для чего призвал христос учеников

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 12-й седмицы по Пятидесятнице

В то время, проходя Иисус близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Проповедуя, Христос призывает первых Своих учеников. У Христа будут последователи. Если Он открывает на земле школу святости – святую Церковь – у Него будут учащиеся. Если Он поднимает Свое знамя, у Него будут воины. Если Он проповедует, будут те, кто восприимет Отчий глас: «Того послушайте».

Избранные Господом для утверждения Его Царства были немощные и смиренные рабы Божии. Он не призвал их из великого Синедриона или из школ раввинов, но встретил их среди будничных забот бедных рыбаков у моря Галилейского. Хотя Христос не нуждается в человеческой помощи, Он обращается к ней для утверждения Своего Царства. Он воздает честь тем, кто усердны в своем труде и относятся друг ко другу с любовью. Таковыми были призванные Христом. Он застал их за работой, и они работали вместе. Усердие и стремление жить в любви и согласии угодны Господу – там Его благословение.

Своими словами и делами Господь с самого начала открывает, что Он – Мессия, Христос. Постепенно они будут узнавать Его таковым. Он будет говорить и творить дела среди свидетелей, которые должны будут рассказать другим то, что им открылось. Симон, один из первых, кого Господь призывает следовать за Ним, – тот, кто сможет сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Некоторые не могут понять, почему так мгновенно, «тотчас», Симон и Андрей, Иаков и Иоанн принимают решение. Разве выбор, на котором должна строиться жизнь, следует делать не по зрелом размышлении? Вполне возможно, что Симон и его товарищи задолго до этой встречи знали Господа. Но самое драгоценное, что открывается нам в этом событии, – их радостная решимость следовать за Христом. Это повествование о призвании апостолов перекликается со всеми подобными призваниями, описанными в Священном Писании и в житиях святых. Господь видит Своего будущего ученика, Он призывает его. Призванный являет послушание этому зову – встав, оставив то, что он намеревался делать, – и следует за Господом. Так происходит с Симоном и Андреем, и затем с Иаковом и Иоанном.

Мы ничего не слышим о душевном или духовном созревании будущего ученика. Но неизменно выделяются две черты у всякого, кто решает посвятить свою жизнь служению Царства Божия. Во-первых, он остается тем же, кем был до этого, но с новым призванием. Те, кто всю жизнь ловил рыбу, становятся «ловцами человеков». И, во-вторых, на задний план отступает все, что может стать препятствием для нового служения, вплоть до полного разрыва с прошлым, если необходимо. Симон и Андрей оставляют свои сети. Иаков и Иоанн оставляют свою семью и товарищей по работе. Они избирают такую свободу, которая позволит им посвятить себя полностью их новой задаче.

У всякого призвания своя история, замечательная своими неповторимыми особенностями. Но общее всегда одно: остаться самим собой, все более освобождаясь от всего, что несовместимо с новым даром. И идти за Христом, куда бы Он ни пошел, исполняя свой долг. Дело служителей Христовых – ловля душ и приведение их ко Господу. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, – говорит Христос, – и захватившему рыб всякого рода». Некоторые рыбы пойманы – спасенные души приведены на берег, где их ждет воскресший Христос, но несравненно большее число рыб уплыло. Однако если сети окажутся и совсем пустыми, мы все равно должны продолжать трудиться.

Когда Христос прибыл в Капернаум, Он вошел в субботу в синагогу, и тотчас приступил к проповеди. Мы дорожили бы каждым часом, если бы знали, какая большая работа нам предстоит и как мало у нас времени. С самого начала Господь показывает, что заповедь о почитании праздничных дней – одна из главных в нашей жизни, и мы должны освящать эти дни совместной молитвой и слушанием слова Божия. «И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Самые правильные слова могут быть фальшивыми, если они не исходят из сердца. Как отличалось слово Христово от всего, что обыкновенно произносилось здесь! Христос говорит как власть имеющий не только над внешними поступками, но над сокровенными мыслями каждого человека. В руке Его дыхание наше. Изумляемся ли мы слову Его, когда сегодня Он говорит в наших храмах? Невозможно по-настоящему услышать слово Христово, не имея решимости стать Христовым учеником, и по слову Его переменить свою жизнь.

Источник

“Иисус призывает учеников для всемирной Евангельской миссии”

ИИСУС ПРИЗЫВАЕТ ДВЕНАДЦАТЬ УЧЕНИКОВ ДЛЯ ВСЕМИРНОЙ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ МИССИИ

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь”

I. Иисус призывает двенадцать учеников (1-4)

Взгляните на стихи 1-4: “И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его”.

Глядя наш мир, мы видим, что люди в нем очень унылы и подавлены, им что тяжело найти выход. Во времена Иисуса, Израильский народ был сломлен и страдал под властью Рима. У этих людей не было надежды и видения. Но в Иисусе была надежда и видение. Иисус надеялся осуществить всемирную спасительную работу, начав с воспитания двенадцати учеников. Поэтому Иисус призвал двенадцать учеников, чтобы они стали лидерами и наследниками Его спасительной работы.

Иисус не избрал Своих учеников из числа фарисеев или книжников, хотя те имели хорошее человеческое и социальное происхождение и хорошее образование. Он избрал Своих учеников из числа самых обычных людей. Он поступил так не потому, что фарисеи и книжники не принимали Его, а потому что Он хотел воспитывать тех, кто имел огромное желание учиться. Ученик означает “тот, кто учится”. Ученик Иисуса означает “тот, кто учится у Иисуса”. Ученик Иисуса означает тот, кто отвергает себя и следует за Иисусом: Мат.16:24 “Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”. Также ученик Иисуса – это тот, кто пребывает в слове Иисуса: Иоан.8:31: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Ученик Иисуса – это тот, кто приносит плод. Иоанн 15:8: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».

Раньше все Христиане знали, что они ученики Иисуса. Поэтому чтобы учиться у Иисуса, бесчисленное множество Его последователей подражали Его образу жизни. Многие выбирали бедную и жертвенную жизнь, чтобы научиться жизни у Самого Иисуса. В ходе истории было много людей, которые оставили свою прежнюю жизнь, чтобы учиться новой жизни у Иисуса. Мы должны знать, что мы избраны быть Его учениками. В Иоан.15:16 говорится «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Поэтому мы должны стремиться изо всех сил учиться у Господа Иисуса. Апостол Павел сказал в послании к Фил.3:10: “Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его”. Матфей, автор этого Евангелия, многому научился у Иисуса. В результате он смог написать Нагорную Проповедь. Сейчас мы живем в эгоистичном и развращенном мире, поэтому учиться жизни у Иисуса нелегко. Но, в любом случае, ученики Иисуса должны иметь горячее желание учиться у Него.

Взгляните на 1-ый стих еще раз: “И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь”. Этот стих ясно говорит нам, что ученики Иисуса должны иметь власть изгонять нечистых духов и врачевать больных. Ученики не имели этой власти сами по себе. Многие люди хотят иметь власть Иисуса исцелять. Один молодой человек попытался исцелить своих духовно больных агнцев с помощью каких-то своих магических знаний. Но их состояние после этого стало еще хуже. В конце концов его жена стала одержима бесом печали, а сам он стал чрезвычайно злым, чего никак не ожидал.

Мы можем получить власть исцелять больных и изгонять бесов только если мы молимся и повинуемся слову Иисуса. Лук. 4:18,19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». Мар.9:25, 27-29: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Еф.6:11,13: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять».

Евр.4:12: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».

Мат.28:18: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле».

В Евангелиях мы видим, что Бог дал Свою власть Иисусу, когда Тот молился и повиновался Богу, а Иисус дал Свою власть исцелять Своим ученикам. Матфей, автор этого Евангелия, знал, что он был очень болен грехом, но Иисус исцелил его. Он также знал, что Иисус избрал его Своим учеником, чтобы он также мог исцелять и изгонять нечистых духов, используя всеоружие Божие. Когда мы живем, зная, что Иисус дал нам такую власть, мы можем жить способно и властно в этом мире, творя удивительные дела и чудеса Бога. Вся Библия говорит о людях, которых жили так. Евр.11:33,34: «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» Ис.40:31: «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».

В стихе 2а говорится: “Двенадцати же Апостолов имена суть сии…” Здесь ученики также названы Апостолами. Слово “Апостол” означает “посланный”. В духовном смысле это означает, что быть посланным Иисусом это весьма почетно. Апостол Павел говорит, что мы — посланники Христа и безумны ради Него (2Кор.5:13,20) Иисус призывал учеников, чтобы послать в этот мир. Почему так важно призывать посланников? Рим.10:13-15: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Рим.10:17: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» 10:8: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем»

Все люди Иисуса это Его ученики, апостолы, посланники и проповедники. Они должны нести миру слово жизни, быть солью в нем и иметь чувство ответственности за спасение мира.

Какими были ученики Иисуса? Все они были разными и с разными характерами. Например, Матфей был мытарем, предателем своего народа. В противоположность ему, Симон Зилот был пламенным патриотом и горячо любил свою страну и народ. Петр был неистовым человеком, а его брат Андрей, очень тихим и спокойным. Иаков и Иоанн были очень честолюбивы; Филипп был вычислительной машиной, а Варфоломей был человеком, в личном деле которого стояла только одна строка: “Без комментариев”. Фома постоянно сомневался, а Левей, прозванный Фаддеем, время от времени выдвигал различные новые теории. Иаков Алфеев был рулевым среди учеников; и был еще Иуда Искариот, который предал Христа. Из этого списка мы узнаем, что Иисус намеренно призвал самых разных людей и воспитывал их, чтобы каждый из них стал пастырем для таких же людей как он сам. 1Кор.1:26-27 «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». Отсюда мы учимся, что человек – рулевой, должен стать пастырем для такого типа людей. Учеников было двенадцать. Двенадцать это число колен Израиля, которое символизирует всех людей всех наций. Когда Иисус призвал двенадцать учеников, Он надеялся спасти через них всех людей всех наций.

II. Указания Апостолам (5-10)

Первое, свидетельствуйте вашему ближнему (5,6). Взгляните на стихи 5б и 6: “На пути к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева”. Этот стих говорит нам, что мы должны свидетельствовать об Иисусе в первую очередь самым близким нам людям. Было много причин, почему Иисус приказал им идти сперва к потерянным овцам дома Израилева (15:24). Бог избрал народ Израиля как Своих слуг в Его спасительной работе (Ис.49: 5-6). В Своих указаниях, Иисус приказал им начать свою проповедь с того места, где они находились. В книге Деяний Иисус приказал им начать Евангельскую работу с Иерусалима, потом Иудеи и Самарии и до конца земли. Другими словами, проповедь Евангелия надо начинать там, где находишься. Когда Андрей встретил Иисуса и понял, что Он – Мессия, он в первую очередь пошел к своему брату Петру и рассказал тому об этом. Подобно этому, мы должны начать проповедовать Евангелие тем людям, которые находятся вокруг нас. Но есть много людей, которые боятся рассказывать об Иисусе своим друзьям или членам семьи. Один молодой человек хотел поехать миссионером в другую страну и стать там жертвенным слугой Бога. Но он никогда не свидетельствовал об Иисусе другим. Поэтому они сами стали требовать от него рассказать им, во что он верит. С другой стороны, один очень испорченный молодой человек принял Иисуса. Он был самым младшим в семье и в первую очередь рассказал об этом своему старшему брату. Его старший брат тоже принял Иисуса и пошел к родителям, и они также приняли Спасителя. Таким образом их семья была евангелизирована.

Второе, “приблизилось Царство Небесное” (7). Взгляните на 7-ой стих: “Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное”. Отсюда мы узнаем одну важную вещь. Часто мы учим других много чему из Библии, но никогда не учим их тому, что Царство Божье действительно существует. Это не правильно. Что бы и чему бы мы не учили, мы должны подчеркивать благую весть о Царстве Божьем. Мы должны проповедовать Царство Божье. Мы должны сеять живую надежду на Царство Божье в сердцах других. Но если мы не учим о Царстве Божьем, мы теряем цель. Приход Иисуса это приход Божьего Царства. Где есть Иисус, там есть и Божье Царство. Поэтому мы должны предлагать надеяться на Царство Божье тем, которые имеют в этом постоянно изменяющемся мире ложные надежды. Наше изучение Библии должно подчеркивать Царство Божье.

Третье, “больных исцеляйте” (8). Взгляните на 8-ой стих: “Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте”. Галилейская миссия Иисуса была в основном миссией исцеления и проповедования. Иисус исцелял больных и изгонял бесов. Иисус исцелил многих людей. Но Он исцелил их не ради самого исцеления; это было сделано с целью проповедовать благую весть о Царстве Божьем. Тщательно изучая Евангелия, мы видим, что исцеление больных и изгнание бесов было выражением пастырства Иисуса. Ученикам Иисуса надо заботиться о духовно больных людях через изучение и проповедование слово Бога, потому что слово Бога имеет силу исцелять людей.

Четвертое, не зависьте от материальных вещей (9,10). Взгляните на 9-ый стих: “Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои”. Этот стих не означает, что мы должны вообще не брать с собой денег. Он означает, что мы не должны зависеть от силы денег в нашей евангельской работе; мы не можем изменить человека с помощью денег.

Если кто-то беспокоится о своем будущем, или зависит от денег, он не может стать слугой Бога в евангельской работе. Иисус победил мир, проповедуя благую весть о Царстве Божьем, потому что Он не зависел от денег, но от Бога в молитве. Многие согласны, что неплохо выполнять дело Бога. Но себе они говорят: “Перед тем как состариться, я должен обеспечить сперва себя и свою семью”. Такие люди не пастыри, а наемники. Мы должны помнить, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея 8:20: “Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”. В 6-ой главе этого Евангелия Иисус учил Своих учеников не заботиться о своем будущем. Он сказал в 6:33: “Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложиться вам”.

Мы должны знать, что не зависеть от материальных вещей нелегко. Но если кто не решит эту проблему, он не сможет стать великим слугой Бога.

III. Один человек и имя Иисуса (11-42)

Первое, ищите достойного человека (11-15). Взгляните на 11-ый стих: “В какой бы город или селение не вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете”. Отсюда мы видим, что когда ученики были посланы евангелизировать определенное селение, они должны были найти достойного человека и оставаться в его доме как можно дольше и учить Библии его семью. Но в случае, если никто не примет и не выслушает Божьих слуг, они не должны идти на компромисс ради своего удовольствия. Они должны, выходя их дома или из города, отряхнуть прах от своих ног (14). Отвергнуть Божьих слуг – это очень серьезно, потому что такие люди теряют возможность слушать благую весть великой радости, в то время как мир стоит перед неминуемой погибелью, как стояли Содом и Гоморра.

Проповедуя Евангелие, очень важно найти достойную семью. Например, когда Павел запланировал евангелизировать все Европейские страны, он сперва прибыл в Филиппы. Но там у него не было у кого остановиться. Поэтому они бродили по берегу речки. Там они встретили Лидию, сильную женщину веры, которая пригласила Павла в свой дом и помогала ему во всем, чтобы Павел строил там Церковь Иисуса (Деян.16:11-15). Со временем, Филиппы стали центром его миссии, а филиппийские христиане постоянно поддерживали Павла в молитве и материально (Фил.4:16). Евангелизм – это не мирской бизнес. Один человек, Петр и 12 ученика Иисуса, был более важен для Иисуса и для будущее Евангельскую работу, чем шумящая толпа людей. По этой причине мы тоже особо обратим все наше внимание на изучение Библии и воспитание учеников, чтобы каждый из нас постарался воспитывать одного великого человека веры и молитвы.

Я восхваляю Господа Иисуса за Его призыв и надежду на нас. Пусть Бог даст нам огромное желание учиться у Иисуса. Пусть Бог даст нам ясные указания и решения в наши сердца.

Источник

1. Призвание первых учеников

Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг Себя группу учеников. О том, как это происходит, Иоанн и синоптики рассказывают по-разному. Мы уже говорили, что после искушения в пустыне Иисус не сразу отправился на проповедь, а сначала вернулся к Иоанну Крестителю на Иордан; это явствует из Евангелия от Иоанна. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя:

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа ( Ин. 1:35–39 ).

Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 1:40 ). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин.

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Апостол Андрей Первозванный, Икона. Афон. Ватопедский монастырь. ХVв.

Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей.

Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же другой ученик ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, которого любил Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. Икона. XVI в.

Вырисовывается, таким образом, группа из четырех учеников, состоящая из двух пар братьев: Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Если считать, что двумя учениками Иоанна Крестителя, которые последовали за Иисусом, были Андрей и не названный по имени Иоанн, то вполне понятным становится дальнейший рассказ о том, как Андрей первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу ( Ин. 1:42 ). Первой встречей с Иисусом тот, кто станет главой апостольской общины после Его смерти и воскресения, обязан своему брату.

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Апостол Филипп. Фреска. XIV в.

Рассказ о призвании апостолов у Иоанна продолжается следующим повествованием:

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: или за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:43–51 ).

Каким образом и при каких обстоятельствах Иисус находит Филиппа? Евангелист об этом умалчивает. Логично предположить, что Иисуса познакомили с Филиппом Андрей и Петр, поскольку он был из одного с ними города. Евангелист не объясняет причин, по которым Филипп находит Нафанаила: можно лишь предположить, что они были друзьями или, по крайней мере, хорошо знали друг друга.

Выстраивается целая цепь встреч: сначала Андрей и другой ученик, встречают Иисуса на берегу Иордана; в тот же день Андрей находит Симона и приводит его к Иисусу; на следующий день Иисус находит Филиппа, а тот Нафанаила. В течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников.

Реакция Нафанаила на новость об обретении Мессии выдает характерное для иудеев презрение к галилеянам: Из Назарета может ли быть что доброе? Мы уже говорили о том, что захолустный галилейский городок Назарет никак не воспринимался в качестве места, откуда мог произойти Мессия, сын Давидов. Филипп ничего не говорит Нафанаилу о рождении Иисуса в Вифлееме Иудейском; он лишь отвечает: пойди и посмотри.

Последующий диалог между Нафанаилом и Иисусом может быть истолкован в нескольких разных смыслах. Иисус мог заметить Нафанаила раньше, когда он сидел где-то под смоковницей (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что за ними следует: Я видел тебя). Иисус мог видеть Нафанаила до того, как Филипп нашел его сидящим под смоковницей и рассказал ему об Иисусе (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что им предшествовало: прежде нежели позвал тебя Филипп). Наконец, Иисус мог вообще не видеть Нафанаила в прямом смысле: Его слова вполне можно истолковать как указание на то, что Иисус знал о мыслях Нафанаила и о том, что последний сомневался в возможности для Мессии произойти из Назарета. В этом случае слова вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства находят свое объяснение: под Израильтянином понимается житель Иудеи, который, как и другие иудеи, не верит в то, что Мессия может прийти из Галилеи.

Комментируя этот рассказ, Иоанн Златоуст объединяет второе и третье из приведенных толкований. По его словам, Иисус «присутствовал при беседе Нафанаила с Филиппом». Нафанаил испытывает Иисуса как человек, а Иисус отвечает ему как Бог: «Я видел тебя под смоковницей, когда никого там не было, а были только Филипп и Нафанаил и между собой об этом говорили». Слова вот подлинно Израильтянин Иисус произнес «еще прежде, чем приблизился Филипп, чтобы такое свидетельство было несомненно: для этого Он назвал и время, и место, и само дерево». Тем самым Иисус, по словам Златоуста, проявил Свою несомненную прозорливость.

Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и по-видимому самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта труппа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его ( Ин. 2:2 ). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум ( Ин.2:12 ).

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Апостол Варфоломей (Нафанаил). Фреска. XVI в.

Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн,хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:1–2 ). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи ( Ин. 4:8 ), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною ( Ин.4:27 ). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи ( Ин. 4:43–54 ), об исцелении расслабленного в Иерусалиме ( Ин. 5:1–16 ) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями ( Ин. 5:17–47 ). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады ( Ин. 6:1–3 ). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 6:7–8 ). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде ( Ин. 6:16–21 ).

Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом по-видимому было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн. Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.

Это предположение подтверждается рассказом четвертого Евангелия о проповеди Иисуса в капернаумской синагоге. Здесь упоминаются многие из учеников Его, которые, слыша Его проповедь, говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать! В ответ Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, обличил их в неверии, предсказав, что один из них предаст Его. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ( Ин. 6:60–67 ). Здесь впервые Иоанн упоминает конкретное число: двенадцать.

Итак, согласно Иоанну, у Иисуса было сначала пять учеников, потом их стало, по-видимому, намного больше, а потом значительная часть учеников отошла от Него и больше не ходила с Ним. Откуда взялись двенадцать, число которых наконец названо Иоанном? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к повествованиям синоптиков.

История призвания первых учеников у синоптиков значительно отличается от истории, которую излагает Иоанн. Матфей и Марк приводят одну и ту же, текстуально идентичную историю:

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк. 1:16–20 ; Мф. 4:18–22 ).

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

«Я сделаю вас ловцами человеков». Гравюра. Доре. 1860-е гг.

При чтении этого отрывка создается впечатление, что Иисус призывает незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем попытка гармонизации этой истории с рассказами из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из четырех упоминаемых Матфеем и Марком учеников два названы по имени у Иоанна, а один, вероятно, является самим Иоанном. При этом, как мы помним, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и последовали за Иисусом, а потом Андрей нашел Петра и привел его к Учителю. Все это происходило сразу после двух встреч Иисуса с Иоанном Крестителем, произошедших, как мы предположили, по возвращении Иисуса из пустыни.

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Апостол Петр. Икона. VIв.

У синоптиков же между искушением в пустыне и выходом Иисуса на проповедь после того, как Иоанн был заточен в темницу, имеется ничем не заполненный временной промежуток. Этот промежуток лишь отчасти заполняется рассказами Иоанна о встречах Иисуса с Иоанном Крестителем, о том, как два ученика Иоанна следуют за Иисусом и проводят с Ним день, о знакомстве Иисуса с Петром, Филиппом и Нафанаилом, об участии учеников в браке в Кане Галилейской. Мы можем предположить, что Петр и Андрей после того, как встретились с Иисусом и провели с Ним несколько дней, вернулись в Галилею к своим обычным занятиям. То же относится к Иоанну. Говоря о двух учениках Иоанна Крестителя, последовавших за Иисусом, Иоанн Златоуст отмечает: «Вероятно, что они, сначала последовавши за Иисусом, потом оставили Его, и, увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе». Златоусту вторит блаженный Августин: «Следует думать, что у Иордана они еще не безраздельно привязались к Господу, но только узнали, Кто Он, и в изумлении возвратились к своим».

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Собор Святого Петра в Ватикане

В этом случае рассказ синоптиков получает иное звучание. Из четырех лиц, призванных Иисусом, по крайней мере три Ему уже знакомы: это братья Петр и Андрей, а также Иоанн, брат Иакова (на самом деле, как мы увидим далее, все четверо знакомы Иисусу). Следовательно, Он и обращается к ним не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь призывает на новое служение. Их немедленная готовность последовать за Иисусом в таком случае также объясняется не столько тем, что таинственный Незнакомец чем-то очень сильно их удивил, сколько тем, что Он не был для них незнакомцем: они уже ранее встречались с Ним и были внутренне готовы откликнуться на Его зов.

Именно эти четыре ученика, согласно Евангелию от Марка, приходят с Иисусом в Капернаум, где Он изгоняет нечистого духа из одержимого ( Мк. 1:21–28 ), а затем они же, названные по имени, приходят вместе с Иисусом в дом Петра, где Он исцеляет тещу Петра ( Мк. 1:29–31 ). Утром следующего дня Иисус, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя ( Мк. 1:35–37 ). Под Симоном и бывшими с ним понимаются опять же четыре ученика.

У Матфея между призванием четырех учеников и исцелением тещи Петра содержится рассказ о посещении Иисусом Галилеи ( Мф. 4:23–25 ), Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 ), рассказы об очищении прокаженного ( Мф. 8:1–4 ) и об исцелении слуги сотника в Капернауме ( Мф. 8:5–13 ). За повествованием об исцелении тещи Петра ( Мф. 8:14–15 ) следует еще несколько эпизодов с участием учеников, в том числе беседа с книжником ( Мф. 8:18–20 ); буря на море ( Мф. 8:23–27 ); исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской ( Мф. 8:28–34 ) и исцеление расслабленного в Назарете ( Мф. 9:1–8 ). Можно предположить, что при всех этих эпизодах присутствовали четыре ученика: Петр, Андрей, Иоанн и Иаков.

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Чудесный лов рыбы. Рафаэль. 1515– 1516 гг.

В Евангелии от Луки Симон Петр впервые появляется в рассказе о чудесном лове рыбы:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним ( Лк. 5:1–11 ).

Итак, мы видим еще один рассказ о призвании учеников. Здесь, в отличие от Матфея и Марка, речь идет не о четырех, а о трех учениках: Петре, Иоанне и Иакове – тех самых, которые будут выделены синоптиками как ближайшие ученики Иисуса. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети: у первых двух евангелистов Петр и Андрей закидывают сети, а Иаков и Иоанн вместе со своим отцом починяют сети; у Луки рыболовы вымывают сети. Во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у двух евангелистов эти слова обращены к Петру и Андрею, у Луки – к одному Петру.

Согласовать повествования Матфея и Марка с повествованием Луки можно только в одном случае – если признать, что речь идет о двух разных эпизодах. Так думал блаженный Августин, который считал, что эпизод, описанный Лукой, предшествовал эпизоду, описанному двумя другими синоптиками:

для чего призвал христос учеников. Смотреть фото для чего призвал христос учеников. Смотреть картинку для чего призвал христос учеников. Картинка про для чего призвал христос учеников. Фото для чего призвал христос учеников

Чудесный лов рыбы. Рубенс. 1618– 1619 гг.

. Первоначально произошло то, о чем сообщает Лука, и Господь призвал их не тогда, и только Петру было предсказано, что он будет ловить людей. И это сказано не в том смысле, что он никогда уже не будет ловить рыбу; ибо мы читаем, что и после воскресения Господа Его ученики занимались ловлей рыбы ( Ин. 21:3 ). Из этого дается возможность понять, что они по привычке возвращались к ловле рыбы, так что то, о чем повествуют Матфей и Марк, произошло уже после, а именно то, что Он призвал их по два и Сам приказал им следовать за Собой: сначала Петру и Андрею, а потом двум сынам Зеведея. Тогда они и последовали за Ним; не после подведения лодок к берегу, а после того, как Он призвал их и приказал следовать за Собою.

Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со Своими будущими учениками, начиная с того момента, как два ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом. Из этих двух учеников один был Андрей: он находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу; затем оба брата возвращаются к рыболовному промыслу. Далее следует история чудесного лова рыбы, когда Иисус говорит одному Петру о том, что сделает его ловцом человеков. А затем следующий эпизод: когда Иисус находит Андрея и Петра и говорит им обоим то, что уже однажды сказал Петру. Они оставляют сети и следуют за ним.

В отношении Иоанна и Иакова картина вырисовывается следующая. Иоанн, предполагаемый другой ученик Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей.

Следующий рассказ на ту же тему касается призвания еще одного ученика. У Луки он назван Левием ( Лк. 5:27 ), у Марка – Левием Алфеевым: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Ион, встав, последовал за Ним ( Мк.2:14 ). В параллельном повествовании Евангелия от Матфея ( Мф. 9:9–13 ) мытарь назван Матфеем.

Был ли Левий-Матфей до призвания знаком с Иисусом или Иисус призывает незнакомого человека, которого видит впервые в жизни? Прямого ответа на это синоптические Евангелия нам не дают. Однако отождествление Матфея-мытаря с Матфеем-евангелистом позволяет предположить, что Матфей мог быть среди слушателей Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). В этом случае (как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном) получается, что Иисус призывает не незнакомого человека, а того, кого Он уже ранее встречал.

Кто такие мытари, о которых неоднократно упоминается в Евангелиях? Это сборщики податей, состоявшие на службе у римского императора. Фактически они обслуживали интересы оккупационной власти, почему и были презираемы иудеями. В сознании последних они стояли в одном ряду с другими грешниками, открыто нарушавшими традиции еврейского народа, и даже с блудницами. Отсюда употребляемые в Евангелиях словосочетания мытари и грешники (мф. 9:11; 11:19; Мк. 2:16 ; Лк. 5:30; 7:34 ), мытари и блудницы ( Мф. 21:31 ). Пренебрегая презрительным отношением иудеев к мытарям, Иисус неоднократно общался с ними, а одного из них даже сделал Своим учеником.

Матфей назван мытарем в списке двенадцати учеников, приведенном в Евангелии от Матфея; в трех других списках, имеющихся у Марка, Луки и в Деяниях апостольских, Матфей не назван мытарем (мк. 3:18; Лк. 6:15 ; Деян. 1:13 ). Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о том, что автор Евангелия от Матфея и мытарь Левий Алфеев – два разных человека. Церковная традиция, однако, принимает Матфея-мытаря, Левия Алфеева и Матфея-евангелиста за одно лицо.

Глагол «следовать» ( άκολουθέω ) является общим для повествований синоптиков о призвании первых учеников ( Мф. 4:20,22 ; Мк. 1:16,20 ; Лк. 5:11 ), о призвании Матфея-Левия ( Мф. 9:9 ; Мк. 2:14 ; Лк. 5:28 ) и о том, как Петр от лица учеников сказал Иисусу: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 18:28 ). Этот глагол встречается в Евангелиях в общей сложности 79 раз (25 – у Матфея, 18 – у Марка, 17 – у Луки и 19 – у Иоанна), из них в 73 случаях он указывает на следование за Иисусом. Призвание апостолов заключается прежде всего в том, чтобы следовать за Учителем, – как в буквальном смысле (идти за Ним), так и в переносном (исполнять Его заповеди, следовать Его учению).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *