для чего нужны второстепенные персонажи
Роль второстепенных персонажей
В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.
Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская» я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.
Второстепенные персонажи.
Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными. Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные. Но обо всем по порядку.
В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.
Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными. Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.
Живой фон.
Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.
Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.
Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.
Стереотипность.
Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества. То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.
Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.
Эксцентричность и юмор.
В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.
Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.
Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории. Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.
Преувеличение.
Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.
Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.
Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.
Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.
На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор. Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!
Второстепенные герои: как сделать не «картон» и зачем это нужно
Возвращаясь к монументальному труду «Как написать бестселлер (на самом деле нет)». Поговорим о второстепенных героях.
Что о них можно сказать? Они нужны и они важны. Но нужна ли их тщательная проработка?
Опять же досконально прописанного персонажа не так-то просто вписать в уже готовый сюжет. Бывает, что второстепенному персонажу если и не плевать на героя и его нужды, то в огонь и воду он за ним точно идти не готов. И либо будет фальшь и натяжка, либо этот нехороший человек сделает протагонисту ручкой и заставит автора, вносить изменения в сюжет.
Но даже так лучше, чем «картонные персонажи».
Это выражение встречается в рецензиях и отзывах постоянно. И сам не раз думал об этом при чтении. Иногда автор просто не заморачивается созданием достоверных персонажей, иногда осознано жертвует их проработкой в угоду динамике сюжета. И получаются сонмища безликих силуэтов, отличающихся лишь именами.
Более оправданы два других варианта.
Первое, герой просто действует в соответствии с вашими установками.
Второе, усиленный способ наверняка. Вы декларируете некую особенность его характера и дальше по тексту он совершает некие поступки в соответствии с ним.
Для примера небольшая цитата из 06’92
— Да ладно, Дюша! Чего ты? Ненастоящие и ладно! — Тихон вскинул пухлые ладони и отступил, но сразу спросил: — А какой сейчас штраф?
Я почесал затылок и вопросительно посмотрел на Андрея.
— Да не повышали его давненько, — пожал тот плечами. — Скоро стоимость проезда со штрафом сравняется.
— О! — протянул Тихон Морозов. — Получается, многим проще штраф оплатить, чем каждый раз билеты пробивать, вот эти и собирают деньги…
— Иди отсюда, — послал его Рома, и Толстый послушно отошёл, беззвучно шевеля губами. Но не ругался — вовсе нет, наверняка просчитывал финансовую выгоду от подобного рода деятельности. Он вечно придумывал сулящие баснословный доход проекты, но все расчёты не выдерживали столкновения с реальностью и отправлялись в мусорное ведро при обсуждении с куда более прагматичным Лёней. Впрочем, на петушках из плавленого сахара и самодельных петардах из спичек и пистонов этой неразлучной парочке что-то заработать всё же удалось. Да и домашняя студия по записи на аудиокассеты музыки приносила какой-никакой доход, но там идея принадлежала уже Гуревичу. (с) 06’92
Но вешается ярлык энтузиаст-предприниматель и Тихон Морозов начинает по тексту генерировать идеи и акцентировать внимание на тех вещах, которые являются определяющими для описываемого времени, но до которых герою нет никакого дела. Ну и в целом поведение персонажа становится более сложным, а книга приобретает ещё один план.
Против. Есть риск перегрузить текст, что пойдёт во вред динамике. Чем сложнее и многогранней второстепенный персонаж, тем сложнее его вписать в уже сложившийся сюжет.
Вердикт. Нужен баланс, но «за» заметно перевешивают «против»
Для чего нужны второстепенные персонажи
Это тот, кто якобы помогает герою, но на самом деле с самого начала работает против него. Заметьте, очень важно, что ложный союзник именно с самого начала играет против героя, то есть не переходит на сторону зла внезапно, а с первых строк строит козни исподтишка. Чаще всего это обаятельный и приятный герой, раскрывающийся в кульминации или в осевом эпизоде. Часто такой персонаж в кульминации раскаивается и переходит на сторону главного героя.
В «Гарри Поттере и Кубке огня» это Барти Крауч (младший), выдававший себя за Аластора Грюма.
Задача этого персонажа — решить ту же проблему, что и главный герой, но в меньших масштабах. Этим автор подчеркивает тему и идею романа.
Такой прием часто используется в детективах: главный герой расследует убийство из-за мести, а герой второго плана ищет пропавшую вещь, которую кто-то спрятал тоже из-за мести. Часто героем второго плана выступает хороший знакомый следователя, который то и дело отвлекает его от основного расследования собственными проблемами.
Давайте закрепим теорию на примере романа Дэна Брауна «Инферно», в нём, на мой взгляд, очень ярко представлена система персонажей и четко прослеживаются роли.
Тема романа — перенаселение планеты. Идея — если мы не начнем контролировать рождаемость, цивилизация погибнет.
Главный герой, Роберт Лэнгдон, осознанно отказался от семьи.
Его союзница, эпидемиолог Элизабет Сински, мечтала о детях, но оказалась бесплодна.
Антагонист, ученый Зобрист, полагает, что нужно искусственно сокращать население. Но не за счет войн и убийств, а с помощью вируса, который стерилизует треть населения Земли.
И, наконец, ложный союзник, Сиена Брукс, придерживается той же точки зрения, что и главный антагонист.
Интересно, что Дэн Браун ввел дополнительно персонажа-статиста, тоже отражающего идею. Это беременная смотрительница музея, она выбирает продолжение рода.
На пути ему встречаются определенные персонажи. Вам необязательно вводить в роман каждого, более того, один персонаж может выполнять несколько ролей. Однако тут есть где развернуться.
Итак, кого же встречает герой, отправившийся в путешествие.
В романе Дэна Брауна, эпидемиолог Элизабет Сински, которую мы определили как союзницу, выступи в роли Женщины в образе богини. А ложная союзница, Сиена Брукс, — это обманщица.
Роли персонажей: второстепенные герои
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Продолжаем рассказ об основных сюжетных ролях, которые выполняют персонажи в сценарии. Нужно понять, что классифицировать персонажей можно по разным признакам, каждая из которых верна, но при этом однобока.
Представьте, что у вас в холодильнике есть отсек с фруктами. И вам нужно разложить их в каком-то порядке. Можно разложить их по цвету, по форме, по соответствию цвета радужному спектру, по свежести. Можно даже попробовать отсортировать по нескольким признакам сразу. Но какой из этих способов правильный?
Разумеется, тот, который вам нравится больше всего.
Есть много разных видов классификаций персонажей. Но это только инструмент. В зависимости от ваших задач, вы можете применить одну или несколько сразу. Или не использовать их вообще.
Мы в этом материале разберем самые часто встречающиеся роли персонажей именно с сюжетной точки зрения:
Нужно сразу сказать, что лучшие персонажи часто соединяют в себе сразу несколько функций. Например, конфидент-комик релиф. Или наставник — скрытый антагонист.
Дело в том, что за 120 лет кинематографа эти роли применялись к разным персонажам в тысячах сюжетов. И сегодня трудно использовать их «в чистую», не скатываясь до клише. Кроме того, объединив сюжетные роли, можно сократить количество персонажей. Так что, если есть возможность наделить персонажа сразу несколькими функциями, обязательно ей воспользуйтесь.
Кто такой антагонист?
Чтобы задуманный вами фильм не закончился сразу после первого акта, на пути главного героя к его цели всегда должны быть препятствия. Что-то что будет замедлять или изменять его путь.
Препятствиями могут быть как окружающие обстоятельства и события, так и конкретный персонаж.
Это и есть антагонист. Тот, кто хочет, чтобы герой не достиг своей цели.
Также как главный герой не обязательно должен быть положительным персонажем, так антагонист не обязательно отрицательный. В тех же «Мстителях: война Бесконечности» антагонистами выступают сами Мстители. Да, они на правой стороне, но их сюжетная задача, не дать главному герою – Таносу достигнуть своей цели.
Еще интересней, когда протагонист и антагонист почти одинаковы: в равной степени герои или в равной степени злодеи.
Результат такого столкновения можно увидеть в той же киновселенной Марвел, в третьем фильме про Капитана Америку. Или, например, в комедийном боевике «Значит война» с Томом Харди, Крисом Пайном и Риз Уизерспун, где по сюжету два лучших друга сражаются за сердце красотки.
Лучше всего нюансы антагонизма рассказывает в своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки. Вот несколько его тезисов:
Если герой изначально сильнее антагониста, если у него сразу есть все необходимые навыки и знания для победы, то за таким противостоянием не интересно смотреть. Злодей в таком случае превращается в карикатуру, а герой в – Мери Сью – персонажа, для которого нет серьезных препятствий и которому некуда развиваться по сюжету.
Исключением из этого правила могут стать комедийные злодеи, которые как раз и задумывались как карикатуры. Таких антагонистов можно встретить в детских мультсериалах или изначально абсурдных фильмах. Например, в «Бетмене» шестидесятых с Адамом Вестом, в «Очень страшное кино» или «Остине Пауэрс». Но такие персонажи больше комик релифы, чем реальные антагонисты.
Есть причина почему, Лекс Лютер не спешит вступать в рукопашную битву с Суперменом. Ясно же, что в физической силе у Супера преимущество. Но зато Лекс гений и манипулятор. А Кларк Кент деревенский парень из Канзаса: мозги не сильная его сторона. И как же логичней всего нападать Лексу?
Исходя из этого принципа, и нужно конструировать антагониста. Найдите недостаток главного героя и научите антагониста бить туда побольнее.
Слабостью героя может быть что угодно.
Согласитесь, было бы совсем не то, если бы Кастор просто преследовал бы Шона по всему миру с криками «Отдай мое лицо».
Ну, здесь все понятно. Если напряжение в какой-то момент пропадет, сюжет провиснет. А если напряжение не будет нарастать, история не достигнет точки кульминации.
И так должно быть всегда. Если героиня хочет замуж, то ее соперница желает расстроить свадьбу. Если одна выиграет, другая проиграет. Если Фродо хочет уничтожить Кольцо Всевластья, темные силы хотят им завладеть.
Кто такой Конфидент?
Конфидентом – это доверенный персонаж главного героя. Тот, с которым протагонист делится главными переживаниями, идеями и мыслями.
Понятно, что на самом деле эта информация в первую очередь нужна зрителю. Ведь не все переживания можно показать через действие героя. И будет глупо, если он вдруг начнет проговаривать свои самые сокровенные мысли сам себе вслух.
Именно для этого и нужен персонаж, поговорить с которым герой может, не нарушая логику истории.
Чаще всего конфидентом выступает друг или родственник героя. Но иногда конфидентом может выступить и случайный знакомый. Главное чтобы между персонажами сложилась нужная для откровенного разговора атмосфера.
Например, в фильме Алексея Балабанова «Брат», конфидентом Данилы Багрова, становится едва знакомый ему бездомный по кличке Немец.
Конфидент обычно сопровождает главного героя в его приключениях. Он разделяет все тягости и препятствия, хотя, по сути, ему это не так уж нужно. У него нет своей цели и мотивации следовать за ней напролом.
Взять хотя бы лучшего друга Шрека – говорящего осла. Зачем ему, все эти спасения принцесс и охота на драконов? Незачем. Он идет рядом, просто потому, что хороший друг. Ну и чтобы Шреку было с кем обсудить план и излить душу.
Кто такой Наставник?
Наставником называют героя, который более опытный и цельный как личность, чем главный герой. Как понятно из названия, его главная задача, чему-то научить героя, указать на его ошибки или подсказать выход из тупиковой ситуации.
Чаще всего наставниками выступают люди старшего поколения: учителя, тренеры, родители. Архетипичный наставник – это, конечно, мудрый старец: Альбус Дамблдор, Оби Ван Кеноби. Но это не обязательно.
Роль наставника напрямую связана с ролью конфидента. Все наставники одновременно выполняют роль конфидентов, но не все конфиденты – наставники. Наставник обязательно должен чему-то научить героя. Конфиденту достаточно его выслушать.
Кто такой резонер?
Резонер – это персонаж, доставшийся кино по наследству из театра. Основная задача этого персонажа – озвучивать мысли сценариста, высказывая нравоучения или обличая других героев и их недостатки.
Так или иначе, но в массовом кино иногда нужно в лоб проговорить основную мысль. Иначе смысл истории может ускользнуть от зрителя.
Но тут главное не переусердствовать. Нельзя считать зрителя откровенным дураком. Излишние разжевывания или повторения, откровенное морализаторство и нравоучения всегда воспринимаются в штыки.
Именно поэтому полноценные персонажи-резонеры чаще встречаются на телевидении. Где они могут высказываться в каждой серии по новому поводу. В фильмах же, функцию резонера обычно присоединяют либо к персонажу-наставнику, либо к персонажу конфиденту.
Источник неприятностей
Персонаж, чья главная функция — втравить героя в неприятности.
Например, в «Мальчишнике в Вегасе», источником всех неприятностей стал персонаж Зака Галифианакиса, который всего лишь хотел влиться в крутую компанию друзей жениха.
В «Человек Дождя» источником проблем Чальза Бэббита стал его больной брат Рэймонд..
Также источником неприятностей могут быть внезапно свалившиеся на голову главного героя дети, родственники или даже животные (фильм «Бетховен»).
Главное, чтобы все неприятности не были вызваны злым умыслом. Иначе персонаж «источник неприятностей» превратится в антагониста.
Кто такой комик релиф?
С английского Comic Relief дословно переводится, как разрядка смехом.
В этом и есть основная задача подобных персонажей. Чаще всего это персонажи легких приключенческих фильмов и мультфильмов. Тимон и Пумба из «Короля льва», персонажи Кевина Харта и Джека Блэка из перезапуска «Джуманджи».
Еще тридцать лет назад, персонажи = комик релифы были очень популярны. Но сегодня, персонажи, все цель которых вызывать смех в нужных местах считаются плохим тоном.
Сегодня лучше не придумывать комик релифа, а наделить его свойствами персонажа уже имеющего какую-то функцию в сюжете.
Любовный интерес героя
Казалось бы, какая сложность прописать любовный интерес главному герою? Опиши партнера по привлекательней и все. Но что дальше? Зачем он нужен? И какую функцию будет нести?
На самом деле сам по себе любовный интерес не несет в себе никакой сюжетной функции. Чтобы этот персонаж сработал нужно приписать к нему какую-либо другую роль.
Например, любовный интерес – антагонист. Это уже имеет смысл. Один из них влюбляется, а второй не заинтересован в отношениях. И начинается противостояние: либо один сдастся, либо у второго проснутся чувства. Пример: фильм «Укрощение строптивого» с Адреано Челентано и Орнеллой Мути, где юная красавица Лиза влюбляется в ворчуна и убежденного холостяка Элиа и пытается его соблазнить.
Любовный интерес – источник неприятностей. Типичная девушка в беде. Или чуть реже – парень в беде. Как, например, в экспериментальном фильме Тома Тыквера «Беги, Лола, Беги», где главной героине Лоле нужно найти существенную сумму денег, чтобы спасти своего парня от бандитов.
Любовный интерес – комик-релиф. Тоже достаточно понятная роль. Персонаж с ярко выраженной комедийной перспективой, в которого влюбляется протагонист. Как, например, в фильме «Не та девушка» с Дэвидом Спейдом или «Птичка на проводе» с Голди Хоун и Мэлом Гибсоном.
В заключение, хотелось бы напомнить: любая классификация или типология персонажей, лишь отправная точка для придумывания героев. И ни одну из них нельзя использовать буквально. Это лишь ориентиры, которые помогут начинающим сценаристам. Точка, от которой вы сожжете оттолкнуться, чтобы придумать что-то свое.