для чего предназначен статор
Что такое статор и ротор и чем они отличаются
Существует несколько классов электрических преобразователей, среди которых практическое применение нашли так называемые индуктивные аналоги. В них преобразование энергии происходит за счет преобразования индукции обмоток, являющиеся неотъемлемой частью самого агрегата. Обмотки располагаются на двух элементах – на статоре и роторе. Итак, чем отличаются статор и ротор (что это такое и каковы их функции?).
Самое простое определение двух частей преобразователя – это их функциональность. Здесь все просто: статор (электродвигателя или генератора) является неподвижной частью, ротор подвижной. В большинстве случаев последний располагается внутри первого, и между ними есть небольшой зазор. Есть так называемые агрегаты с внешним ротором, который представляет собой вращающееся кольцо, внутри которого располагается неподвижный статор.
Виды преобразователей
Почему так важно рассмотреть виды, чтобы понять, чем отличается статор электродвигателя от подвижной его части. Все дело в том, что конструктивных особенностей у электродвижков немало, то же самое касается и генераторов (это преобразователи механической энергии в электрическую, электродвигатели имеют обратную функциональность).
Итак, электрические двигатели делятся на аппараты переменного и постоянного тока. Первые в свою очередь разделяются на синхронные, асинхронные и коллекторные. У первых угловая скорость вращения статора и ротора равны. У вторых два эти показателя неравны. У коллекторных видов в конструкции присутствует так называемый преобразователь частоты и количества фаз механического типа, который носит название коллектор. Отсюда и название агрегата. Именно он напрямую связан с обмотками ротора двигателя и его статора.
Машины постоянного тока на роторе имеют тот же коллектор. Но в случае с генераторами он выполняет функции преобразователя, а в случае с электродвигателями функции инвертора.
Если электрический агрегат – это машина, в которой вращается только ротор, то его название – одномерный. Если в нем вращаются в противоположные стороны сразу два элемента, то этот аппарат носит название двухмерный или биротативный.
Асинхронные электродвигатели
Чтобы разобраться в понятиях ротора двигателя и его статора, необходимо рассмотреть один из видов электрических преобразовательных машин. Так как асинхронные электродвижки используются чаще всего в производственном оборудовании и бытовой техники, то стоит рассмотреть именно их.
Итак, что собой представляет асинхронный электродвигатель? Это обычно чугунный корпус, в который запрессован магнитопровод. В нем сделаны специальные пазы, куда укладывается обмотка статора, собранная из медной проволоки. Пазы сдвинуты относительно друг друга на 120º, поэтому их всего три. Они же образуют три фазы.
Ротор в свою очередь – это цилиндр, собранный из стальных листов (сталь штампованная электротехническая), и насажанный на стальной вал, который в свою очередь при сборке электрического движка устанавливается в подшипники. В зависимости от того, как собраны фазные обмотки агрегата, роторы двигателя могут быть фазными или короткозамкнутыми.
Асинхронный электрический двигатель с фазным ротором является обладателем больших размеров и веса. Но у него отличные свойства, касающиеся пусковых и регулировочных моментов. Двигатели, у которых установлен короткозамкнутый ротор, считаются самыми надежными на сегодняшний день. Они просты в конструкции, поэтому и являются дешевыми. Их единственный недостаток – это большой пусковой ток, с которым сегодня борются соединением обмоток статора со звезды на треугольник. То есть, пуск производится при соединении звездой, после набора оборотов производится переключение на треугольник.
Что такое ротор и статор в двигателе: описание, принцип работы в асинхронных электродвигателях, их функции
Очень многие приборы и устройства, окружающие нас в быту, имеют в своей конструкции двигатель.
Мощные электрические моторы приводят в движение транспортные средства на улицах городов и на железных дорогах, используются в поднятии и перемещении тяжелых грузов.
Из школьных программ мы помним, что электромоторы это устройства для преобразования энергии из одного вида в другой. Чтобы понять, как этот процесс происходит, нужно разобрать электромотор и посмотреть, как он устроен внутри.
В наших статьях мы детально рассказываем о предназначении ротора и статора, о том, как они работают.
Итак, давайте детально разберемся с двумя основными его частями:
Ротор(другое название этой детали – якорь) это подвижная, точнее сказать, вращающаяся деталь электромотора.
Конструкция ротора зависит от типа устройства, в котором он используется. Если это коллекторный агрегат, то ротор производится из следующих частей:
Отдельно отметим, что,по сути,обмотки ротора являются электромагнитом и не все типы ротора устроены именно таким способом.
Статор в двигателе
Цилиндр статора интегрирован в корпус электромотора. Он является его неподвижной частью. Вместе статор и корпус составляют единый моноблок.
Сердечник статора набран из металлических пластин. Они изолированы одна от другой слоем лака. Назначение такого устройства сердечника – противодействие нагреву вихревыми токами Фуко.
В собранном виде пакет статора впрессовывают в корпус. Сердечник статора формируется витками обмотки.
Их пропивают субстанциями особого состава, защищающего витки от повреждений, и укладывают в специально выточенные во внутренней стенке цилиндра пазы.
Схема подключения статора к электрической сети выглядит следующим образом:
На корпусе двигателя имеется так называемый БРНО, блок расключения начал обмоток. Иначе говоря, это распределительная коробка, внутри которой находятся клеммники.
Конструктивно, они различаются между собой. Устройство клеммников зависит от мощности двигателя и вида работы, которую этот двигатель выполняет. Концевые части всех обмоток подключаются к клеммам БРНО.
От мощности электромотора и его функционального предназначения зависит также и способ подключения обмоток.
Есть два способа подключения. Один это так называемая«Звезда», другой — «Треугольник». От способа подключения зависит то, как будет работать электромотор.
При способе соединении «Звезда»мотор плавно увеличивает обороты, причем быстрый разгон оборотов до максимума невозможен.
А если обмотки соединены треугольником, мотор может сразу развить те обороты, на который он конструктивно рассчитан, но и стартовые токи будут адекватно велики.
Устройство асинхронного двигателя
Особенность работы асинхронного мотора заключается в следующем:на обмотки статора питание подается пошагово. В статоре возникает вращающееся поле. Это магнитное поле вызывает ток индукции в роторной обмотке.
Ротор приходит во вращение и стремится уровнять частоту своего вращения с частотой вращения магнитного поля.
Как только такое происходит, исчезает ток индукции в роторных обмотках и ротор начинает терять обороты. И тут же начинает ускоряться вновь под влиянием опережающей частоты оборотов поля.
Таким образом двигатель стабилизирует свою работу, Именно в этой особенности состоит достоинство асинхронного мотора, которое выделяет его среди других типов электромоторов.
Асинхронные двигатели имеют и некоторые конструктивные особенности. Так, на этих двигателях устанавливают роторы разных конструкций:
В конструктивном смысле такие роторы являются более сложными изделиями и процесс их производства более трудоемок.
Но они не вызывают высокие пусковые токи и их работу можно плавно регулировать.
Статор асинхронного двигателя: устройство и принцип работы
Если у электромотора скорость вращения ротора не соответствует частоте вращения электромагнитного поля, которое создают обмотки статора, то такой электродвигатель называется асинхронным или индукционным. Этот тип двигателя был разработан в 1889 году русским инженером М.О.Доливо-Добровольским. Его применяют и сейчас.
80 % всех производимых промышленностью электромоторов являются асинхронными, благодаря многочисленным преимуществам такого типа привода. Он:
Тем не менее, выбирая электромотор, следует помнить о таких его недостатках, как:
Принцип работы подобного двигателя довольно прост: неподвижная часть, называемая статором, формирует вращающееся магнитное поле. Это поле взаимодействует с электромагнитным полем подвижной части, называемой ротором, принуждая ротор вращаться. При неизменной конструкции статора двигатели могут иметь или фазный, или короткозамкнутый ротор.
Устройство статора
Есть два способа соединения обмоток в статорах:
Следует иметь в виду, что на корпусе каждого конкретного двигателя закреплена табличка, на которой указываются его рабочие напряжения. Треугольником подключают наименьшее из указанных напряжений, а звездой – наибольшее. При нарушении этого правила обмотки статора довольно быстро перегорят, и мотор придется ремонтировать.
Итак, зная устройство и принцип работы статора асинхронного двигателя и принимая во внимание все, изложенное выше, вы сможете сделать правильный выбор при приобретении электромотора.
«PRO» генератор. Часть 3. Инь и ян. Ротор и статор.
Всем доброго времени суток! Итак мы продолжаем тему «PRO» генератор, и сегодня будем рассматривать двоих неразлучных, ротор и статор. Кому интересно, начало можно увидеть тут:
«PRO» генератор. Часть1. Что делать если зарядка с гены нет? Начнем сначала.
«PRO» генератор. Часть 2. Анатомия диодного моста.
Итак, начнем. Что мы знаем о роторе и статоре, и вообще зачем они нужны в генераторе и что они делают?
Суть работы автомобильного генератора основана на явлении электромагнитной индукции — возникновении тока в проводнике, который покоится в переменном магнитном поле. Проводник, в котором возникает ток, покоится (это статор), а магнитное поле постоянно изменяется (т.е ротор вращается).
При запуске двигателя ротор генератора начинает вращаться, одновременно на его возбуждающую обмотку подается напряжение от АКБ. Ротор имеет многополюсный стальной сердечник, который при подаче тока на обмотку становится электромагнитом, соответственно, вращающийся ротор создает переменное магнитное поле. Силовые линии этого поля пересекают статор, расположенный вокруг ротора. Сердечник статора определенным образом распределяет магнитное поле, его силовые линии пересекают витки рабочих обмоток — в них за счет электромагнитной индукции генерируется переменный ток, который снимается с выводов обмотки, проходит через диодный мост, там «выпрямляется» до постоянного электрического тока и через регулятор напряжения уходит в бортовую сеть.
При увеличении оборотов двигателя часть тока от рабочей обмотки статора подается на обмотку возбуждения ротора — так генератор переходит в режим самовозбуждения и уже не нуждается в стороннем токе от АКБ.
Ну так какие «проблемы» могут быть у ротора и статора, которые можно диагностировать легко с помощью обычного мультиметра. А проблемы две, это обрыв или пробой обмоток.
Ну начнем со статора.
Мультиметр переводим в режим измерения сопротивления, и замеряем сопротивление между тремя выводными клеммами статора, сопротивление между друг другом не должно превышать 10 Ом. И далее переведя мультиметр в режим «прозвона», мы проверяем каждую выводную клемму статора на «пробой» на корпус статора, для этого нужно одним щупом прикоснуться к выводной клемме статора, а другим щупом прикоснуться к корпусу статора. Если мультиметр молчит, не пищит, значит «пробоя» на корпус нет. И так нужно проделать со всеми тремя выводными клеммами.
А теперь возьмемся за ротор.
С ротором все те же манипуляции, что и со статором. Мультиметром в режиме измерения сопротивления замерям показания между двумя токоснимающими кольцами, оно должно быть в пределах от 2 до 5,1 Ом. Переведя мультиметр в режим «прозвона», мы также проверяем каждое из двух колец на «пробой» с корпусом ротора. На исправном роторе мультиметр должен молчать. (Кстати в моем случае мультиметр «пищал как резаный»). Именно здесь я и нашел одну из неисправностей своего генератора, пробой обмотки ротора на его корпус.
На этом со статором и ротором закончим. Продолжение следует. Всем пока.
ГАЗ 31 2000, двигатель бензиновый 2.4 л., 145 л. с., задний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 6
Откуда вся эта информация?
Тут, похоже, полное непонимание всех происходящих процессов.
Во-первых, в обмотках статора возникает напряжение, а не ток. Ток уже появляется тогда, когда генератор будет чем-то нагружен.
Во-вторых, это напряжение подается на диодный мост и им выпрямляется до однополярного пульсирующего, а не постоянного. Опять же, напряжения.
В третьих, ни через какой регулятор оно в бортсеть ни разу не поступает. Выходом генератора (силовой клеммой) как раз и является «+»-вой вывод диодного моста, который непосредственно подключается ко всем потребителям и в результате чего возникает ток.
Реле-регулятор обеспечивает подачу напряжения на обмотку возбуждения (на якорь) и производит регулирование тока в этой обмотке в зависимости от величины напряжения, которое оно «видит» на выходе генератора. Чем меньше ток в обмотке возбуждения, тем меньше будут напряжения на обмотках статора и напряжение на выходе генератора. Ну и наоборот. Если тупо подать выходное напряжение генератора на обмотку возбуждения напрямую, то при раскрутке генератора это напряжение может достигнуть Вольт 20-ти (для обычного 14-ти Вольтового генератора), и гена долго в таком режиме не «проживет».
Ну и по поводу всех этих проверок работоспособности.
Тестер совершенно не пригоден для этих целей, от слова вообще. Тем более, при включении оного в таких режимах измерения. Ну разве что для общей оценки катастрофы, если пол-генератора выгорело синим пламенем.
Чтобы проверить обмотки статора и ротора на обрыв, и при этом быть точно уверенным в результатах, понадобится аккумулятор или мощный блок питания и мощная лампочка (можно галогенку из фары). При помощи такой нехитрой «контрольки», в случае чего, будет легко выявлен не только обрыв обмотки, но и плохой контакт в месте пайки или на клемме, если такая имеется.
Тем же самым макаром проверяются и силовые диоды диодного моста. Для проверки дополнительных (маленьких) надо взять лампочку Ватт на 10.
Чтобы качественно проверить обмотки на пробой (на массу), следует использовать источник высокого напряжения. Тут сгодится либо мегаомметр, либо хотя бы сеть
220V и соответствующая лампочка-контролька, при его отсутствии. Но в этом случае надо строго соблюдать технику безопасности!
И Вам здравствуйте! Все написано у Вас правильно конечно. Вся информация у меня из интернета взята. У меня все написано настолько упрощенно, местами даже упрощено до неузнаваемости, чтобы обычный обыватель примерно имел представление что да как.
Ну давайте по порядку. Во первых для обычного человека мало разбирающегося в электротехнике, не автоэлектрика, не важно напряжение там или ток, главное что ему понятно.
Во вторых, обывателю проще понимать, как из курса средней школы, про переменный и постоянный ток, зачем ему такие понятия как однополярный пульсирующий.
В-третьих, про вывод 30 диодного моста знаю, да это силовая клемма и она соединена с генератором.
Вы бесспорно правы в своих словах. Но в наше время мультиметр имеет право быть, я им также пользуюсь и пробой на статоре я им нашел, и с виду у меня половина генератора не выгорела. В наше время людям нужно проще все, понятнее, особенно для молодежи, чтобы он пошел в магазин купил мультиметр за 500 руб и смог грубо говоря на балконе разобрать тот же генератор и прозвонить. Мои записи предназначены как раз для простого понимания, не углубляясь в технические дебри. Я думаю я Вам ответил на Ваш комментарий, свою точку зрения предоставил. А вы бы все свои знания взяли бы да и выложили бы тоже для обозрения, чтобы те кому интересно, более глубже смогли понимать процессы работы генератора.
Ну как же так то? Копипастить чью-то писанину, приняв ее за чистую монету, не убедившись в ее достоверности? Однако…
В таком случае, хотя бы ссылки на первоисточники надо выкладывать.
А вообще, по этому поводу я мыслю следующим образом. Еще со школьного курса истории нам известно, что первобытные люди сначала стали умелыми, а лишь через многие тысячелетия дошли до уровня разумных. Отличие заключается в том, что первые чему-то научились и что-то умели (пользоваться топором, сделанным из булыжника, например), а вторые кроме всего этого еще и обладали даром всему этому научить других. Так вот я, хоть и не являюсь первобытным человеком, но до уровня разумного явно не дотягиваю. Кое-какими мыслями поделиться могу, но написать какое-нибудь руководство, не говоря уже об учебнике, я бы не рискнул.
А все потому, что если уж мы и решимся на это, то надо не только умудриться изложить все в самой простой и доступной форме, понятной для того, кто задумает все это прочесть, но и выдать абсолютно достоверную и научно подтвержденную информацию, используя правильную терминологию и правильное написание текста до последней запятой. В противном случае, прочитавший этот материал юный начинающий, не только моментально запомнит большую часть текста, где как раз и присутствуют бредовые утверждения, но и завтра же в общении со взрослыми дядьками по всем интернетам будет бить себя пяткой в грудь, доказывая, что «Земля имеет форму чемодана». Ну и ссылаться, разумеется, на первоисточник. В результате мы собственноручно произвели на свет очередного упоротого барана, которому теперь хоть кол на голове теши, на путь истинный его уже не направишь. А все, кому не лень, будут отправлять «лестные» высказывания в наш адрес. А оно нам надо?
Потому, если в двух словах, я глубоко убежден, что подобного уровня материалы имеют право писать люди, в разы умнее меня, и обладающие громадным багажом знаний, а так же практическим опытом в данных вопросах. То, что творится сейчас в интернете — это полный звиздец! Ибо ни одна падла не несет ответственность за свой базар, но каждая если не писатель, то обязательно режиссер…
А учить молодежь и передавать свой личный опыт конечно же нужно! Но если есть подозрение, что сам не особо силен в некоторых вопросах, то не грех и самому по ходу дела немного подучиться, да кое в чем разобраться. Но пользоваться при этом исключительно научной литературой и прочими источниками достоверной информации.
Я так думаю…
И снова здравствуйте! Однако. Я в своих текстах ни кого не учу, я его изложил как понял сам, у меня даже есть там строки, что прошу отнестись к вышеописанному не слишком критично. И мне этой информации вполне хватило для установления поломки моего генератора. Поэтому слишком углубляться в технические детали я в этой теме не хочу, мне это вообще не нужно было. К тому же это запись в бортжурнале, а не пособие или инструкция. У меня четко написано, что это все как я понимаю и как я искал проблему на основе этой информации.
В таком случае готов согласиться, что «это мой личный бортжурнал и что хочу, то и пишу». Тут без вариантов.
Но обычно, если предусматривается оговорка, что, типа, это мое видение или мое представление, то по идее изложенный материал не должен иметь утвердительной формы изложения и предусматривать бурное обсуждение в комментариях. В данном же случае это выглядит как руководство, утвержденное президиумом… На «для себя лично», что-то не похоже.
С другой стороны, я вижу целый цикл статей, в которых куча утвердительных умозаключений, мягко говоря, не соответствующих реальной жизни. Все бы ничего, но ведь это могут прочитать люди, понятия не имеющие в данных вопросах и, как минимум, все понять криво. Какой тогда смысл?
Я вовсе ни на чем не настаиваю, это всего лишь мое видение!
Я описал в своем БЖ как я изучал материал, что узнал и как я это понял. И я также вовсе ни на чем не настаиваю, это всего лишь мое видение! Счастливо и удачи!
СТАТОР
СТАТОР — (1) неподвижная часть электрической машины, выполняющая функции магнитопровода и несущей конструкции; (2) неподвижная часть машины или узла роторного типа, напр. С. компрессора, турбины и т. п.
Смотреть что такое «СТАТОР» в других словарях:
СТАТОР — (англ. stator от лат. sto стою), неподвижная часть электрической машины, выполняющая функции магнитопровода и несущей конструкции. Термин статор употребляют преимущественно по отношению к машинам переменного тока. Статор состоит из сердечника (с… … Большой Энциклопедический словарь
Статор — электродвигателя 3 x фазного переменного тока Статор (англ. stator, от лат … Википедия
СТАТОР — СТАТОР, статора, муж. (латин stator, букв. тот, кто стоит) (тех.). Неподвижная часть электрических машин, в противоп. ротору. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СТАТОР — СТАТОР, а, муж. (спец.). Неподвижная часть электрической машины роторного типа. | прил. статорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СТАТОР — (Stator) неподвижная часть электрической машины. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
СТАТОР — неподвижная часть электр. машин. Термин этот применяется гл. обр. к машинам переменного тока. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б … Технический железнодорожный словарь
статор — сущ., кол во синонимов: 1 • статер (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
статор — статор, мн. статоры, род. статоров и в просторечии статора, статоров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Статор — Сталин торжествует имя … Словарь сокращений и аббревиатур
статор — а; м. [от лат. stator стоящий неподвижно] Неподвижная (невращающаяся) часть электрических машин (генератора, двигателя и т.п.), состоящая из сердечника и станины. ◁ Статорный, ая, ое. С ое кольцо турбины. С ая обмотка. * * * статор (англ. stator … Энциклопедический словарь