для чего предназначена радиотелефонная связь на море
Радиосвязь на морском судне. Морская радиосвязь
Специфика мореплавания состоит в невозможности поддержания непосредственных контактов между отдельными подвижными объектами (МПО) и береговыми службами. Особую важность приобретают в этих условиях современные электронные средства связи, действующие мгновенно и на огромные расстояния.
Что такое морская связь и ее назначение
Радиосвязь – один из наиболее оперативных и вместе с тем экономичных видов морских коммуникаций, в полной мере отвечающий особенностям мореплавания. Посредством радио удается поддерживать контакт с судами, порой удаленными от стационарных береговых баз на сотни миль. Хорошо отлаженная радиосвязь гарантирует безопасность мореплавания и позволяет осуществлять руководство крупными морскими соединениями, а также входящими в его состав подразделениями.
В последнем случае (диспетчерская функция) электронные средства связи позволяют:
Кроме того, посредством этого вида связи персонал морских компаний способен отправлять на суда деловые распоряжения, а также контролировать их выполнение в режиме реального времени. С помощью этого средства удается предупреждать моряков об опасных для мореплавания внештатных ситуациях (о нарушениях в текущей навигационной обстановке, например).
Радиосвязь занимает особое место в мероприятиях по оказанию экстренной помощи в случае поломки или пожара. Воспользовавшись ей, можно узнать точное местонахождение судна, терпящего бедствие, а также получить полную информацию о характере требуемой помощи.
Виды связи и выделенные частоты
В соответствие с характером хозяйственной или иной деятельности на море можно выделить несколько видов связи, а именно:
В соответствии с особенностями формирования передаваемого сообщения и его обработки на приемной стороне она подразделяется на радиотелефонный обмен посылками (основной вид), факсимильную и оперативную передачу данных. Последний способ представляет собой обмен компьютерными файлами, осуществляемый по радиоканалу. В качестве отдельного вида может рассматриваться цифровой избирательный вызов или ЦИВ, применяемый для передачи срочных оповещений.
Частотная организация (разбивка на поддиапазоны)
Для каждой из перечисленных ранее служб в определенном диапазоне частотного канала УКВ (156,0…162,025 МГц) выделена своя полоса, в пределах которой взаимный радиообмен происходит с применением узкополосной ЧМ (NFM). Помимо УКВ частот для этого типа связи выделено еще несколько дополнительных полос в стандартном коротковолновом (4÷27,5 МГц), средневолновом 405÷526.5 кГц, а также в промежуточном 1605÷4000 кГц диапазонах. КВ канал разбит на выделенные специально для МПС поддиапазоны с частотами от 4-х до 18-ти МГц, и далее – от 18-ти до 26-ти МГц.
Считающийся основным УКВ диапазон поделен на 58 каналов, с шагом частотной сетки 25 кГц. В его пределах все частоты условно разделены на две части с нумерацией от нулевого до 28-го и с 60-го по 88-ой. Внутри каждого из них шаг частотной сетки составляет уже 50 кГц, а сами канальные частоты различаются на 25 кГц.
Дополнительная информация: Частота 71-го канала, например, равна 156,575 МГц, а 11-го – 156,550 МГц, так что разница между ними и будет составлять указанную выше величину (25кГц).
Конкретные значения этих частот указаны в таблице, приведенной в Приложении №1. По особенностям посылки радиосообщений все каналы делятся на симплексные (с односторонним обменом) и дуплексные.
У дуплексного канала разница частот для судовых и находящихся на берегу станций составляет 4,6 МГц, а у симплексных моделей – они полностью совпадают (обмен посылками разнесен во времени). Каналы с 0 по 7-ой, например, являются дуплексными, а с 8-го по 16-й – симплексными, которые в целях экономии обычно и применяются для радиообмена. Последний в этом ряду канал под номером 16 (156,8 МГц) отведен под международную связь, востребованную при необходимости экстренного вызова и подачи срочных сигналов, информирующих о бедствии.
Оборудование для морской связи
При организации связи на море используется специальное многофункциональное оборудование, адаптированное к условиям работы в сложных метеорологических и климатических условиях.
Обратите внимание: Благодаря компактному исполнению данное оборудование и аппаратура могут устанавливаться как на габаритных судах, так и на небольших по размерам яхтах, моторных лодках и катерах.
Радиостанции, используемые для обеспечения морской связи, традиционно подразделяются на портативные и стационарные модели. Первые из них в качестве основного связного средства применяются на малых судах (на крупном флоте они используются как вспомогательные, обеспечивающие оперативную связь в пределах судна). Их характерная особенность – полная водонепроницаемость и даже плавучесть (у некоторых моделей). Они отличаются сравнительно невысокой мощностью (порядка 2-6 Ватта) и небольшой по морским стандартам, дальностью действия.
Стационарные радиостанции имеют встроенный передатчик относительно высокой мощности (до 25-ти Ватт) и обеспечивают уверенную связь на расстояниях порядка 60 морских миль, что соответствует 111-ти км. Основное условие допустимости их эксплуатации на морских судах – надежная фиксация на месте установки. Кроме того, приемо-передающие устройства дальней связи нуждаются в использовании внешних (выносных) антенн и имеют следующий дополнительный функционал:
Также отметим, что дальность уверенной связи на море в значительной степени зависит от высоты установки приемо-передающей антенны и мощности стационарного передатчика.
Известные марки морских радиостанций
Наиболее распространенными на российском рынке марками морских раций считаются японские Standard Horizon и Icom. Модельный ряд этих производителей включает в себя как портативные, так и стационарные изделия в простейшем исполнении или с повышенной функциональностью.
Помимо этого качественное оборудование данного класса выпускается такими известными компаниями, как Entel, Samyung, а также Cobham Sailor. Под этими популярными брендами на рынке представлены не только стационарные, но и портативные радиостанции. Рассмотрим некоторые модели, выпускаемые этими производителями, более подробно.
Среди портативных моделей компании Standard Horizon особо выделяются:
Это список завершает плавающая 6-ти ваттная модель с GPS и ЦИВ с обозначением HX870E.
К числу популярных стационарных радиостанций, широко применяемых в морской связи, относят целый ряд бортовых моделей мощностью 25 Ватт с ЦИВ и GPS. Их перечень представлен ниже:
Дополнительная информация: Некоторые модели от Standard Horizon, начиная с 2018 года, не поставляются на российский рынок. К ним следует отнести такие образцы, какHX100 и HX290.
Модельный ряд портативных изделий производителя ICOM представлен следующими рациями:
Последнее место в этом перечне занимает 2-х ватная IC-GM1600E – образец рации для аварийной ГМССБ.
К стационарным моделям от того же производителя традиционно относятся 25-ваттые модели радиостанций с расширенным функционалом (с ЦИВ и GPS). Их перечень может быть представлен следующим образом:
В заключение отметим, что посредством стационарных радиостанций МПО разрешено устанавливать связь и обмениваться посылками не только с отдельными судами, но и с авиационными диспетчерскими службами и плавучими средствами других государств.
Радиотелефонная связь
В данном разделе рассмотрена радиотелефонная связь, не относящаяся к бедствию и безопасности.
• вызов радиостанции непосредственно в режиме телефонии;
• вызов станции для радиообмена в режиме телефонии, используя цифровой избирательный вызов (описан при рассмотрении аппаратуры ЦИВ).
Использование частот в радиотелефонии осуществляется в соответствии с Регламентом радиосвязи (ст. 60, разд. IV) и подразделяется на нижеприведенные диапазоны.
Диапазон частот 156÷174 МГц
Вызовы между судами и вызов береговой станцией должны, как правило, производиться на частоте 156,8 МГц (16-й канал). Вызов береговой станции судном должен по мере возможности производиться на рабочем (дежурном) канале, присвоенном данной радиостанции.
Для связи между судами рекомендуется использовать каналы в такой последовательности: 6, 8, 10, 9, 72, 73, 69, 67, 77, 15, 17.
Для связи между судами и службами порта и движения судов используются следующие каналы: в симплексе: 9, 10, 13÷15, 17, 67÷69, 71÷74; в дуплексе – 1÷5, 7, 18÷22, 60÷66, 78÷82, 84.
Связь в направлении «судно – берег» для общественной корреспонденции рекомендуется осуществлять на следующих дуплексных каналах: 1÷5, 7, 60÷66, 78, 81÷88.
Использование каналов УКВ радиостанции в конкретном порту определяется «Обязательным постановлением по порту». В иностранных портах информацию можно получить в Guide to Port Entry или лоции.
Диапазон частот 1605÷4000 кГц (ПВ диапазон)
Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей (J3E) при помощи радостанции ПВ/КВ радиостанции.
Судовая станция при вызове береговой станции в радиотелефонии должна использовать в порядке предпочтительности:
• рабочую частоту, на которой береговая станция ведет наблюдение (см. List of Coast Stations);
• вызывную частоту 2182 кГц (J3E или Н3Е; режим работы радиостанции АМ – Аmplitude Мode);
• вызывную частоту 2191 кГц, если частота 2182 занята обменом по бедствию.
После установления связи на вызывной частоте радиостанции для осуществления обмена должны переходить на рабочие частоты. При работе с иностранными береговыми станциями судовые радиостанции переходят на рабочую частоту 2045, 2051, 2054, 2057 кГц.
Судовая станция при вызове другой судовой станции в радиотелефонии должна использовать:
• вызывную частоту 2182 кГц;
• рабочую частоту, предназначенную для связи между судами при большой интенсивности радиообмена на основе предварительной договоренности.
Береговые станции, как правило, вызывают судовые радиотелефонные станции другой национальной принадлежности на частоте 2182 кГц, а свои станции – либо на рабочей частоте, либо, в случае вызовов отдельных судов, на частоте 2182 кГц.
Диапазон частот 4000÷27500 кГц (КВ диапазон)
Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей J3E (USB – Upper Side Band).
Береговая станция при вызове по радиотелефону судовой станции должна пользоваться:
• одной из частот вызова – 4417 (ch 421), 6516 (ch 606), 8779 (ch 821), 13137 (ch 1221), 17302 (ch 1621), 19770 (ch 1806), 22756 (ch 2221), 26172 (ch 2510) кГц;
• одной из рабочих частот, присвоенных данной станции (см. List of Coast Stations);
• частотой 4125 или 6215 кГц для вызова в симплексном режиме.
Судовая станция при вызове по радиотелефону береговой станции должна использовать одну из частот: 4125 (ch 421), 6215 (ch 606), 8291 (ch 833), 12290 (ch 1221), 16420 (ch 1621) кГц, либо одну из рабочих частот, парную с частотой передачи, присвоенной береговой станции.
Судовым радиостанциям для передачи сообщений береговым станциям и для межсудового радиообмена разрешено использование следующих частот в симплексном режиме.
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Типы оборудования
Только голос
Цифровой избирательный вызов
Оборудование DSC, являющееся частью Глобальной системы безопасности при бедствиях на море (GMDSS), обеспечивает все функции голосового оборудования и, кроме того, несколько других функций:
При покупке новой радиостанции DSC пользователь получит возможность запрограммировать ее на номер MMSI судна, на котором она предназначена. Однако изменить MMSI после начального программирования может быть проблематично и потребуются специальные проприетарные инструменты. Якобы это сделано для предотвращения краж.
Система автоматической идентификации
Текстовых сообщений
Используя стандарт RTCM 12301.1, можно отправлять и получать текстовые сообщения аналогично SMS между морскими УКВ-трансиверами, которые соответствуют этому стандарту. Однако по состоянию на 2019 год очень немногие трансиверы поддерживают эту функцию. Получатель сообщения должен быть настроен на тот же канал, что и передающая станция, чтобы получить его.
Регулирование
Система автоматической идентификации передатчика (морская)
Каналы и частоты
Позднее усовершенствования в технологии радиосвязи привели к тому, что интервал между каналами можно было уменьшить до 25 кГц, при этом каналы с 60 по 88 перемежались между исходными каналами.
Каналы 75 и 76 опущены, поскольку они находятся по обе стороны от канала вызова и сигнала бедствия 16, выступая в качестве защитных каналов. Частоты, которые были бы вторыми частотами в полудуплексных каналах, не используются для морских целей и могут использоваться для других целей, которые зависят от страны. Например, каналы от 161,000 до 161,450 МГц являются частью выделенных Ассоциацией американских железных дорог каналов, используемых железными дорогами в США и Канаде.
Обычно береговые станции
также несколько яхт-клубов и пристаней для яхт
Резервное копирование безопасности малых судов
Судно-воздух
(Port Operations)
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии.
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии.
(Корабль-корабль) Используется в Финляндии и Норвегии
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
Порядок работы
Принятые соглашения об использовании морской радиосвязи в совокупности называются «надлежащей эксплуатационной процедурой». Эти международные конвенции включают:
Морское УКВ радио
Содержание
Фон [ править ]
Типы оборудования [ править ]
Только голос [ править ]
Цифровой избирательный вызов [ править ]
Оборудование DSC, являющееся частью Глобальной системы безопасности при бедствиях на море (GMDSS), обеспечивает все функции голосового оборудования и, кроме того, несколько других функций:
При покупке новой радиостанции DSC пользователь получит возможность запрограммировать ее с помощью номера MMSI судна, на котором она предназначена. Однако изменить MMSI после начального программирования может быть проблематично и потребуются специальные фирменные инструменты. Якобы это сделано для предотвращения краж.
Система автоматической идентификации [ править ]
Обмен текстовыми сообщениями [ править ]
Используя стандарт RTCM 12301.1, можно отправлять и получать текстовые сообщения аналогично SMS между морскими УКВ-трансиверами, которые соответствуют этому стандарту. [4] Однако по состоянию на 2019 год очень немногие трансиверы поддерживают эту функцию. Получатель сообщения должен быть настроен на тот же канал, что и передающая станция, чтобы получить его.
Регламент [ править ]
Система автоматической идентификации передатчика (морская) [ править ]
Каналы и частоты [ править ]
Позднее усовершенствования в технологии радиосвязи привели к тому, что разнос каналов можно было уменьшить до 25 кГц, а каналы с 60 по 88 перемежались между исходными каналами.
Обычно береговые станции
также несколько яхт-клубов и причалов
Резервное копирование безопасности малых судов
Судно-воздух
(Port Operations)
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии
(Корабль-корабль) Используется в Финляндии и Норвегии
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
Порядок работы [ править ]
Принятые соглашения об использовании морской радиосвязи в совокупности называются «надлежащая рабочая процедура». Эти международные конвенции включают:
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Типы оборудования
Только голос
Цифровой избирательный вызов
Оборудование DSC, являющееся частью Глобальной системы безопасности при бедствиях на море (GMDSS), обеспечивает все функции голосового оборудования и, кроме того, несколько других функций:
При покупке новой радиостанции DSC пользователь получит возможность запрограммировать ее на номер MMSI судна, на котором она предназначена. Однако изменить MMSI после начального программирования может быть проблематично и потребуются специальные проприетарные инструменты. Якобы это сделано для предотвращения краж.
Система автоматической идентификации
Текстовых сообщений
Используя стандарт RTCM 12301.1, можно отправлять и получать текстовые сообщения аналогично SMS между морскими УКВ-трансиверами, которые соответствуют этому стандарту. Однако по состоянию на 2019 год очень немногие трансиверы поддерживают эту функцию. Получатель сообщения должен быть настроен на тот же канал, что и передающая станция, чтобы получить его.
Регулирование
Система автоматической идентификации передатчика (морская)
Каналы и частоты
Позднее усовершенствования в технологии радиосвязи привели к тому, что интервал между каналами можно было уменьшить до 25 кГц, при этом каналы с 60 по 88 перемежались между исходными каналами.
Каналы 75 и 76 опущены, поскольку они находятся по обе стороны от канала вызова и сигнала бедствия 16, выступая в качестве защитных каналов. Частоты, которые были бы вторыми частотами в полудуплексных каналах, не используются для морских целей и могут использоваться для других целей, которые зависят от страны. Например, каналы от 161,000 до 161,450 МГц являются частью выделенных Ассоциацией американских железных дорог каналов, используемых железными дорогами в США и Канаде.
Обычно береговые станции
также несколько яхт-клубов и пристаней для яхт
Резервное копирование безопасности малых судов
Судно-воздух
(Port Operations)
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии.
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы и Эстонии.
(Корабль-корабль) Используется в Финляндии и Норвегии
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
(Корабль-корабль) Используется в странах Северной Европы
Порядок работы
Принятые соглашения об использовании морской радиосвязи в совокупности называются «надлежащей эксплуатационной процедурой». Эти международные конвенции включают:
- для чего предназначена рабочая арматура
- для чего предназначена развертка