для чего построен новоладожский канал
КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
Новоладожский канал
Приладожские каналы — водные пути вдоль южного берега Ладожского озера, построенные для обхода открытого водного пути Ладожского озера, где часто случаются штормы. Каналов всего три Новоладожский, Староладожский и Малоневский канал.
Новоладожский канал построен параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхое состояние СтароЛадожскому каналу.
Новоладожский канал безшлюзовый. Староладожский и Малоневский канал- шлюзовые. Малоневский канал расположен в черте города Шлиссельбург и соединяет Староладожский канал с протокой Малая Невка. Канал прямой, длина его 1,4 км, ширина около 20 м, глубины до 2 м.
График разводки лав: д.Черное — 9:00, 13:00, 16:00, 19:00 г.Новая Ладога — 9:00, 16:00, 18:00 д.Немятово — 8:30, 9:30, 15:30, 16:30, 17:30, 18:30 д.Вороново — 9:00, 13:00, 16:00, 18:00 д.Загубье — 9:00, 13:00, 16:00, 18:00.
Рыбы в самом каналах немного, крупного хищника в каналах практически нет как и в реках и речушках в Ладогу впадающих. Удачной будет рыбалка на поплавочную или донную снасть. Прикорм не будет лишним. В улове будет ладожская плотва и подлещик, окунь, подъязки, карась, густера. Размер — 200-300 гр.Возможно изловить щуку и судака, но, обычно их размеры не велики, а поимка крупняка скорее байка, чем правда.
Расстояния по каналу. От р.Нева (г. Шлиссельбург) до:п. Назия — 23,5 км. Н. Шальдиха — 30 км. д. Лаврово — 38 км. д. Кабона — 46 км. д. Леднёво — 53 км. п. Черное — 62 км.д. Лигово — 78 км. Сумская протока (д. Сумская караулка) — 83 км.д. Дубно — 87 км. р. Волхов (г.Новая Ладога) — 115 км.
От р. Волхов (г.Новая Ладога) до р.Сясь (п. Сясьстрой) — 10,5 км.
От р.Сясь (п. Сясьстрой) до: п. Загубье — 37 км.р. Свирь (п. Птичий Остров) — 46.5 км.
Видео
Это раздражает — иметь столько соседей?
«Вообще, нет. Я их почти не встречаю и не слышу, — говорит everlastsun. Шум со двора слышен в квартирах обычно редко. — Редко (по пятницам) какой-нибудь пьяный парень покричит вдалеке минуту и все».
«Стены толстые, соседей не слышно, в лифте все здороваются, хоть никто особо не знаком, никто не беспокоит, не буянит», — подтверждает Ekz0.
Илья Варламов (CC BY-SA 4.0)
В доме 35 подъездов, то есть в одну дверь заходит немного людей, рассказывает Александр, он живет здесь с семьей: «Мы соседей редко видим. Вообще у нас на этаже 10 квартир всего. Я раньше жил в доме на 400 квартир, и у него был один подъезд. Вечером очереди у лифта собирались, как в метро».
«Мы не разговариваем из окон (они очень близко и не очень удобные для этого), но мы можем встретиться и поболтать на общественном балконе (похожем на пожарную лестницу), когда выходим на перекур», — отмечает everlastsun, упоминая также несколько групп в социальных сетях, где жильцы дома обмениваются новостями или просят о помощи. В одной из таких групп в Telegram девушка пишет: «Кто-нибудь может помочь разобраться с соседями, которые постоянно по ночам слушают громко музыку? Нет, полиция не реагирует».
Everlastsun сказал, что состоит в негласном сообществе соседей-собачников: «У меня большая собака (немецкая овчарка), и я знаю много других владельцев собак в округе. Обычно мы гуляем вместе или встречаемся на улице в определенных местах». Елена говорит, что пару раз собиралась с соседями на квизы, но вскоре «все затухло».
Сколько стоит жизнь тут?
В самом Кудрово этот дом считается элитным, «потому что он первый и самый качественный из всех», говорит Александр. По его словам, пустующих квартир тут уже практически нет: он пытался найти в аренду вторую квартиру под офис, и это оказалось проблемой.
«По ценам на аренду расклад такой. Однокомнатная квартира с евроремонтом — 19 000 рублей. Коммуналка стоит 6 тысяч, полы с подогревом. Мебель и техника — все новое. Купить новую двухкомнатную квартиру стоит 7,5 млн рублей. Так что дешевых квартир здесь давно нет», — говорит он.
Сложности строительства
Через два года после начала работ царский контроль немного ослаб. В 1722-1723 годах Петр отвлекся на войну с Персией и не мог лично контролировать строителей. Этим воспользовались нечистые на руку руководители работ и подрядчики. По возвращении император предал их суду за многочисленные технические нарушения и просчеты. После этих жестких мер работы возобновились с прежней силой.
Корабли проходили канал за 8 суток, плоты и баржи – за 12. Фото:
Для того чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2,1 метра, были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.
Статья по теме Блюстители порядка. За что при Петре I не любили полицию
На протяжении водной трассы построили 13 водоспусков. Рядом с водой оборудовали дорогу для лошадей, которые тащили по каналу корабли и баржи. Петр прибыл на стройку и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно. Вскоре император скончался, поэтому это было его последнее посещение своего детища. На престол взошла Екатерина I, которая не так рьяно контролировала ход стройки, как ее муж. Лишь в 1728 году удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала от реки Кобоны до Невы. Лишь в 1729 году Староладожский канал был оборудован для прохождения судов. Весной 1731 года, ровно 285 лет назад, императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой земляную перемычку в Шлиссельбурге. На тот момент Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, его строительство продолжалось без малого 12 лет. А некоторые участки достраивали в течение последующих десятилетий.
КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
Оригинал взят у el_tolstyh в КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
285 лет назад, 12 мая 1731 года, открылось судоходство по Ладожскому каналу. Грандиозная для XVIII столетия «стройка века» началась ещё в 1719 году при Петре I, а закончилась при Анне Иоанновне. На тогдашнем «каналстрое» трудились тысячи «стройбатовцев» — отправленных на земляные работы солдат. Но зачем понадобилось вообще копать канал вдоль берега озера? Как он выглядит сегодня? Используется ли?
Два канала
Сегодня вдоль берега Ладоги существуют уже целых два канала длиной по 117 и 110 километров — старый, «петровский» называется Староладожским, более поздний, прорытый в 1861-1866 годах — Новоладожским. Рыть их пришлось, потому что один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через известное своими штормами Ладожское озеро и в иные годы здесь шло ко дну до тысячи (!) хлипких судёнышек. В настоящее время Староладожский канал уже непригоден для судоходства, он практически весь «зарос» и имеет вид, хоть как-то напоминающий канал только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. По Новоладожскому каналу и сегодня возможно движение маломерных и среднемерных судов.
MODELMAN: Новоладожский канал
На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.
Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.
Надо сказать, что нынешнее состояние Новоладожского канала — это победа цивилизации над безлюдностью. Я не имею в виду «победу» как что-то ультрапозитивное, просто надо констатировать факт: в Ленинградской области достаточно дачников, чтобы на Новоладожском канале была довольно активная жизнь, и не было опасностей вроде «застрять в безлюдном месте без связи», как на Онежском канале.
Канал какое-то время идёт по безлюдным местам, а потом вновь начинаются деревеньки и дачки. Встречный катер «Патрульный-1».
Понтону в деревне Загубье из-за нас и «Патрульного-1» пришлось минут за десять открываться дважды.
За Загубьем — снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.
Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.
Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.
Но прорыть канал вокруг Ладоги — это было еще «полдела», ведь нужен был ещё и канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балтийский канал, а его предшественником стала так называемая «Мариинская водная система», о строительстве которой мечтал также ещё Петр I. Но Петру помешал недостаток денег и строителей — к прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Ново-Мариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и за ними также приходилось следить — рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т.д.)
SIBVED: Ладожские каналы
. От реки Волхов до реки Нева вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Давайте смотреть и разбираться.
Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера — два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал — это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке — данных нет. И это настораживает.
Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье
Высота берегов — очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?
Мост между двух каналов.
Старый канал. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно — можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место
Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту
Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга.
Характер и канальная экзотика
Кто-то может сказать, что название я позаимствовал из работ доктора Фрейда. Когда-то я начинал знакомство с его работами именно со статьи «Характер и анальная эротика».
Могу ответить, что много чего делается по Фрейду. А здесь речь пойдет об экзотической поездке по Ладожскому каналу, в которой нам довелось испытать свой характер. Поэтому и название такое.
Наш лодочный пробег по Новоладожскому каналу занял два полных дня, в общей сложности мы преодолели по воде 110 километров. Учитывая, что дело было в начале мая, нам пришлось в борьбе с канальными трудностями проявить свой характер. Ну, а экзотика была постоянно по левому и правому берегу. Так что название вполне заслуженное.
Началось все с малого — купил брат Миша лодку…
Не большую, не маленькую. Резиновую, надувную.
Ну купил и купил. А делать-то чего-то надо! Ждали-ждали и дождались, когда лед сойдет. И поехали мы с ним в путешествие по Новоладожскому каналу. Дело было в мае.
Лодку спустили на воду напротив Шлиссельбурга, в поселке Морозова. Там берет свое начало река Нева, там же стоит знаменитая крепость Орешек, видавшая виды и участвовавшая не в одной войне.
Остров-крепость обошли снизу по течению и взяли курс на канал.
Наверное, здесь уместно сказать несколько слов о самом канале.
Как известно, в давние времена по южной части Ладожского озера проходил знаменитый торговый путь. Торговые суда проходили из финского залива через Неву в Ладогу, потом шли в Волхов, до Великого Новгорода, далее через Старую Руссу до волока и потом уже в Волгу.
Много опасностей было на том пути, и одна из них — это Ладожское озеро. Дело в том, что рельеф дна Ладоги и некоторые другие природные факторы способствовали частому образованию штормов именно возле южных берегов озера. Кто-то скажет, разве на озере бывают штормы? Бывают, еще какие, ведь Ладожское озеро по размерам превосходит некоторые настоящие соленые моря. Не зря же его называют «пресным морем».
К тому же в холодное время намерзющий лед постоянно прибивало к берегу, что сильно затрудняло проход судов. Надо было строить канал. Впервые идея строительства канала пришла в голову государственным мужам еще во время царствования Петра I. Один из указов Петра от 1718 года: «… какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»
И вот в XVIII веке появился Старолодожский канал. Иногда его еще называют Петровский.
Уровень воды в Староладожском канале был выше уровня воды в Ладоге — это позволило сэкономить на выемке грунта при строительстве. Обратной стороной такой экономии была необходимость строительства и содержания шлюзов. За счет шлюзов канал постоянно пополнялся из впадающих в него рек — Назии, Кобоны и разных мелких ручьев.
И сейчас еще в некоторых местах Староладожский канал представляет собой вполне приличный водоем.
Канал нужно было поддерживать в рабочем состоянии, но денег уже в то время не хватало и он постепенно зарастал и мелел. И вот в XIX веке Александр II поставил вопрос ребром и объявил тендер на расчистку и восстановление работоспособности канала. Однако желающих чистить канал не нашлось и тогда было принято стратегическое решение копать новый. Рядом, параллельно.
Новоладожский канал построили очень быстро, всего за пять лет. Даже для нынешнего времени это поистине ударные темпы — по 22 километра в год. Это почти по 2 километра в месяц. Получается, что каждый день строители выкапывали примерно по 50 метров!
В 1866 году строительство нового канала было закончено и он получил название «Канал Александра II Освободителя». Потом по понятным причинам его переименовали в Новоладожский. Канал использовался по назначению в течение длительного времени. По нему даже ходили пассажирские суда. Сейчас это редкость, но иногда бывает. Встретили мы одно судно, судя по всему, перегоняли его в Санкт-Петербург.
А вообще, канал сейчас используется в основном для прохода всяких мелких лодок, типа нашей.
Ладожские каналы
На территории России имеются далеко не молодые искусственные водные системы, каналы. К сожалению, эта тема не афишируется даже среди историков. Хотя, масштабы работ в них такие, что давно пора показать эти масштабные стройки прошлого или возвести их в ранг «Достояний истории страны». Но сколько-то подробной информации про них Вы не найдете. К таким объектам относятся Ладожские каналы, которые входят в еще более масштабную систему.
Как видно, от р.Волхов до р.Невы вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Или почему бы п.Волхов не соединить с р.Кобонь? Пусть даже через шлюзы? Это было бы намного короче. Давайте смотреть и разбираться.
Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера – два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский:
Еще одна карта этого канала
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
Вот так это представляют историки
После затягивания работ первоначальным подрядчиком Скорнякова-Писаревым и после его отстранения от этой стройки, летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и весной 1731 года по нему начали ходить суда. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.
В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новые гранитные шлюзы в Шлиссельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал.
В том же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу
36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимость 4,6 млн руб. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.
Посмотрев по гугл-картам эти два канал, увидел, что они идут гораздо восточнее р.Вохов – до притоков р.Свирь! Получается, старые карты не точны или оба Старо-Ладожский канал продлили?
Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал – это надежный фарватер. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке – данных нет. И это настораживает.
Предлагаю проследить путь Ладожских каналов с востока, от р.Свирь до р.Невы (в обратную сторону их строительства).
Вот такой вид в этом месте имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы учаcтками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье
Высота берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!
А это мост через Ново-Ладожский канал в д.Загубье.
Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19в. А это его начало! Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения.
Каналы подходят к Ладожскому озеру
Многие фотографии Ново-Ладожского канала, представленные здесь, сделаны с теплохода Москва-212 в 2010г. В 2011г. здесь впервые за последние десятилетия прошел экскурсионный теплоход с проходом через всю Мариинскую систему каналов: от Волги до Невы
Старый канал 60° 21′ 41.46″ N 32° 40′ 53.07″ E
Мост между двух каналов. Ссылка на место
Старый канал в этом месте. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно – можно сделать его вполне судоходным для небольших судов
Каналы, проходящие у Ладожского озера и множество мелиоративных мелких каналов в лесу. Может быть, это сейчас здесь тайга, а в прошлом были поля, как показано на карте в самом начале статьи?
Вот такой вид в лесу имеют эти мелкие каналы
Местами оба канала идут совсем близко друг к другу.
Между двух каналов. Фотография июль 2008 года.
Каналы пересекают реку Сясь
Старый канал в районе р.Сясь
На канале с т/х Москва-212
Береговое укрепление на Новом канале
Каналы в районе Новой Ладоги.
Старый канал в районе Новой Ладоги
Новый канал в Новой Ладоге
Новоладожский канал, вид с понтонного моста
Двигаемся далее на запад:
Старый канал. Высота берегов большая, а значит и земляных работ
Новый канал. Каналы почти не отличимы
И вот первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка
Написано, что это гранитный водоспуск.
Водоспуск в Ладожское озеро в районе д.Дубно – Дубенский водоспуск
» alt=»»>
В этом месте Старый канал обмелел.
А севернее Новый канал судоходен
Старый канал в Шлиссельбурге, откуда он и начинается
Местами имеет гранитное обрамление
Новый канал рядом со Шлиссельбургом
Несколько фотографий Старо-Ладожского канала:
Старый и Новый каналы
Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18в., да и в начале 19в. он тоже не кажется обычным, т.к. официально еще нет паровой землекопательной техники. Вручную, пусть даже силами тысч человек – это выкопать… я не представляю себе как! А ведь всех этих людей нужно не только прокормить, но и разместить на ночлег. Было много деревень? Возможно. Но вопросов к этому процессу грандиозной стройки – огромное количество. И к тому же, эту стройку 18в. опять приписали самому реформаторскуму царю всей истории России – Петру I. А объем земляных работ в Старо-Ладожском канале – соспоставим со строительством современного С-Петербурга.
Дноуглубительные работы на канале проводились в начале 20в.:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.