для чего обмывают покойника
Как правильно проводить омовение покойного?
Заказать памятники из гранита вы можете на этом сайте – свяжитесь с нами, и наш специалист проконсультирует вас по материалам и стоимости.
Смерть родного человека настигает неожиданно – никто не готовит людей к таким потрясениям и, уж тем более, к необходимым хлопотам во время подготовки погребения. Одним из этапов перед похоронами является омовение покойника – старинный обряд очищения тела и подготовка его к ритуальным действиям: прощанию, погребению.
Традиция омовения в разных религиях
Процесс погребения определяется тем, к какой культуре и религии относится умерший. Правила ритуалов привязаны к конфессиям и несут глубокое символьное значение.
В исламе, например, омывают покойника неоднократно и с использованием специальных составов и благовоний. Тело мусульманина тщательно очищается, исключением является только очевидное повреждение останков, которое не допускает мытья или которое может возникнуть после омовения.
Традиция омовения в исламе
В буддизме нет особых принципов – мыть покойного нужно по верованиям конкретной этнической диаспоры или общины.
В православии и католицизме обмывание сопряжено с одеванием умершего в чистые белые или темные одежды. Целью всех обрядовых действий является очищение тела перед отпеванием христианина и преданию его земле.
Посмертное обмывание зависит от региона проживания покойника. Общей становится тенденция отказываться от архаичности. Подготовка усопшего и мытье имеет смысл, лишенный мистики – приготовить человека к последней встрече с живыми в процессе прощания и похорон. Услугу омовения часто заказывают в морге.
Можно ли родным человека мыть покойника?
Обмывание – это обязательный ритуал для перехода души в другое измерение, который совершают члены семьи. Такая традиция предусматривает, что омовение будут совершать родственники, друзья или же специальные люди, к примеру, сотрудники морга. Строгих рекомендаций на этот счет нет, каждая семья придерживается традиций, которые существовали в поколениях раньше.
Советы для омовения:
Организация погребения проводится по традициям конкретной семьи и конфессии. Как правило, в семье есть старшие родственники или родственницы, которые знают, как проводить похороны и как решать организационные вопросы, связанные с получением документов и разрешений.
Сотрудники ритуальных агентств и других служб ставят санитарно-гигиеническое условие: тело к похоронам должно быть чистым. Если близкие люди не могут отойти от шока, то мытьем тела занимаются сотрудники морга или ритуальной службы. Гигиена важна из-за быстрого начала разложения тканей, кроме того, во время похорон раны на теле иногда кровоточат. Если человек умер от инфекции, его хоронят в закрытом гробу, так же поступают, когда есть страшные увечья и травмы.
Как обмывать покойного дома?
Современный обряд проводится специально обученными сотрудниками в морге или ритуальном бюро. Если организовать процедуру сложно по каким-то причинам, необходимо обмыть тело дома.
Для этого семье усопшего понадобятся:
Сперва с покойного снимаются вещи, затем проводится обмывание, а потом человека облачают в похоронные одежды и помещают труп в гроб.
Как обмывать покойного дома
Правильное расположение тела на столе или лавке может упростить задачу. Поверхность необходимо застелить клеенкой и одноразовыми простынями, впитывающими влагу. Тело кладут ногами к дверному проему. Челюсть усопшего подвязывают полотенцем.
Если одежду снять нелегко, ее можно разрезать. Интимные части тела из уважения к человеку прикрывают полотенцами.
Обмывание проводится просто: тряпочками, смоченными в воде, протираются участки кожи – бережно, без трения. Умершего переворачивают и моют его со спины.
Мыло с теплой водой быстро справляется с загрязнениями и кровью. Для затормаживания процессов разложения используют формалин. Православные священники иногда советуют использовать колодезную воду для обмывания.
Очищать нужно не одну только кожу, но и нос, рот, уши. Волосы надо вымыть или просто аккуратно расчесать. Если соблюдены все правила, то тело покойника сохраняет свежесть в течение пяти часов. Обязательно нужно учесть температуру воздуха в комнате, где стоит гроб, на улице в день похорон и накануне его. После омовения можно замедлить процессы с помощью холодного спирта: делается три укола с ним в ягодицы и шею.
Мужские костюмы нужно распарывать на спине, фиксировать на покойнике зажимами. Женские предметы гардероба надевают через голову. Обязательным элементом является белая рубашка. Если на женщину надевают платье, то его разрезают сбоку и скрепляют булавками.
Предметы гардероба
Пожилым людям нередко надевают белые перчатки для прощания. После всех мероприятий тело перекладывают в гроб.
Как поступить с мылом и водой после омовения?
После мытья тела есть вещи, которые необходимо утилизировать – это мыло, грязная вода, расческа, емкости для воды, старая одежда, а также клеенка, фартуки, перчатки и респираторы.
Считается, что вещи запоминают энергетику хозяина и напитываются его болью и страхом. Воду после обмывания выливают возле угла дома на улице, где ничего не растет. Люди раньше верили, что если ступить на участок почвы, куда выливалась вода после омовения, то наступившего настигнет болезнь.
Кувшин для омовения разбивают на куски и бросают в овраг. Можно оставлять фрагменты на участках дорог. Мыло, расческу, полотенца и прочие вещи требуется закопать или сжечь.
Есть разные не одобряемые церковью ритуалы и заговоры, которые предполагают использование вещей покойного, однако прибегать к ним категорически нельзя, как и использовать предметы в качестве оберегов. Не оставляйте дома вещи, которые использовали для подготовки тела к возложению в гроб, не приносите после похорон венки и живые цветы, предназначенные для покойного.
Как поступить с мылом и водой после омовения
Во избежание конфликтов и ссор с родными, придерживайтесь погребальной традиции, принятой в вашей семье.
Для того, чтобы достойно проводить человека в мир иной, нужно не только организовать по правилам похороны и поминки, но и запечатлеть его образ для потомков, установив гранитный памятник спустя год после смерти. Заказать надгробие вы можете в нашей компании – оставьте свой номер телефона, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Верования и приметы связанные с умершим
В русской фольклорной традиции мир мертвых понимается как параллельный миру живых. На кладбищах еще и сегодня можно увидеть выстроенные на могилах небольшие домики, в которых якобы живет душа покойного.
Чтобы душа могла напиться
Практически повсеместно в день смерти в доме покойника ставят в комнате, в которой он умер, часто на подоконник, стакан с водой, для того, чтобы душа его могла напиться. Стакан этот стоит до 40 дней (вода меняется ежедневно), так как душа умершего находится в доме до шести недель.
«Пока покойник находится в доме, его не оставляют одного. Родственники приглашают к усопшему читальщицу (обычно пожилую женщину), в обязанности которой входит читать Евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду. «
Вплоть до настоящего времени существует множество магических средств для того, чтобы не бояться покойника. Чаще всего советуют подержать его за руки и за ноги в знак того, что вы не желаете ему ничего дурного и хотите быть с ним в мире.
«Когда умершему шьют саван, то следует шить его редко, что называется на живую нитку, и иглой не к себе, так как до сего дня существует поверье, что в противном случае весь дом вымрет.»
«Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой. Если тело умершего не успевает окоченеть, то руки, не удержавшись в таком положении, могут раскрыться. В таком случае говорят, что мертвый хочет еще кого-то из родных прибрать с собой.»
«Плохой приметой считалось и считается, если у покойника открываются глаза. Раньше говорили, что он еще кого-то выглядывает или проститься с кем-то еще хочет. Глаза в таких случаях закрывают тряпочкой или кладут сверху мелкие монеты.»
После того как для покойника сделают гроб, оставшиеся при этом обрезки, стружки и щепу тщательно собирают и кладут в гроб вместе с покойником или же зарывают в землю. В некоторых областях названные предметы тотчас же по окончании работы сжигают.
Согласно народным представлениям, мертвые точно так же нуждаются в еде, одежде и тепле. В деревнях (а отчасти и в городах) и в настоящее время в гроб кладут сменную пару белья или даже еще один костюм.
Обычно похороны (за исключением каких-либо экстремальных ситуаций) назначаются на третий день. Причем повсеместно считается, что покойника надо похоронить до обеда.
В деревнях до 30-х годов XX века гроб с покойником носили на домотканых холстах, теперь же носят на длинных полотенцах. Родным нельзя нести покойника, чтобы не подумали, что они рады его смерти.
Похоронная процессия, как правило, останавливается на перекрестках и у церкви. Сено, на котором лежал на лавке (или столе) покойник, а иногда и всю постель, берут с собой и сжигают у реки или за деревней.
Практически повсеместно считается, что мертвец все слышит и видит до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует.
Когда тело зароют, провожавшие покойника садятся на могилу и едят принесенную с собой пищу. Затем, уходя, берут с собой землю с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, раньше открывали заслонку и смотрели в печь, а землю клали в рукомойник и затем умывались.
После похорон повсеместно устраиваются поминки. Поминальными или родительскими днями считаются вторник на второй неделе после Пасхи (Радуница), суббота перед Троицей (Духовская суббота) и суббота между 1 и 8 ноября (Дмитриевская суббота).
Помимо установленных поминальных дней вплоть до настоящего времени соблюдается традиция поминать покойника на 9-й, 20-й и 40-й день после кончины, а также на полгода и год. А дальше – «по жалости».
Поминальный обряд, как правило, состоит из посещения могилы покойного и поминального обеда, на который приглашаются его друзья и родственники.
«На помин души ни денег, ни продуктов жалеть нельзя. Считается, что «покойник у порога не стоит, но свое берет. «Покойник ждет помину тридцать лет!» По истечении же этого срока может и жестоко отомстить особо забывчивым.»
Поминать усопшего надо непременно до обеда и ни в коем случае вечером, а тем более после захода солнца.
Где хоронить самоубийц
Особыми местами для погребения самоубийц были всякого рода границы полей и земельных наделов. Хоронили их также в лесах и на болотах. По народным поверьям все эти места являлись сосредоточением всей нечистой силы: полевиков, леших, болотников. А так как самоубийцы никогда не пользовались уважением у живых, то считалось уместнее всего закапывать их в вотчине нечисти. Одним из наиболее популярных мест для погребения самоубийц считали и провалы под землей, потому что оттуда им уж никак было не выбраться.
Порог – граница между домом и миром злых духов
«Существовало поверье, что духи покойников сидят у своих тел или даже на пороге, и не одни, а в обществе гостей, прибывших с кладбища. Именно из этого поверья вытекает весь порядок обращения с порогом. «
Кстати, ввиду близкого соседства с умершими, порог служил алтарем для проведения всевозможных обрядов: свадебных, погребальных, по поводу рождения детей. А также был местом многих колдовских действий.
Порог играл также очень значительную и немаловажную роль в суевериях, касающихся детей. Возвращаясь с крещения, кума переносила младенца через кожух, расстеленный на пороге, чтобы обеспечить ему теплую и удобную жизнь. Когда ребенок начинал ходить, нужно было следить, чтобы, переступая порог в первый раз, он не был босым, иначе вырастет из него оборванец и нищий.
Широко распространенным древнеславянским обычаем было и остается по сей день постукивание гробом о порог, чтобы умерший навсегда попрощался со своим домом, семьей и бренной жизнью.
Омовение усопшего в христианской, иудейской и мусульманской традиции
С древних времён у последователей авраамических религий (христиан, иудеев, мусульман) существует обычай омывать тело умершего. Этот обряд обязателен, так как он является необходимым элементом подготовки к переходу в вечную жизнь.
Омовение покойного у православных христиан
В традициях отечественной культуры погребения омывать усопшего можно в домашних условиях. Делать это лучше всего на широкой лавке, предварительно положив клеёнку или белую ткань.
Производящий омовение начинает процедуру с того, что совершает семь поклонов перед образами. Во время обряда следует непрестанно читать молитву «Ангельская песнь», более известную как «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Усопшего полностью раздевают, укладывают на прямую, ровную поверхность и обращают его лик к иконам. Воду для омовения используют комнатной температуры, она должна находиться в посуде, которую легко разбить. Тело покойного протирают тряпкой или губкой.
Процедуру начинают с головы, далее омывают тело умершего до пояса, переворачивая его на бок для омовения спины, а в завершение – ноги. Производят омовение крестообразными движениями по три раза.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Когда обряд будет закончен, нужно подождать пока стечёт вода и обсохнет тело. После этого усопшего следует переложить на чистую простынь, а ткань, на которой омывался покойный, равно как и его одежду, необходимо предать огню. Воду же, которая осталась после омовения, нужно вылить на пустыре, посуду – разбить.
Тот, кто совершал обряд, должен старательно помыться и переодеться.
Как омывают покойного у мусульман
В культуре мусульманских похоронных обрядов есть несколько общих правил, которым необходимо следовать тем, кто будет мыть тело умершего:
При обмывании покойного мусульмане используют много благовоний, вплоть до того, что обрабатывают ароматическими веществами поверхность, на которой лежит тело умершего. Усопшего накрывают тканью от пояса до колен, закрывая его постыдные места, также можно накрыть и его лицо.
Омовение начинают с головы, затем моют все части тела по очереди. Для процедуры поочерёдно используют раствор кедрового ореха, камфору и обычную воду. Волосы и бороду очищают при помощи благовонных моющих средств. По мере надобности усопшего поочерёдно поворачивают на левый и правый бок, чтобы омыть спину и соответствующую сторону тела.
По окончании обряда тело протирают сухим полотенцем и наносят на него благовония. Далее, расположив руки вдоль туловища, умершего укутывают в саван, который, по традиции, состоит из трёх частей.
Омовение в иудаизме
У последователей иудаизма за проведение всех ритуалов и обрядов, связанных со смертью и погребением, традиционно отвечает организация Хевра Кадиша. Её члены совершают омовение усопшего – тагара (очищение), присутствие на котором посторонних запрещено.
При омывании используют тёплую воду в достаточном количестве (около 20 литров), полотна, вату, платки. Покойного облачают в ритуальные одежды – тахрихин и высокую двухслойную шапку, при помощи которой можно прикрыть лицо усопшего. Тахрихин сделан из материала, в котором не используется шерсть, также недопустимы украшения, кроме специальных на талите (молитвенном облачении).
Тело покойного укладывают на простынь, которую расстилают на столе очищения. Затем, сменив использованную простынь, накрывают умершего чистой тканью и читают молитвы. Далее следует сам обряд омовения, во время которого члены Хевра Кадиша обмывают усопшего через простынь едва тёплой водой, при этом не передавая ковшей из рук в руки. Тело омывают, начиная с головы, затем поочерёдно правую и левую стороны. После удаляют с покойного влажную ткань и обливают чистой водой из двух котлов так, чтобы не было перерыва.
Во время обряда члены Хевра Кадиша читают соответствующие молитвы, а в завершение громко произносят: «Тагор, Тагор, Тагор!». Затем ждут, пока стечёт вода, перекладывают тело на чистую простынь и отирают полотенцами. Далее усопшего облачают в похоронные одеяния.
Вопрос и ответ
Считается, что члены семьи не должны принимать участие в омовении. Для этого приглашают сторонних людей, причём они должны быть одного пола с покойным. Правда, в православной традиции эту процедуру нередко поручают пожилым женщинам.
Членам этой организации следует воздержаться от участия в обряде, если они состоят в кровном родстве с покойным.
В православии считается, что христианина должен омывать христианин, у последователей иудаизма этим занимается Хевра Кадиша, в котором состоят исключительно мужчины. В то же время большая часть исламских богословов и учёных придерживаются того мнения, что омывающий не обязательно должен быть мусульманином.
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Пожалуйста, в каком нормативном акте четко прописаны бесплатные услуги морга?
Зачем необходимо мыть полы после покойника?
Любой умерший человек, даже самый любимый и близкий, несет после смерти негативную энергию. И вся эта отрицательная энергетика пропитывает вещи, связанные с похоронами.
Важно! Стол и табуретки, на которые устанавливались гроб и крышка. Все эти вещи переворачиваются ножками вверх и выносятся на улицу на некоторое время, чтобы очистить их от негатива и не навлечь новую беду.
Если отрицательная энергия остается внутри дома, то живущие в нем люди начинают без причины болеть и даже умирать. Всем известно, что негативную энергию смывает вода и лучше святая, поэтому так важно знать, как правильно вымыть полы после покойника, чтобы не накликать новую беду. А еще вы можете воспользоваться отдельными советами, чтобы очистить дом от негатива.
Наверняка встанут ребром и другие вопросы. И ответы на некоторые из них вы также найдете на страницах нашего сайта, например, что делать с одеждой умершего.
Омовение покойного у православных христиан
В традициях отечественной культуры погребения омывать усопшего можно в домашних условиях. Делать это лучше всего на широкой лавке, предварительно положив клеёнку или белую ткань.
Производящий омовение начинает процедуру с того, что совершает семь поклонов перед образами. Во время обряда следует непрестанно читать молитву «Ангельская песнь», более известную как «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Усопшего полностью раздевают, укладывают на прямую, ровную поверхность и обращают его лик к иконам. Воду для омовения используют комнатной температуры, она должна находиться в посуде, которую легко разбить. Тело покойного протирают тряпкой или губкой.
Процедуру начинают с головы, далее омывают тело умершего до пояса, переворачивая его на бок для омовения спины, а в завершение – ноги. Производят омовение крестообразными движениями по три раза.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Когда обряд будет закончен, нужно подождать пока стечёт вода и обсохнет тело. После этого усопшего следует переложить на чистую простынь, а ткань, на которой омывался покойный, равно как и его одежду, необходимо предать огню. Воду же, которая осталась после омовения, нужно вылить на пустыре, посуду – разбить.
Тот, кто совершал обряд, должен старательно помыться и переодеться.
Как мыть полы после покойника?
Начало обряда идет с давних времен. Полы в то время были земляными. Чтобы навести порядок в избе, полы подметали, начиная изнутри помещения, а заканчивали за порогом.
После похорон следы покойника наши предки заметали в другую сторону, перекрещивая метелкой дорогу, по которой ушедший в мир иной мог вернуться. Именно с этих времен и произошел обычай — мыть полы после покойника.
Чтобы правильно произвести обряд, необходимо придерживаться определенной последовательности и некоторых правил:
Важно! Помните следующее правило: в доме, где находится гроб с телом покойного, нельзя проводить никаких уборок. В противном случае, есть риск “вымести” или “вымыть” из дома еще одного жильца. В это время только убирают ковры и дорожки с полов. И только после выноса тела полы в доме моются, чтобы удалить мертвый дух из жилища.
Омытие тела покойного мусульманина
Омытие покойного является обязательным (фард кифая)[1] для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.
Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром[2] и заверните в одежду его [ихрам[3] был использован в качестве савана]»[4].
Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин.
Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними[5], а при омытии женщины — родственники ее.
Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого[6].
Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников»[7]. Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз»[8].
Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[9].
Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:
1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело[12] на доску.
2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном[13].
3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.
4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть[14] место выхода нечистот.
5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно[15].
6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы[16].
7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.
8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.
9. Затем тело положить на спину и облить его в третий[17] раз[18].
10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.
11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно[19]. Лучше промыть под ногтями от остатков грязи[20].
12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван.
Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают[21].
Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского[22] и ханафитского мазхабов.
Приметы и правила на похоронах
Все приметы складываются на основе опыта поколений и их необходимо уважать, чтобы не накликать беду и прожить долго и счастливо. Ознакомьтесь с некоторыми правилами, которые необходимо придерживаться во время упокоения:
Важно! Закрыты зеркала должны быть 40 дней.
Важно! Есть такая примета: если в ногах у покойника осталось свободное место, то будет второй покойник.
Важно! Если сразу после мероприятия или спустя длительное время вам неожиданно снятся усопшие, не стоит переживать — это не всегда плохой знак. Читайте более подробно на другой странице нашего сайта, к чему снится покойник.
Обряд омывания тела покойного: что должен знать каждый правоверный?
Общеизвестно, что Ислам предъявляет очень высокие требования к чистоте. Тахарат (обряд омовения) предполагает содержание в чистоте тела, ураза (пост) – внутреннее или духовное очищение.
Выплата заката – очищение состояния, материального имущества. Подобно этому в последний путь каждый наш единоверец уходит в чистоте, обернутым в белый саван. Так повелось со времен Пророка Аллаха (с.
Говорят, что человек, занимающийся обмыванием покойников, избавляется от сорока грехов, которые совершил в своей жизни, а кто оборачивает тело в кафан, тому в награду в раю будут уготованы шелковые одеяния.
Покойника следует положить на правый бок, лицом на Каабу. После чего два раза читаются Слова Веры (Иман калимэсе). У покойника могут быть открыты глаза, необходимо их прикрыть. Если приоткрылся рот, надо сделать повязку с макушки головы к подбородку. Чтобы не вспучился живот, необходимо положить на него что-то не менее тяжелое, чем ножницы.
Для обмытия лица понадобится шесть кусков тряпиц, столько же для подмывания и для того, чтобы прикрыть гаурат (интимное место) две тряпицы большего размера. Тело помещают на специальные носилки, выполненные из жести, раздевают. Если одежда слишком изношена, ее можно и разрезать. А затем следует прикрыть аурат. Затем делают подмывание.
Чтобы избавить толстую кишку от кала, необходимо слегка надавить на область живота. Если тело покойника чересчур загрязнено, необходимо обмыть его мылом и мочалкой. Если тело чисто, необходимо совершить омовение, как делается это в обыденных условиях. Для этого используются приготовленные тряпицы.
Намотав на палец, промываем рот и носовую полость, а в завершающей стадии обмываем ноги. Затем обмывается голова. Если тело грузное, можно мыть голову в положении лежа, если легкое – в положении сидя. После чего тело кладется на левый бок и обмывается правая сторона, а затем смываются носилки, и поле этого обмывается левая сторона.
Эта процедура проделывается два раза. В третий раз в кувшин с водой добавляются благовония или камфора. После чего тело осушается, причем не обтирается, а именно осушается при помощи сухой тряпицы. В том случае, если тело начало разлагаться, необходимо совершить лишь гусль фард (обязательное омовение), то есть и лицо и все тело обливается водой.
В этом случае нельзя обмывать по три раза и совершать процедуру тахарата. В том случае, если тело потеряло свою форму, допускается захоронение в гробу.
При обмывании тела покойника раньше произносились специальные ду’а, в настоящее время они подзабыты, но, приступая к работе, считается достаточным сказать: «БисмиЛлах» и гусль покойного будет совершенным.
Полезные советы
Вот еще несколько известных примет, которые должны знать все, кто принимает участие в упокоении:
Важно! В народе говорят, что если человек не бросит землю, то усопший найдет слабое место и начнет пугать по ночам.
Как защитить свою семью, если увидел похороны?
Непонимание смерти, ее пугающие образы порождают массу примет и охранных действий. Вот несколько из них:
Важно! Не забудьте побеспокоиться об оформлении могилы, ведь это — последняя дань близкому человеку. Узнайте все о том, когда ставят памятник после похорон и как правильно это сделать.
Омовение в иудаизме
У последователей иудаизма за проведение всех ритуалов и обрядов, связанных со смертью и погребением, традиционно отвечает организация Хевра Кадиша. Её члены совершают омовение усопшего – тагара (очищение), присутствие на котором посторонних запрещено.
При омывании используют тёплую воду в достаточном количестве (около 20 литров), полотна, вату, платки. Покойного облачают в ритуальные одежды – тахрихин и высокую двухслойную шапку, при помощи которой можно прикрыть лицо усопшего. Тахрихин сделан из материала, в котором не используется шерсть, также недопустимы украшения, кроме специальных на талите (молитвенном облачении).
Тело покойного укладывают на простынь, которую расстилают на столе очищения. Затем, сменив использованную простынь, накрывают умершего чистой тканью и читают молитвы. Далее следует сам обряд омовения, во время которого члены Хевра Кадиша обмывают усопшего через простынь едва тёплой водой, при этом не передавая ковшей из рук в руки. Тело омывают, начиная с головы, затем поочерёдно правую и левую стороны. После удаляют с покойного влажную ткань и обливают чистой водой из двух котлов так, чтобы не было перерыва.
Во время обряда члены Хевра Кадиша читают соответствующие молитвы, а в завершение громко произносят: «Тагор, Тагор, Тагор!». Затем ждут, пока стечёт вода, перекладывают тело на чистую простынь и отирают полотенцами. Далее усопшего облачают в похоронные одеяния.