для чего предназначен объект конфигурации план видов характеристик
План видов характеристик
Планы видов характеристик — это прикладные объекты конфигурации. Они предназначены для хранения информации о характеристиках различных объектов.
С их помощью пользователь может создавать всевозможные характеристики, описывать тип этих характеристик и задавать их значения. Например, для того, чтобы описывать товары произвольным количеством произвольных характеристик (цвет, размер, запах и т. д.).
Структура
По своей структуре план видов характеристик напоминает справочник: в плане видов характеристик хранятся элементы, — характеристики, которые могут иметь некоторый набор реквизитов и табличных частей и, также как и элементы справочника, могут образовывать иерархические структуры. В плане видов характеристик могут существовать предопределенные характеристики, заданные разработчиком.
Однако основное назначение плана видов характеристик заключается в том, чтобы для каждой характеристики хранить тип значения, который она может принимать:
Возможный перечень типов, которые могут принимать характеристики, указывается разработчиком в процессе создания прикладного решения:
Создавая новые характеристики (или редактируя существующие), пользователь сможет выбрать для них один из типов, входящих в этот перечень.
Однако не исключена ситуация, когда для создания очередной характеристики пользователю понадобится тип, не существующий в прикладном решении. Например, пользователь решит создать характеристику Запах, которая должна иметь значения справочника Запахи, но такого справочника в прикладном решении нет.
Специально для таких ситуаций разработчик может создать специальный пустой справочник, и указать, что в нем будут храниться дополнительные значения характеристик:
Теперь, создавая характеристику Запах, пользователь сможет выбрать для нее тип значения этого специального справочника, а в самом справочнике создать нужные ему значения: Сладкий, Резкий, Кислый и т. д.
Формы плана видов характеристик
Для того чтобы пользователь мог просматривать и изменять данные, содержащиеся в плане видов характеристик, система поддерживает несколько форм его представления. Система может автоматически генерировать все нужные формы плана видов характеристик. Наряду с этим разработчик имеет возможность создать собственные формы, которые система будет использовать вместо форм по умолчанию:
Форма списка
Для просмотра данных, содержащихся в плане видов характеристик, используется форма списка. Она позволяет выполнять навигацию по плану, добавлять, помечать на удаление и удалять характеристики и группы характеристик, перемещать характеристики и группы. Форма списка может представлять данные в иерархическом и не иерархическом виде и позволяет выполнять сортировку и отбор отображаемой информации по нескольким критериям:
Форма характеристики
Для просмотра и изменения данных отдельных характеристик используется форма характеристики. Как правило, она представляет данные в удобном для восприятия и редактирования виде:
Кроме этого для планов видов характеристик, также как и для справочников, поддерживаются формы группы, выбора и выбора группы.
Программирование в 1С для всех
Часто при разработке прикладных решений могут появляться задачи добавления дополнительных характеристик для различных объектов учета. Эти характеристики можно хранить в реквизитах объектов, а можно использовать план видов характеристик 1С.
Рассмотрим пример, у нас есть справочник Регионы, и нужно в базе хранить дополнительную информацию об этих регионах (расположение, количество жителей, экономический статус и т.п). Мы можем для этого использовать реквизиты объекта, но у данного варианта имеется ряд недостатков. Во-первых, мы можем не знать точно, какие характеристики у регионов будут на момент разработки конфигурации. Во-вторых, не все характеристики для всех регионов могут быть применимы. Например, для какого-то региона нужно использовать характеристики А, Б, В, а для другого – Б,Д,Е, тогда лишние характеристики на форме элемента справочника будут загружать форму.
В таких случаях гораздо рациональнее использовать план видов характеристик, в котором может храниться дополнительная информация объекта аналитического учёта (справочника Регионы). Что такое план видов характеристик? По сути, это такой справочник, в котором элементы (характеристики) могут быть разных типов. Например, есть характеристика Площадь региона, тип которой Число. В характеристику Площадь региона, можно записать только число и не более. Причем у одного плана видов характеристик могут быть характеристики (элементы) разных типов. Например, у характеристики Дата основания тип может быть Дата.
Таким образом, можно резюмировать: если у обычного справочника все элементы одного типа (ссылка на этот справочник), то у плана видов характеристик элементы могут быть разных типов, в зависимости от того, как настроено при конфигурировании.
Реализуем следующую задачу: создадим возможность хранения различных характеристик справочника Регионы. Характеристики могут быть в виде примитивных типов (например, площадь региона), а также и в виде каких-то определенных значений (например, положение региона: «Север», «Юг» и т.д.), которые будут создавать сами пользователи.
Создадим план видов характеристик Дополнительные свойства регионов.
В конструкторе плана видов характеристик на закладке «Основные» обратите внимание на поле «Тип значения характеристик», в этом поле необходимо указать тип (или типы). Характеристики нового плана вида характеристик будут только тех типов, которые указаны в этом поле. Если нажать на кнопку «…» данного поля, то откроется окно редактирования типа данных. Выберем все примитивные типы (для выбора нескольких типов нужно установить флаг Составной тип данных).
Но, в условиях задачи сказано, что характеристики могут храниться в виде каких-то определенных значений, и у пользователя должна быть возможность выбрать одно из этих значений. Причем эти значения пользователь может задать самостоятельно. Где наиболее оптимально хранить значения той или иной характеристики? Причем так, чтобы эти значения не пересекались.
К примеру, у региона может быть характеристика Положение региона, которая содержит произвольные значения положения региона («Север», «Юг», «Запад» и т.д.), а также может быть характеристика «Экономический статус», которая содержит значения экономического статуса региона («Донор», «Развивающийся» и т.д.), значения этих характеристик не должны пересекаться. Если мы выбрали характеристику Положение региона, то должны видеть только значения положения, а не экономического статуса.
Можно, конечно, создать отдельные справочники Положения регионов и Экономические статусы, но мы не можем быть уверены, что потом не добавятся еще какие-либо новые характеристики, которые будут содержать произвольные значения, и нам не придётся дорабатывать конфигурацию. Самым оптимальным решением будет создать единый справочник для хранения всех значений подобных характеристик. Этот справочник должен быть подчинен плану видов характеристик Дополнительные свойства регионов. В этом случае у любой характеристики (элемента плана видов характеристик), тип которой «ссылка на подчиненный справочник», будет свой набор значений, ни с чем не пересекающийся.
Создадим такой справочник, назовем его Свойства регионов и на закладке «Владельцы» установим единственного владельца, план видов характеристик Дополнительные свойства регионов.
После создания справочника, перейдем в план видов характеристик Дополнительные свойства регионов и в поле «Тип значения характеристик» закладки «Основные» добавим новый тип – ссылку на справочник Свойства регионов. Теперь мы сможем создать элементы (характеристики) нашего плана видов характеристик с этим типом, а также создать элементы справочника Свойства регионов, подчиненные нужной характеристике.
Но это еще не всё, в плане видов характеристик нужно указать, что значения характеристик хранятся именно в справочнике Свойства регионов. Указывается это в свойстве «Дополнительные значения характеристик» закладки «Основные».
И остался последний шаг: необходимо связать воедино регион, дополнительные свойства региона (характеристики) и значение этих свойств (характеристик). Поскольку, когда мы создадим какие-то свойства регионов, их значения, то эти данные и конкретные регионы будут отдельно.
Сделаем это, создадим непериодический и независимый регистр сведений, который назовем Значение свойств регионов.
Правильно следует создать два измерения, в которых будут указаны регионы и свойства, и один ресурс, в котором будет указано значение свойства региона (если мы создадим измерения – Регион, Свойство и Значение, то можно будет у одного региона одному свойству присвоить несколько разных значений).
У измерения Регион установим свойство Ведущее.
И создадим ресурс «Значение», тип которого будет характеристика плана видов характеристик «Дополнительные свойства регионов».
В результате в ресурсе Значение будут те значения характеристик, которые определены для плана видов характеристик «Дополнительны свойства регионов».
Сохраним конфигурацию, обновим базу данных и создадим следующие характеристики (элементы плана видов характеристик): Площадь (тип число), Дата основания (тип дата), Расположение и Экономический статус (тип ссылка на справочник Свойства регионов).
При создании нового элемента плана видов характеристик, необходимо указывать тип значения этого элемента.
У характеристик Расположение и Экономический статус создадим подчиненные им элементы справочника Свойства регионов.
Попробуем при помощи регистра сведений Значение свойств регионов привязать какую-нибудь характеристику и её значение к определенному региону. Заходить в сам регистр не нужно, достаточно открыть элемент справочника Регионы и выполнить команду Значение свойств регионов, которая расположена вверху формы элемента (она появилась, потому что мы установили флаг Ведущее у измерения Регион ранее).
Если мы попробуем создать новую запись регистра сведений, в которой выберем какое-нибудь свойство (например, Площадь), то обнаружим, что необходимо указать какой тип должен быть в поле Значение.
Чтобы тип в поле Значение вставал автоматически после заполнения поля Свойство, сделаем следующую настройку ресурса Значение регистра сведений: в свойстве Связь по типу ресурса Значение укажем измерение Свойства, которое и будет определять тип ресурса.
После таких настроек, тип у поля Значение будет подбираться автоматически.
Но, если мы выберем свойство, тип у которого ссылка на справочник Свойства регионов, то будут предложены все элементы справочника Регионы. Хотя отмечу, что этот справочник подчиненный и у него имеется владелец план видов характеристик, элемент которого бы выбран в поле Свойства.
Чтобы, показывались только те элементы справочника Свойства регионов, которые подчинены выбранному элементу плана видов характеристик, сделаем следующую настройку ресурса Значение. В свойстве ресурса Связи параметров выбора (в этом свойстве настраивается зависимость одних реквизитов от других), настроим связь ресурса с измерением Свойства по владельцу.
После таких настроек будут показаны только те элементы справочника Свойства регионов, у которых владелец элемент плана видов характеристик, выбранный в поле Свойство.
Как результат, мы сможем привязать к региону несколько различных характеристик.
Читайте также по теме:
Более подробно о работе с другими интересными объектами языка программирования в 1С читайте в моей книге «Программировать в 1С за 11 шагов»
Изучайте программирование в 1С в месте с моей книги «Программировать в 1С за 11 шагов»
Отличное пособие по разработке в управляемом приложении 1С, как для начинающих разработчиков, так и для опытных программистов.
Промо-код на скидку в 15% — 48PVXHeYu
Если Вы всё еще «плаваете» в конструкциях языка запросов, и у Вас вызывают трудности даже самые простые запросы, то рекомендую вам мой курс «Запросы в 1С от новичка до профи». Где эти и многие другие вопросы рассматриваются более подробно.
В чем особенность этого курса:
• Курс рассчитан на тех, кто не знаком с языком запросов в 1С;
• Учебный материал грамотно скомпонован и прост в освоении;
• Несколько десятков уроков;
• Полезные практические примеры;
• Все уроки изложены понятным и простым языком
Для моих читателей, купон на скидку 25%: hrW0rl9Nnx
Если Вам помог этот урок решить какую-нибудь проблему, понравился или оказался полезен, то Вы можете поддержать мой проект, перечислив любую сумму:
можно оплатить вручную:
Яндекс.Деньги — 410012882996301
Вступайте в мои группы:
2 thoughts on “ План видов характеристик 1С ”
Опечатка в абзаце (слово ГАРАЖЕЙ => регионов)
Попробуем при помощи регистра сведений Значение свойств регионов привязать какую-нибудь характеристику и её значение к определенному региону. Заходить в сам регистр не нужно, достаточно открыть элемент справочника Регионы и выполнить команду Значение свойств ГАРАЖЕЙ, которая расположена вверху формы элемента (она появилась, потому что мы установили флаг Ведущее у измерения Регион ранее).
Как использовать и настроить планов видов характеристик (ПВХ) в 1С 8
План видов характеристик в 1С 8.3 (ПВХ) — объект метаданных, предназначенный для организации хранения информации свойств объектов и аналитики. Подразумевается, что разработчику на стадии разработки неизвестно, какие свойства захочет использовать пользователь.
Ключевой особенностью ПВХ является наличие двух особых реквизитов — Тип значения характеристик и Дополнительные значения характеристик.
Примеров использования в типовых конфигурациях очень много: хранение аналитики, субконто (для планов счетов), хранение свойств, различные права пользователей.
Настройка и свойства Плана вида характеристик в 1С
Рассмотрим пример использования, настройку и основные свойства плана видов характеристик на примере механизма дополнительных сведений и реквизитов конфигурации Управление торговли, редакции 11.
Стандартные реквизиты ПВХ отличается от обычных справочников только наличием реквизита «ТипЗначения». Это реквизит, в котором хранится тип свойства:
В 1С УТ 11 для хранения свойств используется отдельный регистр — ДополнительныеСведения. В котором для связки Объект/Свойство (измерения) хранится ресурс Значение с типом данных Характеристика.ДополнительныеРеквизитыИСведения.
По сути ПВХ — это простой справочник, который умеет хранить тип данных.
Видеоурок по планам видов характеристик в 1С:
Если Вы начинаете изучать 1С программирование, рекомендуем наш бесплатный курс (не забудьте подписаться на YouTube — регулярно выходят новые видео):
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Объекты конфигурации
Объекты конфигурации — это составные элементы, «детали», из которых складывается любое прикладное решение.
Они представляют собой проблемно-ориентированные объекты, поддерживаемые на уровне технологической платформы. По большому счету задача разработчика заключается в том, чтобы собрать из этих объектов, как из конструктора, необходимую структуру прикладного решения и затем описать специфические алгоритмы функционирования и взаимодействия этих объектов, отличающиеся от их типового поведения.
Состав объектов, поддерживаемых технологической платформой, является результатом анализа предметных областей использования 1С:Предприятия, и выделения и классификации используемых в этих областях бизнес-сущностей. В результате этого анализа разработчик может оперировать такими объектами как справочники, документы, регистры сведений, планы счетов и пр.
Для того чтобы стандартизировать и упростить процесс разработки и модификации прикладных решений, разработчику предоставляется графический интерфейс, с помощью которого он имеет возможность описать состав объектов, используемых в конкретном прикладном решении:
На основании этого описания технологическая платформа создаст в базе данных соответствующие информационные структуры, и определенным образом будет работать с данными, хранящимися в этих структурах. Разработчику нет необходимости заботиться о том, в каких таблицах, например, должны размещаться данные, каким образом они будут модифицироваться или представляться пользователю. Все эти действия платформа будет выполнять автоматически, исходя из типового поведения используемых объектов.
Таким образом, разработчик оперирует метаданными — «данными о данных», или объектами конфигурации. Добавляя в структуру прикладного решения очередной объект конфигурации, разработчик, по сути, добавляет описание того, как будут размещаться соответствующие данные, и как они будут взаимодействовать с другими данными, хранящимися в информационной базе.
Состав объектов, которые может использовать разработчик, фиксирован и определен на уровне платформы. Разработчик не может создавать собственные виды объектов, он может оперировать только тем набором объектов, который имеется. Подобный подход к разработке прикладных решений позволяет, во-первых, стандартизировать процесс разработки, а во-вторых — обеспечить простую и быструю модификацию прикладных решений другими разработчиками или пользователями.
Состав основных объектов конфигурации, используемых в 1С:Предприятии 8, перечислен далее:
Объекты конфигурации 1С:Предприятия 8
На этапе создания конфигурации разработчик анализирует предметную область и требования пользователей, создает объекты конфигурации, настраивает связи между ними путем установки их свойств, визуально конструирует экранные формы и макеты отчетов, пишет программные модули в определенных точках конфигурации. В результате получается прикладное решение, призванное облегчить работу конечных пользователей.
Структура прикладного решения (конфигурации) определяется составом объектов конфигурации и взаимосвязями между ними. Под объектами конфигурации понимаются средства 1С:Предприятия, предназначенные для отражения реальных объектов и явлений предметной области, например, справочник «Контрагенты», документ «Счет» и т.д. Разработчик может создавать объекты, не имеющие явного физического воплощения в предметной области, но необходимые для решения задачи, например, регистры сведений, обработки и т.д.
Взаимосвязь объектов
В самом общем виде взаимосвязь всех объектов можно представить следующим образом:
Объекты конфигурации
В платформе 1С:Предприятия 8 существуют следующие объекты конфигурации (кроме тех, которые располагаются в ветви Общие):
В константах хранятся редко изменяемые значения, например, Название организации, ИНН, ФИО руководителя и т.д. У константы обычно назначен примитивный, ссылочный или составной тип данных.
В справочниках содержится условно-постоянная списковая информация, например, список товаров, список сотрудников. Такие объекты обычно характеризуются кодом и наименованием.
У справочников также могут быть реквизиты, задаваемые разработчиком, и табличные части, что является важным отличием от версии 7.7. Теперь информацию, связанную с объектом, целиком ему принадлежащую и не имеющую объектной сущности, можно хранить в табличных частях.
Также имейте в виду, что периодических реквизитов справочников в версии 8 больше нет и вместо них для хранения истории изменения данных можно использовать периодические регистры сведений. Подробнее о регистрах сведений написано ниже.
Документы хранят информацию о событиях в предметной области, о проведенных или планируемых хозяйственных операциях, например «Приходная накладная», «Платежное поручение», «План продаж» и т.д. Документ характеризуется номером и датой. Обычно при проведении документа изменяется состояние регистров, например, увеличивается количество товара в регистре Остатки при проведении приходной накладной.
У документа может быть несколько табличных частей, что является важным отличием от версии 7.7. Табличные части позволяют сохранить связанную с документом списковую разнородную информацию, например, перечень товаров, график платежей, список дополнительных расходов и т.д.
Журналы — это средство группировки связанных по смыслу документов, например, журнал Склад объединяет приходные и расходные накладные. Аналогично могут быть созданы журналы Банк, Кадры и т.д. Заметьте, что создавать журнал для отображения документов одного вида не нужно, поскольку у каждого документа есть форма списка, которая генерируется автоматически или которую можно создать самостоятельно. Журналы полезны только для группировки документов разного вида.
Нумераторы — это служебные объекты, связанные с документами и предназначенные для единой (сквозной) нумерации документов нескольких видов, например, нумератор «Кадровый», который используется для присвоения номеров всем кадровым приказам. Опять же нумератор имеет смысл, когда требуется присваивать номера по единому правилу документам разных видов.
Предназначены для выстраивания документов в единую хронологическую последовательность, например, «Партионный учет». Последовательности позволяют контролировать дату актуальности итогов регистров. Например, если документ при своем проведении использует итоги какого-либа регистра, то при изменении движений этого регистра, которые были до даты проведения документа, движения документа могут стать некорректными.
Чтобы восстановить правильность движений документа, его нужно перепровести. Последовательность позволяет определить дату (момент времени), на которую итоги регистра являются правильными. При нарушении последовательности пользователь должен ее восстановить путем перепроведения всех документов, входящих в последовательность, начиная от текущей границы актуальности.
В отличие от версии 7.7, в версии 8 у последовательностей могут быть измерения, которые позволяют более точно отследить по каким данным были нарушены итоги, например, по конкретному товару или конкретному контрагенту. Тогда восстановление последовательности будет происходить быстрее за счет того, что будут перепроводиться не все документы, а только те, которые сделали движения по значению данного измерения.
Перечисление — это предопределенный набор значений, заданный еще на этапе разработки приложения, который не редактируется в режиме Предприятие. Конфигурация рассчитывает на определенные значения, например, перечисление ТипКлиента со значениями Обычный и ОченьВажнаяПерсона. Для VIP-клиентов можно предусмотреть скидки.
На основе информации из базы данных отчеты выдают печатные формы, содержащие всевозможные реестры, детальную и сводную информацию, например, отчеты «Оборотно-сальдовая ведомость», «Список сотрудников», «Анализ продаж».
Производят некоторую обработку информации, содержащейся в базе данных, например, обработка «Расчет зарплаты», «Закрытие периода».
У обработок могут быть реквизиты и табличные части, их смысл аналогичен реквизитам и табличным частям отчетов, и совершенно отличается от справочников и документов.
Предназначены для хранения дополнительных характеристик объектов, например дополнительных свойств товаров (вес, цвет, размер). Новые свойства можно вводить в режиме Предприятие. Через этот объект реализован механизм субконто в бухгалтерском учете.
Подробнее о планах видов характеристик можно прочитать в этом разделе.
Предназначены для хранения любой информации об объектах в разрезе заданных измерений, например, «Цены товаров». Особенность регистра сведений от регистра накопления состоит в том, что в регистре сведений каждая запись уникальна и полностью определяется своими измерениями. Например, если регистр сведений «ЦеныТоваров» имеет измерения Номенклатура и ТипЦен, то мы не сможем ввести в этот регистр две цены одного типа по одной номенклатуре, например, две оптовые цены товара «Холодильник Bosh 1232».
Если требуется хранить историю изменения информации, то регистр сведений делается периодическим, например, «Курсы валют». Для таких регистров в ключ уникальности записи, кроме измерений, добавляется поле «Период».
В регистрах сведений, подчиненных регистратору, каждая запись должна быть обязательно связано с документом-регистратором. Это не означает, что она вводится этим документом при своем проведении, но она обязательно должна содержать ссылку на документ в поле «Регистратор».
Хранят записи (проводки), основанные на определенном плане счетов, например, регистр бухгалтерии «Управленческий» связан с планом счетов «Управленческий» (основан на нем). Регистр бухгалтерии всегда связан только с одним планом счетов, но один план счетов может использоваться в различных регистрах бухгалтерии.
Содержат виды расчета, имеющие между собой нечто общее, как то: одинаковые базовые виды расчеты, одинаковые правила перерасчета, общие правила вытеснения по периоду. Например, планы «Основные начисления», «Налоги». Затем на основе планов создаются регистры расчета, содержащие непосредственно записи расчетов.
В отличие от версии 7.7, в версии 8 виды расчета хранятся в планах видов расчета как объекты данных, т.е. могут даже вводиться в режиме «Предприятие». Конечно, в версии 8 можно ввести предопределенные виды расчета, на которых будет построена конфигурация, и задать для них правила вытеснения, ведущие и базовые виды расчета.
Предназначены для хранения записей сложных периодических расчетов, например, регистр расчета «Начисления». Регистр расчета всегда основан на определенном плане видов расчета.
Общие объекты
Объекты конфигурации, располагающиеся в ветви «Общие»:
Предназначены для группировки других объектов конфигурации, например, Кадры, Торговля, Маркетинг. Каждый объект может входить сразу в несколько подсистем. Подсистемы могут быть вложенными друг в друга. Затем на основе подсистем легко назначать роли (права доступа) и формировать интерфейсы.
Содержат процедуры и функции, используемые в других программных модулях, например, общий модуль «Процедуры обработки документов». В общих модулях не может быть объявлений переменных модуля и нет раздела основной программы, там есть только раздел процедур и функций. Экспортируемые переменные, процедуры и функции модуля приложения не доступны в общих модулях. А экспортируемые процедуры и функции общих модулей доступны в модуле приложения, других общих модулях и остальных программных модулях.
Предназначены для определения прав пользователей конфигурации, например, роли «Кадровик», «Администратор». Особенностью версии 8 по сравнению с версией 7.7 является то, что каждый пользователь может иметь несколько ролей.
Критерии отбора нужны для отбора данных по определенному признаку. Например, по критерию отбора «Контрагент» можно выбрать все документы, относящиеся к заданному контрагенту. Критерии отбора применяются для отбора элементов справочников, документов и других объектов.
Представляют собой совокупность панелей интерфейса: меню и панели инструментов, например, интерфейс «Бухгалтер», «Руководитель». В версии 8 интерфейсы могут переключаться «на лету», без перезапуска программы.
Общие экранные формы не принадлежат конкретному объекту конфигурации, а относятся к конфигурации в целом. Они могут использоваться в разных местах программы, например, форма «Ввод адреса контрагента».
Общие макеты (шаблоны печатных форм) не принадлежат конкретному объекту конфигурации, например, макет «Реестр документов». Они используются из разных программных модулей.
Картинки, используемые на кнопках, формах и других интерфейсных объектах. Например, картинка «Выполнить». Картинки некоторых форматов можно изменять с помощью редактора картинок.
Стили оформления, включающие в себя различные элементы стиля: цвет отрицательных чисел, цвет фона редактирования полей и т.д. Стили позволяют гибко настроить форматирование некоторых частей конфигурации, например, выделить регламентные документы, важные обработки и т.д. В качестве примера можно назвать стили»Основной», «Яркий», «Регламентные процедуры».
Языки конфигурации, например, Русский и Английский. Можно разрабатывать конфигурации, рассчитанные на работу пользователей, говорящих на разных языках. Каждый язык имеет код языка, например, у русского языка код «ru» и т.д.