для чего нужны счетные палочки
О пользе счетных палочек
Татьяна Романовская
О пользе счетных палочек
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Говоря о развитии руки,необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе. Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Наши ребята уже собирают из палочек простые геометрические фигуры, а также изображения таких несложных предметов как забор, дорожка, окно, ель.
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа) Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком;расширятьпредставления о предметахоблегчающих.
Конспект занятия по ФЭМП «Поиск сказочного ларца. Совершенствование счетных навыков» Конспект образовательной области «ФЭМП» на тему: «Поиск сказочного ларца» Цель: закрепление ориентировки в пространстве с помощью игр..
Моделирование с помощью счетных палочек с детьми младшего дошкольного возраста Дидактические игры с палочками способствуют развитию у детей элементарных математических представлений, творческих способностей, логического.
О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок – собрать.
О пользе сказок в жизни детей Ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь. Чем.
Рекомендации для родителей «О пользе чтения» Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно, но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп.
Родителям о пользе сказкотерапии Наверное, каждый из нас хотя бы раз мечтал вернуться в детство… и вновь поверить в сказку. Речь пойдет о пользе сказкотерапии для детей.
Родительское собрание «О пользе прогулок» Время проведения: по выбору воспитателя. Форма проведения: круглый стол. Цель: формировать представление родителей о пользе прогулки, о.
Консультация «Использование счетных палочек в математике»
Таисья Сагалакова
Консультация «Использование счетных палочек в математике»
Консультация. «Использование счетных палочек в математике».
Если сказать, что счетные палочки – это нововведение в педагогическую деятельность. Могут усмехнуться, потому что их применяли на уроках еще во времена «царя Гороха».
Как гласит народная мудрость
«Ум гибнет не от износа, он ржавеет от неупотребления».
Все знают, что счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем, как на групповых занятиях, так и индивидуальных.
Почему счетные палочки еще актуальны?
— счетные палочкиразвивают моторику пальчиков:
от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;
— занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
— во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа- слева, впереди- сзади, сверху- снизу;
— разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно- действенного мышления, активного мышления;
— выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;
— составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;
и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.
Для детей подготовительной к школе группы используем задачи-головоломки:
— по способу перестроения фигур,
В игровой ситуации можно использовать три подгруппы:
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения даем задачи на смекалку в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
Организуя эту работу,ставим цель:
— учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
— составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число;
— реализовать средства игры в игровых действиях.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентиров.
Свойства и отличительные признаки геометрических фигур в математике развивает пространственное представление, закрепляет знаний о составе количества счетных палочек. Например,
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники);
9. Из 10 палочексоставить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);
10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой);
11. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
12. Составить маленький и большой квадраты;
13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми средней группы». Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных.
Конспект занятия по математике с применением палочек «Кюизенера» в подготовительной группе Конспект занятия по математике с применением палочек «Кюизенера» в подготовительной группе Тема: «Закрепление состава чисел 9и10» Программное.
Конструирование из счетных палочек Актуальность: Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного.
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей» Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что.
КОП «Конструирование из счетных палочек» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 96»г. Перми «Конструирование из счетных палочек» Программа.
Моделирование с помощью счетных палочек с детьми младшего дошкольного возраста Дидактические игры с палочками способствуют развитию у детей элементарных математических представлений, творческих способностей, логического.
О пользе счетных палочек Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, тренировка движений.
Программа кружка «Цветные числа» по ФЭМП для детей 4–5 лет с использованием цветных счетных палочек Кюизенера Воспитатель Зюзина Кристина Юрьевна Содержание 1 Пояснительная записка 2 Перспективный план работы на 2018 – 2019 г. 3 Диагностическая.
Занятие по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в подготовительной группе [b]Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе[/b] «Путешествие в страну «Математика»с использованием бло ков Дьенеша и палочек.
Значение счётных палочек в обучении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Значение счётных палочек в обучении
Счётные палочки — одно из первых приспособлений для вычислений. С древних времён использовались в Китае для записи символов и иероглифов.
Счётные палочки представляют собой многоцветные удлинённые брусочки, обычно сделанные из дерева или пластика. Используются сегодня для обучения счету в школах. Счётные палочки также используются в методике Монтессори, методике Зайцева и других методиках раннего развития, для обучения дошкольников и в качестве развивающих игр.
Сегодня в продаже имеется множество различных типов (разной комплектности набора, формы, длины, цвета, материала) и видов счётных палочек. Наиболее популярны «палочки Кюизенера».
Джордж Кюизенер работал в бельгийской школе учителем начальных классов. Его изобретением был дидактический материал, который развивал у детей математические способности. Его учебное пособие в 1952 году появилось в виде книги «Числа и цвета». Каждый современный родитель желает, чтобы ребенок уже с раннего возраста умел считать и писать. Существует огромное количество игр и приспособлений, которые помогают детям активно развиваться. Одним из таких средств является палочки Кюизенера.
Благодаря счётным палочкам ребёнок учится считать и считать безошибочно! Также существует целый список занятий, которые развивают у детей счетные навыки: выкладывание палочек по цвету и длине; создание фигур и т.д. Огромный ассортимент заданий можно придумать для этих палочек.
Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык, как вычислительный, но и как материал, развивающий мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают ребёнку становиться более сосредоточенным, усидчивым.
Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы изучаем и алфавит: составляем слоги и слова.
Счетные разноцветные палочки – это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить ребёнка любым базовым навыкам, начиная с простейшего – моторики рук, заканчивая школьными математическими знаниями.
Таким образом, работа со счетными палочками – одна из самых простых и лучших методик в обучении детей счёту, а также как средство, необходимое в развитии и воспитании детей дошкольного и школьного возраста.
Польза счетных палочек в развитии дошколят
Гриневская Наталья
Польза счетных палочек в развитии дошколят
Польза счетных палочек в развитии дошколят
Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:
1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
o воображение и творческое мышление;
o интерес к исследованиям и познанию;
o способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
В своей работе я часто использую счетные палочки как игру. Главное – заинтересовать! Предлагаю вначале повторить за мной простой рисунок, а затем придумать что-то самому. Например, сложить из палочек фигуры: рельсы, стул, стол, куст, и т. д. научившись складывать простые картинки, можно переходить к сложным (птица, человечек, елка, дом, ракета). Дети, используют счетные палочки и полученные знания и умения в домашних играх. Таким образом, счетные палочки как дидактическая игра, стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и умению преодолевать трудности.
В период от 2 до 4 лет дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек.
Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета. Малыш должен выложить этот рисунок палочками.
Научившись выкладывать по рисунку, можно усложнить задание и выкладывать счетные палочки самостоятельно ориентируясь на рисунок-образец. Можно попросить ребенка назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.
Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.
Взрослый выкладывает из счетных палочек какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ребенка повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.
Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т. п.
Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.
Психологи рекомендуют:
1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так дошкольнику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.
Бизиборд — радость и польза для детей » Знания и умения добытые самостоятельно, более глубоко проникают в сознание. «- говорила Мария Монтессори. Бизиборд именно такое пособие,.
Дидактическая игра «Фигуры из счетных палочек» Картинки «Фигуры из счетных палочек» можно скачать на сайте MAAM.RU Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой.
Консультация «Польза игр с песком на прогулке» Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок.
Консультация для педагогов «Польза сухого бассейна для дошколят» Дошколята, всегда находятся в движении – это естественная природная потребность детей. Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить.
Консультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка» Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков.
Играем и учимся со счетными палочками
Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна (развивала бы все в комплексе).
Давайте сначала подумаем, что мы вкладываем в слова «развивающая игрушка»? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание «развивающая игрушка» не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой «развивающей» игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих.
Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.
И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не задумываются о её приобретении, так как «официально» она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.
Итак, как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?
1. “Ловкие пальчики». Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.
2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.
4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры. А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:
5. «Познавательные дорожки». Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями «широкий»/ «узкий», «длинный»/ «короткий». Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями «короткий», «длинный», «самый длинный», «самый короткий». Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями «высокий» — «низкий».
6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями «один», «много». Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.
Для детей двух-трех лет.
Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).
Для детей от четырех лет.
Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах десяти, вы можете познакомить его с операциями умножения и деления.
Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.
7. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
8. Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).
9. «Логические цепочки». Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). «Ритмом» может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.
Фантазия ребенка и увлеченных родителей безгранична.