для чего нужны развивашки
Для чего нужны развивающие игры
Татьяна Баскова
Для чего нужны развивающие игры
Для чего нужны развивающие игры.
Для развития личности ребенка, для того, чтобы он стал «субъектом собственной жизни в мире»следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и здоровья, а также к средствам и способам общения с миром. Для этого ребенку, безусловно, необходимы знания, умения и навыки познания мира.
Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и понять, он задает множество самых невероятных вопросов. Ребенок хочет, мечтает всему научится. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется эго очередным развлечением. А сложность и трудность, не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. Разве можно развлекаться в поте лица
Развивающие игры выполняют сразу две задачи, с одной стороны это игра, а с другой, они целенаправленно развивают психологические способности детей. Игры очень разнообразны,но все они исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картона, карточек и т. д.
2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи даются в порядке возрастания сложности, т. е. по принципу от простого к сложному.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку самостоятельно развивать свои способности, в отличие от обучения, где все объясняется.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задачи и нельзя под-сказывать.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой по-пытки.
8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора, серии картинок, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей.
9. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми задания-ми, а позволяют составлять новые варианты заданий, и придумывать новые игры
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей.
11. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу радости и творчества.
В развивающих играх удается объединить один из главных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно но способностям. Развивающие игры развиваютразные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, мышление, умение находить закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственные представления, воображение, способность предвидеть результаты своих действий. СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игры, развивающие восприятие
РАЗВИВАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С самого своего рождения малыш развивается, познавая окружающий мир. Важную роль в развитии маленькой личности играет создание особой среды — пространства, наполненного играми и занятиями, которые направлены на получение новых знаний, умений и навыков. Особое значение имеют развивашки — игры, помогающие совершенствовать мелкую моторику, развивающие мышление, творческое воображение, закрепляющие навыки самостоятельного выбора решений. Два главных принципа, которые в них заложены и которые полностью соответствуют методу Монтессори:
Зачем же нужны детские развивашки?
Постараемся разложить обобщенный ответ, который мы дали выше, «по полочкам» — это будет полезным для родителей при создании ими развивающей среды в домашних условиях.
В основе — интерес и естественное стремление ребенка к самообучению
Возрастные особенности развития
В соответствии с программой Монтессори развивающие игры ориентированы на возрастные особенности детей. А они таковы:
Развивашки по возрастам
Многолетняя практика педагогов Монтессори показывает, насколько эффективны развивашки для общего детского развития, начиная с самого раннего возраста. Приведем лишь отдельные типы развивающих занятий, проводимых в разных возрастных группах. Нужно отметить, что помимо специальных дидактических материалов в качестве игровых элементов выступают самые простые бытовые предметы: крупы, пуговицы, баночки, коробочки, и для занятий дома родителям не составит труда самим подготовить такой материал.
От 1 года до 2 лет
В этом возрасте ребенку интересно всё. Идет активнейшее познание мира, малышу нужно всё потрогать и попробовать на вкус. Он увлеченно окунается в занятия и с удовольствием их выполняет. Важно, чтобы развивашки помогали развитию концентрации внимания, мелкой моторики, координации движений. В числе таких занятий:
Рисование на мелкой крупе. «Листом бумаги» становится манка или другая мелкая крупа. На ней можно рисовать пальчиками, оставлять их отпечатки, отпечатки ладошек. Самым активным образом здесь задействована мелкая моторика, что активизирует сразу несколько участков головного мозга, в том числе и отвечающий за речевое развитие. Кроме того, мягко массируются подушечки пальцев, поверхность ладошки. Рисовать можно и кисточкой, палочкой, другими предметами, что позволяет развивать не только тонкую моторику, но и творческое воображение.
Перебирание, раскладывание мелких предметов по чашечкам, баночкам, бутылочкам. Для этого пригодятся пуговицы, фасолинки или, например, кусочки мозаики. И вновь здесь активно проявляет себя мелкая моторика, развивается логическое мышление, ребенок учится сосредоточенности. Только следует внимательно следить за процессом — в этом возрасте малышу интересно попробовать всё на вкус.
Помимо этого, в данном возрастном промежутке ребенок может учиться:
Сделать такую доску родители могут и самостоятельно. Только следует исключить наличие колющих, острых, режущих предметов и учесть момент, для мальчика или девочки делается «умная доска».
Также можно продолжать, но в более усложненном виде, занятия с переливаниями, пересыпаниями и сортировкой мелких предметов, с прищепками и другими материалами.
Развивающие занятия в 3 — 4 года
Ребенок становится более самостоятельным, происходит активное пополнение словарного запаса. Важные моменты, которые необходимо акцентировать — это упражнения из практической жизни, занятия по развитию речи, подготовка руки к письму.
Развивашки в 4 — 6 лет
В этом возрасте основные навыки из практической жизни уже усвоены. С 4 лет малыш начинает проявлять активный интерес к счету, а также к письменной и устной родной речи. Для развития письменной речи используются такие занятия, как:
Чтение. В соответствии с методикой Монтессори педагоги обращаются к нему, только убедившись, что ребенок усвоил звуковое обозначение букв и может складывать из азбуки простые слова. Малыш с интересом включится в такие занятия, как:
С интересом ребенок воспримет и занятия со счетами, которые будут постепенно усложняться к шести годам. В этот же период он активно осваивает различные техники творчества — в соответствии с методикой Монтессори акцент делается не на создаваемых образах, а именно на техниках, разнообразии используемых материалов и инструментов. И, конечно, все активнее изучается окружающий мир: в космической зоне используются карты, изображения по категориям (животные, страны, города и т. д.), огромный интерес вызывают всевозможные опыты, позволяющие наглядно постигать различные явления. Ребята, уже освоившие навыки письма, могут записывать результаты своих наблюдений или опытов.
Значение развивающих занятий по системе Монтессори
В небольшом материале непросто охватить весь спектр возможностей и открытий для малыша, который предлагает программа детского развития Монтессори. Всесторонне развиваясь, ребенок получает навыки практической жизни, через задания, игры и упражнения совершенствуются его сенсорика, речевой аппарат, логическое и творческое мышление.
Однако самое главное, что обретает будущий школьник — внутреннюю независимость, самостоятельность в выборе решений, готовность работать и добиваться результата и самостоятельно находить и исправлять свои ошибки — всё, что необходимо для формирования полноценной личности. Не случайно все перечисленные и другие развивающие Монтессори занятия базируются на ключевом принципе этого направления в педагогике: «Помоги мне сделать это самому».
Кому нужны «развивашки» — детям или родителям
Осень — время выбора дополнительных занятий. Пока мамы и папы штурмуют «Гугл» в поисках идеальной секции для ребенка, дети уже давно все решили за них. Как и почему это происходит, рассказывает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.
«Рынок смотрит на Ваших детей с двух лет! Вы должны об этом думать! Позаботьтесь о будущем вашего ребёнка сегодня! Мир — зона конкуренции!» — такие лозунги бомбардируют родителей и заставляют их сомневаться в себе. Все ли они делают для собственных детей сегодня? Сколько всего можно успеть сделать за один детский день длиной 24 часа, если есть еще детский сад или школа, а сон тоже необходим? Ведь сам по себе ребенок развиваться не начнет!
Детей водят на развивающие занятия начиная с года: шахматы, музыка, языки, спорт, театры и концерты классической музыки с маркировкой 0+. Книга и концепция Масару Ибуки «После трех уже поздно» долгие годы заставляет тревожных родителей тратить нервы, время и деньги.
Некоторые мамы из домохозяек превратились в водителей, развозящих детей в самые лучшие секции и кружки в разных концах города. Другие же ушли в жесткий протест: «Нечего лишать ребенка детства! От перегрузок дети болеют. Мы росли без этого и выросли не такими уж отсталыми!» Сложно найти баланс между этими часто непримиримыми родительскими позициями!
По данным социологических опросов, большинство родителей все-таки предпочитает, чтобы ребенок посещал хотя бы одно дополнительное занятие. Примерно половина мам и пап стремится к тому, чтобы кружков было больше, чем один. Интересно, что российские родители предпочитают музыке и рисованию спорт и танцы, а уж в научно-технические кружки ходят вообще единицы. Любопытно, насколько наш рынок труда заинтересован в будущих спортсменах и танцорах? Конечно, многие родители отдают ребёнка на занятия спортом «для здоровья, а не ради медалей», но есть множество и тех, кто делает ставку на олимпийское золото с рождения.
Помню одного папу, который говорил, что будет из ребенка делать звездного теннисиста, поглаживая беременный живот жены. Родившийся мальчик никаких спортивных способностей не имел, но посещал теннисную секцию пять раз в неделю почти с рождения. Папа закрывал глаза на школьные «двойки» ради спорта, а ребенок теннис тихо ненавидел. Как только он достиг подросткового возраста и взбунтовался, прогуливая оплаченные занятия, папа полностью потерял интерес к сыну. А был ли он у него до этого? Или это был вклад в собственные амбиции?
Если вы заботитесь о здоровье ребенка, то не думайте, что спортивная секция два раза в неделю закроет проблему с дефицитом активности и излечит гиподинамию. Двигаться ребенок должен постоянно, то есть каждый день: самокаты по дороге до детского сада или школы вместо того, чтобы подвозить на машине, ролики и велосипеды с друзьями и родителями по выходным, веселые игры на улице каждый день. Спорт больших достижений может вредить здоровью и психике, особенно если ребенок не имеет к нему склонности.
Если говорить о самих детях, а не о наших фантазиях и амбициях, то родительская задача — создать оптимальные условия для развития их способностей и интересов. Основная познавательная и развивающая деятельность ребенка в этом возрасте — игра, вот почему мы должны дать детям возможность играть каждый день.
Если вам кажется, что ребенок наигрался в детском саду, то это не так. Игра в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте — это способ не только наработать новые навыки, но и переварить те впечатления, которые он получил. Этому же служит и свободное рисование, то есть рисование без задания. После посещения детского сада, прогулки, похода в гости у ребенка должно быть время на проживание впечатлений. А если его нет, то регулярные истерики или заторможенные реакции, в зависимости от темперамента, будут регулярными.
Примерно к пяти годам внимательный родитель может увидеть предпочтения ребёнка. Что он любит больше всего? На что он готов тратить свое свободное время, если оставить его в покое? Во что он играет, о чем рассказывает? Понаблюдайте за ним. Подумайте, можете ли вы дать своему ребенку дополнительное время на то, что он любит, а вы не можете обеспечить это в домашних условиях? Это и будет идеальный для малыша кружок. Место, где будут собираться дети с похожими интересами, где можно не только увлеченно заниматься любимым делом, но и найти друзей на долгие годы.
К сожалению, нередко бывает так, что направление дополнительного образования вы, как внимательный родитель, выбрали правильно, но ребенок ходить туда отказывается. И мама с папой тут же считают, что совершили ошибку, срочно начиная вместо музыки заниматься рисованием. Но проблема может быть и в другом: например, в преподавателе, подходе к занятиям, конфликте с детьми.
Разговаривайте со своим ребенком, общайтесь с родителями других детей из секции, с учителем, тренером, помогите ребенку решить конфликт. Если ничего не получается, меняйте место, ищите своего преподавателя. Жителям мегаполисов проще: кружков сотни, выбор огромный, а жителям городов поменьше приходится идти на компромиссы.
Вы старательно наблюдали за своим ребенком, но никаких предпочтений не обнаружили? Возможно, что у него не было возможности попробовать то, что ему понравится. Сделайте это вместе! Ходите на мастер-классы, короткие мероприятия на разные темы — это прекрасный способ получить новые впечатления, расширить кругозор ребенка, да и свой, узнать друг друга получше и помочь малышу найти то, что его увлечет. Записывайтесь в одну-две секции, от которых ребенок не отказывается наотрез — пусть получит новый опыт. Ведь если не попробуешь, как понять, твое это или не твое? Лишь около 3% детей определяются со своими предпочтениями в дошкольном возрасте и не изменяют им в течение жизни.
Есть дети, которые готовы сбегать отовсюду при первой возникшей трудности. Если вы знаете о такой особенности вашего ребенка, можно договориться с ним, что если он выбирает секцию сам, то вы вместе пытаетесь решать возникающие трудности в течение полугода-года, но не бросаете туда ходить. А на следующий год он может попробовать что-то другое. Так вы научите его преодолевать трудности и не сдаваться сразу, что иногда ценнее для дальнейшей жизни, чем сам кружок.
Взрослым приходится учить ребенка распределять свои силы, ведь невозможно посещать все на свете дополнительные занятия одновременно. Вместе составьте расписание, включающее сон, еду, уроки, прогулки, а потом найдите в нем свободное время. Выпишите все активности, в которых малыш хочет принять участие, и предложите ему самостоятельно найти для них «окошко». Так он научится выстраивать иерархию своих желаний и отказываться от того, что выше человеческих сил.
Хотя есть на свете и очень активные дети, успевающие много всего и получающие от этого удовольствие. Их сил и желаний хватает буквально на все! Тогда почему бы и нет? Просто важно понимать, что не каждый ребенок на это способен.
Сейчас как раз сентябрь — самое время подумать о том, будет ли ваш ребенок куда-то ходить в течение этого учебного года и успеть записаться туда, где он сможет получить новый опыт, знания, найти друзей, открыть свои возможности. А для вас это отличная возможность удивляться тому, как много ваш малыш уже умеет делать самостоятельно и радоваться его росту и развитию.
Развивашки для детей: плюсы и минусы. Методики раннего развития.
Идея раннего развития детей становится все более популярной в нашей стране. Практически каждый день открываются новые центры, где нижний возрастной порог уже даже не оговаривается. Если еще 20 лет назад дети учились читать и писать в первом классе, то теперь распространено мнение, что не знать все буквы английского алфавита в 2-3 года – уже неприлично. Как только малыш начинает сидеть, мамы начинают задумываться, куда бы начать водить ребенка, когда он научится ходить.
Плюсы раннего развития
В противовес этой позиции, также широко обсуждается отсутствие необходимости в начале образовательного процесса с того момента, как ребенок начинает самостоятельно ходить. Среди противников раннего развития в нашей стране выступает известный психолог, адепт теории привязанности на всем постсоветском пространстве Людмила Петрановская. По ее мнению, свобода, игра и активное взаимодействие со взрослыми, а именно мамой, папой и другими членами семьи – лучший фундамент для благополучного развития в будущем. Кроме того, как говорит Петрановская, «озабоченность «развитием» ребенка, дает ему понять, что он не так уже нужен, важны его успехи». И не согласиться с этим трудно. Действительно, загруженность ребенка с первых лет жизни и пребывание с другими людьми, а не с родителями, в рамках кружков и секций, отдаляет его от семьи и в определенный момент отражается на психологическом здоровье малыша.
Минусы раннего развития
Наиболее популярные методики раннего развития
Методика Марии Монтессори
Одна из наиболее популярных как в нашей стране, так и за ее пределами. В Европе функционируют целые детские сады, придерживающиеся принципов обучения по заветам всемирно известного врача и педагога из Италии. Основная мысль, которая заложена в работе концепции итальянского врача и педагога – это свободное воспитание. Ребенок должен самостоятельно знакомиться с миром. Методика строится на трех ключевых понятиях – самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Вмешательства взрослого в построение образовательного процесса сведены к минимуму, ребенок сам выбирает – что ему интересно в данный момент и в каком объеме. Для успешного освоения знаний и навыков разработана специальная среда, приближенная к повседневной, но доступная для ребенка; обучающие пособия и игры, нацеленные на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия. Любые ошибки, допущенные ребенком, исправляются им самостоятельно, а поведение – не подвергается критике.
Методика Николая Зайцева
Обучение по методике педагога-новатора из Санкт-Петербурга, построено на работе со специальными математическими таблицами и кубиками, которые помогают уже с двухлетнего возраста учиться счету, чтению и письму. Занятия проходят исключительно в игровой форме, что понятно и весело для малышей.
Методика Глена Домана
Американский врач-физиотерапевт разработал свою методику в 40-х года XX века в Америке и впервые внедрил ее для работы с детьми, имеющими различную степень умственной отсталости. Суть его идеи заключалась в том, чтобы заставить мозг ребенка трудиться с самого раннего возраста. Доманом были разработаны специальные карточки, на которых изображаются слова, точки и различные предметы, которые взрослые показывают детям и озвучивают увиденное. По утверждению сторонников этой методики, если начать занятия в первом полугодии жизни ребенка, к трем годам малыш будет обладать богатым словарным запасом, уметь читать и считать. Помимо умственных нагрузок, большое внимание уделяется физическому развитию детей, поскольку, по мнению автора, активность мозга стимулируется, в том числе, движениями.
Это только малая часть методик, которые используются в настоящее время. Подходов и форм существует огромное множество, главное, определить, что подходит именно вашему ребенку. Водить ребенка в «развивашки», какой методике придерживаться – решение исключительно родителей, и никто не может повлиять на него. Опытные психологи и педагоги выделяют как преимущества, так и недостатки в самой идеи раннего развития.
Это важно!
Какой бы результат ни преследовали родители – вырастить будущего нобелевского лауреата или просто дать возможность ребенку поиграть с ровесниками – не забывайте прислушиваться к ребенку, его потребностям и желаниям.
Прекрасно, если малыш с удовольствием бежит на занятия, но если вы ощущаете явный протест со стороны ребенка – не нужно его заставлять. Всему свое время. И отсутствие интереса к развивающим играм и карточкам – еще ничего не значит.
Развивающие детские центры: в чем польза от посещения?
К кружкам все мы относимся по-разному. Одни вспоминают свое детство и утверждают, что отсутствие детских развивающих центров раньше прекрасно компенсировалось родным двором с друзьями, велосипедом и помощью маме по дому. Другие считают, что чем дополнительных занятий больше, тем лучше, а мы в свое время недополучили полезные умения. Третьи мечутся в поисках золотой середины, ну а как не метаться, если речь идет о твоем ребенке, его школьных успехах, профессиональных навыках и, в конечном счете, о его будущей взрослой жизни.
Давайте рассмотрим аргументы «за» и «против».
Творческие кружки: чем полезны, что развивают
Большинство детских кружков направлены на творческое развитие ребенка. Но что такое творчество? Это создание нового, одновременно результат и процесс, в ходе которого ребенок знакомится с множеством новых для него вещей и явлений.
Ребенок осваивает новые материалы или техники, развивает, таким образом, мелкую моторику, готовит руку к сложным операциям, например, письму или черчению, тренирует пространственное мышление, логику, что пригодится в будущем для занятий алгеброй и геометрией. Так что неверно будет преуменьшать роль «развивашек», где с маленькими детьми рисуют солнышки или собирают фигурки из желудей. Все это — шаги на пути к освоению школьных наук. И, конечно, раскрытие талантов.
Перечислим по пунктам плюсы посещения творческих занятий:
Удивительно, но у посещения творческих развивающих занятий есть минусы:
Подготовка к школе
Это 20-30 лет назад вы могли прийти в школу и уже там учиться читать, писать и считать. Сейчас к 7 годам ребенок должен знать буквы, уметь держать ручку в руке, знать азы математики. Зачем это нужно? Неподготовленный к первому классу ребенок не будет успевать за учителем, будет более слабым, чем большинство детей, неуверенным в своих силах.
Избежать попадания малыша на последнюю парту помогут грамотные подготовительные курсы к школе. Опытные преподаватели дадут детям все необходимое для первого класса, помогут развить надпредметные навыки и умения, такие, как память, логическое и творческое мышление, речь
Детский центр «Чудо-Чадо»
Преподавание в детском центре «Чудо-Чадо» в Южном Бутово ведется с использованием методик академика Николая Зайцева. Мы даем нашим ученикам не только знания, которые пригодятся в первом классе, но и учим получать удовольствия от учебы. Это особенно важно в наше время «легких» развлечений, когда ребенок игру на планшете предпочитает чтению книги.
После подготовки к школе в центре «Чудо-Чадо» малыш будет адекватно оценивать свои знания, с удовольствием идти в школу, быстро выполнять домашние задания, а значит, иметь достаточно времени на игры и общение с друзьями. Ваш ребенок не будет нуждаться в репетиторе, а сам будет справляться с освоением школьной программы.
3 совета родителям
Ваш ребенок больше не хочет ходить на кружок? Не ругайте его, а попытайтесь разобраться в причинах. Возможно, дело в задании, которое оказалось слишком сложным для малыша. Или в конфликте с другим учеником. В любом случае, поговорите с преподавателем, он подскажет, куда дальше двигаться, нужно ли сделать паузу, чтобы не «перегнуть палку», не отбить у ребенка желание развиваться и учиться.
Чаще хвалите ребенка за его успехи. Любой его рисунок, даже небольшой — результат труда, ведь все мы начинали с простейших заданий. Акцентируйте внимание на удачах, создавайте атмосферу успеха, где ребенок двигается от одной небольшой победы к другой, развивая навыки, улучшая качество выполняемых заданий.
Проявляйте интерес к занятиям ребенка. Если дочка или сын хотят вам показать свое творение, уделите хотя бы несколько минут на разговор о процессе создания живописного полотна или скульптуры, настроении, которое передает рисунок. Выслушайте до конца, это очень поддержит ребенка, он продолжит свое занятие с бо́льшим энтузиазмом.