для чего применим триз
Теория решения изобретательских задач на пальцах
Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это
Для разминки
Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.
Правильная постановка задачи
Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.
Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).
Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):
Метод активации перебора решений
Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
Пример
Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.
С чем работаем?
Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.
А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.
Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.
А почему не сделать иначе?
Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.
Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.
Решения других областей
Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.
Небольшой пример
Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).
Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.
На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.
Другой занимательный пример
И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.
Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).
В итоге
Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:
1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить
Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).
Для чего применим триз
Советский инженер и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Как появилась ТРИЗ
Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.
С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
Как решать задачи в ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.
Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.
Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:
Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.
Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.
Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.
Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.
Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.
Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.
Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.
Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Теперь нужно ответить на вопросы:
Способы обучения ТРИЗ
Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.
Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:
С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.
Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Метод ТРИЗ: особенности и принципы технологии
Человечество не стоит на месте, и последние десятки лет подтверждают это – число достижений и открытий неуклонно растет. А все благодаря тому, что некоторые люди находят уникальные алгоритмы для упрощения стандартных, рутинных процессов. Одним из таковых является метод ТРИЗ.
Я расскажу, что этот метод собой представляет, как работает и в каких сферах может пригодиться.
ТРИЗ – что это за метод и где он используется
ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Некоторые специалисты считают эту теорию самой эффективной для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа.
Теория применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.
Преимущества технологии
Многие люди изучали данную методику и активно применяли ее в своей практике. В итоге они установили следующие преимущества ее использования:
Историческая справка
Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).
В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.
В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.
Принципы ТРИЗ
Технология помогает установить и устранить противоречия. Для этого задачу следует сформулировать так, чтобы все неэффективные пути решения отсеялись. По итогу она должна соответствовать одному из трех нижеперечисленных принципов:
Именно после этого шага обычная задача становится изобретательской. Подобное устранение противоречий называют еще идеальным конечным результатом (об этом чуть позже).
Работа с противоречиями
При противоречии одно из двух понятий или суждений отрицает второе. Метод ТРИЗ предусматривает три вида противоречий. Далее перечислю их по сложности разрешения:
Не столь серьезные противоречия можно разрешить в четырех параметрах – во времени (выбрав другой момент или интервал), в пространстве (переместившись в другое место) или отношении (поменяв смысл), а также за счет ресурсов другой системы. Если ситуация не проясняется или выбранные способы не помогают, можно использовать ТРИЗ.
Идеальный конечный результат в ТРИЗ
Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.
Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.
Итак, в основном используются три формулировки ИКР:
Виды ресурсов
Ресурсы – это все то, что полезно и необходимо для достижения требуемого результата. Как мы помним, для достижения ИКР необходимо использовать только те ресурсы, что уже имеются. В ТРИЗ их подразделяют на несколько категорий:
Приемы решений по ТРИЗ
В ТРИЗ выявлено 40 различных приемов и техник для решения противоречий в технических изобретательских задачах. Далее я перечислю 10 наиболее популярных из них.
1. Принцип дробления
2. Принцип вынесения
Здесь мы отделяем от объекта те части или свойства, которые мешают или не нужны, или же, наоборот, выделяем нужные элементы.
3. Принцип объединения
Для его реализации делаем следующее:
4. Принцип «наоборот»
Тут мы следуем такому алгоритму:
5. Принцип непрерывности полезного действия
При его реализации вести работу необходимо непрерывно. При этом все элементы должны все время функционировать с полной нагрузкой, а исполнителю следует устранить холостые и промежуточные действия.
6. Принцип «обратить вред в пользу»
Нестандартный метод, но он работает, причем следующим образом:
7. Принцип «посредника»
Для его воплощения следует внедрить промежуточный объект, переносящий или передающий действие. Можно также временно присоединить к объекту другой легкоудаляемый объект.
8. Принцип самообслуживания
Тут все просто – объект обслуживает себя самостоятельно, при необходимости выполняет вспомогательные и ремонтные операции.
9. Принцип копирования
Вместо недоступной, сложной, дорогостоящей, неудобной или хрупкой детали можно использовать более простые или дешевые копии.
10. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности
Здесь подразумевается замена дорогостоящей части более дешевым набором, уступающими оригиналу некоторыми качествами, например долговечностью.
Связь между ТРИЗ и креативным подходом
Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:
Как использовать ТРИЗ для решения задачи
Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:
Заключение
Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных проблем. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого.
ТРИЗ: что это такое и где можно применить?
Хотите узнать почти совершенную технику, которая поможет вам легко справляться с поставленными задачами, даже самыми креативными? Технику, которую с успехом используют американские и корейские коучи, но которая, является наследием советских ученых и изобретателей. А если без регистрации и смс? Всего 5 минут чтения.
Создатель теории считал — для того, чтобы стать гением, не нужно быть креативным и изобретательным. Нужно всего лишь уметь задавать правильные вопросы и действовать по алгоритму.
История создания ТРИЗ.
История создания ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) непростая и местами очень грустная.
Ее основоположником является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Будущий ученый родился в 1926 году в Баку и с детства отличался неуемным любопытством.
Еще в школе мальчик создал катер с химическим двигателем. Вместо привычного нам бензина или солярки катер мог работать на воде: в карбид заливали воду, начиналась химическая реакция, выделялся газ. Достаточно одной искры, газ воспламеняется и катер несется на реактивной тяге. Альтшуллер даже назначил испытания изобретения, но к счастью, человека, отважившигося на нем прокатится, почти сразу выкинуло за борт. Катер стремительно пересек пруд и взорвался на другом берегу. Юного изобретателя это не остановило. Следующим, уже удачным, изобретением стал аппарат для погружения под воду. За это школьник получил свое первое авторское свидетельство.
Потом была армия и способного юношу сразу отправили в патентный отдел. Там ему нужно было не только изобретать самому, но и научить этому других. Альтшуллер подошел к проблеме серьезно, и чтобы понять, как же происходит созидательный процесс, изучил историю всех доступных изобретений. Он провел анализ и нашел то самое, что отличает хорошее изобретение от плохого. Поняв принцип созидания Альтшуллер вместе с коллегой решает написать письмо Сталину — фатальная ошибка. Ученые писали письмо больше полугода, нет, они не осторожничали. Они написали подробный отчет о проблемах изобретательства в нашей стране и дали конкретные инструкции. За что получили не признание и награду, а 25 лет лагерей.
ТРИЗ — единственное, что спасло Генриха Альтшуллера от неминуемой смерти. Он успешно применял теорию на практике.
Главный принцип ТРИЗ можно сформулировать следующим образом: для решения проблемы правильно поставьте задачу и найдите противоречие, которое мешает ее устранить.
Пример: в лагере, где сидел Альтшуллер, за провинность заключенных наказывали изощренной пыткой — лишали сна. Ночью человека приводили в ярко-освещенную камеру, сажали на стул лицом к двери и следили за ним в смотровое окошко. Засыпать нельзя, только сидеть и смотреть на дверь. Генрих Саулович сформулировал задачу: надо незаметно заснуть. И главное противоречие — спят с закрытыми глазами, но закрывать их нельзя, иначе последует наказание. Решение — нужно сделать вид, что глаза открыты. Изобретатель нарисовал на двух маленьких листочках угольком глаза. И когда надзиратель отворачивался, он их клал на веки и дремал. Вы тоже сейчас вспомнили про Джека Воробья?
В 1954 году Альтшуллера реабилитировали, через 2 года он опубликовал в журнале статью об основах ТРИЗ. Однако и после этого научный мир не покорился изобретателю. На работу его брали неохотно, несмотря на то, что он выигрывал всевозможные конкурсы и предлагал уникальные идеи.
Тогда на свет появился писатель-фантаст Генрих Альтов. Но ТРИЗ не была позабыта, 10 лет Альтшуллер писал письма в Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей о необходимости внедрения его метода. И только в 1970 году настойчивому изобретателю решили дать шанс. Были открыты Лаборатории Изобретательства под руководством Альтшуллера. Так появилось движение поклонников ТРИЗ, которое в 90-е вырвалось за рамки постсоветского пространства и снискало признание у западного общества.
Как использовать ТРИЗ в повседневной жизни и при решении творческих задач?
ТРИЗ подходит не только для изобретателей и ученых. В повседневной жизни мы сталкиваемся с массой задач, которые требуют креативного решения. Альтшуллер разработал универсальный алгоритм, который подходит буквально для всего:
Разберем эту схему на примере из истории, который приведен на сайте школы ТРИЗ.
В 9 веке во Франции трон занял молодой король Карл Великий. Великим он стал конечно же не сразу. Но его подданные в нем не сомневались. Итак, короля должны были короновать. По традиции это делает Папа Римский. Молодому амбициозному Карлу очень не хотелось, чтобы Папа выказывал свое превосходство и возлагал на него корону. Но таков ритуал. Что делать? Как пройти процедуру коронации и показать, кто тут главный? Карл не зря оказался Великим, он не стал выбирать компромисс и соглашаться на условия Папы. Во время возложения на высокопреосвещенную голову венценосного символа его сиятельство Карл, выхватил у Папы корону и сам ее водрузил на голову. Так Карл Великий разрешил противоречие: он короновался согласно традиции, но при этом фактически сам назначил себя королем. Кажется, он знал, что такое ТРИЗ.
Как и любое другое движение ТРИЗ имеет последователей и неприятелей. Но зачем так яростно отметать то, что может помочь?
ТРИЗ активно используют не только изобретатели. Маркетологи и бизнесмены нашли, как можно применить алгоритм для решения своих задач. Попробуйте и вы. В сети довольно много наглядных примеров и литературы. Есть даже книги о ТРИЗ в маркетинге и рекламе. Например, Станислав Горобченко «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе. Курс для маркетологов и управленцев», Антон Кожемяко «ТРИЗ. Решение бизнес-задач» и пособие самого Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ».
А как вы решаете сложные задачи? Основываясь на прошлом опыте, перебираете варианты, ищите компромисс или действуете по заданному алгоритму?