для чего проводится хронометраж урока физической культуры
Хронометраж урока физической культуры
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 76
(МБОУ г.Иркутска СОШ №76)
хронометрирование урока физической культуры
в 5 классе «А» МБОУ г.Иркутска СОШ№76
Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, учитель заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
Хронометраж урока рекомендуется выполнять вдвоём, один наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.
Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке, различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.
общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);
— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.
моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.
В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в 4-5 классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в 6-8 классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.
При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.
Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
протокол хронометрирования урока фк
В 5 классе «А» от г.13.02.2018 г.
Фамилия проводящего урок: Бабков А.Г
1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.
2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.
3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.
В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).
Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.
ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, курирующих уроки физической культуры
Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.
В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.
К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и т. д.
К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.
Время, затрачиваемое на выполнение упражнений, связано с понятием двигательной плотности, т. е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.
Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 45 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 20 мин., то расчет производится по формуле:
Следовательно, двигательная плотность урока в нашем примере составляет 44,4%.
В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же двигательной плотности урока должны достигать:
I — III классах —30-40%
IX — XI классах — 80%
По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:
Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.
На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий и т. д.
На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.
МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов
Одним из наиболее объективных приемов педагогиче c кого наблюдения является хронометраж. Сведения, получаемые в результате хронометрирования, значительно уточняют и углубляют педагогический анализ урока, так как показывают степень рационального использования времени на различные виды деятельности.
При проведении хронометража урока учитель оформляет следующие материалы хронометрирования:
1) протокол хронометрирования,
2) расчет общей и двигательной плотности урока (в процентах),
3) график хронометрирования,
4) текстовой анализ плотности урока.
Сущность хронометража урока физических упражнений заключается в измерении во времени конкретных действий в уроке для определения его плотности. Запись результатов метража производится различными способами. На распространенные из них — цифровой и графический (в виде круга с секторами, столбиков, кривых и т. п.). Этим самым данные о плотности урока представляются наглядно. (См. рис.1).
Наблюдение и запись времени по секундомеру требуют большого напряжения внимания. Поэтому протокол хронометрирования проводят два человека: один следит за ходом урока и по секундомеру отмечает время, затраченное на определенный вид деятельности, другой записывает данные хронометража со слов первого.
До начала урока учитель должен отметить в протоколе хронометрирования задачи и предполагаемый расчет времени на прохождение различных разделов или частей наблюдаемого урока. Для этого учитель должен составить конспект проводящего урок.
Цифровая запись результатов хронометрирования ведется по предлагаемой ниже таблице.
Последующая обработка данных состоит в том, что суммируются показатели времени, затраченного на отдельные виды деятельности. Наконец, вычисляется общая и моторная плотность урока.
Из приводимой таблицы видно, что на организацию учащихся потребовалось 8 мин. 10 сек; объяснение и показ заняли 12 мин. 50 сек. времени урока. Двигательная плотность урока в нашем примере (при 20-и минутах выполнения движений) достигла 44,4%, а общая плотность (при 4-х минутах неоправданно потерянного времени урока) составила 91,1%.
Оценки заслуживает общая плотность урока в том случае, если все 45 мин. были использованы рационально, без потерь.
Оценка двигательной плотности урока по количественным показателям секундомера представляет известную трудность.
Оптимальная (большая или меньшая) двигательная плотность зависит от ряда факторов (возраст учащихся, задачи урока, материальные условия для занятий физической культурой). Например, на уроке, в котором стояла задача ознакомить учащихся с техникой нового для них движения, целесообразно подробное объяснение способов выполнения движения, показ движения в целом и отдельных его элементов и, возможно, компьютерная демонстрация. Естественно, что на таком уроке двигательная плотность будет ниже, чем на уроках «разучивания» или «совершенствования» движений. Тем не менее целесообразность такого урока бесспорна, и при анализе его плотности все особенности педагогического процесса следует учитывать и отмечать в текстовом анализе плотности данного урока.
Рациональная общая и двигательная плотность урока физической культуры должны рассматриваться в плане соответствия всем поставленным задачам. Так, для решения оздоровительных задач имеет значение общий объем двигательной деятельности учащихся, интенсивность нагрузки, чередование нагрузки и отдыха, время, необходимое для обеспечения вырабатываемости и др. Для решения образовательных задач целесообразно оценить количество повторений упражнений учащимися, обеспечение времени, необходимого для содержательного объяснения сущности двигательных действий и анализа деятельности учащихся.
Хронометрирование урока физической культуры
Урока ФК (занятия) в 3В классе
Дата: 21.04.2015 место проведения: Спортивный зал МАОУ СОШ №4 проводил: Кожухарь Виктория Александровна
1. Тестирование физического развития «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»
2. Развитие силовых качеств
3. Воспитание дружелюбия и отношения друг к другу, дисциплинированности;
Присутствовало: 26 обучающихся
Наблюдение проводилось за учащимися:
1. основной группы здоровья
2. подготовительной группы здоровья
Хронометрировал урок (занятие): Кожухарь Виктория Александровна
Объяснение и показ
I подготовительная часть
2. построение класса
3. проверка личного состава
4. сообщение задач и содержания урока
7. разновидности ходьбы
8. разновидности бега
— шагами галопом (пр. и лев.)
10. ходьба (восстановление дыхания)
11. построение в одну шеренгу
12. перестроение из 1 шеренги в 3 уступами по расчету
14. перестроение в одну шеренгу
1. показ учителя правильности выполнения сгибания и разгибания рук в упоре лежа
2.Учащиеся пробуют по 3-4 раза.
4.Подготовка к игре (перестроение в круг)
III заключительная часть
2.построение в правом верхнем углу зала
3. подведение итогов игры
4. сообщение характерных ошибок
Показатели общей и моторной плотности урока в целом и его частей
Анализ динамики плотности урока
Проведенный урок, имеет:
Моторная плотность – 78,5 %
Общая плотность – 93 %
Подготовительная часть занятия имеет высокую моторную плотность, это объясняется тем, что в ее состав входят: упражнения хорошо знакомые учащимся, поэтому учителю не нужно тратить много времени на показ и объяснение физических упражнений. Моторная плотность основной части занятия высокая.
Общая моторная плотность урока в целом и по частям высокая, это объясняется тем, учитель хорошо знает физическую подготовку своих учеников и правильно распределяет ее на протяжении всего урока.
измерения частоты сердечных сокращений
Наблюдение проводилось за ученицей: подготовительной группы здоровья.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое: 68 ударов в минуту
Наименование действий предшествующих подсчету пульса
Формы проведения хронометража и пульсометрии урока
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Протокол пульсометрии урока физической культуры в МБОУ/МКОУ СОШ № _____
Дата __________ Класс № ___ Ф. И. ребенка ____________________________ ____ лет
учитель физической культуры ____________________________
Физиологическая кривая определяется
Показатели ЧСС за 10 сек.
часть (Вводная часть)
Ходьба, бег, упражнения в движении
После окончания урока
Длительность урока: _____ минут.
Физиологическая нагрузка занятия:
( PS 2 + PS 3 + PS 4 + PS 5 + PS 6) х 6 ( + + + + ) х 6 ударов
5 5 мин.
Общая плотность занятия ОПЗ :
полезное время 100 % %
продолжительность занятия
Моторная плотность занятия МПЗ :
чистая двигат. деятельность %
продолжительность занятия
ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ (Примерный вариант формы итехники заполнения)
Хронометраж урока в___классе
Время начала урока
Урок провел учитель _____________________
Общая плотность занятия ОПЗ
полезное время 100 % %
продолжительность занятия
Моторная плотность занятия МПЗ
чистая двигат. деятельность %
продолжительность занятия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы проведения хронометража и пульсометрии урока.
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения.Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
Методика хронометрирования урока физической культуры 18
Хронометрирование.Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования — определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике работы наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности:
-выполнение физических упражнений;
-слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;
-отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения;
-действия по организации занятий, упражнений;
Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах (приложение 4). Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки: части урока; содержание занятия; время окончания деятельности. Остальные пять колонок (выполнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хронометрирования необходимо делать в следующем порядке.
Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера с завершением последующей деятельности занимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его частей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.
После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей.
Для расчета моторной плотности занятия необходимо:
суммировать все числа графы 4 (выполнение физических упражнений);
проставить полученные значения в формулу:
где МП — моторная плотность (%); Тфу — время выполнения физических упражнений; То6щ — общая продолжительность занятия или его части; время проведения всего урока принимается за 100 %;
определить показатель моторной плотности.
Аналогично рассчитывается моторная плотность по каждой отельной части урока.
Для определения общей плотности урока суммируются показатели граф 4 (выполнение физических упражнений),
5 (слушание и наблюдение учеников) и 7 (действия по организации урока), кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 6 и 8), после чего эти значения подставляются в следующую формулу:
|
где ОП — общая плотность; Тад — время активной деятельности; То6щ — общая продолжительность занятия; время всего занятия также принимается за 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
— неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.
Протокол хронометрирования урока:
Урок физической культуры_ в___ классе школы №_____
Дата_ _____место проведение______________урок проводил__________
Задачи урока: 1.____________________________________________
В классе по списку ____ Присутствовало _____ Занималось______
Наблюдения проводились за учеником ____________