для чего поступают в семинарию
Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают
При выборе будущей профессии и вуза, не стоит ограничиваться только прикладными специальностями. Если вы уделяете много внимания духовной жизни, серьезно относитесь к религии и хотите работать в этой сфере, задумайтесь о религиозном образовании. Мы расскажем, как поступить в православную семинарию и как проходит обучение в ней.
Больше полезной информации для абитуриентов, студентов и выпускников можно найти в нашем телеграм-канале. Его подписчики знают, куда поступать, как легко сдавать экзамены и где искать работу после окончания вуза.
Как поступить в семинарию
Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.
Духовная семинария: как поступить мужчине
Поступление в духовную семинарию отличается от поступления в «светские» вузы. Это выражается в гендерном и возрастном цензе: поступать в семинарию могут воцерковленные мужчины 18-35 лет. Им необходимо предоставить следующие документы:
Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.
Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:
Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.
Духовное образование для женщин
Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).
В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.
Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены
Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.
После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:
Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.
Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию
Как поступить в духовную семинарию заочно
В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.
Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.
Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.
Стоимость обучения в семинарии
В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.
Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.
Какие предметы изучают в семинарии
Обучение в семинарии длится 4 года на уровне бакалавриата и 2 года на уровне магистратуры. Будущие бакалавры будут учить такие предметы:
Кроме них, семинаристам преподают и общие предметы:
Магистры занимаются углубленным изучением отдельных дисциплин, в зависимости от выбранного профиля.
Предметы, которые изучают в семинарии, могут оказаться достаточно сложными. На помощь придет студенческий сервис: его эксперты помогут студентам любых учебных заведений справиться с рефератами, контрольными, курсовыми.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Поступление и учеба в духовной семинарии: доступные специальности, особенности
Обновлено: 19 Июня 2021
Если молодым людям интересны вопросы религии и философии и близки христианские ценности, можно задуматься о получении духовного образования. Одним из возможных способов его получения является учеба в семинарии.
Как поступить в духовную семинарию
Духовная семинария — необычное учебное заведение, сильно отличающееся от светских вузов по ряду признаков:
Существуют не только духовные семинарии, но и другие учебные заведения, где можно углубленно изучать религию, философию, культурологию и т.п.:
От духовных семинарий они отличаются менее жесткими требованиями к поступающим.
Уровни образования
Срок обучения в семинарии составляет 4-5 лет, во многих учебных заведениях есть заочная форма обучения.
Выпускники получают степень бакалавра, официально признанную в других странах. По окончании семинарии бакалавров распределяют в один из приходов Русской православной церкви. При желании можно продолжить обучение сначала в магистратуре, а затем в аспирантуре духовной академии.
В академии, помимо духовенства, готовят преподавателей и научных сотрудников для духовных университетов и школ.
Духовная семинария, обучение для мужчин
Список документов для поступления, правила приема в семинарию и вступительные испытания отличаются от требований в обычных вузах.
Возраст для поступления
Путь в духовную семинарию открыт не всем. Поступить могут только воцерковленные мужчины от 18 до 35 лет, неженатые или находящиеся в первом браке, причем жена должна быть православной.
Воцерковленными называют крещенных в православной церкви людей, которые живут по законам православия и соблюдают религиозные обряды. Они регулярно причащаются, посещают церковные службы и поддерживают отношения со священнослужителями своей церковной общины.
Поступающие в семинарию должны иметь представление о церковной жизни, опыт какой-либо деятельности в церкви. Например, участвовать в церковных песнопениях, заботиться о церковной утвари, помогать в воскресной школе.
Список документов для поступления
Молодому человеку, решившему поступать в такое учебное заведение, необходимо подготовить документы согласно списку:
Рекомендации от священнослужителей
Для того чтобы абитуриенту дали необходимую рекомендацию для поступления в духовную семинарию, ему нужно активно участвовать в жизни прихода, быть на виду у священнослужителей и настоятеля. Кандидату в студенты семинарии рекомендовано:
Дополнительные документы
При поступлении в семинарии могут потребовать дополнительные документы:
Обучение для женщин
Женщинам обучаться в семинарии запрещено. При желании получить религиозное образование девушки могут:
Представительницы прекрасного пола могут поступить на любое отделение, кроме пастырского. Православная церковь нуждается в следующих «женских» церковных профессиях:
Экзамены при поступлении
При поступлении абитуриенты в обязательном порядке проходят вступительные испытания. Как правило, это:
Задача вступительных испытаний при поступлении в духовную семинарию — понять, насколько абитуриент подходит к церковной жизни.
Закон Божий
Как правило, экзамен проводится в свободной форме. Главной его задачей является проверка абитуриента на знание Священного Писания, Ветхого и Нового заветов.
В ходе данного испытания поступающему также могут:
Сочинение по теме православной церкви
Распространенным испытанием абитуриентов является сочинение по истории Церкви. Данный экзамен позволяет не только проверить знания поступающих по заданной теме, но и оценить их кругозор, грамотность, умение логично выражать свои мысли.
Собеседование с комиссией
Собеседование проводится в свободной форме и представляет собой беседу члена экзаменационной комиссии и абитуриента.
Вопросы, задаваемые на собеседовании, помогают определить, насколько близка поступающему церковная тема, соблюдает ли он традиции, насколько хорошо он знает Библию и является ли он воцерковленным человеком.
Помимо этого на собеседовании оценивается:
Процедура поступления в разных учебных заведениях может отличаться, поэтому важно заранее ознакомиться с правилами приема в конкретное учреждение.
Стоимость обучения в духовной семинарии
Для граждан России очное обучение в духовной семинарии полностью бесплатное, как и проживание на территории учебного заведения, а также питание.
Обучаясь заочно, студенты, как правило, обязаны вносить ежегодный взнос в размере обозначенной семинарией суммы (обычно 4000 рублей), проживание в период сессии для них будет платным.
Если возникнут проблемы с учебой, помните: образовательный ресурс Феникс.Хелп всегда готов оказать вам посильную помощь.
Поступление в духовную семинарию
Чтобы поступить в духовную семинарию Русской православной церкви, необходимо соответствовать определенным критериям. Поступить на учебу могут только мужчины, имеющие статус холостых или состоящие в первом браке.
Образование, полученное в семинарии, приравнивается к бакалавриату по европейской классификации и является высшим. Обучение для российских граждан бесплатное. Только после окончания духовной семинарии можно работать на территории России священником, помогать людям в рамках православной церкви.
Требования к кандидатам
Как поступить в семинарию, какие документы для этого необходимо предоставить и какие экзамены сдать?
Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Это должен быть обязательно воцерковленный человек. Кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо:
Чтобы получить рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно быть активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Например, участвовать в послушаниях на клиросе – петь и читать. Также, если абитуриент собирается поступить в семинарию, должен помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ. Кроме того, необходимо общаться с настоятелем своего храма – это общение должно быть максимально насыщенным.
Что проверяют на экзаменах в семинарию?
Экзамены для поступления в духовную семинарию проводятся по Закону Божьему. Абитуриенты пишут сочинение на темы, связанные с историей церкви.
Кандидаты также проходят собеседование, которое проводится приемной комиссией. Задача вступительных испытаний – понять:
Подробную информацию о вступительных испытаниях и ЕГЭ вы можете узнать на сайте учебного заведения, в которое собираетесь поступать.
При поступлении в семинарию, большое внимание уделяется общему уровню образования абитуриента. Имеет значение начитанность кандидата и его культурное развитие. Важно, чтобы он знал историю своей страны и ведал о процессах, происходящих в мире. Играет роль также то, чем человек увлекается в свободное время. Собеседования и экзамены обычно проводятся свободно.
Духовная семинария, поступить в которую могут все желающие при соблюдении определенных условий, дает высокий уровень образования, соответствующий высшему светскому образованию в Российской Федерации.
Сколько длится обучение?
Время учебы в православной духовной семинарии составляет от 4 до 5 лет. В разных учебных заведениях устанавливаются свои сроки. Учебная программа включает в основном гуманитарные дисциплины. Обучение направлено на развитие духовных качеств учащихся, на формирование личностей, способных нести истину Закона Божьего и вдохновлять своих соотечественников на подвиги. В некоторых семинариях преподают высшую математику.
Можно поступить на заочное отделение. Тогда срок обучения будет составлять пять лет. Каждый год вносится пожертвование в сумме четырех тысяч рублей. Проживание во время сессии студенты оплачивают самостоятельно.
Духовная семинария дает своему выпускнику право претендовать на обучение в духовной Академии. Все выпускники получают направления в приходы Русской православной церкви.
Духовные семинарии в России
Сегодня на территории России работает множество семинарий Русской православной церкви, куда можно поступить, окончив 11 классов общей образовательной школы. Такие учебные заведения есть в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Действуют учебные заведения на Дальнем Востоке страны, на Урале и в Сибири. Самые крупные учебные заведения этого типа в России – Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская, а также другие. Множество новых семинарий было организовано в 1990 годах. Сегодня у жителей нашей страны есть возможность получить церковное образование в разных городах России.
Есть семинарии Русской православной церкви во многих странах мира, например, в США и Японии. Это дает возможность православным людям, живущим на других континентах, поступить в учебное заведение и приобщиться к духовности Русской православной церкви, получить качественное образование и стать священнослужителем.
Моя Семинария
Выберите раздел серии
Духовная жизнь не зависит от чудес. Есть чудеса или их нет, это никак не должно сказываться на нашей вере. И уж тем более, нельзя от происходящих в нашей жизни чудес заключать о том, что нас как-то особенно любит Бог или что мы более духовны, чем другие. По мысли святых отцов, чудеса как раз часто свидетельствуют о другом. Они не свидетельствуют о высокой вере, а являются поддержкой немощным в вере людям. Это жест любви Божией, который поддерживает, укрепляет унывающего человека, говорит ему: не робей, оставь колебания, Я – здесь.
Вспомним, хотя бы чудо воскрешения Лазаря. Спаситель воскрешает Лазаря не потому, что это был Его друг, даже не потому, что Лазарь был хорошим человеком и хорошо было бы ему прожить еще лет двадцать-тридцать. Христос воскрешает Лазаря в перспективе Собственной Смерти. Воскрешает Лазаря, давая людям знак: Он – владыка над жизнью и смертью. Он «имеет власть отдать ее и имеет власть опять принять ее» (ср. Ин. 10, 18).
Не будь этого чуда, как и других удостоверений Его силы и любви, сложно сказать, что стало бы дальше с Апостолами, соприкоснувшимися со страшной реальностью Его Страстей и Смерти.
В самые драматичные моменты истории, когда человек готов поколебаться и начать тонуть, Господь приходит на помощь и дает знак: держись, Я тут.
Страшный 1917 год. Государь отрекся от престола. Как жить русскому человеку? И Господь в этот же день, день отречения, посылает людям икону: Божия Матерь «Державная». Богоматерь держит скипетр и державу, знаки императорской власти. Это знак, что теперь она становится Царицей и Заступницей народа русского.
Большевики убивают священников, посягают на храмы и в те же страшные 1917–1919 годы по всей Руси идет массовое чудо обновления икон. Прежде потускневшие, почти черные доски просветляются, и лики на них начинают сиять огнем и переливаться многоцветьем красок. Вся небесная рать, чьи лики просветляются и украшаются, – на стороне гонимой Русской Церкви…
Очень, очень часто мы можем сказать, что, когда происходит чудо, оно происходит именно потому, что через это чудо Господь дает нам, маловерным, знать о Своем присутствии.
Много чудес и таких вот знаков было и у меня. Что никак, в свете вышесказанного, нельзя отнести к моим духовным заслугам, а скорее к моей немощной вере и милующей меня любви Божией.
Мое поступление в Духовную Семинарию предварялось рядом странных событий. Как будто два мира: Божий и демонический – боролись за меня. Кстати сказать, когда я впоследствии беседовал с моими сокурсниками, многие рассказывали о том же самом впечатлении: какое-то активное и злое противодействие и угрозы… Вместе с тем и знаки любви Божией, знаки поддержки. Силы ада не хотели нас пускать в Духовную Семинарию.
Однажды мой духовник, отец Виктор, совершал крещение на дому. Я помогал ему. Мы крестили юношу, который уходил в армию. Вместе с ним молились его крестные, была и еще одна женщина, которая в службе не участвовала, только наблюдала. Потом, когда мы все вместе пили чай, эта женщина сказала моему духовнику: «Я знаю, что вы к этому относитесь отрицательно, но хочу сказать вот что. На вашем юноше сильная порча. Хотите, поможем снять. Я сама заговариваю, знаю сильных людей».
Может быть, кому-то покажется это странно, но на Урале, особенно в деревнях и селах, такие вещи, как колдовство, заговоры и проч., очень распространены. Колдуют многие, во всяком случае, ты с этим встречаешься во много раз чаще, чем в Петербурге.
Церковь называет порчу суеверием. Это так. Слишком много нездорового интереса и спекуляций с этим явлением мы, к сожалению, видим. Но Церковь не отрицает такого явления, как демоническое воздействие на человека. Никто не будет спорить, что злые духи могут на людей нападать. Это и искушения, и какие-то неприятные происшествия, и даже болезни… Все это может иметь место, конечно, в той мере, в которой это попускает Господь.
. Отец Виктор покачал головой.
Вместо этого он меня соборовал. После соборования дня три боль была меньше, но потом вернулась.
Мои мучения усугубляла мысль, что я не смогу быть священником, ибо это большая нагрузка на ноги. Как же я смогу стоять во время богослужений, продолжающихся по нескольку часов, если у меня такая нога? Мой отец, кстати, винил в таинственной болезни именно церковные службы, которые я к тому времени усердно посещал. Я, не зная причины, был склонен ему верить. «Подожди поступать в Семинарию, поступи, поучись в Университете, потом, когда поправишься, будем думать о Семинарии…», – говорил мне мой отец, и я серьезно думал над его словами.
Так мучительно тянулось весеннее и летнее время 1991 года, года моего поступления в Семинарию.
…Примерно в июне мы с моим духовником ехали на требу, на край города, причащать умирающую старушку. Ее дом находился на краю города, и добраться туда можно было на трамвае. Перегоны между остановками были большими. Старый трамвай набирал скорость и, трясясь и бренча всеми своими сочленениями, колесами и еще чем-то, несся от остановки к остановке.
Мы дождались своего номера. Подошел трамвай, состоящий из трех вагонов (тогда одно время такие ходили). Я хотел сесть в центральный вагон, чтобы меньше трясло, но духовник повел к последнему. Мы вошли в последний вагон и сели у самой последней двери. Начали беседовать и не заметили, как приехали. То, что это наша остановка, сообразили, лишь когда объявили следующую остановку и стали закрывать двери. В то время у трамваев в Перми были двери, которые закрывались, как дверь купе. И вот дверь, закрываясь, поползла, а мы кинулись в эту щель. Мой батюшка выскочил, а меня дверь прихлопнула за ступню. Я упал, а трамвай поехал. Я потащился следом, по путям, по утрамбованному гравию. Отец Виктор бросился вслед за трамваем. Он бежал и кричал и махал руками, чтобы водитель остановился, но тот ничего не видел. Я не был ему виден (я был как раз за последним вагоном), а моего батюшку водитель, видимо, воспринимал просто как опоздавшего пассажира, с которыми, как известно, на общественном транспорте не церемонятся.
Но, увидев, что бегущий человек всё не отстает, водитель понял, наконец, что что-то стряслось. Он остановил трамвай и открыл двери. Тут моя нога освободилась. А потом двери закрылись и трамвай уехал. Водитель, видимо перенервничав, даже не сообразил, что нужно как-то помочь человеку, которого он протащил на скорости целый километр.
Я встал. Отец Виктор, белый, как мел, схватил меня и ощупывал: все ли цело. Я чувствовал себя нормально, только голова кружилась и ноги были какими-то ватными. Металлический браслет моих часов на левом запястье стерся. Куртка на спине и брюки оказались протертыми до дыр.
Мы возблагодарили Господа за чудесное спасение и отправились на требу. У постели умирающей старушки сидела ее старенькая сестра. Мой батюшка гробовым голосом объявил:
– Нужны йод и валерьянка.
– Что такое? – встревожились старушки.
– Только что моего псаломщика зацепил и протащил за собой трамвай…
Да еще нет вызова из Семинарии. Каждый вечер бежал к почтовому ящику… но пусто.
И вдруг, буквально за десять дней до экзаменов в Семинарию, – вызов: «Вы допущены к приемным испытаниям в Ленинградскую Духовную Семинарию…» Значит, Богу все-таки угодно, чтобы я поступал?
За несколько дней до отъезда в Ленинград я, как обычно, вечером вернулся из храма домой. По пути от автобусной остановки к дому я повстречал маленького дворового мальчика, лет девяти. Он как раз искал меня. «Смотри, какую штуку я нашел в земле», – сказал он и протянул мне старинную металлическую иконочку Божией Матери, испачканную в земле. Это был образ Богородицы «Умиление», ставший очень популярным после прославления преп. Серафима Саровского в 1903 году (он молился перед этой иконой). Тогда такие иконочки штамповались тысячами, и все паломники Дивеева их приобретали на память. Откуда она в Перми, эта почти столетняя иконочка? И почему была обретена именно в этот день?
Я подержал на ладони металлический образ, на котором литографическим способом был оттиснут Лик Пречистой, и вернул мальчику. Но тот не взял: «Это тебе…»
В то время, гуляя по вечерам с собакой, я рассказывал дворовым ребятам разные интересные истории из Библии, из жизни святых. Весь дом знал, что я собираюсь поступать с Духовную Семинарию, и с духовными вопросами ко мне подходили даже взрослые. Вот один из моих юных слушателей и отдал мне свою находку.
Для меня эта иконочка была еще тем более знаковым явлением, что именно икону «Умиление» я получил в день знакомства от моего духовника. С этой иконы началось мое воцерковление, вхождение в алтарь… И вот Пресвятая Богородицы дает еще один знак.
Знак, что надо поступать!
Солнечный теплый день 19 августа. Преображение Господне. Мы служим с моим батюшкой в храме, где он настоятель. Это центральный храм города Перми, только что переданный верующим, – Феодосиевская церковь. (Через два месяца о. Виктора сместят из этого храма. Подлого завхоза, которого отец Виктор вытащил из запоя и деградации и вернул к жизни, подкупил обещаниями радужных перспектив один пронырливый протоиерей. Вместе они сфабриковали дело, в котором обвинили о. Виктора в различных махинациях. Подкупили «свидетелей». Отца Виктора сослали в дальний приход – восстанавливать из руин храм в селе. Настоятелем стал протоиерей-проныра. Через месяц он вышвырнул завхоза, и тот, никому не нужный… приполз с покаянием к отцу Виктору. И тот принял покаявшегося блудного сына, руками которого был смещен с настоятельства в центральном городском храме и оболган в прессе на весь город.)
Но это будет потом. А сейчас: золотой свет струится сквозь окна, играет бликами на коврах алтаря, на золоте богослужебных сосудов, на облачениях. Пахнет ладаном и… фруктами. Их в изобилии принесли люди в этот день в храм. Я читаю Апостол.
Во время Литургии в алтарь тихонько ныряет завхоз (тот самый) и что-то шепчет батюшке. Мой духовник меняется в лице. Потом говорит нам, что в Москве произошел переворот, Горбачев отстранен от власти.
Я ни о чем таком не думаю. Мне не до политики – дома уже лежат билеты на самолет, который в три часа дня стартует на Ленинград.
Потом мы едем домой на «запорожце» завхоза (того самого завхоза), сидим за столом. Едем, наконец, в аэропорт.
Через 2 часа я в Ленинграде, но так как разница между Пермью и Ленинградом 2 часа, я оказался в том же самом времени, в которое вылетел. Три часа дня.
Автобус до метро, потом блуждание по метро. Сел не на ту ветку, запутался в переходах, пассажиры бегут, путаются в советах, куда мне ехать. Приехал на станцию метро «Площадь Александра Невского» я через 2 часа.
Митрополичий парк (до революции этот парк принадлежал митрополиту, сейчас с митрополитом парк никак не связан), канал; от всего веет спокойствием и уютом. А вот и огромный корпус Духовной Семинарии. Захожу с чемоданом, робко поднимаюсь на несколько ступенек до вахтера. На стенах – картины со сценами из Священного Писания, вахтер, пожилой и строгий усатый человек, похожий на старорежимного швейцара.
– Что вам угодно?
– Простите, я приехал учиться.
– Вы здесь учитесь.
– Пока нет…
– Значит, приехал не учиться, а поступать.
Объяснил мне, как пройти наверх, где найти помощника Инспектора.
Взбираюсь вверх, как на Голгофу. С тяжелым чемоданом, на пределе сил, на 4-й этаж. Стучусь в комнаты помощника Инспектора. Им оказался Александр Васильевич Маркидонов. Один из самых интеллигентнейших людей в Академии.
Александр Васильевич поселил меня в комнату, сказал, что скоро начинается ужин и что я уже сегодня могу спуститься на ужин и присоединиться к трапезе – она для всех абитуриентов бесплатна. А пока, если желаю, могу пройти в храм, где начинается богослужение.
Я зашел в храм. Было вечернее богослужение. Прекрасно тихо пели. Сквозь цветные витражи в виде крестов лился вечерний свет. Паркет храма был весь расцвечен этими крестами, ложившимися на пол цветными пятнами.
Я сделал три земных поклона перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» – святыней академического храма, а потом три земных поклона перед миловидной иконой Божией Матери Казанской. После этого встал в сторонке и от всего сердца благодарил Господа за счастье добраться сюда и быть здесь.
После ужина я вышел в город. Везде суета, стихийные митинги, на Дворцовой площади – люди с флагами, много молодежи. По сравнению с Пермью люди здесь казались раскрепощенными и свободными.
От этого бурления людей, от множества машин, от красоты, которая в Петербурге обрушивается на тебя отовсюду, закружилась голова. Пришел в Семинарию. В парке на все голоса пели птицы. Уже приезжали старшие семинаристы и в своих комнатах праздновали встречу. Слышалось чоканье стаканов, взрывы хохота.
Поступление было напряженным. Заходишь в профессорскую, а там, за зеленым столом, целая комиссия. И такие регалии, которых и не видел. Маститые старцы с большими лбами и седыми бородами, блеск драгоценных крестов на груди. От всего этого впадешь в священный трепет. Очень трудно собраться. Но начинался экзамен мудро. Чтобы успокоить абитуриента и помочь ему справиться с волнением, когда ты заходил, тебе объявляли: «Пройдите к книге и прочитайте». На аналое – большая книга. Псалтирь. Ты должен прочитать отрывок. Отрывок, правда, был заковыристый и по тому, как справлялся с ним абитуриент, было сразу видно, свободно ли он читает по-церковнославянски, или нет.
Потом «гоняют» по богословским вопросам, спрашивают по Священному Писанию. Затем проверяют знание молитв наизусть.
Кроме большого количества молитв, нужно знать тропари и кондаки Двунадесятых праздников (то есть главных двенадцати). «Ну-ка, расскажите нам тропарь и кондак Рождества Христова». И это было меленьким чудом. Большинство абитуриентов «срезались» именно на этих тропарях и кондаках. Нелегко было вот так, навскидку, особенно, если волнуешься, вспомнить тропарь и кондак того или иного праздника. Но я ответил без запинки, блестяще. А все потому, что за несколько месяцев до поступления мой духовник, отец Виктор подарил мне большую икону Рождества Христова. И каждый вечер я молился перед этой иконой именно о поступлении. И пел тропарь и кондак этой иконе, а именно, тропарь и кондак Рождеству.
Меня поблагодарили и отпустили.
В другой день мы сдавали пение. В третий день писали изложение с элементами сочинения. Нам зачитывали притчу из Евангелия, и мы должны были написать, какой нравственный смысл можно вынести из притчи и как это применимо конкретно к нашей жизни.
Ребята поступали разные. Были аккуратненькие и чистенькие поповские сынки, были вчерашние хиппи, много было людей с высшим, а то и двумя высшими образованиями. Был один немолодой человек, который пытался поступить в… восьмой раз. Он опять не поступил. Поступил через два года, то есть на десятый раз. Сейчас он священник в пригороде Санкт-Петербурга.
Гуляю однажды по Митрополичьему парку. Смотрю, на скамейке в тени деревьев сидит один из абитуриентов. Вместе с ним мы сдавали вступительные экзамены. Я подошел и сел рядом. Он покосился на меня, а потом говорит загадочно: «Вот как бывает: иногда ты победишь грех, иногда грех победит тебя».
Сижу, думаю над этими словами. А мой сосед говорит: «В этот раз грех победил меня!» И с этими словами достает пачку сигарет и закуривает.
И вот экзамены сданы. Осталось несколько дней до объявления результатов. Учебная комиссия обрабатывает данные и готовит списки поступивших. И тут Господь дарит мне подарок: бесплатную поездку на Валаам.
А получил я эту поездку вот так: Среди поступавших был один священник. Только поступал он не как мы, в Семинарию, а в Академию. До этого он как раз закончил Духовную Семинарию в Москве и при этом так «прославился», что о поступлении в Московскую Духовную Академию нечего было и думать. Батюшка этот, высокий, бородатый, торжественный, всегда и везде ходил в подряснике и с крестом. Он был великим обличителем пороков. Однажды я шел с ним по городу, и к каждой девушке, встречавшейся нам на пути с сигаретой, этот батюшка подходил, отбирал у нее сигарету и проводил разъяснительную беседу: «Ты же будущая мать! Ты же губишь себя и будущее чадо свое. А заодно и свою бессмертную душу…»
Репутацию юродивого этот батюшка приобрел с первого дня своего обучения в Московской Духовной Семинарии. В день поступления для всех новопоступивших проводили экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре. И вот, лобзая очередную икону, этот юноша (тогда еще, конечно, не священник) задел головой огромную лампаду, и всё из нее на него вылилось. Весь в елее, стекающем с головы, этот студент воскликнул: «Братья! Это знак, Бог избрал и помазал меня».
Многое в поведении этого батюшки шло вразрез с общепринятыми правилами поведения, и его отовсюду гнали. Про его «чудотворства» и юродства рассказывали истории, вошедшие в золотой фонд преданий Московской Семинарии. Но люди его любили. И подарили батюшке путевку на Валаам. А тут как раз на эти дни выпадают какие-то дополнительные вступительные испытания в Академию. Зная почти наверняка, что его не примут (и действительно не приняли), этот священник все же решил на остров не ехать и подарил путевку мне.
Теплоход, плеск темной ладожской воды – и три дня изумительного путешествия. Я впитывал все, что вижу, что чувствую, как сухая губка. Страшные развалины монастырских храмов, корпусов, оскверненные святыни (так было в 1991-м, сейчас, конечно, все отреставрировано, и Валаам преобразился). И все это человеческое бесчиние соседствует с божественной лепотой: корабельные сосны, медовый запах смолы, … Вместе со мной в каюте ехал один священник, более того, целый игумен. Но был он… в элегантной рубашке и брюках, а не в рясе с крестом. Я спросил батюшку: «Как же так? Вы ведь могли послужить молебен, провести с людьми беседу, исповедовать, окормлять… А никто и не знает, что вы священник».
Игумен улыбнулся: «Милый, юный друг. Я хочу просто отдохнуть от людей. Спокойно помолиться, подумать о своем. Стоит надеть рясу – и покоя ни минуты не будет…»
Я был принципиально не согласен, а сегодня… согласен. Необходимо уединяться. Помните, что и Христос, Который был куда как востребован людьми, уединялся, чтобы побыть одному, чтобы помолиться. Пиджак и брюки для игумена стали той кельею, в которую он, находясь посреди людей, уединился для молитвы и размышлений.
На Валааме я познакомился с внуком отца Павла Флоренского, богослова, которого я к тому времени уже читал и достаточно хорошо знал. В то время внук – отец Андроник – был игуменом Валаамского монастыря. А потом мы с моим спутником, отцом игуменом, под плеск волн говорили о богословии Флоренского и спорили: нужно его причислять к лику святых, или нет. Я считал, что стоит, как новомученика. Отец игумен парировал: «Прославление в лике святых автоматически делает авторитетными и труды человека, по сути, его сочинения становятся святоотеческой литературой. А в богословии отца Павла есть еретические мысли».
И вот теплоход причалил к пристани Ленинграда. На трамвае, потом метро спешу в свою (а может, не свою?) Семинарию. У вахты списки. И среди других – моя фамилия. Поступил!
А через два дня, 1 сентября, – Божественная литургия. От волнения, от усталости у меня закружилась голова, и я почувствовал, что теряю сознание. Схватился за икону. Это была икона, как сегодня помню, святого Апостола Иоанна Богослова. Он меня и поддержал. Черные пятна перед глазами постепенно рассеялись, и я пришел в себя.
А через несколько дней нога, которая мучила меня болями, прошла совершенно. Боль становилась все меньше и меньше, и числу к 10-му сентября исчезла окончательно.
И наступил новый большой и важный период моей жизни: 8 лет учебы в Семинарии и Академии.