для чего разрабатываются и согласовываются с местными администрациями технические условия
Для чего разрабатываются и согласовываются с местными администрациями технические условия
Порядок построения и оформления специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
УТВЕРЖДЕНЫ решением Нормативно-технического совета Минрегиона России протокол от 1 февраля 2011 года N 1
Введение
СТУ разрабатываются на основании:
Специальные технические условия, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности, в дополнение к вышеперечисленным, имеют следующие основания для разработки:
При пользовании настоящими методическими указаниями в каждом конкретном случае основание для разработки СТУ необходимо уточнять с учётом вносимых изменений в действующие и введением новых нормативных правовых актов.
Термины и определения
Для целей настоящих методических рекомендаций используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, Федеральными законами от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
1 Общие положения
1.1 В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) могут разрабатываться следующие виды СТУ:
— нормы, содержащие технические требования на проектирование объектов, указанных в статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (часть I), ст.16), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
— нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
— нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
1.2 Структура СТУ должна соответствовать структуре действующих технических норм в данной области. Дополнительные требования каждого раздела (подраздела) СТУ должны быть отнесены к конкретному нормативному документу или его разделу.
Разработке СТУ должен предшествовать анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретными и допускать возможность контроля в установленном порядке.
1.3 В СТУ не рассматриваются: санитарно-гигиенические, экологические и прочие мероприятия, необходимость которых обусловлена, и правила разработки которых определены соответствующими техническими регламентами, иными нормативно-техническими документами, используемыми в качестве доказательной базы при оценке и подтверждении соответствия сооружения и его конструкций установленным требованиям по безопасности.
1.4 Если проектные значения и характеристики здания или сооружения, а также мероприятия по его безопасности (в том числе компенсирующие мероприятия) в соответствии с СТУ должны быть обоснованы на стадии разработки проектной документации, то необходимо указать способ обоснования, а также критерии соответствия требованиям безопасности.
Соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
— расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
— моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
— оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Критерием соответствия является получение результатов исследований, удовлетворяющих заложенным в СТУ требованиям.
Вышеуказанные обоснования, в том числе при оценке риска, могут применяться для обоснования только для тех значений и характеристик здания или сооружения, которые используются в методике расчёта или испытания.
1.5 Положения и требования, приведенные в СТУ, разрабатываются в соответствии с техническим заданием заказчика в отношении конкретного здания/сооружения и действительны в пределах обозначенных ограничений и допущений, с учетом действующих нормативно-технических документов, на которые в СТУ даются ссылки.
СТУ разрабатываются на стадии разработки проектных предложений, а их требования должны учитываться при разработке соответствующих разделов проектной документации.
1.6 Требования СТУ обязательны для применения всеми организациями, частными лицами и объединениями (включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежные юридические и физические лица), участвующими в проектировании и строительстве конкретного объекта капитального строительства.
1.7 СТУ вступают в законную силу после соответствующего согласования в Министерстве регионального развития Российской Федерации и утверждения заказчиком.
1.8 Генеральный проектировщик осуществляет разработку проектной документации на строительство сооружения в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно-технических документах и СТУ.
Проектные решения должны учитывать все влияющие на них факторы, в т.ч. такие как планируемые расширения и стадии строительства, изменения окружающей застройки, прокладка линий метрополитена, способы производства работ и т.п.
1.9 Заказчик (инвестор) несет ответственность:
— за достоверность сведений, содержащихся в документации, представленной в качестве исходной информации для разработки СТУ;
— за соблюдение положений и требований, содержащихся в СТУ.
1.10 Контроль за соблюдением положений и требований, содержащихся в СТУ, при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружения осуществляется в установленном порядке.
2 Правила построения СТУ и общие требования к их содержанию
2.1 На титульном листе СТУ приводят следующие данные:
— левую верхнюю часть необходимо оставлять свободной для проставления согласующей подписи уполномоченного лица Минрегиона России;
— в середине листа по центру размещается заголовок СТУ, с указанием наименования объекта, установленное в юридических документах на его проектирование, почтового адреса объекта слова СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (печатается заглавными буквами, без кавычек);
Пример оформления титульного листа СТУ указан в приложении А.
2.2 Список исполнителей СТУ. Список исполнителей размещают на следующей странице после титульного листа и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, посредине, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Пример оформления списка исполнителей СТУ указан в приложении Б.
2.3 Содержание. Содержание размещают после списка исполнителей и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, по центру, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. В содержании указывают название и номера разделов и подразделов СТУ, с указанием страницы, на которой начинается каждый раздел.
2.4 Раздел «Общие положения» оформляют в виде раздела 1, в нем в подразделах указывается:
1) наименование и адрес объекта (указывается полное наименование объекта капитального строительства и почтовый адрес).
2) сведения об инвесторе (заказчике) (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
3) сведения о генеральной проектной организации (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
4) сведения о разработчике СТУ (указывается полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, должность, фамилия имя отчество руководителя организации, ИНН).
5) основания для строительства (указываются реквизиты и полное наименование документов, выданных соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления).
6) основание для разработки СТУ (указывается основание для разработки СТУ со ссылкой на нормативные правовые акты).
7) необходимость разработки СТУ (указывается детальное обоснование необходимости разработки СТУ: что послужило причиной их разработки со ссылкой на нормативные правовые акты и нормативно-технические документы).
В случае, если на объект капитального строительства не распространяются действующие нормативные документы, приводится ссылка на область применения действующих нормативных документов с перечислением характеристик объекта капитального строительства, выходящих за область их применения.
В случае, если действующие нормативные документы распространяются на объект капитального строительства, но не содержат необходимых требований применительно к объекту капитального строительства, приводится перечисление отсутствующих нормативных требований.
В случае, если предусматриваются отступления от действующих нормативных документов, приводятся ссылки на пункты, от которых предусматриваются отступления, и приводится текстовая информация о сути предусматриваемых отступлений. Ссылки на пункты нормативных документов допускается указывать в скобках после текстовой информации.
8) область применения СТУ.
Указывается наименование объекта капитального строительства, на который распространяются СТУ, с указанием адреса расположения, а также в какой части СТУ распространяются на объект. СТУ не могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, кроме случаев, когда они функционально связаны в единый комплекс.
9) краткое описание объекта (указывается описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных, конструктивных решений и описание основных характеристик организации земельного участка. В состав СТУ не включаются чертежи конструктивных и объемно-планировочных решений и схемы организации земельного участка). Сведения, не имеющие отношения к рассматриваемым в СТУ вопросам и не влияющие на их разработку, в краткое описание объекта не включают.
Получаем техусловия на газ, воду и свет: пошаговая инструкция
Технические условия (ТУ) — документ, в котором отражается соответствие продукта заданным нормам. ТУ нужны не всегда, но при подключении дома к коммуникациям — газу, свету, водоснабжению и канализации — без них не обойтись. Основные факты о техусловиях и подключении к ним — в нашем материале.
Эксперт в этой статье: Анастасия Остапенкова, руководитель по развитию бизнеса проектной компании Genpro
Что такое технические условия
Техусловия — своего рода аналог ГОСТа, но если государственный стандарт качества применяется для всех производителей, то ТУ разрабатывается на конкретном предприятии. Поэтому в каждой организации свои техусловия — при этом предписываемые ими нормативы не должны расходиться с международными и государственными стандартами.
Для чего нужны ТУ
Техусловия — важный для производителя документ, так как определяет порядок действий при монтаже и эксплуатации строительно-инженерных систем. Но он также важен и для получателя сервиса — как своего рода гарант, к которому обращаются в проблемных ситуациях.
ТУ обычно разрабатывают в компании, предоставляющей услугу, — своими силами или обратившись в сертифицированную организацию.
Когда ТУ не нужны
Техусловия требуются не всегда. Иногда, если коммуникации уже подведены в населенный пункт, достаточно заявления на подключение дома к сетям. Эту возможность необходимо уточнить у ресурсоснабжающей организации.
Как получить техусловия
ТУ на газ
Существует четыре группы техусловий на газ в зависимости от категории потребителя — до 5 кубометров в час определяют для частных лиц, до 15 для малых предпринимателей, до 300 — норма для представителей среднего бизнеса и более 300 — для крупных компаний. Расхода газа первой категории достаточно, чтобы готовить еду и отапливать частный дом или коттедж.
ТУ на электроэнергию
Для подключения к энергосети нужно определить сетевую организацию, чьи объекты максимально близко расположены к участку. Если же в пределах 300 метров таких организаций несколько, то можно выбрать ресурсоснабжающую компанию. Но только в том случае, если речь не идет об индивидуальном проекте, требующем персонального подхода.
Однако не всегда возможно получить техусловия. Причин может быть несколько. В том числе, это может быть технически невозможно или у ресурсоснабжающей организации поблизости нет сетей.
ТУ на воду
После того, как все данные будут предоставлены, организация начинает проверку возможности подключения, выполняет расчет стоимости услуги и определяет план действий.
Итогом этого является оферта, которая включает в себя и технические условия.
Сроки получения ТУ
Общий срок оказания услуги по выдаче технических условий для проведения газа в дом не может превышать 10 рабочих дней. И заняться этим вопросом лучше как можно раньше. Так как на весь цикл подключения газа (получение ТУ, оформление, проектирование и проведение) может понадобиться до 9 месяцев.
На оформление проекта договора с входящими в него техусловиями для проведения электроэнергии потребуется не более 15 дней. А подписать полученный документ нужно в течение 30 дней — если это не будет сделано, то заявка аннулируется.
Подготовка технических условий на водоснабжение займет не более семи рабочих дней. После чего в течение 20 рабочих дней будет подготовлен договор. Его необходимо подписать в течение 30 дней. Нужно учесть, что полный цикл работ может занять до 18 месяцев.
Комментарий эксперта
Анастасия Остапенкова, руководитель по развитию бизнеса проектной компании Genpro
Технические условия для получения энергоресурсов (холодная вода, теплоснабжение, газ, электрика, водосток, интернет, телефон, радио, наружное освещение) даются компаниями, которые предоставляют эти энергоресурсы.
Как правило, сначала достаточно оперативно выдаются предварительные технические условия по специально оформленной заявке. Там прописана мощность, точка подключения, граница ответственности и перечень мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы получить энергоресурс.
Например, в центральной черте города сети лежат очень плотно и их проходной способности зачастую недостаточно для обеспечения необходимым количеством электроэнергии, воды или тепла. Поэтому в ТУ дается предписание о замене участка сети на новый, с большей проходной способностью. Или, наоборот, ситуация с далеким строением, к которому еще не подведены сети. Тут надо с нуля выполнять трассировку.
Впоследствии наружные сети передаются на баланс энергоснабжающей организации, поэтому так важно отобразить границу.
Для чего разрабатываются и согласовываются с местными администрациями технические условия
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2020 года N 734/пр
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.
3. Положения утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вступают в силу 1 января 2022 года.
в Министерстве юстиции
18 декабря 2020 года,
регистрационный N 61581
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 ноября 2020 года N 734/пр
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
I. Общие положения
2. В целях применения Порядка технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными в случае наличия соответствующей характеристики объекта капитального строительства в национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, вне зависимости от значения такой характеристики.
II. Разработка специальных технических условий и требования к их содержанию
5. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
В случае необходимости дополнения новых требований и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, для строительства, реконструкции которого ранее были согласованы СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.
6. В техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства 2020, N 31, ст.5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.
7. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, излагаемое в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности, необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) обоснование невозможности (недостаточности) применения национальных стандартов и сводов правил, документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, для устранения указанного риска;
в) обоснование возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве и реконструкции конкретного объекта капитального строительства;
г) перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
е) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);
ж) описание объекта капитального строительства в целом, его идентифицирующих признаков и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.
8. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.
В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5140; 2018, N 49, ст.7521).
10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.
11. Наименования, обозначения, правила написания единиц величин, используемые в СТУ, должны соответствовать законодательству Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.
III. Порядок согласования специальных технических условий
15. Для согласования СТУ заинтересованное лицо лично или через представителя направляет в Минстрой России (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) следующие документы и материалы:
а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе, в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты (при наличии) либо место нахождения, если документы направляются не в электронном виде);
б) документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица (в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель);
в) СТУ, заверенные подписью разработчика;
г) пояснительную записку к СТУ, заверенную подписью разработчика;
д) техническое задание на разработку проекта СТУ, либо его копия, заверенная надлежащим образом;
е) в случае согласования изменений в ранее согласованные СТУ копию ранее согласованного СТУ.
16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
При наличии в документации сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
18. В случае, если документация направлена с нарушением требований, установленных в пунктах 15-17 Порядка, Минстрой России (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) направляет заинтересованному лицу или его представителю уведомление об оставлении заявления без рассмотрения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, на адрес электронной почты заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 Порядка, по решению руководителя Минстроя России или его заместителя (или руководителя Корпорации или его заместителя в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо или его представитель письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Минстроем России создается постоянно действующий нормативно-технический совет.
На заседании нормативно-технического совета рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка о наличии или отсутствии соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, а также о достаточности обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства. С этой целью Минстрой России направляет представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы в государственное учреждение, подведомственное Минстрою России, обладающее необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве, для их анализа и подготовки указанной аналитической справки.
Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав, требования по организации деятельности, не предусмотренные настоящим Порядком, и обеспечение деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.
22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем России принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или Корпорацией на основании рекомендаций коллегиального совещательного органа, предусмотренного абзацем 3 пункта 21 Порядка, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).