для чего проводятся родительские собрания в образовательных организациях
Организация и проведение родительского собрания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация и проведение
Классный руководитель 7Б класса
Погодаева Татьяна Николаевна
Организация и проведение родительского собрания
Среди многих форм работы с родителями (организация дней «открытых дверей», различные форм участия родителей в делах школы и т. д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.
Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы классного руководителя. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Основные формы родительских собраний:
* тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
* консультация со специалистами;
* общешкольная и общеклассная конференция и др.
Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».
Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.
Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
1.Выбор темы собрания.
2.Определение целей родительского собрания.
3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6.Приглашение родителей и других участников собрания.
7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
памятка для педагога «Проведение родительских собраний»
1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.
2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
5. Не избирайте для общения назидательный тон.
6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
8. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
12. Объясните родителям, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
13. Не давайте негативной оценки всему классу.
14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
15. Не переоценивайте значение отдельных предметов.
16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Старайтесь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.
Анкета «Выявление степени доверия родителей школе»
Уважаемые родители! Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия между школой и родительской общественностью в процессе воспитания наших учеников – ваших детей.
Нравится ли вам наша школа?
2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?
3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
4. Совпадают ли педагогические требования к вашему ребенку у вас и у педагогов школы?
5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году?
6. Если кто-то из педагогов был у вас дома, то какова была цель визита?
7. Какова была обстановка в семье непосредственно после визита классного руководителя?
Спокойная беседа родителя с ребенком.
Конфликт между родителями.
8. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?
Если не посещаете, то почему?
9. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
10. Какие особенности в характере и поведении вашего ребенка вас больше всего волнуют?
11. Назовите 3–4 личностных и профессиональных качества учителя, которые, с вашей точки зрения, являются основными для его высокого авторитета среди учащихся и родителей:
Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-либо причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, то можете передать ее лично учителю.
Для чего нужны родительские собрания в школе?
Для чего нужны родительские собрания в школе?Школьная пора – важный период становления ребенка. Поэтому главная задача родителей и учителей – помочь малышу стать примерным учеником в школе.
Для детей школа не просто место, где они получают необходимый уровень знаний. Здесь проходит большая часть детства. Мальчики и девочки начинают вести общественную жизнь – учатся правильному общению со взрослыми и сверстниками, участвуют в разного рода самодеятельности, ставят перед собой цели, чтобы добиваться их. Для того, чтобы скоординировать действия учеников и направить их активность в нужное русло и проводятся периодически собрания родителей и учителей.
Классный руководитель предварительно назначает день родительского собрания и просит учеников сообщить о предстоящей встрече маму или папу. У учеников начальных классов собираются дневники, где в соответствующей графе делается пометка о предстоящем родительском собрании.
Многие родители недоумевают, для чего нужны родительские собрания в школе. К сожалению, большинство учителей относятся к проведению данных встреч весьма халатно. Они не утруждают себя особой подготовкой, а на собрании ограничиваются лишь критикой в адрес неуспевающих учеников. Многие родители отправляются в школу со страхом, ведь подсознательно они ждут от встречи лишь прилюдной порки. Некоторые классные руководители особо не сдерживают себя в выражениях и начинают заниматься бесконечными нравоучениями взрослых людей. Даже родители отличников могут попасть под жернова негодования учителя, ведь в школьной жизни важна не только успеваемость, но и дисциплина.
Такое общение взрослых людей неправильно. Получается, что учителя могут лишь критиковать своих учеников, а подсказать, как можно изменить ситуацию не могут. Опытный педагог должен хорошо разбираться в вопросах воспитания детей. На родительском собрании можно даже провести краткий экскурс на тему, как повысить успеваемость ребенка и помочь наладить отношения с коллективом. Любой педагог в состоянии наладить свое общение с учеником м объяснить ему свое недовольство.
Также классный руководитель может подсказать родителям, как именно можно повысить успеваемость их детей. Некоторые педагоги любят проводить дополнительные занятия. Имея на руках точную информацию о таких занятиях, родители могут повлиять на своего ребенка, чтобы тот их посещал. Также классный руководитель может знать хороших репетиторов либо сам заниматься репетиторством по некоторым предметам. Для родителей такая информация может быть полезной, ведь гораздо лучше обращаться к специалистам по рекомендации человека, которому доверяешь.
Еще на родительских собраниях учителя любят собирать деньги. Поводов для этого может быть уйма. Сделать ремонт в классе, закупить партию новых учебников либо подарки на день учителя – далеко не полный перечень возможных поборов в школе. В некоторых детских образовательных учреждениях учителя умудряются собирать деньги чуть ли не каждую неделю под различными предлогами. Конечно, родители, молча, идут на поводу у школьного руководства и в большинстве своем сдают требуемые суммы. Тем не менее, практически в каждом классе есть дети из неблагополучных семей. Как им быть в такой ситуации? Жизнь сегодня довольно дорогая, а ведь помимо обучения своего чада необходимо тратить колоссальные суммы на коммунальные платежи, питание и одежду. Конечно же, такой родитель будет чувствовать себя весьма неловко на родительском собрании. Ведь средств на дополнительные расходы в школе явно недостаточно в семейном бюджете.
Опытный классный руководитель может все организовать таким образом, чтобы не ставить людей в неловкое положение. Даже если очередная затрата жизненно необходима, можно переложить вопрос сбора средств на родительский комитет, а не поднимать денежный вопрос на собрании. В каждом классе есть особо активные мамы и папы, которые желают больше других участвовать в школьной жизни своего ребенка. Информация о бедственном существовании некоторых семей становится известной уже с первого года обучения детей. Если коллектив родителей дружный и сплоченный, можно организовать даже некий фонд помощи неблагополучным семьям своего класса и не требовать с них никаких дополнительных расходов.
Обычно на классных собраниях дети вынуждены ожидать своих мам и пап под дверями кабинета. Почему-то принято, что родительские собрания должны проводится только лишь со взрослыми. Конечно, детям всегда интересно, что о них говорят на таких встречах и особо любопытные ученики прилипают ухом к замочной скважине в надежде услышать хоть что-нибудь о себе. Тем не менее, опытные учителя все-таки проводят родительские собрания вместе с учениками. Такой подход весьма похвален, ведь общие встречи дают детям ощущение, что они участвуют в весьма важном и серьезном мероприятии.
Если во время встречи классный руководитель лишь хвалит ученика, ребенок будет испытывать гордость и впредь станет учиться еще старательней и прилежней. Если он отлично сдал экзамены, либо отличился на олимпиаде, классный руководитель может похвалить отличника прямо на собрании. Такие успехи послужат примером для других присутствующих на встрече ребят. Ведь каждому ребенку в душе хочется, чтобы мама и папа гордились им.
Если же ребенок отстает в учебе, недовольство учителя может послужить неким толчком, чтобы, наконец, измениться. Дети больше всего обожают похвалу, поэтому никому из них не хочется видеть, как мама и папа сгорает со стыда от «успехов» своего чада. Тем не мене, классному руководителю не следует перегибать палку. Даже, если ребенок и не успевает по некоторым предметам, высказываться о его плохой учебе нужно крайне осторожно. Детская психика – хрупкая вещь и резкой критикой можно нанести серьезную душевную травму.
На родительских собраниях родители и учителя часто обсуждают общественную жизнь детей. Помимо учебы очень важно разнообразить досуг ребенка. Естественно проводить свободное время гораздо интересней с школьными друзьями. Таким образом, детский коллектив может еще больше сплотиться.
Где-то раз в месяц в каждой школе проводят дискотеку для детей. Ученикам старших классов уже становится интересен противоположный пол, а такие мероприятия дают возможность более обширного знакомства с учениками параллельных классов, ребят помладше или постарше. Школьные дискотеки играют важную роль в жизни ребенка. Родителям же не стоит переживать за свое чадо, ведь общение учеников во время танцев проходит под пристальным вниманием взрослых.
Классные руководители обычно проводят родительское собрание в старшей школе, чтобы обсудить, какие часы и дни наиболее удобны для проведения дискотек. Родители могут высказывать все за и против подобных мероприятий, выдвигать какие-либо свои предложения.
Для учеников также возможно совместное проведение праздников. Собираться детям можно и вне школы. Однако в таком случае вся ответственность с учителей уже перекладывается на родителей.
Совместные выезды на природу также довольно частая практика в школьной жизни. Если собираться всем вместе – и родителям, и ученикам, и учителям, может получиться отличное мероприятие. В таком случае на собрании обсуждается вопрос по поводу количества человек, желающих участвовать в пикнике, а также выбирается ответственный по закупке продуктов. Также для выезда на природу очень важен вопрос транспорта. Кто-то из родителей может предложить свои услуги, а можно за общие деньги нанять микроавтобус. Конечно же, немаловажный вопрос – момент безопасности, поэтому с детьми обязательно должен присутствовать кто-то из взрослых, а места для пикников при этом лучше выбирать безопасные.
Экскурсии – также важная часть общественной жизни школы. Поэтому на родительских собраниях принято обсуждать каждый предстоящий выезд. Музеи, театры, пешие экскурсии по историческим местам — места, которые следует посетить в своем городе в первую очередь. Нанимать или нет экскурсовода, решается коллективно во время собрания, ведь на дополнительные услуги необходимо скидываться деньгами. Возможно, что и классный руководитель компетентен в вопросе истории того или иного места. Тогда необходимость в экскурсоводе отпадает сама собой.
Экскурсии могут организовываться и в другие города. Детям обычно очень интересно путешествовать вместе со своими одноклассниками. В таком случае необходимо присутствие в поездке не только классного руководителя, но и некоторых родителей, чтобы поездка была максимально безопасной. Именно во время родительского собрания и обсуждается предстоящий выезд в другой город. Важно – собрать список всех желающих поучаствовать в предстоящей экскурсии, ведь от количества детей напрямую зависит и сумма денег, которую понадобится сдать каждому.
Родительское собрание в средней школе может иметь и конфликтный характер. Очень часто во время таких встреч обсуждаются конфликтные ситуации, происходящие в классе. Чтобы не усугублять проблему важно на раннем этапе пресечь развитие конфронтации учеников. Конечно же, в дело должны вмешаться родители враждующих детей и попытаться решить конфликт миром. Однако, как результат, и взрослые могут сильно повздорить. Поэтому задача классного руководителя – подсказать, как разойтись полюбовно и уладить дело миром. У учителей педагогическое образование, поэтому они, как правило, хорошо разбираются в детской психологии. Конечно, данный вопрос решается не в присутствии всех остальных родителей, а уже после родительского собрания.
Проблема усложняется, если между собой конфликтуют не ученики, а ребенок с учителем. Некоторые педагоги в школах любят иметь любимчиков, в то время как других детей тихо ненавидят. Тогда одного родительского собрания для решения вопроса будет недостаточно. Для решения вопроса родителям нужно будет уже обращаться в высшие инстанции. Если же с учителем конфликтует сам ребенок, классный руководитель может подсказать, как родителям необходимо воздействовать на ребенка.
Конечно, все эти вопросы можно решить, не приходя на родительское собрание. Можно подойти к классному руководителю в индивидуальном порядке после окончания уроков. Однако далеко не у всех мам и пап имеется возможность посетить школу в дневное время, ведь часто с работы довольно проблематично отпроситься. Родительские же собрания проводятся в вечернее время суток, поэтому именно на нем все родители могут переговорить на любую тему с классным руководителем своего ребенка.
Важен также вопрос организации самого родительского собрания. Как правило, во время таких мероприятий, мамы и папы вынуждены сидеть в теплой одежде прямо за тесными партами. Классный руководитель может заранее позаботиться о том, чтобы гардеробная была открыта. Если же такое решение вопроса невозможно, необходимо обязательно выделить несколько задних пар, чтобы там можно было складировать всю верхнюю одежду. Тогда родители не будут сидеть потные и раздраженные, все время, ожидая окончания встречи.
Правильный подход к организации родительского собрания – составить примерный перечень вопросов, которые будут обсуждаться, и передать его заранее всем родителям учеников класса. Таким образом, родители будут подготовлены к предстоящей встрече, и общение будет плодотворней. Некоторые люди начинают теряться, когда их спрашивают о чем-либо прямо в лоб. А здесь родители смогут заранее продумать свои ответы.
Ни в коем случае родителям не следует игнорировать собрания в школе. Такие встречи помогают быть в курсе успеваемости своего ребенка, ведь так важно не упустить момент и вовремя подтянуть некоторые предметы. Кроме того, для детей также очень важно знать, что мама и папа интересуются его жизнью, а не пускают все на самотек.
Если заниматься своим чадом и присутствовать на всех проводимых родительских собраниях в школе, семейные отношения станут более теплым и у ребенка появится стимул впредь только радовать своих родителей отличными оценками.