для чего проставки под шаровые
Про проставки «под шаровой», о вреде и пользе.
Периодически, про любые доработки, можно услышать аргумент «у меня всё нормально работает», и других аргументов (у других работает — не рассматриваем, это из той-же оперы) собеседники не могут привести.
Меня задолбало немного, что на слова мало кто верит, а отдельные фотографии которые выкладывал в сети, искать лень, решил написать данный пост.:о)))
Так вот, первая мысль о проставках, и их вреде.
При установке проставок, изменяется длинна рычагов, и как следствие кинематика подвески. В динамике развал начинает меняться очень не красиво, и по факту колёса пишут траекторию в виде )( — это можно увидеть, если посмотреть спереди или сзади.
На видео видно, как колбасит колёса (правда там ещё похоже и сошки перевёрнуты, но это уже на схождение влияет, что тоже не айс нифига).
Смотреть именно с 47:40, хотя есть и другие показательные моменты в этом видео, можете и сами их найти. Видно как после кочек, водитель «ловит» машину, правда это из-за изменяющегося схождения (это другая песня, но из той-же оперы).
Для примера, и наглядности фотография:
И это всего лишь 20 мм проставка, а очень часто народ ставит больше, а порой и в разы больше.
Уверяю, в динамике буфер сжатия позволит подвеске сжаться до такого уровня, и палец шаровой начнёт работать как ограничитель хода подвески.
К чему это приведёт? Палец шаровой может банально отломаться, лопнув, последствия описывать думаю не надо… Это в самом критичном случае, в «лёгком» варианте, палец начнёт гнуться. А потом он сломается.
Для наглядности картинка, проставка была 40мм, при 20 последствия будут меньше, но аналогичными.
На фото шаровая от Трека — «Чемпион». Палец стоит вертикально, но смещён от центра, — это его загнуло на столько.
Почему заостряю на этом внимание? Потому, что эти шаровые (Трек Чемпион) имеют один из самых больших углов работы, и с другими шаровыми итог может (и часто будет) ещё более плачевный.
Для понимания этого момента, вот фотографии различных шаровых в сравнении с Трек «Чемпион».
Видно, что угол у старого белмага сильно меньше, чем у нового.
Белмаг нового образца (Шеви), по углу работы сопоставим с чемпионом (извините за качество фото):
На этом фото не очень хорошо видно, но угол отличается очень мало.
И на последок, самое ужасное сравнение:
Это шаровая Optimal, которая по каталогу верхняя классическая (номер не помню, сорри), что соответственно подходит и для Нивы, но по фотографии видно, что угол работы намного меньше. Не проверял, но подозреваю, что данная шаровая не даст работать подвеске в полном диапазоне, даже без проставки.
Вывод-совет: когда вы вносите изменения в подвеску автомобиля (любого), проверьте согласованность работы всех элементов, возможно это защитит вас не только от поломок и ремонтов, но и спасёт жизнь (отломает палец шаровой на ходу и кулак в сборе улетит)… тфу*тфу*тфу
А если не проверили, и вам на себя плевать, то не советуйте другим «делай, у меня всё ок».
Себе я проставки совсем удалил… хотя допускаю, что потом сделаю, небольшие (8-14мм), но с обязательной проверкой углов работы шаровых, сугубо для увеличения хода отбоя, пожертвуя стабильным схождением.
Антитюнинг: Проставки под шаровую. Итоги
Не так давно я писал о том, что в интернете много информации о том, что ставят проставки под шаровую, и из-за этого уменьшается крен на авто, машина становится более собранная и т.д. Это все пошло из сомнительной статьи про Форд, где описывается то, что стабилизатор поперечной устойчивости — зло, а правильная работа подвески должна осуществляться наклоном рычагов и геометрией. Та самая статья
Да, подвеска макферсон — компромиссная подвеска. Ее преимущества перед той же классикой или москвичем, к примеру, только в цене и дешевизне. Ее проще обслуживать как в цене, так и ремонтоудобности. Ее называют «бухгалтерской подвеской». Но ничего, и на такой поедем!
Так вот. Перейдем к делу. То что центр крена опустится — сомнений не было. Но больше всего меня смущало, что при изменении положения нижнего рычага по отношению к верхнему — при на езде на кочки, машина будет склонна к самостоятельному подруливанию, хотя руль будет находиться в одном положении. Этот термин называется «ударное управление». И хорошо описан в книге о подвеске Деса Хеммила и на этом видео:
Да и книга очень полезная, легко читается! Советую всем.
Заказал я эти проставки у токаря очень давно, но что-то пропал он, и я решил попытать счастья в другом месте. Друг на работе нашел правильного человека и тот за пару дней выточил их. Толщину выбирал исходя из того что зимняя резина на 13 и проставка не должна мешать пальцу шаровой и не цеплять за балансировачные грузики колеса. У меня это вышло 18 мм.
Чертеж брал этот:
Болты крепежные нужны М10*45мм*1.25. Класс прочности, как и на сток болтах — 10,8. Не меньше.
В продаже такие оказались редкостью, или 50 мм, или 40. 50ку не надо, они слишком длинные, а 40шка немного коротковата.
Установка их заняла 15 минут, если работать вдвоем. Мы на пару с @ Dimm17 оперативно справились уже поздним вечером с фонариком в руках. Один монтировкой отгибает рычаг, второй направляет по отверстиям и затягивает. В общем легко! 😉
Теперь эффект и ощущения!
Да, крена стало меньше, ощутимо меньше. Жесткость авто осталась той же, при прохождении поворота — машина начинает как и раньше крениться, и в определенный момент в этом положении и остается и начинает пищать резина. Раньше писка не было, крен есть — писка нет! Теперь крена мало — писка много. Такое было у меня, когда еще стоял стабилизатор с десятки, который недавно и с радостью я снял. Ощущение сбитости появилось. Пару дней покатавшись, я стал замечать что и правда на кочках руль остается на месте, а машину немного водит влево-вправо. Старался себя успокоить что это схождение косое и поэтому тягает, и развальщик это пролечит!
Но приехав на стенд, подключили все датчики, стали раскачивать машину вверх-вниз. И к моему огорчению, схождение при работе подвески менялось, очень сильно. До 4 мм.
А по книгам и допускам — максимальное отклонение может быть 1.2 мм.
Так что сомнительная забава эти проставки. Кто не пробует — не ошибается, но интернет полон этими проставками, и после долгих поисков, я так и не нашел хотя бы одного, который сказал или намекнул об ударном управлении.
Никому не советую эти штуки, и еще раз подчеркну, что на малой скорости еще не страшно что меняется схождение и машину болтает. Страшно когда на высокой скорости встретится кочка или бугор — тогда придется сильнее ловить авто.
А для тех кто все же не согласен со мной и оставит/поставить проставки, то чтобы хоть как-то убрать ударное управление — зажмите подвеску. Вариантов масса: жестче передний стаб, жесткие аморты и пружины…
Засвет в журнале / Проставки под шаровые / Развал / Проставки-переходники
1. Засветился в журнале «Авто и техника». Очень приятно) Спасибо редактору, не помню уж кто писал на драйве по этому вопросу)
issuu.com/jurnal11/docs/a…urnalik.ru/23?e=0/3685501
2. Заказал у Vovan73RUS проставки под шаровые опоры 15мм. Очень качественно, быстро и недорого. Вместе с ними заменил шаровые опоры на усиленные заводские.
Это возвращает рычаги на заниженной машине в исходное положение, убирает саблю подальше от шкива коленвала, разгружает вечно натянутый стабилизатор, возвращает его в рабочее положение и отодвигает его подальше от лонжеронов.
Вообщем плюсов немеренно!
Подвеску просто не узнать после этого, серьезно, машину теперь излишне не раскачивает как это было раньше из за вечно нагруженного стабилизатора, пропали все лишние стуки сабли, стаба и тп. Кочки глотает очень мягко. Вообще я советую всем низким ставить проставки под шаровые, это хороший и грамотный тон для правильной подвески! Важно помнить что подвеска, это не только пружины, стойки и отпиленный лонжерон.
Кстати менял правую шаровую, и незаметно для себя выдернул из коробки гранату)
Масло потрачено) Заменил на 75W85 ZIC G-FF, как оно вообще? Купил первое, что гугл посоветовал)
3. Убрал наконец то сзади пластины в 1 градус, и накидал шайб на 3 градуса. Болты под шестигранник очень легко срывались и приходилось их спиливать болгаркой.
Ну и наконец то примерил свои проставки 16мм и 26мм с развалом 3гр и отпиленной кромкой арки. Напомню, ATS Cup et28 7j 155/60/15. То есть вылет получается et12 перед и et2 зад. Выглядит оно так, то, к чему я так стремился:
Зачем нужны проставки шаровой!
Эти тюнинг причиндалы нужны только стойкам с опущенной рулевой сошкой! При сверх занижениях авто приходится опускать рулевую сошку на стойке, чтобы не цеплять рычагом о стенки проёма. В продаже имеются такие стойки, и производитель указывает об изменении в конструкции. Я видел в значении 20мм, возможно есть и другие.
Длинна рычага подвески меньше длины рулевой тяги, соответственно при рабочих ходах подвески будет изменятся продольная ориентация колеса- «схождение».
В стоке они параллельны и близки к горизонтали!
1.В стоке с проставкой.
При прохождении поворотов, волн и ухабов. Схождение увеличивается! как +, так — рабочем ходах подвески, углы малы, зависимость не линейна, но очень близка к ней По всей видимости помогают стабилизировать авто или так планировалось…
Если поставить проставку под шаровую, с стандартной стойкой. Изменится точка работы и при тех-же ходах подвески значтельно увеличится динамическое схождение, а так нелинейность станет значительно круче.
-Машину будет сложнее управлять! Сразу потяжелеет руль, но это мелочь. При прохождении ухабов, волн и выбоин машинка будет пытаться выпрыгнуть в бок! В повороте постоянно подруливать и ловить её!
+Лучше отзывчивость на изменение курса, на уровне подсознания.
2.Заниженная, с заводской высотой сошки и проставкой.
Всё тоже самое. Чуть по другому, но не лучше. При малым ходе на разжатие будет уменьшатся схождение, а после опять набирать.
Секреты Автош Стиля: Передок — Проставки под шаровые
Надеюсь совсем скоро я постараюсь все что писал совместить воедино, а пока…
Многие почему то считают, что проставки под шаровую служат как развальные пластины. К развалу они имеют отношение, но на этом их функции не заканчиваются, о чем я попытаюсь изложить немного ниже.
Попытаюсь очень доступно объяснить (на сколько смогу)
На фото — пружина (красная стрелка) пытается «поднять» кузов вверх, в это же время ее сковывает верхний рычаг (синяя стрелка) и таким образом зажимает пружину.
А теперь представь если б там было в два раза меньше проставок — рычаг бы просто «сжимал» пружину.
Под каждую высоту кол-во проставок подбирается индивидуально.
Дела развальные, тоже вполне можно регулировать проставками под шаровую, я сторонник, чтоб колеса стояли ровно. Если делать на отрицательном (слева) то перед будет ниже, причем где то на палец (
2 см) и сказать, что какие то колоссальные плюсы от управляемости, это наврать только, на передке хитрости с развалом не дают эффекта, хоть это будет отрицалка, хоть это будет татра, о!
Про татру надо не забывать, такое бывает когда с проставками переборщил, лично как по мне выглядит это очень не красиво.
Теперь возвращаясь к ресурсу передка, даже с такими углами можно оставить приближенный к заводскому ресурсу передок. Для этого стоит всего поставить вместо родных шаровых, шаровые от Тайги (именно 21214), т.к. у них угол куда «ходит» палец, заточены больше под оффроуд, а значит это наша тема.
Итог: Передок не такой легкий фрукт, как все его представляют, вот выше я написал столько нудятины только про одни верхние шаровые, а есть еще много узлов которые влияют на высоту. Кстати про проставки под шаровую, есть хитрость с помощью которой можно еще на один палец поднять, но это уже информация для покупателей любого из комплектов vk.com/market-30837352
Лада 2106 1991, двигатель бензиновый 1.5 л., 71 л. с., задний привод, механическая коробка передач — расходники
Машины в продаже
Комментарии 29
да без доработок, да и какие могут быть доработки на шаровых?
Все спасибо отлично, да видал кто то от шевика ставил или еще с чего то, крепления переваривали
нужно покупать пружины АвтоВАЗ 36см а не Орел 42см и тогда все гуд. И кстати будет не только шаровая натягиваться но и рулевым наконечникам будет не уютно. И бывает из за высоко клиренса пружина задевает верхний рычаг и разбивает сайлентблоки.
это еще, что за чушь? Где орловские пружины 42 см?
они на 1 см больше вазовских — 37 см
чтоб пружина не терла рычаг и ставят проставки под шаровую, о чем я написал выше, но для чего это читать для многих остается загадкой
попробуй с ними списаться\созвонится и уточнить длину, сильно удивишься, я в Украине орловские пружины искал несколько лет, везде был одинаковый ответ — с 2014 года мы их не заказываем, только АвтоВАЗовские
Орловские пружины идут везде по длине 37.5 см, даже на деталях такие продавали (недолго правда)
да я написал продавцу он ответил скорее всего ошибка — пружины
не могут быть длиннее 38см. У меня они стоят около 8 лет, две недели назад снимал замерил 38см.
на сапфе так же часто нужны проставки под шаровую
дикий колхоз это использовать аллюминий в подвеске
ты ездил хоть раз в жизни на перенесенной балке вниз? вот честно? я ездил (не на своем авто) это п*****, дорога должна быть гладкая как стекло, лонжероны после месяца езды на таком просто гармошкой ходят
з.ы. ну и не тебе говорить о колхозе, т.к. твоя сапфа это просто насрано сваркой на кулаки, на чем ездить не то что не эстетично, а опасно
полтора года отъездил полёт нормальный.ставишь цапфу и всё в путь.никаких проставок и тд.единственное у меня 15 колёса стояли с ней.насчёт алюминия так все проставки для нив и уазов из алюминия делаются.да блин даже диски алюминиевые и у многих немцев подвеска алюминий.так что для такой лёгкой машины особых какихто условий не нужно.
я свожу использование аллюминия к нулю, потому что после подобного 50 на 50 (либо треснет либо нет)
и опять же я видел треснутые аллюминевые проставки
у аллюминия есть много сплавов и в немецких дисках не используется сплав который использует дядя вася при выточке проставок, поэтому ради чего использовать ненадежный аллюминий в узле где будет множество нагрузок на него? Экономия веса? Ну там даже на двух сторонах кило не сэкономишь.
Просто нагрузка небольшая. Почему нет? У меня стояли стальные проставки 35 мм толщиной.если алюминиевые сделать будет не хуже.просто алюминий проще обработать
вот если ты не ездил на алюминиевых проставках, зачем тогда советуешь?)) это все в твоей теории нормально работает, на практике все наоборот, каленые болты 10.9 от тех нагрузок как болгаркой срезает
Так то алюм проставки в магазине бывают. У многих знакомых на нивах именно они и стоят. Глянь в инете там для лифта нивы проставки под шаровую и удлинитель штока аморта.
кстати норм тема эти нива проставки у одного кореша стоят такие ни ниве высотой 80 мм и с небольшим углом.и удлинители штока 30 мм и аморты шеви нива. да чё там говорить у меня на шахе стоят шеви нива аморты у них ход больше чем у стандартных.у меня кстати сейчас передок чутка поднят только на стандартные проставки а зад стоят пружины от четвёрки пиленые на 2 витка.балка смещена вниз на 4 мм(ну это уже конструктивное решение).передок даже небольшой даёт увеличение угла кастора что хорошо сказывается на управляемости. а вобще мне было-бы интересно посмотреть на машину с передком на рычагах турботема(зелёнки) я думаю вышло-бы неплохо т.к. там отрицательный развал конструктивно заложен то есть при поднятии морды колёса должны встать ровнее и рычаги сами по себе трубчатые и не должен вкрхний рычаг цеплять пружину по идее(на деле неизвестно конечно)
по мне так пружину сдерживает амортизатор а не верхний рычаг
у амортизаторов есть ход, они не могут никак сдерживать пружину потому что они будут растянуты до отбоя и в таком случае их вырвет же на первой яме
+ на сапфе практически все ездят без амортов т.к. они там попросту не нужны
немного почитал работу передней подвески — амортизаторы не вырвет, т.к. если стоят стандартные пружины и аморты под них, всё будет норм(усилие и ход пружины рассчитано на заводе чтобы не вырывало амортизатор) а вот если туда запихнуть пружины от волги(они более жесткие) — вот тогда да, вырвать может амортизатор, единственное от чего помогают эти проставки под верхними шаровыми — чтобы верхний рычаг не цеплял за пружину в случае лифта подвески, а по поводу чтобы ход, ну возможно немного поможет