для чего служат звуки речи
Ответ или решение 2
Значение звуков в русском языке
Наш родной русский язык довольно богат, одним из его главных составляющих являются звуки, которые служат для повседневного общения между людьми. В данном случае роль звуков будет заключаться в:
Люди постоянно нуждаются в общении, которого бы не существовало без присутствия звуков в русском языке. Каждый человек пытается передать другому свои мысли с помощью слов, состоящих из звуков.
Звуки, выполняя функцию коммуникации людей, могут воздействовать на разные факторы, о которых речь пойдёт далее.
Интонация
Одним из важных и наиболее значимых факторов общения служит интонация, являющаяся звуковым средством языка. С помощью интонации мы можем передать наше настроение, будь то злость или радость, выразить различное отношение к человеку или людям, с которыми ведётся диалог. Также в письменной речи интонация особо важна, служит для обозначения нужных пауз с помощью различных знаков препинания (запятые, точки, двоеточия).
Разделение смысла слов
Чётко и ясно произнося звуки в словах при общении, мы сделаем свою речь более понятной для восприятия. Так, заменив в слове всего лишь один звук, мы уже получим абсолютно другое слово, тогда информация, которую человек пытался донести, может стать вовсе отдалённой для понимания. Так, например, изменив в слове «дом» звук [д] на звук [т], получится слово «том», имеющее предельно иное значение.
Разговаривая с близкими людьми, мы можем использовать мягкие звуки. Тогда разговор становится более ласковыми и приятным, например, мама, обещаясь со своей дочкой, может назвать её «доченькой», где звук [н’] является мягким звуком.
Таким образом, значение звуков в русском языке велико. Используя различные слова и употребляя по разному звуки в них (с мягкостью или твёрдостью), используя определённую интонацию, люди создают диалог, который может приобрести различное значение. Главное, говорить чётко и внятно, чтобы смысл слов был понятен собеседнику.
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
среда, 15 мая 2019 г.
Что такое звук, как образуются звуки речи, органы речи (строение речевого аппарата человека)
Люди могут общаться жестами, взглядами, мимикой, но полнота общения достигается всё-таки путём речевого общения и особенно устной речи. В ходе устного общения мы обмениваемся мыслями, которые для наиболее точного выражения и понимания соединяем в фразы и предложения, которые в свою очередь составлены из слов, связанных по смыслу и грамматическими отношениями.
Звук, природа звука, звуковая волна
Звук – это невидимые колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах (чаще всего в воздухе) – газообразных, жидких и твердых, тогда как мягкие и пористые тела плохо проводят звук, а в вакууме (без передающей среды) звук распространятся вообще не может. Это возмущение, представляет собой некоторое временное физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц) и распространяется в ней в виде звуковой волны, затем передающая среда возвращается в равновесное состояние.
Когда звуковая волна достигает уха, она воздействует на барабанную перепонку, заставляя её колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожания барабанной перепонки системой косточек раздражают окончания слухового нерва и вызывают ощущение звука.
Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью, поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, а затем доносится звук, так как скорость света гораздо выше скорости звука.
Источником звуковой волны служат только колеблющиеся тела. Например, струна на гитаре в не звучит, пока мы не заставим её совершать колебательные движения, чтобы возникла упругая волна звуковой частоты. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки голоса возникают при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.
Механизм образования звуков речи, органы речи
Центральный речевой аппарат, состоящий из корковых центров и подкорковых узлов, располагается в мозге и соединён с периферическим речевым аппаратом многочисленными проводящими нервными путями. Центральный речевой аппарат регулирует произношение звуков речи – артикуляцию. Для правильной артикуляции требуется определённая система движений периферических органов речи, которая формируется под влиянием зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.
Периферический речевой аппарат включает исполнительные органы голосообразования и произношения, одновременно участвующие в речевой деятельности.
Процесс образования голоса начинается нагнетанием воздуха через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе лёгкие. Во время спокойного дыхания голосовые складки расслаблены и образуют широкий треугольник, не препятствующий прохождению воздуха.
Кстати, любители сканвордов и кроссвордов часто натыкаются на неправильным, но крайне популярным историческим названием складок на гортани для образования звуков. Так что голосовые складки чаще всего ошибочно называют связками.
Под действием нервных сигналов из головного мозга голосовые складки смыкаются, голосовая щель закрывается, что совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Струя воздуха вызывает колебания сомкнутых голосовых складок. В результате образуется слабый звук, который распространяется по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними и проходит в полости носа, глотки и рта, выполняющих роль усилителей-резонаторов.
Резонаторы голосового тракта человека выборочно усиливают или ослабляют отдельные компоненты периодического или непериодического колебания, порождаемого голосовыми связками, преобразуют «форму» воздушных колебаний и образуют тем самым уникальное качество звучания, которое потом передается в окружающую среду.
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
Зачем нам эти звуки?
Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования
— Что мы знаем про звуки речи?
— Они бывают гласными и согласными!… Согласные бывают твердыми и мягкими!… Гласных звуков 10, а согласных 21!
— Как это? Я считал! Мы с мамой считали!
Мой продвинутый ученик искренне недоумевает. В итоге он вспомнит, что гласных на самом деле 6, а вот о том, что твердый [м] и мягкий [м’] — это разные звуки, и не подумает.
Родители часто спрашивают, для чего тратить столько сил на характеристику звуков. А вид транскрипции их просто вгоняет в ступор. Впрочем, тут я их понимаю — запись типа [в л’ису рад’илас’ й’олач’ка] в тетради второклассника, действительно, — как бы это помягче сказать? — настораживает.
Так нужно ли все-таки тратить столько времени и сил на характеристику звуков? Попробую порассуждать на эту тему.
Когда ребенок учится читать, не вижу смысла долго и запутанно объяснять ему, что буква Ё выполняет две работы — обозначает звук О, смягчая при этом предыдущий гласный (клён) и обозначает два звука — йо (ёлка, копьё). Я — за слоговое обучение чтению (по методике Зайцева), где ребенок усваивает сразу слоги — твердые и мягкие.
Но если ребёнок учится читать буквенным способом (то есть изучает сперва буквы, потом способы их слияния), без звукового анализа обойтись сложно. У меня был ученик, очень умный мальчик, который имя свое писал — «ЛЬОНЙА». Читал он при этом неплохо, целыми словами. У ребёнка был синтетический способ восприятия информации, он не анализировал слова при чтении и не запоминал, как они пишутся. Наверно, таких ошибок бы не было, если бы он учился читать слоговым способом. Но в сложившейся ситуации нам нужен был разговор о том, какая буква какую работу выполняет.
Чтобы понять, почему надо писать ЁЛКА и ПРУТЬЯ (а не ЙОЛКА и ПРУТЬЙА), ребёнку нужно понимать 1) что у буквы ЕСТЬ РАБОТА — ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК; 2) что есть гласные, которые могут обозначать два звука в определенных позициях, а есть сочетания звуков, которые обозначаются одной буквой.
Умение УСЛЫШАТЬ и охарактеризовать звук становится важным, когда ребенок начинает писать. Вот тут выясняется, что в одних случаях мы точно СЛЫШИМ, какую букву надо писать (то есть, говоря по-научному, звук стоит в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ), а в других случаях (когда звук в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ), мы слышим его нечетко и сомневаемся. Когда есть сомнение, надо проверять орфограмму (например, ставить безударную гласную под ударение).
Во многих программах (в том числе и в традиционных, классических, по которым учились еще бабушки нынешних школьников), именно на проверку орфограммы тратится больше всего времени и сил.
Но чтобы проверить орфограммы в словах «голова», «кружка», «зябко», надо 1) УСЛЫШАТЬ ошибкоопасное место и 2) применить правило. В первом случае — изменить слово, поставив гласную под ударение (гОловы) или подобрать родственное слово (голОвка), во втором — изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после парного согласного стоял гласный (кружечка) или сонорный (зябнуть). То есть, чтобы использовать эти несложные правила, ребенок должен знать понятия гласного, согласного, парного согласного, сонорного. На вопрос подруги, для чего ее внучке в первом классе понятие сонорного звука, я ответила формулировкой такого правила.
Есть и другие орфографические правила, в которых используются характеристики звуков: правописание Ь после ШИПЯЩИХ, О-Ё после ШИПЯЩИХ и т.д.
Однако открытым остается вопрос о том, удобно ли будет ребенку пользоваться орфографическими правилами, возникнет ли у него вообще такая необходимость. Мой ученик Стасик писал практически без ошибок, но по русскому выше четверки не имел никогда. В средней и старшей школе моя принципиальная подруга филолог регулярно ставила ему тройку. Безударную гласную в словах «пилил пилой» Стасик проверял словом «пила» (где эта гласная — тоже безударная). Он просто знал, как пишется этот корень и даже не мог понять, чего мы от него хотим.
Есть еще один аргумент в пользу звукового анализа. Умение слышать и анализировать звуки — прямой путь к исправлению логопедических проблем, которые встречаются сегодня у множества детей. Опыт ТРИЗ-педагога, логопеда И.Н. Крохиной показывает, что пробуждение исследовательского интереса к звукам речи эффективно развивает способность эти звуки слышать и правильно произносить. Посмотрите, как ученики Инны Николаевны анализируют звуки и с каким удовольствием они это делают.
Что ж, возразят оппоненты, у логопедических детей, возможно, нет другого выхода. Но надо ли этим заниматься, если ребенок логопедических проблем не имеет? Раскроем этот вопрос, разделив его на части и попробуем найти ответы.
Думаю, теперь родители окончательно запутались в вопросе о том, как учить ребенка в наше время, и ждут какого-то продуктивного совета. «Бойся того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» — писал поэт Александр Галич, и был, на мой взгляд, прав. Однозначных советов не дам, но опишу свое видение ситуации.
Обучая ребенка самостоятельно, вы делаете свой выбор методических подходов, учебников, игр, упражнений. Главное, чтобы этот выбор был осознанным.
Звуки речи в русском языке
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка.
1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.
2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.
3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.
Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.
4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.
Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].
5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.
Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.
6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).
7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.
Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.
Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Речевой звук
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Наука о звуках речи называется фонетикой.
В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны: тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.
В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:
Содержание
Акустическая классификация звуков речи
Спектр речевого звука можно разложить на тоновую (периодическую) и шумовую (непериодическую) составляющие. Тоновые звуки образуются при участии голосовых связок, шумовые — препятствиями в полости рта. По наличию этих составляющих можно провести первую классификацию речевых звуков:
Более тонкий анализ спектра (в том числе принимающий во внимание поведение спектра во времени) позволяет следующую классификацию звуков [1] :
Физиологическая классификация звуков речи
Звуки речи человека генерируются, как правило, артикуляционным аппаратом. В общем его математическую модель можно представить в виде возбуждающих генераторов тонового и белого шума и группы фильтров, модуляторов и ключей (рот, нос, язык, губы), обеспечивающих фильтрацию и формирование определённого ощущения звука. Речевой аппарат человека при генерации речи использует следующие физические принципы для получения различных типов звуков: