для чего предназначены боновые заграждения
Бон (техника)
Бон (боновые заграждения) — плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды.
Боновые заграждения обеспечивают эффективную локализацию возможных зон разлива и перемещения нефти в акватории портов, водохранилищах, затонах, реках, в открытом море, а также используются для ограждения нефтеналивных судов в процессе произведения грузовых операций, тем самым, обеспечивая надёжную защиту от загрязнения водных акваторий.
Боновые заграждения изготавливаются из специальной ткани, обладающей высокой прочностью, стойкостью к воздействию кислот, щелочей, нефти и нефтепродуктов. Конструкция соединений обеспечивает оперативное развёртывание боновых заграждений.
Специалистами разработаны и производятся боны следующих модификаций:
Боны постоянной плавучести — общей высотой от 830 до 1500 мм. Боны постоянной плавучести обладают высокой разрывопрочностью и обеспечивают скорость их буксировки до 3-х узлов. Конструкция боновых заграждений обеспечивает максимальное сопротивление ветровым и волновым нагрузкам.
Надувные боновые заграждения — относятся как к оперативным средствам защиты водоёмов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, так и к стационарным заграждениям морского назначения. Могут изготавливаться двухконтурными. Общая высота — до 830 мм.
Аварийные боновые заграждения — компактные надувные боновые заграждения, предназначенные для локализации нефтеразливов, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам и прибрежной зоне морских заливов. Высота АВ3 — 400—680 мм.
Приливные боны — предназначены для защиты береговых линий, гаваней и рек с высокими приливно-отливными течениями от разлитых нефти и нефтепродуктов. Приливное боновое заграждение также идеально для использования в водах с маленькой глубиной, где стандартные боны малоэффективны. Приливное боновое заграждение имеет специальные камеры, наполненные водой, которые во время отлива формируют барьер и предотвращают прохождение нефти (которую несёт течение под боном) на берег или пляж. Бон всплывает как только глубина воды увеличивается. Изготавливаются общей высотой 200 и 300 мм.
Всплывающие боновые заграждения — Комплекс заграждений находится на дне, после удаленного запуска перегораживают участок за 2-3 минуты. Не препятствует судоходству. Всплывающие боновые заграждения могут использоваться многократно.
Боновый Скиммер — выполняется в виде секции надувного бонового заграждения длиной 3 метра (по желанию 5 метров) со встроенным оборудованием для удаления «пойманного» боновым заграждением пятна нефтепродуктов пороговым методом.
Военное применение
Заграждения из плавучих брёвен или плотов, защищающие вход в гавань или фарватер от неприятельских судов. Широко использовались в античности и средневековье на реках с небыстрым течением, узких морских заливах и т.п.
Промышленное применение
При разливе нефтепродуктов в водоёмах боны применяются для локализации пятна разлива и траления пятна к месту их извлечения (сорбции).
При молевом лесосплаве боны применяются для направления движения леса по лесосплавному ходу, а также для наплавных частей лесозадерживающих сооружений (запаней).
Примечания
Это заготовка статьи о технике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
|
,
Боновые заграждения постоянной плавучести цилиндрические
Цилиндрические боновые заграждения постоянной плавучести (БПП Ц) предназначены для локализации разливов нефти, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам. Они используются для локализации аварийных разливов нефти при быстрых течениях в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, при грузовых операциях нефтеналивных судов.
Аварийные боновые заграждения (надувные)
Всплывающие боновые заграждения
При совершении операций с нефтью и нефтепродуктами суда традиционно огораживаются боновыми заграждениями с помощью портового буксира. Для подхода судна к причалу и отхода судна приходится несколько раз в сутки устанавливать и снимать боновое заграждение, постоянно находящееся на плаву. Этот традиционный способ требует содержать бригаду рабочих и буксир с командой круглосуточно.
Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ)устанавливаются единожды на много лет. После установки из них дистанционно выпускается воздух, боны ложатся на грунт и не препятствуют судоходству. В случае необходимости в боновое заграждение с причала дистанционно подается воздух, боны всплывают и на поверхности приобретают заданную форму.
Комплекс, находясь на дне, не изнашивается, круглосуточно готов к работе и летом и зимой. Кратность использования не ограничена. Всплывающие боновые заграждения могут быть установлены как в пресной, так и в морской воде.
Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ) отличаются по использованию:
аварийные – находящиеся на дне и поднимаемые на поверхность только в случае аварии.
Каждая секция такого бона снабжена впускными невозвратными клапанами и травяще-предохранительными клапанами. Чтобы, после ликвидации аварии, положить такой бон на грунт, нужно с борта плавсредства выпустить газ из каждой секции последовательно.
Такие всплывающие боновые заграждения следует выставлять для аварийного разделения акваторий порта, закрытия входа в порт или терминал, для предотвращения распространения нефти при ее аварийном разливе.
Этот тип боновых заграждений также целесообразно выставлять на реке вблизи подводного перехода магистрального нефтепровода. Для аварийного БЗ в качестве станции газонаполнения используются баллоны высокого давления.
рабочие – всплывающие боновые заграждения, находящиеся на дне и поднимаемые для ограждения танкера при погрузке (судна при бункеровке).
По окончании нефтяных операций воздух из ВБЗ выпускается с причала без помощи плавсредства и ВБЗ ложится на грунт. Судно отходит и до окончания швартовки следующего судна ВБЗ лежит на дне.
Для такого типа ВБЗ баллонная станция газонаполнения не удобна. Оптимальным вариантом является компрессор среднего давления, работающий на ресивер такого объема, которого достаточно для наполнения ВБЗ.
Любой из перечисленных видов ВБЗ может быть установлен на глубинах 25-30 м как в морских, так и речных условиях.
Огнеупорные боновые заграждения
Огнеупорные боновые заграждения предназначены для сжигания нефти на поверхности воды.
Боны предназначены для многоразового использования.
При тралении с помощью такого бона одновременно со сжиганием локализованного нефтяного разлива можно ликвидировать на месте от 600 до 1800 баррелей (100 до 300 тонн) нефти в час.
Огнеупорные боны могут также использоваться для предотвращения распространения возникшего пожара, удерживая его в зоне, которая может быть эффективно обработана пеной.
Универсальные боновые заграждения
Принцип работы заключается в следующем:
Боновое заграждение развертывается с вьюшки, находящейся на бонопостановщике (Boom’s boat) и одновременно идет заполнение воздушной и водонаполняемой оболочек.
Воздух и вода подаются от воздуходувки и отвода водомета бонопостановщика либо от источника воздуха и осушительного (балластного или пожарного) насоса любого плавсредства.
Однако, для облегчения установки боновых заграждений на сильном течении, заполнение бона следует производить раздельно: сначала заполнить верхнюю камеру воздухом, выставить БЗ на якоря и только после этого заполнить водобалластную камеру водой.
По окончании локализации нефтеразлива, спускается с бонопостановщика скиммер, имеющий воздушный привод от установленного на бонопостановщике компрессора, и сбор нефтепродуктов осуществляется в водонаполняемую оболочку. При этом происходит вытеснение воды нефтью, закачиваемой в водонаполняемую оболочку. По окончании сбора нефти боновое заграждение может быть отбуксировано к месту передачи и утилизации нефти.
1.2. Классификация сорбентов, применяемых для сбора нефти и нефтепродуктов.
Виды сорбентов для сбора нефтепродуктов
Общая характеристика и классификация
В настоящее время в мире для борьбы с нефтяными разливами применяется порядка двухсот видов сорбентов.
Эти вещества фиксируют нефть и предотвращают образование ею эмульсий.
Неорганические виды сорбентов
Это связано с тем, что их нефтеёмкость находится на низком уровне (от 70 до 150 процентов при сорбции нефти). Кроме того, они не способны удерживать легкие нефтяные фракции, такие, как бензины, керосины и дизельные виды топлива. На воде их применение невозможно, поскольку они тонут вместе с нефтепродуктами, что, конечно, не решает проблему. Третьей причиной неэффективности неорганических сорбентов является их утилизация, единственными способами которой являются либо промывка водой с поверхностно-активными веществами, либо экстрагентами, либо их выжигание.
Органические (природные) и органоминеральные сорбенты
Сорбенты для нефтепродуктов этих типов считаются наиболее перспективными при ликвидации нефтепродуктовых загрязнений.
Гидрофобный сорбент для сбора нефтепродуктов
К недостаткам шерстного сорбента относится то, что спустя несколько отжимов он пропитывается битумом, после чего его использование становится невозможным. Также существенными недостатками являются дороговизна шерсти, недостаток её количества и строгие требования, предъявляемые к условиям хранения (защита от насекомых и грызунов, способность к превращениям биохимического характера и так далее). Все это объясняет тот факт, что перспективным такой сорбент не считается.
Достаточно эффективным природным сорбентом для нефтепродуктов считаются отходы, остающиеся после производства льна.
В настоящее время их в основном утилизируют путем сжигания. Основное сырье для получения такого вида сорбирующего вещества, а также для получения активированного угля – это костра (жесткая часть стебля льна). В год на территории нашей страны получают около 195 тысяч тонн костры. Однако, необходимо разработать современные технологии получения из неё сорбента.
Хорошо и быстро впитывают нефтепродукты и сырую нефть опилки, однако влагу они впитывают еще лучше. В связи с этим возникает необходимость по окончании их глубокой сушки пропитывать опилки водоотталкивающими средствами (к примеру, жирными кислотами). Получаемое в результате такой пропитки покрытие обладает хорошими гидрофобными свойствами, что весьма важно для любых нефтяных сорбентов, однако, увы, оно весьма недолговечно.
Сорбент для сбора нефтепродуктов и жидких химических веществ
Аналогичная проблема характерна и для торфа, который по своей нефтеёмеости значительно превосходит опилки, а верховые торфы моховой группы впитывают нефть даже лучше, чем шерсть.
Описанные выше сорбенты применяются путем их ручного или механического рассева по поверхности разлива, а также рассеиванием над поверхностью с помощью пневмоустройств.
Затем пропитанный нефтепродуктами слой собирают и отправляют либо на компрессионный отжим с помощью центрифуги или фильтр-пресса, либо извлекают нефть с помощью термических методов, заключающихся в отгонка её летучих фракций нагревом сорбционного слоя в безвоздушном пространстве при температурах от 250-ти до 300 градусов Цельсия.
Компрессионные способы дешевле, но их использования приводит к нарушению структура сорбента, вследствие чего для обеспечения заданной нефтеёмкости в последующих применениях необходима большая кратность их регенерации.
Отработанные сорбенты, как правило, вывозятся на специальные свалки, либо формуются в топливные брикеты. Также их можно применять как смолосодержащие добавки в асфальтовых смесях или кровельных материалах. В качестве топлива можно использовать лишь естественные сорбенты органоминерального типа с низким показателем зольности.
Синтетические виды сорбентов
Применение таких материалов характерно для стран, в которых высоко развита нефтехимическая промышленность (США, Япония, некоторые страны ЕЭС). Их изготавливают, как правило, из волокон полипропилена путем формования в рулонные нетканые материалы с разной толщиной.
Также в качестве таких впитывающих материалов применяются полиуретаны в гранулированном и губчатом виде, а также формованные полиэтилены (с полимерными наполнителями) и прочие разновидности пластиков.
Волокнистый сорбент в форме полотна для сбора нефтепродуктов
Синтетические сорбционные фильтры можно применять при концентрации нефтепродуктов в стоках до одной тысячи миллиграмм на литр. Сточная вода отфильтровывается слоем синтетического материала, и тем самым 1освобождается от загрязнений.
После насыщения, синтетические сорбенты подвергают регенерации путем трехкратного механического сжатия с последующей промывкой при помощи воды. Нефтепродукты из пенополиуретановых частиц отжимаются специальными роликами, куда их доставляет транспортерная лента.
2. Основные причины электротравматизма на судах. Меры защиты от поражения электрическим током.
2.1. Основные причины электротравматизма на судах.
Основными причинами электротравматизма на судах являются:
— грубые нарушения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования (ПТЭСЭ) и техники электробезопасности;
— выполнение работ под напряжением без действительной необходимости в этом и при несоблюдении защитных мероприятий;
— несовершенство конструкций электрифицированных механизмов (палубных устройств, машинного отделения и др.);
— несовершенство конструкции светотехнических устройств и электроустановочной арматуры;
— неисправность и несовершенство переносной арматуры и переносного инструмента;
— отсутствие единообразия в выборе напряжений цепей управления пускорегулирующей аппаратуры;
— неудовлетворительное состояние электрической изоляции сети,
— отсутствие должного контроля за проводимыми работами с электрооборудованием;
— несвоевременное устранение возникших неисправностей и повреждений электрооборудования;
— формальное проведение инструктажа по безопасным приемам работы.
Использование электрической энергии на судах связано не только с опасностью поражения обслуживающего персонала электрическим током, но и с возможностью возникновения пожаров. В нормальных условиях тепловое действие тока нормировано, то есть нагрев проводников и токоведущих деталей в электрооборудовании рассчитывают таким образом, чтобы он не превышал установленных норм. Вследствие несоблюдения ПТЭСЭ и правил техники безопасности, повреждений, воздействия на электрооборудование окружающей среды (сырости, пыли, химически активных веществ) его нормальное состояние нарушается. При этом в судовых электрических установках возникают короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления, дуговые и искровые разряды, что также может привести к пожарам.
2.2. Меры защиты от поражения электрическим током.
Основными организационными мероприятиями безопасности труда являются обучение, инструктаж, проверка знаний по безопасности труда и контроль их неукоснительного исполнения.
Различают насколько основных видов инструктажа и обучения по безопасности труда: вводный инструктаж; первичный инструктаж; повторный инструктаж по безопасным приемам и методам работы в объеме программы первичного инструктажа и внеплановый инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте.
Электробезопасность на судах водного транспорта
К техническим средствам обеспечения электробезопасности относят использование электрооборудования соответствующего исполнения, изоляцию, электрическое разделение цепи, ограждения, блокировки, изолирующие электрозащитные средства, защитное заземление, зануление, защитное отключение и др.
К обслуживанию электрооборудования допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие определенную квалификационную группу по безопасности (квалификационное удостоверение) для выполнения работ с электрооборудованием, прошедшие стажировку в течении нескольких смен с опытным работником и проверку знаний по безопасности труда для данной квалификационной группы.
Все работы по техническому обслуживанию и ремонту судового электрооборудования, как правило, должны производиться при снятом напряжении. Работы под напряжением допускаются только в аварийных случаях лицами, имеющими допуск к выполнению данных работ при условии обеспечения полной безопасности.
При обслуживании электроустановок напряжением выше 36 В должны применяться защитные меры безопасности: электроинструмента с изолированными ручками, диэлектрических перчаток, ковриков, галош и т.п.
Необходимо обеспечить постоянный контроль за наличием, целостностью и надежностью защитных заземлений электрооборудования и устранять немедленно обнаруженные неисправности. Запрещается принудительное отключение или заклинивание устройств защиты.
На нефтеналивных судах, перевозящих нефтепродукты 1-го класса (с температурой вспышки паров менее 60 градусов) должно ежемесячно визуально проверяться отсутствие внешних повреждений трубопроводов с кабелями. На нефтеналивных судах запрещается: прокладывать кабели питания с берега через пространства (помещения) I и II категории; устанавливать конденсаторы от радиопомех и устраивать иллюминационное освещение. Перегрузка нефтепродуктов должна производится закрытым способом.
В процессе эксплуатации электрооборудования необходимо контролировать: а) сопротивление изоляции (при наличии щитовых приборов выполнять один раз за вахту); б) состояние взрывобезопасных светильников и переносных аккумуляторных фонарей; в) соединения с корпусом судна металлических цистерн, насосов и трубопроводов, предназначенных для выравнивания статических зарядов, а также непрерывность соединений этих элементов между собой; г) степень нагрева двигателей грузовых насосов и
Анализ травматизма на флоте позволил определить следующие основные причины несчастных случаев от воздействия электрического тока прикосновение или приближение на опасное расстояние к не изолированным токоведущим частям электрооборудования, появление напряжения на не токоведущих металлических частях электрооборудования (на корпусах электромашин, станков и пр.) в результате пробоя изоляции, повреждения заземляющих и отключающих устройств, ошибочное включение сети, с токоведущими частями которой работали люди, возникновение шагового напряжении на поверхности земли в зоне растекания тока, снижение сопротивления изоляции токоведущих частей, своевременно не обнаруженное вследствие неудовлетворительного контроля технического состояния. низкая трудовая дисциплина и нарушение правил техники безопасности.
3. Защита от атмосферного и статического электричества на судах.
Защита от атмосферного и статического электричества.
Атмосферное электричество. Разряды атмосферного и статического электричества могут явиться причиной поражения людей током, возникновения пожаров и взрывов.
Особенно подвержены поражению молнией объекты, значительно возвышающиеся над земной поверхностью (мачты, надстройки судов, трубы заводов, высотные здания). В этих местах резко возрастает напряженность электрического поля, что и способствует возникновению благоприятных условий для разряда. Токи атмосферного электричества всегда избирают к
земле кратчайшему пути наименьшего сопротивления. Это обстоятельство используется для создания заранее запрограммированного пути разряда молнии в землю через металлические мачты, поднятые над защищаемым объектом. Такие устройства назвали молниеотводами.
Грозовые разряды могут поражать наземные объекты прямыми ударами молнии, разрушая их (первичное воздействие), а также влиять на них в виде электрической индукции (вторичное воздействие) без прямого контакта с каналом молнии. Электромагнитная индукция сопровождается возникновением в пространстве изменяющегося во времени магнитного поля. Это магнитное поле индуцирует в замкнутых контурах, образованных металлическими конструкциями (электропровода, трубопроводы и пр.), электрические токи, вызывающие их нагревание.
Особую опасность может представлять э.д. с, возникающая в незамкнутых и незаземленных контурах судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы. Возможное искрение может стать причиной взрывов и пожаров на судах.
Для защиты от искрения при электрической индукции рекомендуют для конструктивных мер: соединение металлическими перемычками параллельно проложенных кабелей и труб, заземление оболочек кабелей и трубопроводов в местах ввода их в здания и т. д.
Для предохранения наземных объектов от разрушения и пожаров, вызываемых молнией, выполняется комплекс защитных мероприятий, называемых молниезащитой. Основной элемент молниезащиты — применение системы молниеотводов, которые в зависимости от вида молниеприемника подразделяются на стержневые, тросовые и сетчатые.
Составные части молниеотвода: молниеприемник, собственно молниеотвод и заземлитель. Все эти части металлические.
Наиболее простой и надежной системой молниезащиты является стержневая, представляющая собой металлические хорошо заземленные стержни, прикрепленные к мачтам или опорам.
Судовые молниезащитные устройства в принципе не отличаются от береговых. Каждая мачта на судне снабжается молниеотводом. Объект считается защищенным от прямых ударов молнии, если зона защиты, образуемая молниеотводом, охватывает все его конструктивные элементы.
Зоной защиты называют пространство, образуемое вокруг каждого молниеотвода, вероятность попадания молнии в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ практически равна нулю.
Судовые радиоантенны, как правило, находятся в зоне защиты стержневых молниеотводов, прикрепленных к мачтам. При этом несмотря на это, во время грозы крайне важно принять все меры предосторожности для защиты радиоаппаратуры и обслуживающего ее персонала от грозовых разрядов. Дело в том, что при прямом попадании молнии в радиоантенну в ней может индуктироваться э. д. с. опасного для людей и оборудования уровня. По этой причине во время грозы начальник радиостанции обязан прекратить работу радиоузла и заземлить антенны.
Статическое электричество. Многие производственные процессы на флоте сопровождаются явлением статической электризации. Заряды статического электричества образуются при трении двух диэлектриков или диэлектрика о металл. В связи с широким применением в современном судостроении пластмасс и других полимерных материалов для изготовления арматуры и элементов отделки судовых помещений заряды статического электричества на судах стали достигать опасных значений.
Возникновение статического электричества обычно связано с движением газов, паров, пыли по вентиляции-путь наименьшего сопротивления. Это обстоятельство используется для создания заранее запрограммированного пути разряда молнии в землю через металлические мачты, поднятые над защищаемым объектом. Такие устройства назвали молниеотводами.
Грозовые разряды могут поражать наземные объекты прямыми ударами молнии, разрушая их (первичное воздействие), а также влиять на них в виде электрической индукции (вторичное воздействие) без прямого контакта с каналом молнии. Электромагнитная индукция сопровождается возникновением в пространстве изменяющегося во времени магнитного поля. Это магнитное поле индуцирует в замкнутых контурах, образованных металлическими конструкциями (электропроводка, трубопроводы и пр.), электрические токи, вызывающие их нагревание.
Особую опасность может представлять э.д. с, возникающая в незамкнутых и незаземленных контурах судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы. Возможное искрение может стать причиной взрывов и пожаров на судах.
Для защиты от искрения при электрической индукции рекомендуют для конструктивных мер: соединение металлическими перемычками параллельно проложенных кабелей и труб, заземление оболочек кабелей и трубопроводов в местах ввода их в здания и т. д.
Для предохранения наземных объектов от разрушения и пожаров, вызываемых молнией, выполняется комплекс защитных мероприятий, называемых молниезащитой. Основной элемент молниезащиты — применение системы молниеотводов, которые в зависимости от вида молниеириемника подразделяются на стержневые, тросовые и сетчатые.
Составные части молниеотвода: молниеприемник, собственно молниеотвод и заземлитель. Все эти части металлические.
Наиболее простой и надежной системой молниезащиты является стержневая, представляющая собой металлические хорошо заземленные стержни, прикрепленные к мачтам или опорам.
Судовые молниезащитные устройства в принципе не отличаются от береговых. Каждая мачта на судне снабжается молниеотводом. Объект считается защищенным от прямых ударов молнии, если зона защиты, образуемая молниеотводом, охватывает все его конструктивные элементы.
Зоной защиты называют пространство, образуемое вокруг каждого молниеотвода, вероятность попадания молнии в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ практически равна нулю.
Судовые радиоантенны, как правило, находятся в зоне защиты стержневых молниеотводов, прикрепленных к мачтам. При этом несмотря на это, во время грозы крайне важно принять все меры предосторожности для защиты радиоаппаратуры и обслуживающего ее персонала от грозовых разрядов. Дело в том, что при прямом попадании молнии в радиоантенну в ней может индуктироваться э. д. с. опасного для людей и оборудования уровня. По этой причине во время грозы начальник радиостанции обязан прекратить работу радиоузла и заземлить антенны.
Статическое электричество. Многие производственные процессы на флоте сопровождаются явлением статической электризации. Заряды статического электричества образуются при трении двух диэлектриков или диэлектрика о металл. В связи с широким применением в современном судостроении пластмасс и других полимерных материалов для изготовления арматуры и элементов отделки судовых помещений заряды статического электричества на судах стали достигать опасных значений.
Возникновение статического электричества обычно связано с движением газов, паров, пыли по вентиляционным каналам, огнеопасных жидкостей по трубопроводам, при трении твердых веществ. При этом разность потенциалов статического электричества может достигать 20—50 кВ. Опасность этого явления очевидна, если принять во внимание, что при разности потенциалов, равно 3 кВ, искровой электростатический разряд может воспламенить большинство горючих газов, а при 5 кВ — большую часть горючей пыли. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при перевозке опасных грузов статическое электричество может стать причиной пожара или даже гибели судна.
Возможность электризации до высоких потенциалов зависит от электропроводимости веществ, их химического состава, состояния окружающей среды, скорости относительного перемещения частиц.
В некоторых случаях накопителем статического электричества становится человек. Электрический потенциал может появиться при длительном хождении человека в сухую погоду в резиновой обуви по бетону, асфальту, по полу с синтетическим покрытием. Электризация тела человека происходит также в процессе ношения им одежды из синтетических материалов (капрон, ацетатный шелк, нейлон), прочно вошедших в быт современных людей.
Биологическое воздействие статического электричества на человека еще полностью не изучено. Определена приблизительная норма допустимой (безвредной) напряженности электрического поля, созданного электростатическим зарядом. Согласно Санитарным правилам напряженность поля статического электричества, генерируемого на поверхности полимерного материала, с которым контактирует человек, не должна превышать 200 В/см.
На судах воздействие статического электричества на человека выражается в угнетенном состоянии его психики, снижении работоспособности, а также в неприятных, болевых ощущениях от электрических разрядов при касании поверхностей, отделанных пластиками. Известны случаи пожаров, возникших от искровых разрядов при прикосновении наэлектризованного тела человека к пожароопасному объекту.
Для борьбы со статическим электричеством разработан комплекс конструктивных и технологических мер, получивших отражение в Правилах по защите от статического электричества на морских судах, которые введены в действие с 1 октября 1973 ᴦ. Правилами, в частности, запрещено использование на судах, перевозящих опасные грузы (танкерах, газовозах), постельного белья, занавесей, ковриков и других предметов из синтетических тканей. Членам экипажей таких судов не рекомендуется носить в рейсах белье и одежду из искусственного волокна. Перед швартовкой синтетические швартовные канаты рекомендуется смачивать забортной водой для снижения вероятности образования электростатических зарядов.
Одним из базовых видов защиты от статического электричества является заземление. Необходимо заземлять все изолированные части оборудования, в том числе шланги и трубопроводы, предназначенные для приема и слива огнеопасных жидкостей, а также емкости для хранения и перевозки сжиженных газов и других опасных грузов. На танкерах должны быть предусмотрены устройства для присоединения металлических заземлителей, соединенных с наконечниками приемных шлангов.
Специальные шины, проложенные вдоль шлангов, должны быть надежно соединены между собой и с корпусом судна. Не допускается наличие каких-либо плавающих предметов на поверхности пожароопасных жидкостей. Поплавковые измерители уровней жидкости крайне важно крепить таким образом, чтобы исключить возможность отрыва их и удара в стенки цистерны во
избежание искрового разряда. Подачу огнеопасных жидкостей крайне важно осуществлять плавно, без разбрызгиваний и таким образом, чтобы исключить образование свободно падающей струи. По этой причине сливная труба должна достигать дна приемного резервуара, а струя направляться вдоль его стенок. Не рекомендуется производить отбор проб жидкости на анализ во время налива и слива. Это можно делать только тогда, когда жидкость успокоится и ее поверхность будет ровной.
Установлено, что статическая электризация диэлектриков может быть уменьшена и устранена путем увеличения их поверхностной проводимости. Поверхностную проводимость можно увеличить повышением относительной влажности воздуха и применением антистатических присадок к пластмассам.
Повышенная влажность воздуха в помещении (70% и выше) способствует резкому увеличению проводимости предметов. В таких условиях электрические заряды по мере их образования стекают с поверхности полимерных материалов и нейтрализуются. При достижении относительной влажности воздуха 90% заряды Статического электричества практически исчезают.
Снижение вероятности накопления электростатических зарядов достигается также созданием временной или постоянной поверхностной пленки из веществ (антистатиков), обладающих высокой электрической проводимостью. Применение полупроводниковых керамических покрытий, а также нанесение на поверхности деталей покрытий из окисла олова, хлорида олова и других веществ способствует повышению электрической проводимости материалов.