для чего особенно важна логопедическая ритмика ответ на тест
Логоритмика и ее применение в логопедической работе
Макарова Карина
Логоритмика и ее применение в логопедической работе
Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении. В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса
выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили
коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что
логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического
воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.
Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века
логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила
область применения логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и
коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась
по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.
детей с нарушениями речи.
Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со
стихотворным текстом и выполняться под музыку.
Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод
логопедической работы или как часть занятия.
Основными задачами логоритмическоговоздействия являются:
— развитие слухового внимания и фонематического слуха;
— развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,
чувства ритма, певческого диапазона голоса;
— развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
— воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации
движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с
— воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
— развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы
звуков, физиологического и фонационного дыхания;
— формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи
между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
— формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
Особенности логопедической ритмики:
1. Простота выполнения.
3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая
4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно
использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные
не будут выполнены правильно.
6. Необходимо использование музыкального сопровождения.
7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.
8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют
два основных направления.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации
движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация
всех видов внимания и памяти.
работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа
речи и ее интонационной выразительности;
Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла
предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.
Фотоотчёт о проделанной работе по театрализованной деятельности в старшей логопедической группе за первое полугодие Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим фотоотчетом о проделанной работе по театрализованной деятельности в группе за первое полугодие.
Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.
Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.
Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.
Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.
«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.
Отчёт о проделанной работе за 2015–2016 учебный год воспитателей подготовительной логопедической группы Воспитатели: Бархиян В. А., Семенова Л. О. 1. Общая характеристика группы Списочный состав группы 12 детей, из них 6 девочек и 6 мальчиков.
Применение логопедической ритмики в коррекционной работе
Татьяна Петрова
Применение логопедической ритмики в коррекционной работе
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениям речи.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.
Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логоритмикас использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала.Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
В каждое занятие нами включаются пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.
Так как игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.
На занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности.
Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.
На занятиях активно используются следующие формы и методы обучения:
-речевые и ритмические игры;
-творческие задания, импровизации;
-выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
-отработка артикуляционных упражнений;
-игры на развитие памяти и внимания;
Развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Практика логопедической работы показывает, что очень трудно определить условные границы коррекционного влияния на личность ребенка с выраженным отставанием в развитии.
Еще труднее, хотя бы условно, определить этапы появления активной, самостоятельной речи. Специфические приемы логоритмики, помогает каждому ребенку обрести веру в себя, создает обстановку непринужденного общения, помогают почувствовать себя во всех проявлениях, понять необходимость речевых контактов. Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.Она способствует преодолению речевых расстройств: от легких до тяжелых. Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и
голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.
Бисер в работе с детьми нетрадиционное применение Как-то лет,наверное 5 назад я увлеклась бисероплетением. Не знаю, как кто- а я ухожу в новое увлечение с головой- это что-то занимает.
Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается.
Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) Овчинникова Е. В., учитель-логопед; Затомская А. Б., учитель-логопед НДОУ «Детский сад №196 ОАО «РЖД», г. Красноярск. Вступивший в силу в.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.
Рекомендация для логопедов, педагогов, родителей «Использование элементов ритмики в логопедической работе» Движения в сочетании со словом и музыкой представляются собой целостный воспитательно-коррекционный процесс: на детей благотворно влияют.
Статья «Применение песочной терапии в работе с одаренными детьми» Применение песочной терапии в работе с одаренными детьми. Бершак А. А. педагог-психолог МАДОУ № 274 Любому обществу нужны одаренные люди,.
Тематическое занятие по развитию речи с элементами логопедической ритмики «В гости к эльфам» В гости к ЭльфамЦель:закрепить знания детей о насекомых, развивать зрительную память,учить детей координировать ритм движения с ритмом стихотворения,.
Что такое логоритмика и зачем она нужна? 8 правил проведения занятий
Логоритмикой называют комплекс терапевтических упражнений, в который включены элементы нейрогимнастики. В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованием движений, слов, музыки. Цели и задачи логоритмики – помочь детям преодолеть нарушения речи, научить их основным танцевальным движениям и развить музыкальный слух.
В каких случаях стоит прибегнуть к методу?
Логоритмика положительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:
Логоритмика благотворно сказывается на развитии ослабленных, часто болеющих детей.
В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?
Чем раньше, тем лучше. Оптимальный возраст – 2,5-3 года, когда малыш уже может самостоятельно петь и выполнять движения. Но можно начать занятия и раньше – логоритмика адаптируется под возраст ребенка. Если малыш еще слишком маленький, чтобы понимать указания педагога, выполнять движения и пропевать текст ему помогают мама или папа.
Какие технологии и задания используются в логоритмике
8 правил проведения занятий
Можно ли заниматься логоритмикой дома? Как проводить занятия?
Можно и даже нужно проводить такие занятия дома, но только в дополнение к логоритмике со специалистом в детском саду или центре развития. Специально обученный человек может правильно выстроить программу упражнений, скорректировать ее, если что-то идет не так. С посторонними людьми дети более дисциплинированны, многие занимаются в группе более охотно.
Где пройти обучение?
В АНО ДПО ««Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» можно пройти программу повышения квалификации:
Ответы к экзамену «Логоритмика».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопрос 12. Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха.
Ответ. Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими школьниками приобретает музыкальное воспитание.
Задачи: формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи.
В работе с детьми с нарушением слуха активно используются словесные и наглядные методы в сочетании с практическими (двигательными): сначала детям рассказывают о музыкальном произведении, затем они наблюдают за тем, как педагог исполняет его на музыкальном инструменте (при этом дети могут почувствовать ритм музыки через тактильно-вибрационные ощущения, положив, например, руки на крышку звучащего рояля), а после этого — двигаются под музыку
Наибольший эффект у таких детей достигается, когда словесные методы опирается на наглядные, тактильно-вибрационные и кинестетические ощущения, связанные с восприятием музыки и все это сочетается с практической частью. Развитие восприятия музыки у таких детей осуществляется на полисенсорной основе: сначала детям рассказывают о музыкальном произведении, затем они наблюдают за тем, как педагог исполняет его на музыкальном инструменте, наблюдают за движением его рук, (при этом дети могут почувствовать ритм музыки через тактильно-вибрационные ощущения, положив, например, руки на крышку звучащего рояля), наблюдение за мимикой помогает детям в определении характера музыкального произведения (веселого, грустного), темпа (быстрого – быстрыми движениями кистей рук, медленного – плавные движения), динамики (громкой, тихой музыки).а после этого — двигаются под музыку.
Постепенно дети овладевают восприятием музыки без зрительной поддержки, а только на основе слуха. Целенаправленное прослушивание детьми музыкальных произведений как в форме «живой музыки», так и в звукозаписи сочетается с различными приемами: показом иллюстрации по содержанию произведений, краткой беседой, вопросами, а также предметным моделированием (во время движения мелодии вверх — кукла идет вверх по игрушечной лесенке) или двигательным моделированием музыкальных структур (хлопки, притопы и др.) при смене характера, частей, темпа музыки.
Певческая деятельность у детей с нарушением слуха — понятие относительное и выражается в форме развития голоса, ритмической стимуляции и хоровой декламации и строится с учетом характера нарушения анализатора и направлена на формирование и активизацию речевой деятельности. Задания по развитию голоса и ритмической стимуляции усваиваются и выполняются детьми на слухозрительной основе, с опорой на остаточный слух. Развитие голоса детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепиано, звукоподражанием, звуковысотностью, дети учатся протяжному плавному ведению голоса, интонирова. При обучении игре на инструменте могут использоваться ритморечевые упражнения, игровые, построенные на отраженном и сопряженном исполнении («музыкальное эхо», «сыграем вместе).
Особое значение на музыкально-ритмических занятиях для детей с нарушением слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучения действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и действия, умения отражать в играх действия людей и их отношений, разворачивать и обогащать сюжеты игр. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников
Вопрос 13. Работа логопеда над коррекцией темпа и ритма речи.
Ответ: Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.
Ритм речи – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности, имеющее смысловое и выразительное значение. Ритм организует двигательную и речевую деятельность человека. Слуховое восприятие ритмических сигналов позволяет обучить детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивать слуховую память, стимулировать деятельность слухового анализатора.
Цель: формирование и коррекция произношения.
Для правильной коррекции необходимо:
движения учителя и ребенка синхронны;
напряжения мышц в движении должны совпадать с усилением звучания голоса.
Основные приемы работы: отхлопывание слогов, притопование.
прослушать ритм стихотворения;
Прослушать текст стихотворения;
Отхлопать ритм в сопровождение проговаривания;
Воспроизведения текста в сопровождение движения;
Воспроизведения стихотворения без движения.
Темп – характеризует скорость речи, количество слов, произнесенных в определенный промежуток времени, является одним из выразительных средств устной речи. нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за 1 секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в КГМ – возбуждения и торможения. Коррекция темпа движений помогает формировать правильный речевой темп. А это благотворно сказывается на координации общих движений.
Задачи и обучения темпу речи:
1) двигаться в заданном темпе;
2) чередовать движения в различном темпе;
3) сочетать движения с проговаривание в нужном темпе;
4) проговаривать речевой материал без движения в заданном темпе.
Темп речи усваивается лучше при ходьбе (медленной или быстрой), прыжках, взмахе руки.
Вопрос 14: Связь логоритмики с другими науками.
Логоритмика связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике, общей и специальной психологией, патопсихологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими (оториноларингология, офтальмология, психология, генетика, невропатология, педиатрия) и лингвистическими науками (языкознание; фонетика; лексика; грамматика; психолингвистика).
Взаимосвязь со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия.
Вопрос 15: Методологические основы использования коррекционной ритмики.
1) Положение Выготского – о ведущей роли обучения и воспитание психического развития ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ц.н.с.
2) положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсорно – моторной координации (процесс восприятия и воспроизведения речи по анализу).
3) положение Анохина. На ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувствительной основой;
4) положение нейропсихологии об этапах развития пространственно временных аспектов психической деятельности человека.
Вопрос 16: Психолого-педагогические условия проведения занятий по ритмике.
1) Создать благоприятную психологическую атмосферу для проведения занятий;
2) постоянное привлечения внимания ребенка;
3) побуждение интереса к выполнению упражнения.
Требования к педагогу:
1) хорошо двигаться под музыку и без нее;
2) выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;
3) обладать правильным и четким тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса;
4) передавать чувства мимикой и голосом;
5) уметь пользоваться словом как инструментом воздействующей на детей;
6) обладать актерскими способностями;
7) формировать мотивацию на преодоления возникших трудностей.
Вопрос 17 Работа логопеда над речевым дыханием и слитность речи.
Ответ: Речевое дыхание отличается от жизненного, тем что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Дыхательные движения происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга. В норме в покое за 1 мин- 1 вдох и 1 выдох. Упражнения на развития дыхания способствуют правильному речевому дыханию. Вначале дыхательные упражнения проводятся без речи, ка под музыку, так и без нее. Сочетается с движениями рук вверх, вниз, наклоны. Особенное значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала, движения должны быть слитными, плавными, переходящие одно в другое. Это способствует выработке и стабилизации длительного выдоха. Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Следует приучить детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы. Б ольшая роль отводится родителям, которым необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно ежедневно ( в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) различные дыхательные игры. Разговаривая с детьми, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание.
В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т:
Вопрос 18: Логоритмические упражнения при коррекции алалии и афозии.
Отличие от алалии. При алалии речь еще не сформирована, а при афазии происходит утрата уже имеющейся речи.
При обучении детей с алалией должна проводиться систематическая коррекционная работа, направленная на формирование памяти, внимания, мышления, психомоторики и других сторон психической деятельности.
В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.
На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакте ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой.
В первую очередь формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх.
На первом этапе коррекционной работы с детьми с алалией для установления с ними контакта и активизации последующей речевой продукции целесообразно использовать изобразительную деятельность (также обладает ритмом).
На музыкально-ритмических занятиях с рисованием можно развивать воображение детей. После прослушивания музыки предложить нарисовать что-либо по желанию: «Что бы ты нарисовал, послушав музыку?» Это более сложное задание для детей с алалией, нежели рисование по образцу воспитателя и под его руководством. Поэтому такие инструкции можно предлагать детям на более поздних этапах коррекционной работы.
На втором этапе формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание). Общеразвивающие упражнения выполняемым в определенном темпе и ритме, с музыкальным сопровождением. общеразвивающие упражнения делятся на упражнения: а) для рук и мышц плечевого пояса; б) для ног; в) для мышц туловища. Они могут проводиться без предметов и с предметами (флажками, обручами, палками, мячами).
В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме, цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений.
На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные сюжетно-ролевые игры, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на занятиях и вне их такие виды самостоятельной деятельности детей, как художественно-речевая, музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная. совершенствуется художественно-речевая деятельность. Цель ее — развить способность детей быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании, самостоятельно находить ответ, переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой.
Логопедическая ритмика при афазии, а также другие средства восстановительного обучения реализуются с учетом некоторых принципов:
1) перестройки функциональных систем на основе сохранных афферентаций;
2) использования остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, не разрушенных болезнью;
4) постоянной сигнализации о характере протекания действия;
5) последовательности в обучении, начиная с программы, максимально развернутой по составу операций, с опорой на внешние средства <зеркало, кинофильм, показ движения другим человеком и т.п.),
6) и заканчивая переводом действия на речевой и двигательный уровни.
В остром периоде используются такие средства логоритмики, как счетные упражнения, пение, дыхательные упражнения вне речи и в связи с нею для растормаживания угнетенной речевой функции. По мере дальнейшего улучшения состояния больного (нормализации сознания, деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшения патологической неврологической симптоматики и т.д.), проводятся дыхательные упражнения динамического характера с активным движением рук и туловища (в среднем на 5—10 сутки после операции, инсульта или травмы). Упражнения больному не показывают, а объясняют
Во втором периоде (восстановительном) логопедические занятия необходимо насыщать логоритмическими упражнениями и заданиями. Пациенты идут по кругу и называют свой порядковый номер; пересчи-тываются на первый-второй; на первый-второй-третий; затем ведут обратный счет; пересчете хлопками в ладоши; с топаньем ногой; с подниманием руки (трудный вариант); с ходьбой на месте и вперед всегда на здоровую ногу.
Можно проводить упражнения с мячом и речью. Л о гопед катит мяч по столу сидящему напротив, со словами из пословицы: «Тише едешь, дальше. » Больной возвращает мяч со словом «будешь». Логопед: «Что посеешь, то и. » Больной: «Пожнешь». Упражнения со склонением, спряжением, договариванием пословиц, фраз способствуют предотвращению аграмматизма у больных с афазией.
В тртьем периоде на логоритмических занятиях проводятся упражнения по воспитанию координации темпа движений с темпом музыки, а также с ускоренным темпом речи. Схема занятия может быть следующей:
1) упражнения на воспитание темпа речи и движения, ориентировку в пространстве, внимание;
2) гимнастические упражнения для корпуса, регуляции мышечного тонуса, координации движений;
3) воспитание коллективного ритма: поочередные, групповые и коллективные упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, на фразировку, музыкальную форму;
4) речевые упражнения (чистоговорки, скороговорки под музыку);упражнения с пробежками (или бегом); заключительные упражнения.
На групповых занятиях больным объясняют и показывают связь музыки и речи, проводя параллель между темпами, нюансами и фразировкой музыкального произведения и теми же качествами речи.
Для эффективного использования логопедической ритмики необходимо тщательное логопедическое и логоритмическое обследование больного. Каждый больной обследуется индивидуально: выясняются сохранность
Логоритмическая работа направлена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации.
Вопрос 19.Логоритмичесике упражнения по заиканию.
Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т.д., т.е. дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.
Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:
1) ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой его сфер
1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.
2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.
2) упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.
2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |
3 ) упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации.
4) упражнения на развитие координации речи с движением
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.
Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
Так же на логоритмических занятиях с заикающимися используются следующие упражнения и игры:
2) для развития слухового восприятия, внимания и памяти, зрительного восприятия, внимания и памяти;
3) для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;
4) для развития подражательности;
5) творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
6) упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;
7) для развития мимики лица и орального праксиса;
8) с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
9) этюды для развития воображения, творческих способностей;
10) для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;
12) инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п. (для взрослых).
Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий:
1. Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений.
2. Неразвернутость процесса обучения.
Содержание логоритмического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики.
3. Повторяемость заданий.
Например, воспитание смены движений осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).
4. Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.
5. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствии с содержанием этапов логопедической работы.
Вопрос 20: Логоритмические упражнения при дислалии.
Ответ: Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).
В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.
Игры для развития слухового внимания
«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)
Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.
Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.
Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.
В процессе автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, дикции, интонационной выразительности и т.д. (всей просодии), в сочетании с различными движениями.
Игры и упражнения на развитие артикуляции
Вопрос 21: Логоритмические упражнения при дазартрии.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с проявлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но чётко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве и т.п.
Вопрос 22: Логоритмические упражнения при ринолалии.
Ответ: Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие,. Занятие начинается с музыки марша. Дети шагают: голова поднята, плечи развернуты, смотрят вперед, энергично взмахивают руками. Логопед следит за осанкой детей.
По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.
На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать: 1) мимику лица; 2) общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность нёбной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.
Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: « Мы едим лимон» и т.д., подвижные игры с соответствующим текстом.
Для развития общей моторики проводятся игры на переключаемость движений.
Для активизации нёбной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и исполнение песен. Текст песен должен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются, дают гудок: « У-у-у!» Или педагог показывает различные картинки, дети с восклицаниями реагируют на них; например, видят круглый помидор и пропевают: « О-о-о!» Ходят по лесу и перекликаются: «Ау-ау-ау!» и т.п.