для чего прорезь на слоне в шахматах
Для чего прорезь на слоне в шахматах
Вот что нужно знать о слоне:
Слоны на своих начальных позициях.
Слон считается легкой фигурой (как и конь ) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен коню (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).
Как ходит слон
Слон ходит по диагоналям!
Каждому из слонов доступна ровно половина полей доски. Слон может ходить либо по белым полям, либо по черным. Слон называется белопольным, если он ходит по белым полям и чернопольным, если он ходит по черным. Два слона взаимодействуют оптимально, когда они расположены на соседних диагоналях—вот как много полей держат под боем такие слоны!
Два слона держат под боем много полей!
Белопольный слон не может стать чернопольным, и наоборот. Слон может взять фигуру противника, заняв поле, на котором она расположена, и преодолеть сколько угодно полей в любом направлении, если они свободны от других фигур.
На этой диаграмме чернопольный слон черных не может сделать ни одного хода!
Чернопольный слон черных заблокирован!
Проверим себя
Проверим, видим ли мы, куда может пойти слон. Может ли белопольный слон белых на этой диаграмме взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять коня c6?
Нет! Слон не может взять коня c6, потому что его закрыла собой пешка b5.
Заключение
Мы узнали, где расположены слоны в начале партии, какова их ценность, и как они ходят. Испытаем слонов в сражении с друзьями или пройдем еще больше интерактивных уроков!
Смотрим видео
Слон в шахматах
Продолжаем серию статей статьей Слон в шахматах.
Слон – дальнобойная фигура, которая может перемещаться только по диагоналям. Слон в шахматах может пойти на любое количество полей, при условии, что на его пути нет фигур или пешек. Если на пути слона чужая фигура или пешка, то слон может ее побить.
На этой диаграмме мы видим слона и все поля на которые он может пойти (белые точки).
В этой позиции действия слона ограничивают 2 пешки: своя и чужая. Белая пешка ограничивает слона на 2 хода: слону не доступно поле б1, так же слон не может занять поле с2, на котором находится своя пешка. Черная пешка не дает слону пойти на поле а8, вместе с тем слон может встать на поле б7 побив черную пешку.
В начальной позиции у каждого игрока по 2 слона:
Слоны каждого игрока находятся на полях разного цвета, один на белом и один на черном, поэтому слонов называют белопольный и чернопольный. Слоны одного игрока не могут пересечься, каждому слону доступна лишь половина доски.
Рассмотрим ударную силу слона на разных участках доски:
Если слон в шахматах стоит на любом крайнем поле, то ему будет доступно 7 ходов.
На этой диаграмме обоим слонам доступно уже по 9 ходов.
В данной позиции слоны имеют в своем распоряжении по 11 ходов.
Слоны, находящиеся в центре доски держат под контролем по 13 полей.
Проанализировав 4 предыдущие диаграммы легко сделать вывод: чем ближе слон к центру доски, тем большее количество ходов ему доступно.
Рассмотрим нападения слонов по диагоналям, и какие угрозы они несут.
На диаграмме видно, что ферзь и король черных находятся на одной диагонали. Слон объявляет шах, и после того как король отойдет, слон без проблем побьет вражеского ферзя.
На этой диаграмме черная ладья, не может объявить мат нашему королю, так как ладья прикрывает собой своего короля. Слон успешно связал фигуру соперника, которая прикрывает собой более ценную фигуру.
На слоновые связки нужно обращать особое внимание:
Слон связал коня белых, конь не может двигаться, потому что прикрывает собой ферзя. Черные напали пешкой на коня, и остаются с лишней фигурой.
Как мы уже знаем из предыдущей статьи, слон примерно равен коню и примерно равен 3 пешкам. В позициях открытого типа, когда на доске мало пешек, слон окажется сильнее коня, так как контролирует оба фланга, и будет успевать поддерживать свои проходные пешки, и задерживать проходные соперника. В закрытых позициях слону тяжело противостоять коню, так как слон будет упираться в пешечные цепи, через которые конь успешно перепрыгивает. 2 слона в эндшпиле будут сильнее одинокой ладьи и будут превосходить 2 коней. Эндшпиль 2 слона и король против короля будет легко выигран, при помощи короля, 2 слона постепенно оттесняют короля соперника и объявляют ему мат.
В шахматах есть понятие – преимущество двух слонов – это позиционное преимущество, при котором у одной из сторон есть 2 слона, а у другой слон и конь либо 2 коня. При наличии двух слонов их действия должны быть хорошо скоординированы, что возможно в открытых позициях, когда главные диагонали свободны от пешек. В закрытых позициях 2 слона могут оказаться слабее 2 коней. Преимущество двух слонов особенно сильно проявляется при игре на двух флангах.
Подпишитесь на наш канал на YouTube
Подпишитесь
на новости сайта бесплатно
Бесплатная Мини-книга от международного гроссмейстера Виталия Киселева
Заявка на первое занятие
Политика конфиденциальности
Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.
Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.
Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна
При регистрации вас попросят ввести email адрес и заполнить несколько полей. Эта информация позволит нам присылать вам только те материалы, которые актуальны именно для вашей сферы деятельности и вашего региона. Информация, которую вы указали при регистрации никогда и ни при каких обстоятельствах не будет передана третьим лицам.
Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.
Рассылки и информационные сообщения
После регистрации на сайте вы будете периодически получать email письма с полезными материалами (статьи, видео, аудио). В конце каждого письма есть кнопка «отписаться», которая навсегда удалит вас из нашей базы данных.
Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.
Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).
Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Вы можете полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать неправильно.
При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.
На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.
Изменения в политике конфиденциальности
Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице.
Еще одна ценная шахматная фигура – это шахматный слон. Слон в шахматных книгах или на демонстрационных досках очень похож на слонов, которыми играют на шахматной доске в турнирах и матчах. У всех них есть высокий остроконечный шлем, правда у книжных слонов есть только голова, а у игровых еще и туловище.
Как известно, ни живые, ни шахматные слоны в русских дремучих лесах не водятся. Холодно им, беднягам. А зимовать в берлоге, как медведи, они не умеют – слишком большие, не поместятся.
Раньше, говорят, в холодной России водились мамонты, так у тех шерсть была длинная. Но их очень любили кушать древние люди. Бывало сядут и съедят целого слона-мамонта на ужин.
Очень вкусно, а главное, много! Так и переели всех мамонтов задолго до появления шахмат в России. Могли бы хоть парочку для будущих шахматистов и зоопарков оставить.
А на самом деле, замерзли все русские мамонты во время ледникового периода. Одного такого мамонтенка Диму недавно нашли в вечной сибирской мерзлоте.
История шахматного слона в разных странах мира
Во многих шахматных книгах, напечатанных в западных странах, на шахматных диаграммах вместо привычных шахматных слонов изображены веселые человечки в колпаках с бубенчиками. В некоторых странах особами, приближенными к королю, стали Епископы – в Англии, Бегуны – в Германии, Гонцы – в Польше, Стрелки – в Чехии, Охотники – в Сербии, Офицеры – в Болгарии.
Кстати, и у нас в России Офицеры довольно часто помогают дать мат шахматному королю нашим русским дедушкам, которые упорно продолжают так называть красивых боевых животных. Старые названия передаются внукам и юные шахматисты с Офицерами приходят на шахматные занятия.
Правда, в последнее время ученые, то ли где-то раскопали, то ли придумали еще одну версию появления шахматного слона на русских шахматных досках. Оказывается, что слон – это такое большое животное, которое Слоном Слоняется по лесам. Вот такие ученые, не поймешь их иногда.
Сказочная шахматная история о шахматных слонах, офицерах и шутах
Где водятся слоны? Какие из них более ленивые?
Всеволод Викторович Костров
Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий
Изучаем слона (часть 2)
Продолжаем изучение шахматных фигур. Следующая фигура — это слон.
Казалось бы, слон фигура которая ходит еще проще чем ладья. Но, тем не менее, при первичном изучении слона с ним связано больше проблем чем с ладьей. Дети легче воспринимают движение по горизонталям и вертикалям, чем по диагоналям. Чтобы научить ребенка ходить слоном – заходите под кат. Вас там ждут диаграммы, некоторые не самые простые (для детей).
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
Перед тем как начать изучать слона, стоит рассказать о том, что это такое, дать следующие понятия:
1. Как ходит слон.
2. Какие бывают слоны (чернопольные и белопольные).
3. Названия остающихся в окончаниях слонов (одноцветные и разноцветные).
После того как мы изучили ладью, наши цели немного расширяются. Теперь надо не только научиться ходить слоном, но еще и понять – кто сильнее слон или ладья. Поэтому перед тем как начнем изучать слона попросим ребенка поставить сначала слона, а затем ладью в центр поля и посчитать количество полей на которые эти фигуры могут пойти (у слона 13 полей, у ладьи – 14). Затем ставим слона и ладью в угол – опять считаем количество полей, на которые могут пойти фигуры (слон – 7 полей, ладья – 14). Объясняем ребенку, что сила фигуры определяется тем, на какое количество полей она может пойти.
Нужно донести до ребенка то, что если у фигуры ходов меньше – то она слабее чем та, у которой ходов больше. Данный аспект необходимо проделывать в дальнейшем со всеми фигурами. И тогда будет очень легко объяснить силу фигур и их ценность на основании этой силы.
Понимая причинно-следственную связь между силой слона и ладьи, мы начинаем выстраивать в мозге ребенка понимание того, что все в мире взаимосвязано.
Кроме того, изучая силу фигур, надо доносить до ребенка методы борьбы с каждой конкретной фигурой. Это мы будем постепенно проходить в заданиях.
Те, кто изучал шахматы в детстве по другим методикам, прекрасно знают, как бороться с каждой конкретной фигурой. В спортивной подготовке, например при изучении слоновых окончаний, рассматриваются сильные и слабые стороны слона. Но это все потом. Что мне нравится в методике И.Г. Сухина – то что сила и слабость фигур изучаются как бы промежду прочим, в упражнениях и задачах. При этом ребенок на практике усваивает методы борьбы с фигурами.
Перейдем непосредственно к изучению слона. Типы заданий примерно такие же, но Вы скоро увидите различия по сравнению с ладьей, я на этом остановлюсь. Первые типы упражнений подобны заданиям с ладьей. К тем заданиям которые и так ясно как выполнять – я комментариев давать не буду. Общий комментарий к таким заданиям простой – следите за действиями ребенка, он будет иногда ошибаться по различным причинам. Причины – индивидуальны (опять же – вундеркиндов я не рассматриваю – программа общеобразовательная).
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
В первом задании кратчайший путь — 2 хода, во втором и третьем — 3 хода.
Упражнение №3. «Лабиринт»
К этому упражнению следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что дети в задании №1 проходят обычно его за 9 ходов делая петлю через низ. Оптимальный режим прохода – 7 ходов. Практически все залетают в угол, поэтому я обычно торможу их и говорю что надо пройти за 7 ходов. С остальными заданиями проблем, чаще всего, не возникает.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Задание №1 выполняется легко.
В задании №3 все хитрее – его решают гораздо реже, т.к. тут требуется выжидательный ход своим слоном, иначе черный слон берет контрольное поле под защиту и не уходит с него. Для решения необходимо сделать ход назад и только потом устремиться к контрольному полю.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Прежде чем давать ребенку решить эти задание – решите их сами, а то можно и проколоться. Опять же — считаем темпы (количество ходов за сколько слон дойдет до цели). А в последнем задании делаем выжидательный ход когда дойдем до конца доски — в угол не лезем, там слон ловится.
Теперь мы подошли к самому интересному в изучении слона. Дело в том, что теперь в задания вводится ладья, которую ребенок изучил раньше. На примере следующих заданий, обучаемому надо понять кто сильнее – ладья или слон. Как ладья может бороться со слоном, и как слон может бороться с ладьей.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
Замечание №1. Вы можете составить задание, где слон нападает двумя способами на ладью, но в реальности это скорее исключение чем правило, т.к. слон слабее. И цель этих заданий донести до ребенка что слон слабее. Ребенок должен сделать именно этот вывод и закрепить его.
Упражнение №8. «Двойной удар».
В этом задании, ребенок должен напасть на две черные фигуры одновременно первым ходом. Собственно и ладья и слон это могут сделать – в этом они похожи. И, опять же, бить черные фигуры не надо.
В этом задании все понятно – надо побить незащищенную фигуру. Интересно то, что не всегда дети видят какая фигура без защиты. Кроме того, защита может проходить и через белую фигуру. Трудности у детей иногда возникают, но не настолько часто. Хотя контроль необходим, внимательно смотрите какую фигуру дети будут бить.
Ребенок должен понять — защитить фигуру можно «через голову соперника», т.е. и нападая и защищая свою фигуру одновременно. Конечно, дети еще долго подобные защиты не видят и не умеют применять, но на этом стоит сделать упор — чтобы они знали о таком способе. В дальнейшем, в заданиях, такие способы защиты будут применяться.
Надо сделать такой ход, чтобы черным было невыгодно брать белую фигуру. Т.к. стоимость фигур еще не проходится, то проигрывает тот кто потерял все фигуры. И про этот момент необходимо напомнить ребенку перед выполнением задания.
Упражнение №11. «Выиграй фигуру»
Надо сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных, вторым ходом забрать одну из черных фигур. Не забудьте напомнить что черные фигуры в этом задании ходят.
Упражнение №12. «Перехитри часовых». Снова возвращаемся к часовым, но теперь в часовых будут еще и ладьи.
На этом упражнении я остановлюсь более подробно.
Задание №1. Здесь трудностей обычно не возникает, хотя дети так и норовят прыгнуть в начале на поле f3.
Задание №2. Это задание обычно нравится девочкам. Дело в том, что если нарисовать траекторию как идет слон – получается сердечко. Девочки – в восторге.
Задание №3. Самое мозговыносительное задание. В нем дети себя должны поломать для того чтобы его решить. Редко кто из детей может решить его сразу, и обычно это дети старше 8-ми лет. Все кто младше застревают на простом фокусе – слон должен на втором ходе отойти назад, вернуться чуть-чуть чтобы потом дойти до цели. Я подозреваю, что ход назад по диагонали, у детей связан с отходом назад вообще, они воспринимают новую траекторию как обратную — а на самом деле это ведь не так.
Постарайтесь не вмешиваться в решение этой задачи, только если ребенок совсем уж начнет психовать. И еще момент – дело в том что данная задача решается обычном перебором. С каждого поля у слона обычно два хода – один назад, второй вперед. Есть еще вариант в тупик – но они сразу бракуются. Но именно на этом задании дети сидят минут по 20 бывает. А то и больше. Хотя после того как они его решают – у них наступает бешеная радость в том что они его решили.
Это задание на самом деле достаточно сложное почему-то для начинающих детей. Так что — отнеситесь с полной серьезностью.
Упражнение №13. «Сними часовых».
Это новый вид заданий. Дело в том, что в самой ладье, мы не могли побить часовых – как только нападали на ладью – она нас тут же убивала. Теперь фигуры разные, и мы это можем сделать. Смысл заданий – надо побить черные фигуры. Черные фигуры не ходят, но стреляют как снайперы (см. задание «Перехитри часовых»).
В этом задании ребенок уже начинает сравнивать фигуры ладью и слона. У него в голове наступает разграничение вида ходов и самих фигур. Но с их силой еще не все так ясно.
Упражнение №14. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
Здесь детей уже ожидают некоторые сложности. Дело в том, что в этих заданиях надо не только захватывать контрольное поле, но и вынуждать соперника ходить туда куда надо Вам. А для этого необходимо нападать на само поле-цель. Рассмотрим подробнее.
Задание №1. Тут все достаточно просто. Для того чтобы попасть на контрольное поле, нам надо на него напасть, но так, чтобы ладья его не защитила. Сделать это можно на поле c6. Хотя дети пытаются ходить на поле c2 иногда, но в этом случае ладья сразу же защищает ходом на a8, и согнать ее с вертикали слон не сможет.
Задание №2. Здесь уже ладья вынуждает ходить слона на поле a7 нападая на контрольное поле с поля b2. Дело в том что слон может защитить поле b8 пойдя либо на a7 либо на h2. Так вот, диагональ h2-b8 длинная, и согнать оттуда слона у ладьи не полчится. Поэтому сначала b2, затем слон ходит на a7, мы делаем выжидательных ход по вертикали на любое поле (но только не под бой) – слон уходит и мы захватываем поле b8.
Задание №3. Похоже на второе. Надо определить длинную диагональ – это диагональ a3-f8. И не пускать туда слона вынуждая ходить его на поле c1. Затем слона надо согнать с диагонали a3-c1 и захватить контрольное поле. Т.е. последовательность ходов ладьей – d3 – b3 – a3.
Упражнение №15. «Ограничение подвижности».
Задание №1 достаточно простое. Слон ловится сразу же.
Задание №2 – уже есть некоторые сложности. Как и в упражнении №12 нельзя пускать слона на длинную диагональ. Т.е. решение простое – c1 – c7
Задание №3. Тут следует остановиться на том, что нам надо побить все фигуры противника. При этом мы выиграем если у нас останется хоть что-то. Т.е. надо заблокировать черную ладью слоном. Верное решение – пойти слоном на поле g1.
Упражнение №16. «Игра на уничтожение».
В этих заданиях приходит окончательное понимание как и когда можно бороться со слоном, либо ладьей. Я приведу некоторые задачи из курса И.Г. Сухина.
Задание №1 решается достаточно просто – в один ход. Слон убивается вторым ходом.
Задание №2 решается в два хода – слон убивается третьим ходом.
Задание №3. Если тут слон выберется на черную диагональ из трех клеток – то ладья его уже не поймает. Поэтому главная задача не дать ему туда выбраться. Решение простое – вправо на 2 клетки, затем влево на одну. И третьим ходом слон бьется.
Задание №4. Решение простое до жути, но дети его обычно найти не могут. Тут весь фокус в том, что нельзя пускать слона на длинную диагональ. Там 4 клетки, ладья слона на 3х то клетках ловит тяжело, а на 4х она его поймать не сможет никогда. Поэтому вся задача это сопротивление попаданию слона на большую диагональ. Дети обычно сидят над этой задачей минут по 15-20. А потом я им подсказываю.
Оптимальная подсказка — сказать что слон на диагонали сильнее и поймать там его нельзя. И попросить ребенка каждым ходом начать блокировать выход слона на диагональ. Уже на втором ходе у ребенка наступает изумление, а на 4м (когда он слона бъет) — радость. Вообще за этими процессами интересно наблюдать и именно на это задаче — все стадии налицо — трудность, удивление, изумление, радость.
Ну вот, теперь мы закончили проходить слона. Казалось бы – легкая фигура, но не такая простая. После прохождения этих заданий ребенок должен знать, как ходит слон, понимать в чем его сила. И как слон может сопротивляться ладье. А так же, он должен понимать, что ладья сильнее слона и почему. Кроме того, иметь слона вместо ладье — еще не значит проиграть. Играя в шахматы, Вы наверняка с этим не раз сталкивались. Для успешной игры в голове не должно быть никаких ограничений и недооценок слона. Слон — это тоже фигура, да — не самая сильная, но фигура. И ей можно сопротивляться. Но это надо уметь делать. Сила слона — в диагоналях. Заняв длинную диагональ слон по ней и начинает работать, там он силен. Справиться со слоном на длинной диагонали ладья не может. Именно это знание, кроме того как ходит слон, ребенок и должен уяснить в итоге.
Напишу вдогонку еще раз – ребенок все должен делать сам. Задача общеобразовательных шахмат – привить интерес к предмету. Детям интересно решать головоломки, особенно когда они знают что те им по зубам. Радости при решении вышеприведенных заданий очень много, особенно если задачки сложные на первый взгляд. Я специально даю задачи простые и немного посложнее и поинтереснее, Вам будет, чем голову поломать вместе с сыном или дочерью. Да-да, девочкам нравится решать такие задачки. Если это не из под палки.
В общем удачи. А я пойду готовить следующие части изучения шахматных правил. После слона у нас ферзь. Ну и задачки посложнее естественно.
Для недавно подключившихся к курсе, напоминаю что все задания в данной статье приведены по учебнику «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017».
И еще, в прошлой статье я не выразил благодарность авторам программы Кветка — выражаю сейчас. Все диаграммы набранные для статей сделаны в этой программе. Удобство для меня лично — неоспоримое. Я просто перерисовал набор фигур и заменил пешки шашками, а короля — крестиком. В итоге времени на разработку диаграмм уходит минимальное количество.