для чего нужны темпы

Для чего нужны темпы

Скорость движения музыкального произведения называют темпом. По ходу произведения, в зависимости от темы, темп может изменяться.

Всё это задаёт выразительность произведения. Можно играть не просто быстро — медленно, но и ускоряя, запаздывая и т.д.. Вариантов много. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Обозначение темпа

Темп преимущественно обозначают итальянскими словами. Встречаются обозначения и на русском языке. Также можно задать темп по метроному. Записывается темп над нотным станом в самом начале произведения, а также в тех местах, где темп меняется.

Рассмотрим всё по порядку.

Три основные группы темпов

Все темпы разделены на три группы: медленные, умеренные и быстрые темпы.

Медленные темпы
Итальянское обозначениеРусское обозначение
LargoШироко
LentoПротяжно
AdagioМедленно
GraveТяжело
.
Умеренные темпы
Итальянское обозначениеРусское обозначение
AndanteСпокойно, не спеша
AndantinoЧуть подвижнее, чем Andante
ModeratoУмеренно
SostenutoСдержанно
AllegrettoОживлённо
Allegro moderatoУмеренно скоро
.
Быстрые темпы
Итальянское обозначениеРусское обозначение
AllegroСкоро
VivoЖиво
VivaceЖиво
PrestoБыстро
PrestissimoОчень быстро
Оттенки

Для уточнения оттенков темпа используют следующие обозначения:

Оттенки движения
Итальянское обозначениеРусское обозначение
MoltoОчень
AssaiВесьма
Con motoС подвижностью
CommodoУдобно
Non troppoНе слишком
Non tantoНе столь
Meno mossoМенее подвижно
Più mossoБолееподвижно
SempreВсё время
Динамические оттенки

Для того, чтобы обозначить ускорение движения или замедление, используют следующие обозначения:

Динамические оттенки движения
Итальянское обозначениеРусское обозначение
RitenutoСдерживая
RitardandoЗапаздывая
AllargandoРасширяя
RallentandoЗамедляя
AccelerandoУскоряя
AnimandoВоодушевляя
StringendoУскоряя
StrettoСжато
Другие обозначения
Итальянское обозначениеРусское обозначение
a tempoв темпе
tempo primoвернуться в первоначальный темп
tempo Iпервоначальный темп
I’istessoВ том же темпе
Метроном

Если необходимо указать точный темп (точное количество ударов метронома в минуту), то используют, к примеру, следующее обозначение: для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы= 140. Это означает, что нужно играть в темпе, при котором метроном выдаёт 140 ударов в минуту.

Вы знаете основные обозначения темпа для исполнения музыки.

Источник

Нюансы в музыке: темп (Урок 11)

Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.

Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки — это не только написание стройного ряда нот… Музыка – это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.

Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.

На этом занятии мы поговорим о темпе.

Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.

Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество долей в минуту.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю, или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.

В музыкальной записи это выглядит примерно так:

Такое обозначение говорит нам о том, что за единицу пульсации взята четвертная нота, и пульсация эта идет с частотой 60 ударов в минуту.

Здесь тоже за единицу пульсации взята четвертная длительность, но скорость пульсации в два раза быстрее – 120 ударов в минуту.

Есть и другие примеры, когда за единицу пульсации берется не четвертная, а восьмая или половинная длительность, ну или какая-нибудь другая… Вот несколько примеров:

В таком варианте песенка “Маленькой елочке холодно зимой” будет звучать в два раза быстрее первого варианта, так как за единицу метра взята длительность в два раза короче – вместо четвертной, восьмая.

Такие обозначения темпа чаще всего можно встретить в современных нотах. Композиторы же прошлых эпох пользовались в основном словесным описанием темпа. Даже сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терминами, что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление, основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы.

Такие ремарки пишутся не только в начале произведения, но могут появиться и внутри его.

Например, если темп музыкального произведения — росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть “довольно резво”, а росо largo (поко ларго) будет означать “довольно медленно”.

Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для придания большей выразительности музыкального произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи:

Для замедления:

Для ускорения:

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:

Напоследок скажу вам, чтобы вы не пугались такого количества информации, что на память эти обозначения можно не заучивать. Существует много справочников по этой терминологии.

Перед игрой музыкального произведения вам просто надо будет обращать внимание на обозначение темпа, и искать его перевод в справочнике. Но, конечно же, сначала надо учить произведение в очень медленном темпе, а потом уже играть его в заданном темпе, учитывая все ремарки в течение всего произведения.

Источник

Что такое темп в музыке

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Что такое темп в музыке? Как понять в каком темпе нужно исполнять произведение? Какие бывают разновидности темпа? На этой странице мы ответим на эти вопросы.

Темп – это скорость движения музыкального произведения. Могут происходить изменения темпа на протяжении произведения. Эти изменения зависят от характера музыки, от темы и динамики, вступление это или конец. Все эти нюансы придают музыке выразительность.

Точное указание темпа

В современной музыке темп указывается точно и измеряется в количествах ударов метронома в минуту или bpm. Обозначается следующим образом: (например) = 96. Это обозначение говорит о том, что нам необходимо исполнять произведение в темпе 96 ударов в минту.

При установлении темпа нужно использовать метроном. Можно приобрести обычный метроном с маятником, но проще пользоваться цифровым, он дешевле, а совсем бесплатно метроном можно скачать на любое гаджет, который у вас есть, телефон или планшет.

Обозначения темпа

Темп указывается в начале музыкального произведения сверху над нотоносцем или там, где происходят изменения в темпе. В основном указание темпа делают на итальянском языке иногда на русском, а также цифрами. Существует три группы темпов: быстрый, умеренный и медленный темп.

Быстрый темп

Allegro– Скоро
Vivo – Живо
Vivace – Живо
Presto – Быстро
Prestissimo – Очень быстро

Умеренный темп

Andante – Не спеша, спокойно
Andantino – Немного подвижнее, чем Andante
Moderato – Умеренно
Sostenuto – Сдержанно
Allegretto – Оживлённо
Allegro moderato – Умеренно скоро

Медленные темпы

Largo – Широко
Lento – Протяжно
Adagio – Медленно
Grave – Тяжело

Обозначения ускорение или замедление темпа

Ritenuto – Сдерживая
Ritardando – Запаздывая
Allargando – Расширяя
Rallentan-do – Замедляя
Accelerando – Ускоряя
Animando – Воодушевляя
Stringendo – Ускоряя
Stretto – Сжато

a tempo – в темпе
tempo primo – вернуться в первоначальный темп
tempo I – первоначальный темп
I’istesso – В том же темпе

Оттенки темпа обозначаются следующим образом:

Molto – Очень
Assai – Весьма
Con moto – С движением
Commodo – Удобно
Non troppo – Не слишком
Non tanto – Не столь
Meno mosso – Менее подвижно
Più mosso – Более подвижно
Sempre – Всё время

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Мы рассказали вам что такое темп в музыке. Надеемся что информация была полезной!

Источник

Что такое музыкальный темп? Виды музыкальных темпов

Существует множество средств музыкальной выразительности, которыми пользуются композиторы для создания своих произведений. В талантливой музыкальной композиции нет ничего случайного: тональность, структура, украшения, манера исполнения – всё должно быть подчинено одной творческой задаче. Какую роль во всем этом играет музыкальный темп? И какие разновидности темпов существуют?

Музыкальный темп как средство музыкальной выразительности

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Темп наряду с динамикой является одним из самых действенных средств передачи эмоциональной окраски произведения. Если человек, который пишет или исполняет музыкальные произведения, игнорирует этот факт, то результат его творческого процесса рискует оказаться блеклым и менее выразительным. Правильный темп в сочетании с верной динамикой обеспечивает эффективное общение композитора или исполнителя со своим слушателем. Сравнение музыки с человеческой речью вполне корректно, ведь эмоциональный окрас речи также определяется ее темпом и динамикой. Именно эти характеристики помогают получить отклик со стороны собеседника и вовлечь его в диалог.

Темп ложился в основу музыки еще с самых древних времен. Ранее музыканты своей игрой в основном сопровождали ритуальные танцы и шествия, немного позднее – сельские гуляния или балы знатных господ. Стук ног танцора, скорость, с которой передвигались танцевальные пары, становились ориентиром, по которому музыканты сверяли свой темп игры.

Как темп обозначается в нотной записи

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Композиторы знают, что темп – это еще и некая пульсация мелодии. Такая пульсация сугубо индивидуальна для любого музыкального творения. Когда человек желает измерить пульсацию своего сердца, то он считает количество его ударов в минуту. В музыке воспользовались тем же приемом, но с применением музыкальных делений – четвертных, восьмых, шестнадцатых нот и т. д. Именно количество нот определенной длительности, которые умещаются в минуту, определяет метр (темп) произведения. Практически над каждой партитурой слева размещается подобное обозначение: нота определенной длительности, знак «равно» и численное обозначение количества этих нот, помещающихся в минуту. Держать указанный темп и не отклоняться от него помогает специальный прибор – метроном.

Медленные темпы

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Следующим в списке медленных темпов следует «largo», что по-русски значит «широко». Ларго может играться со скоростью от 44 до 52 ударов в минуту.

Затем следует ларгамэнте (46-54 уд./мин), адажио (48-56 уд./мин), ленто (50-58 уд./мин), лентамэнте (52-60 уд./мин), ларгэтто (54-63 уд./мин) и т. д.

Умеренные музыкальные темпы

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Рядом с «andante» также находится темп «comodo» и «comodamente», что означает «не спеша». Метрическое обозначение этого темпа колеблется от 63 до 80 ударов в минуту.

К умеренным темпам также относится «moderato assai» (76-92 уд./мин), moderato (80-96 уд./мин) и con moto (84-100 уд./мин).

Быстрые темпы

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

«Аллегрэтто модерато» – не очень быстрый музыкальный темп: термин переводится, как «умеренно оживлённо» и метрически обозначается от 88 до 104 ударов в минуту. Затем следует «allegretto» (92-108 уд./мин), «allegretto mosso» (96-112 уд./мин).

Сюда же относится термин «animato», что означает «оживленно», и «animato assai» – соответственно «очень оживленно». В числовых значениях эти темпы колеблются от 100-116 и 104-120 ударов в минуту.

«Allegro moderato» – это умеренно быстрый музыкальный темп, т. е. темп находится в пределах от 108 до 126 ударов в минуту. «Tempo di marcia» предлагает играть исполнителю произведение в темпе марша – в пределах от 112 до 126 ударов в минуту.

«Allegro non troppo» означает не очень быстрый темп (116-132 уд./мин), те же самые параметры имеет темп «allegro tranquillo». «Allegro» (значит, «весело») – 120-144 удара в минуту. «Allegro molto» значительно быстрее предыдущих темпов: метрически обозначается, как 138-160 ударов в минуту.

Наиболее часто используемые темпы

С появлением компьютерных программ для написания музыки, а также электронных метрономов числовые обозначения темпов прочно заняли свои позиции в партитурах, ведь словесные обозначения достаточно неопределенные и всегда требуют уточнения. И тем не менее из словесных обозначений до сих пор широко используются ларго (переводится, как «очень медленно», «широко»); анданте (неторопливый музыкальный темп); адажио (переводится как «медленно»); модерато (значит «умеренно» или «сдержанно»); аллегро (т. е. «быстро»); аллегретто (означает «довольно оживлённо»); виваче (т. е. «быстро» или «живо») и престо (значит «очень быстро»).

Дополнительные обозначения

Зачастую композитор не настаивает на исполнении своего произведения в строго указанном темпе. В таких случаях музыкальный темп может обозначаться прилагательным, характеризующим общее настроение, которое должно царить во время исполнения пьесы или песни. Например, «leggiero» означает «легко», а «pesante» – «весомо» или «тяжело». Легкости звучания или весомости можно одинаково успешно добиваться при совершенно разных метрических показателях музыки. Автор может также предложить исполнителю играть свою партию «cantabile», т. е. «певуче», или «dolce» – т.е. «нежно». В середине партитуры или в любой другой ее части могут также появиться ремарки вроде «ritenuto», что означает «сдерживая», или «accelerando», т. е. «ускоряя». Множество таких ремарок позволяют учитывать важные нюансы при исполнении музыкального произведения.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Воздействие темпа музыки на организм человека

В одном из итальянских университетов ставился интересный эксперимент на предмет того, как музыкальный темп влияет на состояние психики или другие показатели в организме человека. В эксперименте принимали участие как профессиональные музыканты, так и обычные любители музыки. Результаты были потрясающими: оказывается, быстрая, оживленная музыка мобилизует все системы организма (учащается пульс, ускоряется дыхание, повышается артериальное давление и т. д.), а медленная, неторопливая способствует полному релаксу, расслаблению нервной системы и нормализации АД.

Источник

Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Таблица темпов, их обозначений и значений

В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

ТемпТранскрипцияПереводМетроном
Медленные темпы
Largoляргошироко ок. 45
Lentoлентопротяжно ок. 52
Adagioадажиомедленно ок. 60
Graveгравеважно ок. 40
Умеренные темпы
Andante андантене спеша ок. 65
Andantinoандантинонеторопливо ок. 70
Sostenuto состэнутосдержанно ок. 75
Moderato модератоумеренно ок. 80
Allegrettoаллегреттоподвижно ок. 100
Быстрые темпы
Allegroаллегроскоро ок. 132
Vivo вивоживо ок. 140
Vivace вивачеживо ок. 160
Presto престобыстро ок. 180
Prestissimo престиссимоочень быстро ок. 208

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

для чего нужны темпы. Смотреть фото для чего нужны темпы. Смотреть картинку для чего нужны темпы. Картинка про для чего нужны темпы. Фото для чего нужны темпы

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *