для чего придумали веер
История веера
В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.
Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.
С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения — и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.
Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.
В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер — флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.
В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.
Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.
Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.
История веера. Часть 1
Веер восхитительный, загадочный, волшебный аксесуар с древнейших времён. И мы немножко расскажем вам о нём.
У ассирийцев веер был символом власти, у египтян – эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера – это любовь и страсть?!
О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров, который попытался пробраться в спальню к Психее, она закричала, примчался возмущённый муж – Эрот… В процессе воспитания бог любви не только надавал ветру по шее, но и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрот быстро сменил гнев на милость.
В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущённая пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.
Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Ещё одна красивая китайская легенда гласит, что первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить её, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались все – мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. Императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивалось: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф «oги» – «веер» входит составляющей частью другой иероглиф, означающий «крыло».Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрёл складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.
Самым наилучшим презентом в Японии до сих пор считается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы – утива.
К периоду Хэйан (794 – 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки – их было, как правило, 45, 64 или 80 – создавали основу, к которой крепилась японская бумага – васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.
Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги ещё иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.
Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество рёбер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.
В конце VIII в. популярной стала ещё одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их рёбра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Огромные шёлковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест, около 457 см. в длину таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.
В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение янь и инь, и не иметь его в доме было просто невозможно. Веер – это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей. И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.
В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы («Магабгарата» и «Рамаяна»). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.
Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев «с глазами Аргуса», с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным слугою.
На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися – только мужчины. Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».
В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы «веероносцами с левой стороны царя». В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя. Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая лёгким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.
Из Индии через Ассирию веер перешёл к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер находился в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где случай с веером и богатым беем приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не стал извиняться — в результате началась война, которая завершилась завоеванием французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, ещё до завоевания её испанцами, у древних ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.
Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции, Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.
Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошёл в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.
Через финикиян и фригийцев веер перешёл из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображён на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам. На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.
Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых «Апостолических конституциях» говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.
Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).
Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.
После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.
В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла. Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.
Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров». Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.
А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.
История веера
Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч.
Елизавета I Тюдор, прозванная «покровительницей вееров»:
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен. по манере держать веер можно отличить
«…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».
Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.
О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.
По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.
Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.
В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).
Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.
Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.
Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.
Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.
В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.
В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.
Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарах Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.
Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».
Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.
С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.
На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»
Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.
Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо». В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера».
—
Современная девушка с веером
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов