для чего применяется прототипирование в дизайн мышлении
Прототипирование для ИТ: мышление дизайнера, метафоры среди алгоритмов
Прототипирование для ИТ
Я занимаюсь созданием прототипов ИТ-продуктов и хочу поделиться секретами своей кухни — написать несколько статей о том, как внедрение фазы прототипирования может преобразить ваш процесс разработки или даже ваш ИТ-бизнес в целом.
В своей первой статье я хочу рассказать о вещах, которые могут быть не замечены или недооценены руководителями отделов разработок, дизайн-департаментов, бизнес-аналитиками, помочь отыскать упущенные возможности и подсказать некоторые ходы, пригласить вас заглянуть в философию дизайна. Потребность в прототипировании чаще всего вырастает из потребности сделать наглядной и более прозрачной фазу сбора информации и написания технического задания (ТЗ, спецификации, vision) [1], но я хочу рассказать о менее очевидных вещах.
Я противопоставлю прототип и ТЗ, чтобы в контрасте показать отдельные свойства и качества прототипа и всё, чем он может обрасти. Показать положительные побочные эффекты применения прототипов, которые обнаруживают себя ещё до использования прототипов в юзабилити-тестировании.
Мышление дизайнера, метафоры среди алгоритмов
‘Why,’ said the Dodo, ‘the best way to explain it is to do it.’
Lewis Carroll, Alice in Wonderland
Внедрение фазы прототипирования в процесс разработки привносит в коммуникационное поле проекта сообщения (и возможность ими обмениваться) на ещё одном языке — языке метафор (metaphorist pattern, Peng). Изъясняться на таком языке для очень многих (включая ваших заказчиков) естественнее и продуктивнее, чем на языке формализованных описаний или инструкций.
Но самое главное — сообщения, «написанные» на этом языке, повсюду.
Эти сообщения вдохновляют дизайнеров, подпитывают их творческую энергию, стимулируют коммуникацию и снижают стрессовый фон. Мне нравится формулировка теоретика дизайна Сидоренко: «предметы выступают формой знания относительно того, как удовлетворяются определенные требования и как решаются определенные задачи. […] Изобретение часто опережает теорию, сфера творчества и исполнения, как правило, опережает сферу понимания — технология ведёт к науке, а не наоборот. Дизайнеры обладают способностью одновременно „читать“ и „писать“ в материальной культуре: они понимают, что говорит предмет, и могут создать новые предметы, которые воплощают в себе новые сообщения».
Задумайтесь над использованием прототипов, когда для описания проекта вы будете использовать слова: удовлетворение, серия решений, результат в любом случае, быстрый ответ на запрос, способность и смелость изменить трактовку проблемы, интуитивно понятная модель-идея. Прототипы могут стать базой для использования сообщений на языке метафор, помочь участникам проекта читать и заимствовать их в окружающем мире — Сети, смежных дисциплинах, у авторитетных «авторов», где угодно.
В следующей статье — собираем форум мнений вокруг прототипа и соревновательное прототипирование.
Примечания:
1 — здесь я использую как синонимы
2 — я обобщаю в этой роли многие позиции, в названии которых есть UI, UX, IxD
Урок 4. Прототипирование
В этом уроке мы с вами разберём основные принципы эффективного прототипирования в дизайн-мышлении. Они помогут вам максимально быстро протестировать сгенерированные ранее идеи, найти их плюсы и минусы.
Содержание:
Начать же этот урок лучше всего с определения центральных понятий.
Прототип и прототипирование
Для начала дадим определение понятию «прототип».
Простыми словами, прототип – это макет решения, который можно собрать из подручных материалов.
Он используется для того, чтобы не тратить время и деньги на создание полноценного продукта, а создать что-то похожее на него и отыскать ошибки, допущенные на этапе проектирования. Собственно говоря, процесс создания прототипа и называется прототипированием, и у него есть свои плюсы и минусы.
Преимущества прототипирования:
Недостатки прототипирования:
Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas (на русский переводится как «канвас эволюции продукта»), и дальше речь пойдет о нем.
Product Evolution Canvas
Product Evolution Canvas (PEC) – это инструмент для компаний, создающих различные продукты, отлично подходящий для мозговых штурмов. Он состоит из двух компонентов – это:
Временные рамки – это, как понятно из названия, время. А что такое эволюция продукта? Давайте рассмотрим подробнее.
3 этапа эволюции продукта
Эволюция продукта – это весь процесс от создания прототипа до готового товара.
Он делится на три этапа:
Образно говоря, минимально-жизнеспособный продукт – это скейтборд. Основной продукт – велосипед. Полнофункциональный продукт – автомобиль. Скейтборд даёт возможность передвигаться, но не позволяет делать это достаточно быстро. С помощью велосипеда можно ездить довольно быстро и на большие расстояния. А автомобиль перекрывает все потребности, т.к. проезжает расстояния в сотни километров в считанные часы.
Канвас эволюции продукта помогает ответить на вопросы коллег, клиентов и инвесторов о функционале продукта. Например:
Кроме того, Product Evolution Canvas упрощает:
Но чтобы получить от PEC максимальную пользу, с ним нужно научиться работать. Давайте поговорим об этом подробнее.
Как работать с PEC
Работа с PEC предполагает прохождение трех этапов:
На первом этапе спрашивайте себя: «Что делает мой продукт функциональным?»
Канвас можно применять для разработки продуктов и услуг практически в каждой сфере деятельности человека. Нужно выполнить всего лишь четыре простых шага:
А чтобы было понятнее, что все это значит, приведем небольшой практический пример. Представьте, что вы разрабатываете банковское приложение и заполняете канвас. На первом этапе ваш продукт будет обладать лишь самыми необходимыми функциями, без которых невозможно представить банковское приложение – это открытие личного счёта, перевод денег и оплата различных услуг.
На втором этапе вы добавляете счета для индивидуальных предпринимателей, все виды транзакций и возможность оформлять кредиты онлайн. И на третьем – копилки, списки желаний и интеграцию с чат-ботами. Конечно, система выглядит уж очень упрощенно, но суть этот пример передает хорошо.
Прототипировать можно:
В зависимости от того, что мы прототипируем, технологии прототипирования будут различаться.
Моделирование физических объектов
Физические объекты моделируют:
A | С помощью подручных средств – бумаги, картона, пластилина, скотча, ножниц. |
B | С помощью «Лего». |
C | С помощью 3D принтеров. |
D | С помощью программ для 3D моделирования. |
Давайте подробнее разберём каждую технологию.
Моделирование подручными средствам
При моделировании подручными средствами нужно всего лишь следовать простому алгоритму:
К плюсам данного вида моделирования можно отнести:
Среди минусов есть следующие:
Поэтому при моделировании подручными средствами избегайте перфеционизма, не тратьте много времени на каждый прототип, при создании модели постоянно думайте о том, как люди будут пользоваться продуктом.
Лего-моделирование
Моделипрование с помощью «Лего» выполняется не менее просто:
Для получения наилучшего результата советуем вам прочитать книгу Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе», где рассказывается о том, как компания IDEO создавала из конструктора прототипы устройств для введения в кровь инсулиновых инъекций. Каждый раз создавая прототип, представляйте, что вы рассказываете историю.
Моделирование с использованием 3D печати
Для создания 3D моделей используются следующие технологии:
FDM (Fused Deposition Modeling). Материал выдавливается слой за слоем на поверхность. Эта технология применяется в биомедицине, кулинарии и промышленном производстве.
3D-печать – это достаточно сложная технология, поэтому для ее применения лучше всего привлекать квалифицированных специалистов.
Моделирование с использованием программ
То же самое моделирование, что и в случае с 3D, только здесь не надо «марать» руки, ведь весь процесс происходит на экране компьютера. Вот список 10 лучших бесплатных программ, которые помогут вам прототипировать, не выходя из зоны комфорта:
Руководство пользователя для каждой из программ можно найти в свободном доступе в Интернете.
Прототипирование сайтов и интерфейсов программ и приложений
Прототипирование сайта, главным образом, означает проектирование его интерфейса. Оно помогает облегчить задачу программистам, дизайнерам и верстальщикам. Поэтому мы объединили эти два пункта в один.
Например, когда вы заходите на любой сайт, то, скорее всего, ожидаете, что справа или сбоку будет меню и название проекта. Чуть-чуть правее или левее центра – контент (статьи, фотографии, видео). А снизу – надпись «Все права защищены» и правовые документы.
Если же вы зайдёте и увидите совсем другую картину (к примеру, меню будет расположено где-то снизу, контентная часть будет слишком узкой и т.п.), вероятно, вы просто уйдёте на другой сайт – более привычный.
Однако не нужно потакать пользователям во всём, ведь сайт должен решать и ваши задачи. К примеру, человек задал в поиске такой вопрос: «С чего начать саморазвитие?» Увидел ссылку на наш сайт и перешёл на него. Задача человека – получить информацию. Наша задача – не только помочь ему, но и реализовать собственные цели, в том числе и финансовые.
Если мы просто расскажем пользователю о саморазвитии, он прочитает и уйдёт. Чтобы такого не происходило, мы во всех статьях делаем ссылки на тематические материалы, бесплатные курсы и платные тренинги. При этом мы не пишем призывы каждые три абзаца, не мешаем пользователю найти ответ на вопрос и удовлетворить любопытство, не ставим никаких скриптов, которые не дают человеку уйти с сайта, если ему что-то не понравилось.
Как создать прототип
Прототип можно создать в любой программе, где можно рисовать. Если вы новичок, используйте Photoshop, Paint, Adobe Illustrator или даже Google Docs. Профессионалам рекомендуем программу Axure. И вот что нужно сделать дальше (в упрощенной форме):
1 | Отрисовать основные элементы шапки – форму поиска, логотип, кнопку обратной связи, описание проекта, кнопку действия («заказать услугу», «купить курс», «совершить звонок»), а если сайт информационный, то либо кнопку «Блог», либо меню с рубриками. |
2 | Нарисовать контентную часть и сайдбар (то, что находится сбоку). Как будет располагаться текст, кнопки социальных сетей, комментарии и т.д. |
3 | Обрисовать подвал сайта – дополнительные ссылки, значок копирайта и прочее. |
Стиль сайта должен прослеживаться на всех его страницах. Не должно быть так, чтобы на главной странице преобладал минимализм (чёрно-белый дизайн и полное отсутствие лишнего), а в статьях – «рог изобилия», когда кажется, что попал совсем в другую реальность. Элементы нужно делать симметричными по размерам и расположению.
Не заставляйте человека ощущать себя неуютно, т.е. если пользователи мобильных устройств привыкли, что при нажатии на значок «гамбургера» (три горизонтальных черты) открывается меню, не надо выдумывать что-то новое. Если люди привыкли, что курсор мыши меняется на указательный палец, когда на блок можно нажать, делайте на своём сайте (или в приложении) точно так же.
И еще несколько советов о том, чего нужно избегать при создании сайтов и приложений:
Подробнее читайте в материале, подготовленном крупнейшим маркетинговым агентством России Texterra. Там очень хорошо и понятно изложено, что стоит внедрить на своём сайте/приложении, а что – убрать. Однако не старайтесь всё время следовать нашим советам: экспериментируйте и пробуйте выяснить самостоятельно, что хотят видеть потенциальные клиенты на вашем сайте или в приложении.
Прототипирование опыта
Прототипирование опыта – это тип прототипирование, которое представляет собой воссоздание ситуаций для тестирования решений. Чтобы смоделировать опыт, нужно правильно подобрать место и создать обстоятельства, при которых человеку может понадобиться ваш продукт или услуга. С помощью прототипирования опыта можно разыгрывать целые ситуации, объёмные опыты и нахождение в пространствах, где трудно обойтись одним предметом.
Прототипирование опыта проводится так:
Что такое дизайн-мышление и как его применять
Всё чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом многие до сих пор не знают её точного определения.
Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента, как UI/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, необходимо понять боли и страхи пользователя. Дизайн-мышление как раз про это. Научиться правильно мыслить и решать задачи клиента на пользу бизнеса поможет курс «UX-дизайн».
Что такое
дизайн-мышление
Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее её развили учёные Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.
Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.
Наиболее ёмко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют так:
Методика, с помощью которой мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.
Любой, кто использует дизайн-мышление, подчиняет своё исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.
Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».
Дизайн-мышление применяют в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.
Как работает
дизайн-мышление
Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест.
Рассмотрим каждый этап подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление помогло лично мне.
Владелец тюменского сервисного центра попросил меня разработать лендинг. Прежде я делал их только для своих проектов и мне было легко: я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего.
1 этап. Эмпатия
Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.
Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет наиболее комфортное решение. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, придётся вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.
Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, я погрузился в атмосферу заказчика. Взял интервью у владельца бизнеса и провёл с командой рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.
2 этап. Фокусировка
Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.
Общаясь с командой, я понял — большую часть времени они тратят, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок даётся гарантия, какие случаи гарантийные, нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал вопрос: как сэкономить время клиента и команды?
3 этап. Генерация идей
Когда вы определили проблему пользователя, придумайте и проработайте нестандартные решения. Откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте всё, даже самые бредовые мысли. Как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.
Я предложил несколько решений проблемы:
4 этап. Прототипирование
Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.
Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — попробуйте определить проблему заново.
Ответы на вопросы — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователь выбирает нужный вопрос, и ответ уже на экране.
5 этап. Тестирование
Тестируйте готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.
Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.
Вместе с заказчиком мы протестировали его с разных устройств и убедились, что всё работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.
Как применять
дизайн-мышление в дизайне
Представим, что продуктовый дизайнер разрабатывает прототип новой микроволновки.
Он может действовать стандартными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.
Или пойти нестандартным путём: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определённых ситуациях. Так дизайнер поймёт, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает.
Значит, людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который скажет, как сильно нагреется еда.
Важно! Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.
Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.
Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Руководство решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.
Почти все клиенты обращались в студию, потому что её рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.
Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.
Заключение
Если не общаться с заказчиком, а лишь изучать конкурентов, то уйдут месяцы и сотни тысяч рублей на бесполезные решения. Именно дизайн-мышление и эмпатия показывают проблемы изнутри и наводят на их решения.
На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров, и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.
Дизайн-мышление: решаем задачи пошагово
Проблемы – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы встречаемся с проблемами каждый день, пытаемся найти решение и предотвратить их появление в будущем. Однако они возникают вновь и вновь, осложняя нашу жизнь в той или иной степени. Но можно ли найти способ, который поможет решать их качественно, быстро и интересно? Такой способ есть, и называется он дизайн-мышление. Давайте разбираться, что означает этот термин, в чем сущность дизайн-мышления и где его можно применять.
Дизайн и дизайн-мышление – одно и то же?
Для начала давайте сразу определим: дизайн как «эстетическое преобразование промышленных объектов» не имеет практически никакого отношения к дизайн-мышлению, разве что очень отдаленное. Почему же тогда дизайн-мышление (design thinking) получило такое название? Если посмотреть перевод слова design, то среди списка значений можно увидеть следующие: «задумывать», «замышлять», «разрабатывать». Как раз эти значения и являются определяющими на пути понимания того, что такое дизайн-мышление.
Термин «дизайн-мышление», а точнее design thinking перешёл в Россию относительно недавно, хотя его идея зародилась ещё в 1969 году. Герберт Саймон, американский учёный в области социологии, политики и экономики, впервые употребил понятие «дизайн-мышление» в своей книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее эта идея была продвинута учеными из Стэнфордского университета, затем они же основали Стэнфордский институт дизайна, активно поддерживая концепцию дизайн-мышления.
Сегодня же эта техника используется во всем мире, успешно применяется в сфере бизнеса, психологии, инженерии и самых разных областях жизнедеятельности, включая, собственно, дизайн (эти два понятия соприкасаются именно здесь).
Итак, давайте приступим к раскрытию сущности дизайн-мышления.
Принципы и этапы дизайн-мышления
Дизайн-мышление – способ решения поставленных задач, ориентированный на улучшение качества жизни человека при помощи имеющихся технологий. Из определения можно увидеть, что дизайн-мышление оперирует несколькими важнейшими принципами, среди которых:
Дизайн-мышление включает в себя следующие этапы:
Эмпатия
Термин «эмпатия» ассоциируется у многих, в первую очередь, с сопереживанием, сочувствием, что верно и в данном контексте. На этапе эмпатии мы пытаемся осознать проблему, доставляющую дискомфорт человеку, группе людей, обществу и т.п. Как определяют многие ораторы и коучи, это этап, когда мы пытаемся «влезть в чужие ботинки», прочувствовать на себе тяготы и неудобства, причиняемые проблемой.
Анализ и синтез
После сбора информации о возникающих проблемах дизайн-мышление предлагает систематизировать и проанализировать весь полученный объем, классифицировать эту информацию, отыскать возможные противоречия, убрать лишний материал. После такой фильтрации информации мы собираем самое важное, фокусируемся на главном, синтезируем, то есть обобщаем существенные моменты в тезисную форму.
Генерация идей
Итак, настало время идей! Предлагаем самые разнообразные варианты решения выявленной проблемы, и здесь приветствуются как простые, так и самые неординарные мысли. Данный шаг предполагает создание множества вариантов разрешения проблемы, что возможно только с рассмотрения проблемы под разными углами зрения. Поэтому желательно, чтобы в команде дизайн-мышления работали люди различных профессиональных областей. Именно тут придется «мыслить вне коробки» и не бояться быть креативным, даже чудаковатым, ведь порой самые нестандартные идеи оказываются наиболее полезными. Но не забывайте также и об их жизнеспособности.
Если вы хотите научиться находить множество оригинальных вариантов решения проблем, мы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике». На этой программе за 4 недели вы освоите применение творческих и изобретательских алгоритмов, что поможет вам решать задачи в самых разных областях вашей жизни.
Прототипирование
Этот шаг можно назвать еще и моделированием. Здесь мы создаем реальную модель, прототип, шаблон того, что мы выбрали в качестве решения проблемы. И для этого не нужны большие денежные, людские, временные затраты, – достаточно иметь под руками простые средства, способные в простейшей форме испытать вашу идею. Это может быть обычный лист бумаги, ножницы, конструктор, маленькие фигурки и т.д. Данный шаг позволит наглядно представить работу вашего прототипа, выявить его недостатки, осуществить доработки либо опровергнуть его жизнеспособность и ценность (в таком случае вернитесь на предыдущий этап и выберите другую идею). В любом случае, беритесь за дело и творите!
Тестирование
Когда вы создали прототип и уверились в его эффективности и способности решить поставленную задачу, начинайте пробовать его непосредственно на той аудитории, которая заинтересована в этом в наибольшей степени, то есть на опрашиваемых на этапе эмпатии. Тестирование даст вам ответ на вопрос: решена ли поставленная задача? Смогли мы создать модель, ликвидирующую ту проблему, что была обнаружена на начальных этапах? В случае положительного ответа считайте, что вы практически закончили процесс дизайн-мышления по созданию нового в некой степени инновационного продукта с высокой эффективностью и переходите на следующий заключительный этап.
Сторителлинг
После реализации идеи важно её грамотно оформить, упаковать, придать ей релевантный и выгодный образ. Необходимо составить историю, чтобы продукт был интересен так называемым стейкхолдерам (то есть людям, кому этот продукт интересен напрямую). При таком раскладе вы увеличите вероятность наступления коммерческого успеха.
Представленные шесть этапов и составляют сущность дизайн-мышления, которое, как видно, представляет собой интересную нестандартную технологию, приносящую решение при невысоких затратах. Конечно, принципиально важным этапом является генерация идей, и чем больше вы предложите вариантов, подвергая их критическому анализу, тем больше путей решения проблемы вас ожидает.
Примеры использования дизайн-мышления
Как уже отмечалось выше, дизайн-мышление применяется во многих сферах жизнедеятельности человека, при этом наибольшая коммерческая выгода достигается, безусловно, в бизнес-сфере. Кстати, отличной книгой по этой теме может быть книга знаменитого Тима Брауна, CEO и президента компании IDEO, который сотрудничал с такими международными корпорациями как Microsoft, PepsiCo, Procter & Gamble, Steelcas, создал детскую зубную щетку Oral-B, компьютерную мышь для Apple и многое другое. Книга называется «Дизайн-мышление в бизнесе».
Тим Браун указывает в своей книге, что концепция дизайн-мышления призвана не только решать проблемы в сфере управления, администрирования, но и более глобальные проблемы, то есть, в некотором смысле, это универсальная концепция, способная производить какой-либо полезный продукт, улучшающий качество жизни человека в его общем понимании.
Из компаний, задействовавших в своей деятельности дизайн-мышление, можно отметить такие корпорации как:
Конечно, это не единственные примеры использования дизайн-мышления в бизнес-среде. Посмотреть еще больше примеров применения данного метода можно в этой статье.
Также не стоит забывать, что в рамках классических подходов при исследовании какого-либо вопроса мы обычно оперируем методологией критического мышления. Напомним, в практике критического мышления мы обычно исследуем вопрос наиболее подробно, анализируем его, обращаемся к источникам, синтезируем какую-либо идею. Тем не менее, главная задача дизайн-мышления как альтернативной методологии сводится не к исследованию как таковому, а к разработке нового продукта, способного улучшить окружающую среду, то есть материальному результату.
Если вы заинтересовались концепцией дизайн-мышления, мы рекомендуем пройти наш бесплатный курс «Дизайн-мышление», где вы найдете много дополнительной увлекательной информации, а также более детально изучите технику каждого этапа.
Также можно прослушать лаконично и интересно изложенную мини-лекцию от молодого кандидата культурологии РГГУ Оксаны Мороз:
Вместо заключения
Люди всегда стремились найти способ, служащий словно панацеей от проблем, некую универсальную технику, которая бы устраняла или разрешала любую из возникших сложностей. Однако кто-то скажет, что это невозможно с учетом того разнообразия, которое окружает нас в жизни, с учетом особенностей отдельных личностей, их профессиональных сфер, интересов и предпочтений. Ну а кто-то скажет, что таким универсальным методом является дизайн-мышление, которое последовательно, пошагово предлагает на базе интуиции и мозгового штурма решить любую задачу. Что ж, применять дизайн-мышление или нет – решать вам. Но мы все же рекомендуем попробовать.