для чего служит захват
Основные типы грузозахватных приспособлений
Одним из видов специальных приспособлений являются грузозахваты. Многие, даже относительно опытные пользователи, могут не знать, как именно следует использовать данный класс изделий, и для чего конкретно грузозахваты нужны.
Такое оборудование позволяет значительно облегчить и ускорить выполнение работ, связанных с перемещением различных грузов. Грузозахват обеспечит надежную и простую фиксацию груза в требуемом положении при использовании различных грузоподъемных и перемещающих механизмов и агрегатов. Как правило, грузозахватные приспособления имеют съемную конструкцию.
В настоящее время выделяют следующие основные виды приспособлений
Кроме того, в ряде случаев применяется смешанный вид приспособлений, в которых реализованы нестандартные наработки для полноценной адаптации конструкции к конкретным выполняемым работам. Комбинированные грузозахваты могут работать с разными видами грузов.
Клещевой захват
Клещевые захваты используют зажимные элементы, в конструкции которых задействованы специальные рычажные фиксаторы, осуществляющие зажим грузов, имеющих нестандартную геометрическую форму. При работе с грузом выполняется обхват рычагами выступающих частей груза (будь то головка рельса или полка балки).
Также могут использоваться зажимные приспособления фрикционного типа, посредством которых достигается удержание груза силой трения (возникает за счет сжатия груза или применения распорки изнутри специальными лапами). Очень часто клещевой захват применяется для работы с бетонными блоками, трубами и сортовым прокатом.
Вилочный захват
Вилочные захваты широко применяются при работе с грузами, имеющими подкладку или поддон со специальными технологическими отверстиями, монтажными петлями или полостями. Отличительной особенностью работы с вилочными захватами является особое размещение центра тяжести груза, который должен быть расположен в вертикальной плоскости относительно точки подвеса захвата и крюка подъемного механизма.
Вилочные захваты эффективны для работы с пакетированными грузами, грузами на поддонах, а также для транспортировки стройматериалов в горизонтальном положении (работа с бетонными кольцами, бухтами проволоки, готовыми лестничными пролетами и др.).
Эксцентриковый захват
Грузозахватные устройства эксцентрикового типа применимы для фиксации и транспортировки плоского груза в вертикальном/горизонтальном положениях.
Основной принцип действия эксцентрикового захвата заключается в преобразовании подъемной силы в зажимающую. Сам груз создает необходимую нагрузку, соответственно, применение эксцентриковых захватов ограничено грузами, имеющими относительно твердую поверхность. Зачастую захваты эксцентриковые применяются для работы с металлическим листом (перемещение и подъем отдельного листа или стопки).
Винтовой захват
Винтовые захваты – это вариант струбцин, используемых для перемещения и кантования груза. Для эффективного применения узла производится фиксация груза вручную (действие винтовой передачи).
Создаваемая нагрузка исключает выскальзывание груза за счет силы трения. Уместны винтовые захваты в основном для грузов, поверхность которых достаточно твердая (металлический лист и прочий сортовой прокат). Для защиты груза могут быть установлены накладки, также увеличивающие площадь захвата (например, для работы с сэндвич-панелями).
Стропово-штыревой захват
Захваты штыревые применимы для работы со стропами (дистанционная расстроповка груза). Широкая вариативность захватов, тем не менее, ограничена требованиями наличия подвижного штыря, оттяжка которого и осуществляет расстроповку.
Захваты штыревого типа применимы для подъема стальных и железобетонных конструкций (строповка «удавкой»).
Захват коромыслового типа (захват-удочка)
Захваты удочки эффективны для подъема груза, имеющего сквозное отверстие, под которым можно установить несущий элемент поворотного типа (коромысло) – на него будет приниматься весь рабочий вес. Основные элементы конструкции – непосредственно коромысло и гибкий элемент (канатная или цепная стропа).
Также может быть применена и жесткая металлическая тяга. При наличии отверстия малого диаметра используется специальный трос для поворота коромысла. Подобные грузозахваты часто применяются для перемещения перекрытий и панелей, бетонных колец, бобин и кабельных барабанов.
Клиновой захват
Клиновые захваты подходят для перемещения груза, имеющего полость или круглое отверстие, в котором могут быть установлены распорные элементы. Подвижные распорные элементы и конусообразный клин помогут зафиксировать груз, не имеющий специальных монтажных петель.
Сам клиновой захват вводят в глухое или сквозное отверстие. Задача клина – расклинивание распорок, что и гарантирует надежность фиксации.
Магнитный захват
Достаточно простой, но востребованный вид захватных устройств. В основе работы лежит электромагнитный механизм, работающий с металлическими объектами и грузами. Особенностью применения магнитных захватов в этом случае выступает необходимость электропитания с подведением при помощи кабеля.
Магнитные захваты отлично подходят для перемещения/подъема плоских грузов, имеющих относительно небольшую массу. Для фиксации осуществляется активация магнита при подведении его к поверхности груза.
Вакуумный захват
Используют вакуумные захваты для создания области разряженного воздуха над поверхностью плоского груза, за счет чего и возникает сила притяжения между грузом и захватом. Ограничения применения устройства – особенности груза, который должен иметь воздухонепроницаемую, гладкую (желательно полированную) поверхность. Например, вакуумные захваты могут использоваться для транспортировки стекла, полированного мрамора, металлопроката.
Таким образом, характер некоторых грузов не допускает использования универсальных подъемных приспособлений. Это и стало фактором, указывающим на необходимость разработки широкого перечня типов грузозахватов.
Книга: Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
3.2. Съемные грузозахватные приспособления
Что называют съемным грузозахватным приспособлением?
Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединяющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снимается с крюка и отсоединяется от груза.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, траверсы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейферы, которые навешиваются на крюк крана.
Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных приспособлений?
Изготовление грузозахватных приспособлений должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.
Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.
Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.
Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?
Стропы бывают следующих видов:
· канатные, изготовляемые из стальных канатов;
· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.
Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В настоящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при большой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.
Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тяжелые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому необходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстильные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бывает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от порезов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.
Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?
Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:
Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.
Каких типов изготавливаются канатные стропы?
Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:
· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63. 20 т;
· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63. 32 т.
2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:
· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5. 32 т;
· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5. 32 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
Рис. 3.7. Канатные стропы:
а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.
Как устроены канатные стропы?
Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Рис. 3.8. Звенья стропов:
а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь
Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).
В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.
Какими способами может быть выполнена заделка концов каната при изготовлении стропов?
Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);
· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).
Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:
а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша для предохранения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
Каких типов изготавливаются цепные стропы?
Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:
· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 12,5 т;
· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5. 16 т;
· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0. 25 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции цепных стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).
Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:
1 — бирка; 2 — ветвь цепная
Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
· порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
Что такое захваты и их предназначение?
Много промышленных предприятий, крупных организаций, производств, род деятельности которых заключается в подъеме и перемещение в определенный пункт назначения крупногабаритных изделий требует дополнительных усилий, что не могут быть оказаны со стороны человека, так как масса груза может превышать несколько тонн, потому необходимы специальные механизмы, способствующие выполнению данных процессов.
Что такое захваты? Это металлическое прочное компактное приспособление различных видов и конфигурации, предназначенное для фиксации груза в определенном положении и его последующего перемещения, подъема. Иными слова захваты служат механизмом, что надежно удерживает груз на высоте некий промежуток времени. В качестве груза могут выступать крупногабаритные, хрупкие изделия также нестандартные грузы со смещенным центром тяжести и асимметричностью.
Захваты сокращают трудоемкость ручных процессов при проведении подъемно-транспортных операций. Дабы они выполняли широкий круг задач, производители могут совместить несколько разновидностей в одно приспособление, что в итоге выйдет комбинированным. При таких нестандартных решениях, с целью обеспечения безопасности, используется несколько приемов фиксации груза.
К примеру, штырево-строповые захваты необходимы для дистанционной расстроповки металлоизделий. Здесь благо стропам и использованию подвижного штыря совместно с оттяжкой происходит удаленная расстроповка груза. Такое применение наиболее актуально, когда грузом являются стальные, бетонные, железобетонные: тяжеловесные конструкции и технологические механизмы с методом строповки «на удавку».
Кроме захватов в данной категории приспособлений выступают траверсы, стропы, крюки, такелажные крючки, подвесы крюковые, блоки монтажные и многие другие механизмы, что представляют собой конструкцию, подвешиваемую на крюк грузоподъемного оборудования.
Дмитрий Высокий
814 просмотров
03 марта 2017 г.
Довольно часто у наших клиентов возникает вопрос: «А для чего вообще нужны эти ваши захваты?», и всегда этот вопрос вызывает недоумение. Ответ здесь всегда прост — чтобы облегчить Вашу работу!
Давайте разберемся что же такое грузозахваты. Грузозахваты — это съемные грузозахватные приспособления различных видов и конструкций, предназначенные для фиксации груза в определенном положении для последующего его подъема и перемещения.
В широком смысле, к грузозахватам можно отнести и стропы, крюки, такелажные точки и прочие приспособления, поскольку они также выполняют задачу фиксации и подъема грузов. Однако чаще всего под словом «грузозахват» подразумевают механическое приспособление, навешиваемое на крюк грузоподъемного механизма (крана, тали, лебедки и т. д.) призванное сократить трудоемкость ручных операций при проведении подъемно-транспортных работ.
В зависимости от принципа действия захвата можно выделить несколько их видов:
Современные грузозахватные приспособления довольно сложно отнести только к одному из этих видов, все чаще используются нестандартные решения при конструировании захватов. В связи с постоянным повышением требований безопасности, комбинированные грузозахваты, в работе которых реализованы несколько типов фиксации груза, теперь далеко не редкость. Однако описанные выше виды приспособлений в значительной степени отличаются друг от друга, поэтому мы остановимся на каждом из них более подробно.
Клещевые захваты
Клещевые (зажимные) грузозахватные приспособления в зависимости от исполнения конструкции могут работать с грузами различной геометрической формы. Захват представляет собой рычажную систему, фиксация груза осуществляется за счет обхвата свободными концами рычагов выступающих элементов груза, например головку рельса, полку балки, закраины бочки или непосредственно сам груз.
Разновидностью клещевых захватов являются фрикционно-зажимные приспособления. Удержание груза при их использовании осуществляется за счет силы трения, возникающей при сжатии груза или распора его изнутри прижимными элементами (лапами).
Захваты клещевого типа часто применяются для подъема и перемещения труб, бетонных блоков и сортового проката.
Вилочные захваты
Вилочные (лапчатые) грузозахватные приспособления предназначены для подхвата груза лежащего на подкладках и поддонах, имеющего специальные технологические отверстия, монтажные петли или полости. Особенностью захватов данного вида является положение груза при его подъеме и перемещении — центр тяжести груза должен находится на одной вертикали с точкой подвеса захвата на крюк грузоподъемного механизма, это обязательное условия для предотвращения самопроизвольного падения груза с лап. Для выравнивания центра тяжести используют противовесы, автоматически или вручную перемещаемые точки подвеса захвата, демпферные устройства и т. д.
Вилочные захваты применяют для компактного размещения пакетированных грузов, грузов на поддонах, а так же перемещения строительных материалов в горизонтальном положении (например бетонные кольца, бухты проволоки, лестничные пролеты и т. д.).
Эксцентриковые захваты
Эксцентриковые грузозахватные приспособления предназначены для захвата и перемещения плоских грузов в вертикальном или горизонтальном положении. Принцип действия захватов данного типа состоит в преобразовании эксцентриком подъемной силы в зажимающее усилие. Рабочие элементы груза создают значительную контактную нагрузку, поэтому их применение ограничивается работой с грузами с относительно твердой поверхностью. Наиболее часто эксцентриковые захваты применяются для подъема и перемещения листов металла различной толщины как по отдельности, так и стопками.
Современные эксцентриковые захваты выполняются как самозатягивающиеся (с принудительным подведением эксцентрика к поверхности груза при его подъеме), однако существуют так же захваты при работе с которыми необходим ручной первоначальный зажим груза с небольшим усилием.
Более подробно об эксцентриковых захватах читайте в нашей статье «Захваты для листов металла».
Винтовые (струбцинные) захваты
Струбцины в традиционном понимании это приспособления для крепежа различных деталей и максимально плотного соединения их между собой. Для винтовых приспособлений применяемых при проведении подъемно-транспортных работ основной функцией стали перемещение и кантование грузов.
Фиксация грузов осуществляется с помощью винтовой передачи вручную, при этом создается контактная нагрузка, которая за счет силы трения не позволяет грузу выскользнуть. Так как создаваемая нагрузка велика, применение струбцин обычно ограничивают использованием с грузами имеющими твердую поверхность, как правило это листы металлы и сортовой прокат. Для более бережного обращения изделия с грузами на рабочие органы захвата устанавливают накладки а также увеличивают их площадь, такое решение было реализовано при разработке захвата для сэндвич-панелей.
Штырево-строповые захваты.
О данном виде захватов мы писали ранее в статье «Штыревой захват замок Смаля», поэтому просто кратко напомним о принципе работы таких приспособлений.
Штыревые захвата используются только совместно со стропами и служат для удобной дистанционной расстроповки грузов. Конструкций захватов данного вида довольно много, отличительной особенностью захватов является наличие подвижного штыря, посредством оттяжки которого и производится удаленная расстроповка. Приспособление применяется при подъеме стальных, железобетонных конструкций и технологического оборудования способом строповки «на удавку».
Коромысловые захваты
Коромысловые грузозахватные приспособления применяются при работе с грузами имеющими сквозные отверстия, под которыми можно разместить поворотный, вокруг вертикальной или горизонтальной оси, несущий элемент (коромысло), воспринимающий вес груза. Как правило такое приспособление состоит из коромысла и гибкого элемента (канатного или цепного стропа), так же возможна реализация приспособления с жесткой металлической тягой. В случае если отверстие груза имеет небольшой диаметр или само коромысло имеет большой вес и не способно повернуться вокруг своей оси при установке/извлечении, применяют тросик для поворота коромысла снаружи.
Коромысловые приспособления используются при работе с железобетонными панелями и плитами перекрытий, бетонными кольцами, бобинами и кабельными барабанами, а так же аналогичными грузами имеющими технологические отверстия.
Клиновые захваты
Клиновые грузозахватные приспособления предназначены для подъема и перемещения грузов, имеющих полость (как правило это круглое отверстие) для взаимодействия с распорными элементами захвата. Конструкция захвата состоит из подвижных в горизонтальной плоскости распорных элементов и конусообразного клина.
Захваты данного типа сейчас применяются крайне редко, однако они могут быть хорошей альтернативой для работы с грузами не имеющими монтажных петель. Для подъема груза клиновой захват вводится в глухое или сквозное технологическое отверстие, при подъеме клин раздвигает распорные элементы и их зубья врезаются в стенки отверстия. Это происходит до тех пор, пока не наступит состояние равновесия, когда внутренние силы сопротивления растяжению (раскалыванию) будут равны внешней силе — весу груза, после чего происходит его подъем.
Магнитные захваты
Для работы с ферромагнитными грузами широко применяются электромагниты и захваты на основе постоянных магнитов. Магнитные захваты приспособлены для перегрузки стальных и частично чугунных изделий любой формы, при этом от формы груза и воздушного зазора зависит и грузоподъемность приспособления.
Для работы электромагнитов требуется подведение питания, которое, как правило, подводится от бортовой сети крана. Подвод электроэнергии к магниту осуществляется шланговым кабелем. При небольших высотах подъема кабель закрепляется петлеобразно, и при изменении высоты подъема изменяется его провис, при больших высотах подъема грузов на кране устанавливают кабельные барабаны, автоматически поддерживающие кабель с необходимым натяжением.
При работе с относительно небольшими по массе плоскими грузами более целесообразно использовать захваты на основе постоянных магнитов. Основным их преимуществом является независимость от внешних источников питания. Фиксация груза осуществляется посредством активации магнитного поля в момент нахождения захвата на поверхности груза. Активация магнитных силовых линий происходит с помощью ручки-переключателя или автоматического механизма.
Вакуумные захваты
Одним из наиболее современных грузозахватных приспособлений являются вакуумные захваты. Принцип работы захватов заключается в следующем — в установленной на поверхности груза камере создается область разреженного воздуха (вакуум), под действием атмосферного давления возникает сила взаимодействия (притяжения) между грузом и захватом. Для работы данным захватом есть ограничение — груз должен быть выполнен из относительно воздухонепроницаемого материала с гладкой поверхностью (стекло, прокат металла, полированный мрамор и т. д.).
Вакуумные захваты удобны для работы с грузами не имеющими точек крепления, при этом позволяют быстро произвести его захват и высвобождение, захват бережно относится к поверхности поднимаемого груза и осуществляет подъем не повреждая её. Конструкция захватов данного вида и характер их использования зависит от способа создания разрежения в вакуумной камере и методов её девакуумизации.
Многие из описываемых выше грузозахватных приспособлений Вы можете купить у нашей компании, также мы изготавливаем приспособления по чертежам Заказчика. Специалисты нашего конструкторского отдела постоянно проводят работу по разработке новых приспособлений с целью совершенствования техники подъема.