для чего организуют наблюдения за фазами луны учащимися начальных классов
Исследовательская работа по окружающему миру на тему «Влияние фаз луны на самочувствие человека» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 им. Ю.А. Гагарина
Исследовательская работа по окружающему миру
Влияние фаз луны на самочувствие человека
Выполнил: Коновалов Андрей 3 «А» класс
Руководитель: Козлова Т.А. учитель начальных классов
г. Клинцы Брянской обл. 2017г
Оглавление
Цель работы:
1)Обобщить и проверить имеющуюся информацию о влиянии фаз лунного цикла на самочувствие и настроение людей;
2)Проследить и зафиксировать изменения форм Луны в соответствие с лунным циклом;
3)Установить взаимодействие между изменением фаз луны и самочувствием людей в разных возрастных категориях.
Задачи:
1)Собрать и систематизировать информацию из различных источников по исследуемой теме.
2)Провести наблюдения за изменением лунных фаз.
3)Провести анкетирование и опрос;
4)Сделать выводы по существу исследования.
Методы исследования:
Введение.
Известно, что в нашей солнечной системе единственным источником собственного света является Солнце. Все другие питаются солнечной энергией, оставаясь в своем положении вокруг Солнца и отражая его свет. Спутник нашей Земли, Луна, направляя свет Солнца в сторону нашей планеты, является своеобразным зеркалом для Земли. Движение Луны вокруг Земли и ее определенное положение относительно Солнца принято разделять на четыре фазы Луны.
Существуют четыре основные фазы лунного месяца:
Новолуние (первая фаза Луны);
Первая четверть (вторая фаза Луны);
Полнолуние (третья фаза Луны);
Последняя четверть (четвертая фаза Луны).
Луна, находясь в своем движении вокруг Земли в тени нашей планеты, отражает солнечный свет то одной, то другой половиной диска. На энергетическом уровне Лунные фазы представляют различные виды передачи солнечной энергии, которые оказывают влияние на все виды и формы жизни на нашей планете. Каждая фаза лунного цикла по своему влияет на все земное, что связано, прежде всего, со степенью удаленности Луны от Солнца. Кардинальные изменения происходят дважды в месяц: когда лунный серпик то растет, пока не превратится в полный диск, то убывает пока совсем не исчезнет. От влияния фазы Луны зависит не только наше общее самочувствие, но и характер различных жизненных ситуаций. Анализу данного взаимодействия и будет посвящена данная исследовательская работа.
Особенности каждой фазы Луны.
1. Новолуние.
2. Вторая фаза.
Первая четверть луны дает нам возможность увидеть на небе половину лунного диска. Это самый продуктивный период наполнения энергией. По отношению к здоровью в этот период может происходить укрепление иммунной системы, увеличение мышечной массы, ускорение обмена веществ, повышение гибкости позвоночника.
3.Третья фаза.
Данная фаза луны вступает в силу после полнолуния, когда лунный диск начинает уменьшаться. В это время лучше расходуется энергия, а аппетит снижается. В полнолуние наши чувства и эмоции обостряются. В этот период психика человека становится очень уязвимой. Женщины сильнее реагируют на полнолуние, чем мужчины. В полнолуние максимально проявляются болезненные ощущения, ярко выражены симптомы заболеваний, а хирургические операции опасны кровотечением. В этот период сильные физические нагрузки вызывают эффект: вместо прилива энергии ощущается усталость, портится настроение, появляется пессимизм.
4.Четвертая четверть.
Четвертая четверть вступает в действие со второй недели после полнолуния и длится до следующего новолуния. Фаза эта называется ущербной или убывающей, что говорит само за себя. Человек начинает больше уставать, становится малоподвижным, медлительным и вялым. Идет накопление усталости, снижается иммунитет и биоритмы. В фазе убывающей луны обменные процессы в организме снижаются.
Основная часть.
В результате исследования было опрошено путем анкетирования 44 человека: 18 мужчин и 26 женщин в четырех возрастных категориях (младше 20 лет; от 20 до 40 лет; от 40 до 60 лет и больше 60 лет.).
Исследования проводились в течение лунного месяца с 28 января по 26 февраля в каждой из фаз луны.
Опрос проводился по следующим характеристикам:
В первую четверть у 21% опрошенных отмечается понижение давления, низкая работоспособность и пониженный аппетит (в основном у возрастной категории до 20 лет). У 26% опрошенных наоборот наблюдается повышение давления, угнетенное состояние настроения и тревожный сон. Данное утверждение относится к категории людей в возрасте более 60 лет.
Схема 1. Состояние людей в первую четверть.
Во вторую четверть наблюдается улучшение самочувствия и настроения. Давление практически у всех в норме. Наблюдается тревожных сон у 42% опрошенных в группе (старше 60 лет). При этом работоспособность у всех нормальная, а у 14% высокая. Аппетит у всех нормальный.
Схема 2. Состояние людей во вторую четверть.
В третью четверть (полнолуние) у большинства опрошенных в разных возрастных категориях наблюдается снижение аппетита (63%), а также присутствует угнетенное состояние (43%). У возрастной категории старше 60 лет наблюдается повышенное артериальное давление и тревожный сон (более 80%).
Схема 3. Состояние людей в третью четверть.
В четвертой четверти исследования не проводились.
Также можно сказать, что повышенная возбудимость и раздражительность наблюдалась у опрошенных женского пола в третью четверть лунного месяца. 67% процентов женщин жаловались на тревожный сон, отсутствие аппетита и плохое настроение.
Выводы.
На основании проведенных наблюдений можно сделать следующие выводы:
1) Наиболее подвержены воздействию фаз луны дети и пожилые люди. Смена фаз негативно сказывается на их состоянии здоровья, настроении и, как следствие, происходит снижение аппетита и устойчивости к негативным факторам внешней среды. Следовательно, можно рекомендовать этим людям внимательнее относится к своему здоровью, особенно в период полнолуния. Не смотря на то, что луна становится ярче на ночном небе, а это безусловно красиво, в этот период может резко ухудшиться состояние людей с отклонениями в физическом и психическом здоровье.
2) В первую фазу луны наблюдается ухудшение самочувствия людей, связанное с понижением артериального давления. Данный фактор наиболее четко проявляется у детей. Можно рекомендовать им больше находиться на свежем воздухе и употреблять в пищу продукты богатые витаминами (фрукты и овощи).
3) Наиболее благоприятным периодом для людей является период второй фазы луны. В это время организм находится на подъеме, улучшаются все жизненные показатели, увеличивается работоспособность, улучшается настроение и сон.
4) Наблюдение смены фаз Луны дает возможность много узнать об окружающем мире и насладиться красотой ночного неба.
Литература.
1. А.А. Левитан «Астрономия» 1998г.;
2.Н.Я. Дорожкин «Астрономия» серия «Я познаю мир» 2003г.;
3.Т.И. Гонтарук «Космос» серия «Я познаю мир» 1997г.;
4.С.Зигуненко «Многоликая Луна. Планеты вдали и вблизи» Знание. М.1995г.
Исследовательская работа «Влияние фаз Луны на успеваемость учащихся среднего звена»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
«Влияние фаз Луны на успеваемость учащихся среднего звена»
8 класс, МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»
Титова Анна Валерьяновна
Пдо МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»
3.Календарь лунных фаз (сентябрь-декабрь 2014 год)…………………….….11
4. Влияние Луны на земную жизнь……………………………………………..11
1. Выбор фаз луны из календаря………………………………………………..12
Владея опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире,
Тогда лишь станет ясным все вокруг.
И пониманье человеческое шире.
Жизнь человека тесно связана с природой. И что вполне понятно, ведь человек – плоть от плоти природы. Раньше он сильнее зависел от природы: любое стихийное бедствие (дожди, землетрясение, резкое похолодание) приводило к массовой гибели. Но проходят века, и человек начинает всё более отделяться от неё, даже на смену натуральным продуктам приходят химикаты, созданные в лабораториях. Раньше человек поднимал глаза к небу и видел тысячи мерцающих огоньков, а среди них огромный светящийся диск Луны. Еще с древних времен человек подмечал взаимосвязь между движением планет и событиями, происходящими в его жизни. Так человек заметил, что из всех планет наибольшее влияние на Землю оказывает Луна. С тех пор, непрестанно изучая это небесное светило, человек все глубже проникает в его тайны, но до сих пор Луна остается загадочной и таинственной ночной богиней.
Ей посвящали свои философские труды Аристотель, Плутарх, Гиппократ. Сведения о влиянии Луны на жизнь людей содержат Библия, Коран, древние китайские трактаты по медицине, тибетские источники. В китайской мифологии Луна — женское, пассивное, темное и холодное начало, у древних народов — мать, которая дает необходимые элементы для всего живого [3; с.88-91].
Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость свой жизни от ее движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т.д. [1; с. 36-45].
Актуальность темы: современные ученые уже не относят поверья, связанные с Луной, к разряду простых суеверий, а с достаточной серьезностью изучают их, поражаясь тому, как наши предки, опережая науку, использовали себе на пользу ход Луны по небесной сфере.
Мало кто сегодня может похвастаться тем, что знает, как привести свою жизнь в гармонию с ритмами природы. Но сделать это необходимо, ведь жизнь человека напрямую зависит от воздействий Луны на его организм и личность. В своей работе мы хотели выяснить взаимосвязь лунных фаз с изменениями в успеваемости школьников 8 класса МКОУ СОШ № 5.
Цель исследования : определение влияния лунных фаз на успеваемость школьников.
Гипотеза: фазы Луны влияют на успеваемость школьников.
Проанализировать и просмотреть литературу по данной теме.
Выявить основные периоды влияния Луны на организм человека.
Провести исследование повлиянию лунных фаз на успеваемость обучения школьников (1 школьная четверть).
Доказать и описать влияние фаз Луны на успеваемость в обучении школьников (на примере 8 класса).
Объект исследования : процесс влияния лунных фаз на обучение и поведение учащихся.
Предмет исследования: характер влияния лунных фаз на учебную деятельность.
База исследования: проводился анализ классного журнала 8 класса по 9 основным предметам на базе МКОУ СОШ №5.
Общие сведение о Луне.
Еще до наступления эры космических исследований астрономы знали, что Луна — необычное тело. Хотя это и не самый большой спутник в Солнечной системе, но он один из крупнейших по отношению к своей планете — Земле.
Луна — естественный и единственный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тысячи километров, что равно примерно 30 диаметрам Земли. Это естественный единственный спутник Солнечной системы, который притягивается Солнцем сильнее (в 2 раза), чем «своей» планетой. Если быть точными, то скорее Земля искажает путь Луны вокруг Солнца, чем наоборот.
Радиус Луны 1738 км, что всего в 3,6 раза меньше радиуса Земли (Приложение 1)
Диаметр Луны чуть больше четверти земного 476 км.
Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твердой поверхностью, без атмосферы и воды.
Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной.
Плотность Луны всего в 3,3 раза больше плотности воды, что меньше, чем у любой из планет земной группы: самой Земли, Меркурия, Венеры и Марса.
Масса Луны составляет 0,0123 Массы Земли (приблизительно 1/81) или 7 кг.
Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/спо приблизительно эллиптической орбите в том же направлении, в котором движется подавляющее большинство других тел Солнечной системы, то есть против часовой стрелки.
Землю и Луну иногда называют двойной планетой, так как размеры и массы этих тел близки [ http://www.abc-people.com/phenomenons/spiritism/v-5.htm ].
Происхождение Луны окончательно еще не установлено. Существует огромное количество гипотез, пытающихся объяснить происхождение Луны. Теория, возникшая не так давно и принятая сейчас как наиболее правдоподобная. Это гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только еще формировались, некое небесное тело величиной с Марс с огромной силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоев Земли должны были бы оторваться от нее и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов, это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну. Теория гигантского столкновения объясняет, почему Земля содержит большое количество железа, а на Луне его почти нет. Кроме того, из вещества, которое должно было превратиться в Луну, в результате этого столкновения выделилось много различных газов — в частности, кислород.
Изучая радиоактивные вещества, содержащиеся в лунных породах, ученые сумели вычислить возраст Луны. Измерив пропорцию урана и свинца, содержащихся в породе, можно вычислить ее возраст: чем больше свинца, тем она старше Камни на Луне стали твердыми около 4,4 млрд. лет назад. Луна формировалась, по-видимому, незадолго до этого; ее наиболее вероятный возраст — около 4,65 млрд. лет
Атмосферы на Луне нет. Небо над Луной всегда черное, даже среди дня, потому что для рассеивания солнечного света и образования голубого неба, как на Земле, необходим воздух, который там отсутствует.
Также на Луне царит полная тишина, так как звуковые волны в вакууме не распространяются. По этой же причине погоды на Луне тоже нет; дождь, реки и лед не формируют лунного ландшафта, как это происходит на Земле.
Поверхность Луны довольно темная, она отражает в среднем лишь 7,3 % солнечных световых лучей, а в полнолуние она посылает на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце. В зависимости от фаз, это количество света уменьшается гораздо быстрее, чем площадь освещенной части Луны, так что когда Луна находится в четверти, и мы видим половину ее диска светлой, она посылает нам не 50 %, а лишь 8 % света от полной Луны.
Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные протяженные темноватые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 году Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны. Выяснилось, что моря — это равнины более темного оттенка, чем другие области, иногда называемые континентальными (или материковыми), изобилующие горами, большинство которых имеет кольцеобразную форму (кратеры). Обширные светлые участки лунной поверхности, называемые материками, занимают около 60% видимого с Земли диска. Это неровные, гористые районы. Остальные 40% поверхности — моря, ровные гладкие области. Материки пересечены горными хребтами. Они расположены главным образом вдоль «побережий» морей. Наибольшая высота лунных гор достигает 9 км
Внутреннее строение Земли:
Под лунной корой расположена мантия, в которой, подобно земной, можно выделить верхнюю, среднюю и нижнюю. Толщина верхней мантии около 250 км, а средней примерно 500 км, ее граница с нижней мантией расположена на глубине около 1000 км. В самом центре Луны, по-видимому, находится небольшое жидкое ядро радиусом менее 350 километров. Ядро может быть железо-сульфидным либо железным. Его масса не превышает 2% от массы всей Луны [ http://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/2014 ; http://www.waylove.ru/t1814 ].
Вследствие вращения Земли с запада на восток Луна восходит на востоке и заходит на западе, двигаясь вокруг Земли в направлении с запада на восток. Вращаясь вокруг нашей планеты, Луна непрерывно меняет свою видимую форму, то она видна как полностью освещенный диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Все это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им. Это порождает смену лунных фаз. Лунные фазы — периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем.
Полный цикл изменения лунных фаз проходит за 29,53 суток. Это так называемый синодический месяц, он примерно на 2,2 суток длиннее звездного месяца — промежутка времени, в течение которого Луна «облетает» Землю и возвращается в прежнее положение.
Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится. 1.новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть. Лунный месяц делится на четыре фазы. Первая и вторая фазы — растущая Луна, третья и четвертая фазы — убывающая Луна (Приложение. 2) [ http://www.kakprosto.ru/kak-873327-chto-takoe-fazy-luny ].
Первая фаза начинается с новолуния, когда Луна, Солнце и Земля оказываются на одной прямой линии. В этот момент Луна практически неразличима, так как она обращена к Земле своей неосвещенной –стороной.Причем период новолуния приходится на дневное время, вообще сложно наблюдать Луну. Поэтому время наступления этой фазы точно устанавливается по специальным астрологическим таблицам. Но со временем, ночью, начинает проглядывать узенький тонкий серп. Этот серп — не что иное, как освещенный край поверхности лунного диска. Луну в этот период называют «молодым месяцем», «растущей луной» (Приложение 3).
Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом освещен наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещен. Яркость его наибольшая ведь Луна находится почти напротив Солнца. Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.
После полнолуния освещение лунного диска постепенно снижается. К концу недели он уже будет освещен лишь наполовину. Луна начинает убывать.
ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА ЛУНЫ
Луна продолжает убывать. С каждым днем серп Луны становится все тоньше и тоньше, пока совсем не сойдет.
В новолуние бывают приливы, ведь именно в это время Солнце и Луна находятся по одну сторону относительно Земли (Приложение 4).
Именно поэтому такое время называют днями «темной» луны — ночного светила вообще не видно на небе (происходит это потому, что Солнце в это время освещает обратную сторону Луны). А так как оба светила находятся по одну сторону от нашей планеты, то и водную оболочку они тянут сильнее, ведь к силе притяжения Луны добавляется еще и сила притяжения Солнца. Начинается сильный прилив (а на противоположной стороне Земли — отлив).
Во время полнолуния Солнце и Луна, наоборот, находятся по разные стороны от Земли (Приложение 4).
Календарь лунных фаз (сентябрь, октябрь 2014 г)
«Влияние луны на успеваемость учащихся»
Просмотр содержимого документа
«»Влияние луны на успеваемость учащихся»»
«ВЛИЯНИЕ ФАЗ ЛУНЫ НА
ЗДОРОВЬЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»
МКОУ- БЕРЕЗОВСКОЙ СОШ
Ученица 7 класса Лихачева Кристина
Учитель физики Усольцева Н.М.
Когда Луна сверкнёт во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. Константин Бальмонт
Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость своей жизни от ее движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни.
Мало кто сегодня может похвастаться тем, что знает, как привести свою жизнь в гармонию с ритмами природы. Но сделать это необходимо, ведь жизнь человека напрямую зависит от воздействий Луны на его организм и личность.
Актуальность темы. Прошли времена, когда воздействие Луны на наш организм подвергали сомнению. Огромное значение для нас имеют процессы, происходящие на Солнце. Без участия Солнца жизнь на Земле вообще была бы невозможна. Но Луна, которая значительно меньше Солнца по размерам, находится к Земле гораздо ближе. Поэтому соотношение массы Луны и расстояния до неё приводит к гораздо большему влиянию Луны на планету Земля и все находящиеся на ней объекты. В своей работе я хотела выяснить взаимосвязь лунных фаз с изменениями в успеваемости учеников 5 и 6 классов.
фаз на здоровье и успеваемость
Луна — естественный и единственный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тысячи километров. Радиус Луны 1738 км, что всего в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Диаметр Луны чуть больше четверти земного З 476 км.
Землю и Луну иногда называют двойной планетой, так как размеры и массы этих тел близки.
окончательно еще не установлено. Существует огромное количество гипотез, пытающихся объяснить происхождение Луны. Теория, возникшая не так давно и принятая сейчас как наиболее правдоподобная. Это гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только еще формировались, некое небесное тело величиной с Марс с огромной силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоев Земли должны были бы оторваться от нее и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов, это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну.
Поверхность Луны. Атмосферы на Луне нет. Небо над Луной всегда черное, даже среди дня, потому что для рассеивания солнечного света и образования голубого неба, как на Земле, необходим воздух, который там отсутствует. Также на Луне царит полная тишина, так как звуковые волны в вакууме не распространяются. По этой же причине погоды на Луне тоже нет; дождь, реки и лед не формируют лунного ландшафта, как это происходит на Земле.
Вращаясь вокруг нашей планеты, Луна непрерывно меняет свою видимую форму, то она видна как полностью освещенный диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Все это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им.
Фазы Луны Лунный месяц делится на четыре фазы. Первая и вторая фазы — растущая Луна, третья и четвертая фазы — убывающая Луна.
Последовательное изменение видимой Луны на небе
3,4- Растущая Луна – первая четверть
7,8-Убывающая Луна – последняя четверть
ПЕРВАЯ ФАЗА ЛУНЫ ( Рacтущaя Лунa) 1 фаза соответствует 1-7 лунным суткам. Начало фазы – Новолуние. Солнце и Луна в это время находятся на одной стороне от Земли, и происходит суммирование их сил гравитации, что вызывает максимальные приливы и отливы.
ВТОРАЯ ФАЗА ЛУНЫ соответствует 8-15 лунным суткам. Начало фазы – 1-я четверть. Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом освещен наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещен. Яркость его наибольшая ведь Луна находится почти напротив Солнца. Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.
ТРЕТЬЯ ФАЗА ЛУНЫ соответствует 16-22 лунным суткам. Нaчaлo фaзы – пoлнoлуниe. Лунa и Солнце противостоят друг другу, и противодействуют их силы гравитации. В это время приливы и отливы минимальные, соответственно, меньше штормов и наводнений.
Фазы луны – последовательное изменение видимой Луны на небе
Для подтверждения влияния лунных фаз на учебную деятельность школьников я проанализировала успеваемость учащихся 5 и 6 классов по классным журналам по трем предметам: русскому языку, математике, английскому языку. Я подсчитала наибольшее количество «5»,«4», «3» и «2» в разные фазы Луны. Результаты данного эксперимента представлены в виде графика.
Данной работой я занималась в течение одного месяца. Идея этого опыта принадлежит не мне. Я использовала телевизионную передачу о том, что одна из московских школ учится по лунному календарю. Контрольные работы, срезы, трудные темы в этой школе даются в определенные дни месяца, наиболее благоприятные для этого. Я очень заинтересовалась этим. Мне захотелось убедиться в справедливости такого режима. Я поставила перед собой цель проверить, действительно ли Луна оказывает влияние на успешность обучения. Влияние это действительно наблюдается, но оно, как пишут ученые, в настоящее время не такое уж сильное, как было много веков назад. Это объясняется тем, что веками человеческий организм приспосабливался к нему. Но все, же влияние Луны проявляется и в наши дни.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы