для чего нужны спортивные игры
Какое значение имеет спорт в жизни человека?
Спорт является важной составляющей жизни человека. Кому-то спорт помогает построить карьеру, для кого-то спорт становится ежедневным ритуалом, кто-то — ярый болельщик того или иного вида спорта.
С давних времен известно, что спорт положительно влияет на здоровье человека. Древние греки в ходе соревнований выявляли самого ловкого и спортивного. Спортивные соревнования по сей день неизменно привлекают большое количество спортсменов и болельщиков.
Спорт для здоровья
Некоторые люди вспоминают о спорте лишь тогда, когда необходимо сбросить набранные ранее лишние килограммы. Однако даже стройному человеку полезно заниматься спортом. На это есть несколько причин:
Спорт для болельщиков
Положительные эмоции вызывают не только сами занятия спортом, но и азарт, который вызывает наблюдение за соревнованиями. Некоторые болельщики спортивных состязаний увлекаются ставками на спорт. Самые азартные изучают ставки на спорт и прогнозы бесплатно в интернете. Однако иногда желание рискнуть затмевает все остальное — человек теряет больше денег, чем выигрывает. Зачастую за маской прогнозиста может скрываться обычный мошенник, который хочет выманить деньги у доверившегося ему человека. Поэтому стоит обращать внимание лишь на ставки на спорт от профессионалов, отдавая предпочтение легальным букмекерским конторам.
Вообще все спортивные соревнования проводятся в первую очередь для зрителей, иначе, кто узнает о победившем или проигравшем спортсмене. Поэтому каждый спортсмен выступает для людей.
Спорт для спортсменов
Для профессиональных спортсменов спорт — это вся жизнь, возможность построить карьеру, реализоваться. Профессиональный спорт направлен на достижение результата. Конечно, каждый спортсмен хочет победить, иначе, зачем вообще соревноваться. Победа на крупнейших соревнованиях — мечта любого, кто серьезно занимается спортом. Поэтому неудачи воспринимаются крайне болезненно, приводя к сильнейшим психологическим травмам. Несомненно, для победы мало только хорошей физической подготовки. Крайне важно иметь силу воли, выдержку, быть сильным не только физически, но и эмоционально.
Спорт против стресса: как физическая активность меняет жизнь
Как физическая активность влияет на психику
Тяжелые психологические состояния и травмы лучше для начала проработать с психологом. Но при этом физическая активность остается быстрым и доступным способом вернуть чувство уверенности в себе. Еще в 1769 году врач Уильям Бухан отметил, что отсутствие упражнений — один из самых влиятельных факторов, делающих жизнь человека несчастной и короткой. Современные врачи подтверждают его выводы, а любители спорта проверяют их на себе. Белла Меки, автор книги «Jog On: How Running Saved My Life» («Как пробежка спасла мне жизнь»), рассказывает, что мучилась беспокойством, паническими атаками и навязчивыми мыслями. Она годами искала средство от недугов и в итоге начала бегать. «Бег дал мне ощущение надежды, — пишет Меки, — он открыл во мне скрытые силы, о которых я и не подозревала».
При чем здесь мозг
Исследование 2019 года, опубликованное в журнале JAMA Psychiatry, подтвердило, что физическая активность помогает справиться с хроническим стрессом и предупреждает развитие депрессии. Ученые убедились, что умеренные нагрузки позитивно воздействуют на гиппокамп — извилина мозга, участвующая в эмоциональных реакциях и механизмах памяти. Брендон Стаббс, глава центра физиотерапии Национальной службы здравоохранения Великобритании, пишет, что гиппокамп уменьшается при шизофрении, биполярном расстройстве, депрессии и деменции. При этом всего 10–12 минут спортивных упражнений положительно влияют на активность этой области, а систематические занятия в течение трех месяцев обеспечивают долговременный терапевтический эффект.
Почему люди избегают спорта
Статистика показывает, что примерно каждый четвертый человек подвержен психическим заболеваниям. Несмотря на очевидную пользу для физической формы и эмоционального состояния, каждый второй не хочет утруждать себя упражнениями. По данным Национальной службы здравоохранения Англии, около 58% женщин и 66% мужчин следуют рекомендациям по физической активности и занимаются спортом не менее 2,5 часов в неделю. Среди школьников любителей упражнений всего 17%. Все дело в том, что интерес к физической активности формируется в детстве. Но даже если школьники подвижны во время игр, им не всегда требуются дополнительные занятия. А вот среди взрослых мало тех, кто достаточно активен и при этом не уделяет время фитнесу. Многие оправдываются нехваткой времени или просто считают, что активный образ жизни им не подходит.
Физическая активность и пассивность
Когда сил к концу дня не остается, некоторые пытаются расслабиться пассивно. Общаются по интернету, не выходя из дома, играют в футбол на консоли, не вставая с дивана. Дэймон Янг в книге «How to Think About Exercise» ( «Как думать об упражнениях») предупреждает, что мы начали воспринимать свое сознание и тело конфликтующими частями и будто разделились надвое. При этом спорт помогает улучшить и то, и другое. Вибарр Креган-Рейд, написавший «Footnotes: How Running Makes Us Human» («Примечания: как бег делает нас людьми»), замечает, что бег — это форма медитации, которая положительно влияет на нервную систему. Он делает акцент на том, что раньше сведений о пользе активного образа жизни было недостаточно, но сейчас общество принимает неоспоримый факт его позитивного воздействия.
Как лечиться спортом
Если вы решили начать заниматься, нет смысла сразу же идти в тренажерный зал и заниматься целый день. Для начала попробуйте заменить ежевечерний просмотр сериала неторопливой прогулкой по соседним улицам. Придется повторить это упражнение несколько раз, прежде чем вы заметите результаты. Для людей в тяжелом психологическом состоянии любые попытки заняться спортом будут казаться издевательством. Во время депрессии у многих пропадает мотивация, необходимая для работы над собой. Но даже в этом случае есть способ заставить себя двигаться — найдите компанию. В 2018 году специалисты Каледонского университета в Глазго опросили более 80 тыс. людей, бегающих в парках. 89% респондентов утверждали, что после совместной пробежки их настроение и психологическое состояние заметно улучшается.
Как спорт помогает другим
В 2012 году в Великобритании была создана организация T he Running Charity. Ее основатель Алекс Игл убежден, что физические упражнения заставляют людей поверить в себя. Фонд помогает молодым людям, которым негде жить. Многие из них страдают психическими заболеваниями. Эти юноши и девушки подавлены и часто сомневаются в собственных силах, получая очередной отказ при попытке устроиться на работу или найти жилье. В такие моменты кажется, что все напрасно и нет смысла прикладывать больше усилий. Но бег дает им надежду: пробежав свои первые 5, 10 или 20 км, человек осознает, что он способен на многое.
«Я до сих пор не понимаю, как это работает: стоит мне обуть кроссовки, как тревоги улетучиваются. Без преувеличения могу сказать, что бег спас мою жизнь», — признается Белла Мека.
Спортивные игры
Привлечь ребенка к активному и здоровому образу жизни — достойная цель для любого родителя. Для этого нужно с ранних лет знакомить сына или дочку с разными видами спорта, упражнениями, нагрузками. Одним из самых простых, но действенных способов физически развить малыша является организация спортивных игр. Предлагаем рассмотреть, какие игры можно предложить детям разного возраста, и чем они будут полезны.
Содержание:
Что такое спортивные игры для детей
Спортивные игры подразумевают под собой соревнование, в котором участвует минимум 2 человека, стремящихся выполнить заданные физические упражнения на силу, скорость или выносливость лучше соперника.
Для спортивных игр характерно наличие особых правил, выполнение которых обязательно для определения победителей. Специфика детских спортивных игр заключается в том, что основной задачей является не столько выявление победителя, сколько стремление через веселье и развлечение развить важные физические навыки.
Детские спортивные игры — соревнование, включающее в себя развивающий, обучающий и воспитательный аспекты.
Важно, чтобы в рамках предложенной игры, ребенок мог научиться чему-то новому, ощутил возможности своего тела. Большинство спортивных игр для детей предполагает воспитание уважения к сопернику, стимулирование умение работать в команде, развитие навыков коммуникации.
Спортивные игры для детей можно условно разделить на 3 вида:
Каждый их этих видов спортивных игр нацелен на улучшение физических возможностей детей, но отличается методами и способами обучения и тренировки малышей. Так, для общепринятых видов спорта характерно постепенное обучение технике игры, ориентация на победу. Для домашних и дворовых игр — доступность и стремление через развлечение воспитать любовь к спорту. Соревнования и спортивные праздники хороши развитием знаний о возможностях своего тела, выработке стремления стать лучше в физическом плане.
Каждый родитель может предложить ребенку одновременно все три вида при условии, что это не займет все свободное время ребенка. Малыш может посещать спортивную секцию, обучающую командной игре (волейбол, регби), при этом активно играть со сверстниками во дворе и посещать различные спортивные праздники, организованные родителями или педагогами.
Чем полезны спортивные игры
Использование любого вида спортивных игр для детей позволяет:
В большей степени на физическое развитие ребенка имеют влияние спортивные игры, преподаваемые в секциях, но и дворовые игры позволяют добавлять к физическому аспекту обучающий материал.
Влияние спортивных игр на здоровье ребенка
Ежедневные спортивные игры — важный шаг на пути к здоровью, ведь физическая нагрузка очень важна для формирования крепкого здоровья и иммунитета. При нормальных физических нагрузках (около 1,5 часов в сутки) у детей наблюдается:
Командные спортивные игры позволяют ребенку становиться более дисциплинированным, уверенным в себе.
О чем нужно помнить
Описывая плюсы спортивных игр, нельзя не упомянуть про один существенный минус — травматизм. При неправильной подготовке соревнований взрослыми, отсутствии внимательности со стороны детей риск получения травмы значительно возрастает. Поэтому перед каждой игрой необходимо тщательно объяснять правила соревнования, предлагать детям размяться, предложить играть в безопасном месте.
Спортивные игры по возрастам
Знакомить ребенка со спортивными играми можно с 3-х лет. Этот возраст обусловлен тем, что в этот период у малыша начинает проявляться необходимость в общении с другими детьми. До 3-х лет можно отрабатывать различные элементы, которые пригодятся в играх:
Дополнительная тренировка организма до 3 лет — привитие ребенку основ здорового образа жизни через организацию режима дня, питания, а также чередование активных и спокойных игр в равной степени.
Спортивные игры для детей от 3 до 5 лет
В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад и обзаводится друзьями на детской площадке — идеальный вариант для обучения малыша первым спортивным играм. Начать можно с простых вариантов:
Первоначальная цель знакомства со спортивными играми — показать, как весело можно вместе с другими детьми играть, соревноваться.
Чтобы организовать такую игру, достаточно просто предложить ребенку поиграть с другим малышом на детской площадке. Покажите, как можно кидать друг другу мяч, бегать друг за другом, выполнять разные упражнения на скорость, ловкость и т. д.
К 4-м годам можно организовать первую эстафету среду сверстников, в рамках которой предложить малышам посоревноваться в скорости (бег наперегонки), ловкости (бросить мяч в цель), силе (перетягивание скакалки) и т. д. Для этого нужно заранее продумать все элементы эстафеты, захватить необходимый инвентарь в нужном количестве.
С 4-х лет малышам можно предложить поиграть в новые виды спортивных игр, стимулирующие развитие двигательной активности:
На земле чертится круг — гнездо. Среди детей один назначается ведущим — котом. Взрослый говорит: “Кот заснул, птички вылетели из гнезда и начали искать зернышки”. Дети бегают по площадке, а назначенный кот стоит около гнезда, закрыв глаза. Взрослый говорит: “Кот проснулся. Птички, быстрее домой!”. Цель “птичек” — забежать в круг. Цель “кота”- дотронуться до птички, которая не успела спрятаться в домик. Пойманная птичка становится котом.
Эта простая игра позволяет развивать у детей скорость реакции, ловкость, координацию, внимательность.
Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч (“горячую картошку”). Держать в руках мяч нельзя, нужно тут же его бросать другому. Если кто-то не смог словить “картошку”, он садиться в центр круга. Остальные дети продолжают перекидывать между собой мяч. Чтобы сидящий в кругу мог выйти, один из игроков должен бросить в него “картошку” так, чтобы попасть. Если игрок промахивается — он садится в круг, попадает — игрок, в которого попали, возвращается к игре. Еще один вариант выбраться из круга — поймать мяч, пролетающий над головой.
Игра развивает ловкость, координацию, внимательность, выносливость, реакцию;
Для игры нужны небольшие пластиковые шарики диаметром около 5-10 см и коробка. Детям раздается по 5 шариков. Цель игры — забросить в коробку все шарики. Кидать мячики дети должны с одного расстояния, которое можно постепенно увеличивать
Игра развивает точность, глазомер, ловкость;
Ведущий-взрослый становится напротив детей и начинает показывать им разные упражнения, цель детей — зеркально показать тоже самое
Во время игры дети тренируют координацию, выносливость, реакцию, гибкость;
Ведущий-взрослый рассказывает детям, что на свете есть люди маленького роста — “карлики” (приседает). После этого говорит, что бывают люди очень высокого роста — “великаны” (встает и тянется руками вверх). Цель игры — дети должны правильно сориентироваться по рассказу ведущего. Когда он говорит “карлики” — присесть, “великаны” — встать и потянуться вверх. Во время рассказа взрослый может менять интонацию, специально путая детей.
Развивает внимательность, реакцию, гибкость, тренирует мышечный корсет;
Для игры нужно четное количество детей. Из них выбираются ведущий и “убегающий”. Остальные дети становятся парами. По команде взрослого ведущий начинает догонять “убегающего”. В это время остальные детки перемещаются по площадке по кругу. В любой момент “убегающий” может схватить за руку любого ребенка из пар. В этом случае, второй малыш в паре становится “убегающим”. Если ведущий догнал “убегающего”, то он меняется с ним местами, начинает убегать.
Игра развивает выносливость, скорость, реакцию, внимательность, смелость;
В эту игру можно играть вдвоем, но веселее, если малышей больше. Каждому участнику сзади прикрепляется небольшая веревка (хвост). Цель игроков выдернуть “хвостик” другого игрока, при этом сохранив свой.
Игра развивает внимательность, координацию, реакцию, скорость, гибкость, выносливость;
Площадка делится двумя большими линиями на 3 части. Выбирается ведущий, он становится в центр между 2-мя линиями. Остальные участники находятся по одну из сторон очерченной игровой зоны. Ведущий загадывает любой цвет. Дети, у которых названный цвет есть на одежде, свободно пересекают обе линии, переходя на другую сторону. У тех малышей, на одежде которых нет названного цвета, должны перебежать обе линии, чтобы ведущий их не поймал. Ведущий не может пересекать линии. Если ведущему удается поймать участника, они меняются местами.
Развивает скорость, внимание, реакцию, координацию;
Выбирается ведущий игры. Он говорит “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри”. В этот момент все участники должны замереть в той позе, в которой находились. Цель ведущего заметить, когда кто-то из участников пошевелится. В этом случае они меняются местами.
Игра развивает выносливость, внимание, реакцию, координацию, вестибулярный аппарат;
Подвижная игра, которая очень нравится всем детям. Малышам старше 4 лет можно предложить усложнить игру, предложив отмечать найденного участника стуком по выбранному предмету. Так, если ведущий нашел участника, он должен успеть добежать до выбранного предмета быстрее участника, чтобы “застучать” его нахождение (знакомое с детства “Туки-туки — Витя!”).
Игра развивает внимание, скорость, реакцию.
Спортивные игры для детей от 3 до 5 лет — в первую очередь веселые забавы, позволяющие малышам тренировать силу, выносливость, скорость и реакцию. Предложенные игры способствуют развитию всех мышц тела, воспитывают умение общаться со сверстниками.
Спортивные игры для детей от 5 до 10 лет
С 5 лет детям можно предлагать играть в более сложные спортивные игры, направленные на развитие физических навыков, тренировку всех мышц организма. Для спортивных игр от 5 до 10 лет характерно постепенное усложнение, добавление образовательных и воспитательных моментов.
Во многих их них дети должны проявлять максимальные физические возможности, учиться преодолевать себя.
Обучая детей новой игре, обязательно напоминайте им о необходимости уважать соперника, о соблюдении мер безопасности, необходимости контроля за своими движениями.
Среди наиболее интересных детских дворовых игр можно предложить:
Игроки стоят возле стенки один за другим. Первый игрок бьет ногой по мячу в стену и отбегает в конец очереди. Следующий игрок должен отбить отскочивший от стены мяч и также встать в очередь. Если мяч не долетает до стены или ударяется после удара об землю, игроку присваивается первая буква из слова “Лягушка” или любого другого слова. При повторной ошибке добавляется вторая буква и так далее. Проигрывает тот, кто собирает полное слово.
Игра очень популярна среди мальчиков, но активные девочки тоже не прочь в нее поиграть. Развиваются мышцы ног, спины, живота. Тренируются сила, ловкость, гибкость, скорость, сноровка, глазомер;
Игра рассчитана на 3 и более детей. Из участников назначаются считалочкой или простым выбором 2 ведущих (“вышибалы”). Площадка разделяется на 3 части прямыми линиями на расстоянии около 5 — 10 метров. Водящие становятся друг напротив друга за ограничительными линиями, остальные игроки рассеиваются внутри ограниченной зоны. Цель водящих перекидывать друг другу мяч так, чтобы попасть в участников, бегающих перед ними. Если мяч задевает участника — тот выбывает из игры. Если участник ловит мяч, он может вернуть одного выбывшего в игру. Цель игры: для вышибал — выбить всех участников, для участников — остаться в полном составе и накопить дополнительных жизней по числу участвующих в игре детей.
Развиваются — скорость, меткость, глазомер, ловкость, выдержка, гибкость. Тренируются мышцы ног, рук, спины, живота.
Цель игры — все участники должны выполнить 10 заданий.
После завершения выполнения упражнений игрок сдает “экзамен”: выполняет все элементы в заданной последовательности по одному разу. Если игрок хоть раз ошибается или не выполняет упражнение, ход переходит другому участнику.
Завершив цикл из 10 упражнений игрок переходит на второй уровень: выполняет упражнения начиная с № 2. После сдачи экзамена на втором уровне — переходит на третий (с упражнения № 3).
Побеждает тот, кто пройдет все 10 уровней и сдаст 10 экзаменов.
Игра развивает силу, ловкость, выносливость, точность, глазомер, гибкость, координацию. Тренируются мышцы ног, рук, спины, живота.
Считалкой выбирается ведущий, который должен осалить участников. Если игрок успел до осаливания поднять ноги над землей (залезть на лавку, дерево, сесть и поднять ноги), то ведущий продолжает искать того, кто еще находится на земле. Если ребенок не успел поднять ноги, а ведущий до него дотронулся, они меняются местами.
Игра развивает ловкость, реакцию, скорость, выносливость. Тренируются мышцы ног, спины, живота.
Для игры понадобится 1 мяч диаметром в 20 — 25 см (волейбольный, футбольный), 7-10 теннисных или резиновых мячей диаметром 5-10 см. На площадке чертится круг или кладется обруч. В него встает игрок. За спиной игрока кладутся маленькие мячи, а в руки дается большой мяч. Игрок должен как можно выше подкинуть мяч вверх и, пока он не упадет, собрать как можно больше маленьких мячей, не выходя из круга. Побеждает тот участник, кто сможет собрать больше всех маленьких мячей.
Игра развивает координацию, скорость, реакцию, силу, ловкость, вестибулярный аппарат.
Для игры необходимо 3 и более участников. Считалкой выбираются 2 водящих. Они начинают раскручивать скакалку. Участники должны по-одному запрыгнуть в крутящуюся скакалку так, чтобы не сбить ее вращения. Тот, кто заденет скакалку становится на место крутящего.
Игра развивает ловкость, выносливость, силу, реакцию, вестибулярный аппарат. Тренируются мышцы ног, укрепляются мышцы позвоночного столба.
Участники делятся на пары, сцепляются между собой локтями, стоя спиной друг к другу. Цель игры — добежать до установленной отметки и вернуться назад быстрее других пар.
Игра развивает координацию, силу, ловкость, выносливость. Тренируются мышцы ног, рук, пресса, спины.
Считалкой определяется водящий. Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий отворачивается. Пока он не видит, участники должны максимально запутаться, перешагивая и переворачиваясь, не отпуская рук. Полученный клубок ведущий должен распутать.
Игра развивает выносливость, гибкость, координацию, вестибулярный аппарат, силу. Тренируются мышцы рук, спины, живота.
Предложенные игры — веселый способ приобщить ребенка к физическим нагрузкам, развить много полезных навыков.
Кроме этого, с 4-5 лет можно начинать учить ребенка играть в общепринятые спортивные игры. Наиболее популярными вариантами для игр во дворе и спортивном зале являются:
Эти виды считаются коллективными и способствуют общению детей между собой. В командных спортивных играх важную роль играет умение детей отступить от индивидуальных желаний для победы коллектива.
Спортивные праздники
Отдельно нужно поговорить о спортивных праздниках для детей. Это хороший способ привлечь ребенка к здоровому образу жизни, мотивировать его совершенствовать свои физические навыки. Вы можете посещать городские, школьные или детсадовские спортивные мероприятия всей семьей или договориться с другими родителями и провести праздник самостоятельно.
Для организации самостоятельного праздника вам понадобится:
Цель спортивного праздника — в веселой, неформальной обстановке простимулировать детей заниматься спортом. Хорошо, если во время мероприятия вы найдете время познакомить детей с неизвестными видами спорта, показать новые для них упражнения и игры. Чем ярче и насыщеннее будет программа праздника, тем больше пользы для физического развития и эмоций получит каждый участник.
Чаще всего для спортивных праздников используют эстафеты и командные игры. Пользуются популярностью соревнования между семьями, когда участниками становятся не только дети, но и их родители.
Чтобы подготовить сценарий такого праздника, нужно учитывать возраст участников, их физические возможности, размер площадки. Хорошо, если выбранные конкурсы будут веселыми и смешными: бег в ластах, перенос мячиков на шумовке, прыжки в мешках или в смешной одежде.
Отдельно нужно подумать о наградах. Рекомендуется отметить всех участников, наградив их грамотой и подарками, чтобы каждый участвующий ребенок почувствовал себя победителем.
Занимаясь организацией спортивного мероприятия, всегда нужно продумывать меры безопасности, позаботиться о еде, воде, медикаментах.
Если вы проводите мероприятие далеко от дома, то нужно предупредить участников о необходимой форме, специальных предметах.
Спортивные игры в жизни ребенка — отличный способ воспитать в нем любовь к здоровому образу жизни, развить физические качества, научить преодолевать себя, работать в команде. Предложенные в статье методы проведения спортивных игр и мероприятий позволяют вырастить здорового, сильного, уверенного в себе человека.