для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами ответ
Информационные технологии копия 2
Информационные системы. Структура и классификация информационных систем
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данными, поэтому их называют системами обработки данных. По степени механизации процедур преобразования информации системы делятся на системы ручной обработки, механизированные и системы автоматической обработки данных.
Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются
Информационные системы также классифицируются:
· По функциональному назначению : производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;
· По объектам управления : информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;
· По характеру использования результатной информации : информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих взаимодействий.
Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта управления.
В состав обеспечивающих подсистем входят:
1. информационное обеспечение – методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.
2. техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;
3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;
4. математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;
5. лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.
Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.
1. кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности;
2. эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;
3. правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения преобразования и использования информации;
4. организационное обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.
Понятие информационных технологий. Виды информационных технологий
Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ. Новая ИТ – это ИТ с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая ПК и телекоммуникационные средства. Новая ИТ базируется на следующих основных принципах:
1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
2. Интегрированность с другими программными продуктами.
3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
К компонентам информационных технологий относятся:
Сбор данных или первичной информации;
Обработка данных и получение результатной информации;
Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений.
К основным видам ИТ относятся следующие:
1. Информационная технология обработки данных – предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представлена в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).
5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.
Этапы развития информационных технологий
Информационная технология–совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск и распространение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга (“ручная” информационная технология). Связь осуществлялась путем направления депеш. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой. В конце XIX века внедряется “механическая” информационная технология (пишущие машинки, телефоны, диктофоны, модернизация общественной почты), что привело к принципиальным изменениям в технологии обработки информации, повысило продуктивность работы. В середине XX века появляются электрические пишущие машинки, копировальные машины, портативные диктофоны (“электрическая” информационная технология). Повышается качество, количество и скорость обработки информации. Многие современные учреждения базируются на “электрической” технологии.
Появление персональных компьютеров привело к принципиальной модернизации идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Происходит аккумулирование знаний и умений конкретного человека (пользователя) с интегрированными знаниями и умениями, заложенными в ПК (экспертные системы, системы поддержки принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).
Современное состояние и тенденции развития информационных технологий:
наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;
создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;
расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.
В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Осознание мировым сообществом роли информации как стратегического ресурса стимулировало разработку новых информационных технологий для получения и переработки больших объемов информации, ее хранения и предоставления пользователям. Одно из ведущих мест среди новых информационных технологий занимают сетевые информационные технологии.
поддержка динамичной конкуренции;
стимулирование частных инвестиций;
установление гибких условий регулирования;
обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам;
равенство возможностей для всех граждан;
признание и учет различий, включая культурное и лингвистическое разнообразие;
признание необходимости международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.
Наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему, информационному этапу развития и построения “информационного общества”. Широкое использование информационных технологий и современных средств доступа к информации открыло принципиально иные возможности построения более сбалансированного общества с существенно большей реализацией индивидуальных возможностей его членов. “Информационное общество” несет в себе огромный потенциал для улучшения жизни граждан и повышения эффективности социального и экономического устройств государства, его управляемости.
В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название “информатизация”. Информатизация общества предполагает:
создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно (или за плату) в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;
внедрение программных и аппаратных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний;
обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда конкурентоспособных национальных технических средств, информационных технологий и ресурсов;
гарантирование первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, способствующих опережающему (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производству информации и знаний;
разработка и реализация организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения;
сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Рассматривая информационную систему и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии. В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.
Информатизация не может действовать только для себя, развиваясь, как самостоятельная система. Являясь подсистемой государственного управления, она должна обслуживать его потребности, быть доступной для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информации, т. к. это важнейший фактор социального развития общества.
Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
Контрольное тестирование по Автоматизированным информационным системама
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Информационный процесс-это…
Действия, выполняемые с информацией
Передача информации источником
2. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования?
для автоматизации функций управленческого персонала.
для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции
для автоматизации функций производственного персонала.
для автоматизации работы при создании новой техники или технологии.
3. Что делают интеллектуальные системы?
вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение.
производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных.
выполняют инженерные расчеты, создают графическую документацию.
вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.
4. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами?
для автоматизации функций управленческого персонала.
для автоматизации функций производственного персонала.
для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции
для автоматизации работы при создании новой техники или технологии.
5. Информационная система по продаже авиабилетов является:
разомкнутой информационной системой?
замкнутой информационной системой?
6. Для чего предназначены корпоративные информационные системы?
для автоматизации функций управленческого персонала.
для автоматизации работы при создании новой техники или технологии.
для автоматизации функций производственного персонала.
для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции
7. Продолжите предложение: Информационное обеспечение …
содержит в своем составе постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы.
содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива.
определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках.
включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы.
8. Установите порядок выполнения процессов в замкнутой информационной системе.
вывод информации для отправки потребителю или в другую систему
преобразование входной информации и представление ее в удобном виде
хранение как входной информации, так и результатов ее обработки
ввод информации из внешних или внутренних источников
ввод информации от потребителя через обратную связь
9. Установите последовательность этапов развития информационной технологии
10. Что делают информационно-поисковые системы?
вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение.
выполняют инженерные расчеты, создают графическую документацию.
производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных.
вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.
11. Для чего предназначены информационные системы организационного управления?
для автоматизации функций управленческого персонала.
для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции
для автоматизации функций производственного персонала.
для автоматизации работы при создании новой техники или технологии.
12. Компьютеризированный телефонный справочник является
разомкнутой информационной системой?
замкнутой информационной системой?
13. Продолжите предложение: Программное обеспечение …
включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы.
определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках.
подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы.
содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива.
содержит в своем составе постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.
это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.
это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
16. Что делают управляющие системы?
вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.
выполняют инженерные расчеты, создают графическую документацию.
вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение.
производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных.
17. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных.
это процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.
19. Что можно отнести к инструментарию информационной технологии?
системы управления космическим кораблем
настольные издательские системы
системы управления базами данных
20. Продолжите предложение: Техническое обеспечение …
содержит в своем составе постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива.
определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках.
подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы.
включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы.
21. Продолжите предложение: Правовое обеспечение …
подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы.
включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы.
содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива.
содержит в своем составе постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках.
1. Любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов это:
А) система Б) совокупность
2. Взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели это:
А) поисковая система Б) информационная система
В) операционная система Г) человеко-машинная система
3. Человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления это:
4. Человек, оценивающий потребности пользователей в применении компьютера, а также проектирующий информационные системы, которые соответствуют этим потребностям:
А) программист Б) пользователь
В) системный аналитик Г) администратор БД
5. Тот, кто использует информационную систему или информацию, которую она выпускает:
А) конечный пользователь Б) специалист по обработке данных
В) администратор Г) программист
6. Совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных это:
А) программное обеспечение Б) информационное обеспечение
В) обеспечение ресурсами Г) документационное обеспечение
7. Комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы это:
А) программное обеспечение Б) информационное обеспечение
В) документационное обеспечение Г) техническое обеспечение
8. Комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации относятся к:
А) прикладному ПО Б) системному ПО
В) общесистемному ПО Г) дополнительному ПО
9. Совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы представляет собой:
А) специальное ПО Б) системное ПО
В) прикладное ПО Г) общесистемное ПО
10. Совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы это:
А) организационное обеспечение Б) обеспечение средствами
В) обеспечение ресурсами Г) техническое обеспечение
11. Совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации это:
А) обеспечение ресурсами Б) информационное обеспечение
В) техническое обеспечение Г) правовое обеспечение
12. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает:
А) нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора
Б) законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти
В) локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы
Г) положения отдельных видов процесса управления
13. Характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком:
А) автоматические ИС Б) автоматизированные ИС
В)технологические ИС Г) ручные ИС
14. Выполняют все операции по переработке информации без участия человека:
А) автоматические ИС Б) автоматизированные ИС
В)технологические ИС Г) ручные ИС
15. Предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру:
А) автоматические ИС Б) автоматизированные ИС
В)технологические ИС Г) ручные ИС
16. Производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных:
А) информационно-поисковые системы
Б) информационно-решающие системы
17. Осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму:
А) информационно-поисковые системы
Б) информационно-решающие системы
18. Предназначены для автоматизации функций управленческого персонала:
А) ИС управления технологическими процессами (ТП)
Б) ИС автоматизированного проектирования (САПР)
В) Интегрированные (корпоративные) ИС
Г) Информационные системы организационного управления
19. Служат для автоматизации функций производственного персонала:
А) ИС управления технологическими процессами (ТП)
Б) ИС автоматизированного проектирования (САПР)
В) Интегрированные (корпоративные) ИС
Г) Информационные системы организационного управления
20. Предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии:
А) ИС управления технологическими процессами (ТП)
Б) ИС автоматизированного проектирования (САПР)
В) Интегрированные (корпоративные) ИС
Г) Информационные системы организационного управления
21. Используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции:
А) ИС управления технологическими процессами (ТП)
Б) ИС автоматизированного проектирования (САПР)
В) Интегрированные (корпоративные) ИС
Г) Информационные системы организационного управления