для чего нужны студийные наушники
Как выбрать профессиональные наушники для домашней студии
Главная трудность при выборе наушников для студии не в том, сколько технических характеристик придется перелопатить, а в том, насколько выбираемый продукт подходит к тому, для чего он нужен. Иначе говоря, все зависит от цели: запись, сведение, мастеринг, диджеинг, контрольное прослушивание или все сразу.
Но, прежде всего, нужно сказать, что никакие наушники не могут полностью заменить студийные мониторы. Только мониторы позволят адекватно выстроить баланс громкости, оценить количество баса и адекватно работать с пространством. Все из-за психоакустики — например, бас слушатель воспринимает не только ушами, но и всем телом, чего не происходит в наушниках. А на колонках пространство будет звучать по-иному из-за того, что сигналы из правых и левых динамиков пересекаются между собой, чего, опять же, почти не происходит в наушниках.
Несмотря на это, наушники постоянно используются в студии как дополнение к студийным мониторам. Главное отличие студийных наушников от бытовых в том, что первые передают звук максимально честно, без приукрашивания вроде раздутых басов «чтобы качало», приподнятых верхов «чтобы ярче» и тому подобных решений. Звукорежиссер использует наушники как увеличительное стекло, чтобы рассмотреть самые мелкие детали трека. Они позволяют очень точно работать с тембрами, эквализацией и динамикой. Все благодаря тому, что звук в наушниках не зависит от помещения, которое даже на крупных студиях не всегда имеет идеальную акустику.
Технические характеристики студийных наушников
Конструкция
Сопротивление, импеданс
По-сути, динамик — это электромагнитная катушка с магнитом по центру. У нее есть электрическое сопротивление, измеряемое в Омах, которое и называется импедансом. Логично, что, чем выше сопротивление, тем более мощный усилитель для наушников нужен, чтобы они звучали как надо. В бытовых моделях импеданс — пара десятков Ом, но в студийных он доходит до нескольких сотен.
Следует внимательно ознакомиться с техническими характеристиками своей звуковой карты. Недорогие карты для домашней студии не всегда могут «раскачать» высокоомные студийные наушники — не хватит мощности встроенного усилителя для наушников. Звук будет тихим, вялым, с ватными басами. Придется докупать отдельный усилитель. Интересно, что некоторые производители выпускают одну и ту же модель с разным импедансом. Например, Beyerdynamic DT 990 (250 Ohm) и Beyerdynamic DT 990 (600 Ohm).
Зачем же, в таком случае, нужны высокоомные наушники? Дело в том, что высокий импеданс позволяет добиться большей ясности в звучании, особенно в середине и верхах спектра. Также становится лучше микродинамика, транзиенты отыгрываются четче и честнее, что важно при работе, например, с барабанами. Разница, конечно, не катастрофична, но она присутствует, и профессиональные студии предпочитают именно высокоомные модели.
Если звуковая карта будет выбираться под наушники, тогда стоит обратить внимание на интерфейсы Focusrite. Они имеют качественный усилитель, который легко справится с 250-омными наушниками.
Здесь все просто. Чем ровнее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), тем достовернее наушники будут воспроизводить сигнал. Чем шире АЧХ, тем больше басов или высоких частот они будут отыгрывать. Интересно, что в последнее время среди звукорежиссеров набирают популярность магнопланарные наушники с электростатическим излучателем, например, Audezee LCD-2. Такие позволяют добиться почти идеально ровной АЧХ. Однако пока что это скорее экзотика, чем стандарт.
Комфорт
Даже для рядовых слушателей, проводящих в наушниках по часу-полтора в день, этот параметр имеет большое значение. Никто не хочет носить слишком тяжелые или давящие на виски наушники. Что уж говорить про звукорежиссеров, которые проводят в них по 4–6 часов в день! Профессиональные студийные наушники сделаны с заботой о бойцах невидимого фронта — они всегда очень удобны, нигде не давят, а порой очень гибко настраиваются под слушателя. Например, AKG K702 умеют делать это автоматически.
А просто слушать музыку в них можно?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит для начала дать ответ на вопрос более философский: «Доставит ли мне удовольствие музыка, в которой слышны огрехи звукозаписи и ошибки при сведении?» Ведь альбомов, сведенных идеально, почти не существует: музыка — это бизнес, у бизнеса есть дедлайны, а дедлайны порождают косяки и недоработки. Еще хуже со звуком у независимых групп и диайвайщиков (DIY — Do It Yourself, такие группы не подписаны на лейблы и выпускают релизы самостоятельно) — у них просто нет денег на качественную запись. Бытовые наушники замыливают неряшливые склейки, конфликты частот, недостаток реверберации или дилей невпопад, а в студийных это похоже на грубую орфографическую ошибку посреди поэмы. Наверное, с этим можно научиться мириться, но тем, кто причисляет себя к перфекционистам, придется нелегко.
Как выбрать наушники для студии звукозаписи?
Содержание
Содержание
Бытовые наушники созданы для удовольствия, а не для работы, они приукрашивают звучание и «замыливают» нюансы. Студийные же позволят услышать все огрехи некачественной записи, все противные призвуки, резонансы и всю лажу музыкантов.
Абсолютно все студийные наушники будут полноразмерными и охватывающими. Вакуумные могут использоваться лишь на сцене для персонального мониторинга. Никаких гарнитур, систем активного шумоподавления и прочих Bluetooth в студийных наушниках быть не должно.
Наушники в студии нужны для:
Плюсы и минусы наушников в студии
Огромный плюс наушников в том, что их звучание не зависит от акустики помещения. Поэтому они представляют собой довольно бюджетный способ работы со звуком, ведь мониторы вкупе со звукоизоляцией комнаты обойдутся в разы дороже даже топовых моделей студийных наушников.
Кроме того, наушники могут послужить временной (но лишь временной!) заменой студийных мониторов. В них можно работать даже в дороге. У наушников есть целый ряд преимуществ перед мониторами, особенно в условиях домашней студии с далекой от идеального акустикой, замыливающей многие детали звучания:
Студийные наушники — это своего рода микроскоп для трека.
Однако целиком и полностью полагаться на наушники при сведении музыки нельзя ни в коем случае, и тому есть причины:
Важные параметры
Конструкция: открытые или закрытые
Закрытые наушники изолируют слушателя от шумов окружающего мира, равно как и в окружающий мир не попадает звук из них самих. Это очень важно при записи вокала и акустических инструментов. Барабанщикам звукоизоляция и вовсе жизненно необходима: во-первых, нужно слышать метроном. Во-вторых, после целого дня грохотания по установке звон в ушах будет такой, что за пару таких сессий не трудно и оглохнуть. Минус наушников закрытой конструкции в том, что они не отличаются комфортом при длительном ношении из-за отсутствия вентиляции.
Закрытые наушники Sennheiser HD 280 PRO можно найти почти в любой студии звукозаписи
Открытые наушники, соответственно, звукоизоляции лишены. Зато они значительно комфортнее и удобнее, в некоторых моделях можно сидеть часами напролет. Поэтому такая конструкция подойдет, если в планах заниматься сведением и редактированием аудио. Также есть небольшая разница в звучании: открытые наушники звучат более натурально, в то время как закрытые — более детализировано и аналитично.
Открытые Sennheiser HD 600 и HD 650 хорошо зарекомендовали себя при сведении музыки
Бывают и полуоткрытые модели, например, Fostex T50RP MK3, берущие все лучшее из обоих миров: они детализированные, с натуральным звучанием и достаточно комфортны.
Импеданс
В отзывах на наушники иногда можно увидеть фразы вроде «нужен нормальный источник, чтобы их раскачать». Здесь имеется в виду, что у наушников высокое номинальное сопротивление, соответственно, в девайсе, куда они втыкаются, должен быть мощный усилитель.
К Beyerdynamic DT 990 с импедансом 600 Ом нужен хороший источник
Номинальное сопротивление часто называется импедансом. Бытовые наушники обычно имеют импеданс от 16 до 50 Ом. Такие раскачает даже смартфон. Но если подключить в смартфон наушники с импедансом 300 Ом — они будут звучать очень тихо, тускло и без нижних частот. Такие нужно подключать либо к аудиоинтерфейсу, либо к усилителю для наушников. Преимущество высокоомных наушников в том, что с ними усилитель выдает меньшее количество искажений.
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)
Студийные наушники, как и мониторы, должны обладать максимально линейной АЧХ, чтобы звучать как можно более естественно и обеспечить честный контроль над звуком.
АЧХ Shure SRH840 достаточно линейна для работы в студии, отклонения от ровной линии не превышают 6 дБ, а преимущественно находятся в пределах ±3 дБ.
Диапазон воспроизводимых частот
Большое преимущество наушников перед мониторами в том, что они умеют воспроизводить более широкий спектр частот. Некоторые модели, например, Beyerdynamic DT 880, могут похвастаться недостижимыми для мониторов 5–35000 Гц! Хотя такие показатели являются скорее особенностью конструкции — чтобы обеспечить более ровную АЧХ в слышимом спектре, инженеры расширяют диапазон частот до инфра- и ультразвука. Тем не менее, в студийных наушниках действительно бывает очень удобно разбирать низкий бас, который попросту отсутствует на семи, а тем более пяти дюймовых мониторах ближнего поля.
Качество исполнения и личное удобство
Студийные наушники — рабочий инструмент, который будет использоваться ежедневно по много часов. Поэтому качество и личное удобство — параметр не менее важный, чем звучание. Амбушюры должны быть мягкими и не давить на голову, вес должен быть небольшим, чтобы не утомлять шею. Хорошие наушники для сведения могут практически не ощущаться на голове, а качественные наушники для записи выдержат швырок об стену из-за неудачного дубля и прослужат еще много лет.
Почему вам не нужны студийные наушники
Содержание:
Прежде всего я хочу отметить, что восприятие звука человеком очень субъективно, и это объективный факт.
Нам всем нравятся разные песни, мелодии, ритмы, исполнители. Точно также нам нравятся разные наушники, потому как каждая модель слегка меняет оригинальный звук при воспроизведении. И это не плохо, это хорошо, ведь именно так мы находим свой любимый звук и держимся за него, чтобы получить истинное удовольствие от прослушивания музыки.
Это красивая идея, и она почти всегда верна, но есть нюанс, о котором многие забывают – качество воспроизведения звука растёт по мере роста экспертизы инженера, который проектирует наушники. Именно по этой причине наушники, которые произведены всемирно признанными компаниями, хоть и стоят дороже продукции новичков, тем не менее, обеспечивают лучший уровень подачу аудио материала.
Но что же студийные наушники? Для работы в студии звукорежиссёру нужны наушники, которые обладают одним свойством, которого нет у подавляющего большинства других моделей – честность звучания. В студийных наушниках музыку слушают не для удовольствия, а для изучения, чтобы заметить малейший недостаток и попытаться исправить его.
Именно по этой причине студийные наушники обычному слушателю не только не нужны, но и вредны, т.к. они не подарят ему то количество удовольствия, которое могут обеспечить модели для энтузиастов. Однако, есть и альтернативное мнение.
Сравним наушники с кофе
Для наглядности предлагаю сравнить звукорежиссёров с любителями кофе.
Если вы пьёте кофе не просто так, лишь бы было что-то похожее, а ищите свой любимый вкус, цвет, аромат и консистенцию – значит, вы понимаете звукорежиссёра. Потому что большинство людей не пьют чистый чёрный кофе без сахара, без сливок и без любых других добавок. Точно также звукорежиссёр, он слушает музыку в студии в максимально чистом виде, в попытке довести её до того состояния, когда она будет готова для представления широкой публике.
Любитель кофе внимательно изучает запах каждого сорта, отмечает его особенности. Внимательно записывает в блокнот свои ощущения, чтобы в дальнейшем можно было сравнить с другим сортом. После глотка кофе он оценивает не только вкус, но и послевкусие, а также общую консистенцию напитка.
Много ли из нас готовы на подобные старания? Ведь куда проще пойти в кофейню, заказать свой любимый кофейный напиток, через пару минут его получить и продолжить заниматься своими делами, попивая его время от времени.
Точно также дело обстоит с наушниками, подавляющему большинству людей не нужны хирургически точные наушники, они хотят получить красоту, приятный звук, такой, который бы идеально сочетался с их вкусом в музыке. Именно по этой причине существует так много компания, больших и совсем крохотных, которые выпускают свои модели наушников – все они предлагают чуть иной звук, для каждого из которого есть свой покупатель.
Так, ещё раз, почему мне не нужны студийные наушники?
Конечно, легко рассуждать о том, какие наушники кому необходимы, когда имеешь возможность слушать новые модели чуть ни каждую неделю. Однако, есть и объективные факторы, которые могут убедить вас в том, что студийные наушники нужны только для профессиональной работы.
Студийные наушники отличаются от прочих тем, что стараются воспроизвести звук с как можно меньшим количеством окраса звука, с ровной АЧХ, без изысков и примочек. Вспомните кофе, как часто вы пьете чистый напиток без любых добавок?
Да, студийные наушники могут похвастаться высокой детализацией, эшелонированием звука, высокой функциональностью в конце концов, но удовольствие от музыки вы будете получать гораздо меньше, ведь это рабочий инструмент.
Многие люди, которые привыкли слушать модные наушники, такие как Beats, после того как попробуют послушать студийные модели, такие как Sony MDR-7506, находятся в растерянности и смятении. Ведь они думали, что в студийных моделях звук идеальный, такой, каким он и должен быть, а вместо этого они слышали плоский, невыразительны, скучный звук давно любимой песни, которая в Beats дарит море эмоций, а в Sony не дарит вообще ничего. Это происходит по той причине, что ваш слух уже привык к Beats и их звуковому почерку. Beats очень сильно красит звук, особенно на низких частотах, это далеко не оригинальное звучание, но раз оно вам нравится, то для вас оно близко к идеалу, а студийные наушники ломают иллюзию, показывая вам звук таким, какой он есть. Это как в фильме Матрица – многие люди, как говорил Морфеус, узнав правду не могли с ней справиться и всеми силами хотели вернуться назад, в матрицу.
И, конечно, не будем забывать о внешнем виде. Студийные наушники выглядят просто, даже неказисто, в то время как наушники для обычного слушателя могут похвастаться модный дизайном и самым широким спектром цвета в ассортименте. Ни это ли радость для любого модника?
Не будем забывать и о том, что студийные наушники специально спроектированы так, что предъявляют гораздо более серьёзные требования к качеству оборудования, к которому подключаются. Уверен, вам не сильно хочется потратить несколько тысяч долларов для того, чтобы купить хороший ЦАП и усилитель, чтобы подключить к ним студийные наушники, после чего разочароваться в любимых песнях.
Если не студийные наушники являются идеалом, тогда что?
Забавно, но ответ на этот вопрос я не знаю. Наверное, лучшим советом для вас будет опыт. Вам нужно искать свой звук, тот характер звучания наушников, который придётся по вкусу именно вам и никому больше.
Выбор очень большой и трудно от чего-то оттолкнуться, чтобы начать.
И именно для этого я пишу эту и множество других статей и обзоров – чтобы дать вам основу для начала поиска. Продолжайте искать, и очень скоро вы найдете свои идеальные наушники.
Почему вам нужны студийные наушники даже если вы профессионально не работаете со звуком
Содержание:
Это правда — студийные наушники не для всех, однако есть несколько причин, почему вы должны их приобрести. Независимо от того, работаете ли вы со звуком профессионально, только начинаете это делать или хотите попробовать воссоздать тот самый живой живой звук, за которым все гоняться. Но сначала давайте ответим на основной вопрос: что такое профессиональные наушники?
Что такое студийные наушники?
Студийные наушники — это пара наушников, предназначенных для использования в студии, но это еще не все. Люди, которые работают в аудио индустрии делают все возможное, чтобы максимально контролировать звук. Когда вы записываете звук, вы хотите, чтобы ваши микрофоны воспринимали именно этот инструмент или голос, но этого очень сложно достичь, труднее чем вы думаете. Существует множество факторов, которые необходимо учитывать. Это фоновый шум, эхо, реверберация, паразитные шумы от работы оборудования и многое другое – всё это влияет на то, что записывает микрофон. Даже комната, в которой вы находитесь, имеет особый характер звука, называемый звуком комнаты, которое вы должны учитывать.
Вот почему стены и другие поверхности студии обычно отделываются специальными звукопоглощающими материалами, чтобы минимизировать эхо и отражения от поверхностей. Всё это внимание к деталям нужно только для того, чтобы микрофон записал музыкальный инструмент правильно, а именно так, как его слышит живой человек.
Наушники выполняют аналогичную роль. Они сделаны с плоской частотной характеристикой, так что бы вы могли точно услышать записанный звук с минимумом искажений и могли однозначно сказать удачно прошла запись или нет.
Конечно, студийные модели можно слушать и для удовольствия, но для тех, кто работает со звуком, наушники — это инструмент. И точно так же, как если вы строите дом, вы хотите получить соответствующий уровень, а при создании песни — нейтральный звук.
Плоская частотная характеристика или плоская АЧХ – мечта любого аудиофила
Так что же такое «плоский» частотный отклик наушников? Частотная характеристика пары наушников относится к способности компонентов точно воспроизвести сигнал, который проходит через них. Вы можете думать об этом как о почтовой службе. Я знаю, это странная аналогия, но сейчас я объясню её подробнее.
Если вы отправляете посылку своему другу на другом конце страны, она должна через многое пройти, чтобы добраться до него целой и невредимой. От вашего почтового отделения до аэропорта, от аэропорта до самолета, от самолета до грузовика, от грузовика до другого почтового отделения и, наконец, от этого почтового отделения до вашего друга. Когда каждый из элементов этой цепи работает так, как надо, только тогда ваш друг сможет открыть коробку и получить роскошную пару носков, которую вы ему отправили в целости и сохранности.
Но, как мы все знаем, история не всегда заканчивается красиво. Иногда коробка доходит поврежденной, или ее потеряли по пути, или содержимое было напрочь сломано. Каждое звено в цепи должно работать без нареканий, только в этом случае всё будет хорошо.
Та же концепция применима и к вашим наушникам. Когда все компоненты работают отлично, то звук, который вы слышите, является именно тем, каким он есть и именно тем, что было в записи. Сигнал на входе равен сигналу на выходе – идеальная ситуация.
Независимо от того, сколько денег вы тратите, идеально ровной АЧХ не будет, но профессиональные наушники стараются подойти как можно ближе к этой цели.
Шумоизоляция
Если вы часто читаете мои обзоры наушников, вы могли заметить, что я довольно часто обращаю внимание читателей на уровень шумоизоляции наушников.
Дело в том, что наш мозг обрабатывает звук хитро, так, чтобы максимально быстро выделить звук, который может быть угрозой для нас, а остальные звуки игнорировать. По этой причине существует такой эффект, который называется «слуховая маскировка».
Слуховая маскировка проявляет себя в том, что, если вы одновременно услышите два звука, которые звучат на одинаковой или близкой частоте, но один будет значительно громче другого, вы услышите только тот, который был громче. На этом эффекте базируются многие алгоритмы сжатия музыки, такие как mp3 или aac, а также именно из-за этого эффекта в обычных наушниках в самолёте вы плохо слышите низкие частоты. Гул от двигателей гораздо громче наушников, и потому они маскируют собой бас в любимой песне. И если в самолёте вы можете купить наушники с активным шумоподавлением и наслаждаться любимой песней, то в студии такой подход не сработает.
В студии важно не только, чтобы вы ничего из вне не слышали, но, и чтобы никто, кто находится рядом с вами, или находящийся радом микрофон, не слышал то, что воспроизводят наушники. Именно по этой причине студийные наушники, обычно, обладают отличной шумоизоляцией. Конечно, бывают наушники открытого типа, но они применяются в специально оборудованной для этого комнате. В качестве примера могу привести модель Sony MDR-7506, которая не дорогая, но при этом обладает хорошей шумоизоляцией и довольно плоской АЧХ.
Комфорт
Все это звучит так, словно студийные наушники предназначены исключительно для тех, кто профессионально работает со звуком. Но это не соответствует действительности (об этом мы поговорим в следующем разделе). Тем не менее, создание или редактирование звука является основным предполагаемым вариантом использования этих наушников.
Студийные модели не только стремятся иметь плоскую АЧХ, но также они, в большинстве случаев, очень удобны.
Если вам нужны доказательства, просто наденьте Beyerdynamic DT 990 Pro и послушайте в них музыку. Наушники, предназначенные для работы со звуком, создаются с расчётом на длительное ежедневное использование.
Для справки, на песню Thriller Майкла Джексона ушло восемь недель на запись. Так что да, профессионалы хотят удобные наушники, потому что это инструмент, который они будут носить очень и очень долго.
Что если я не профессиональный музыкант или звукорежиссёр, мне подойдут студийные наушники?
Абсолютно. Кого волнует, для чего они сделаны, если вам нравится, как они звучат? Есть много обычных людей (включая меня), которые предпочитают слушать музыку, которая не претерпела существенных изменений при воспроизведении в наушниках, которые они носят. Это то, как люди слушали музыку с тех пор, как мы начали ее создавать.
Почти на всём протяжении истории человечества, если мы хотели послушать музыку, нам приходилось выходить из дома и идти в специальное место, где другие люди играли мелодии и пели песни. И мы их слушали именно в том виде, на который они были способны и получали от этого истинное удовольствие.
Представьте, что вы пришли на концерт, где впервые играют новое произведение Баха, вы его слушаете, но вам захотелось побольше баса, и вы встали, подошли к Баху, который сидит в первом ряду и сказали ему, что неплохо было бы баса добавить. Согласитесь, выглядит это довольно странно.
Именно поэтому очень много людей предпочитают слушать музыку в студийных наушниках, т.к. они передают музыку максимально близко к оригиналу и именно так, какой её слышал тот, кто над музыкой работал: сочинял её, играл, записывал и обрабатывал.
Вообще, хочу отметить, что в современных реалиях большинство наушников звучат достаточно хорошо, чтобы сильно не заморачиваться по этому поводу. Я имею в виду хорошие наушники, от серьёзных производителей. Они могут стоить весьма дёшево, например, 2000 рублей, но звучать при этом лучше, чем наушники за 15000 рублей, которые были выпущены 20 лет назад. Всё меняется, технологии меняются, но хороший звук всегда останется хорошим звуком.
И мои рекомендации могут быть только одни: попробуйте послушать студийные модели, возможно, вам они понравятся больше всего.
Студийные наушники позволят вам настроить звук так, как вы захотите
Другая причина, по которой вы можете предпочесть студийные наушники обычным, заключается в том, что они дают вам больше возможности по настройке их звучания.
Гораздо проще с помощью эквалайзера настроить звук, если у вас наушники, которые звучат максимально нейтрально и ровно. Если вы пытаетесь добавить баса к Beats Studio3, вы, вероятно, очень быстро поймёте, что даже малейшее увеличение громкости низких частот приводит и заметному искажению звучания.
Это как прийти на обед и попытаться переделать свое блюдо после того, как оно уже приготовлено и лежит на тарелке. Конечно, вы можете добавить еще соли и специй, но вы не можете изменить то, что заказали. С плоскими студийными наушниками вы — шеф-повар.
Безусловно, существуют студийные модели, стоимость которых может быть высокой или очень высокой, но при этом существует не мало моделей, которые полностью соответствуют требованиям к звуку, но при этом за них просят весьма вменяемое количество денег.
Самым ярким примером является модель Sony MDR-7506, есть наушники, которые звучат лучше, но и стоят они дороже, это Beyerdynamic DT 990 Pro. Есть и другие, нужно лишь поинтересоваться этим и начать поиск.