорее всего, даже в любви будет признаваться при помощи смайликов. Я уж и не говорю о написании резюме. Оно будет состоять из двух гифок.
Однако научные факты говорят о том, что вместе с тетрадками с наклонными линеечками от нас может уйти что-то очень важное.
Что даёт письмо от руки
1. Развивает креативность и свободу самовыражения
Психолог Вирджиния Бернинджер провела исследование: она сканировала мозг детей из двух групп — одни писали мини-сочинения от руки, другие печатали на компьютерах. У ребят из первой группы усиливалась нервная активность в областях, связанных с рабочей памятью, и в целом их тексты отличались большим лексическим разнообразием и фантазией. Это интуитивно понятно тем, кто в детстве рисовал на полях косички, завитушки и художественное послание соседу по парте. Письмо — это ведь не только передача символов, но и пространство рисования, поиска гармонии между кружевной «Б» и «сам такой, Петров».
2. Позволяет лучше запоминать и понимать предмет
Психологи Пэм Мюллер из Принстона и Дэниель Оппенгеймер из Калифорнийского университета пытались понять, что помогает студентам лучше учиться. Они развели испытуемых по разным комнатам: у одних были ноутбуки, с которыми они обычно сидят на лекциях, других озадачили, вручив им бумажные блокноты и карандаши. И тем и другим пришлось прослушать и зафиксировать одинаковый лекционный материал, а потом пройти тестирование на его усвоение.
Студенты с карандашами сдали тест гораздо лучше своих товарищей. Причем учёные проверяли не только фактический материал, но и понимание связи между явлениями. И везде ребята с клавиатурой были побеждены. Правда, пока не очень понятно, как это объяснить. Возможно, более низкая скорость записи от руки заставляет студентов относиться более избирательно к тому, что они вносят в тетрадь, и хотя бы изредка пытаться вникнуть в бормотание человека за кафедрой.
3. Уменьшает проблемы с чтением
Исследования, которые проводят с дошкольниками, часто заканчиваются так же, как и любой семейный вечер. Детям подсовывают карточки и бомбардируют вопросами: «А это что за буква?» Идея французских учёных состояла в том, чтобы часть детей от трёх до пяти научить рисовать буквы, а других — печатать на компьютере. А потом попросить правильно назвать буквы, когда их показывают.
Те ребята, которые от руки малевали «Я» как «R», гораздо лучше справилисьс заданием. Такой результат учёных не удивил: детские когнитивные навыки тесно связаны с моторными программами и телесным опытом. Собственно, странные приёмы учителя начальной школы — рисуем буквы пальчиком, лепим их из пластилина, выкладываем телами прописную «Й» — как бы намекают, что по-другому буквы не одолеть.
4. Учит снимать стресс
О том, что письмо помогает успокоиться и сосредоточиться, заявляют авторы психотерапевтических методик и популярных книг. Записывайте, мол, свои переживания и ощущения в течение дня — и сразу заметите эффект. К сожалению, с детьми такой фокус не проходит. Человек только-только отмучился с домашкой по русскому, а тут ему предлагают записать свои переживания. Понятно, что там будут за слова.
Благотворное влияние рукописного дневника на свою жизнь можно ощутить уже после того, как письмо стало автоматическим навыком (явно не в первых классах школы). В противном случае это будет не снижать, а, наоборот, увеличивать внутрисемейное напряжение.
Таким образом, пункт переименовывается в «Снятие стресса у родителей». Если они, закрывшись на кухне, начнут вести дневник, в семье на какое-то время воцарятся мир и покой.
Хотя эти четыре плюса несомненны, втолковать их ребёнку невероятно трудно. Остаётся только порадоваться, что наши школы не такие прогрессивные, как финские. В них ещё не заменили чистописание печатью, а кое-где даже можно встретить и настоящую промокашку.
Письмо отражает нашу личность — об этом знают графологи, психологи и те парни, которые в конце XIX века при свете газового фонаря расследовали убийства. Между прочим, это они придумали, что у каждого преступника свой почерк.