для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

Для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искамОбзор документа

Письмо Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 02-07-10/31264 О формировании резерва по претензиям, искам

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 СГС «Резервы» единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов определяются в рамках формирования учетной политики субъектом учета таким образом, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации о резервах.

Принимая во внимание изложенное, субъект учета вправе установить самостоятельно особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения юридической службы.

Аналогичные разъяснения представлены в Методических рекомендациях по применению СГС «Резервы», письмом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.

Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить.

В соответствии с пунктом 9 СГС «Резервы», резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:

— у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

— для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;

— размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

— момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

При этом резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

Для целей создания резерва следует исходить из того, что неустойка за просрочку арендных платежей является дополнительным ничем не обеспеченным обязательством субъекта учета, имеющим одинаковую вероятность его исполнения одновременно с исполнением основного обязательства по уплате задолженности по арендным платежам.

С учетом изложенного, в случае если на момент получения уведомления о принятии к судебному производству иска о взыскании задолженности и неустойки по несвоевременной уплате арендных платежей в бухгалтерском учете арендатора обязательства (кредиторская задолженность по аренде) признаны согласно СГС «Аренда» в полном объеме, то резерв признается на сумму предъявляемой неустойки как дополнительно возникшего потенциального обязательства, которое ранее не было учтено.

При этом стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в статье 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статья 98 ГПК РФ).

С учетом изложенного, общая величина судебных расходов по оспоримому исковому требованию на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству, по мнению Департамента, не может быть расчетно-документально оценена.

Таким образом, информация о судебных расходах на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству подлежит раскрытию субъектом учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве условного обязательства (пункт 34 СГС «Резервы») без признания резерва.

В соответствии с пунктом 121 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 г. N 162н, формирование сумм резервов по претензиям, искам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 04012029Х* «Расходы экономического субъекта» и кредиту счета 04016029Х* «Резервы предстоящих расходов».

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

* В соответствии с Порядком применения классификаций операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н.

Обзор документа

Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.

Субъект учета вправе установить самостоятельно особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения юридической службы.

Разъяснено, как формируется резерв по исковому требованию о взыскании задолженности по арендной плате (при оспаривании арендодателем величины задолженности).

Источник

Резерв по искам и претензиям: основные правила формирования

для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Смотреть картинку для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Картинка про для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам. Фото для чего создают резерв по претензионным требованиям и искам
AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Резерв предстоящих расходов по претензиям, искам – это суммовое выражение предполагаемых размеров требований. То есть при предъявлении к учреждению претензий / исков, ему целесообразно иметь резерв на их оплату.

До 1 января 2020 г.

Рассматриваемый вид резерва далеко не новый: Инструкция № 157н с 2014 года предусматривает порядок учета в том числе таких резервов, а об обязательном формировании резерва по искам и претензиям Минфин России высказывался еще в 2016 году. Порядок его формирования устанавливался учетной политикой учреждения.

С нынешнего порядок формирования резервов предстоящих расходов регулирует Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», которым теперь закреплена обязанность учреждений по формированию резерва при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного/ внесудебного рассмотрения претензий. С введением Стандарта появились и достаточно понятные правила создания резерва по претензиям и искам и дата его признания.

Решающим при определении необходимости создания резерва, а также даты его признания и размера будет мнение юридической службы учреждения. Именно эти специалисты должны ответить на два вопроса:

Предусмотреть особенности признания суммы резерва и то, как будет организовано поступление в бухгалтерию необходимой информации, – задача бухгалтера. Он должен определить в учетной политике / график документооборота:

Указания Минфина, разъяснения и ответы на самые важные вопросы по применению Стандарта «Резервы_» – в нашей специальной Памятке. Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Стандарт обязывает признавать резерв в полной сумме претензионных требований и исков. Однако учреждение вправе установить особенности признания суммы резерва, например, с учетом того же экспертного мнения штатных юристов. Так, при оценке выставленного иска или предъявленной претензии можно учитывать степень вероятности положительного исхода судебного разбирательства и формировать резервы только по тем исковым требованиям, по которым такая вероятность мала. То есть чем выше вероятность выиграть спор, тем меньше будет сумма резерва. Например, по оценке юристов, перспектива выиграть спор на сумму 100 000 руб. составляет 80%, значит, резерв формируется на сумму, которую отсудить, скорее всего, не получится, – 20 000 руб.

В целом, с учетом позиции штатных юристов по вышеуказанным вопросам, порядок формирования резерва по претензиям, искам выглядит так:

Этап 1. Будем ли оспаривать претензию? Есть ли вероятность положительного исхода спора?

Да, будем оспаривать, велика вероятность выиграть спор

Нет, спорить не будем

Что признаем в учете

Отразить в Пояснительной записке!

Обычное обязательство перед контрагентом

Этап 2. Принято решение оспаривать претензию.

Будем применять досудебный порядок урегулирования спора или пойдем в суд?

Будем решать спор ДО суда

Будем спорить в суде

Что признаем в учете

Дата получения претензии

Дата уведомления о принятии иска судом

В каком размере признаем

В полной сумме претензии / иска

В части суммы претензии / иска, определенной в порядке, установленном учетной политикой

Обратите внимание: изложенный механизм применим только в отношении претензий / исков, предъявленных учреждению. Для резервов по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, установлен иной порядок.

Источник

Министерство финансов Российской Федерации: Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора № 124н от 30.05.2018 Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах

приказом Министерства финансов

от 30.05.2018 N 124н

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер N 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918).

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

4. Настоящий Стандарт не применяется в отношении:

а) публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

б) обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а также по выплатам персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

г) затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем);

д) резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам, и иных резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В целях настоящего Стандарта используются следующие термины в указанных значениях.

— время начала исполнения плана (программы) реструктуризации деятельности организации, сроки проведения реструктуризации деятельности;

— вид деятельности (отдельные направления вида деятельности) и (или) структурное подразделение (часть структурного подразделения), подлежащие реструктуризации, и его местонахождение;

— основные мероприятия по реструктуризации деятельности;

— примерную численность персонала (сотрудников), их должности, с указанием функциональных обязанностей, которым будет выдана компенсация в связи с прекращением обязательств субъекта учета, перечисленных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Стандарта;

— размер обязательств, которые возникнут в результате проведения мероприятий по реструктуризации деятельности;

— сроки доведения информации до лиц, права которых затрагиваются в ходе предстоящей реструктуризации деятельности.

III. ПРИЗНАНИЕ РЕЗЕРВОВ

7. Единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов определяются в рамках формирования учетной политики субъектом учета таким образом, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации о резервах.

8. Учет резервов осуществляется получателями бюджетных средств, государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, а также органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами в случае поступления исполнительных документов в порядке субсидиарной ответственности.

9. Резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:

— у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

— для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;

— размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

— момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

10. Резерв по гарантийному ремонту признается в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику (покупателю) на условиях осуществления согласно договору гарантийного ремонта и (или) текущего обслуживания, осуществляемых субъектом учета по требованию заказчиков (покупателей).

11. Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

12. Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, не признается в бухгалтерском учете в случае отсутствия претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) предъявления судебного акта, основания для обжалования которого отсутствуют. В указанном случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

13. Резерв по реструктуризации признается при соблюдении общих критериев признания резервов, установленных в пункте 9 настоящего Стандарта, и в случае, когда субъект учета:

а) располагает планом (программой) реструктуризации деятельности;

б) своими действиями и (или) заявлениями создал у лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности, обоснованные ожидания, что план (программа) реструктуризации деятельности будет реализован в обозримом будущем.

Резерв по реструктуризации признается на более раннюю дату из следующих дат:

а) на дату доведения субъектом учета основных положений мероприятий по реструктуризации деятельности, предусматривающих их реализацию в обозримом будущем, до сведения лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности;

б) на дату начала реализации субъектом учета мероприятий по реструктуризации деятельности.

14. Резерв по убыточным договорным обязательствам признается на дату подтверждения финансово-экономическим обоснованием, составленным субъектом учета, убыточности дальнейшего исполнения договора, условия исполнения которого изменились по независящим от субъекта учета причинам (превышения расходов на исполнение обязательств по договору, цена которого была самостоятельно установлена субъектом учета исходя из условий безубыточности и самостоятельного покрытия расходов, над экономическими выгодами, планируемыми к получению от исполнения такого договора). По договорам, исполнение которых субъект учета вправе прекратить в одностороннем порядке без санкций, превышающих полученные экономические выгоды от исполнения договора, резерв по убыточным договорным обязательствам не формируется.

15. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается:

— на дату признания в бухгалтерском учете в соответствии с положениями федерального стандарта «Основные средства» объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору (соглашению) о его приобретении (создании, пользовании) предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46518).

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

— на дату признания в бухгалтерском учете в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» права пользования земельным участком, полученным в аренду (безвозмездное пользование), условиями эксплуатации которого по договору аренды (безвозмездного пользования) или в силу законодательства Российской Федерации предусмотрено его восстановление.

(абзац введен Приказом Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г., регистрационный номер 46606).

(сноска введена Приказом Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

IV. ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПРИ ПРИЗНАНИИ

16. Резерв признается в сумме расчетно-документальной обоснованной оценки субъекта учета, проведенной на отчетную дату, либо на иную дату признания резерва, установленную в соответствии с настоящим Стандартом.

17. В случае если предполагаемый срок исполнения обязательства, по которому сформирован резерв, превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты, сумма резерва определяется с учетом дисконтирования его величины. В качестве ставки дисконтирования используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на отчетную дату, на которую составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

18. При оценке величины резерва не принимаются в расчет:

— суммы налогов, подлежащие уплате в связи с исполнением обязательства;

— суммы ожидаемых встречных требований или суммы требований к другим лицам в возмещение расходов, планируемых при исполнении обязательства;

— поступления, ожидаемые от выбытия активов, связанных с исполнением обязательства.

19. В случае если при исполнении обязательства, по которому сформированы резервы, планируется поступление экономических выгод по встречным требованиям или требованиям к другим лицам, такие требования признаются в бухгалтерском учете в качестве самостоятельных активов. При этом величина сформированного резерва в целях исполнения обязательства не должна быть менее величины указанных активов (величины планируемых поступлений экономических выгод).

20. Обязанность субъекта учета, по которой он несет солидарную ответственность, признается резервом в той части, по которой исполнение обязательства, возникшего при наступлении ответственности, потребует выбытия активов субъекта учета.

21. Порядок расчета резерва по гарантийному ремонту устанавливается субъектом учета самостоятельно в рамках формирования его учетной политики.

22. Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.

23. Резерв по реструктуризации оценивается в сумме обязательств, возникающих вследствие реализации мероприятий по реструктуризации деятельности без учета обязательств, связанных с текущей деятельностью субъекта учета, в том числе обязательств по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению.

24. Резерв по убыточным договорным обязательствам оценивается в размере ожидаемого превышения затрат на исполнение договора над экономическими выгодами от его исполнения, подтвержденного финансово-экономическим обоснованием исполнения договора.

25. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается:

— в сумме планируемых обязательств по демонтажу, расчетно (документально) подтвержденных субъектом учета на момент принятия объекта основных средств к учету, и (или) в сумме обязательств по восстановлению участка, на котором расположен принимаемый к учету объект основных средств;

— в сумме резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, отраженной в передаточных документах при признании объекта основных средств, полученного субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта.

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

Одновременно с резервом на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации субъектом учета признаются в составе объектов учета нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

V. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ

26. Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и, при необходимости, корректировке до текущей обоснованной оценки на годовую отчетную дату и (или) на дату составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации субъекта учета.

Изменения в стоимостной оценке резервов, за исключением резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, относятся на финансовый результат текущего периода.

Изменения в стоимостной оценке резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, не связанные с приближением срока исполнения обязательства, относятся на увеличение или уменьшение стоимости будущих расходов на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации относятся на расходы (на уменьшение финансового результата) текущего периода равномерно в течение срока полезного использования основного средства, в отношении которого признан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

27. Стоимостная оценка дисконтированных резервов определяется с учетом ее увеличения в связи с приближением срока исполнения обязательств. Указанное увеличение признается в качестве процентного расхода текущего периода.

Стоимостная оценка дисконтированных резервов пересчитывается в связи с изменением ставки дисконтирования на годовую отчетную дату. Указанное изменение стоимостной оценки дисконтированных резервов признается в качестве процентного расхода текущего периода.

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

28. Резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан, если иное не установлено настоящим Стандартом.

29. В случае избыточности суммы признанного резерва или в случае прекращения выполнения условий признания резерва, неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов (финансового результата) текущего периода.

30. В случае недостаточности суммы признанного резерва разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами (затратами) текущего периода.

31. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации списывается в случае изменения условий использования объекта основных средств, предусмотренных договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), в результате которого у субъекта учета более не возникает обязанность по осуществлению расходов на демонтаж и (или) вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором данный объект расположен. Балансовая стоимость будущих расходов на демонтаж и вывод указанного объекта основных средств из эксплуатации, учитываемых в составе нефинансовых активов на момент принятия решения о списании резерва на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, относится на уменьшение ранее сформированного резерва. Разница между балансовыми стоимостями резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации и будущих расходов на демонтаж и вывод из эксплуатации относится на финансовый результат текущего периода.

В случае выбытия объекта основных средств, по которому был создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, при передаче другой организации бюджетной сферы, одновременно подлежит передаче сумма указанного резерва и сумма будущих расходов на демонтаж и вывод передаваемого объекта основных средств.

(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 242н)

VI. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗЕРВАХ

32. В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе Пояснительной записки по каждому виду резервов раскрывается следующая информация:

а) сумма резерва на начало и конец отчетного периода;

б) сумма изменений (увеличений, уменьшений) величины резерва в структуре оснований:

— приращения дисконтированной стоимости резерва за отчетный период в связи с приближением срока исполнения обязательства, под которое был сформирован резерв, а также влияния любых изменений ставки дисконтирования;

— восстановления неиспользованных и излишне начисленных сумм резерва;

в) краткое описание оснований создания резерва и ожидаемые сроки его использования;

г) указание на признаки неопределенности в части момента предъявления требования об исполнении обязательства и (или) его размера;

д) сумма ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении соответствующего обязательства, признанных самостоятельным активом (с указанием наименования актива).

33. Данные о суммах созданных резервов отражаются в составе бюджетной информации субъекта учета.

VII. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛОВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

И УСЛОВНЫХ АКТИВАХ В БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Обязательство, по которому субъект учета несет солидарную ответственность, и исполнение которого потребует выбытия активов субъекта учета только в случае отказа в исполнении другими участниками солидарной ответственности, признается условным обязательством.

35. В бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки данные об условных обязательствах, формирующие существенную информацию, в том числе:

а) краткое описание условных обязательств;

б) оценка влияния условных обязательств на финансовые показатели.

37. В бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки данные об условных активах, формирующих существенную информацию, в том числе:

а) краткое описание условных активов;

б) оценка влияния условных активов на финансовые показатели.

38. Стоимостная оценка условных обязательств и условных активов не производится.

39. В случаях, когда обязательство частично квалифицируется как резерв, а частично как условное обязательство, информация об условном обязательстве раскрывается в увязке с информацией о соответствующем резерве.

VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАНДАРТА

ПРИ ЕГО ПЕРВОМ ПРИМЕНЕНИИ

40. На дату первого применения Стандарта резервы признаются в следующем порядке:

— резерв по гарантийному ремонту признается по договорам, по которым были переданы товары, продукция, результаты работ и срок гарантийного обслуживания на дату применения Стандарта еще не истек;

— резерв по претензиям, искам признается в отношении оспоримых исковых требований, принятых к судебному производству, в соответствии с пунктом 22 настоящего Стандарта;

— резерв по реструктуризации признается в отношении обязательств, соответствующих положениям пунктов 9 и 13 настоящего Стандарта, в сумме прямых затрат, возникающих вследствие реструктуризации деятельности, за вычетом уже признанных на отчетную дату затрат по реструктуризации деятельности;

— резерв по убыточным договорным обязательствам признается в отношении договоров, незавершенных на дату первого применения Стандарта, в сумме превышения затрат по исполнению договора, планируемых с даты первого применения Стандарта, над ожидаемыми экономическими выгодами по исполнению договора;

— резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается в отношении объектов основных средств, учитываемых субъектом учета на балансовых счетах учета нефинансовых активов, в случаях если обязанности по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации были предусмотрены договором купли-продажи, либо если такие затраты являются условием использования объекта. Одновременно с признанием резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признаются в составе объектов нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

41. Результаты начисления резервов при первом применении Стандарта раскрываются в бухгалтерской (финансовой) отчетности как корректировка входящих остатков в том периоде, в котором положения настоящего Стандарта были применены впервые.

42. Информация об условных обязательствах и условных активах раскрывается в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, в котором настоящий Стандарт был применен впервые.

Ретроспективное применение и пересчет сравнительной информации не требуются.

ВНИМАНИЕ!

Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *